Модели управления человеческими ресурсами в казахстанских компаниях: особенности и векторы развития

Тасбулатова Б.К.1
1 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-Июнь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=39536866
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлены результаты социологического исследования семи казахстанских организаций по идентификации используемых ими моделей управления человеческими ресурсами. Используя методологическую основу парадигмы управления персоналом и управления человеческими ресурсами в виде критериальных различий между ними, автор проводит кейс-анализ, проверяя гипотезу о различиях между организациями разных форм собственности и типов хозяйствования. Тестируются также такие характеристики модели управления человеческими ресурсами, как «жесткая/гибкая», «высокая эффективность/высокая приверженость», «наилучшее соответствие/наилучшие практики». Результаты сравнительной оценки позволяют сделать вывод о доминировании в секторе квази-государственных корпораций модели управления персоналом и жесткой вертикальной иерархии, при внедрении элементов горизонтального управления в основном при распространении знаний внутри корпорации. Акцентом в модели являются регулярные и системные методы повышения квалификации работников, которые являются инструментом связки корпоративной стратегии и стратегии управления персоналом. На другом полюсе находятся некоммерческие организации, опирающиеся на приверженность и горизонтальные схемы управления, но испытывающие постоянный дефицит ресурсов и трудности с обновлением кадрового состава. Но в целом, они ближе к модели управления человеческими ресурсами и чаще используют инструменты наилучшего соответствия.

Ключевые слова: управление персоналом, модель управления, управление человеческими ресурсами, система активизации работников

Источники:

Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 328 с.
2. Prahalad C., Hamel G. The core competences of the organization // Harvard Business Review. – 2005. – № 5-6. – С. 56-69.
3. Barney J. Types of competition and the theory of strategy: towards an integrative approach // Academy of Management Review. – 2001. – № 22(6). – С. 654-677.
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2004. – 824 с.
Guest D.E., Conway N. Employee Motivation and the Psychological Contract. Institute of Personnel and Development, London. 2014
Fombrun C., Tichy N, Devanna M. Strategic Human Resource Management. Wiley, New York.2001. - 254pp
7. Guest D.E. Human Resource Management: the worker’s verdict // Human Resource Management Journal. – 2011. – № 9(2). – С. 5-25.
Gratton L. People processes as a source of competitive advantage. In Strategic Human Resource Management. - Oxford: Oxford University Press, 1999. – 420 с.
Truss C. Soft and hard model of HRM. In Strategic Human Resource Managemen. - Oxford: Oxford University Press, 1999. – 420 с.
10. Delery J.E., Doty H.D. Modes of theorizing in strategic human resource management: tests of universality, contingency and configurational performance predictions // International Journal of Human Resource Management. – 1996. – № 6. – С. 656-670.
Pfeffer J. Competitive Advantage Through People. - Boston, Harvard Business School Press, 1998. – 312 с.
Beardwell J., Claydon T. Human Resource Management: A Contemporary Approach. 2007. – рр.118
Richardson R., Thompson M. The impact of people management practiceson Business Performance: a literature review. - London: Institute of Personnel and Development, 2000. – 213 с.
14. Boxall P.F., John Purcell Strategic human resource management: where have we come from and where should we be going? // International Journal of Management Reviews. – 2000. – № 2. – С. 183-203.
15. Sahoo C.K., Das S., Sundaray B.K. Strategic human resource management: Exploring the key drivers // Employment Relations Record. – 2011. – № 11. – С. 18-32.
Музыченко В.В. HR на СТАРТАПе. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 232 с.
Марр Р., Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. - М.:Изд-во МГУ, 2007. – 468 с.
18. Баюкова С.М. Исследование систем управления персоналом, основные подходы и методы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2015. – № 1(13). – С. 21-26.
Armstrong M., Brown D. Strategic Human Resource Management: Back to the future? A literature review. Institute for Employment Studies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.employment-studies.co.uk/system/files/resources/files/517_Strategic-Human-Resource-Management-Back-to-the-future-IES-CIPD-2019.pdf.
Хамел Г., Прахлад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: «Олимп-Бизнес», 2002. – 186 с.
21. Sharon A. Alvarez, Jay B. Barney, Phillip Anderson Forming and Exploiting Opportunities: The Implications of Discovery and Creation Processes for Entrepreneurial and Organizational Research // Organization Science. – 2012. – № 24(1). – С. 301-317.
22. Boxall P., Macky K. High-performance work systems and organisational performance: Bridging theory and practice // Asia Pacific Journal of Human Resources. – 2007. – № 45. – С. 261-270.
Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. , 2014. – 256 с.
Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.:Интерпракс,, 1995. – 260 с.
25. Кучеров Д.Г. Стратегическое управление человеческими ресурсами: развитие концепции на этапе зрелости // Вестник санкт-петербургского университета. менеджмент. – 2015. – № 2. – С. 126-151.
26. Тароян В.М. Стратегические концепции управления человеческими ресурсами и их влияние на инновации // Креативная экономика. – 2016. – № 3. – С. 299-306. – doi: 10.18334/ce.10.3.35030 .
27. Управление человеческими ресурсами в условиях модернизации экономики Казахстана // Вестник КазНПУ. – 2017. – № 3. – С. 23-35.
28. Биисова Г.И. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами в организации // Вестник казахстанско-российского международного университета. – 2014. – № 2. – С. 34-42.
Yin R.K. Case study research: design and methods. - Los Angeles: Sage Publications, 2014. – 282 с.
30. Савина С.Е., Азимова Г.Р. Региональная безработица и формирование рабочих мест в контексте общемировых тенденций // Экономика труда. – 2018. – № 3. – С. 663-682. – doi: 10.18334/et.5.3.39417 .
31. Жапаралиева Ж.Ж. Управление проектами устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2018. – № 1. – С. 9-24.

Страница обновлена: 08.09.2025 в 12:08:55

 

 

Models of human resources management in Kazakhstan companies: features and vectors of development

Tasbulatova B.K.

Journal paper

Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 3, Number 2 (April-June 2019)

Citation:

Abstract:
The article presents the results of a sociological study of seven Kazakh organizations to identify their models of human resource management. Using the methodological basis of the paradigm of personnel management and human resources management in the form of criterion differences between them, the author conducts a case study, testing the hypothesis of differences between organizations of different ownership forms and types of management. Human resource management model characteristics such as "rigid/flexible", "high efficiency/high commitment", "best fit/best practices" are also tested. The results of the comparative evaluation allow us to conclude that the quasi-public corporations sector is dominated by a model of personnel management and a rigid vertical hierarchy, with the introduction of elements of horizontal management mainly in the dissemination of knowledge within the Corporation. The emphasis in the model are regular and systematic methods of training workers, which are tools of the ligaments of corporate strategy and strategy of personnel management. At the other end are non-profit organizations, based on commitment and horizontal management schemes, but experiencing a constant lack of resources and difficulties in updating staff. But in general, they are closer to the human resource management model and more often use the best matching tools.

Keywords: personnel management, management model, human resource management, system of employee activation