Современные аспекты и перспективы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей Китая
Хайруллина О.И.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
В статье проанализирован современный этап реализации аграрной политики Китая. Дана количественная и качественная оценка реализации государственных программ и планов. Определены основные тенденции и перспективы развития сельскохозяйственного производства. Выявлены приоритеты аграрной политики на основе структурного анализа государственной поддержки сельского хозяйства. Отмечается усиление протекционистских мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и устойчивого производства. Определены дальнейшие перспективы реформирования аграрной политики. Статья представляет интерес для экономистов, научных работников в области аграрной экономики и управления.
Ключевые слова: поддержка, бюджет, государство, сельское хозяйство, производители
JEL-классификация: O13, P32, Q10, Q13
Введение. За последние пять лет сельское хозяйство столкнулось с различными кризисными ситуациями, включая нарушение логистических цепочек во время пандемии COVID-19, рост цен на ресурсы, вспышки болезней животных (африканская чума свиней и птичий грипп) и возникновение стихийных бедствий (засуха, наводнения).
В этой связи для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития аграрного сектора экономики возникла острая необходимость формирования политики, отвечающей современным вызовам и угрозам.
Среди актуальных мер, используемых странами в рамках государственного регулирования, были использованы, как финансовые, так и нефинансовые инструменты. Так, например, согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), бюджет государственной поддержки достиг 851 миллиарда долларов США, что практически в 2,5 раза больше, по сравнению с 2000-2002 годами [7].
Среди нефинансовых инструментов для стабилизации поставок продовольствия использовались временные запреты и ограничения на экспорт.
На современном этапе развития экономики государственная поддержка сконцентрирована в нескольких странах-производителях. Между тем именно Китай занимает первое место по объему бюджетного финансирования сельского хозяйства, на долю которого приходится приходится 36%. Для сравнения на Индию – 15%, США – 14% и страны ЕС – 13% соответственно [11].
Поэтому исследование опыта Китая в данном вопросе является весьма актуальным.
Лян Ц., Сюй Ю., Ван Х. и Цзинь С. определили важность государственной поддержки для развития фермерских кооперативов. Было установлено, что финансовая поддержка не оказывает существенного влияния на доходы кооперативов [5].
Для того, чтобы смягчить финансовые трудности в сельскохозяйственном производстве и эксплуатации, китайское правительство активно изучает и развивает системы обслуживания продовольственных цепочек поставок [7].
Отмечается также необходимость инноваций для низкотехнологичных китайских компаний путем увеличения субсидий на НИОКР [4].
Торговля сельскохозяйственной продукцией может динамично развиваться при увеличении инвестиций в исследования и разработки (НИОКР) [2, 6].
Зейтуннежад Мусавиан, С.Р., Мирдамади, С.М., Фараджалла Хоссейни, С.Дж. и Омиди Наджаф Абади, М. установили, что чем выше степень открытости экономики, тем ниже уровень защиты сельского хозяйства от внешней торговли и импорта. Следовательно, тем меньше стимулов для притока частных инвестиций в аграрный сектор экономики [10].
Цель данного исследования – проанализировать передовой опыт Китая в части государственной аграрной политики, выявить ключевые механизмы поддержки сельскохозяйственных производителей на современном этапе развития экономики с возможностью дальнейшего использования в отечественной практике.
Научная новизна работы состоит в том, что были систематизированы ключевые инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных производителей Китая в условиях современных вызовов и угроз, обозначены тенденции и направления бюджетного финансирования сельского хозяйства.
Материалы и методы. Исследование проведено с использованием монографического метода, сравнения, группировки и ретроспективного анализа. Для оценки уровня государственной поддержки и обзора прогнозных данных применялись базы данных ФАО и ОЭСР.
Результаты. Китай является самой крупной народонаселенной территорией - 1,4 млрд. человек. Рост реального ВВП в 2020–2022 годах составил в среднем 4,6%. В 2022 г. экономический рост замедлился примерно до 3% [8].
