Социальное предпринимательство как организационная форма интеграции бизнеса и общества
Пахомова Ю.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 7 (Июль 2024)
Цитировать:
Пахомова Ю.А. Социальное предпринимательство как организационная форма интеграции бизнеса и общества // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 7. – С. 3645-3662. – doi: 10.18334/epp.14.7.121142.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68568267
Аннотация:
В статье дается всестороннее описание авторских подходов к определению сущности понятия «социальное предпринимательство» и его содержания. Рассматривается юридическое обоснование условий присвоения хозяйствующему субъекту статуса «социально предприятие». Находит отражение характеристика различных сторон осуществления организованной социально-ориентированной деятельности. На примере деятельности производственного социального предприятия определена слабость коммерческой активной позиции социально-ориентированного бизнеса, что выступает сдерживающим фактором устойчивого его развития и не позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность всецело на принципах самофинансирования, без субсидиарной поддержки государства. В качестве управленческой проблемы, выявлена разбалансировки в сроках начала инвестирования и реинвестирования. Обоснована перспективность применения инструментов социального маркетинга в решение коммерческих проблем социальных предприятий и ускорение внедрения идеи социального предпринимательства в управленческую практику
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная организация, социальный маркетинг, социальная идея, коммерциализация, социально-значимый продукт
JEL-классификация: L51, L52, O25
Ведение
В среде бизнеса интенсивно развивается социальное предпринимательство. Общее количество социальных предприятий составляет 8,1 тыс. и представлены они в 85 субъектах Российской Федерации. Динамика развития такова, что количественный прирост предприятий подобного формата составил 27% к 2022 году [13]. Государство всемерно поддерживает социально-ориентированный формат бизнеса, расширяет возможности получения статуса социального предприятия, оказывает меры поддержки, как материальной, в форме ежегодных субсидий действующим социальными предприятиям, так в форме грантов для поддержки коммерциализации социальных бизнес-инициатив. В данной связи можно заметить обоюдовыгодный характер социального предпринимательства: для бизнеса – возможности получения предпринимательской выгоды, для потребителей – участие и профессиональное решение актуальных социальных проблем, а для государства – распределение ответственности в решении социально-значимых задач, позволяющих за счет более масштабированного и при этом специализированного подхода снизить уровень социальной напряженности в обществе.
Поэтому цель исследования состоит в определении роли и включенности субъектов социального предпринимательства в решении социальных задач государства и общества, а также в выявлении условий их успешной интеграции в традиционную конкурентную бизнес-среду.
Основная часть
Одним из относительно новых направлений в российском бизнесе является социальное предпринимательство. До сих пор происходит уточнение и нюансировка ключевых понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Последнее утвержденное и введенное в гражданско-правовой оборот уточнение имело место в 2019 году в рамках опубликования Федерального Закона от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Ориентируясь на ст.1 данного закона можно определить социальное предпринимательство, как вид предпринимательской деятельности, ориентированный на достижение общественно-полезных целей и способствующий решению социальных проблем граждан и общества. Правомерно предположить, что реализация деятельности по достижению общественно-полезных целей должна осуществляться хозяйствующим субъектом, право которого к такому роду деятельности законодательно установлено. В этой связи в оборот введен термин «социальное предприятие», которое в отличие от социально-ответственного предприятия, ограничено в масштабах деятельности рамками статуса «субъект малого и среднего бизнеса» и характером экономической деятельности, относимой к сфере социального предпринимательства [1].
Но, несмотря на неустоявшуюся еще терминологию и нормативно-обеспечивающую базу, исторически исследуемый вид предпринимательской деятельности в юридически не регламентированном статусе существовало много раньше. С тех пор как предприниматели выступали в роли меценатов.
Необходимость в системном осмыслении сущности и содержании социального предпринимательства возникает в начале XIX в., когда взаимодействие социальных элементов в общественной структуре развитых стран усложняется, а в качестве приоритетных направлений внутренней политики все чаще актуализируется социальная повестка [5, c.14].
