Динамика институционального развития стран БРИКС и их роль в современном миропорядке

Ведерникова Е.В., Руденко М.Н.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать:
Ведерникова Е.В., Руденко М.Н. Динамика институционального развития стран БРИКС и их роль в современном миропорядке // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 8. – doi: 10.18334/ecsec.7.8.121617.



Введение. Значимость стран БРИКС в современном мире, очевидно возрастает, однако в условиях антироссийских санкций говорить о фундаментальном изменении миропорядка в их пользу пока ещё рано. Западные страны достаточно сильны и их экономики являются ведущими, в то время как между отдельными странами БРИКС существуют глубокие противоречия. Между тем, официальное присоединение новых стран (Египет, Иран, ОАЭ, Эфиопия) к БРИКС в январе 2024 г. демонстрирует о растущем авторитете объединения и потенциальных возможностях его влияния на изменение мирового порядка [14]. Участие в БРИКС становится:

– во-первых, знаком качества национальных – суверенитета и безопасности [1; 17], поскольку страны-участницы действуют в своих собственных интересах и не принимают незаконные санкции против каких-либо государств;

– во-вторых – пропуск в новый миропорядок, который будет формироваться в контексте диалога действительно независимых и автономных участников международных отношений с синхронизацией национальных интересов [13].

Процессы расширения и институционализации БРИКС, а также его влияние в мире закономерно связаны с глобальными изменениями политической и экономической ситуаций. Завершение однополярного мира обусловлено появлением новых центров силы, идеологии и культуры. Особенностью этой структуры является отсутствие в ней европейских государств. В связи с чем, наблюдается тенденция новой реальности, в которой отмечается лидерство основных стран БРИКС – Китая, Индии и России [23]. Если рассматривать БРИКС в контексте конкуренции в мировом развитии и общей архаичности международных отношений, то и здесь можно увидеть определенные предпосылки, поскольку БРИКС прирастает государствами из тех регионов мира, которые считаются активно развивающимися и не входят в традиционный «пул» западных экономик. С этой позиции в рамках БРИКС может быть реализован очевидный запрос развивающихся экономик на оптимальную защиту своих интересов и безопасности, на преодоление санкций и барьеров [24].

Цель исследования – изучить динамику институционального развития стран БРИКС и их роль в современном миропорядке.

Задачи исследования:

– рассмотреть институционализацию БРИКС в контексте влияния стран-участниц на современный миропорядок;

– проанализировать макроэкономические показатели стран БРИКС, определяющие их уровень экономической (национальной) безопасности.

Научная новизна работы. На основе проведенного исследования установлено, что интенсификация сотрудничества стран БРИКС заключается в синхронизации собственных интересов в сфере национального развития и безопасности для последующего достижения целей экономического роста в процессе изменения миропорядка.

Практическая значимость работы определяется тем, что основные положения исследования могут быть применены государственными и частными структурами стран БРИКС в целях более широкого спектра экономического сотрудничества, расширения взаимодействия с заинтересованными сторонами и другими интеграционными объединениями.

Институционализация БРИКС в контексте влияния стран-участниц на современный миропорядок. Термин БРИКС относится к группе из пяти стран – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Первый саммит этого альянса в 2009 г. вызвал неоднозначный дискурс о его геополитическом и геоэкономическом значении. Многие эксперты рассматривают его как новый политический мировой порядок и сдвиг власти от «глобального Севера» к «глобальному Югу» [26; 27].

На стран-участниц приходится почти половина населения мира, и «отчеты БРИКС свидетельствуют, что их совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) составляет 31,5%, что превышает вклад стран G-7 (неформальный международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Францию, Японию и США) в 30,7%» [20]. Несмотря на свои различия в политических, экономических и культурных резервах, страны БРИКС запустили Новый банк развития (НБР) с начальными инвестициями в размере 50 млрд. долл. США [16], чтобы стимулировать свою большую интеграцию, и укреплять свои позиции на международной арене.