Сельское хозяйство составляет важную часть экономики Китая. В 2021 г. сельскохозяйственная площадь составила 528,5 млн га. В данном секторе трудится 24,4% от всего числа занятых. Доходы в сельской местности растут высокими темпами, но по-прежнему остаются на низком уровне. На растениеводство приходится 66% от общего объема сельскохозяйственной продукции [7]. За последние десять лет существенно изменилась товарная структура, что обусловлено увеличением доли продукции с более высокой добавленной стоимостью. В основном это овощи и фрукты. Следует отметить, что активно развивается крупномасштабное производство. Животноводство является приоритетом крупных компаний.
В 2021 г. удельный вес сельского хозяйства в ВВП Китая составил 7,6%, что практически в два раза меньше, чем в 2022 г. (рисунок 1).
Рисунок 1. Удельный вес сельского хозяйства в ВВП (Китай)
Источник: составлено автором с использованием [8]
Между тем прогнозные данные до 2032 года свидетельствуют о том, что ожидается существенный рост производства по продуктам животноводства (таблица 1).
Таблица 1
Прогноз производства основных продуктов в Китае
Наименование продукта
|
2025
г.
|
2026
г.
|
2027
г.
|
2028
г.
|
2029
г.
|
2030
г.
|
2031
г.
|
2032
г.
|
Пшеница
|
135,04
|
134,97
|
135,28
|
135,53
|
135,71
|
135,88
|
136,04
|
136,18
|
Кукуруза
|
282,79
|
285,03
|
288,30
|
291,13
|
294,16
|
297,05
|
299,93
|
301,54
|
Рис
|
146,91
|
147,35
|
148,01
|
148,56
|
149,17
|
149,75
|
150,33
|
150,90
|
Говядина
и телятина
|
7,29
|
7,37
|
7,46
|
7,55
|
7,61
|
7,66
|
7,72
|
7,77
|
Свинина
|
56,46
|
56,74
|
56,90
|
57,24
|
57,34
|
57,56
|
57,78
|
58,01
|
Мясо
птицы
|
23,00
|
23,32
|
23,60
|
23,89
|
24,18
|
24,47
|
24,76
|
24,91
|
Баранина
|
5,25
|
5,29
|
5,33
|
5,37
|
5,41
|
5,45
|
5,48
|
5,52
|
Яйцо
|
35,05
|
35,21
|
35,38
|
35,56
|
35,78
|
36,00
|
36,23
|
36,44
|
Молоко
|
44,94
|
45,50
|
46,05
|
46,58
|
47,10
|
47,63
|
48,16
|
48,69
|
Свежие
молочные продукты
|
34,08
|
34,23
|
34,35
|
34,45
|
34,58
|
34,69
|
34,80
|
34,92
|
Масло
|
0,09
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
Сыр
|
0,20
|
0,21
|
0,21
|
0,21
|
0,22
|
0,22
|
0,22
|
0,23
|
Обезжиренное
сухое молоко
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,04
|
Молоко
сухое цельное
|
1,23
|
1,28
|
1,34
|
1,39
|
1,44
|
1,49
|
1,54
|
1,60
|
Порошковая
сыворотка
|
0,09
|
0,09
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
В частности, увеличение объемов обезжиренного сухого молока и сухого цельного молока – в 1,5 раза, масла - на 14,1% и молока – на 12,2%, говядины и телятины на 10%, свинины – на 8,2%, баранины – на 5,6% и яиц – на 5,4%.
К 2032 г. по сравнению с 2022 г. ожидается, что потребление на душу населения также будет иметь положительную динамику и достигнет по говядине 5,4 кг (+12,3%), по свинине – 29,8 кг (+8%), по мясу птицы – 10,4 кг (+4%), по свежим молочным продуктам – 24,3 кг (+4,3%) (рисунок 2).
Рисунок 2. Потребление продуктов на душу населения (Китай)
* потребление по категории «Яйцо» приведено в шт.
Источник: составлено автором с использованием [9]
В 2000-е годы в Китае обозначилась серьезная проблема дифференциации доходов сельского и городского населения. Поэтому увеличение доходов фермеров и рост продовольственной самообеспеченности стали главными приоритетами аграрной политики страны. Были введены новые меры поддержки производителей. В частности, использованы минимальные закупочные цены на зерно, госзакупки, а также субсидии на материальные ресурсы и страхование.
