Внутренний туризм как фактор социально-экономического развития города Лангепаса

Лутошкина А.К.1, Созинова А.А.1, Сенникова И.Л.1, Бармина Е.А.1, Макарова Т.В.1
1 Вятский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296590

Аннотация:
В статье рассматривается проблема организации внутреннего туризма в России для социально-экономического развития территорий страны. Подчёркивается, что активизация внутреннего туризма способствует развитию социальной и экономической сферы территории, обеспечивая занятость местного населения, обмен информацией, а также развитие объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. На примере развития внутреннего этнографического туризма города Лангепаса Ханты-Мансийского автономного округа – Югра авторы доказывают его актуальность для развития северных территорий России. Роль внутреннего этнографического туризма проявляется в большей мере в сохранении культуры коренных малочисленных народов Севера. Согласно Стратегии развития туризма в России на период до 2035 года, ожидается комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в стране путем создания конкурентноспособного туристического продукта. Внутренний этнотуризм необходимо развивать как отдельное, самостоятельное направление в туризме, со своим уникальным туристическим продуктом. В связи с этим, направление этнотуризм является перспективным вектором в настоящее время. Статья предназначена для органов государственной власти региона, а также органов местного самоуправления города, туристов, жителей территории

Ключевые слова: внутренний туризм, социально-экономическое развитие, этнографический туризм

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение

Необходимо отметить, что этнографический туризм – это перспективный вид внутреннего туризма страны, целью которого является ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, живущих в гармонии с окружающей природной средой. Основные виды этнографического туризма: посещение существующих поселений – этнических деревень, сохранивших особенности традиционной культуры определённых народов; знакомство с музеями народного быта; знакомство с непредметными формами наследия, с традициями, праздниками, обрядами и обычаями [1].

Развитие внутреннего этнотуризма города Лангепаса основано на сохранении культуры, традиций и обычаев коренных народов территории. Благодаря этнографическому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилые и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках и попробовать национальную кухню.

В научной литературе изучению развития внутреннего туризма территорий и продвижению туристского продукта уделено большое внимание. Среди исследователей можно отметить авторов: Шпенглер А.В. [11], Буторов С.А. [8, 9], Пылаева А.С. [12], Целых Т.Н. [15], Михалёв И.В. [7], Жукова М.А. [16], Истомина Э.Г. [10], Сафронова Т.Н. [20]. Авторы рассматривают, как правило, общие вопросы развития внутреннего туризма страны, не исследуют особенности внутреннего туризма и его перспективного направления – этнотуризма малых городов России.

Цель исследования – изучение особенностей и направлений совершенствования внутреннего туризма города Лангепаса на долгосрочную перспективу с целью социально-экономического развития территории муниципального образования.

Научная новизна представлена исследованием внутреннего этнотуризма города Лангепаса, выявлением его особенностей, проблем, перспектив развития и совершенствования.

Научная гипотеза авторов – активизация работы органов государственной власти и местного самоуправления в сфере разработки комплексных решений, связанных с развитием внутреннего этнотуризма, обеспечением развития традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера и их общин, развитием социальной сферы, в первую очередь, образования, культуры, улучшением качества их жизни будет способствовать интенсификации социально-экономического развития территории.

Методология исследования включает методы логического анализа общенаучной литературы и первоисточников, системно-структурный анализ, монографический метод, картографический метод, экономико-статистические методы, метод контент-анализа. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения туристической отрасли малого города, а также незначительного количества статистической информации по проблеме исследования.

Результаты

Известно, что Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является местом исконного проживания коренных малочисленных народов Севера. Рассмотрим национальный состав жителей города Лангепаса, по результатам всероссийской переписи населения 2020 г. и существующие меры поддержки коренных малочисленных народов города (рисунок 1) [6].

Рисунок 1 – Национальный состав жителей города Лангепаса, из числа лиц указавших свою национальность по итогам всероссийской переписи населения в 2020г., чел. [6]

Из проживающих на территории города Лангепаса всего 135 человек являются коренными и малочисленными народам Севера, что составляет 0,37 % из числа лиц, проживающих на территории города, указавших свою национальность; все жители из числа коренных малочисленных народов, относятся к городскому населению.

На сегодняшний день действует 25 законов о статусе коренных и малочисленных народов на территории округа; 32 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа. Анализ законодательства позволяет отметить его наполненность и охват всех ключевых вопросов статуса коренных и малочисленных народов, проживающих в округе.

В таблице 1 представлены данные по национальному составу лиц из числа коренных малочисленных народов.

