The impact of inbound tourism on the economy of St. Petersburg

Kolesnikova Yu.S.1, Korostyshevskaya E.M.2, Yagudina E.V.1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
2 Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 6 (June 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67912439

Abstract:
In a number of countries, tourism is an industry that generates significant income and stimulates the development of other industries. Tourism in Russia represents potential for economic development in a number of regions. The article examines the dynamics of tourism development indicators in Russia and St. Petersburg for the period 2009-2021 and analyzes changes in tourist flows in the post-pandemic period. In 2023, 9.4 million people visited St. Petersburg, compared to 8 million in 2022. Thus, the volume of tourism has not yet returned to pre-pandemic levels. The article defines the features of tourism development in Russia. There is a gradual increase in the tourist flow. The role of tourists from China prevails. The tourist flow has an uneven territorial coverage: mainly Moscow, St. Petersburg and certain regions of the Far East, such as Primorski Krai and Krasnodar Krai. This study is of interest to specialists in the field of tourism. The article considers the structure of the tourist flow in the city of St. Petersburg. Typical portraits of Russian, foreign and Chinese tourists arriving in St. Petersburg are discussed. The mutual influence of tourism, transport infrastructure and the hospitality industry of St. Petersburg is analyzed. Statistical economic and mathematical methods were applied. The analysis of the data showed that foreign tourists represent a significant potential for the development of the tourism sector, but currently they do not have a significant impact on the development of transport infrastructure and the hospitality industry.

Keywords: tourism, regional economy, hospitality industry, transport infrastructure, travel agency

JEL-classification: Z31, Z32, L83



Введение. Для многих стран мира туризм выступает одной из ключевых отраслей экономики, которая, в свою очередь, влияет на развитие смежных отраслей. Вклад туризма в ВВП стран мира в среднем составлял 3,2%, а с учетом смежных отраслей экономики и косвенных эффектов достигал до 10,4% по данным Всемирного совета по туризму в 2017 г. По данным международной консалтинговой компании BCG, вклад туризма в мировую экономику по итогам 2018 года составил 10,4% ВВП и около 30% экспорта [1]. В 2022 году глобальная отрасль туризма выросла после пандемии на 22%, достигнув 7,7 трлн долларов США и составила 7,6% мирового ВВП, по оценкам экспертов в 2023 г. она выйдет на доковидный уровень и достигнет 9,5 трлн долларов США, а в 2033 г. составит уже 11,6% мирового ВВП [2].

По данным показателям Россия отстает от среднемировых позиций. Туризм, в настоящее время, в развитие российской экономики не вносит существенного вклада, его доля по итогам 2022 г. составляла 2,6% ВВП, в 2023 – 3,47%. При этом в Москве данный показатель составляет – 4% ВРП [3], планируется увеличение до 8-10%, в Санкт-Петербурге – 4,7% ВВП к 2027г [4]. По мнению WTTC, одной из основных движущих сил возвращения сектора туризма к допандемийному уровню станет выездной туризм из Китая [5, с.14-15].

По данным Росстата занятость в сфере туризма в России за 2021 г. составляла 4,3 млн. чел [6]. Туристический поток по числу поездок составил за 2022 г. – 141 млн. (из них въездных поездок иностранных граждан – 8,4 млн.), самые высокие показатели - г. Москва и Московская область – около 30 млн. поездок, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область – более 23 млн. поездок, Краснодарский край – 20 млн. поездок, Республика Татарстан – 3,7 млн. поездок.

В России наблюдается постепенное увеличение турпотока. Но есть две особенности – превалирующая роль Китая в иностранном туризме и неравномерный территориальный охват – преимущественно Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Татарстан и отдельные регионы Дальнего Востока – Приморский край, Амурская область, Хабаровский край. Таким образом, актуальность исследования въездного туризма обуславливается с одной стороны прямым влиянием туристов на экономику территории, а с другой стороны – это косвенные эффекты, связанные с развитием транспортной, гостиничной и др. инфраструктурой.

Вопросами исследования туристического потока и его влияния на социально-экономическое развитие занимались А.С. Матвеевская, С.Н. Погодин, В.Ю. Тао [7, c.384-393], И.В. Логунцова [8, c.49-65], Е.В. Вишневская [9, c.12-24], А. Н. Русина, О. В. Карпычева, Е. А. Якимова, Д. А. Лихман [10, c.2343-2356] и др.

Особенности туристического потока г. Санкт-Петербург описаны в работах В. Н. Ложкина, О. В. Ложкиной, С. А. Селиверстова, М. Н. Крипака [11, c.38-50], Н.В. Шабалиной, Е. А. Азиной, Е. С. Кашириной [12, c.58-67], О. В. Шпырня [13, c.109-112], . В. Фроловой, О. В. Рогач [14, c.208-219], А. Б. Левиной, Е. Ю. Трофименко, Ю. С. Якуниной [15, c.175-187], Л. П. Марьиной, Д. А. Амеличевой [16. c.26-32] и др.

Тем не менее, оценка взаимовлияния факторов развития туризма и развития транспортной и гостиничной инфраструктуры на примере одного из регионов с выделенным наборов факторов не проводилась. Гипотеза данного исследования состоит в наличие взаимосвязей между показателями развития въездного туризма в г. Санкт-Петербург и показателями развития транспортной и гостиничной инфраструктуры.

