Оценка потенциала креативных индустрий в Арктике Российской Федерации

Михайлова А.В.1, Федорова А.В.1, Петрова Н.Н.1, Петрова Н.И.1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 3 (Март 2024)

Цитировать:
Михайлова А.В., Федорова А.В., Петрова Н.Н., Петрова Н.И. Оценка потенциала креативных индустрий в Арктике Российской Федерации // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 3. – С. 675-696. – doi: 10.18334/ce.18.3.120607.

Аннотация:
Изучение креативных индустрий и креативной экономики в контексте развития регионов Российской Федерации является актуальным в свете поиска путей экономического роста, улучшения качества жизни коренного населения и формирования территориального имиджа в условиях цифровизации, внедрения принципов устойчивого развития и зеленой повестки, интеграции социально-экономических процессов. В статье приведен обзор последних публикаций зарубежных и отечественных источников на тему креативная экономика и креативные индустрии, выделены ключевые тенденции и акценты. В статье анализируются особенности развития креативных индустрий в условиях арктической повестки, выявляются преимущества и вызовы, с которыми сталкиваются представителей креативных отраслей. Отражены результаты социологического исследования оценки потенциала креативных индустрий на примере самого крупного региона Российской Федерации, сделаны выводы о потенциале развития. Выделены Арктические территории обладают уникальным культурным наследием, творческим потенциалом и культурным кодом. Культурный код отражает особенности образа жизни, ценности и мировоззрение коренного населения. Благодаря инспирации и разнообразии окружающей природы субъекты креативных индустрий черпают вдохновение для продуктов народных промыслов, прикладного декоративного искусства, фотографии, живописи и других направлений отрасли. Сделан вывод о том, что креативные индустрии в Арктике, опираясь на культурный код, имеют высокий потенциал развития. Среди трудностей развития надо отметить неразвитость инфраструктуры, навыков цифровых решений и продвижения на рынке своих продуктов, услуг и результатов труда. Выводы исследования подчеркивают необходимость разработки и реализации специальных программ и мероприятий для поддержки креативных индустрий на Арктических территориях РФ.

Ключевые слова: Арктика, северные территории Российской Федерации, новая экономика, творческие (креативные) индустрии, цели устойчивого развития, региональное развитие территорий

JEL-классификация: O35, R11, R58, Z32

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение.

В современном мире креативная экономика становится все более значимым фактором развития общества. Она основана на использовании интеллектуальных ресурсов, творческих способностей людей и инноваций для создания ценности и улучшения качества жизни. Потенциал креативных индустрий в Арктике Российской Федерации в настоящее время недостаточно изучен, при этом регион обладает уникальными природными ресурсами и культурным наследием для использования потенциала творческих индустрий.

В настоящее время формируется запрос на новую креативную формацию регионов со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, бизнес-сообществ, общественных организаций, заинтересованных лиц в продвижении инновационного развития Арктических территорий Севера, однако при этом креативный потенциал еще не оценен и не изучен. Дхармани П., Дас С., Прашар С. провели с использованием библиометрического и наукометрического подходов анализ литературы по творческим индустриям в разных странах, составили классификацию публикаций по географическому признаку. Результатом зарубежных исследователей стала визуальная карта тематически связанны кластеров по географической локации креативных индустрий, при этом данными авторами сделан вывод о том, что существуют значительные неисследованные области анализа творческих индустрий (Dharmani, Das, Prashar, 2021) [1].

Мы согласны с Наконечной О. А., Соловьевой А. Е., что «креативные индустрии это один из способов поддержания экономики России, развития новых технологий и инноваций в промышленности, появления новых рабочих мест и новых российских продуктов в экономике регионов» [2] (Nakonechnaja, Solov'eva, 2023). Необходимо четкое позиционирование, выделение приоритетных направлений креативной экономики и креативных индустрий для адресной работы с профессиональным сообществом и создания эффективной экосистемы креативного пространства в Арктике Российской Федерации. В своем исследовании Деллисанти Р. делает вывод, что пространственная концентрация культурных и творческих индустрий может быть проанализирована по признаку «гетерогенная креативность» и фильтры по географическому фактору, что позволяет построить кластеры для принятия государственных управленческих решений поддержки [3] (Dellisanti, 2023). Интересен в этом аспекте вывод исследователей Блашцык М., Крисинского Д. о том, что статус центра культурной столицы не является решающим фактором для капитализации креативных (творческих) индустрий [4] (Błaszczyk, Krysiński, 2023).

