Сравнительный анализ инновационной политики в России и в Казахстане в XXI веке
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Введение
Одной из приоритетных стратегий развития современного бизнеса является цифровая трансформация. Она обусловлена текущими реалиями, сопровождающихся стремительным развитием сектора ИКТ. Благодаря этому появляются новейшие технологии, практическое внедрение которых способствует совершенствованию производства, оптимизации бизнес-процессов, улучшение показателей основной деятельности. Финансовые результаты проектов по цифровизации бизнеса демонстрируют практическую значимость всех процессов, связанных с разработкой и внедрением инноваций в форме цифровых технологий.
Однако помимо положительного воздействия цифровой трансформацию на стратегическое развитие бизнеса, есть ряд факторов, имеющих негативное влияние и провоцирующих появление разного рода проблем. Важно анализировать их, чтобы выявлять причины возникновения и находить оптимальные пути по их устранению. К тому же, эффективная реализация подобной стратегии предприятий невозможна без поддержки со стороны государства. Поэтому сегодня активно проводится реализация государственной инновационной политики, направленной на решение задач цифровой трансформации субъектов хозяйствования.
Эффективность экономической деятельности современных предприятий невозможно обеспечить без определенного объема инвестиций, которые будут покрывать капитальные затраты на процессы реструктуризации и обновления основных фондов производственной инфраструктуры. К тому же для предприятий важно проводить вложения в НИОКР, разрабатывая новые технологии, продукты и решения, позволяющие совершенствовать экономическую деятельность, что обеспечивает повышение конкурентоспособности и технологического суверенитета путем цифровизации бизнеса и увеличение капитализации бизнес структур с агрессивной дивидендной политикой. [1-2]
Современный мир динамично развивается, появляются новые технологии, совершенствуются объекты производства, формируются перспективы интенсивного прогресса в социально-экономическом развитии государств, открытых к инновациям и информации. В связи с результатами научно-технической революции и появлением Интернета, простимулированы процессы, позволяющие оцифровать производство, продукцию, технологии и знания. Появляется концепция информационного общества, где основная часть занятых людей – те, кто занимаются производством, обработкой или хранением информации в виде знаний.
Несмотря на то, что в информационном обществе фундаментом являются информационные технологии, их появление невозможно без прямого участия государства. В современности государство – это субъект, который формирует внутреннюю политику и климат по генерированию знаний, используемых в целях разработки, реализации и запуска информационных технологий. Поэтому государство создает современную концепцию инновационной, не останавливаясь до сегодняшнего дня в решении задач совершенствования. И одним из проявлений такого активного участия государства является его цифровизация.
Актуальность тематики «сравнительный анализ инновационной политики России и Казахстана» обусловлена популярностью инновационной деятельности, которая позволяет разрабатывать и внедрять инновации на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях. Россия и Казахстан относятся к странам, которые проводят активную государственную политику по стимулированию инновационного развития и формирования модели инновационной/цифровой экономики.
Объектом научной статьи выступает инновационная политика. Предметом исследования является характеристика инновационной политики в России и Казахстане.
Выявленные актуальность, объект и предмет научной работы позволяют сформировать следующую цель статьи – проведение сравнительного анализа характеристики, тенденций и результатов инновационной политики в России и Казахстане за период последних десятилетий.
Литературный обзор
Инновационное развитие России рассмотрено в следующих публикациях [3- 9]
Г.М. Аубакирова и Ф.М. Исатаева в своей научной работе показывают роль государства, как института регулирования, создающего условия стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. В особенности важность государственной инновационной политики заключается в создании кооперационных связей между стартапами и крупными корпорациями, что предоставляем первым ресурсное обеспечение инновационной деятельности, а вторым – доступ к перспективным инновациям и разработкам [10]
Б.Б. Қорған, Э.М. Адиетова и Г.Ж. Каримбаева описывают роль государственной инновационной политики Правительства Казахстана с позиции трансформационных изменений и модернизации казахской экономики. Инновации могут развиваться за счет соответствующей инновационной инфраструктуры, которая должна создавать в Казахстане, как ответ на современные вызовы, требующие развитие наукоемкой экономики [11]
Методология
В данном научном исследовании использовалась научная литература базы elibrary. Была рассмотрена роль инноваций и инновационной деятельности организаций. Выявлены проблемы, с которыми столкнулась экономика России в период международных санкций, распространяющихся на информационно-коммуникационные технологии. Определены задачи, которые решены Правительством России при реализации государственной инновационной политики. Проанализированы результаты инновационного развития экономики Казахстана. Предложены рекомендации совершенствования государственной инновационной политики в Казахстане.
Основные результаты
Современные реалии демонстрируют активное участие организаций в финансировании, разработке и внедрении инноваций. Это проявляется в разных аспектах экономической деятельности – в производстве, в финансовом управлении, в кадровом менеджменте, в инвестиционных процессах. Благодаря инновациям совершенствуются текущие продукты и создаются новые инновационные товары и услуги, обладающие более совершенными качествами для потребителей.
