Dynamics of institutional development of the BRICS countries and their role in the modern world order
Vedernikova E.V.1, Rudenko M.N.1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
Download PDF | Downloads: 24
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 8 (August 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=72103208
Abstract:
The article analyzes the dynamics of the development of the BRICS countries and their role in the modern world order. The expansion and institutionalization of the BRICS are considered in the context of the influence of the participating countries on the modern world order. On the basis of the conducted research, it was found out that the intensification of cooperation between the BRICS countries consists in synchronizing their own interests in the field of national development and security in order to further achieve the goals of economic growth in the process of changing the world order. It is noted that the process of institutionalization of the BRICS countries in the context of influencing the modern world order is not an attempt to replace the West, but a desire for greater representation and participation in world processes.
The macroeconomic indicators of the BRICS countries that determine their level of economic (national) security are analyzed. Assessing the economic security of the BRICS countries as a macro-region reveals their strengths.
It is concluded that the implementation of international initiatives of the BRICS countries, such as Greater Eurasia and One Belt, One Road, determine the desire of the regional leaders for peace and security, development and full cooperation.
Keywords: BRICS, institutionalization, economic security, synchronization of BRICS national interests, modern world order
JEL-classification: F52, H56, H12
Введение. Значимость стран БРИКС в современном мире, очевидно возрастает, однако в условиях антироссийских санкций говорить о фундаментальном изменении миропорядка в их пользу пока ещё рано. Западные страны достаточно сильны и их экономики являются ведущими, в то время как между отдельными странами БРИКС существуют глубокие противоречия. Между тем, официальное присоединение новых стран (Египет, Иран, ОАЭ, Эфиопия) к БРИКС в январе 2024 г. демонстрирует о растущем авторитете объединения и потенциальных возможностях его влияния на изменение мирового порядка [14]. Участие в БРИКС становится:
– во-первых, знаком качества национальных – суверенитета и безопасности [1; 17], поскольку страны-участницы действуют в своих собственных интересах и не принимают незаконные санкции против каких-либо государств;
– во-вторых – пропуск в новый миропорядок, который будет формироваться в контексте диалога действительно независимых и автономных участников международных отношений с синхронизацией национальных интересов [13].
Процессы расширения и институционализации БРИКС, а также его влияние в мире закономерно связаны с глобальными изменениями политической и экономической ситуаций. Завершение однополярного мира обусловлено появлением новых центров силы, идеологии и культуры. Особенностью этой структуры является отсутствие в ней европейских государств. В связи с чем, наблюдается тенденция новой реальности, в которой отмечается лидерство основных стран БРИКС – Китая, Индии и России [23]. Если рассматривать БРИКС в контексте конкуренции в мировом развитии и общей архаичности международных отношений, то и здесь можно увидеть определенные предпосылки, поскольку БРИКС прирастает государствами из тех регионов мира, которые считаются активно развивающимися и не входят в традиционный «пул» западных экономик. С этой позиции в рамках БРИКС может быть реализован очевидный запрос развивающихся экономик на оптимальную защиту своих интересов и безопасности, на преодоление санкций и барьеров [24].
Цель исследования – изучить динамику институционального развития стран БРИКС и их роль в современном миропорядке.
Задачи исследования:
– рассмотреть институционализацию БРИКС в контексте влияния стран-участниц на современный миропорядок;
– проанализировать макроэкономические показатели стран БРИКС, определяющие их уровень экономической (национальной) безопасности.
Научная новизна работы. На основе проведенного исследования установлено, что интенсификация сотрудничества стран БРИКС заключается в синхронизации собственных интересов в сфере национального развития и безопасности для последующего достижения целей экономического роста в процессе изменения миропорядка.
Практическая значимость работы определяется тем, что основные положения исследования могут быть применены государственными и частными структурами стран БРИКС в целях более широкого спектра экономического сотрудничества, расширения взаимодействия с заинтересованными сторонами и другими интеграционными объединениями.
Институционализация БРИКС в контексте влияния стран-участниц на современный миропорядок. Термин БРИКС относится к группе из пяти стран – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Первый саммит этого альянса в 2009 г. вызвал неоднозначный дискурс о его геополитическом и геоэкономическом значении. Многие эксперты рассматривают его как новый политический мировой порядок и сдвиг власти от «глобального Севера» к «глобальному Югу» [26; 27].