Итак, несмотря на научный задел по теме исследования в области креативной экономики и креативных индустрий, недостаточно исследований креативных индустрий в контексте Арктики и специфики региональных особенностей. Цель статьи показать направления развития креативных индустрий в Арктических условиях, опираясь на научные исследования, сбор информации из открытых источников и результаты социологического исследования. Научная новизна заключается в проведении комплексного анализа креативных индустрий в условиях Арктики, учитывая особенности культуры, природы и социально-экономического аспекта региона. Выдвинута авторская гипотеза о том, что развитию креативных индустрий в Арктике способствует наличие уникального культурного кода, а поддержка субъектов креативных индустрий влияет на социально-экономические индикаторы развития, такие как уровень жизни, стимулирование инноваций, создание новых рабочих мест, сохранение культурно наследия местных жителей, а самое главное формирование нового креативного класса в Арктике. Мы сделали допущение, что креативные индустрии – это все то, что основано на интеллектуальном и творческом труде. При развитии креативных индустрий появляется креативный класс, являющийся субъектом на рынке труда. Выявление потенциала креативных индустрий с учетом территориальной дестинации Арктических районов (улусов) Республики Саха (Якутия) поможет более точно реализовать запросы на продукцию/услуги со стороны субъектов креативной экономики за счет создания и продвижения экосистем креативного пространства, опираясь на культуру и природный ландшафт Арктических территорий, развивать креативные направления, повышая экономическую ценность производимых продуктов.

Методология и методы исследования.

В нашем исследовании мы опираемся на положения исследователей ( [5] эмпирическое исследование, показывающее экономическую устойчивость творческих индустрий, опирающихся на знания коренных локальных сообществ, после природных катаклизмов и социальных потрясений к Фахми Ф.З., Крисмиянингиш Э.,Сагала А., Рустиади С., 2023, [6] методологические основы развития креатосферы и влияния на креативную региональную экономику Михайлова А.В., Шкурко Н.С., 2023, [7] корреляционную модель влияния цифровых технологий на экономические показатели страны и регионов Михайлова А.В., Сакулева Т., Щербина Т., 2021, [8] инструменты оценки креативного капитала как источника конкурентного преимущества на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях Боровинская Д.Н., Залевская М.А., Морданов М.А., 2022, [9] влияние креативных индустрий на стимулирование устойчивого и инклюзивного экономического роста, увеличения экспортных доходов, создания новых рабочих мест, стимулирования малого и среднего предпринимательства Морданов М.А., 2022, [10] статистические показатели цифровой трансформации региональных сообществ, Демин С.С., Михайлова А.В., Пьянкова С.Г. 2023). В исследовании использованы методы социологического анализа, методы сравнительного анализа, метод синтеза и аналогий.

Обзор литературы

В последнее время проводятся много исследований по оценке состояния креативных индустрий в субъектах Российской Федерации ( [11] Сопина Н.В., 2021, [12] Михайлова А.В., 2023, [13] Крюков И.А., 2023, [14] Смольянова И.В., 2022, [15] Морданов М.А., 2022, [16] Сайфуллина Л.Д., 2023, [17] Ефимова А.С., Брюханова Н.В., 2023). Основные выводы исследований: влияние вклада креативных индустрий в региональную экономику, в занятость населения муниципальных образований, в экспортно-импортные показатели, идентификация ключевых сегментов креативных индустрий в регионах Российской Федерации, анализ проблем и вызовов с учетом оценки конкурентных региональных преимуществ для устойчивого экономического роста в Южном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, рост внимания со стороны федерального и регионального законодательства поддержки предпринимателей в сфере креативных (творческих) индустрий.

Мы думаем, что креативные индустрии в Арктике могут стать новым вектором развития региона, которое позволит создать новые рабочие места, привлечь инвестиции и улучшить качество жизни населения. Кроме того, развитие креативных индустрий может способствовать сохранению и развитию культурного наследия Арктики, а также созданию уникальных продуктов и услуг, которые будут востребованы на мировом рынке. Корчак Е.А. подчеркивает в своим исследовании необходимость акцента на вектор арктической политики [18] (Korchak, 2023).

