Comparative analysis of digital economy development models in China and Russia

Men Lintsun1
1 Институт русского языка Хэйлунцзянского университета

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 3 (July-september 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69925482

Abstract:
The 21st century has witnessed the rapid development of the digital economy, which has become a new engine for global economic growth. China and Russia, as major global economic powers, attach great importance to the development of the digital economy and have made remarkable achievements in this field. However, due to differences in national conditions and stages of development, both countries have formed unique development models. The article aims to conduct a comparative analysis of the digital economy development models in China and Russia, summarizing the experience and lessons learned by both countries in this field. The article uses comparative analysis and literature review methods to systematically examine the development history, policies, strengths, and challenges faced by China and Russia in developing their digital economies, with a particular focus on comparing the role of the state, market size, technological innovation, talent development, and international cooperation. Based on the findings of the comparative analysis, the article explores areas where both countries can learn from each other in terms of digital economy development, offering recommendations for further promoting digital economic growth in both countries. This paper was funded by the project \"Basic Research Program in Provincial Universities of Heilongjiang (2023-KYYWF-1592)\" granted by the Department of Education of Heilongjiang Province in 2023.

Keywords: digital economy, development model, China-Russia comparison, cooperation opportunity

Funding:
Данная статья выполнена в рамках проекта, поддержанного грантом на проведение базовых научных исследований в государственных вузах высшего образования провинции Хэйлунцзян (2023-KYYWF-1592), предоставленным Министерством образования провинции Хэйлунцзян в 2023 году.

JEL-classification: M15, P50, P51, P52



1. Введение

В последние годы новая волна научно-технической революции и промышленной трансформации, в основе которой лежат информационные технологии, набирает обороты. Цифровая экономика как новая форма экономики, обладающая мощным потенциалом роста и огромными перспективами развития, становится ключевой силой, преобразующей структуру мировой экономики и меняющей расстановку сил в глобальной конкуренции. Под цифровой трансформацией предлагается понимать комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий [1] (Eleneva Y.Ya., Mozharovskaya A.A., Demushkin D.I. 2024).

Тема сравнительного анализа моделей развития цифровой экономики Китая и России привлекает все большее внимание исследователей. Существующие работы стремятся выявить ключевые факторы, обуславливающие успехи и трудности цифровой трансформации в двух странах. Значительное внимание уделяется роли государства, анализируются специфика государственной политики, регуляторных механизмов и степень вмешательства государства в цифровую сферу Китая и России [Novikova,Xie, 2, с.298-307]. Другим важным направлением исследований является анализ конкурентоспособности китайских и российских компаний в цифровой экономике, изучаются особенности бизнес-моделей, управленческих подходов и инновационного потенциала [Piao, Y., Shashlo, N.V., Deng, X., Kuzubov, A.A. 3, с.258-268].Отдельные работы посвящены сравнительному анализу условий развития цифровой экономики в двух странах, включая масштаб рынка, уровень развития инфраструктуры, доступность капитала и кадровый потенциал [Ganina, T.N.,Serikov,S.G.,4, с.298-307]. Перспективы китайско-российского сотрудничества в цифровой сфере также находятся в центре внимания исследователей, которые анализируют потенциал взаимодействия в таких областях, как цифровая торговля, инвестиции, научно-технические разработки [Zhang, 5, с.13-22] ; [Vertakova, 6, с.258-268]; [Dementiev ,7, с.37-45].

Однако до сих пор отсутствуют исследования, в которых бы комплексно анализировалось влияние таких факторов, как роль государства, масштаб рынка, технологические инновации и международное сотрудничество, на формирование и развитие моделей цифровой экономики Китая и России в рамках единой аналитической модели. Поэтому, цель нашего исследования– провести сравнительный анализ моделей развития цифровой экономики в Китае и России, а также обобщить опыт и уроки, накопленные обеими странами в этой области, выявить перспективные направления для дальнейшего двустороннего сотрудничества.

Для достижения поставленной цели будут использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, системный подход, анализ документов и статистических данных. Особое внимание будет уделено сравнению роли государства, размера рынка, уровня технологических инноваций, развития человеческого капитала и международного сотрудничества в развитии цифровой экономики в Китае и России. Научная новизна данной работы заключается в проведении сравнительного анализа моделей развития цифровой экономики в Китае и России, что позволит выявить их сильные и слабые стороны, а также определить потенциал для взаимовыгодного сотрудничества.

В рамках исследования будет протестирована гипотеза о том, что, несмотря на существующие различия, модели развития цифровой экономики в Китае и России имеют ряд общих черт, обусловленных схожими вызовами и задачами, стоящими перед обеими странами.

2. История развития цифровой экономики в Китае и России

Для лучшего понимания сходств и различий в моделях развития цифровой экономики Китая и России необходимо сначала проанализировать и обобщить историю развития цифровой экономики в обеих странах, изучить ее траекторию и основные характеристики.