Однако интенсификация исследовательских практик и как результат получение более формализованного понимания феномена «социального предпринимательства» происходит в 80-90-е годы XX в. Катализатором такого развития послужили новые формы предприятий, которые наряду с пропагандируемыми социальными целями ставили и цели более низкого уровня, практически на уровне целевого инструментария для достижения высокоиерархичных социальных целей, которые носили коммерческий характер. То есть, достижение социальной цели оказывалось возможным при условии успешной реализации коммерческих задач. Данная позиция находит подтверждение и в статье авторского научно-исследовательского коллектива, по мнению которого «… аспектом социального предпринимательства можно считать ведение бизнеса не только с целью получения максимальной прибыли, но с целью стабилизации социально-экономического пространства» [20]. Система потребительской кооперации – яркий пример сочетания социальной миссии и коммерческого способа ее реализации.
Подобная гибридизация повлекла пересмотра условий взаимодействия государства с организациями коммерческого и некоммерческого сектора [4, c.62].
Обобщение авторских трактовок и подходов к определению сущности и содержанию социального предпринимательства позволяет сформировать общую картину представлений о данном направлении бизнеса, на основе которой можно обеспечивать его дальнейшее развитие (табл. 1).
Несмотря на единство исследователей в интерпретации фундаментальных основ социального предпринимательства, есть основание позволяющее каждому из авторов логично обосновывать свою позицию, противопоставляя ее более ранним вариациям. Основу для такой свободы создает некий континуум, полюсами которого выступает коммерческая цель и социально-ориентированное ее решение. Таким образом, отличие состоит в смещении точки баланса между данными полюсами, происходящее в зависимости от степени вовлеченности и роли вовлекаемого в социальное предпринимательство.
В качестве единых концептов все же можно выделить: приоритет предпринимательской деятельности, поскольку сущностная основа – это предпринимательство, качественной характеристикой которого выступает «социальное»; инициативная идея формирования и развития предпринимательской активности находится в плоскости решения социально-обусловленных проблем, решение социально-обусловленных проблем позволяет реинвестировать средства и обеспечить стратегические перемены в социальной жизни общества.
Таблица 1 – Обобщение авторских подходов к интерпретации понятия «социальное предпринимательство» и его содержанию
Автор
|
Определение
|
М.Юнус
|
«социальный бизнес – компания, не приносящая убытков и не
приносящая дивидендов, посвященная полностью достижению социальной цели. Вся
прибыль или сверхдоход возвращаются и используются предприятием для
расширения и совершенствования» [10, с.13], [11]
|
ЦПП
«Мой бизнес» |
«предприятия, которые обеспечивают занятость людей
чувствительных категорий» [15]
|
Ю.Э.
Сивкова
|
« … рациональная экономическая деятельность, направленная на
смягчение или решение социально значимых проблем» [17]
|
Фонд
«Наше будущее» |
« … деятельность, направленная на
достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных
проблем граждан и общества» [18]
|
Дж.
Кикал,
Т. Лайонс
|
«…это применение образа мыслей, процессов, инструментов и
технологий обычного предпринимательства для деятельности на благо общества и
экологии» [5, с.15]
|
Т.А
Илюшникова
|
«предпринимательство становится социальным,
когда для государства и граждан появляется польза, которой не было до
возникновения этого предприятия» [19]
|
В инновационной акцентуализации социального предпринимательства важно выявление наиболее острых и актуальных социальных проблем, решение которых в большей мере способствует получению социального результата и его общественного одобрения.
Рис. 1. Фокусы сущности социального предпринимательства*
*Составлено автором
Вторая сторона демонстрирует доминирование предположения о способности социального предпринимательства к инициации социальных изменений и, таким образом, выступать в качестве актора трансформационных процессов в обществе [9, c.85].
Комбинационная сторона социального предпринимательства демонстрирует важность соблюдения баланса «экономического» и «социального» начал, как залога успешного решения социальных проблем и устойчивого развития общественных процессов.
Личностно-ориентированное понимание сущности природы социального предпринимательства рассматривает основным фактором его развития мотивационную структуру предпринимателя, его личностных стремлений и идеалов, реализованных в видах предпринимательской активности.