На стран-участниц приходится почти половина населения мира, и «отчеты БРИКС свидетельствуют, что их совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) составляет 31,5%, что превышает вклад стран G-7 (неформальный международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Францию, Японию и США) в 30,7%» [20]. Несмотря на свои различия в политических, экономических и культурных резервах, страны БРИКС запустили Новый банк развития (НБР) с начальными инвестициями в размере 50 млрд. долл. США [16], чтобы стимулировать свою большую интеграцию, и укреплять свои позиции на международной арене.
Первоначально БРИКС был признан передовым экономическим форумом, но его фокус сместился после российско-украинского конфликта, начавшегося в 2014 г. В настоящее время форум рассматривает такие важные вопросы, как торговля, финансы, изменение климата, суверенитет, безопасность, а его влияние распространяется на формирование мирового экономического ландшафта. В результате он бросает вызов доминированию стран, поддерживаемых Всемирным банком (WB) и Международным валютным фондом (IMF) [18].
Главной особенностью, объединяющихся стран БРИКС является их разнообразие. Каждая страна-участница привносит в форум уникальный набор экономических и политических структур, что создает богатую палитру интересов и перспектив. К примеру, Бразилия является крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, в то время как Россия является ведущим экспортером энергоносителей. Индия является развивающейся экономической державой с большим и растущим средним классом, в то время как Китай является глобальной экономической и производственной сверхдержавой. Южная Африка, тем временем, является ведущим игроком в горнодобывающей промышленности. Это разнообразие укрепило БРИКС в изучении своих ресурсов и практического опыта для решения общих задач собственного пути развития.
Что касается новых членов, то включение Египта в БРИКС важно по следующим причинам:
– это поможет диверсифицировать альянс и сделать его более представительным в мировой экономике;
– это предоставит Египту доступ к широкому спектру ресурсов и рынков в странах БРИКС.
Учитывая стратегическое расположение Ирана в центре «Шелкового пути» с историческими тропами и морскими путями в Индию, Китай и Восточную Африку, его членство в региональном альянсе имеет важное значение [10]. Очевиден и тот факт, что Иран получит выгоду от полноправного членства в БРИКС по двум направлениям: повышение легитимности, несмотря на внутренние беспорядки и многолетние санкции, а также расширение торговли с растущими экономиками.
Значительный опыт ОАЭ в таких секторах, как технологии, финансы, туризм, логистика, стартапы и возобновляемая энергия дополнят существующие сильные аспекты стран БРИКС, и будет способствовать более интенсивному сотрудничеству и синергии [15]. Однако, ОАЭ придется сбалансировать свою приверженность БРИКС с устоявшимся партнерством с США в сфере безопасности, инвестиций и торговли.
Эфиопия может многое выиграть от членства в БРИКС, поскольку знания бразильцев и китайцев в области сельскохозяйственного производства и его эффективности могут сыграть огромную роль в повышении способности эфиопов производить продукты питания, и в конечном итоге стать поставщиком продовольственной безопасности для Африки и, возможно, для всего мира [2]. Кроме того, утверждение Эфиопией своего влияния на Африканском Роге, в частности, ее господства над Сомали подчеркивает территориальную значимость страны. Принимая Эфиопию, БРИКС фактически укрепляет свои позиции в регионе, где доступ к морским путям и контроль над водами Красного моря и Индийского океана все чаще становятся предметом международных споров.
БРИКС также является результатом оспаривания монополии и постановки под сомнение легитимности, поддерживаемых Западом финансово-экономических институтов. IMF и WB были созданы после Второй мировой войны, чтобы доминировать в международной торговле, финансах и доступе к рынкам со стороны западных стран. При этом, перечисленные институты подвергаются критике во всем мире. Они работают как инструмент расширения для «глобального Севера», рассматривая политические проблемы, а не острый кризис для кредитных линий развивающихся стран. Однако БРИКС стремится установить новые торговые отношения и соглашения за пределами системы, в которой доминирует Запад, что сократит преимущества долгосрочных торговых соглашений и доступа к рынкам Запада [19].
БРИКС имеет потенциал для помощи более бедным странам, поскольку он не преследует какой-либо политической повестки дня и не манипулирует, и не контролирует их национальную экономику. Более того, «НБР и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в большей степени отражают свои приоритеты, представляя интересы стран с развивающейся экономикой» [12].