Не менее важным также стало обеспечение качества сельскохозяйственной продукции и безопасности пищевых продуктов, повышение конкурентоспособности сельского хозяйства и защита производителей.
В 2014 году проведенные земельные реформы определили права сельских коллективных землевладельцев и позволили повысить эффективность производства.
Государственные закупки по заранее установленным ценам были реформированы в 2014–2015 годах. В 2016 году все субсидии на зерно, семена и сырьевые материалы были объединены в единую общую выплату по поддержке доходов производителей. Между тем, на пшеницу и рис по-прежнему распространялась программа закупок по минимальной цене.
После пандемии COVID-19 минимальная цена поддержки вновь была увеличена.
Для уменьшения разрыва в развитии между городскими и сельскими территориями государство использует поддержку общих услуг, как инструмента, позволяющего развивать цепочки поставок продовольствия.
В 2021 г. был опубликован 14-й пятилетний план национального экономического и социального развития на 2021–2025 годы, где изложены конкретные ключевые приоритеты модернизации сельского хозяйства. В частности, к ним относятся повышение продовольственной безопасности, реализация высококачественных инфраструктурных и природоохранных проектов, инвестирование в инновационные сельскохозяйственные технологии и интеллектуальные системы [7].
Целью продовольственной безопасности является поддержание годового производства зерна минимум 650 миллионов тонн и мяса - 89 миллионов тонн.
Ценовая поддержка производителей является ключевым инструментом, используемым Китаем. Ежегодно Национальной комиссией развития и реформ (NDRC) по согласованию с Министерством сельского хозяйства и сельских дел (MARA) устанавливаются минимальные закупочные цены на пшеницу и рис. Минимальные закупочные цены объявляются перед посевной и действуют в течение нескольких месяцев после сбора урожая. Центральное правительство требует, чтобы государственные компании осуществляли интервенционные закупки в случае, если рыночные цены упадут ниже установленных минимумов в течение трех дней подряд
Максимальный объем закупок зерна по минимальным закупочным ценам в течение года установлен по пшенице - 37 млн тонн и по рису - 50 млн тонн (с 2020 года).
Поскольку в 2021–2022 годах базовые цены росли быстрее, чем внутренние, особенно на пшеницу, кукурузу, молоко, свинину поддержка производителей снова снизилась. Для стабилизации ситуации из резервов национального, провинциального и муниципального уровня было изъято 200 тыс. тонн свинины [7].
Следует отметить, что на долю ценовой поддержки приходится более двух третей от общего объема финансирования производителей (PSE).
На втором месте - платежи на основе текущей площади и субсидии на приобретение материальных ресурсов, сельскохозяйственной техники и страхования.
Рост мировых цен на зерно и масличные культуры обусловил ряд дополнительных мер для стабилизации ситуации в Китае. В частности, объявлен план увеличения площади соевых бобов и предоставлены погектарные субсидии.
Кроме того, увеличено финансирование для компенсации производителям зерна растущих затрат.
Субсидия на страхование распространяется на отдельные сельскохозяйственные культуры и продукцию животноводства. В рамках компенсации были распределены расходы между правительством, местными органами власти и фермерами по рису, пшенице, кукурузе, семянам масличных культур (рапсу, арахису), хлопку, картофелю, ячменю и сахару. В животноводстве данный механизм затронул страхование свиней, коров и овец.
Активно используются инструменты льготного кредитования. Например, Банк сельскохозяйственного развития Китая за первые три квартала 2022 года выдал кредитов на 297 млрд. долларов США для закупки семян яровых и осенних зерновых культур [7].
Страна также принимает меры по обеспечению устойчивого развития сельского хозяйства. В частности, принят Национальный план на 2015-2030 годы, который содержит мероприятия по поощрению устойчивых методов ведения сельского хозяйства. Для этого используется зонирование в зависимости от потенциала сельскохозяйственного производства, обеспеченности ресурсами и экологической составляющей. Регулярно проводится онлайн-обучение фермеров согласно стандартам устойчивого производства.