2.1. История развития цифровой экономики в Китае

Развитие цифровой экономики в Китае можно условно разделить на три этапа: зарождение, бурный рост и зрелость. Каждый этап характеризуется уникальной политической средой, особенностями рынка и траекторией технологического развития.

(1) Начальный этап (1994-2002 гг.)

Зарождение цифровой экономики в Китае началось в 1994 году с официального подключения страны к Интернету. В этот период основными видами интернет-услуг были порталы, поисковые системы, электронная почта и т. д. Бизнес-модели были относительно простыми, основным источником дохода была реклама. В 1997 году была основана первая интернет-компания в Китае – 瀛海威(Ying Haiwei) [1], что ознаменовало начало коммерциализации китайского Интернета. Вслед за этим были созданы три крупнейших портала – Sina, Sohu и NetEase, и распространение информации в Интернете начало стремительно развиваться. В 1999 году с основанием компании Alibaba была открыта новая глава в истории китайской электронной коммерции.

На этом этапе китайское правительство уже продемонстрировало большое внимание к развитию информационной индустрии и выпустило ряд политических мер по ее стимулированию. В 1997 году были опубликованы «Некоторые политические рекомендации по ускорению развития информационной индустрии в нашей стране» [8] (Jiang Ailin, 2002), в которых четко определялся стратегический статус информационной индустрии в национальной экономике и социальном развитии Китая, а также был предложен ряд целей и мер по ускорению ее развития, что создало благоприятную политическую среду для развития информационных технологий. Под руководством правительства число интернет-пользователей в Китае быстро росло, и к концу 2002 года их число превысило 60 миллионов, заложив основу для развития цифровой экономики.

(2) Этап быстрого развития (2003-2012 гг.)

В XXI веке китайская цифровая экономика вступила в фазу быстрого роста. В 2003 году основание Taobao [2]ознаменовало собой начало бурного развития электронной коммерции в Китае. В том же году запуск Alipay [3] способствовал популяризации сторонних платежей, обеспечив важную гарантию для развития электронной коммерции. В этот период появлялись новые виды деятельности, такие как социальные сети, онлайн-игры, потоковое видео и т. д., сферы применения цифровой экономики постоянно расширялись, а число пользователей быстро росло.

Китайское правительство продолжало активно направлять и поддерживать развитие цифровой экономики. В 2007 году правительство Китая опубликовало «Одиннадцатый пятилетний план развития электронной коммерции» [9], в котором электронная коммерция была определена как важная новая отрасль национального значения, были сформулированы цели, задачи и гарантии развития электронной коммерции, что обеспечило политическую поддержку ее развития. В 2013 году была запущена стратегия «Широкополосный Китай», направленная на развитие широкополосной сетевой инфраструктуры, что обеспечило более прочную инфраструктурную основу для развития цифровой экономики [10] (Wu Xueyan,2012).

На этом этапе число интернет-пользователей в Китае продолжало расти высокими темпами, и к концу 2012 года их число превысило 500 миллионов, а число пользователей мобильного Интернета – 400 миллионов, что обеспечило огромную пользовательскую базу и масштаб рынка для развития цифровой экономики. Масштабы цифровой экономики быстро росли, электронная коммерция стала важным двигателем, новые области, такие как социальные сети, онлайн-игры, потоковое видео, бурно развивались, вдыхая новую жизнь в экономический рост Китая.

(3) Этап зрелости (с 2013 г. по настоящее время)

После 2013 года китайская цифровая экономика вступила в стадию зрелости, для которой характерна глубокая интеграция цифровых технологий с традиционными отраслями, бурный расцвет новых моделей и форм бизнеса, а цифровая экономика стала важным двигателем трансформации и модернизации китайской экономики. В 2015 году Государственный совет Китая опубликовал «Руководящие мнения об активном продвижении действий «Интернет +», в которых был представлен план действий «Интернет +» [11], направленный на содействие глубокой интеграции Интернета со всеми отраслями и сферами экономики, а также на стимулирование развития цифровой экономики. В 2016 году правительство Китая опубликовало «Основные положения стратегии развития цифровой экономики» [3], подняв развитие цифровой экономики до уровня национальной стратегии, что обеспечило ее высокоуровневое проектирование и политические гарантии.

В последние годы масштабы китайской цифровой экономики продолжают расширяться, и к концу 2022 года ее объем превысил 50 триллионов юаней, составив более 40% ВВП страны, что сделало ее важным двигателем экономического роста Китая. Цифровая экономика глубоко интегрирована с реальным сектором экономики, наблюдается бурный расцвет таких областей «Интернет +», как промышленный Интернет, интеллектуальное сельское хозяйство, умные города и т. д., что обеспечивает новый импульс для высококачественного развития китайской экономики. Китай активно участвует в международном сотрудничестве в области цифровой экономики, например, выдвинул инициативу международного сотрудничества в области цифровой экономики «Один пояс, один путь» и т. д., содействуя построению сообщества единой судьбы в киберпространстве, внося китайскую мудрость и китайские решения в развитие мировой цифровой экономики.