Монополия Запада в геополитике и специальная военная операция (СВО) России на Украине обусловили необходимость масштабного расширения и институционализации БРИКС. Успех БРИКС побудил другие страны, в числе которых – Аргентина, Саудовская Аравия, Алжир и Мексика, проявить интерес к инвестициям в этот блок. В первый день председательства России в БРИКС (2024 г.), Президент РФ заявил «о растущем авторитете коалиции и сообщил, что около 30 стран готовы присоединиться к участию в том или ином формате» [21]. В настоящее время, западные страны переживают колоссальный экономический кризис. Их экономический рост снижается, а социальное напряжение усиливается. В этот критический момент «глобальный Юг» предпринял шаги по внедрению альтернативы торговой системе, основанной на долларе США. Так, «Китай и Бразилия договорились о трансграничной торговле в местных валютах, минуя долларовую систему» [22]. «Россия и Индия уже торгуют в местной валюте, а Индия и Бангладеш находится в процессе» [22]. Без сомнения, эта тенденция была не первой и не последней.
БРИКС имеет значительные преимущества для экономического роста и инноваций. Их коллективные преимущества и инвестиции в новые технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн и возобновляемые источники энергии, могут стать важнейшим драйвером мировой экономики и инноваций в ближайшем будущем. Хотя это потребует больших инвестиционных ресурсов в образование, исследования и разработки, а также активного сотрудничества между странами-членами для обмена знаниями и опытом.
При этом, существует обеспокоенность по поводу политической напряженности, особенно между Индией и Китаем. Изменение глобальных политических ландшафтов, таких как протекционизм, популизм и национализм, угрожает основным принципам свободной торговли и интеграции, которые будут лежать в основе успеха БРИКС. Еще одной проблемой является готовность большого числа стран присоединиться к БРИКС. Увеличение числа стран-членов существенно затруднит поддержание текущих темпов роста. В то же время необходимо обеспечить экономическую (национальную) безопасность и политическую свободу в новых странах-членах.
Таким образом, процесс институционализации стран БРИКС в контексте влияния на современный миропорядок – это не попытка заменить Запад, а скорее стремление к большему представительству и участию в мировых процессах, что требует более справедливой и инклюзивной глобальной экономической и политической системы.
Макроэкономические показатели стран БРИКС, определяющие их уровень экономической (национальной) безопасности. С ростом напряженности в мировой системе и нестабильностью общей ситуации возникли проблемы с региональной безопасностью, и как следствие необходимость реформирования системы мирового управления и экономической системы. Страны БРИКС весьма заинтересованы в решении проблем и развитии отношений внутри блока. Каждая страна преследует свой интерес, но налаживающийся между ними диалог, позволяет находить компромисс в сложных вопросах. Текущая экономическая ситуация в мире, где западные страны говорят на языке санкций, заставляет страны БРИКС усиливать взаимодействие, в частности по обеспечению экономической безопасности. В свою очередь, «экономическая безопасность регионального объединения стран рассматривается как состояние и динамика социально-экономической системы, сформированной в результате экономической интеграции государств, позволяющая объективно определять и эффективно реализовывать региональные экономические цели и интересы, устранять угрозы в экономической сфере, обеспечивать целостность, устойчивость, экономическую эффективность и независимость, конкурентоспособность, устойчивый рост и саморазвитие региональной интеграции стран как субъекта международных отношений» [3].
Так, оценивая экономическую безопасность стран БРИКС как макрорегиона, необходимо отметить следующие его сильные стороны [25; 28]:
– крупная интеграционная группировка, с постоянно развивающимся экономическим потенциалом;
– наибольший прирост ВВП среди стран БРИКС принадлежит Китаю, у которого доля мирового ВВП на 2023 г. составила 19,06%;
– Россия входит в пятерку стран по обороне и безопасности;
– постоянными членами Совета Безопасности ООН [1] являются Россия и Китай;
– Китай, Индия и Бразилия лидируют в сельскохозяйственной отрасли и в отдельных видах технологий;
– ОАЭ развивающаяся рыночная экономика с высоким уровнем дохода, основанная на нефтегазовом секторе; страна входит в ОПЕК [2];
– Иран, также является представителем ОПЕК, и имеет уникальный опыт в следующих областях: региональная безопасность, экономическая, финансовая и социальная сферы;
– Египет – наиболее экономически развитая страна Северной Африки, в основе доходов которой лежат туризм, сборы с судов за использование Суэцкого канала, а также относительный экспорт нефти и газа;
– Эфиопия – крупная аграрная экономика.
