Развитие креативных индустрий как перспективный инструмент региональной социально-экономической политики
Смольянова И.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)
Цитировать:
Смольянова И.В. Развитие креативных индустрий как перспективный инструмент региональной социально-экономической политики // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 10. – С. 3771-3784. – doi: 10.18334/ce.16.10.116327.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846461
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается содержательная сторона креативных индустрий как одного из важнейших драйверов регионального развития в современных условиях. Анализируется специфика креативной составляющей человеческого капитала и ее роль в инновационной деятельности. На примере Ростовской области осуществляется оценка перспективности развития отдельных креативных индустрий на региональном уровне. Констатируется необходимость использования такой институциональной формы поддержки развития подобных индустрий как создание креативных кластеров, исследуется опыт практической реализации инициатив по их формированию. Обосновывается целесообразность использования линейно-узловой и диверсифицированной моделей создания креативных кластеров
Ключевые слова: креативные индустрии, креативный кластер, человеческий капитал, инновационная деятельность, Ростовская область
JEL-классификация: O31, R11, R12, R13
Введение
В современных условиях формирования основ неоэкономики перед органами власти и управления любого территориального образования, в том числе и регионального уровня, актуализируется задача поиска инструментальных средств, использование которых обеспечивает эффективное задействование качественно новых драйверов развития территории. В числе этих драйверов, прежде всего, необходимо выделить инновационный и человеческий потенциал региона.
В данном контексте следует отметить, что в Ростовской области присутствует широкий спектр возможностей эффективного использования имеющихся в наличии ресурсов, которые формируют фундамент для развития региона в рамках инновационной траектории.
Большое количество научных организаций, осуществляющих свою деятельность в сферах высшего образования и научно-исследовательской деятельности, развитая инфраструктура региона, деятельность такой структуры как Южный научный центр РАН в совокупности позволяют реализовывать крупные научно-инновационные проекты.
В Ростовской области функционируют десять инновационно-технологических центров и двадцать научных центров коллективного пользования, которые позволяют исследователям использовать возможности современных научных технологий. Важную роль в обеспечении решения задач инновационного развития региона играет основанная в 2013 году автономная некоммерческая организация «Агентство инноваций Ростовской области».
Ключевое значение в обеспечении успешной реализации научно-инновационных проектов имеет деятельность высококвалифицированных специалистов научной, образовательной и производственной сфер Ростовской области. Данное обстоятельство свидетельствует о чрезвычайной важности достижения высокого уровня развития и использования человеческого капитала на региональном уровне и определяет высокую актуальность рассматриваемой проблемы.
В данном контексте целью проведенного исследования является обоснование существенного значения креативных индустрий как сфер воплощения талантов носителей человеческого капитала и поиск перспективных направлений институционализации механизмов их развития.
При этом научная новизна исследования заключается в разработке методического подхода к осуществлению оценки перспективности развития отдельных отраслевых направлений на региональном уровне.
Роль человеческого капитала и его креативной составляющей в обеспечении регионального развития
Отмечая различные научные точки зрения, имеющие место при определении сущностного содержания понятия «человеческий капитал» необходимо отметить, что различаясь в выделении совокупности формирующих его элементов, специалисты отмечают их взаимообусловленность, а также вовлеченность в процесс экономической деятельности. Важно отметить, что именно данная вовлеченность позволяет обеспечить капитализацию этих элементов в рамках обретения ими комплексного воплощения в виде способности обладателя человеческого капитала обеспечить для себя возможность получения определенного дохода на основе использования совокупности знаний, умений и специфических характеристик, которые были получены индивидом изначально в силу определенных природных особенностей или стали ему присущи в процессе развития и обучения.
Говоря об особенностях проявления содержательной стороны человеческого капитала на региональном уровне, отметим, что, в частности, по мнению М.Г. Алимирзаевой, человеческий капитал региона может быть представлен совокупностью имеющихся человеческих ресурсов, которым присущ комплекс определенных качеств и способностей, а также социально-экономических отношений, обретающих свое проявление в процессе их использования в рамках воспроизводственных процессов регионального уровня [1] (Alimirzayeva, 2013).
