Современные аспекты и перспективы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей Китая

Хайруллина О.И.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Хайруллина О.И. Современные аспекты и перспективы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей Китая // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 4. – doi: 10.18334/ppib.11.4.121104.

Аннотация:
В статье проанализирован современный этап реализации аграрной политики Китая. Дана количественная и качественная оценка реализации государственных программ и планов. Определены основные тенденции и перспективы развития сельскохозяйственного производства. Выявлены приоритеты аграрной политики на основе структурного анализа государственной поддержки сельского хозяйства. Отмечается усиление протекционистских мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и устойчивого производства. Определены дальнейшие перспективы реформирования аграрной политики. Статья представляет интерес для экономистов, научных работников в области аграрной экономики и управления.

Ключевые слова: поддержка, бюджет, государство, сельское хозяйство, производители

JEL-классификация: O13, P32, Q10, Q13



Введение. За последние пять лет сельское хозяйство столкнулось с различными кризисными ситуациями, включая нарушение логистических цепочек во время пандемии COVID-19, рост цен на ресурсы, вспышки болезней животных (африканская чума свиней и птичий грипп) и возникновение стихийных бедствий (засуха, наводнения).

В этой связи для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития аграрного сектора экономики возникла острая необходимость формирования политики, отвечающей современным вызовам и угрозам.

Среди актуальных мер, используемых странами в рамках государственного регулирования, были использованы, как финансовые, так и нефинансовые инструменты. Так, например, согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), бюджет государственной поддержки достиг 851 миллиарда долларов США, что практически в 2,5 раза больше, по сравнению с 2000-2002 годами [7].

Среди нефинансовых инструментов для стабилизации поставок продовольствия использовались временные запреты и ограничения на экспорт.

На современном этапе развития экономики государственная поддержка сконцентрирована в нескольких странах-производителях. Между тем именно Китай занимает первое место по объему бюджетного финансирования сельского хозяйства, на долю которого приходится приходится 36%. Для сравнения на Индию – 15%, США – 14% и страны ЕС – 13% соответственно [11].

Поэтому исследование опыта Китая в данном вопросе является весьма актуальным.

Лян Ц., Сюй Ю., Ван Х. и Цзинь С. определили важность государственной поддержки для развития фермерских кооперативов. Было установлено, что финансовая поддержка не оказывает существенного влияния на доходы кооперативов [5].

Для того, чтобы смягчить финансовые трудности в сельскохозяйственном производстве и эксплуатации, китайское правительство активно изучает и развивает системы обслуживания продовольственных цепочек поставок [7].

Отмечается также необходимость инноваций для низкотехнологичных китайских компаний путем увеличения субсидий на НИОКР [4].

Торговля сельскохозяйственной продукцией может динамично развиваться при увеличении инвестиций в исследования и разработки (НИОКР) [2, 6].

Зейтуннежад Мусавиан, С.Р., Мирдамади, С.М., Фараджалла Хоссейни, С.Дж. и Омиди Наджаф Абади, М. установили, что чем выше степень открытости экономики, тем ниже уровень защиты сельского хозяйства от внешней торговли и импорта. Следовательно, тем меньше стимулов для притока частных инвестиций в аграрный сектор экономики [10].

Цель данного исследования – проанализировать передовой опыт Китая в части государственной аграрной политики, выявить ключевые механизмы поддержки сельскохозяйственных производителей на современном этапе развития экономики с возможностью дальнейшего использования в отечественной практике.

Научная новизна работы состоит в том, что были систематизированы ключевые инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных производителей Китая в условиях современных вызовов и угроз, обозначены тенденции и направления бюджетного финансирования сельского хозяйства.

Материалы и методы. Исследование проведено с использованием монографического метода, сравнения, группировки и ретроспективного анализа. Для оценки уровня государственной поддержки и обзора прогнозных данных применялись базы данных ФАО и ОЭСР.

Результаты. Китай является самой крупной народонаселенной территорией - 1,4 млрд. человек. Рост реального ВВП в 2020–2022 годах составил в среднем 4,6%. В 2022 г. экономический рост замедлился примерно до 3% [8].