Все эти характеристики свидетельствуют о способности БРИКС обеспечивать экономический суверенитет, устойчивое развитие и способность к росту, то есть, обеспечивать экономическую безопасность субъекта международных отношений. Тем не менее, целесообразно проанализировать макроэкономические показатели стран БРИКС в их динамике (рис. 1-6), учитывая тот факт, что «Иран находится под санкциями более 40 лет, а Россия под беспрецедентными санкционными ограничениями с 2022 г., которые превышают масштабы многолетних иранских санкций» [11].
Рисунок 1. Доля в мировом населении стран БРИКС, %
Источник: составлено авторами по материалам «Доля в мировом населении – Классация стран» [7].
За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в мировом населении» наблюдались следующие тенденции (рис. 1):
– у Китая и Индии отмечен положительный тренд на увеличение, совокупный прирост составил 0,12% и 0,18% соответственно, при высоких уровнях значений среди стран БРИКС; на 2023 г. доля Китая (18,18%), Индии (18,17%);
– далее следуют: Бразилия (+0,34%); Эфиопия (+0,07%); Египет (+0,11%); Иран (+0,13%); ЮАР (+0,07%); ОАЭ (+0,04%);
– у России отмечено ежегодное снижение значений, на 2021 г. -0,02%, на 2022 г. -0,02%, на 2023 г. -0,02%; совокупное сокращение произошло на 0,06%.
Рисунок 2. Доля в мировом ВВП стран БРИКС, %
Источник: составлено авторами по материалам «Доля в мировом ВВП – Классация стран» [4].
За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в мировом ВВП» наблюдались следующие тенденции (рис. 2):
– самый высокий уровень значений демонстрирует Китай, у которого произошло увеличение на 1,66%;
– у других стран БРИКС также отмечен рост, однако уровни их значений скромнее, чем у Китая; Индия (+0,27%); Россия (+0,33%); Бразилия (+0,07%); ЮАР (+0,18%); ОАЭ (+0,14%); Египет (+0,05%); Иран (+0,17%) Эфиопия (+0,03%).
Рисунок 3. Доля в мировом экспорте стран БРИКС, %
Источник: составлено авторами по материалам «Доля в мировом экспорте – Классация стран» [8].
За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в мировом экспорте» наблюдались следующие тенденции (рис. 3):
– самый высокий уровень значений демонстрирует Китай, у которого произошло увеличение на 1,74%;
– у других стран БРИКС также отмечен рост, однако уровни их значений скромнее, чем у Китая; Индия (+0,65%); Россия (+0,99%); ОАЭ (+0,39%); Бразилия (+1,04%); ЮАР (+0,17%); Иран (+0,21%); Египет (+0,06%); Эфиопия (+0,06%).
Рисунок 4. Доля в мировом импорте стран БРИКС, %
Источник: составлено авторами по материалам «Доля в мировом импорте – Классация стран» [6].
За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в мировом импорте» наблюдались следующие тенденции (рис. 4):
– самый высокий уровень значений демонстрирует Китай, у которого произошло увеличение на 0,98%;
– у других стран БРИКС также отмечен рост, однако уровни их значений скромнее, чем у Китая; Индия (+0,75%); Россия (+0,6%); ОАЭ (+0,44%); Бразилия (+0,87%); ЮАР (+0,16%); Египет (+0,09%); Иран (+0,19%); Эфиопия (+0,01%).
Рисунок 5. Доля в объеме мировых ПИИ стран БРИКС, %
Источник: составлено авторами по материалам «Доля в объеме мировых ПИИ – Классация стран» [9].
За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в объеме мировых прямых иностранных инвестиций (ПИИ)» наблюдались следующие тенденции (рис. 5):
– самый высокий уровень значений демонстрирует Китай, у которого произошло увеличение на 1,45%;
– у таких стран как ОАЭ (+0,14%); Россия (+1,41%); Египет (+0,09%); ЮАР (+1,79%); Эфиопия (+0,03%); Иран (+0,17%) отмечено увеличение значений;
– у Индии (-1,69,75%) и Бразилии (-0,26%) отмечено снижение значений.
Рисунок 6. Доля в мировых запасах нефти стран БРИКС, %
Источник: составлено авторами по материалам «Доля в мировых запасах нефти – Классация стран» [5].