Было проведено эмпирическое исследование в период с 2013 по 2016 годы в муниципальных районах северных территорий Арктики Российской Федерации на предмет изучения значения национальной одежды для коренных малочисленных народов. Узеньюк С., Гарин Н., Трофименко А., Куканов Д. сделали вывод о том, что «этнознания – это основа выживания» [19] (Usenyuk-Kravchuk, Garin, Trofimenko, Kukanov, 2020). Мы дополним эту идею тем, что этнознания влияют на устойчивость системы в Арктике, а одним из ключевых аспектов креативной экономики является стремление к устойчивому развитию и внедрению инноваций.

В креативной экономике идеи устойчивого развития и инновации являются важными факторами, определяющими успех и устойчивость бизнеса в современном мире. Понимание и применение этих концепций позволяют компаниям не только быть конкурентоспособными, но и создавать пользу для общества и окружающей среды. Вигано Ф., Энглэнд Л., Комуньян Р. выявили взаимосвязь для сельских регионов между ремесленным производством, творческими индустриями и местными сообществами, ориентированными на проявление индивидуальности, воплощения уникальных дизайнерских решений и инновационных решений [20] (Viganò, England, Comunian, 2023).

Идеи устойчивого развития включают в себя элементы экологической социальной и экономической устойчивости. Это аспекты, так называемой “orange economy” [23] (Borre, Romero, Gutiérrez, Ramírez, 2023) Это означает, что при развитии креативных индустрии, при формировании новых идей и продуктов необходимо учитывать его влияние на окружающую среду, общество и экономику. Общества, территории, организации и компании, ориентированные на развитие креативной экономики, все чаще внедряют принципы устойчивого развития в свою деятельность, что способствует созданию более ответственной и этичной бизнес-среды. При этом надо обратить внимание на такой аспект, как адаптация к новым условиям экономики. Палкина Е. подчеркивает на необходимость организационных изменений при измерении скорости адаптации [22] (Palkina Elena, 2022).

Бесспорно, что инновации играют ключевую роль в развитии креативной экономики. Они позволяют создавать новые продукты, услуги и технологии, способствуя росту конкурентоспособности и повышению эффективности производства. Инновации также способствуют решению сложных социальных и экологических проблем в обществе в региональном развитии. При этом в развитии креативных индустрий Арктики можно использовать понятие «wisdom of the crowd» (влияние разума общества). Шаньоль М., Роуланд Н. показали 60 примеров инноваций [23] (Spaniol, Rowland, 2022). При этом исследователи Гонг Н., Ю Жен, Хассинк Р. на примере эмпирического исследования в Китае показали «catch-up phenomena» (феномен «догоняющего развития») и «базу дифференцированных знаний» для капитализации продуктов креативных (творческих индустрий) [24] (Gong, Yu, Hassink, 2023). Мы согласны с выводами этого исследования, что добавленная стоимость в креативных (творческих) индустриях основывается на культурных различиях и особенностях, символических знаниях.

Это придает особый смысл развитию креативных индустрий в Арктических регионах, а также в контексте регионального развития направлений креативной экономики и креативных индустрий в свете концепции целей устойчивого развития в связке экономика, экология, «колесо человкоцентричности» в продвижении стартапов креативных индустрий [25] (Shajmieva, Gumerova, Hakimova, 2024) и управление территориями. Подтверждение нашей мысли мы находим у исследователей Кивима П., Керн Ф. « …… дестабилизация устоявшихся социотехнических режимов» [26] (Kivimaa, Kern, 2016). Действительно, только творчество и креативность способны дать качественный импульс к изменениям и трансформации.

На наш взгляд, интересным является подход в изучении влияния креативных индустрий на устойчивость региональной экономики, предложенный Сарантоу М., Кугапи О., Хухмарниеми М., «… дизайнеры местных сообществ» [27] (Sarantou, Kugapi, Huhmarniemi, 2021). Действительно, роль личности, инлюенсеров локальных сообществ в развитии креативной экономики Арктики, в формировании и продвижении культурных и творческих инициатив еще предстоит изучить. Зарубежные авторы Сарантоу М., Кугапи О., Хухмарниеми М. изучив практику развития туристических кластеров в Европе и в Африке, сделали вывод о том, что «очень важно взаимодействие творческих личностей и сообществ с внешней средой для развития креативных кластеров» [27] (Sarantou, Kugapi, Huhmarniemi, 2021).

В Республике Саха (Якутия) активно поддерживается развитие направлений креативной экономики. В 2019 году Якутия стала первым российским регионом, где был утвержден стратегический документ-концепция по созданию экосистемы взаимодействия субъектов креативной экономики, а также принята концепция поддержки креативных индустрий и интеграции в сектора региональной экономки.

