Агроагрегаторы - инновационный инструмент развития сельского хозяйства

Старовойтова Н.П.

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:



Введение. Обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией является одной из стратегических целей Доктрины продовольственной безопасности РФ [ 8 ].

В этой связи в субъектах Российской Федерации реализуется государственная аграрная политика в сфере поддержки и развития инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции. В последние годы большое внимание уделяется вопросам оказания государственной поддержки производителям фермерской продукции [ 3 ]. Так, регионы получили полномочия разрабатывать и принимать региональные программы, направленные на: увеличение инфраструктурных каналов реализации фермерской продукции; создание предприятий, деятельность которых направлена на закупку, подработку, переработку, хранение и сбыт сельскохозяйственной продукции.

Кроме этого, комитет по аграрным вопросам Государственной Думы 1 сентября 2024 г. одобрил поправки к закону «О развитии сельского хозяйства» [ 9], которые устанавливают новое направление господдержки — развитие инфраструктуры реализации региональной фермерской продукции через создание агроагрегаторов. Чтобы помочь фермерам реализовать свою продукцию, в регионах предлагается создавать агроагрегаторы. Речь идет о предприятиях, которые освободят фермеров от допродажной подготовки сельскохозяйственной продукции, необходимости заниматься поиском покупателей и оформлением документов и возьмут решение этих вопроса на себя [ 1 ]. В качестве агрегатора фермерской продукции может выступать юридическое лицо, учредителем которого является субъект Российской Федерации.

Целью данной статьи является выявление основных проблем развития малых форм хозяйствования, которые связаны с реализацией производимой ими сельскохозяйственной продукции.

Основная часть. Рассмотрим традиционные каналы сбыта сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования, которые представлены на рис. 1

Рис. 1 Традиционные каналы сбыта сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования. Источник: составлено автором

В большинстве случаев фермеры преодолевают десятки километров, чтобы привезти свои продукты питания на рынок, а транспортные расходы значительно уменьшают прибыль от продаж. Отсутствие каналов сбыта одна из глобальных проблем малых форм хозяйствования, хотя именно они производят более 30 процентов всей валовой сельхозпродукции, но при этом имеют минимальный объем государственной поддержки.

Сегодня для производителей малых форм хозяйствования основной канал сбыта – это сельскохозяйственные рынки. Но и здесь появились значительные проблемы, если в 2010 году в нашей стране было около семи тысяч рынков, а сегодня их осталось не больше тысячи. Этот канал сбыта перестает быть прибыльным, так как этот рынок завоевали оптовики-перекупщики.

Необходимо отметить, что за последние десятилетия произошли серьезные преобразования в формировании институциональной структуры торговли продовольствием в стране. Суть состоит в том, что изменилась архитектура всей системы продвижения товаров от их производителей до конечного потребителя, связанная с активным захватом потребительского рынка крупными торговыми сетями, количество которых с каждым годом растет, в отличие от сельскохозяйственных рынков [ 4 ]. Однако, укрупнение торговых структур - это объективный процесс, связанный с глобализацией экономических процессов.

Далее в статье рассматривается потребительский рынок омского региона, который представлен крупнейшими федеральными торговыми сетями: «Лента», «Магнит», «Пятёрочка», «METRO», «Ярче!» «Ашан», а также торговыми сетями регионального уровня: «Низкоцен», «Победа, «EUROSPAR».

На начало 2024 года в Омской области насчитывалось 8,6 тыс. организаций торговли, в том числе 71% – это организации оптовой торговли, 21% – розничной, 8% – реализующие автотранспортные средства и мотоциклы. В сфере торговли занята значительная часть населения Омской области: в 2023 году в ней трудилась одна десятая работников организаций региона. Весомое место в торговле занимает малый бизнес. На его долю приходилось 40% оборота оптовой торговли региона и 39% оборота розничной торговли.

На территории Омского региона зарегистрировано 35 тыс. организаций и 43,4 тыс. предпринимателей из них 25% и 41% соответственно занимаются сферой торговли. Оборот розничной торговли Омской области в динамике по годам представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Оборот розничной торговли Омской области по годам, (млрд. руб.)