Благодаря положительным результатам инновационной деятельности все больше российских предприятий используют открытые инновации в целях совершенствования бизнес-процессов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности бизнеса. Для решения задач используются инструменты инновационной деятельности, которые позволяют трансформировать субъекты предпринимательства, чтобы вывести их на новый уровень развития. Комплекс использования инструментов инновационной деятельности предприятия определяется и обосновывается в рамках разработанной инновационной стратегии развития [12]
Стремительное развитие инноваций и инновационных технологий в современной практике обусловлено результатами четвертой промышленной революции, которая постепенно переходит к Индустрии 5.0. Нынешнее время характеризуется развитием высокоинтеллектуальных технологий, переходящих к самостоятельно функционирующим системам, которые могут автоматически анализировать информации и на ее основе принимать управленческие решения. Поэтому исследования роли инноваций в экономическом развитии практически интересная тема, позволяющая определить успешные пути цифровизации бизнес-процессов и управления предприятиями.
Инновационные технологии, активно внедряющие организации, формируют новые методы управления бизнес-процессами, производством, продвижения, анализа и диагностики. Они совершенствуют информационно-аналитическую поддержку системы управления и качество инструментов, используемых в работе над оптимизацией бизнес-процессов и производственных цепей. Это все суммарно создает конкретные условия, позволяющие влиять на эффективность управления социально-экономическими системами, которые ранее потерпели от негативного влияния рисков [13]
В 2022 г. российские организации столкнулись с последствиями международных санкций. Это повлияло не только на развитие экспорта и выход на новые рынки сбыта, но и на импорт конкретных групп товаров, технологий, оборудования, ресурсов. Как результат, возникающие вызовы требовали принятия решений, которые позволили бы обеспечивать предприятию бесперебойность операционной деятельности. Среди приоритетных отраслей, которые пострадали из-за антироссийских санкций, сектор информационно-коммуникационных технологий (IT). Очевидной стратегией дальнейшего развития технологий является переход на продукты российских производителей [14]
Проблема сохраняется в том, что продукты информационно-коммуникационного сектора остаются в основном импортируемыми. Так, в 2022 г. общий импорт информационно-коммуникационных технологий оказался в размере 29,381 млрд долл., тогда как экспорт – 2,686 млрд долл. Это почти в 11 раз больше, что свидетельствует о высокой зависимости российских организаций от импортируемых технологий, программ и цифрового оборудования. Данная зависимость оказалась для многих ключевых компаний и отраслей экономики России губительной, поскольку принятые международные санкции 2022 г. привели до прекращения поставок многих информационно-коммуникационных технологий, продуктов и услуг. [15]
С 2022 г. ситуация с импортом технологий и программного обеспечения меняется, ведь к антироссийским санкциям присоединяются не только страны, но и компании. Многие зарубежные производители программного обеспечения, компьютерных и вычислительных средств, информационно-коммуникационных технологий, цифровых платформ и систем, запретили продажу и поставку своей продукции на российский внутренний рынок. При этом до 2022 г. потребители с России занимали не малую долю в общей структуре продаж международных компаний IT-сферы. Это привело к финансовым убыткам производителей, но и к немалым последствиям для российских потребителей. В результате, предприятия России столкнулись с проблемой использования цифровых технологий, ведь многие системы и программы стали недоступны, а внутренние разработчики не успевают удовлетворять потребности частного сектора.
Вдобавок инновационная деятельность на уровне предприятий– трудоемкий процесс, из-за чего есть конкретные ошибки, которые могут совершаться организациями:
1) при работе над инновациями не используется системный подход всех отделов организации;
2) чрезмерное стремление к автоматизации приводит к снижению эффективности операционной деятельности;
3) перед специалистами составлено неверное техническое задание;
4) при аутсорсинге IT-услуг привлекаются сторонние организации, предлагающие более экономные услуги, что вредит качеству инновационных процессов.
Несмотря на вышеперечисленные ошибки, практическое использование инноваций на современном этапе позволяет стимулировать стратегическое развитие организаций, повышая их экономическую эффективность, расширяя спектр производимых товаров и предоставляемых услуг, совершенствуя маркетинговое продвижение, контроль, управление рисками, развитие кадрами и т.д. Компании, которые не заинтересованы в инновационном развитии бизнеса, рискуют столкнуться с рисками, по причине которых снижается конкурентоспособность бренда, что негативно влияет на обеспечение экономической безопасности.