В 2022 г. была опубликована Национальная стратегия адаптации к изменению климата до 2035 года, в которой прописаны отраслевые задачи по обеспечению продовольственной безопасности и усилению финансовой поддержки, научно-технической поддержки и международного сотрудничества.
Предусмотрена также оптимизация структуры посевов и распределения сортов сельскохозяйственных культур, а также отбора и селекции высокоурожайных, качественных и устойчивых к стрессу культур. Определены мероприятия по совершенствованию механизмов мониторинга стихийных бедствий, прогнозирования спроса и предложения.
В 2023 г. Китай опубликовал нормативно-правовой акт, согласно которому особое внимание уделено возрождению сельских районов. В частности, строительство сельскохозяйственной инфраструктуры, поддержка сельскохозяйственной науки, технологий и оборудования, сокращение сельской бедности и содействие в развитии сельских производств.
В 2022 г. поддержка производителей (PSE) составила 273,63 млрд. долл. США, что в 13,1 раза больше по сравнению с 2002 г. Беспрецедентное увеличение данного показателя было достигнуто в 2020 - 2022 г. для ликвидации последствий пандемии COVID-19 (рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика поддержки производителей (PSE, Китай)
Источник: составлено автором с использованием [8]
Между тем, в период с 2021 г. по 2022 г. мировые цены росли более быстрыми темпами, чем внутренние, особенно на пшеницу, кукурузу, молоко, свинину и другие мясные продукты. В этой связи в 2022 г. поддержка производителей снизилась в относительном выражении до 13,4%. Максимальное значение показателя было достигнуто в 2015 г. - 16,1%. Следует отметить, что PSE находится на достаточно высоком уровне по сравнению с другими странами.
Анализ структуры поддержки производителей свидетельствует о том, что ценовая составляющая имеет тенденцию увеличения. Так, например, с 2002 по 2022 г. данный показатель вырос с 65,6% до 73,7% (рисунок 4).
Рисунок 4. Структура поддержки производителей (Китай)
Источник: составлено автором с использованием [8]
Не менее значимой в аграрной политике Китая является поддержка общих услуг (GSSE). В 2022 г. объем финансирования по данному направлению составил 4,5 млрд долл. США, что в 2,9 раза больше, чем в 2002 г. (таблица 2).
В 2022 г. по сравнению с 2002 г. существенно выросли затраты на инспекцию и контроль - в 5,1 раза, на развитие и обслуживание инфраструктуры – в 4,2 раза, на систему сельскохозяйственных знаний и инноваций – в 3 раза.
Особо следует отметить увеличение расходов на маркетинг и продвижение, с нулевого значения до 420,7 млн. долл. США.
Однако такая неравномерная динамика в элементах поддержки общих услуг обусловила структурные сдвиги. В частности, доля расходов по статье «Развитие и обслуживание инфраструктуры» увеличилась на 14,4 п.п. и составила 44,7%, а статья «Расходы на государственные запасы» сократилась на 15,9 п.п. и составила 33,4%. Вместе с тем данные направления финансирования на протяжении всего исследуемого периода продолжают оставаться приоритетными. Третьей по значимости является поддержка системы сельскохозяйственных знаний и инноваций – 14,2%.
Таблица 2
Состав поддержки общих услуг в Китае, млн долл. США
Направление поддержки
|
Среднее значение за пять
лет
|
2022 г.
| |||
2002-2006
|
2007-2011
|
2012-2016
|
2017-2021
| ||
Система сельскохозяйственных знаний и инноваций
|
2049,03
|
4565,38
|
8606,83
|
6629,04
|
4491,56
|
Инспекция и контроль
|
734,34
|
1640,98
|
2009,56
|
2416,68
|
2060,84
|
Развитие и обслуживание инфраструктуры
|
4115,82
|
6456,47
|
10859,92
|
9811,42
|
14161,32
|
Маркетинг и продвижение
|
0,43
|
637,75
|
601,26
|
440,75
|
420,70
|
Расходы на государственные запасы
|
6684,55
|
7502,32
|
13387,73
|
14971,13
|
10579,06
|
Итого поддержка общих служб (GSSE)
|
13584,17
|
20802,90
|
35465,29
|
34269,02
|
31713,48
|
Следует обратить внимание, что по сравнению с прямыми выплатами сельскохозяйственных производителей темпы роста поддержки общих услуг значительно меньше.