За анализируемый период 2020-2023 гг. в странах БРИКС по показателю «доля в мировых запасах нефти» наблюдались следующие тенденции (рис. 6):
– самый высокий уровень значений демонстрирует Иран, у которого произошло увеличение на 3,09%;
– далее, после Ирана, с положительным трендом роста следуют ОАЭ (+0,13%) и Россия (+0,24%);
– наименьший рост наблюдался у Бразилии (+0,14%); Индии (+0,01%); и Египта (+0,07%);
– у Китая отмечено снижение значений (-0,02%);
– у Эфиопии и ЮАР данные отсутствуют.
Заключение
На протяжении большей части XX века международная дипломатия формировалась в рамках глобальной структуры, в которой сверхдержавы доминировали над большинством мировых политических и экономических активов. Однако начало 1990-х гг. ознаменовало сдвиг в сторону единой доминирующей структуры власти, когда США взяли на себя роль мирового лидера. Между тем, в современных условиях происходит интенсивная трансформация, в которой многополярный ландшафт позиционирует средние державы как ключевых игроков.
Процесс расширения БРИКС только начинается, и новые этапы его институционального развития могут предоставить различные площадки для возобновления усилий по всемирной интеграции, которые будут более устойчивыми и инклюзивными, чем однополярные модели прошлого. Активное влияние БРИКС на миропорядок уверенно движется в сторону большей открытости, и позитивной возможностью является формат «БРИКС+», который позволит региональным блокам и региональным институтам (например, Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство и Азиатский банк развития) участвовать в обсуждениях на саммитах БРИКС.
Слабым звеном БРИКС видеться то, что страны-участницы являются экспортерами сырья, а не высоких технологий. Хотя не исключено, что в рамках БРИКС при соответствующем финансировании со стороны НБР и с помощью партнеров по объединению, некоторые страны смогут совершить технологический прорыв.
Одним из новых партнеров БРИКС в январе 2024 г. стал Иран. Его вступление свидетельствует о создании региональной платформы для диалога и сотрудничества стран Ближнего и Среднего Востока. Это также имеет большое значение для реализации таких масштабных международных инициатив БРИКС, как «Большая Евразия» и «Один пояс, один путь», поскольку расширение блока в 2024 г. подчеркнуло стремление региональных лидеров к миру и безопасности, развитию и полноправному сотрудничеству. Таким образом, БРИКС представляет собой попытку развивающихся стран отразить различные ценности, видения и амбиции новых сил в процессе изменения миропорядка по направлению безопасного контура цивилизационного развития.
[1] Устав ООН 1945 года предоставил постоянные места в Совете Безопасности ООН: Великобритании, Китаю, России как правопреемнице Советского Союза, США и Франции.
[2] ОПЕК – организация стран экспортёров нефти: межправительственная организация, созданная нефтеэкспортирующими странами в целях контроля квот добычи на нефть (по состоянию на октябрь 2023 г. в состав ОПЕК входят 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Конго, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея).
References:
Bokeriya S. A. (2020). Kontsept «bezopasnost-razvitie» v deyatelnosti BRIKS [The security-development concept in the BRICS activities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. (454). 123-130. (in Russian). doi: 10.17223/15617793/454/14.
Borodin K. G., Frolova E. Yu. (2024). Rasshirenie BRIKS: razvitie agroprodovolstvennogo eksporta Rossii [BRICS expansion: development of russian agri-food exports]. Rural economy in Russia (Ekonomika sel\\\'skogo khozyaystva Rossii). (1). 122-131. (in Russian). doi: 10.32651/241-122.
Chatterjee M., Naka I. (2022). Twenty Years of BRICS: Political and Economic Transformations Through the Lens of Land
Dolganova Ya. A., Rudenko M. N. (2021). Sovershenstvovanie sposobov otsenki i prognozirovaniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Improving the methods of assessing and forecasting the economic security of the region] (in Russian).
Iordanova V.G., Shapor M.A., Bukhaeva M.M., Mukhametshin R.I. (2023). Teoreticheskie podkhody k issledovaniyu perspektiv razvitiya BRIKS kak ekonomicheskogo i politicheskogo soyuza [Theoretical approaches to the study of the development prospects of the BRICS as an economic and political union]. The World Economics. (9). 570-582. (in Russian). doi: 10.33920/vne-04-2309-01.