Таблица 1 - Количество лиц из числа коренных и малочисленных народов, проживающих на территории города Лангепаса, по итогам всероссийской переписи населения 2020 г. [6]

Городской округ Лангепас
Всего
мужчин
женщин
Все население
42,701
20,679
22,022
Указавшие национальную принадлежность
35,863
17,274
18,589
Манси (вогулы, кондинские манси)
30
14
16
Ненцы (лесные ненцы, малоземельские ненцы, не, ненэйне, неща, неща лесные, нещанг, тундровые ненцы, ненэця)
7
4
3
Ханты (хантэ)
98
41
57
Итого лиц, из числа коренных и малочисленных народов
135
59
76
Для сохранения культуры народов Севера с целью развития внутреннего туризма данных территорий требуется применение комплексного подхода и системы мер: институциональных, экономических, информационных, финансовых [21]. Необходимым аспектом мер поддержки является поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций [2]. В Реестре организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по состоянию на 01.11.2023 на территории города Лангепаса зарегистрирована и функционирует организация АНО «Центр культурных программ «Инициатива». В городе Лангепасе функционирует Центр национальных культур, который является специальным структурным подразделением Лангепасского городского муниципального автономного учреждения «Центр по работе с детьми и молодежью «Фортуна». Значительную работу на территории города по поддержке коренных и малочисленных народов осуществляет городская общественная организация «Спасение Югры», которая существует в городе Лангепасе с 1989г.

Важным аспектом поддержки выступает грантовая поддержка деятельности коренных и малочисленных народов в различных сферах. Среди заявок, по данным сайта президентских грантов, в 2021г. отмечается активность АНО «Центр культурных программ «Инициатива», находящейся на территории города Лангепаса. Проект под названием «Священная роща в этнодеревне Ланге-пасолъ» не получил грантовой поддержки [18].

Также было установлено, что коренные и малочисленные народы не осведомлены о мерах поддержки в рамках беспроцентных займов и льготного кредитования для субъекта малого и среднего бизнеса и самозанятых граждан, что является возможностью развития национальных промыслов и реализации сувенирной продукции собственного изготовления.

Проведенный анализ позволяет отметить, что существующие инструменты поддержки не в полной мере отвечают современным вызовам и требуют особого внимания в разработке решений. Необходима активная консультационная поддержка администрации города в подготовке грантовой документации коренными и малочисленными народами, организация обучения по теме социального проектирования и грантового участия. Своевременное информирования общественных организаций о проводимых на федеральном и региональном уровне мероприятиях, посвящённых поддержке коренных и малочисленных народов Севера; организация правового и финансового консультирования с привлечением профильных специалистов, о возможностях получения субсидий и грантов на развитие производства народных промыслов народов Севера; организациями по вопросам проведения спортивных мероприятий связанных с популяризаций прикладных видов спорта коренных и малочисленных народов Севера, в целях формирования здорового образа жизни и сохранении культурного наследия, интеграция в проекты на уровне региона, посвященные сохранению культуры КМНС [3,4,5].

Крайний Север имеет огромный потенциал для развития внутреннего этнографического туризма. Количество людей, которые путешествуют с целью познакомиться с особенностями традиционной культуры и быта различных народов, с каждым годом растёт. Например, этнодеревня города Лангепаса «Ланге-пасолъ» - это аутентично воссозданный островок жизни, быта, культуры коренных жителей 30-50-х годов ХХ века, на котором гармонично размещены постройки: зимний дом, охотничий лабаз, навес для нарт, кораль с загоном для оленей, летний чум, звероферма, и другие сооружения, передающие колорит традиционной жизни одной этнокультуры [19].

По данным туристической платформы Югры город Лангепас не включён в транзитные туры ХМАО – Югры. Этнографические туры не представлены городом Лангепас при наличии этнографического музея и этнодеревни. Мероприятия и события города имеют в основном «внутренний» характер, проводятся для самих жителей Лангепаса [17].

Заключение

Проблемы низкой информационной освещённости, недостаточной финансовой обеспеченности проведения мероприятий этнотуризма, снижения численности населения и уровня жизни требуют соответствующих действий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Стратегической задачей и целевым ориентиром развития внутреннего этнотуризма города является во многом сохранение культуры и традиций коренных и малочисленных народов Севера, увеличение числа данных категорий населения, создание условий для их самореализации [13]. Авторы предлагают следующие мероприятия, способствующие решению поставленных задач.

1) Разработка муниципальной программы, направленной на устойчивое развитие коренных и малочисленных народов на территории муниципального образования и укрепление межконфессиональных связей.

2) Активная консультационная поддержка администрации города в подготовке грантовой документации коренными и малочисленными народами, организация обучения по теме социального проектирования и грантового участия. Своевременное информирования общественных организаций о проводимых на федеральном и региональном уровне мероприятиях, посвящённых поддержке коренных и малочисленных народов Севера.

3) Создание при администрации города Лангепаса совещательного органа из числа лиц коренных и малочисленных народов, участвующего при обсуждении ключевых проблем развития города и поддержке северных народов.

4) Развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и повышение уровня его адаптации к современным экономическим условиям.

5) Организация правового и финансового консультирования с привлечением профильных специалистов, о возможности получения субсидий и грантов на развитие производства народных промыслов народов Севера.

6) Активизация взаимодействие с общественными организациями по вопросам проведения и организации спортивных мероприятий связанных с популяризаций прикладных видов спорта коренных и малочисленных народов Севера, в целях формирования здорового образа жизни.