Выводы. Таким образом, современная государственная поддержка Китая ориентирована на решение, с одной стороны, текущих проблем, связанных с продовольственной инфляцией, высокой волатильностью рынков сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, рост сельскохозяйственного производства оказывает негативное воздействие на природные ресурсы (например, вода и земля). Все чаще аграрный сектор Китая сталкивается с растущими рисками экстремальных погодных условий и изменения климата. Например, в 2022 г. была зафиксирована рекордная температура и размер осадков, а в северной части страны посевы пострадали от засухи.
Поэтому не менее важным для страны является реализация аграрной политики, направленной на адаптацию к изменению климата и смягчению его последствий. В рамках устойчивого развития сельского хозяйства особую важность приобретает и сокращение выбросов [1].
В этом аспекте увеличение государственных инвестиций в НИОКР будет способствовать более эффективному использованию ресурсов в аграрной сфере. При этом, следует отметить, что бюджетная поддержка должна дополнять частные инвестиции. Совместные государственно-частные проекты по НИОКР являются лучшей практикой в данном направлении. Сокращение продовольственных потерь и отходов также внесет весомый вклад в ресурсосбережение.
Земельные реформы последних лет способствовали увеличению числа крупных семейных и кооперативных ферм. Необходимо дальнейшее инвестирование в образование и обучение, а также расширение доступа к финансовым услугам для повышения эффективности аграрного бизнеса.
В перспективе Китаю необходимо осуществлять планомерный отказ от ценовой поддержки и расширить использование нефинансовых инструментов стимулирования аграрной экономики. Это позволит обеспечить устойчивый рост сельскохозяйственного производства в рамках продовольственной и биологической безопасности, а также повысить его эффективность.
Источники:
2. Хайруллина О.И. Эволюция инструментов государственной поддержки сельского хозяйства: опыт Китая // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2413-2426. – doi: 10.18334/epp.13.7.118329.
3. Liang Q., Xu, Y. Wang X., Jin S. A driver or a placebo? The role of financial support in farmer cooperative development in China // China Agricultural Economic Review. – 2021. – № 1. – p. 173-192. – doi: 10.1108/CAER-04-2020-0070.
4. Liang Y., Dang J., Chen S. The effect of export tax rebates on product quality: evidence from China's agricultural product processing industry // China Agricultural Economic Review. – 2022. – № 2. – p. 315-330. – doi: 10.1108/CAER-12-2019-0230.
5. Liu X., Du Y., Sun J., Yang R., Yang F. Performance of China's rural supply chain finance: from the perspective of maximization of intermediate output // Industrial Management & Data Systems. – 2021. – № 4. – p. 705-723. – doi: 10.1108/IMDS-07-2020-0386.
6. Moon W. Are there dynamic productivity gains from agricultural trade // China Agricultural Economic Review. – 2022. – № 1. – p. 32-46. – doi: 10.1108/CAER-02-2021-0030.
7. Agricultural Policy Monitoring and Evaluation 2023: Adapting Agriculture to Climate Change. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/agricultural-policy-monitoring-and-evaluation-2023_b14de474-en (дата обращения: 20.03.2024).
8. OECD Data Explorer. [Электронный ресурс]. URL: https://data-explorer.oecd.org/ (дата обращения: 25.04.2024).
9. OECD-FAO Agricultural Outlook 2023-2032. Oecd/fao. [Электронный ресурс]. URL: http://indiaenvironmentportal.org.in/files/file/oecd%20fao%20agricultural%20outlook%202023.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
10. Zeytoonnejad Mousavian S.R., Mirdamadi S.M., Farajallah Hosseini S.J., Omidi NajafAbadi M. Determinants of foreign direct investment inflow to the agricultural sector: a panel-data analysis // Journal of Economic and Administrative Sciences. – 2023. – № 3. – p. 709-729. – doi: 10.1108/JEAS-11-2020-0196.
11. ОECD.Stat. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/# (дата обращения: 10.04.2024).
Страница обновлена: 03.06.2024 в 23:15:20