Узеньюк С., Гостяева М., Раева А., Гарин Н. провели исследование и предложили новый арктический подход, потому что Арктика – это источник вдохновения и полигон инновационных решений для комфортного проживания в сложных и экстремальных условиях» [28] (Usenyuk-Kravchuk, Gostyaeva, Raeva, Garin, 2021).

Результаты эмпирического регионального исследования.

Для выявления креативного потенциала Арктических районов (улусов) Республики Саха (Якутия) недостаточно открытых официальных данных и необходимо комплексное многокомпонентное исследование, сочетание количественных и качественных методов анализа. Поэтому в исследовании использованы различные методы. Это дает продуктивный результат сбора данных с последующим качественным анализом и включением материалов в дискуссию для разработки сценариев развития и обсуждения. Был проведен электронный опрос (on-line анкетирование) жителей Арктических регионов (улусов) Республики Саха (Якутия) с 25 октября по 05 ноября 2023 года. Генеральная совокупность исследования - трудоспособное и старше трудоспособного население 44 443 человек (63,13%) от общей численности населения, проживающего на территории Арктических районов (улусов) Республики Саха (Якутия), из которых 28 667 (70,41%) мужчин и 29 443 (69,16%) женщин. Мы рассчитали репрезентативность выборки, процент доверительного интервала 5,5% (размах части кривой распределения), при доверительной вероятности, точности выборки 85%, при проценте ответов 90%, генеральной совокупности 44423 человека, выборочная совокупность составила 171 человек. Выборка была простой случайной, сплошной. Был выбран метод анкетирования для сбора статистических данных опроса жителей Арктических районов (улусов) Республики Саха (Якутия) по отношению к понятиям креативной экономики. Анкета состояла из трех блоков, состояла из открытых и закрытых вопросов.

Метод опроса жителей Арктических регионов был выбран для выявления и установления фактов о социальной реальности состояния креативных индустрий на территории проживания, определения наличия характера и связи между выявленными фактами, выявление отношения к понятиям креативная экономика, креативные индустрии и креативное пространство на территории Арктических районов Якутии. Дизайн исследования отвечает задаче накопления базы данных и знаний, а также оценки корректности архитектуры исследования, ее устойчивости относительно новых данных.

По данным ТОФСГ по РС(Я численность населения в Арктических районах Республики Саха (Якутия) на 01.01.2023 составляет 64 282 (таблица 1).

Таблица 1

Численность населения Арктических районов РС(Я) на 01.01.2023

№№
Наименование района (улуса)
Численность населения (всего), чел.
Численность трудоспособного и старше трудоспособного возраста, чел.
% численности трудоспособного и старше трудоспособного возраста в общей численности населений
1
2
3
4
5
1
Абыйский муниципальный район
3786
2696
71,20
2
Аллаиховский муниципальный район
2349
1609
68,49
3
Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) муниципальный район

3454

2141
61,98
4
Булунский муниципальный район

7997

5688
71,12
5
Верхнеколымский муниципальный район

3748

2734
72,94
6
Верхоянский муниципальный район
10009
7053
70,46
7
Жиганский национальный муниципальный район
4086
2641
64,63
8
Момский муниципальный район
3783
2797
73,93
9
Нижнеколымский муниципальный район
4211
2922
69,38
10
Оленекский эвенкийский национальный муниципальный район
4361
2735
62,71
11
Среднеколымский муниципальный район
6741
4619
68,52
12
Усть-Янский муниципальный район
6809
4908
72,08
13
Эвено-Бытантайский национальный муниципальный район
2948
1900
64,45

ИТОГО
64282
44443
69,13
Источник: Составлено авторами по данным ТОФСГС по РС(Я) на 01.01.2023 https://14.rosstat.gov.ru/vozrast_pol

Анализ статистических данных показывает, что на территории поселений, относящихся к Арктическим поселениям, проживает 64282 человек, из которых 63,13% трудоспособного и старше трудоспособного населения. Мы проводили исследование среди данной категории населения. В опросе приняло участие 186 респондентов, при доверительном интервале 85%, выборка является репрезентативной. Гендерное соотношение: 65 (35,14%) мужчин и 120 (64,86%) женщин, возраст от 17 до 69 лет, участие приняли респонденты всех 13 Арктических районов РС(Я), респонденты себя отнесли по национальности саха (якут), русскими, эвенками, юкагирами и иными коренными малочисленными народами. 45% респондентов имеют высшее образование. Почти 52% респондентов работают в бюджетной сфере. Характеристика респондентов показывает, что опрос проведен среди жителей всех 13 Арктических муниципальных районов Республики Саха (Якутия), респонденты разных возрастных категорий, представители бюджетных сфер, коммерческих предприятий, студенты и пенсионеры. Далее мы проанализировали в обобщенном виде ответы на вопросы.

