Влияние въездного туризма на экономику Санкт-Петербурга

Колесникова Ю.С.1, Коростышевская Е.М.2, Ягудина Е.В.1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
2 Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67912439

Аннотация:
Туризм выступает в ряде стран отраслью приносящий существенный доход с одной стороны и стимулирующей развитие других отраслей с другой. Туризм в России представляет потенциал для развития экономики ряда регионов.Авторами проанализированадинамика показателей развития туризма в России и в г. Санкт-Петербург, в частности, за период 2009-2021 гг., исследовано изменение туристических потоков в постпандемийный период и сделан вывод о том, что объемы туризма пока не достигли допандемийного уровня. Определены особенности развития туризма в России: наблюдается постепенное увеличение турпотока, превалирует роль туристов из Китая, туристический поток имеет неравномерный территориальный охват – преимущественно Москва, Санкт-Петербург и отдельные регионы Дальнего Востока – Приморский край, Краснодарский край. Данное исследование представляет интерес для специалистов в области организации туризма, обучающихся по направлению «Туризм». В статье рассмотрена структура туристического потока в г. Санкт-Петербург и рассмотрены типовые портреты российского, иностранного и китайского туриста прибывающего в г. Санкт-Петербург. Проанализировано с помощью статистических экономико-математических методов взаимовлияние туризма, транспортной инфраструктуры и индустрию гостеприимства Санкт-Петербурга. Анализ данных показал, что иностранные туристыпредставляют существенный потенциал для развития сферы туризма, но в настоящее время не оказывают на развитие транспортной инфраструктуры и индустрию гостеприимства существенного влияния

Ключевые слова: туризм, региональная экономика, индустрия гостеприимства, транспортная инфраструктура, турфирма

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение. Для многих стран мира туризм выступает одной из ключевых отраслей экономики, которая, в свою очередь, влияет на развитие смежных отраслей. Вклад туризма в ВВП стран мира в среднем составлял 3,2%, а с учетом смежных отраслей экономики и косвенных эффектов достигал до 10,4% по данным Всемирного совета по туризму в 2017 г. По данным международной консалтинговой компании BCG, вклад туризма в мировую экономику по итогам 2018 года составил 10,4% ВВП и около 30% экспорта [1]. В 2022 году глобальная отрасль туризма выросла после пандемии на 22%, достигнув 7,7 трлн долларов США и составила 7,6% мирового ВВП, по оценкам экспертов в 2023 г. она выйдет на доковидный уровень и достигнет 9,5 трлн долларов США, а в 2033 г. составит уже 11,6% мирового ВВП [2].

По данным показателям Россия отстает от среднемировых позиций. Туризм, в настоящее время, в развитие российской экономики не вносит существенного вклада, его доля по итогам 2022 г. составляла 2,6% ВВП, в 2023 – 3,47%. При этом в Москве данный показатель составляет – 4% ВРП [3], планируется увеличение до 8-10%, в Санкт-Петербурге – 4,7% ВВП к 2027г [4]. По мнению WTTC, одной из основных движущих сил возвращения сектора туризма к допандемийному уровню станет выездной туризм из Китая [5, с.14-15].

По данным Росстата занятость в сфере туризма в России за 2021 г. составляла 4,3 млн. чел [6]. Туристический поток по числу поездок составил за 2022 г. – 141 млн. (из них въездных поездок иностранных граждан – 8,4 млн.), самые высокие показатели - г. Москва и Московская область – около 30 млн. поездок, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область – более 23 млн. поездок, Краснодарский край – 20 млн. поездок, Республика Татарстан – 3,7 млн. поездок.

В России наблюдается постепенное увеличение турпотока. Но есть две особенности – превалирующая роль Китая в иностранном туризме и неравномерный территориальный охват – преимущественно Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Татарстан и отдельные регионы Дальнего Востока – Приморский край, Амурская область, Хабаровский край. Таким образом, актуальность исследования въездного туризма обуславливается с одной стороны прямым влиянием туристов на экономику территории, а с другой стороны – это косвенные эффекты, связанные с развитием транспортной, гостиничной и др. инфраструктурой.

Вопросами исследования туристического потока и его влияния на социально-экономическое развитие занимались А.С. Матвеевская, С.Н. Погодин, В.Ю. Тао [7, c.384-393], И.В. Логунцова [8, c.49-65], Е.В. Вишневская [9, c.12-24], А. Н. Русина, О. В. Карпычева, Е. А. Якимова, Д. А. Лихман [10, c.2343-2356] и др.