2.2. История развития цифровой экономики в России

Развитие цифровой экономики в России прошло три этапа: становление, развитие и трансформация. Каждый этап находился под влиянием уникальной политической и экономической обстановки, а также международной ситуации, и демонстрировал различные особенности развития.

(1) Начальный этап (1994-2008 гг.)

Становление цифровой экономики в России началось в 1994 году с подключением страны к Интернету. Однако из-за политической и экономической нестабильности, вызванной распадом Советского Союза в начале 1990-х годов, а также трудностей, связанных с экономической трансформацией, развитие интернет-инфраструктуры в России шло медленно, а уровень проникновения Интернета был низким. В этот период российская цифровая экономика была сосредоточена в основном на распространении информации, начали появляться такие базовые интернет-услуги, как порталы, поисковые системы и электронная почта. На этом этапе были основаны такие российские интернет-компании, как Яндекс и Mail.ru, которые постепенно развивались и становились сильнее.

Несмотря на медленное развитие, российское правительство уже начало осознавать важность информационных технологий и приняло ряд соответствующих мер. В 2000 году была опубликована «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» [12], которая отражала внимание российского правительства к информационной безопасности. В 2006 году был принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который заложил правовую основу для развития информационных технологий в России [13]. В 2007 году правительство России запустило программу «Электронная Россия» [14], целью которой было развитие электронного правительства и повышение эффективности государственных услуг, что стало первым шагом в развитии электронного правительства.

В целом, на начальном этапе развитие цифровой экономики в России шло медленно, уровень проникновения Интернета был значительно ниже, чем в Китае и других развитых странах того же периода. Правительство не уделяло должного внимания развитию цифровой экономики, политическая поддержка была ограниченной, а рыночные механизмы еще не были в полной мере задействованы.

(2) Этап развития (2009-2016 гг.)

После 2009 года, по мере постепенного восстановления российской экономики, ускорилось развитие интернет-инфраструктуры, быстро рос уровень проникновения Интернета, и российская цифровая экономика вступила в фазу быстрого развития. В этот период начал развиваться рынок электронной коммерции в России, стали появляться социальные сети, а сферы применения цифровой экономики постоянно расширялись.

Российское правительство стало уделять больше внимания развитию цифровой экономики и разработало ряд стратегических планов и политических мер. В 2010 году правительство России утвердило «Государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», в которой были сформулированы цели и задачи построения информационного общества в России, а также разработаны соответствующие меры политики [15]. В 2011 году российская платформа электронной коммерции Ozon получила инвестиции и начала быстро развиваться, что ознаменовало собой новый этап развития рынка электронной коммерции в России.Рынок электронной коммерции рос относительно быстрыми темпами, но его общий объем оставался небольшим, значительно уступая Китаю и западным странам. Россия добилась определенных успехов в области электронного правительства и заняла лидирующие позиции в рейтинге развития электронного правительства ООН, предоставляя гражданам удобные государственные услуги.

На этом этапе развитие цифровой экономики в России достигло определенных успехов, но все еще сталкивалось с рядом проблем. Например, высокая зависимость от зарубежных стран в ключевых технологических областях, нехватка цифровых кадров, сохраняющийся цифровой разрыв.

(3) Этап трансформации (с 2017 г. по настоящее время)

В 2017 году Россия подняла развитие цифровой экономики до уровня национальной стратегии и разработала «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и «Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» с целью содействия инновациям и применению цифровых технологий, стимулирования интеграции цифровой экономики с традиционными отраслями и повышения международной конкурентоспособности цифровой экономики России [16]. Российское правительство увеличило инвестиции в развитие цифровой экономики и приняло ряд мер поддержки, таких как налоговые льготы и привлечение талантов, создав благоприятную политическую среду для развития цифровой экономики.

Однако после начала российско-украинского конфликта в 2022 году западные страны ввели против России более жесткие санкции, включая технологическую блокаду и финансовые санкции, что оказало огромное влияние на развитие цифровой экономики в России. Столкнувшись с суровой внешней средой, Россия ускорила импортозамещение цифровых технологий, прилагая усилия для развития отечественных цифровых технологий и продуктов с целью снижения зависимости от зарубежных стран. В то же время Россия уделяет больше внимания обеспечению цифровой безопасности, приняв закон о «суверенном Интернете» [17], направленный на обеспечение независимой работы российского Интернета в случае отключения от глобальной сети и защиту цифрового суверенитета России.Под двойным давлением санкций и конфликта развитие цифровой экономики в России сталкивается с еще большими вызовами и неопределенностью. Несмотря на то, что масштабы цифровой экономики продолжают расти, темпы роста замедлились под влиянием санкций. Россия активно продвигает применение цифровых технологий в энергетике, горнодобывающей промышленности и других ресурсных отраслях, содействуя цифровой трансформации ресурсных отраслей, стремясь найти прорыв в сложной ситуации.

2.3. Сравнительный анализ истории развития цифровой экономики в Китае и России

Анализ истории развития цифровой экономики в Китае и России показывает, что между ними есть как общие черты, так и различия.