Сельское хозяйство составляет важную часть экономики Китая. В 2021 г. сельскохозяйственная площадь составила 528,5 млн га. В данном секторе трудится 24,4% от всего числа занятых. Доходы в сельской местности растут высокими темпами, но по-прежнему остаются на низком уровне. На растениеводство приходится 66% от общего объема сельскохозяйственной продукции [7]. За последние десять лет существенно изменилась товарная структура, что обусловлено увеличением доли продукции с более высокой добавленной стоимостью. В основном это овощи и фрукты. Следует отметить, что активно развивается крупномасштабное производство. Животноводство является приоритетом крупных компаний.

В 2021 г. удельный вес сельского хозяйства в ВВП Китая составил 7,6%, что практически в два раза меньше, чем в 2022 г. (рисунок 1).

Рисунок 1. Удельный вес сельского хозяйства в ВВП (Китай)

Источник: составлено автором с использованием [8]

Между тем прогнозные данные до 2032 года свидетельствуют о том, что ожидается существенный рост производства по продуктам животноводства (таблица 1).

Таблица 1

Прогноз производства основных продуктов в Китае

Наименование продукта
2025 г.
2026 г.
2027 г.
2028 г.
2029 г.
2030 г.
2031 г.
2032 г.
Пшеница
135,04
134,97
135,28
135,53
135,71
135,88
136,04
136,18
Кукуруза
282,79
285,03
288,30
291,13
294,16
297,05
299,93
301,54
Рис
146,91
147,35
148,01
148,56
149,17
149,75
150,33
150,90
Говядина и телятина
7,29
7,37
7,46
7,55
7,61
7,66
7,72
7,77
Свинина
56,46
56,74
56,90
57,24
57,34
57,56
57,78
58,01
Мясо птицы
23,00
23,32
23,60
23,89
24,18
24,47
24,76
24,91
Баранина
5,25
5,29
5,33
5,37
5,41
5,45
5,48
5,52
Яйцо
35,05
35,21
35,38
35,56
35,78
36,00
36,23
36,44
Молоко
44,94
45,50
46,05
46,58
47,10
47,63
48,16
48,69
Свежие молочные продукты
34,08
34,23
34,35
34,45
34,58
34,69
34,80
34,92
Масло
0,09
0,10
0,10
0,10
0,10
0,10
0,10
0,10
Сыр
0,20
0,21
0,21
0,21
0,22
0,22
0,22
0,23
Обезжиренное сухое молоко
0,03
0,03
0,03
0,03
0,03
0,03
0,03
0,04
Молоко сухое цельное
1,23
1,28
1,34
1,39
1,44
1,49
1,54
1,60
Порошковая сыворотка
0,09
0,09
0,10
0,10
0,10
0,10
0,10
0,10
Источник: составлено автором с использованием [9]

В частности, увеличение объемов обезжиренного сухого молока и сухого цельного молока – в 1,5 раза, масла - на 14,1% и молока – на 12,2%, говядины и телятины на 10%, свинины – на 8,2%, баранины – на 5,6% и яиц – на 5,4%.

К 2032 г. по сравнению с 2022 г. ожидается, что потребление на душу населения также будет иметь положительную динамику и достигнет по говядине 5,4 кг (+12,3%), по свинине – 29,8 кг (+8%), по мясу птицы – 10,4 кг (+4%), по свежим молочным продуктам – 24,3 кг (+4,3%) (рисунок 2).

Рисунок 2. Потребление продуктов на душу населения (Китай)

* потребление по категории «Яйцо» приведено в шт.

Источник: составлено автором с использованием [9]

В 2000-е годы в Китае обозначилась серьезная проблема дифференциации доходов сельского и городского населения. Поэтому увеличение доходов фермеров и рост продовольственной самообеспеченности стали главными приоритетами аграрной политики страны. Были введены новые меры поддержки производителей. В частности, использованы минимальные закупочные цены на зерно, госзакупки, а также субсидии на материальные ресурсы и страхование.

Не менее важным также стало обеспечение качества сельскохозяйственной продукции и безопасности пищевых продуктов, повышение конкурентоспособности сельского хозяйства и защита производителей.