На вопрос: «Назовите, какие направления креативных индустрий на территории ваших муниципальных районов, относящихся к Арктическими дестинациям не развиты, хорошо развиты и высоко развиты. Надо отметить, Наибольшее количество ответов получили ответы, что не развиты следующие виды креативных индустрий (таблица 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов Арктических районов РС(Я)

Направление креативных индустрий
Кол-во ответов
Не развиты
Якутское кино и мультфильмы, анимация
96
Цифровые стартапы (мобильные игры, цифровые ролики и т.д.)
95
Ювелирное дело, украшения
91
Другое
79
Хорошо развиты
Народные виды промыслов (национальное шитье, северная одежда, ювелирное искусство, работа с берестой, конским волосом и др.)
52
Дизайн и мода с национальными элементами исполнительное искусство (творческая деятельность, вокал, исполнители и т.д.)
49
Туризм на территории Якутии (маршруты, фестивали)
45
Исполнительное искусство (творческая деятельность, вокал, исполнители и т.д.)
42
Высоко развиты
Народные виды промыслов (национальное шитье, северная одежда, ювелирное искусство, работа с берестой, конским волосом и др.)
30
Национальная кухня
21
Источник: Составлено авторами

Большинство респондентов 53,7% отметили сильное влияние социальных сетей для развития и продвижения направлений креативных индустрий.

Аналитический центр НАФИ провел в 2021 году исследование на тему «Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий» [29] (Analiticheskoe issledovanie NAFI, 2021). Ключевой вывод исследования: Цифровые платформы – двигатель креативной экономики. Цифровые платформу – социальные сети, видеохостинги, сайты, приложения. Цифровые платформы используются для удовлетворения жизненных и социальных потребностей. Мы видим, что выводы международного аналитического исследования НАФИ совпадают с распределением ответов респондентов.

С экономической точки зрения креативность связана с процессом создания и распространения новой утилитарной ценности. Поэтому важны условия и мотивация. Результаты креативной индустрии в Арктических районах Республики Саха (Якутия) – это продукты/услуги с новыми потребительскими качествами, с экономической ценностью. Респонденты отмечают одним из условий поддержки креативных индустрий в Арктике организацию сбытовой деятельности, помощь в продвижении товаров и услуг.

Мы ранжировали все группы ответов респонденты и составили таблицу рейтинга с факторами, которые оказывают влияние на развитие креативных индустрий на территориях Арктических районов Республики Саха (Якутия).

Таблица 3. Ранжирование факторов по степени влияния на развитие креативных индустрий в Арктических районах Республики Саха (Якутия)

Перечень трудностей
Количество ответов
Степень влияния
Низкая скорость Интернета, отсутствие устойчивой связи
74

Высокое влияние
Низкий уровень развития инфраструктуры, рынков сбыта
67
Недостаточное количество арт событий, мобильных творческих мастерских
66
Недостаточное внимание инициатив в области креативных индустрий со стороны органов местного самоуправления
60

Среднее влияние
Отсутствие площадок для творчества, производства и общения
59
Недостаточность знаний в продвижении услуг и товаров креативных индустрий
58
Недостаточность знаний в продвижении услуг и товаров креативных индустрий
58
Отсутствие связей между креативными сообществами, представителями органов власти и бизнес-сообществом
47

Низкое влияние
Отсутствие площадок для творчества, производства и общения
45
Источник: составлено авторами

В Арктических районах Якутии много негативных моментов, которые влияют на невысокую привлекательность развития креативных индустрий и формирование креативного класса:

· высокие транспортные расходы на перевозки по территории вследствие значительной напряженности дорожного движения и низкого уровня развития дорожно-транспортной инфраструктуры;

· отсутствие стабильных телекоммуникационных средств получения и передачи информации, низкая скорость интернета;

· высокая зависимость экономики от потребительской платежеспособности;

· недостаток у индивидуальных и малых предприятий собственных финансовых средств;

· необорудованные места под креативные пространства для развития креативного бизнеса.