Общие черты заключаются в том, что развитие цифровой экономики в обеих странах прошло путь от зарождения к бурному росту, а затем к зрелости или трансформации [18] (Zubenko, Sun Y, 2023). Правительства обеих стран придают большое значение развитию цифровой экономики и рассматривают ее как национальную стратегию, принимая ряд политических мер по ее продвижению [19] (Kiyamov, 2019).. На развитие цифровой экономики в обеих странах повлияла внешняя среда, например, крах доткомов, мировой финансовый кризис, санкции западных стран и т. д.

А различие состоит в том, что китайская цифровая экономика стартовала раньше, развивается быстрее, имеет больший масштаб рынка, более широкие сферы применения и уже вступила в стадию зрелости. Российская цифровая экономика начала развиваться позже, темпы ее роста относительно медленнее, масштаб рынка меньше, сферы применения более узкие, и в настоящее время она находится на стадии трансформации. Китайская модель развития цифровой экономики основана преимущественно на рыночном механизме, при этом правительство играет направляющую и поддерживающую роль, поощряя развитие платформенной экономики и уделяя особое внимание интеграции «Интернет +». Российская модель развития цифровой экономики больше ориентирована на национальную безопасность и технологический суверенитет, а после введения западных санкций в ней еще больше усилилась направляющая и контролирующая роль государства, которое активно продвигает стратегию импортозамещения, фокусируясь на развитии таких областей, как электронное правительство, цифровой транспорт, цифровая трансформация ресурсных отраслей и т. д.

3. Сравнительный анализ моделей развития цифровой экономики в Китае и России

Китай и Россия, являясь важными мировыми экономическими державами, добились значительных успехов в области развития цифровой экономики, но при этом сформировали свои уникальные модели развития. В этой части будет проведен сравнительный анализ моделей развития цифровой экономики Китая и России с точки зрения роли государства, размера рынка, технологических инноваций и развития кадрового потенциала, с тем чтобы углубить наше понимание сходств и различий в подходах обеих стран к развитию цифровой экономики.

3.1. Роль государства

Цифровая экономика как новая форма экономики нуждается не только в рыночном механизме, но и в активном руководстве и поддержке со стороны государства. Правительства Китая и России придают большое значение развитию цифровой экономики и рассматривают ее как национальную стратегию, однако позиционирование и методы, используемые правительствами обеих стран в развитии цифровой экономики, заметно различаются, отражая разные философии развития и модели управления.

(1) Китай: активное руководство, поощрение инноваций, содействие интеграции

Правительство Китая играет активную направляющую роль в развитии цифровой экономики, рассматривая ее как важный двигатель трансформации и модернизации экономики, а также достижения высококачественного развития. Стратегия развития цифровой экономики китайского правительства подчеркивает три основных принципа: «инновационное развитие», «интегрированное развитие» и «всеобщее участие и совместное использование». Путем разработки ряда планов развития и политических мер правительство Китая указывает направление и оказывает поддержку развитию цифровой экономики. [20] (Shuai, 2023)

1)Стратегическое планирование и комплексный подход: Китайское правительство придает большое значение стратегическому планированию и комплексному подходу к развитию цифровой экономики, разработав ряд национальных стратегических планов и политических документов, таких как «13-й пятилетний план национальной информатизации», «Основные положения стратегии развития цифровой экономики», «14-й пятилетний план развития цифровой экономики» и т. д., в которых четко определены цели, задачи и пути развития цифровой экономики, что обеспечивает макроэкономическое руководство ее развитием.

2)Стимулирование инноваций и создание благоприятной среды: Китайское правительство активно поощряет инновации и применение цифровых технологий, поддерживая предприятия в увеличении инвестиций в исследования и разработки с помощью финансовых субсидий, налоговых льгот, отраслевых фондов и других средств, а также содействуя развитию новых технологий, новых отраслей, новых форм бизнеса и новых моделей в цифровой экономике. В то же время китайское правительство стремится создать справедливую конкурентную рыночную среду, усилить защиту интеллектуальной собственности и обеспечить институциональные гарантии для развития цифровой экономики.

3)Развитие инфраструктуры и содействие интеграции: Китайское правительство продолжает увеличивать инвестиции в цифровую инфраструктуру, создав общенациональную волоконно-оптическую сеть, мобильную сеть связи, центры обработки данных и т. д., что закладывает прочную основу для развития цифровой экономики. В то же время китайское правительство активно продвигает план действий «Интернет +», способствуя глубокой интеграции цифровой экономики с традиционными отраслями, развивая такие новые модели и формы бизнеса, как промышленный Интернет, интеллектуальное сельское хозяйство, умные города и т. д., расширяя сферы применения цифровой экономики.