Особенности туристического потока г. Санкт-Петербург описаны в работах В. Н. Ложкина, О. В. Ложкиной, С. А. Селиверстова, М. Н. Крипака [11, c.38-50], Н.В. Шабалиной, Е. А. Азиной, Е. С. Кашириной [12, c.58-67], О. В. Шпырня [13, c.109-112], . В. Фроловой, О. В. Рогач [14, c.208-219], А. Б. Левиной, Е. Ю. Трофименко, Ю. С. Якуниной [15, c.175-187], Л. П. Марьиной, Д. А. Амеличевой [16. c.26-32] и др.

Тем не менее, оценка взаимовлияния факторов развития туризма и развития транспортной и гостиничной инфраструктуры на примере одного из регионов с выделенным наборов факторов не проводилась. Гипотеза данного исследования состоит в наличие взаимосвязей между показателями развития въездного туризма в г. Санкт-Петербург и показателями развития транспортной и гостиничной инфраструктуры.

Целью исследования является изучение портрета современного туриста г. Санкт-Петербург и оценка взаимосвязей между показателями туризма и развитием инфраструктуры транспорта и гостеприимства. Новизна исследования заключается в количественной оценке методами экономико-статистического анализа взаимовлияния туризма и социально-экономической инфраструктуры г. Санкт-Петербург.

Использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и специальные методы исследования: экономико-статистический анализ, расчет коэффициентов Пирсона между показателями (число туристов, число иностранных туристов, число турфирм, ВРП на душу населения, число коллективных средств размещения, количество мест в коллективных средствах размещения, протяженность дорог с твердым покрытием, активы аэропорта «Пулково») за период 2009-2021 гг.

Основная часть.

Санкт-Петербург в свете статистических данных. В 2019 г. город посетили 1,3 млн китайских туристов и по прогнозам о готовности инфраструктуры к приему гостей, Санкт-Петербург и его пригороды ежегодно могут посещать до 5 млн путешественников из КНР. Санкт-Петербург по итогам 2019 г. занял в рейтинге привлекательных для иностранных туристов российских регионов 2 место, поднявшись с 4. Кроме того, развивается событийный туризм, увеличилось число туристов, приезжающих на фестивали, спортивные события и праздники, повторно приехали те, кто был в Санкт-Петербурге на матчах Чемпионата Мира - 2018; на 10% увеличилось число туристов, посещающих конференции, выставки, форумы [17, с.46]. Усиление позиций города в российском туристическом пространстве, в том числе связано с проведением Генеральной ассамблеи Всемирной туристической организации ООН (UNWTO); с введением электронных виз для граждан 55 стран; с усилением авиасообщения Петербурга с городами мира (в 2019 г. было открыто 14 новых рейсов из международного аэропорта Пулково). По оценке, общий объем вклада туризма в экономику Санкт-Петербурга (совокупные расходы туристов в городе) в 2019 г. составил 375 млрд рублей, а доход только от гостиничного бизнеса и турфирм – более 30 млрд рублей [18, с. 10]. 2019 год был наиболее благоприятным годом для туризма. Санкт-Петербург посетили 10,4 млн туристов, в том числе более 4,9 млн – иностранцы, и почти 5,5 млн – россияне. За 2023 г. Санкт- Петербург посетили 9,4 млн. чел, в 2022 г. – 8 млн чел., т.е. объемы туризма пока не достигли допандемийного уровня [19, с.11]. Во многом данная ситуация связана со сложностями восстановления туристического потока из КНР. Вместе с тем, как отмечал Председатель Комитета по развитию туризма в Санкт-Петербурге А. Мушкарев, туристическая индустрия Петербурга недополучала из-за схем, которые используют китайские турфирмы, порядка 3,5 млрд рублей ежегодно [20]. Туристов в Петербурге значительно меньше, чем в Москве, где, к примеру, турпоток в 2022 г. превысил 14 млн поездок, но для петербургской экономики туризм имеет более важное значение, чем для московской. Доходы от туристов в бюджет Москвы не превысили 5%, тогда как в Санкт-Петербурге они составили 13% от всех доходов [20].