А.Н. Леонтьев определяет рассматриваемую категорию как запас компетенций профессионального, функционального и социального профиля и мотиваций к их эффективному задействованию, который региональное сообщество накапливает в процессе реализации социально ориентированных инвестиций и использует в целях обеспечения жизнедеятельности населения и развития региональной экономики [8] (Leontieva, 2016).
В свою очередь, с точки зрения С.И. Бабиной и И.Ю. Садовниковой региональный человеческий капитал являет собой совокупность имеющихся в регионе человеческих ресурсов, которым присуще обладание разнообразными знаниями, навыками и способностями, а также определенным уровнем культуры и здоровья [3] (Babina, Sadovnikova, 2018).
Важно учитывать, что человеческому капиталу конкретного региона как системному явлению имманентно присущие наличие определенной структуры, формируемой его функциональными элементами и отношениями между ними, характер которых складывается под воздействием экономических, социальных, демографических, исторических, культурных особенностей, характеризующих процессы жизнедеятельности населения в рамках регионального пространства.
Говоря о вкладе человеческого капитала в развитие региональных социально-экономических систем, можно, в частности, на основе данных, полученных в результате статистического анализа, констатировать, что при росте среднего образовательного уровня населения региона на 1%, валовый региональный продукт увеличивается в среднем на 4-7% [4] (Berezovskaya, Koritsky, 2018). С другой стороны, специалисты обосновывают наличие прямой зависимости между параметрами средней продолжительности жизни населения и темпами роста реального душевого дохода [19] (Bloom, Cunning, 2000).
При этом в качестве важного составного элемента человеческого капитала, наряду с образовательным капиталом и капиталом здоровья, все большим числом исследователей выделяется и креативный капитал. Отметим, что пионерными работами в сфере исследования роли и места креативного капитала в системе современной неоэкономики явились труды американских и британских исследователей, среди которых следует выделить Р. Флориду [14] (Florida, 2011), Дж. Хокинса [16] (Hawkins, 2011) и Ч. Лэндри [9] (Landry, 2006).
Отражая значимость роль креативного капитала в контексте рассматриваемой проблематики, следует отметить, что еще в 1985 году А. Андерссон обозначил креативность как первооснову его формирования в ряду ключевых факторов, способствующих развитию региональных социально-экономических систем [18] (Andersson, 1985).
В этой связи необходимо отметить то, что под термином «креативность» понимается обладание и умение оперировать нестандартным мышлением, для которого характерно использование нетиповых логических конструктов, которые формируют основу для разработки и последующей реализации качественно новых нетривиальных подходов, позволяющих решить поставленные задачи с наибольшей эффективностью [10] (Melenkin, Chesheva, 2020). Также ряд исследователей указывает на то, что, помимо генерирования идей, креативность как функция предполагает наличие способности воплотить в этих идеях определенное ценностное содержание [21] (Kao, 1997).
При этом, как констатируется в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года одним из важнейших направлений обеспечивающей синергетический эффект интеграции таких важных факторов развития современных социально-экономических систем как инновационный потенциал и талант обладателей креативного капитала является развитие комплекса т.н. «креативных индустрий», которые во все большей степени становятся источником поступательной динамики этого развития [13]. Данное обстоятельство позволяет констатировать, что поддержка этих индустрий в современных условиях становится одним из приоритетов региональной социально-экономической политики [12] (Smolyanova, 2022).
Креативные индустрии как катализатор территориального развития
Следует отметить, что в настоящее время не сложилось единой точки зрения по поводу отнесения тех или иных сфер деятельности к разряду креативных индустрий.
Как правило, основным признаком, присущим им, определяется исполнение функций источника капиталообразования творческими способностями и талантами занятых в их рамках работников [20] (De Propris, Hypponen, 2008). В качестве примера можно привести трактовку, используемую Департаментом цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта Великобритании, в рамках которой креативные индустрии понимаются в качестве сфер деятельность, основанной на задействовании творческого начала индивидов, их талантов и навыков как потенциала создания добавленной стоимости в процессе производства и последующей эксплуатации объектов интеллектуальной собственности [5] (Weinmeister, Ivanova, 2017).