При проведении исследования следует также учитывать законодательно закрепленные критерии отнесения субъекта МСП к социальному предприятию. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии, согласно которым хозяйствующий субъект можно квалифицировать как субъект МСП, а также ст.24.1 устанавливает критерии отнесения представителя МСП к типу социальных предприятий.
Во-первых, это те субъекты МСП, которые для выполнения операционных задач привлекли в штат как минимум 50% граждан, социальных категорий зафиксированных в п. 24.1. №209-ФЗ. Причем в зависимости от привлекаемой в штат социальной категории зависит возможность социального предприятии в получении тех или иных мер помощи и размера субсидирования. Но это не единственное условие. Помимо процента вовлечения важно обеспечить уровень расходов на оплату труда таких сотрудников в общей структуре фонда оплаты труда, который должен составлять не менее 1/5.
Еще одним критерием отнесения предприятия к социальным, является организация им производства социально-значимых товаров или услуг и в целом характер предпринимательства должен носить общественно значимый характер и способствовать решению социальных проблем общества, а именно:
- «оказание психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;
- организация отдыха и оздоровления детей;
- оказание услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;
- оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- обучение работников и добровольцев (волонтеров) социально-ориентированных некоммерческих организаций, направленное на повышение качества предоставления услуг такими организациями;
- культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);
- оказание услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
- выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой» [2].
Организационно-экономическим механизмом способствующим проведению социальных реформ и преобразований в обществе за счет последовательного планово-эволюционного подхода и вовлеченности профессиональных социально-ориентированных сообществ как раз и выступает социальное предпринимательство .Стоит учитывать воздействие естественных сил, препятствующих социальным преобразованиям, оценивать интенсивность и характер их воздействия при формировании системы социальных предприятий. Для снижения уровня неприятия трансформационных преобразований в социальной среде следует пропагандировать цели социального предпринимательства, которые должны найти отклик и поддержку у сил сопротивления. А это:
- обеспечение роста уровня благосостояния граждан и качества жизни;
- реализация социальных целей государства за счет позитивных социальных преобразований;
- развитие социальной сферы во всей ее многоаспектности;
- оказание помощи и всесторонней поддержки тех категорий граждан и их объединений, которые в ней нуждаются;
- создание благоприятных условий в социально-трудовой сфере как фактора обеспечивающего устойчивое развитие экономики страны [8, c.168].
В качестве примера рассмотрим опыт функционирования единственного в Курской области специализированного социального предприятия ООО «Курское предприятие «ТИЗКУР», на котором трудятся инвалиды по зрению.
В настоящее время исследуемое предприятие успешно развивает производство столовой бумажной салфетки.
Основными целями ООО «Курское предприятие «ТИЗКУР» являются:
- участие в определении и реализации государственной политики в отношении инвалидов;
- социальная адаптация инвалидов.
Производственная и социальная инфраструктура предприятия отвечает требованиям доступности для всех категорий инвалидов и маломобильных групп населения. Количество рабочих мест на предприятии – 20, из них – 13 инвалидов по зрению и 1 инвалид по общему заболеванию. Рабочие «КП «ТИЗКУР» готовы обучаться и осваивать новые виды продукции. При расширении рынков сбыта предприятие сможет открыть новые рабочие места не только для инвалидов по зрению, но и для других категорий инвалидов.
ООО «Курское предприятие «ТИЗКУР» ежегодно получает субсидию из бюджета Курской области в размере от 2 млн. руб. Субсидированные средства направляются на модернизацию производственной базы и на осуществление доплат инвалидам, занятым в производственном процессе.
ООО «КП «ТИЗКУР» занимает заметное место на рынке бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения Курской области. Выручка 2023 года сформирована в размере 47,4 млн. руб. и с 2021 рота прирастает. Основные поставки производимой продукции осуществляются в торговые сети «Европа» (г. Курск – 40 супермаркетов), «Линия» (г.Курск – 5 супермаркетов), «Усадьба» (г.Курск – 6 супермаркетов).