Между тем, Санкт-Петербург значительно проигрывает многим мировым столицам. К примеру, Париж ежегодно посещают более 30 млн туристов и это самое «туристическое» место на земле: сюда приезжает больше туристов, чем в Венецию, Флоренцию, Неаполь, Пизу, Падую, Болонью, Турин, Геную, Верону, Модену, Парму, Палермо вместе взятые, хотя по оценкам ЮНЕСКО на территории Италии расположена 1/3 от всех объектов Культурного наследия (на территории Парижа только один) [21]. Факторы становления Парижа как туристического центра мира многообразны: это и успех парижских художников в конце 19 – начале 20 века, и полная нетронутость города в период Второй мировой войны, и потрясающие достижения французского кинематографа во второй половине 20 века, и мода на необычайную французскую кухню и, безусловно, огромная концентрация произведений искусства, в первую очередь живописи, архитектуры, скульптуры. Если брать временной фактор, то в 30-е годы Париж – это город магазинов, моды, музыки, духа свободы, а сейчас он привлекает скорее вечными ценностями. Есть разница и по социальным группам: для обеспеченных туристов – это столица роскоши, шикарная жизнь, изысканная еда и хорошее вино, бутики и дорогие магазины, а для массового туриста все очень демократично и экономично.

В Санкт-Петербурге просматривается тенденция, характерная для России в целом - ежегодный рост турпотока. Кроме того, имеется огромный потенциал для дальнейшего развития. Необходим поиск новых инструментов для стимулирования въездного туризма с целью расширения его географии.

Образ туриста, прибывающего в Санкт-Петербург

Портрет иностранного туриста [22]

1. Основная доля туристов прибывала из КНР, Ирана, Турции и Белоруссии.

2. Самое привлекательное время для путешествий - поздняя весна и начало лета, сезон белых ночей.

3. Город посещают преимущественно один раз, средний срок пребывания – 4-6 суток и основная цель поездки – культурно-познавательная.

4. Примерно 60% туристов путешествуют с познавательной целью, и 30% - с деловой [22].

5. Возвратность туристов – 25–30% (в Париже - примерно 80%) [21].

6. Средняя сумма, которую иностранные граждане тратят в Петербурге в день, составляет €100–200 (молодежь), €300 (взрослые), €300–500 (бизнес-путешественники) [23, с.1].

7. Структура расходов туристов: приобретение товаров (в среднем 19%) и питание (19%); транспорт и проживание (9% и 23%) соответственно. На достопримечательности и развлечения туристы в среднем тратили около 9% [24, с.21].

Портрет китайского туриста

1. Большинство китайских туристов приезжает в составе организованных групп по 30 человек (безвизовый туристический поток), это люди среднего и пожилого возраста (средний возраст 53 года), одновременно посещающие другие маршруты: Москву и Петербург [25]. С точки зрения мотивации, Россия для многих китайцев по-прежнему «большой брат» и сверхдержава, побывать в которой они считают для себя обязательным делом.

2. Большинство гостей въезжают в Санкт-Петербург через Москву: порядка 400 тыс визитов; с Северной столицы путешествие начинают не более 200 тыс человек, увеличиваются посещения двух столиц в новогодние праздники. Цель: посещение культурных заведений и шопинг в торговые центры во время распродаж [26, с.59].

3. Средний возраст индивидуальных туристов, приезжающих по визам, составляет 30-35 лет и в последнее время они совершают почти 200 тыс. поездок в год [27].

4. Основная цель – увидеть дворцы Санкт-Петербурга и его пригородов. Самый популярный музейный комплекс – Царское Село (Екатерининский дворец, парк), а самый популярный музей – Эрмитаж.

5. Продолжительность поездки – 6 дней; 550-600 долл (260 тыс рублей) в сутки тратит среднестатистический турист за одну поездку [28].

Вместе с тем, известно, что есть гости из Китая, предпочитающие покупать в России дорогие вещи: магазины косметики – 1500 руб.; luxury – 80 тыс. рублей; универмаги – 30 тыс. рублей. В топ – 5 категорий также попали магазины ювелирных украшений (чек -21 тыс. рублей) и продажа женской и мужской одежды (80,5 тыс. рублей) [29, с.9].

6. Самый востребованный товар – янтарь.

Портрет российского туриста. По сравнению с иностранными гостями бюджет российского туриста значительно скромнее. Он меньше расходует на размещение (хостелы и гостевые дома), транспорт, питание, покупки, но его мотивация более разнообразна, а время пребывания более продолжительное, и он склонен приезжать сюда больше одного раза, главным образом с культурно-познавательной (люди старшего возраста) и культурно-развлекательной (молодёжь) целью.

Как видно, наибольший вклад в экономику Санкт-Петербурга вносят именно китайские туристы, но потенциал этого рынка не исчерпан.

Влияние туризма на транспортную инфраструктуру и индустрию гостеприимства Санкт-Петербурга.

По данным Российского Союза Туриндустрии, в Санкт-Петербурге работают около 800 туроператоров, примерно 2000 турагентств, более 400 крупных гостиниц, от 600 до 800 мини-отелей и не поддающееся учету количество предприятий индустрии сервиса, также работающих на туристов. Оценить экономический эффект отрасли в принципе сложно, поскольку она тесно связана со многими другими (например, с транспортом, гостиничным и ресторанным бизнесом, торговлей и др.). В настоящее время от сферы туризма зависят доходы не менее 5% петербуржцев, и это без учета мультипликативного эффекта [22].