В 2014 году проведенные земельные реформы определили права сельских коллективных землевладельцев и позволили повысить эффективность производства.

Государственные закупки по заранее установленным ценам были реформированы в 2014–2015 годах. В 2016 году все субсидии на зерно, семена и сырьевые материалы были объединены в единую общую выплату по поддержке доходов производителей. Между тем, на пшеницу и рис по-прежнему распространялась программа закупок по минимальной цене.

После пандемии COVID-19 минимальная цена поддержки вновь была увеличена.

Для уменьшения разрыва в развитии между городскими и сельскими территориями государство использует поддержку общих услуг, как инструмента, позволяющего развивать цепочки поставок продовольствия.

В 2021 г. был опубликован 14-й пятилетний план национального экономического и социального развития на 2021–2025 годы, где изложены конкретные ключевые приоритеты модернизации сельского хозяйства. В частности, к ним относятся повышение продовольственной безопасности, реализация высококачественных инфраструктурных и природоохранных проектов, инвестирование в инновационные сельскохозяйственные технологии и интеллектуальные системы [7].

Целью продовольственной безопасности является поддержание годового производства зерна минимум 650 миллионов тонн и мяса - 89 миллионов тонн.

Ценовая поддержка производителей является ключевым инструментом, используемым Китаем. Ежегодно Национальной комиссией развития и реформ (NDRC) по согласованию с Министерством сельского хозяйства и сельских дел (MARA) устанавливаются минимальные закупочные цены на пшеницу и рис. Минимальные закупочные цены объявляются перед посевной и действуют в течение нескольких месяцев после сбора урожая. Центральное правительство требует, чтобы государственные компании осуществляли интервенционные закупки в случае, если рыночные цены упадут ниже установленных минимумов в течение трех дней подряд

Максимальный объем закупок зерна по минимальным закупочным ценам в течение года установлен по пшенице - 37 млн тонн и по рису - 50 млн тонн (с 2020 года).

Поскольку в 2021–2022 годах базовые цены росли быстрее, чем внутренние, особенно на пшеницу, кукурузу, молоко, свинину поддержка производителей снова снизилась. Для стабилизации ситуации из резервов национального, провинциального и муниципального уровня было изъято 200 тыс. тонн свинины [7].

Следует отметить, что на долю ценовой поддержки приходится более двух третей от общего объема финансирования производителей (PSE).

На втором месте - платежи на основе текущей площади и субсидии на приобретение материальных ресурсов, сельскохозяйственной техники и страхования.

Рост мировых цен на зерно и масличные культуры обусловил ряд дополнительных мер для стабилизации ситуации в Китае. В частности, объявлен план увеличения площади соевых бобов и предоставлены погектарные субсидии.

Кроме того, увеличено финансирование для компенсации производителям зерна растущих затрат.

Субсидия на страхование распространяется на отдельные сельскохозяйственные культуры и продукцию животноводства. В рамках компенсации были распределены расходы между правительством, местными органами власти и фермерами по рису, пшенице, кукурузе, семянам масличных культур (рапсу, арахису), хлопку, картофелю, ячменю и сахару. В животноводстве данный механизм затронул страхование свиней, коров и овец.

Активно используются инструменты льготного кредитования. Например, Банк сельскохозяйственного развития Китая за первые три квартала 2022 года выдал кредитов на 297 млрд. долларов США для закупки семян яровых и осенних зерновых культур [7].

Страна также принимает меры по обеспечению устойчивого развития сельского хозяйства. В частности, принят Национальный план на 2015-2030 годы, который содержит мероприятия по поощрению устойчивых методов ведения сельского хозяйства. Для этого используется зонирование в зависимости от потенциала сельскохозяйственного производства, обеспеченности ресурсами и экологической составляющей. Регулярно проводится онлайн-обучение фермеров согласно стандартам устойчивого производства.

В 2022 г. была опубликована Национальная стратегия адаптации к изменению климата до 2035 года, в которой прописаны отраслевые задачи по обеспечению продовольственной безопасности и усилению финансовой поддержки, научно-технической поддержки и международного сотрудничества.