Первоначально БРИКС был признан передовым экономическим форумом, но его фокус сместился после российско-украинского конфликта, начавшегося в 2014 г. В настоящее время форум рассматривает такие важные вопросы, как торговля, финансы, изменение климата, суверенитет, безопасность, а его влияние распространяется на формирование мирового экономического ландшафта. В результате он бросает вызов доминированию стран, поддерживаемых Всемирным банком (WB) и Международным валютным фондом (IMF) [18].

Главной особенностью, объединяющихся стран БРИКС является их разнообразие. Каждая страна-участница привносит в форум уникальный набор экономических и политических структур, что создает богатую палитру интересов и перспектив. К примеру, Бразилия является крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, в то время как Россия является ведущим экспортером энергоносителей. Индия является развивающейся экономической державой с большим и растущим средним классом, в то время как Китай является глобальной экономической и производственной сверхдержавой. Южная Африка, тем временем, является ведущим игроком в горнодобывающей промышленности. Это разнообразие укрепило БРИКС в изучении своих ресурсов и практического опыта для решения общих задач собственного пути развития.

Что касается новых членов, то включение Египта в БРИКС важно по следующим причинам:

– это поможет диверсифицировать альянс и сделать его более представительным в мировой экономике;

– это предоставит Египту доступ к широкому спектру ресурсов и рынков в странах БРИКС.

Учитывая стратегическое расположение Ирана в центре «Шелкового пути» с историческими тропами и морскими путями в Индию, Китай и Восточную Африку, его членство в региональном альянсе имеет важное значение [10]. Очевиден и тот факт, что Иран получит выгоду от полноправного членства в БРИКС по двум направлениям: повышение легитимности, несмотря на внутренние беспорядки и многолетние санкции, а также расширение торговли с растущими экономиками.

Значительный опыт ОАЭ в таких секторах, как технологии, финансы, туризм, логистика, стартапы и возобновляемая энергия дополнят существующие сильные аспекты стран БРИКС, и будет способствовать более интенсивному сотрудничеству и синергии [15]. Однако, ОАЭ придется сбалансировать свою приверженность БРИКС с устоявшимся партнерством с США в сфере безопасности, инвестиций и торговли.

Эфиопия может многое выиграть от членства в БРИКС, поскольку знания бразильцев и китайцев в области сельскохозяйственного производства и его эффективности могут сыграть огромную роль в повышении способности эфиопов производить продукты питания, и в конечном итоге стать поставщиком продовольственной безопасности для Африки и, возможно, для всего мира [2]. Кроме того, утверждение Эфиопией своего влияния на Африканском Роге, в частности, ее господства над Сомали подчеркивает территориальную значимость страны. Принимая Эфиопию, БРИКС фактически укрепляет свои позиции в регионе, где доступ к морским путям и контроль над водами Красного моря и Индийского океана все чаще становятся предметом международных споров.

БРИКС также является результатом оспаривания монополии и постановки под сомнение легитимности, поддерживаемых Западом финансово-экономических институтов. IMF и WB были созданы после Второй мировой войны, чтобы доминировать в международной торговле, финансах и доступе к рынкам со стороны западных стран. При этом, перечисленные институты подвергаются критике во всем мире. Они работают как инструмент расширения для «глобального Севера», рассматривая политические проблемы, а не острый кризис для кредитных линий развивающихся стран. Однако БРИКС стремится установить новые торговые отношения и соглашения за пределами системы, в которой доминирует Запад, что сократит преимущества долгосрочных торговых соглашений и доступа к рынкам Запада [19].

БРИКС имеет потенциал для помощи более бедным странам, поскольку он не преследует какой-либо политической повестки дня и не манипулирует, и не контролирует их национальную экономику. Более того, «НБР и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в большей степени отражают свои приоритеты, представляя интересы стран с развивающейся экономикой» [12].