4)Направление здорового развития платформенной экономики, усиление регулирования: Платформенная экономика является важной особенностью развития цифровой экономики в Китае. Поощряя развитие платформенной экономики, китайское правительство также уделяет внимание усилению регулирования, направляя платформенные компании на выполнение своих социальных обязательств, поддержание рыночного порядка и защиту прав потребителей. На законодательном уровне Китай принял ряд законов и постановлений, таких как «Закон о кибербезопасности» (2017 г.), «Закон о безопасности данных» (2021 г.), «Закон о защите персональной информации» (2020 г.) и т. д., обеспечивающих правовые гарантии кибербезопасности, безопасности данных и защиты персональной информации. Кроме того, Китай создал системы проверки кибербезопасности, управления безопасностью данных и т. д., а также усилил регулирование в области цифровой экономики через Государственное управление по вопросам киберпространства, Министерство промышленности и информационных технологий и другие ведомства.

(2) Россия: обеспечение безопасности, технологический суверенитет, ресурсная ориентация

Российское правительство также придает большое значение развитию цифровой экономики, рассматривая ее как важный путь к модернизации экономики и повышению национальной конкурентоспособности. Однако в отличие от китайского правительства, которое уделяет больше внимания рыночным механизмам и интеграции отраслей, российское правительство в развитии цифровой экономики делает больший акцент на национальной безопасности и технологическом суверенитете, а также рассматривает цифровую трансформацию ресурсных отраслей как приоритетное направление развития.

Обеспечение национальной безопасности, защита цифрового суверенитета: Российское правительство рассматривает развитие цифровой экономики как важную стратегию обеспечения национальной безопасности и приняло ряд политических мер, направленных на обеспечение информационной безопасности и защиту цифрового суверенитета. Например, «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Закон о безопасности объектов критической информационной инфраструктуры», закон о «суверенном Интернете» и т. д. отражают приверженность российского правительства национальной информационной безопасности.

Реализация стратегии импортозамещения, поддержка отечественных предприятий: Находясь под длительным давлением санкций со стороны западных стран, российское правительство уделяет все больше внимания технологическому суверенитету в цифровой сфере и поощряет отечественные компании к самостоятельным исследованиям и разработкам в таких областях, как чипы, операционные системы и промышленное программное обеспечение, посредством политического руководства и финансовой поддержки с целью снижения зависимости от зарубежных стран.

Содействие цифровой трансформации ресурсных отраслей, повышение эффективности: Структура российской экономики характеризуется преобладанием энергетики, горнодобывающей промышленности и других ресурсных отраслей. Российское правительство активно продвигает применение цифровых технологий в ресурсных отраслях, таких как разведка полезных ископаемых, интеллектуальная добыча, интеллектуальная логистика и т. д., с целью повышения эффективности и конкурентоспособности ресурсных отраслей.

Активное привлечение иностранных инвестиций, расширение областей сотрудничества: Российское правительство также осознает, что одних собственных усилий недостаточно для быстрого развития цифровой экономики, поэтому оно активно привлекает иностранные инвестиции и стремится к сотрудничеству с другими странами в области цифровой экономики. Однако из-за санкций, введенных западными странами, Россия сталкивается с множеством ограничений в привлечении иностранных инвестиций и развитии международного сотрудничества. Российское правительство активно ищет пути укрепления сотрудничества с «дружественными» странами в области цифровой экономики, чтобы противостоять внешнему давлению и способствовать развитию цифровой экономики.

(3) Сравнение: различия в концепциях развития и моделях управления

Различия в роли государства в развитии цифровой экономики Китая и России отражают разные философии развития и модели управления в обеих странах. Китайское правительство уделяет больше внимания роли рыночного механизма, поощряет инновации и конкуренцию среди предприятий, а также способствует быстрому развитию цифровой экономики посредством интеграции отраслей и открытого сотрудничества. Российское правительство же делает больший акцент на национальной безопасности и технологическом суверенитете, уделяя больше внимания направляющей и контролирующей роли государства, стремясь создать независимую и самостоятельную цифровую экономику в условиях санкций и блокады.

Оба правительства сталкиваются с общими вызовами в развитии цифровой экономики, такими как безопасность данных, защита конфиденциальности, цифровой разрыв и т. д., но подходы к решению этих проблем различаются. Китайское правительство уделяет больше внимания комплексному подходу к решению этих проблем, сочетая законодательство, регулирование и технические средства. Например, были приняты ряд законов и постановлений, таких как «Закон о кибербезопасности» (2017 г.), «Закон о безопасности данных» (2021 г.), «Закон о защите персональной информации» (2020 г.) и т. д., а также созданы системы проверки кибербезопасности и управления безопасностью данных, при этом активно развиваются технологии кибербезопасности и безопасности данных для повышения потенциала в области обеспечения цифровой безопасности. Российское правительство же делает больший акцент на сочетании законодательства и регулирования с техническими средствами для обеспечения информационной безопасности и цифрового суверенитета. Например, российское правительство приняло строгий закон о защите персональных данных, требующий, чтобы иностранные интернет-компании хранили персональные данные российских пользователей на территории России; в то же время российское правительство активно развивает отечественные технологии кибербезопасности для противодействия кибератакам из-за рубежа.