Однако в данном контексте крайне важно подчеркнуть неоднородность таких характерных признаков, присущих этим видам деятельности, как «творчество» и «креативность». Обозначая их отличительные особенности, стоит отметить, что в то время как источником творческой деятельности, прежде всего, является вдохновение индивида, креативная деятельность изначально ориентирована на достижение конечного, как правило, имеющего экономическую природу результата.
Еще одно отличие заключается в различной природе временных рамок творческой и креативной деятельности – если в первом случае они чаще всего имеют неопределенный характер, то во втором, как правило, им присущи достаточно жесткие ограничения. На основе вышесказанного, креативность можно определить в качестве формы проявления творческих способностей индивида, для которой характерно наличие целевой ориентации, как правило, в контексте достижения коммерческого успеха, и ограниченность временных рамок этого проявления. То есть, следует заключить, что креативность являет собой форму капитализации творческого потенциала, которым обладает индивид.
По мнению многих специалистов, в процессе креативной деятельности крайне важное замечание приобретает организация сетевого взаимодействия его участников. В частности, по мнению К.В. Сергеева, весьма существенная доля инновационных решений является продуктом подобного взаимодействия участников разнообразных творческих сообществ, осуществляемого посредством использования возможностей объединяющих их креативных сетей [11] (Sergeev, 2003).
Близкой позиции придерживался и С. Кузнец, отмечавший решающую роль процесса взаимодействия ученых, преподавателей, предпринимателей, формирующих т.н. «креативное ядро» в процессе генерации инноваций, что обусловлено его более эффективной организацией, позволяющей существенно повысить результативность инновационной деятельности [7] (Korchagin, 2012).
В современных условиях зачастую именно креативным индустриям принадлежит роль катализатора ускорения регионального развития, что во многом объясняется их способностью генерировать пропульсивный эффект в отношении других секторов региональной экономики. В данном контексте нельзя переоценить значимость осуществления учитывающей специфику конкретного региона оценки целесообразности поддержки развития конкретных креативных индустрий с точки зрения наличия у них соответствующего потенциала для исполнения функций подобного катализатора.
Оценка перспективности развития креативных индустрий на региональном уровне
Отталкиваясь от вышеизложенных постулатов, произведем оценку степени перспективности развития креативных индустрий, занимающих лидирующие позиции в Ростовской области с точки зрения количественных параметров, отражающих ключевые аспекты их деятельности и приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Количественные параметры развития ключевых креативных индустрий на территории Ростовской области на 2021 год
Креативная
индустрия
|
Количество
организаций
|
Среднеспи-сочная
численность работников |
Суммарная выручка (млн.
руб.)
|
Деятельность в области архитектуры и
инженерно-технического проекти-рования, технических испытаний, исследований и
анализа
|
2839
|
8546
|
23945,5
|
Осуществление научных исследова-ний и разработок
|
629
|
3381
|
18740,4
|
Разработка программного обеспече-ния
|
3348
|
5057
|
8460,7
|
Издательская деятельность
|
407
|
1754
|
5146,7
|
Рекламная деятельность
|
1809
|
1273
|
3146,6
|
Деятельность в области информаци-онных технологий
|
1034
|
1449
|
2014,7
|
Деятельность в области отдыха и развлечений
|
1039
|
673
|
1044.8
|
Осуществить оценку перспективности развития отмеченных в вышеприведенной таблице креативных индустрий на территории Ростовской области представляется возможным осуществить с помощью формулы:
Qо = Pо * Sо * Vо*1000,
где Pо - доля сотрудников организаций, принадлежащих к определенной креативной индустрии, в совокупном числе занятых в креативной сфере на уровне региона, Sо - доля организаций, принадлежащих к определенной креативной индустрии, в совокупном числе организаций креативной сферы, Vo - доля выручки организаций, принадлежащих к определенной креативной индустрии, в совокупной выручке организаций креативной сферы.