Современная практика ведения бизнеса демонстрирует высокую значимость технологий и инноваций при совершенствовании операционной деятельности и управления предпринимательским делом. Для многих компаний инновационное развитие является не просто решением, направленного на прогресс, но и вынужденным инструментом, который позволит обеспечить конкурентную выживаемость на рынке и удержание прежних позиций. Ведь результаты исследований отражают положительное влияние новейших технологий на финансовые результаты бизнеса. [16]
Поэтому современные компании, осознавая данные аспекты, открыты для инноваций и организационных изменений. Все чаще проводится подготовка и обучение персонала, которые должен обладать цифровыми навыками и грамотностью для успешного применения технологий при совершенствовании операционной деятельности и управления бизнесом. Для решения подобных задач используются инструменты инновационной деятельности, которые позволяют трансформировать субъекты бизнеса, чтобы вывести их на новый уровень развития. Комплекс использования инструментов инновационной деятельности предприятия определяется и обосновывается в рамках разработанной инновационной стратегии развития. [17-18]
Инновации имеют практическую значимость не только на уровне организаций, но и при обеспечении национальной экономической и информационной безопасности государства. Также инновационные технологии часто используются в обороноспособных целях. В связи с этим, инновационная политика выступает объектом внимания разных министерств и органов государственной власти, что позволяет увеличивать объем финансирования программ и проектов, нацеленных на развитие инновационной инфраструктуры.
В нашем понимании, инновационная политика Правительства России с 2020 года имеет ключевое место в создании устойчивых условий социально-экономического развития государства. Сперва результаты такой политики позволили сформировать фундамент цифровой экономики в период кризиса пандемии, что вывело субъекты предпринимательства и органы власти в сетевой мир. Далее принятые санкции 2022 года имели негативное влияние на импорт зарубежных технологий. Однако успешная инновационная политика позволяет повысить конкурентоспособность институтов национальной инновационной системы и сформировать основы для технологического суверенитета.
В рамках последних лет, Правительством России были решены следующие задачи инновационной политики:
- созданы условия для стимулирования цифровой трансформации экономики, общественного сектора, системы государственного управления;
- повысилась конкурентоспособность российских компаний на международных рынках высокотехнологичной продукции;
- увеличился вклад продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре ВВП;
- частично реализован инновационный потенциал сферы образования и науки.
В результате, удельный вес инновационных организаций России увеличился за период 2019-2021 гг. с 19,8% до 23%. Также в 2019 г. было произведено 2,376 трлн руб. валовой добавленной стоимости в секторе ИКТ, а в 2021 г. уже 2,774 трлн руб. [15]
Казахстан – это страна, которая также демонстрирует активное развитие рыночной инфраструктуры национальной инновационной системы, ставя примерно те же цели и задачи, что и российское правительство. Однако результаты по достижению уровня развития инновационной экономики хуже. Если Россия занимает 45-е место в мире по уровню инновационного развития, то Казахстан – 79-е.
В последнее десятилетие Казахстан проводит активную работу по созданию объектов национальной инновационной инфраструктуры, однако существенные результаты отсутствует. Сегодня актуальными остаются ряд проблем, препятствующих инновационному развитию государства и экономики. Данные сложности можно связать с проблемами бизнеса и проблемами сферы научно-исследовательских и конструкторских разработок. [3; 19]
Главным направлением стимулирования инновационной деятельности организаций в экономике Казахстана является предоставление грантовой финансовой помощи. Различные гранты, финансируемые государством, доступны для инновационно-ориентированных предприятий и проектов, предлагающих рынку интересные разработки и инновационный продукт. [20]
Другие исследования выявляют проблемы управления интеллектуальным капиталом, из-за чего инновационное развитие в Казахстане тормозиться [21]:
- низкий уровень вложения финансового капитала организаций в НИОКР;
- низкая доля инновационной продукции в структуре ВВП;
- недостаточная подготовка кадров по специальностям инновационной экономики;
- низкая эффективность функционирования технопарков и бизнес-инкубаторов при вузах;
- невысокие индексы конкурентоспособности в глобальном рейтинге;
- несоответствие трендов индекса человеческого развития.
Поэтому применяемых мероприятий Казахстаном в управлении инновационной экономики недостаточно. Необходимо рекомендовать следующие мероприятия:
1. Формирование организации, функционированию и развитию кластерной инвестиционной платформы (речь идет о создании кластера, который стимулирует приток зарубежных и внутренних инвестиций в инновационно-ориентированные проекты предприятий).
2. Создание единого портала коммуникаций и координацииорганов власти, бизнеса, общественных организаций и граждан при управлении инновационными процессами и политикой инновационной экономики.
3. Приглашение экспертов в сфере инноваций и цифровизации, что повысит качество стратегического планирования инновационного развития экономических систем субъектов.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволяет выявить то, что для России активное стимулирование инновационной деятельностисвязано с негативным влиянием международных санкций. В 2022 г. были приняты технологические санкции, запрещающие импорт информационно-коммуникационных технологий, что увеличивает потребность в развитии собственных инноваций. Для Казахстана примеры российских проектов, государственных программ и инновационных решений, можно использовать в целях совершенствования собственной инновационной политики. Оценка инновационного развития казахской экономики демонстрирует недостаточно внимание к решению проблем, негативно влияющих на эффективность государственной инновационной политики с учетом современных вызовов и факторов-угроз.
Страница обновлена: 09.08.2024 в 17:18:22