Монополия Запада в геополитике и специальная военная операция (СВО) России на Украине обусловили необходимость масштабного расширения и институционализации БРИКС. Успех БРИКС побудил другие страны, в числе которых – Аргентина, Саудовская Аравия, Алжир и Мексика, проявить интерес к инвестициям в этот блок. В первый день председательства России в БРИКС (2024 г.), Президент РФ заявил «о растущем авторитете коалиции и сообщил, что около 30 стран готовы присоединиться к участию в том или ином формате» [21]. В настоящее время, западные страны переживают колоссальный экономический кризис. Их экономический рост снижается, а социальное напряжение усиливается. В этот критический момент «глобальный Юг» предпринял шаги по внедрению альтернативы торговой системе, основанной на долларе США. Так, «Китай и Бразилия договорились о трансграничной торговле в местных валютах, минуя долларовую систему» [22]. «Россия и Индия уже торгуют в местной валюте, а Индия и Бангладеш находится в процессе» [22]. Без сомнения, эта тенденция была не первой и не последней.

БРИКС имеет значительные преимущества для экономического роста и инноваций. Их коллективные преимущества и инвестиции в новые технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн и возобновляемые источники энергии, могут стать важнейшим драйвером мировой экономики и инноваций в ближайшем будущем. Хотя это потребует больших инвестиционных ресурсов в образование, исследования и разработки, а также активного сотрудничества между странами-членами для обмена знаниями и опытом.

При этом, существует обеспокоенность по поводу политической напряженности, особенно между Индией и Китаем. Изменение глобальных политических ландшафтов, таких как протекционизм, популизм и национализм, угрожает основным принципам свободной торговли и интеграции, которые будут лежать в основе успеха БРИКС. Еще одной проблемой является готовность большого числа стран присоединиться к БРИКС. Увеличение числа стран-членов существенно затруднит поддержание текущих темпов роста. В то же время необходимо обеспечить экономическую (национальную) безопасность и политическую свободу в новых странах-членах.

Таким образом, процесс институционализации стран БРИКС в контексте влияния на современный миропорядок – это не попытка заменить Запад, а скорее стремление к большему представительству и участию в мировых процессах, что требует более справедливой и инклюзивной глобальной экономической и политической системы.

Макроэкономические показатели стран БРИКС, определяющие их уровень экономической (национальной) безопасности. С ростом напряженности в мировой системе и нестабильностью общей ситуации возникли проблемы с региональной безопасностью, и как следствие необходимость реформирования системы мирового управления и экономической системы. Страны БРИКС весьма заинтересованы в решении проблем и развитии отношений внутри блока. Каждая страна преследует свой интерес, но налаживающийся между ними диалог, позволяет находить компромисс в сложных вопросах. Текущая экономическая ситуация в мире, где западные страны говорят на языке санкций, заставляет страны БРИКС усиливать взаимодействие, в частности по обеспечению экономической безопасности. В свою очередь, «экономическая безопасность регионального объединения стран рассматривается как состояние и динамика социально-экономической системы, сформированной в результате экономической интеграции государств, позволяющая объективно определять и эффективно реализовывать региональные экономические цели и интересы, устранять угрозы в экономической сфере, обеспечивать целостность, устойчивость, экономическую эффективность и независимость, конкурентоспособность, устойчивый рост и саморазвитие региональной интеграции стран как субъекта международных отношений» [3].