В будущем Китай и Россия могут укреплять сотрудничество в области развития цифровой экономики, учиться на опыте друг друга, совместно решать проблемы и содействовать здоровому и устойчивому развитию цифровой экономики. Например, обе страны могут укреплять сотрудничество в таких областях, как разработка стандартов для цифровых технологий, разработка правил трансграничного потока данных, сотрудничество в области кибербезопасности и т. д., внося свой вклад в построение более справедливого, открытого и безопасного порядка цифровой экономики.

3.2. Размер рынка

Размер рынка цифровой экономики является одним из важных показателей уровня ее развития. Между Китаем и Россией существуют значительные различия в размерах рынка цифровой экономики, что тесно связано с такими факторами, как численность населения, уровень экономического развития, уровень проникновения Интернета и модели развития цифровой экономики в обеих странах.

(1) Китай: огромный масштаб, диверсифицированная структура, быстрый рост

Китай обладает крупнейшей в мире базой интернет-пользователей и огромным цифровым рынком, что является важным преимуществом для развития цифровой экономики в Китае. Китайский цифровой рынок характеризуется огромным масштабом, диверсифицированной структурой и быстрым ростом.

Огромная пользовательская база и масштаб рынка: В Китае насчитывается более 1 миллиарда интернет-пользователей, что делает его крупнейшим интернет-рынком в мире. Огромный масштаб пользовательской базы предоставляет широкое рыночное пространство и огромный потенциал для развития цифровой экономики в Китае. Китай является мировым лидером по объему рынка электронной коммерции, новые модели и формы бизнеса, такие как мобильные платежи и экономика совместного потребления, бурно развиваются, а цифровая экономика проникла во все сферы социально-экономической жизни Китая.

Диверсифицированная структура рынка: Китайский цифровой рынок имеет диверсифицированную структуру, охватывая такие области, как электронная коммерция, мобильные платежи, онлайн-развлечения, онлайн-игры, онлайн-образование, телемедицина, цифровые финансы, умные города и т. д., образуя относительно полную экосистему цифровой экономики. В каждом сегменте рынка появился ряд конкурентоспособных на международном уровне цифровых компаний, таких как Alibaba, Tencent, Huawei, Meituan, Didi и др., которые стали мощной движущей силой развития цифровой экономики Китая.

Непрерывный быстрый рост: В последние годы объем китайского цифрового рынка продолжал быстро расти, став важным двигателем экономического роста Китая. Темпы развития цифровой экономики в Китае значительно превышают среднемировые, и страна занимает лидирующие позиции в мире в таких новых технологических областях, как 5G, искусственный интеллект и большие данные, что свидетельствует об огромном потенциале роста в будущем.

(2) Россия: ограниченный масштаб, относительно отсталое развитие

По сравнению с Китаем, российский рынок цифровой экономики относительно невелик, а ее развитие отстает.

Относительно небольшой масштаб рынка: Число интернет-пользователей в России составляет около 124 миллионов, что значительно меньше, чем в Китае, а объем рынка электронной коммерции также относительно невелик. Это в определенной степени ограничивает скорость и масштабы развития цифровой экономики в России.

Относительно отсталое развитие, сосредоточенное в определенных областях: Развитие цифровой экономики в России началось относительно поздно, и в таких областях, как электронная коммерция и мобильные платежи, ориентированных на потребителей, развитие отстает. Развитие цифровой экономики в России сосредоточено в основном на электронном правительстве, цифровом транспорте, цифровой трансформации ресурсных отраслей и т. д., и пока не сформировалась такая же диверсифицированная и полная экосистема цифровой экономики, как в Китае.

Ограничения внешней среды: в последние годы на развитие цифровой экономики в России повлияли санкции западных стран, многие иностранные интернет-компании ограничили или прекратили свою деятельность в России, что в определенной степени сдерживает развитие российского рынка цифровой экономики.

(3) Сравнение: различия в масштабах и будущие тенденции

Разница в масштабах рынка цифровой экономики Китая и России объясняется главным образом различиями в численности населения, уровне экономического развития и уровне проникновения Интернета. Китай обладает огромным населением и быстрорастущей экономикой, что создает благоприятную рыночную среду для развития цифровой экономики. В России же население меньше, экономический рост относительно медленный, а уровень проникновения Интернета ниже, чем в Китае, что сдерживает развитие российского рынка цифровой экономики. [21] (Kapranova, 2018).

Китай и Россия могут сотрудничать в области цифровой экономики, например, укрепляя сотрудничество в таких областях, как трансграничная электронная коммерция, исследования и разработки цифровых технологий и развитие кадрового потенциала, совместно осваивая рынок цифровой экономики и делясь дивидендами ее развития. [22] (Zhao, 2023).

3.3. Технологические инновации

Технологические инновации являются основной движущей силой развития цифровой экономики. И Китай, и Россия рассматривают технологические инновации как важную стратегию в процессе развития цифровой экономики, однако в силу различий в экономических системах, этапах развития и международной среде модели технологических инноваций в обеих странах имеют свои особенности.