Числовые параметры, необходимые для осуществления оценки в соответствие с вышеприведенной формулой, и ее конечные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты оценки перспективности развития креативных индустрий на территории Ростовской области на 2021 год
Креативная
индустрия
|
Количество
организа-ций
|
Число работников
|
Суммарная выручка
|
Итоговая оценка
|
Деятельность в области архитектуры и
инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и
анализа
|
0,167
|
0,351
|
0,338
|
19,887
|
Разработка программного обеспечения
|
0,197
|
0,208
|
0,119
|
4,903
|
Осуществление научных исследований и разработок
|
0,037
|
0,139
|
0,265
|
1,364
|
Рекламная деятельность
|
0,107
|
0,052
|
0,044
|
0,248
|
Издательская деятельность
|
0,024
|
0,072
|
0,073
|
0,126
|
Деятельность в области информационных технологий
|
0,061
|
0,060
|
0,028
|
0,103
|
Деятельность в области отдыха и развлечений
|
0,061
|
0,028
|
0,015
|
0,025
|
Оценивая представленные данные, можно констатировать наибольшую перспективность развития на территории Ростовской области таких креативных индустрий как деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, разработка программного обеспечения и осуществление научных исследований и разработок.
При этом наиболее продуктивным представляется использование такой институциональной формы поддержки развития данных отраслей как создание креативных кластеров соответствующего профиля, обеспечивающих в своих рамках наиболее комфортные условия для осуществления творческого взаимодействия специалистов организаций, функционирующих в определенной креативной индустрии.
Креативные кластеры как институциональная форма поддержки развития креативных индустрий
Под понятием «креативный кластер», введенным в научный оборот британским исследователем С. Эвансом [22], понимается территориально ограниченное пространство, в рамках которого осуществляется процесс коммуникации творчески ориентированных предпринимателей, ориентированный на генерирование новых идей и их воплощение в форме креативных продуктов.
Таким образом, движущей силой процесса формирования подобных кластеров является наличие потенциала, необходимого для создания и эксплуатации творческой интеллектуальной собственности [6] (Volkova, 2021). При этом в качестве одного из принципиальных отличий креативных кластеров от индустриальных, является то, что в их рамках производимый продукт не только производится, но и в определенных случаях потребляется [15] (Khakimova, 2013).
Активная деятельность в области поддержки формирования креативных кластеров реализуется во многих зарубежных государствах, где они рассматриваются в качестве инструмента повышения региональной конкурентоспособности. Определенные усилия в данном направлении предпринимают и некоторые российские регионы. Так, в Ульяновской области при поддержке регионального Правительства реализуется приоритетный проект «Развитие креативных (творческих) индустрий», а функционирование АНО «Кластер творческих индустрий» ориентировано на поддержку развития креативного предпринимательства в контексте подготовки и распространения аналитических материалов; проведения консультаций; разработки концепций и запуска креативных кластеров, продвижения креативных индустрий [17].
При этом процессу создания креативных кластеров в рамках регионального пространства могут быть присущи две ключевые формы – линейно-узловая и диверсифицированная.
Целесообразность использования первого подхода определяется концентрацией в определенных муниципальных образованиях региона необходимых научно-технических, производственных и человеческих ресурсов, которые могут быть совместно задействованы в определенных экономических процессах. Сформированные на подобной основе кластеры выступают в качестве источников пропульсивного эффекта, передаваемого другим секторам региональной экономики.
В свою очередь, кластеры, формируемые на основе диверсифицированного подхода, воспринимают трансформационные импульсы, продуцируемые креативными кластерами инновационного профиля и, в то же время, обеспечивают возможность реализации специфических творческих способностей, которыми обладают носители человеческого капитала, работающие на территории региона.
Заключение
Формирование креативных кластеров на территории Ростовской области будет являть собой практическое воплощение деятельности по достижению целевых ориентиров, содержащихся в региональной Стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года, в частности, касающихся создания Донской долины инновационного развития как одного из полюсов инновационно-технологического роста в рамках пространства всего Юга России.