Kashbraziev R. V., Levina K. A. (2023). Finansovo-kreditnye instituty evraziyskoy integratsii (na primere NBR BRIKS i ABII) [Financial and credit institutions of eurasian integration (on the example of the BRICS NDB and AIIB)]. The Review of Economy, the Law and Sociology. (4). 68-72. (in Russian).
Kazantsev S. V. (2022). Antirossiyskie sanktsii: otsenka ushcherba [Anti-Russian sanctions: damage assessment] (in Russian).
Leonova O. G. (2024). Rasshirenie BRIKS i ego geopoliticheskie posledstviya [BRICS expansion and its geopolitical consequences]. Rossiya i sovremennyy mir. (2(123)). 55-71. (in Russian). doi: 10.31249/rsm/2024.02.04.
Leschenko Yu.G. (2022). Analiz chlenstva v mezhdunarodnyh finansovo-ekonomicheskikh organizatsiyakh s pozitsii ukrepleniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Analysis of membership in international financial and economic organizations from the standpoint of strengthening the economic security of the state]. Economic security. 5 (3). 853-870. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.3.114900.
Leshchenko J.G. (2018). Economic sovereignty in the 21-st century: the issue of Russia's foreign economic security in the conditions of membership in international financial and economic organizations [Economic sovereignty in the 21-st century: the issue of Russia's foreign economic security in the conditions of membership in international financial and economic organizations]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (12). 3637-3650. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.12.39557.
Lesovik V. S. (2023). Ustoychivoe razvitie stran BRIKS kak osnova sozdaniya mnogopolyarnogo mira [Sustainable development of the BRICS countries as the basis for creating a multipolar world] Globalistics 2023. 465. (in Russian).
Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2022). Evolyutsiya globalnogo upravleniya ekonomicheskimi protsessami v kontekste mezhdunarodnyh organizatsiy s pozitsii natsionalnoy bezopasnosti [The evolution of global economic governance in the context of international organisations from a national security perspective]. Economic security. 5 (4). 1583-1614. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.
Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2024). Ekonomicheskaya bezopasnost BRIKS v usloviyakh antirossiyskikh sanktsiy: institutsionalnyy aspekt [BRICS economic security amidst anti-Russian sanctions: an institutional aspect]. Economic security. 7 (1). 123-154. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.1.120345.
Lissovolik Ya. (2024). BRICS expansion: new geographies and spheres of cooperation. Editorial for special Issue BRICS Journal of Economics. (1). 1-12. doi: 10.3897/brics-econ.5.e120071.
Lissovolik Ya. D. (2023). BRICS-Plus: the New Force in Global Governance Journal of International Analytics. (1). 138–148. doi: 10.46272/2587–8476–2023–14–1-138–148.
Medvedeva M.B., Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2023). Torgovo-ekonomicheskie sanktsii v otnoshenii Rossii i ikh sovmestimost s pravom VTO: stsenarii obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Trade and economic sanctions against Russia and their compatibility with WTO law: scenarios for ensuring the economic security of the state]. Economic security. 6 (4). 1561-1590. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.4.119262.
Sakharov A. G., Dorokhina K. M. (2023). Indeks ustoychivogo razvitiya stran BRIKS: rezultaty [The BRICS sustainable development index: the results]. International Organisations Research Journal: education, science, new economy. (1). 75-106. (in Russian).
Savinskiy S. P. (2023). Sozdanie platezhnoy sistemy BRIKS+ [Creation of the BRICS+ payment system]. Banking (bankovskoye delo). (7). 56-64. (in Russian).
Tabet A. M. s. (2024). Vozmozhnoe rasshirenie BRIKS na Blizhnem Vostoke [Possible expansion of BRICS in the middle east]. Mezhdunarodnye otnosheniya. (2). 121-133. (in Russian). doi: 10.7256/2454-0641.2024.2.40745.
Utkin N. I., Shenshin V. M. (2024). O rasshirenii BRIKS i ego posledstviyakh dlya ustanovleniya mnogopolyarnogo mira [On the consequences of BRICS expansion for the establishment of a multipolar world]. Pravo. Bezopasnost. Chrezvychaynye situatsii. (1(62)). 61-73. (in Russian). doi: 10.61260/2074-1626-2024-1-61-73.
Страница обновлена: 08.04.2025 в 23:47:14