Все товары
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
344,0
400,7
429,8
480,2
Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия
159,2
190,2
198,1
211,7
Непродовольственные товары
184,8
210,5
231,7
268,5
Источник: Составлено автором

В омском регионе также отмечается рост торгового оборота на душу населения, если в 2020 году он составлял 13,3 тыс. руб. в месяц, то в 2023 году он значительно вырос и составил 21,9 тыс. руб. в месяц. Если рассмотреть долю продаж через розничные торговые сети в общем обороте розничной торговли в целом по России, то в 2023 году этот показатель снизился и составил 36,1 % против 38,7% в 2021 году. В Сибирском Федеральном округе также, наблюдается отрицательная динамика, в 2023 году оборот розничных торговых сетей в общем обороте розничной торговли составил 40,6 % против 42,4 % в 2021 году. В Омской области напротив сетевая торговля развивается опережающими темпами, прирост в 2023 году составил 42,9% против 39,7% в 2021 году [ 6 ].

В целях расширения возможностей прямого взаимодействия местных производителей и конечных потребителей на территориях хозяйствующих субъектов вводятся альтернативные формы торговли: специализированные магазины, сельскохозяйственные оптовые рынки; выставки и ярмарки и др. [ 5 ]. Альтернативные формы торговли с участием фермерских хозяйств оказывают содействие фермерским хозяйствам и сельским жителям в реализации выращенных продуктов питания. Необходимо отметить, что доля розничной торговли через такие формы торговли набирает обороты и к 2024 году увеличилась в 2,9 раза.

В последнее время стремительно развиваются цифровые торговые платформы - маркетплейсы. Однако со стороны государства данные каналы сбыта продовольствия в полной мере не координируются. По данным Росстата, доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли набирает обороты. В целом, доля товарооборота через федеральные цифровые торговые платформы – маркетплейсы с каждым годом возрастает, что негативно влияет на развитие местной розничной торговли. На рис. 2 наглядно демонстрируется этот процесс.

Рис. 2 Доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли, %. Источник: составлено автором на основе [6]

Возросшая тенденция монополизации торговли продуктами питания привела к тому, что цены в супермаркетах стали мало зависеть от цен производителей. Стремительное завоевание потребительского рынка федеральными розничными торговыми сетями стало социально-экономическим препятствием и вызвало конфликт интересов между мелкими производителями продовольствия и крупными торговыми сетевыми структурами. Негативные последствия этого процесса ограничили доступ продукции малых хозяйственных форм на прилавки этих сетевых структур, им очень трудно адаптироваться к их жесткой централизованной структуре. Торговые сети предпочитают сотрудничество с поставщиками, способными предоставить разнообразный ассортимент готовых продуктов питания в крупных объемах [ 7, 2 ].

В ходе исследования данной проблемы были выявлены ряд барьеров для входа фермерской продукции на прилавки торговых сетевых структур, которые представлены на рис. 3.

Рис. 3 Барьеры входа фермерской продукции на прилавки торговых сетевых систем. Источник: составлено автором

Кроме того, из-за небольших размеров бизнеса и высокой себестоимости продукции фермерам трудно конкурировать по цене, многие сталкиваются с трудностями при ведении документооборота, слабо разбираются в вопросах логистики. Местные производители нередко подвергаются еще и искусственным ограничениям со стороны торговых сетей. Речь идет об установлении сетями определенного бонуса за позиционирование товара на полках торговых предприятий, а производители не могут за это платить. Торговые сети берут на реализацию продукцию с большим сроком годности, однако местные товаропроизводители, выпускающие продукты из натурального сырья, никак не могут предоставить молочные, мясные и другие продукты, хранящиеся по 1,5—2 месяца [ 4 ].

В условиях существующих экономических разногласий между мелкими производителями и крупными торговыми сетями государство стремится не обострять конфликтную ситуацию, а, применяя методы регулирования, формировать условия для сотрудничества, поэтому появление нового инфраструктурного звена в логистической системе сбыта в виде агроагрегатора - это движение в правильном направлении. Агроагрегаторные площадки существенно помогут малым сельхозпроизводителям со сбытом продукции, обеспечивая стабильные каналы сбыта и доступ, в федеральные и региональные торговые сети.

Агроагрегаторы представляют собой инновационный инструмент, способствующий развитию сельского хозяйства. Они не только оптимизируют логистику и сбыт продукции, улучшают доступ фермеров к ресурсам, рынкам, но и предоставляют малым сельхозпроизводителям возможность использовать передовые агротехнологии и маркетинговые инструменты. В данной ситуации агроагрегаторы могут сыграть ключевую роль в установлении связи между фермерами и конечными потребителями, тем самым сформировать более эффективные и прибыльные цепочки поставок.