(1) Китай: рыночная ориентация, платформенная модель, быстрая итерация

Развитие цифровой экономики в Китае происходит по рыночно-ориентированной модели технологических инноваций. Китайское правительство создает благоприятную рыночную среду для технологических инноваций с помощью ряда политических мер, поощряет предприятия к увеличению инвестиций в исследования и разработки, а также способствует быстрой итерации и применению технологий посредством рыночного механизма конкуренции. В рамках этой модели в Китае сложилась структура технологических инноваций, в которой доминируют платформенные компании. Такие платформенные компании, как Alibaba, Tencent и Huawei, опираясь на огромную пользовательскую базу и ресурсы данных, провели множество технологических инноваций в таких областях, как электронная коммерция, социальные сети, 5G и искусственный интеллект, заняв лидирующие позиции и став важной силой, движущей развитие цифровой экономики Китая.

Китайское правительство также играет важную направляющую и поддерживающую роль в технологических инновациях. Правительство поощряет предприятия к увеличению инвестиций в исследования и разработки путем создания научно-исследовательских фондов, предоставления налоговых льгот, реализации отраслевой политики и других мер, а также содействует сотрудничеству между промышленностью, университетами и исследовательскими институтами, способствуя трансформации научных и технологических достижений в практические приложения. Например, китайское правительство создало ряд научно-исследовательских фондов, таких как Национальный фонд естественных наук Китая и Национальная программа ключевых исследований и разработок, для оказания финансовой поддержки технологическим инновациям предприятий.

(2) Россия: государственное руководство, технологический суверенитет, прорывные направления

Развитие цифровой экономики в России в большей степени ориентировано на государственную модель технологических инноваций. В силу исторических причин и текущих соображений российское правительство в развитии цифровой экономики уделяет больше внимания национальной безопасности и технологическому суверенитету, особенно после введения западных санкций, уделяя особое внимание самостоятельным исследованиям и разработкам в ключевых технологических областях, прилагая усилия для развития отечественных цифровых технологий и продуктов с целью снижения зависимости от зарубежных стран.

Правительство вкладывает значительные средства в исследования и разработки в таких ключевых технологических областях, как чипы, операционные системы и промышленное программное обеспечение, поощряя государственные предприятия играть ведущую роль. Например, российское правительство создало программу «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) с целью стимулирования технологических инноваций и содействия развитию цифровой экономики, уделяя особое внимание поддержке исследований и разработок в таких ключевых технологических областях, как отечественные чипы, операционные системы и промышленное программное обеспечение.

(3) Сравнение: модели инноваций и траектории развития

Различия в моделях технологических инноваций в Китае и России отражают разные стратегии развития и условия развития в обеих странах. Китайская модель технологических инноваций более открыта и ориентирована на рынок, в ней особое внимание уделяется роли предприятий, темпы развития технологий выше, а инновационные результаты более богаты. Российская модель технологических инноваций более замкнута и ориентирована на государство, в ней особое внимание уделяется направляющей и контролирующей роли правительства, темпы развития технологий относительно медленнее, но больший акцент делается на технологическом суверенитете.

4. Заключение

Китай и Россия, являясь важными мировыми экономическими державами, добились значительных успехов в развитии цифровой экономики, сформировав при этом свои уникальные модели развития. Китайская цифровая экономика характеризуется открытой, рыночной и динамичной экосистемой, в то время как российская цифровая экономика делает больший акцент на национальной безопасности и технологическом суверенитете, стремясь к прорыву в условиях давления внешней среды.

Сравнительный анализ показывает, что пути развития цифровой экономики в обеих странах существенно различаются. Китайская цифровая экономика стартовала раньше, развивается быстрее, имеет больший масштаб рынка, более широкие сферы применения и уже вступила в стадию зрелости, сформировав инновационную структуру, в которой доминируют платформенные компании. Российская цифровая экономика начала развиваться позже, темпы ее роста относительно медленнее, масштаб рынка меньше, сферы применения более узкие, и в настоящее время она находится на стадии трансформации, в большей степени полагаясь на руководство и контроль со стороны государства.

В перспективе развитие цифровой экономики в обеих странах сталкивается с рядом вызовов и возможностей. Китаю необходимо продолжать содействовать высококачественному развитию цифровой экономики, усиливать безопасность данных и защиту конфиденциальности, устранять цифровой разрыв, повышать международную конкурентоспособность и активно участвовать в глобальном управлении цифровой экономикой. России необходимо приложить усилия для преодоления технологической блокады, развить отечественные цифровые технологии и продукты, а также активно расширять международное сотрудничество, создавая новые модели сотрудничества в области цифровой экономики.

[1] 瀛海威公司 (Yinháiwei) была китайской телекоммуникационной компанией, которая была основана в 1994 году в Пекине. Компания была пионером в предоставлении услуг интернет-доступа в Китае и быстро стала крупнейшим интернет-провайдером страны.