Так, оценивая экономическую безопасность стран БРИКС как макрорегиона, необходимо отметить следующие его сильные стороны [25; 28]:

– крупная интеграционная группировка, с постоянно развивающимся экономическим потенциалом;

– наибольший прирост ВВП среди стран БРИКС принадлежит Китаю, у которого доля мирового ВВП на 2023 г. составила 19,06%;

– Россия входит в пятерку стран по обороне и безопасности;

– постоянными членами Совета Безопасности ООН [1] являются Россия и Китай;

– Китай, Индия и Бразилия лидируют в сельскохозяйственной отрасли и в отдельных видах технологий;

– ОАЭ развивающаяся рыночная экономика с высоким уровнем дохода, основанная на нефтегазовом секторе; страна входит в ОПЕК [2];

– Иран, также является представителем ОПЕК, и имеет уникальный опыт в следующих областях: региональная безопасность, экономическая, финансовая и социальная сферы;

– Египет – наиболее экономически развитая страна Северной Африки, в основе доходов которой лежат туризм, сборы с судов за использование Суэцкого канала, а также относительный экспорт нефти и газа;

– Эфиопия – крупная аграрная экономика.

Все эти характеристики свидетельствуют о способности БРИКС обеспечивать экономический суверенитет, устойчивое развитие и способность к росту, то есть, обеспечивать экономическую безопасность субъекта международных отношений. Тем не менее, целесообразно проанализировать макроэкономические показатели стран БРИКС в их динамике (рис. 1-6), учитывая тот факт, что «Иран находится под санкциями более 40 лет, а Россия под беспрецедентными санкционными ограничениями с 2022 г., которые превышают масштабы многолетних иранских санкций» [11].

Рисунок 1. Доля в мировом населении стран БРИКС, %

Источник: составлено авторами по материалам «Доля в мировом населении – Классация стран» [7].

За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в мировом населении» наблюдались следующие тенденции (рис. 1):

– у Китая и Индии отмечен положительный тренд на увеличение, совокупный прирост составил 0,12% и 0,18% соответственно, при высоких уровнях значений среди стран БРИКС; на 2023 г. доля Китая (18,18%), Индии (18,17%);

– далее следуют: Бразилия (+0,34%); Эфиопия (+0,07%); Египет (+0,11%); Иран (+0,13%); ЮАР (+0,07%); ОАЭ (+0,04%);

– у России отмечено ежегодное снижение значений, на 2021 г. -0,02%, на 2022 г. -0,02%, на 2023 г. -0,02%; совокупное сокращение произошло на 0,06%.

Рисунок 2. Доля в мировом ВВП стран БРИКС, %

Источник: составлено авторами по материалам «Доля в мировом ВВП – Классация стран» [4].

За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в мировом ВВП» наблюдались следующие тенденции (рис. 2):

– самый высокий уровень значений демонстрирует Китай, у которого произошло увеличение на 1,66%;

– у других стран БРИКС также отмечен рост, однако уровни их значений скромнее, чем у Китая; Индия (+0,27%); Россия (+0,33%); Бразилия (+0,07%); ЮАР (+0,18%); ОАЭ (+0,14%); Египет (+0,05%); Иран (+0,17%) Эфиопия (+0,03%).

Рисунок 3. Доля в мировом экспорте стран БРИКС, %

Источник: составлено авторами по материалам «Доля в мировом экспорте – Классация стран» [8].

За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в мировом экспорте» наблюдались следующие тенденции (рис. 3):

– самый высокий уровень значений демонстрирует Китай, у которого произошло увеличение на 1,74%;

– у других стран БРИКС также отмечен рост, однако уровни их значений скромнее, чем у Китая; Индия (+0,65%); Россия (+0,99%); ОАЭ (+0,39%); Бразилия (+1,04%); ЮАР (+0,17%); Иран (+0,21%); Египет (+0,06%); Эфиопия (+0,06%).

Рисунок 4. Доля в мировом импорте стран БРИКС, %

Источник: составлено авторами по материалам «Доля в мировом импорте – Классация стран» [6].

За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в мировом импорте» наблюдались следующие тенденции (рис. 4):

– самый высокий уровень значений демонстрирует Китай, у которого произошло увеличение на 0,98%;

– у других стран БРИКС также отмечен рост, однако уровни их значений скромнее, чем у Китая; Индия (+0,75%); Россия (+0,6%); ОАЭ (+0,44%); Бразилия (+0,87%); ЮАР (+0,16%); Египет (+0,09%); Иран (+0,19%); Эфиопия (+0,01%).