Их деятельность позволит создать более прозрачную и результативную систему поставок, что особенно значимо в условиях глобальных экономических изменений и усиливающейся конкуренции на мировом рынке продовольствия. В направлении создания на своих территориях агроагрегаторных площадок ряд субъектов Российской Федерации достигли значительного прогресса. Первопроходцы в данном направлении - Липецкая и Тульская области. На базе крупной торговой сети в Тульской области создали агроагрегатор, который приобретает продукцию у фермеров и мелких сельскохозяйственных производителей, решает вопросы с транспортной логистикой и оформлением договоров, занимается упаковкой, подработкой, сортировкой, маркировкой, обработкой и хранением товара. Этот новый комплекс по переработке покупает немытые и неоткалиброванные сельскохозяйственные продукты питания, затем доводит их до сетевых стандартов и реализует.

Второй агроагрегатор функционирует в Липецкой области на базе организации, которая занимается транспортной логистикой, закупает продукцию у фермеров, снабжает торговые сети, а также поставляет свежие качественные фермерские продукты в систему социального питания образовательных учреждений. Пилотные проекты действуют с лета 2023 года и показывают прирост поставок экологически чистых фермерских продуктов в торговые сети.

Выводы и предложения. Изучив накопленный опыт, предлагается использовать агроагрегаторы для снабжения продуктами питания в нескольких направлениях: розничные торговые сети, социальное питание, специализированные магазины фермерских продуктов. Схема взаимодействия и виды экономического и социального эффекта от реализации новой формы сбыта товарных потоков и обеспечение потребителей местными продуктами питания через агроагрегаторные площадки представлена на рис.4.

Рисунок 4 - Схема взаимодействия и виды экономического и социального эффекта Источник: составлено автором

Создаваемые агроагрегаторы должны обеспечивать всестороннюю поддержку фермеров на всех этапах — «от поля до полки», создавать транзит продукции на региональные агроагрегаторные площадки для мойки, фасовки, упаковки, а также для последующей транспортировки в точки продаж или потребления в систему социального питания. Если механизм транспортной логистики и допродажной подготовки продовольствия будет четко выстроен, это облегчит труд фермеров и предоставит им новый эффективный механизм для реализации продукции. Повысит прибыль и устранит неэффективных посредников при создании продовольственных сбытовых цепочек.

Для расширения возможностей прямого взаимодействия малых форм хозяйствования с конечными потребителями в муниципальных районах целесообразно создавать закупочно-сбытовые кооперативы. Данные кооперативы будут способствовать накоплению продукции малых и средних предприятий, а также организации ее транспортировки на агроагрегаторные площадки. Такой подход позволит устранить услуги многоступенчатого посреднического звена, что позволит увеличить долю малых форм хозяйствования в конечной цене до 40 %. Такие кооперативы смогут воспользоваться мерами господдержки: гранты, субсидии на закупку оборудования, кредиты и другими формами государственной помощи, действующие для сельхозпроизводителей.

Для увеличения объемов реализации местных продуктов питания на региональном рынке и поддержки малых форм хозяйствования необходимо внедрять новые инновационные подходы, которые позволят населению приобретать свежую качественную продукцию, региональных товаропроизводителей. Важно направить работу федеральных торговых структур на поиск взаимовыгодных логистических каналов реализации товаров местного производства.

В последние годы правительство Омской области активно внедряет новые инфраструктурные звенья продовольственного рынка, создаются производственно-логистические центры, внедряются современные инструменты инфраструктуры рыночной информации, расширяются формы ярмарочной деятельности, проводятся всероссийские выставки и других мероприятий по расширению инвестиционной привлекательности региона.

Таким образом, принципиально новый инфраструктурный комплекс реализации фермерской продукции виде агроагрегаторных площадок создаст благоприятные условия для региональных малых форм хозяйствования реализовывать свою продукцию, обеспечит выход на федеральные торговые структуры и откроет дополнительный канал сбыта в систему социального питания. В целом, повысит удовлетворенность населения в качественных продуктах питания местного производства.

Успешный опыт создания агроагрегаторных площадок в агропищевом кластере региона способствует развитию перерабатывающей промышленности за счет новых предприятий, занимающихся первичной переработкой, хранением и заготовкой сельскохозяйственной продукции, а также позволит формировать резервные запасы продовольствия. Новый государственный инструмент развития сферы агропромышленного комплекса будет способствовать достижению показателей продовольственной безопасности, и является новым импульсом развития сельского хозяйства.


Страница обновлена: 11.12.2024 в 11:37:31