Мы согласны с мнением исследователей Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А., которые отметили, что отрасли креативной индустрии могут создавать дополнительные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также быть резервом для развития сельских территорий [30] (Kaverina, Gretchenko, Gretchenko, 2019).

Для северного региона важно понимание культурных смыслов и культурных кодов, связанных с национальной идентичностью. Мы согласны со следующей моделью развития карьерного трека в творческих профессиях. Профессиональный трек ориентации на творческие профессии в Арктических районах нашего региона должен начаться еще в школе, когда в процессе профориентации обучающиеся получают представления о креативных индустриях, о своих талантах и о возможностях применения своего таланта в этом направлении. Погружение в творческие индустрии происходит через участие в конкурсах, фестивалях, чемпионатах по творческим индустриям. Дальше ДО (дополнительное образование) и ДПО (дополнительное профессиональное образование), карьерные треки в профессии на уровне направлений подготовки в учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования. Параллельно важно овладеть цифровыми инструментами и технологиями организации бизнес-процессами по всему жизненному циклу от идеи до результата продукта/услуги. Итогом карьерного трека будет рынок труда, формирование креатосферы и креативного класса северных территорий Российской Федерации.

Одни и те же проекты локального креативного предпринимательства можно интерпретировать либо как инновационные бизнес-модели, либо как художественные практики, обеспечивающие непрерывность культурных традиций в современности. Построение такой модели возможно при выявлении тех институтов локальных культур и региональных особенностей на территории Арктических районов Республики Саха (Якутия), которые функционируют как в рамках экономического обмена, так и в процессах социальной коммуникации.

Мы думаем, что коммерческая эффективность сохранения традиций определяется набором образцов культуры, локальных практик, которые ассоциируются с традиционным образом жизни и исторической памятью жителей Арктических районов Республики Саха (Якутия). Арктические территории Республики Саха (Якутия) имеют креативный потенциал развития через капитализацию культурных ресурсов территорий, сочетания методов экономики и традиционной культуры народов Севера, сохраняя идентичность в социальной коммуникации.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что креативная экономика является одним из ключевых направлений в трансформации региональных социально-экономических систем. Креативные (творческие) индустрии, опираясь на культурные коды, позволяют в полной мере реализовать творческий потенциал. При этом необходимо продумать организационные и маркетинговые стратегии и механизмы, сформировать устойчивые каналы продвижения, а главное — это наличие инфраструктурных решений для развития цифровизации.

Креативный рынок в Республики Саха (Якутия) находится в стадии становления. Обозначен ряд значимых векторов его развития с учетом имеющегося потенциала и практического задела (кино, дизайн, IT- направления, в том числе образования в области креатива и традиционных областей культуры, мода дизайн, архитектура, туризм, традиционные ремесла и др.).

Выделены основные проблемы, существующие в Республике Саха (Якутия) в сфере креативных индустрий:

1) дефицит профессиональных кадров по ряду специализаций,

2) иногда замкнутость в регионе, отсутствие инфраструктуры,

3) недостаток креативных пространств и в целом среды, стимулирующей развитие креативного потенциала

4) экономическая нестабильность, финансирование и медленная монетизация креативных направлений;

5) курирование данного направления, отсутствует отдельная структура, которая развивает креативные индустрию в Республике Саха (Якутия).

Успешность дальнейшего развития креативного рынка в Республике Саха (Якутия) будет определяться развитием профессионализма его участников, а также созданием условий и среды, для этого, силами только частного сектора развитие будет идти медленно Привлечение инвестиций и интеграция в глобальные, национальные и региональные "цепочки" создания ценностей, позволяющие в целом развивать креативный, кадровый и экономический потенциал территорий, инфраструктуру и логистику.

Выводы исследования:

1. Креативные индустрии имеют потенциал для развития в Арктических районах Республики Саха (Якутия). Это обусловлено уникальной культурой, природными ресурсами и талантливыми местными жителями.

2. Наличие креативного потенциала на территории Арктических районах Республики Саха (Якутия) регионе требует государственной поддержки, включения общественных сообществ и драйверов развития. Это может быть достигнуто через создание специализированных программ и мероприятий, направленных на поддержку и стимулирование креативных индустрий, а также формирование креативного пространства.