Для оценки влияния туризма на индустрию гостеприимства Санкт-Петербурга мы построили коореляционную матрицу, путем расчета коэффициентов Пирсона за период 2009-2021 гг. по показателям развития туризма (число туристов в год(Tourists), число иностранных туристов в год (FTourists), число турфирм (ТС)), общеэкономическим показателям развития (ВРП (GRP), ВРП на душу населения (GRP/p), численность населения (Population)), показателям развития индустрии гостеприимства (число коллективных средств размещения (Hotel), количество мест в коллективных средствах размещения (PH), показатели развития транспорта (протяженность дорог с твердым покрытием (Roads), активы аэропорта «Пулково» (Active Pulkovo)) (таблица 1).

Таблица 1. Корреляционная матрица показателей [30]


GRP
Pop.
GRP/P
Tourists
Ftourists
TC
Hotel
PH
Roads
Active Pulkovo
GRP
1









Population
0,979
1








GRP/P
1,000
0,976
1







Tourists
0,953
0,973
0,946
1






Ftourists
0,770
0,776
0,946
0,874
1





TC
0,868
0,825
0,863
0,876
0,799
1




Hotel
0,752
0,756
0,736
0,874
0,918
0,859
1



PH
0,783
0,817
0,964
0,912
0,886
0,868
0,964
1


Roads
0,973
0,974
0,968
0,908
0,582
0,819
0,742
0,751
1

Active Pulkovo
0,787
0,866
0,787
0,733
0,412
0,414
0,382
0,501
0,956
1

Полученные данные свидетельствуют о наличие сильной прямой связи между численностью туристов и общеэкономическими показателями развития, причем в большей степени влияет показатель численности туристов, а не число иностранных туристов. Численность туристов находится также в прямой сильной связи с показателями развития индустрии гостеприимства и показателями развития транспорта в г. Санкт-Петербург. Связь между активами аэропорта Пулково и числом туристов определяется коэффициентом – 0,73, что показывает менее сильную зависимость, чем по другим показателям. Данный факт объясняется, тем, что на активы аэропорта Пулково оказывают влияние и другие параметры помимо туризма, причем наличие существенного влияние иностранных туристов на активы аэропорта не выявлено.

Заключение.

Анализ корреляционных связей свидетельствует о том, что влияние общего туристического потока оказывает более существенное влияние на индустрию гостеприимства и общеэкономические показатели, чем количество иностранных туристов, что может объясняться их не столь значительной долей. Влияние туризма на экономическое развитие Санкт-Петербурга заключается в обеспечении экономического роста и развития; в создании новых рабочих мест и повышении занятости населения; в увеличении инвестиций в сферы, связанные с туризмом; в развитии инфраструктуры и предпринимательства; в диверсификации экономики и появлении новых видов деятельности и др. Интегральный экономический эффект от туризма включает как прямой: оплата проживания, оплата питания, авиаперелеты и железнодорожные поездки, покупка сувениров, посещение музеев и достопримечательностей, посещение театров так и косвенный: заработная плата работников сферы услуг; услуги жилищно-коммунального хозяйства; транспорт; промышленность и другие отрасли. С помощью экономико-статистических методов подтверждена гипотеза исследования о взаимовлияние труизма и развития индустрии гостеприимства, транспортной инфраструктуры. Доказано, что иностранные туристы, в настоящее время, не оказывают существенного влияния на развитие транспортной инфраструктуры, что свидетельствует о необходимости развития въездного туризма для иностранных граждан, в частности, формируя мотивы к посещению Санкт-Петербурга, опираясь на портрет китайского туриста. Для российского туриста необходимо создавать мотивы для повторного посещения и расширения целевой аудитории туристов: фиксированная стоимость путевки, ивент-туризм, тематические туры.