Предусмотрена также оптимизация структуры посевов и распределения сортов сельскохозяйственных культур, а также отбора и селекции высокоурожайных, качественных и устойчивых к стрессу культур. Определены мероприятия по совершенствованию механизмов мониторинга стихийных бедствий, прогнозирования спроса и предложения.

В 2023 г. Китай опубликовал нормативно-правовой акт, согласно которому особое внимание уделено возрождению сельских районов. В частности, строительство сельскохозяйственной инфраструктуры, поддержка сельскохозяйственной науки, технологий и оборудования, сокращение сельской бедности и содействие в развитии сельских производств.

В 2022 г. поддержка производителей (PSE) составила 273,63 млрд. долл. США, что в 13,1 раза больше по сравнению с 2002 г. Беспрецедентное увеличение данного показателя было достигнуто в 2020 - 2022 г. для ликвидации последствий пандемии COVID-19 (рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика поддержки производителей (PSE, Китай)

Источник: составлено автором с использованием [8]

Между тем, в период с 2021 г. по 2022 г. мировые цены росли более быстрыми темпами, чем внутренние, особенно на пшеницу, кукурузу, молоко, свинину и другие мясные продукты. В этой связи в 2022 г. поддержка производителей снизилась в относительном выражении до 13,4%. Максимальное значение показателя было достигнуто в 2015 г. - 16,1%. Следует отметить, что PSE находится на достаточно высоком уровне по сравнению с другими странами.

Анализ структуры поддержки производителей свидетельствует о том, что ценовая составляющая имеет тенденцию увеличения. Так, например, с 2002 по 2022 г. данный показатель вырос с 65,6% до 73,7% (рисунок 4).

Рисунок 4. Структура поддержки производителей (Китай)

Источник: составлено автором с использованием [8]

Не менее значимой в аграрной политике Китая является поддержка общих услуг (GSSE). В 2022 г. объем финансирования по данному направлению составил 4,5 млрд долл. США, что в 2,9 раза больше, чем в 2002 г. (таблица 2).

В 2022 г. по сравнению с 2002 г. существенно выросли затраты на инспекцию и контроль - в 5,1 раза, на развитие и обслуживание инфраструктуры – в 4,2 раза, на систему сельскохозяйственных знаний и инноваций – в 3 раза.

Особо следует отметить увеличение расходов на маркетинг и продвижение, с нулевого значения до 420,7 млн. долл. США.

Однако такая неравномерная динамика в элементах поддержки общих услуг обусловила структурные сдвиги. В частности, доля расходов по статье «Развитие и обслуживание инфраструктуры» увеличилась на 14,4 п.п. и составила 44,7%, а статья «Расходы на государственные запасы» сократилась на 15,9 п.п. и составила 33,4%. Вместе с тем данные направления финансирования на протяжении всего исследуемого периода продолжают оставаться приоритетными. Третьей по значимости является поддержка системы сельскохозяйственных знаний и инноваций – 14,2%.

Таблица 2

Состав поддержки общих услуг в Китае, млн долл. США

Направление поддержки
Среднее значение за пять лет
2022 г.
2002-2006
2007-2011
2012-2016
2017-2021
Система сельскохозяйственных знаний и инноваций
2049,03
4565,38
8606,83
6629,04
4491,56
Инспекция и контроль
734,34
1640,98
2009,56
2416,68
2060,84
Развитие и обслуживание инфраструктуры
4115,82
6456,47
10859,92
9811,42
14161,32
Маркетинг и продвижение
0,43
637,75
601,26
440,75
420,70
Расходы на государственные запасы
6684,55
7502,32
13387,73
14971,13
10579,06
Итого поддержка общих служб (GSSE)
13584,17
20802,90
35465,29
34269,02
31713,48
Источник: составлено автором с использованием [10]

Следует обратить внимание, что по сравнению с прямыми выплатами сельскохозяйственных производителей темпы роста поддержки общих услуг значительно меньше.