В 2021 году исследуемое предприятие начинает экспансию на рынки регионов Центрального федерального округа. Так, с торговой сетью «Европа» достигнуты соглашения по расширению географии поставок: Курская область (г. Железногорск, г. Курчатов), Белгородская область (г. Белгород, г. Губкин, г. Ст. Оскол), Орловская область (г. Орел), Липецкая область (г. Липецк), Тамбовская область (г. Тамбов), Воронежская область (г. Воронеж), Брянская область (г. Брянск), Рязанская область (г. Рязань), всего дополнительно 25 супермаркетов. Аналогичные договоренности достигнуты с торговой сетью «Линия» в части организации дополнительных поставок в 21 супермаркет по городам: Белгородская область (г. Белгород, г. Губкин, г. Ст. Оскол, г. Строитель), Орловская область (г. Орел), Липецкая область (г. Липецк, г. Елец, г. Грязи) [16].
Основными конкурентами ООО «КП «ТИЗКУР» на рынке бумажных салфеток Курской области выступают:
- ООО «Хаят Кимья» (Респ. Татарстан, Елабужский р-н) – ведущий производитель бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения в России. Производит туалетную бумагу и бумажные полотенца под марками «Papia» и «Familia» и в том числе бумажные салфетки под брендом «Красная цена» для сети супермаркетов «Пятерочка». Выручка в 2023 году – 16,8 млрд. руб. [16];
- ООО «Новые технологии» (г. Краснодар) – производит бумажные салфетки под брендом «Моя цена» для сети магазинов «Магнит». Выручка – 7,3 млрд. руб. за 2023 год [16].;
- ООО «Бумпром» (Курская обл., с.Рышково) – продукция представлена в сети магазинов «Европа». Выручка – 52,2 млн. руб. за 2023 год [16].
Далее проведем конкурентный анализ рынка бумажных изделий санитарно-гигиенического назначения Курской области с использованием методов PEST-анализа и анализа 5 конкурентных сил М. Портера [14].
PEST-анализ поможет оценить позиции ООО «КП «ТИЗКУР» и потенциал его развития в условиях санкционного кризиса. Результаты анализа представлены в таблице 2.
На основании полученных в таблице 2 результатов построим профиль конкурентной среды ООО «КП «ТИЗКУР». Результаты представим в таблице 3.
По данным таблицы 3 построим диаграмму профиля среды ООО «КП «ТИЗКУР» (рис.2).
Таблица 2 – PEST-анализ ООО «КП «ТИЗКУР»*
Группы сил внешнего воздействия
|
Конкретизация характера воздействия
|
Вес группы,
баллы |
Оценка значимости группы,
баллы |
Результирующая оценка
|
Политические
|
Ответные
экономические санкции Правительства РФ (ограничения на экспорт бумаги) (P1)
|
4
|
3
|
12
|
Государственная
поддержка целлюлозно-бумажной промышленности (P2)
|
3
|
12
| ||
Высокая
зависимость целлюлозно-бумажной промышленности от импорта технологических
компонентов (P3)
|
4
|
16
| ||
Экономические
|
Зависимость
объемов потребления СГИ от состояния сегмента HoReCa (E1)
|
4
|
3
|
12
|
Меры
государственной поддержки социальных предприятий (E2)
|
4
|
16
| ||
Растущий
уровень консолидации целлюлозно-бумажной отрасли (E3)
|
2
|
8
| ||
Социальные
|
Значительный приток населения в города (S1)
|
3
|
3
|
9
|
Изменение предпочтений потребителей (S2)
|
2
|
6
| ||
Технологические
|
Уровень технологичности производства (T1)
|
2
|
4
|
8
|
Повышение эффективности целлюлозно-бумажного производства (T2)
|
3
|
6
|
По итогу PEST-анализа можно интерпретировать его результаты и сформулировать такие наиболее значимые выводы, как:
- наиболее благоприятными с позиции способствующих развитию ООО «КП «ТИЗКУР» являются политические факторы;
- наибольший риск формируют экономические факторы, поскольку зависимость объемов потребления санитарно-гигиенических изделий (далее по тексту СГИ) от состояния сегмента HoReCa, а также растущий уровень консолидации целлюлозно-бумажной отрасли может привести к ухудшению финансовых результатов предприятий формирующий сегмент МСП. Угрозу также несут изменения структуры потребления (в частности забота об экологии), ответные экономические санкции Правительства РФ, ограничивающие экспорт в «недружественные» страны, и ограничение доступа к передовым зарубежным технологиям в связи с санкциями, что также может негативно отразится на финансовом результате и технологическом уровне производства ООО «КП «ТИЗКУР».