3. Развитие транспортной инфраструктуры и доступности региона играет ключевую роль в привлечении туристов и создании новых возможностей для креативных индустрий на территории Арктических районов Республики Саха (Якутия).

4. Создание креативных пространств и центров поддержки предпринимательства в Арктических районах Республики Саха (Якутия) способствует развитию и росту креативных индустрий, предоставляя необходимые ресурсы и условия для работы и взаимодействия.

5. Важно уделять внимание образованию и обучению в области креативных индустрий, чтобы развивать навыки и таланты местных жителей, а также обеспечить доступ к актуальным знаниям и инструментам.

6. Сотрудничество между государственными органами, бизнесом и местными сообществами важно для успешной реализации программ развития креативных индустрий. Взаимодействие и партнерство позволяют объединить усилия и ресурсы для достижения общих целей.

7. Разработка программ развития креативных индустрий должна учитывать специфику Арктических районов Республики Саха (Якутия), включая уникальность культуры, природных ресурсов и потенциала мастеров, умельцев.

8. Поддержка и продвижение местных креативных продуктов и брендов на региональном, национальном и международном уровнях способствует привлечению внимания и расширению рынков сбыта для креативных индустрий.

Учитывая эти выводы, креативные индустрии имеют высокий потенциал в Арктике Российской Федерации, но необходимы программы развития креативных индустрий для муниципальных образований и территорий Арктики Российской Федерации, которые в первую очередь должны быть сфокусированы на создании инфраструктуры, на образовательных программах, на поддержке креативных пространств, предпринимательства и продвижения местных талантов и результатов креативного труда.

·


Источники:

1. Dharmani Pranav, Das Satyasiba, Prashar Sanjeev A bibliometric analysis of creative industries: Current trends and future directions // Journal of Business Research. – 2021. – p. 252-267. – doi: 10.1016/j.jbusres.2021.06.037.
2. Наконечная О.А., Соловьева А.Е. Развитие креативных индустрий экономики в регионе // Экономика и управление: опыт и новые решения в эпоху трансформаций: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2023. – c. 17-20.– doi: 10.24412/cl-37098-2023-1-17-20.
3. Dellisanti Roberto Spatial patterns of Cultural and Creative Industries: Creativity and filière behind concentration // Papers in Regional Science. – 2023. – № 3. – p. 533-565. – doi: 10.1111/pirs.12733.
4. Błaszczyk Mateusz, Krysiński Dawid European Capital of Culture and creative industries: Real impact or unproven belief? The case of Wrocław // City, Culture and Society. – 2023. – p. 100552. – doi: 10.1016/j.ccs.2023.100552.
5. Fikri Zul Fahmi, Eri Krismiyaningsih, Saut Aritua H. Sagala, Sonny Rustiadi Creative industries and disaster resilience: A focus on arts- and culture-based industries in Indonesi // International Journal of Disaster Risk Reduction. – 2023. – p. 104136. – doi: 10.1016/j.ijdrr.2023.104136.
6. Михайлова А.В., Шкурко Н.С. Роль креативных пространств и креативного туризма в регионах Российской Федерации для формирования креатосферы // Креативная экономика. – 2023. – № 8. – c. 2873-2886. – doi: 10.18334/ce.17.8.118767.
7. Mikhaylova A., Sakulyeva T., Shcherbina T., Levoshich N., Truntsevsky Y. Impact of digitalization on the efficiency of supply chain management in the digital economy // International Journal of Enterprise Information Systems. – 2021. – № 3. – p. 34-36. – doi: 10.4018/IJEIS.2021070103.
8. Боровинская Д.Н., Залевская М.А., Морданов М.А. Стратегические инструменты развития креативных индустрий в регионе // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 3. – c. 377-389. – doi: 10.34823/SGZ.2022.3.51827.
9. Морданов М.А. Характеристика современного состояния и направления развития креативных индустрий как эффективного инструмента регионального развития // Креативная экономика. – 2022. – № 1. – c. 245-260. – doi: 10.18334/ce.16.1.114123.
10. Demin S.S., Mikhaylova A., Pyankova S.G. Digitalization and its impact on regional economy transformation mechanisms // International Journal of System Assurance Engineering and Management. – 2023. – № 1. – p. 377-390. – doi: 10.1007/s13198-022-01806-y.
11. Сопина Н.В. Развитие креативных индустрий в регионах России: возможности и их реализация // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 277-294. – doi: 10.18334/ce.15.2.111549.
12. Михайлова А.В. Развитие креативного потенциала современной Российской экономики // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 1(150). – c. 1424-1428. – doi: 10.34925/EIP.2023.150.1.291.
13. Крюков И.А. Развитие креативных индустрий в регионах Северо-Западного федерального округа // Креативная экономика. – 2023. – № 12. – c. 4709-4728. – doi: 10.18334/ce.17.12.119800.
14. Смольянова И.В. Развитие креативных индустрий как перспективный инструмент региональной социально-экономической политики // Креативная экономика. – 2022. – № 10. – c. 3771-3784. – doi: 10.18334/ce.16.10.116327.
15. Морданов М.А. Креативные индустрии как драйвер экономического роста // Креативная экономика. – 2021. – № 10. – c. 3725-3740. – doi: 10.18334/ce.15.10.113714.
16. Сайфуллина Л.Д. Потенциал развития креативной экономики регионов и занятости населения // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 7(183). – c. 183-191. – doi: 10.24158/tipor.2023.7.24.
17. Ефимова А.С., Брюханова Н.В. Тенденции развития креативных индустрий регионов южного федерального округа // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. – № 2. – c. 45-52. – doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-2-45-52.
18. Корчак Е.А. Молодежь на региональных рынках труда российской Арктики // Экономика труда. – 2023. – № 6. – c. 893-908. – doi: 10.18334/et.10.6.117858.
19. Usenyuk-Kravchuk S., Garin N., Trofimenko A., Kukanov D. Arctic design: revisiting traditional fur clothing within the daily routine of reindeer nomads // Heliyon. – 2020. – № 2. – p. e03355. – doi: 10.1016/j.heliyon.2020.
20. Viganò F., England L., Comunian R. Connecting craft, design and the wood industry in South Tyrol: From clusters to creative ecosystem // Journal of Rural Studies. – 2023. – p. 103149. – doi: 10.1016/j.jrurstud.2023.103149.
21. Jenny Romero Borre, Gabriela Cuba Romero, José Manuel Gutiérrez, Javier Ramírez Discussion of the aspects of the cultural and creative industries that impact on sustainable development: a systematic review // Procedia Computer Science. – 2023. – p. 532-537. – doi: 10.1016/j.procs.2023.09.077.
22. Palkina E. Transformation of business models of logistics and transportation companies in digital economy // X international scientific siberian transport forum - transsiberia 2022: Сер. «Transportation Research Procedi» Том 63. Novosibirsk, 2022. – p. 2130-2137.– doi: 10.1016/j.trpro.2022.06.239.
23. Huiwen Gong, Zhen Yu, Robert Hassink Differentiated knowledge bases and catch-up in creative industries – A case of the online game industry in China // Geoforum. – 2023. – p. 103730. – doi: 10.1016/j.geoforum.2023.103730.
24. Шаймиева Э.Ш., Гумерова Г.И., Хакимова Р.Н. Создание экосистемы креативных индустрий: прикладные аспекты менеджмента концепции стартапа // Креативная экономика. – 2024. – № 1. – c. 145-166. – doi: 10.18334/ce.18.1.119774.
25. Kivimaa Paula, Kern Florian Creative destruction or mere niche support? Innovation policy mixes for sustainability transitions // Research Policy. – 2016. – № 1. – p. 205-217. – doi: 10.1016/j.respol.2015.09.008.
26. Spaniol M.J., Rowland N.J. Anticipated innovations for the blue economy: Crowdsourced predictions for the North Sea Region // Marine Policy. – 2022. – p. 104874. – doi: 10.1016/j.marpol.2021.104874.
27. Sarantou M., Kugapi O., Huhmarniemi M. Context mapping for creative tourism // Annals of Tourism Research. – 2021. – p. 103064. – doi: 10.1016/j.annals.2020.103064.
28. Usenyuk-Kravchuk S., Gostyaeva M., Raevalexandra A, Nikolai G. Encountering the extreme environment through tourism: The Arctic design approach // Journal of Destination Marketing and Management. – 2021. – p. 100416. – doi: 10.1016/j.jdmm.2020.100416.
29. Аналитическое исследование НАФИ. Nafi.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/vklad-tsifrovykh-platform-v-razvitie-kreativnykh-industriy/ (дата обращения: 01.02.2024).
30. Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 1(75). – c. 58-64.

Страница обновлена: 14.04.2024 в 07:52:00