Подводя итоги, можно заключить, что создание на территории Ростовской области комплекса креативных кластеров различной направленности выступает в качестве творчески-инновационной основы для ускорения развития региона, сформированной на основе симбиоза потенциалов научно-производственной и творческой сфер деятельности.
Источники:
2. Атлас креативных индустрий Российской Федерации. Крауд-платформа «100 городских лидеров». [Электронный ресурс]. URL: https://100gorodov.ru/creativeindustries (дата обращения: 12.09.2022).
3. Бабина C.И., Садовникова И.Ю. Анализ человеческого капитала региона // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. – № 3. – c. 69-74. – doi: 10.21603/2500-3372-2018-3-69-74.
4. Березовская А.Г., Корицкий А.В. Оценка влияния человеческого капитала на объемы производства ВРП в регионах России // Мир экономики и управления. – 2018. – № 3. – c. 42-54. – doi: 10.25205/2542-0429-2018-18-3-42-54.
5. Вейнмейстер А.В., Иванова Ю.В. Культурные индустрии» и креативные индустрии: границы понятий // Международный журнал исследований культуры. – 2017. – № 1. – c. 38-48.
6. Волкова Ю.В. Формирование кластера креативных индустрий в современном городе // НОЭМА (Архитектура. Урбанистика. Искусство). – 2021. – № 2. – c. 10-23.
7. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и инновационная экономика России. - Воронеж: ЦИРЭ, 2012. – 244 c.
8. Леонтьева А.Н. Управление развитием человеческого капитала как фактор реализации социально-экономического потенциала региона. / дисс. … канд. экон. наук. - СПб.:, 2016. – 18 c.
9. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Классика-ХХI, 2006. – 397 c.
10. Меленкин В.Л., Чешева К.К. Креативный капитал как важнейший элемент формирования инновационной экономики // Экономика и экология территориальных образований. – 2020. – № 4. – c. 20-25. – doi: 10.23947/2413-1474-2020-4-4-20-25.
11. Сергеев К.В. Периферийное знание в дискурсе креативности: социальные сети интересного // Политические исследования. – 2003. – № 1. – c. 50-62.
12. Смольянова И.В. Формирование приоритетов региональной социально-экономической политики: проблемы и пути решения // Креативная экономика. – 2022. – № 4. – c. 1637-1650. – doi: 10.18334/ce.16.4.114547.
13. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года. Официальный портал Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/activity/2158 (дата обращения: 13.09.2022).
14. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-ХХІ, 2011. – 419 c.
15. Хакимова Е.Р. Концепция креативного кластера в теории диффузии инноваций // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2013. – № 9. – c. 76-80.
16. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. - М.: Классика-XXI, 2011. – 253 c.
17. Юхтанов А. Развитие креативных индустрий: опыт Ульяновской области. Интернет-портал «Российской газеты». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/18/reg-pfo/razvitie-kreativnyh-industrij-opyt-ulianovskoj-oblasti.html (дата обращения: 11.09.2022).
18. Andersson A. Creativity and Regional Development // Papers in Regional Science. – 1985. – № 1. – p. 5-20. – doi: 10.1007/BF01887900.
19. Bloom D.E., Cunning D. The health and wealth of the nations // Science. – 2000. – № 287. – p. 1207-1208. – doi: 10.1126/science.287.5456.1207.
20. De Propris L., Hypponen L. Creative Clusters and Governance: The Dominance of the Hollywood Film Cluster. / Creative cities, cultural clusters and local economic development, ed. P. Cooke and L. Lazzeretti. - Cheltenham: Edward Elgar, 2008. – 258-286 p.
21. Kao J. The art & discipline of business creativity // Strategy & Leadership. – 1997. – № 4. – p. 6-11. – doi: 10.1108/eb054590.
22. Key concepts: creative clusters. [Электронный ресурс]. URL: http://creativeclusters.com/?page_id=1599 (дата обращения: 05.09.2022).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:05:57