Таблица 3 – Профиль конкурентной среды ООО «КП «ТИЗКУР»*
Фактор среды
|
Результирующая оценка
фактора
|
Срочность реагирования
|
Характер влияния
|
Результирующая оценка
|
P1
|
12
|
1
|
11
|
-12
|
P2
|
12
|
3
|
+1
|
12
|
P3
|
16
|
3
|
+1
|
16
|
E1
|
12
|
3
|
-1
|
-12
|
E2
|
16
|
3
|
+1
|
16
|
E3
|
8
|
2
|
-1
|
-8
|
S1
|
9
|
2
|
+1
|
9
|
S2
|
6
|
2
|
-1
|
-6
|
T1
|
8
|
1
|
-1
|
-8
|
T2
|
6
|
2
|
+1
|
6
|
Рис.2. Профиль конкурентной среды ООО «КП «ТИЗКУР»*
*Составлено автором
Далее проведем оценку влияния конкурентных сил на деятельность ООО «КП «ТИЗКУР», пользуясь матрицами М. Портера (табл.4-8).
Фактор внутриотраслевой конкуренции оказывает существенное влияние на деятельность исследуемого предприятия, т.к. итоговая сумма баллов составила 13. Действительно, на рынке бумажных санитарно-гигиенических изделий Курской области можно выделить 2 крупных конкурента ООО «КП «ТИЗКУР», между которыми наблюдается основная конкурентная борьба. Это ООО «Хаят Кимья» (Респ. Татарстан, Елабужский р-н) и ООО «Новые технологии» (г. Краснодар).
Таблица 4 – Оценка внутриотраслевой конкуренции в деятельности
ООО «КП «ТИЗКУР» по М. Портеру*
Сила конкурентного
влияния
|
Шкала оценивания
| ||
«1»
|
«2»
|
«3»
| |
Количество конкурентов на рынке бумажных СГИ
|
-
|
-
|
Интенсивный рынок
|
Уровень продуктовой дифференциации на рынке бумажных СГИ
|
-
|
Продукт дифференцирован по ряду потребительских
свойств
|
-
|
Темп роста рынка бумажных СГИ
|
-
|
Средний
|
-
|
Привлекательность рынка бумажных СГИ
|
-
|
-
|
Проявляется
|
Ограничение в повышении цен на рынке бумажных СГИ
|
-
|
-
|
Ограничен рост
|
Итоговый балл
|
13 баллов
– высокий уровень внутриотраслевой конкуренции
|
Фактор рыночной власти потребителей оказывает среднее влияние на деятельность ООО «КП «ТИЗКУР». Сумма итоговых баллов составила 7, т.к. исследуемое предприятие выпускает бумажные салфетки, которые широко используется не только в заведениях общественного питания, но и в быту.
Таблица 5 – Оценка силы рыночной власти потребителей в деятельности
ООО «КП «ТИЗКУР» по М. Портеру*
Сила конкурентного
влияния
|
Шкала оценивания
| ||
«1»
|
«2»
|
«3»
| |
Статус покупателя бумажных СГИ
|
Низкий
|
-
|
-
|
Значимость товара у покупателя бумажных СГИ
|
Низкая
|
-
|
-
|
Склонность к переключению на товары-субституты
|
-
|
-
|
Высокая
|
Чувствительность к цене бумажных СГИ
|
-
|
Средняя
|
-
|
Итоговый балл
|
7 баллов – средний уровень
угрозы ухода покупателя
|
Фактор угрозы появления товаров-заменителей слабо влияет на деятельность ООО «КП «ТИЗКУР», т.к. отказ от использования бумажных салфеток в пользу многоразовых тканевых активно обсуждается, но все еще достаточно слабо поддерживается широкой массой потребителей.