Выводы. Таким образом, современная государственная поддержка Китая ориентирована на решение, с одной стороны, текущих проблем, связанных с продовольственной инфляцией, высокой волатильностью рынков сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, рост сельскохозяйственного производства оказывает негативное воздействие на природные ресурсы (например, вода и земля). Все чаще аграрный сектор Китая сталкивается с растущими рисками экстремальных погодных условий и изменения климата. Например, в 2022 г. была зафиксирована рекордная температура и размер осадков, а в северной части страны посевы пострадали от засухи.

Поэтому не менее важным для страны является реализация аграрной политики, направленной на адаптацию к изменению климата и смягчению его последствий. В рамках устойчивого развития сельского хозяйства особую важность приобретает и сокращение выбросов [1].

В этом аспекте увеличение государственных инвестиций в НИОКР будет способствовать более эффективному использованию ресурсов в аграрной сфере. При этом, следует отметить, что бюджетная поддержка должна дополнять частные инвестиции. Совместные государственно-частные проекты по НИОКР являются лучшей практикой в данном направлении. Сокращение продовольственных потерь и отходов также внесет весомый вклад в ресурсосбережение.

Земельные реформы последних лет способствовали увеличению числа крупных семейных и кооперативных ферм. Необходимо дальнейшее инвестирование в образование и обучение, а также расширение доступа к финансовым услугам для повышения эффективности аграрного бизнеса.

В перспективе Китаю необходимо осуществлять планомерный отказ от ценовой поддержки и расширить использование нефинансовых инструментов стимулирования аграрной экономики. Это позволит обеспечить устойчивый рост сельскохозяйственного производства в рамках продовольственной и биологической безопасности, а также повысить его эффективность.


Источники:

1. Мазлоев В.З., Хайруллина О.И. Аграрный экспорт России и Китая: аспекты взаимной торговли и регулирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2021. – № 1. – c. 8-15. – doi: 10.31442/0235-2494-2021-0-1-8-15.
2. Хайруллина О.И. Эволюция инструментов государственной поддержки сельского хозяйства: опыт Китая // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2413-2426. – doi: 10.18334/epp.13.7.118329.
3. Liang Q., Xu, Y. Wang X., Jin S. A driver or a placebo? The role of financial support in farmer cooperative development in China // China Agricultural Economic Review. – 2021. – № 1. – p. 173-192. – doi: 10.1108/CAER-04-2020-0070.
4. Liang Y., Dang J., Chen S. The effect of export tax rebates on product quality: evidence from China's agricultural product processing industry // China Agricultural Economic Review. – 2022. – № 2. – p. 315-330. – doi: 10.1108/CAER-12-2019-0230.
5. Liu X., Du Y., Sun J., Yang R., Yang F. Performance of China's rural supply chain finance: from the perspective of maximization of intermediate output // Industrial Management & Data Systems. – 2021. – № 4. – p. 705-723. – doi: 10.1108/IMDS-07-2020-0386.
6. Moon W. Are there dynamic productivity gains from agricultural trade // China Agricultural Economic Review. – 2022. – № 1. – p. 32-46. – doi: 10.1108/CAER-02-2021-0030.
7. Agricultural Policy Monitoring and Evaluation 2023: Adapting Agriculture to Climate Change. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/agricultural-policy-monitoring-and-evaluation-2023_b14de474-en (дата обращения: 20.03.2024).
8. OECD Data Explorer. [Электронный ресурс]. URL: https://data-explorer.oecd.org/ (дата обращения: 25.04.2024).
9. OECD-FAO Agricultural Outlook 2023-2032. Oecd/fao. [Электронный ресурс]. URL: http://indiaenvironmentportal.org.in/files/file/oecd%20fao%20agricultural%20outlook%202023.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
10. Zeytoonnejad Mousavian S.R., Mirdamadi S.M., Farajallah Hosseini S.J., Omidi NajafAbadi M. Determinants of foreign direct investment inflow to the agricultural sector: a panel-data analysis // Journal of Economic and Administrative Sciences. – 2023. – № 3. – p. 709-729. – doi: 10.1108/JEAS-11-2020-0196.
11. ОECD.Stat. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/# (дата обращения: 10.04.2024).

Страница обновлена: 03.06.2024 в 23:15:20