Кроме того, авторы предлагают активизировать следующие направления по развитию этнотуризма города Лангепаса с учетом его северной специфики с целью социально-экономического развития территории:

1) формирование этнического туристского продукта города Лангепаса, который включает комплекс информационной, рекреационной, сервисной составляющей, интеграция с туристскими предложениями как на уровне региона, так и на уровне РФ;

2) продвижение туристского продукта города Лангепаса с использованием современных подходов рекламы и связей с общественностью (туры для блогеров, формирование привлекательного контента на туристических сайтах Югры);

3) изготовление туристического путеводителя по городу с использованием QR-кодов и иных способов виртуальной навигации с указанием достопримечательностей города, мест этнического наследия, скверов и парков;

4) включение в туристские продукты дополнительных программ и услуг (например, мастер-классы по изготовлению сувениров, приготовление блюд национальной северной кухни и др.) для увеличения количества дней пребывания туристов на территории;

5) развитие инфраструктуры этнодеревни, парков, скверов и спортивных комплексов, туристического автобусного парка, туристических баз для рыбалки и прогулок на лодках.

Сохранение культуры и традиций коренных и малочисленных народов Севера на основе развития внутреннего этнотуризма данной территории будет способствовать увеличению числа данных категорий населения – жителей города Лангепаса, привлечению туристов, развитию инфраструктуры. Проведение дальнейших исследований развития внутреннего туризма (в честности, этнографического) малых городов страны будет способствовать выявлению и решению проблем их социально-экономического развития.


Источники:

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 19.06.2024).
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 229-оз от 16.12.2010 «О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в ханты-мансийском автономном округе – Югре». [Электронный ресурс]. URL: https://admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty-gubernatora/223690/ (дата обращения: 09.06.2024).
3. Стратегия социально-экономического развития ХМАО до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года. [Электронный ресурс]. URL: http://racugra.ru/archives/8648 (дата обращения: 09.06.2024).
4. Концепция развития внутреннего и въездного туризма в ХМАО-Югре. [Электронный ресурс]. URL: https://depprom.admhmao.ru/dokumenty/rf/774870 (дата обращения: 16.06.2024).
5. Администрация города Лангепаса. [Электронный ресурс]. URL: https://admlangepas.ru/ (дата обращения: 19.05.2024).
6. Росстат. Паспорт муниципального образования. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx?base=munst71&r=71872000 (дата обращения: 13.06.2024).
7. Аргун Г.Р., Михалёв И.В. Внутренний туризм в России: Динамика Развития // Экономические науки. – 2023. – № 224. – c. 20-27.
8. Буторов С.А. Внутренний туризм в России: нереализованный потенциал // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 3 (101). – c. 178-184.
9. Буторов С.А., Каныгина О.М. Внутренний туризм в России: современное состояние и перспективы // Сервис plus. – 2021. – № 4. – c. 12-19.
10. Истомина Э.Г., Гришунькина М.Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России. / учебное пособие / (2-е издание, исправленное и дополненное). - Москва, 2019.
11. Конышев Е.В., Колесова Ю.А., Кузнецова А.И., Шпенглер А.В., Веприкова А.А. Туристские маршруты как компонент туристско-рекреационного пространства Кировской области // Успехи современного естествознания. – 2021. – № 7. – c. 39-46.
12. Пылаева А.С. Внутренний туризм: предпосылки развития в России и текущее состояние // Туризм: право и экономика. – 2023. – № 1. – c. 16-18.
13. Сенникова И.Л., Савельева Н.К., Созинова А.А., Бармина Е.А. Стратегические вызовы и возможности развития туризма малых городов России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2024. – № 1. – c. 163-170.
14. Узденова Ф.М., Байрамукова Л.Х. Перспективы наращивания конкурентного потенциала отрасли и анализ влияния пандемии covid-19 на внутренний и въездной туризм в России // Московский экономический журнал. – 2020. – № 12. – c. 93.
15. Целых Т.Н., Галямов Р.Н. Процесс приобретения туристского продукта или почему не развивается въездной и внутренний туризм в России // Инновационная экономика и общество. – 2019. – № 1 (23). – c. 86-91.
16. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Внутренний туризм в России: состояние и перспективы развития. / Учебное пособие. - Москва, 2021.
17. Туристический гид по ХМАО – Югре. [Электронный ресурс]. URL: https://vizitugra.ru/ (дата обращения: 19.06.2024).
18. Фонд президентских грантов. Священная роща в этнодеревне Ланге-пасолъ. [Электронный ресурс]. URL: https://президентскиегранты.рф/public/application/item? (дата обращения: 27.05.2024).
19. Этнодеревня Ланге-Пасолъ. [Электронный ресурс]. URL: https://lange-pasol.company.site (дата обращения: 25.06.2024).
20. Safronova T.N., Balyabina T.A., Evtukhova O.M., Shitova D.D., Aleksandrenko N.A. Domestic tourism is a modern trend in the development of the market of tourism services in Russia // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 11 (148). – p. 505-512.
21. Sennikova I.L., Snigireva G., Karanina E., Bakhtimov A., Domracheva L. Analysis of regional innovation environment factors within the institutional approach // E3S Web of Conferences: Topical problems of architecture, civil engineering and environmental economics. – 2019. – p. 08063.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:16:01