Таблица 6 – Оценка силы влияния со стороны товаров-заменителей в деятельности ООО «КП «ТИЗКУР» по М. Портеру*
Сила конкурентного
влияния
|
Шкала оценивания
| ||
«1»
|
«2»
|
«3»
| |
Цена на товары-заменители
|
-
|
Проявляется
|
-
|
Стоимость перехода на товары-заменители
|
Низкая
|
-
|
-
|
Качество
|
-
|
Проявляется
|
-
|
Итоговый балл
|
5 баллов – средний уровень
угрозы перехода
|
Фактор рыночной власти поставщиков оказывает сильное влияние на деятельность ООО «КП «ТИЗКУР», т.к. производственный процесс исследуемого предприятия не является замкнутым, т.е. организация в производственном процессе использует сырьё сторонних производителей.
Вторая по приоритетности сила, влияющая на деятельность ООО «КП «ТИЗКУР», – это угроза появления на рынке новых конкурентов. Итоговая сумма баллов составила 8. Это средний риск появления новых конкурентов, обусловленный устойчивой позицией действующих производителей изделий СГИ и наличием барьеров для входа в федеральные торговые сети.
Таблица 7 – Матрица оценки фактора рыночной власти
поставщиков в деятельности ООО «КП «ТИЗКУР» по М. Портеру*
Сила конкурентного
влияния
|
Шкала оценивания
| ||
«1»
|
«2»
|
«3»
| |
Количество поставщиков
|
-
|
-
|
Оказывает влияние
|
Ограниченность объемов ресурсов поставщиков
|
-
|
-
|
Оказывает влияние
|
Издержки переключения на других поставщиков
|
-
|
Средний уровень издержек перехода на других поставщиков
|
-
|
Приоритетность направления для поставщика
|
Высокая приоритетность
|
-
|
|
Итоговый балл
|
9 баллов – высокий уровень
влияния поставщиков
|
Таблица 8 – Оценка фактора угрозы со стороны потенциальных конкурентов в деятельности ООО «КП «ТИЗКУР» по М. Портеру*
Сила конкурентного
влияния
|
Шкала оценивания
| ||
«1»
|
«2»
|
«3»
| |
Сильные конкуренты с высоким уровнем технологичности
|
5 крупных производителей
занимают более 75% рынка
|
-
|
-
|
Дифференциация продукта
|
-
|
-
|
Разнообразие ассортимента
продукции в отрасли
|
Доступ к каналам распределения
|
Затруднен вход в
федеральные торговые сети
|
-
|
-
|
Готовность существующих игроков к снижению цен
|
Существенное снижение цен
невозможно по причине высокой ресурсоемкости
|
-
|
-
|
Темп роста отрасли
|
-
|
Близкий к насыщению
|
-
|
Итоговый балл
|
8 баллов – средний
уровень угрозы входа новых игроков
|
Полученные значения оценки факторов конкурентных сил, влияющих на деятельность ООО «КП «ТИЗКУР», представлены на рисунке 3.
Рис.3.Карта конкурентных сил, влияющих на деятельность
ООО «КП «ТИЗКУР»*
*Составлено автором
Позиция ООО «КП «ТИЗКУР» на рынке бумажных СГИ Курской области довольно устойчивая. Однако в деятельности предприятия присутствует ряд угроз – появление на рынке крупных региональных производителей, а также высокий уровень зависимости от поставщиков, т.к. производственный процесс исследуемого предприятия не является замкнутым.
Таким образом, рассматриваемое социально предприятие занимает достаточно устойчивое положение на региональном рынке бумажных СГИ, однако влияние конкурентов коммерческого сектора является достаточно сильным. При сохранении темпов роста рынка в среднесрочной перспективе прямая конкуренция только усилится. В связи с этим, перед менеджментом ООО «КП «ТИЗКУР» стоит задача активизировать работу по расширению рынков сбыта производимой продукции, что требует инвестиций в коммерческий сектор.