Рисунок 5. Доля в объеме мировых ПИИ стран БРИКС, %

Источник: составлено авторами по материалам «Доля в объеме мировых ПИИ – Классация стран» [9].

За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в объеме мировых прямых иностранных инвестиций (ПИИ)» наблюдались следующие тенденции (рис. 5):

– самый высокий уровень значений демонстрирует Китай, у которого произошло увеличение на 1,45%;

– у таких стран как ОАЭ (+0,14%); Россия (+1,41%); Египет (+0,09%); ЮАР (+1,79%); Эфиопия (+0,03%); Иран (+0,17%) отмечено увеличение значений;

– у Индии (-1,69,75%) и Бразилии (-0,26%) отмечено снижение значений.

Рисунок 6. Доля в мировых запасах нефти стран БРИКС, %

Источник: составлено авторами по материалам «Доля в мировых запасах нефти – Классация стран» [5].

За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в мировых запасах нефти» наблюдались следующие тенденции (рис. 6):

– самый высокий уровень значений демонстрирует Иран, у которого произошло увеличение на 3,09%;

– далее, после Ирана, с положительным трендом роста следуют ОАЭ (+0,13%) и Россия (+0,24%);

– наименьший рост наблюдался у Бразилии (+0,14%); Индии (+0,01%); и Египта (+0,07%);

– у Китая отмечено снижение значений (-0,02%);

– у Эфиопии и ЮАР данные отсутствуют.

Заключение

На протяжении большей части XX века международная дипломатия формировалась в рамках глобальной структуры, в которой сверхдержавы доминировали над большинством мировых политических и экономических активов. Однако начало 1990-х гг. ознаменовало сдвиг в сторону единой доминирующей структуры власти, когда США взяли на себя роль мирового лидера. Между тем, в современных условиях происходит интенсивная трансформация, в которой многополярный ландшафт позиционирует средние державы как ключевых игроков.

Процесс расширения БРИКС только начинается, и новые этапы его институционального развития могут предоставить различные площадки для возобновления усилий по всемирной интеграции, которые будут более устойчивыми и инклюзивными, чем однополярные модели прошлого. Активное влияние БРИКС на миропорядок уверенно движется в сторону большей открытости, и позитивной возможностью является формат «БРИКС+», который позволит региональным блокам и региональным институтам (например, Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство и Азиатский банк развития) участвовать в обсуждениях на саммитах БРИКС.

Слабым звеном БРИКС видеться то, что страны-участницы являются экспортерами сырья, а не высоких технологий. Хотя не исключено, что в рамках БРИКС при соответствующем финансировании со стороны НБР и с помощью партнеров по объединению, некоторые страны смогут совершить технологический прорыв.

Одним из новых партнеров БРИКС в январе 2024 г. стал Иран. Его вступление свидетельствует о создании региональной платформы для диалога и сотрудничества стран Ближнего и Среднего Востока. Это также имеет большое значение для реализации таких масштабных международных инициатив БРИКС, как «Большая Евразия» и «Один пояс, один путь», поскольку расширение блока в 2024 г. подчеркнуло стремление региональных лидеров к миру и безопасности, развитию и полноправному сотрудничеству. Таким образом, БРИКС представляет собой попытку развивающихся стран отразить различные ценности, видения и амбиции новых сил в процессе изменения миропорядка по направлению безопасного контура цивилизационного развития.

[1] Устав ООН 1945 года предоставил постоянные места в Совете Безопасности ООН: Великобритании, Китаю, России как правопреемнице Советского Союза, США и Франции.

[2] ОПЕК – организация стран экспортёров нефти: межправительственная организация, созданная нефтеэкспортирующими странами в целях контроля квот добычи на нефть (по состоянию на октябрь 2023 г. в состав ОПЕК входят 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Конго, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея).


Страница обновлена: 22.08.2024 в 09:22:01