Источники:

1. Travel&Tourism Economic Impact 2018. (2018). World. London: World Travel&Tourism council (WTTC). p.1-2
2. Ассоциация Туроператоров.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/node/53781#:~:text= (дата обращения: 12.01.2024).
3. Денежный турпоток. Туризм на экспорт. Петербургский международный экономический форум 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb.com/news/news/denezhnyj-turpotok-turizm-na-eksport/#:~:text= (дата обращения: 12.01.2024).
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга №489 от 7.06.2022 «О внесении изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга №936 от 11.06.2017». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2022/06/16/49/%D0%9F%D0%9F_489_% (дата обращения: 12.01.2024).
5. Пахалов А. М., Сакс Д.Г. Развитие туристских кластеров в регионах России: институциональные и маркетинговые аспекты // Туризм: право и экономика. – 2019. – № 1. – c. 14-18.
6. Статистический бюллетень Росстата к всемирному дню туризма – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022.pdf (дата обращения: 12.01.2024).
7. Matveevskaya A. S., Pogodin S. N., Tao W. Ju. Russia and China in the field of international tourism // Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. – 2020. – № 2. – p. 384-393. – doi: 10.21638/spbu17.2020.214.
8. Логунцова И. В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 80. – c. 49-65. – doi: 10.24411/2070-1381-2020-10063.
9. Вишневская Е. В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2019. – № 4. – c. 12-24.
10. Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2343-2356. – doi: 10.18334/epp.11.10.113741.
11. Ложкин В.Н., Ложкина О.В., Селиверстов С.А., Крипак М.Н. Прогнозирование опасного загрязнения воздуха круизными судами и автотранспортными средствами в зонах их совместного влияния в Севастополе, Владивостоке и Санкт-Петербурге // Вода и экология: проблемы и решения. – 2020. – № 1(81). – c. 38-50. – doi: 10.23968/2305-3488.2020.25.1.38-50.
12. Шабалина Н. В., Азина Е.А., Каширина Е.С. Потенциал российских регионов для развития промышленного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2021. – № 2. – c. 58-67.
13. Шпырня О. В. Обзор развития рынка делового туризма в Российской Федерации // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2019. – № 4(28). – c. 109-112.
14. Фролова Е. В., Рогач О. В. Ограничения и перспективы развития внутреннего туризма в регионах России // Экономика региона. – 2023. – № 1. – c. 208-219.
15. Левина А. Б.,Трофименко Е. Ю., Якунина Ю. С. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в России // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – c. 175-187.
16. Марьина Л. П., Амеличева Д. А. Медийные аспекты культурного наследия Санкт-Петербурга в брендинге креативных пространств // Управление культурой. – 2023. – № 1(5). – c. 26-32.
17. Места хватит. Инфраструктура. «Туризм. Апартаменты. Инвестиции»//Коммерсантъ - Приложение № 40 от 05. 03. 2020. С. 46
18. Лучко Л. Паспорт безопасности // Деловой Петербург. – 2020. – № 37. – c. 9-11.
19. Комитет по развитию туризма Санкт Петербурга. Администрация Санкт‑Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/267452/#:~:text= (дата обращения: 12.01.2024).
20. Чирин В. Власти делают Петербург всё более туристическим: электронные визы, лоукостеры и десятки международных событий. Справится ли город и как это скажется на жителях. [Электронный ресурс]. URL: https://paperpaper.ru/?post_type=photo&p=408266 (дата обращения: 12.01.2024).
21. Préfecture de Police - Ministère de l\'Intérieur. [Электронный ресурс]. URL: www.prefecturedepolice.interieur.gouv.fr (дата обращения: 12.01.2024).
22. Турбарометр Санкт-Петербурга – 2023. Предварительные показатели состояния и развития индустрии туризма и гостеприимства Санкт-Петербурга в 2023 г
23. Куркин К. Турсообщество вступило в переписку. Участники рынка не оставляют попыток инициировать дискуссию по поводу гостевого сбора // Коммерсантъ Санкт-Петербург. – 2018. – № 198. – c. 1-3.
24. Чемодан, вокзал, Европа Коммерсантъ Войцеховская Я. Чемодан, вокзал, Европа. "Итоги года"//Коммерсантъ. 2020, 28 янв., С.20-22
25. Официальный сайт Лиги туроператоров Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://tourligaspb.ru/news.html (дата обращения: 12.01.2024).
26. Тарасютина А. Расширяем туристические границы // Китай. – 2019. – № 4(162). – c. 58-59.
27. Турпоток из Китая в Москву и Петербург за 2018 год вырос почти на 20%. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190122/1549697783.html (дата обращения: 12.01.2024).
28. Поток индивидульных туристов из Китая в Россию в 2019 году вырос на 61% (220 тыс человек) ТАСС. 17.12.2019. [Электронный ресурс]. URL: http://biang.ru/ru/economics/tovarooborot-vnutrennej-mongolii-s-rf-za-1-polugodie-sokratilsya-na-10,9.html (дата обращения: 22.03.2024).
29. Серпер. А. На широкую ногу // Деловой Петербург. 2020, 20 дек., С. 9
30. Рассчитано авторами на основе данных Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 24.01.2024).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:13