Субъекты социального предпринимательства являются проводниками идеи социальной ответственности бизнеса. Но основной проблемой в реализации мер социальной ответственности бизнеса предприятиями реального сектора экономики является разная скорость финансовых потоков: высокая скорость потребления инвестиционного потока и долговременность его обратного преобразованного движения в форме приращения качественных характеристик репутационного и имиджевого содержания. Таким образом, социально-ответственному бизнесу требуется такой инструмент управления социальными инвестициями, который поможет добиться согласованности во времени движения указанных разнонаправленных потоков, снизит риск перерасхода инвестиционных ресурсов и ускорит возврат социальных инвестиций в обозримой для социального инвестора перспективе.
В исследовании ряда многих автором, прослеживается единство во мнении, что в качестве подобного управленческого инструмента ориентированного на практические проблемы коммерциализации продукта деятельности социальных предприятий можно назвать «социальный маркетинг» [3, с.22], [7, с.125].
Социальный маркетинг в качестве главной цели ориентирован на формирование благоприятного восприятия обществом социально-значимой идеи, ее развитие и долговременную поддержку, что в качестве результата ее реализации приведет к росту социального благополучия.
Как экономический эффект, социальный маркетинг гарантирует бизнес-субъектам укрепление конкурентных позиций, как самой компании, так и ее бренда за счет повышения уровня потребительской лояльности, которая распространяется далеко за пределы целевой аудитории.
Социальный маркетинг основывается на взаимодействии трех движущих сил (рис.4).
Рис.4. Движущие силы социального маркетинга*
*Составлено автором
Под спонсорством понимается выделение социально-значимой проблемной области, изучение потребностей ее представителей (инвалиды, малоимущие) и оказание локальной помощи данным социальным сообществам, либо их поддержка в проведении социально-ориентированных мероприятий (поддержка детских спортивных мероприятий, образовательных программ для лиц «серебряного» возраста).
Фандрайзинг как коллективный сбор средств используется для реализации некой идеи, как социальной направленности, так и иной другой (например, инновационной, технологической), реализация которой позволит инициаторам коммерциализовать идею, а вкладчикам либо предоставляется право участия в потенциальных прибылях либо возможность безвозмездного добровольного участия в социальном эксперименте или проекте (например, организация летнего лагеря, для родителей с детьми-инвалидами, апробация медицинского прибора), но и в том, и в другом случае риск вкладчика ограничивается только утратой в размере инвестированной суммы.
Стимулирование продаж реализуется за счет формирования ощущения сопричастности у представителей социума в реализации общественно значимой инициативы [14].
Традиционно движущей силой продвижения социально-значимых идей, товаров и услуг выступают узнавание компании и ее торговой марки, а также постоянное напоминание о них представителям потенциальной и реальной целевой аудитории. В условиях цифровизации экономических и общественных отношений наиболее эффективными инструментами формирования такого общественного признания являются методы интернет-продвижения. К наиболее популярным в практике интернет-маркетинга инструментов продвижения можно отнести: Web-сайт, блоггинг, контент-, видео-, e-mail-, CPA-маркетинг, PR, SMO, SMM, SEM, SEO, SEA [6, c. 231].
Таким образом, определяющую роль в продвижении продукта деятельности социального предпринимательства играют инструменты маркетингового продвижения в цифровой среде. Использование инструментов интернет-маркетинга позволяет сформировать необходимый уровень потребительского доверия к социальному продукту либо услуге и уверенность в благих намерениях социального предприятия. Только при высоком уровне доверия и высокой потребительской ценности предлагаемого социального продукта для целевой аудитории успешное развитие предприятий социального формата возможно.