[2] Taobao (淘宝) - это крупнейшая онлайн-платформа электронной коммерции в Китае, принадлежащая компании Alibaba Group. Она была запущена в 2003 году и с тех пор стала одним из самых популярных интернет-магазинов в мире.

[3] Alipay: Китайский лидер в онлайн-платежах


References:

Dementev V.E. (2022). Perspektivy rossii pri tsifrovom dominirovanii kitaya i ssha [Prospects for russia under the digital domination of china and the united states]. Problems of forecasting. (4(193)). 6-17. (in Russian). doi: 10.47711/0868-6351-193-6-17.

Elenova Yu.Ya.,Mozharovskaya A.A.,Demushkin D.I. (2024). Tsifrovaya transformatsiya obrazovateltnyh organizatsiy vysshego obrazovaniya:sovremennoe sostoyanie, zadachi, riski [Digital transformation of higher education body: current status, tasks, and risks]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 1149-1170. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.4.120670.

Ganina T.N., Serikov S.G. (2022). Tekushchee sostoyanie tsifrovoy ekonomiki Rossii i Kitaya [The current state of the digital economy in Russia and China]. Journal of Modern Economics. (12). 298-307. (in Russian).

Jiang Ailin (2002). Historical Changes in the Development of Informatization in China Information Documentation Services. (4). 6-10.

Kapranova L.D. (2018). Tsifrovaya ekonomika v rossii: sostoyanie i perspektivy razvitiya [The digital economy in Russia: its state and prospects of development]. Economy. Taxes. Law. 11 (2). 58-69. (in Russian). doi: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-58-69.

Kiyamov I.K., Sabitov L.S., Kabirova G.I., Akhtyamova L.S., Iskhakova L.S. (2019). Actual issues of digital transformation of the Russian economy in modern conditions Iop conference series: materials science and engineering. 012056. doi: 10.1088/1757-899X/570/1/012056.

Mamontova S.V. Maksimova O.A. (2019). Osobennosti transformatsii tsifrovoy eknomiki Rossii [Features of transformation of Russia’s digital economy]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (1(44)). 26-31. (in Russian).

Novikova I.V., Kunchao Se (2023). Natsionalnoe strategicheskoe planirovanie tsifrovoy ekonomiki: sravnitelnyy analiz na materiale Kitaya i Rossii [National strategic planning of the digital economy: a comparative analysis based on the material of China and Russia]. Strategirovanie: teoriya i praktika. 4 (3). 298-307. (in Russian).

Piao Y., Shashlo N.V., Deng X., Kuzubov A.A. (2022). Informatsionno-analiticheskaya podderzhka biznes-modeley i sistem upravleniya predpriyatiyami v Kitae i Rossii v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Information and analytical support for business models and enterprise management systems in China and Russia in the digital economy]. Journal of Management Science. (3). 258-268. (in Russian).

Shuai Q., Deng W., Zhang L., Liu J. (2023). Research on the Integrated Development System of Digital Economy and Real Economy With Chinese Characteristics Proceedings of the 2nd International Conference on Public Management, Digital Economy and Internet Technology, ICPDI 2023.

State Council's Guiding Opinions on Actively Promoting the «Internet Plus» ActionGazette of the State Council of the People's Republic of China. Retrieved from https://chinacopyrightandmedia.wordpress.com/2015/07/01/state-council-guiding-opinions-concerning-vigorously-moving-forward-the-internet-plus-plan/

Vertakova Y., Kryzhanovskaya O., Shuyi D., Yayi L. (2020). Integration interaction of russia and china in the conditions of digital transformation of the economy [Integration interaction of Russia and China in the conditions of digital transformation of the economy] 2019 key trends in transportation innovation, ktti 2019. 04011. (in Russian). doi: 10.1051/e3sconf/202015704011.

Wu Xueyan (2012). «The Twelfth Five-Year Plan for the Development of the Telecommunications Industry» Released: «Broadband China» Leads the Next Generation Information Industry Development Strategy Communications World. (17). 5. doi: 10.13571/j.cnki.cww.2012.17.026.

Zhang X. (2021). Ukreplenie «besprepyatstvennoy torgovli» mezhdu Kitaem i Rossiey i sovmestnoe ispolzovanie tsifrovoy ekonomiki [Strengthening "unhindered trade" between China and Russia and sharing the digital economy]. Journal of Digital Trade. (2). 13-22. (in Russian).

Zhao H., Wang Y., Guo S. (2023). A hybrid MCDM model combining Fuzzy-Delphi, AEW, BWM, and MARCOS for digital economy development comprehensive evaluation of 31 provincial level regions in China Plos one. 18 (4). e0283655. doi: 10.1371/journal.pone.0283655.

Zubenko V.V., Zubenko V.A., Sun Yu. (2023). Rossiysko-kitayskoe sotrudnichestvo v oblasti tsifrovoy ekonomiki [Russian-chinese cooperation in the sphere of digital economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (3). 86-93. (in Russian). doi: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-86-93.

Страница обновлена: 06.05.2025 в 09:24:50