Заключение
Таким образом, социальное предпринимательство, как форма организации бизнеса, в России находится на стадии формирования и осознания возможности ее существования на настоящем этапе исключительно за счет всесторонней государственной поддержки. Настоящая потребность в предприятиях, ориентированных на профессиональное решение социальных проблем общества и задач развития его социальной среды, вызвана нерешенностью проблем во многих социальной сферах: развитие детского спорта, обеспечение достойного уровня жизни и досуга пенсионеров, доступное образование и медицинское обслуживание, защита и гарантии занятости инвалидов, своевременное предоставление жилья детям-сиротам и многие другие. Накопление общественного негативизма и рост социального напряжения дестабилизирует социально-экономические и политические отношения, делает их слабо прогнозируемыми, а потому и неуправляемыми, что создает угрозу замедления темпов экономического развития. Такой сценарий развития не отвечает целям стратегического развития российской Федерации. Поэтому развитие организационных, нормативно-правовых, социально-экономических механизмов поддержки социального предпринимательства является требованием времени и миссией любого развитого государства, которая состоит в обеспечении благополучия и достойного образа жизни своих граждан.
Источники:
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон №209-ФЗ от 04.07.2007 г. (последняя редакция). Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/?ysclid=lwi65jtkqm582354755 (дата обращения: 20.05.2024г).
3. Богучарская И.И., Гончаров О. Ю. Социальный маркетинг как эффективный инструмент социально ответственного предпринимательства // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2021. – № 1(43). – c. 20-24.
4. Гришина Я. С. Американский и европейский опыт социального предпринимательства: сравнительно-правовая характеристика // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2013. – № 2. – c. 60-74.
5. Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. - М.: Альпина Паблишер, 2014. – 304 c.
6. Колесникова Е. В. Интернет-маркетинг: реальности цифровой среды и основные инструменты продвижения // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2022. – № 2(93). – c. 228-240.
7. Котлер Ф., Андреасен А.Р. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций. / Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 854 c.
8. Некрасов Н.А. Социально-экономическое содержание социального,России // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2019. – № 11. – c. 166-172.
9. Станкевич Д.В., Скуратович Е. Н. Подходы к определению социального предпринимательства как социально-экономической категории // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. – 2021. – № 3(109). – c. 84-89.
10. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма. - М.: Альпина Паблишерз, 2009. – 307 c.
11. Bateman Milford, Novkovic Sonja Muhammad Yunus's model of social business: A new, more humane form of capitalism or a failed "next big idea'?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/320181628_Muhammad_Yunus\'s_model (дата обращения: 20.05.2024).
12. Акимов Д. Социальный маркетинг: предмет и основные типы // Социология: Теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 3. – c. 186-203.
13. Аналитический Вестник №18 (838). Развитие партнерства государства, бизнеса и некоммерческих организаций в целях реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов: материалы заседания Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/X1JQxzy5TJCufxc4MzzHedTOXLXSfmOz.pdf (дата обращения: 22.05.2024).
14. Никифорова Н.А. Использование PEST-анализа в практике малого бизнеса // Управленческий учет. – 2023. – № 6. – c. 230-237.
15. Портал «Мой бизнес». [Электронный ресурс]. URL: https://мойбизнес.рф/novosti/news/minekonomrazvitiya-i-hh-ru-zapustili-meru-podderzhki-dlya- (дата обращения: 20.05.2024).
16. Сайт раскрытия информации о деятельности юридических лицах и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Российской федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://checko.ru/company/kurskoe-predpriyatie-tizkur-1154632001050 (дата обращения: 24.05.2024).
17. Сивков Ю.Э. Особенности развития социального предпринимательства в российском контексте: автореферат по спец. ВАК РФ 22.00.03 - Экономическая социология и демография. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-razvitiya-sotsialnogo (дата обращения: 20.05.2024).
18. Татьяна Илюшникова: социальное предпринимательство – это призвание. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20211210/ilyushnikova-1763151494.html (дата обращения: 20.05.2024).
19. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». [Электронный ресурс]. URL: https://nb-fund.ru/about-the-fund/ (дата обращения: 20.05.2024).
20. Хайруллин М.Ф., Пахомова Ю.А., Воробьев Д.И., Березняковский В.С., Новосельский С.О. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития // Евразийский Союз. – 2024. – № 2. – c. 309-320.
Страница обновлена: 12.08.2024 в 21:44:05