Целью исследования является изучение портрета современного туриста г. Санкт-Петербург и оценка взаимосвязей между показателями туризма и развитием инфраструктуры транспорта и гостеприимства. Новизна исследования заключается в количественной оценке методами экономико-статистического анализа взаимовлияния туризма и социально-экономической инфраструктуры г. Санкт-Петербург.

Использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и специальные методы исследования: экономико-статистический анализ, расчет коэффициентов Пирсона между показателями (число туристов, число иностранных туристов, число турфирм, ВРП на душу населения, число коллективных средств размещения, количество мест в коллективных средствах размещения, протяженность дорог с твердым покрытием, активы аэропорта «Пулково») за период 2009-2021 гг.

Основная часть.

Санкт-Петербург в свете статистических данных. В 2019 г. город посетили 1,3 млн китайских туристов и по прогнозам о готовности инфраструктуры к приему гостей, Санкт-Петербург и его пригороды ежегодно могут посещать до 5 млн путешественников из КНР. Санкт-Петербург по итогам 2019 г. занял в рейтинге привлекательных для иностранных туристов российских регионов 2 место, поднявшись с 4. Кроме того, развивается событийный туризм, увеличилось число туристов, приезжающих на фестивали, спортивные события и праздники, повторно приехали те, кто был в Санкт-Петербурге на матчах Чемпионата Мира - 2018; на 10% увеличилось число туристов, посещающих конференции, выставки, форумы [17, с.46]. Усиление позиций города в российском туристическом пространстве, в том числе связано с проведением Генеральной ассамблеи Всемирной туристической организации ООН (UNWTO); с введением электронных виз для граждан 55 стран; с усилением авиасообщения Петербурга с городами мира (в 2019 г. было открыто 14 новых рейсов из международного аэропорта Пулково). По оценке, общий объем вклада туризма в экономику Санкт-Петербурга (совокупные расходы туристов в городе) в 2019 г. составил 375 млрд рублей, а доход только от гостиничного бизнеса и турфирм – более 30 млрд рублей [18, с. 10]. 2019 год был наиболее благоприятным годом для туризма. Санкт-Петербург посетили 10,4 млн туристов, в том числе более 4,9 млн – иностранцы, и почти 5,5 млн – россияне. За 2023 г. Санкт- Петербург посетили 9,4 млн. чел, в 2022 г. – 8 млн чел., т.е. объемы туризма пока не достигли допандемийного уровня [19, с.11]. Во многом данная ситуация связана со сложностями восстановления туристического потока из КНР. Вместе с тем, как отмечал Председатель Комитета по развитию туризма в Санкт-Петербурге А. Мушкарев, туристическая индустрия Петербурга недополучала из-за схем, которые используют китайские турфирмы, порядка 3,5 млрд рублей ежегодно [20]. Туристов в Петербурге значительно меньше, чем в Москве, где, к примеру, турпоток в 2022 г. превысил 14 млн поездок, но для петербургской экономики туризм имеет более важное значение, чем для московской. Доходы от туристов в бюджет Москвы не превысили 5%, тогда как в Санкт-Петербурге они составили 13% от всех доходов [20].

Между тем, Санкт-Петербург значительно проигрывает многим мировым столицам. К примеру, Париж ежегодно посещают более 30 млн туристов и это самое «туристическое» место на земле: сюда приезжает больше туристов, чем в Венецию, Флоренцию, Неаполь, Пизу, Падую, Болонью, Турин, Геную, Верону, Модену, Парму, Палермо вместе взятые, хотя по оценкам ЮНЕСКО на территории Италии расположена 1/3 от всех объектов Культурного наследия (на территории Парижа только один) [21]. Факторы становления Парижа как туристического центра мира многообразны: это и успех парижских художников в конце 19 – начале 20 века, и полная нетронутость города в период Второй мировой войны, и потрясающие достижения французского кинематографа во второй половине 20 века, и мода на необычайную французскую кухню и, безусловно, огромная концентрация произведений искусства, в первую очередь живописи, архитектуры, скульптуры. Если брать временной фактор, то в 30-е годы Париж – это город магазинов, моды, музыки, духа свободы, а сейчас он привлекает скорее вечными ценностями. Есть разница и по социальным группам: для обеспеченных туристов – это столица роскоши, шикарная жизнь, изысканная еда и хорошее вино, бутики и дорогие магазины, а для массового туриста все очень демократично и экономично.

В Санкт-Петербурге просматривается тенденция, характерная для России в целом - ежегодный рост турпотока. Кроме того, имеется огромный потенциал для дальнейшего развития. Необходим поиск новых инструментов для стимулирования въездного туризма с целью расширения его географии.

Образ туриста, прибывающего в Санкт-Петербург

Портрет иностранного туриста [22]

1. Основная доля туристов прибывала из КНР, Ирана, Турции и Белоруссии.

2. Самое привлекательное время для путешествий - поздняя весна и начало лета, сезон белых ночей.

3. Город посещают преимущественно один раз, средний срок пребывания – 4-6 суток и основная цель поездки – культурно-познавательная.

4. Примерно 60% туристов путешествуют с познавательной целью, и 30% - с деловой [22].

5. Возвратность туристов – 25–30% (в Париже - примерно 80%) [21].

6. Средняя сумма, которую иностранные граждане тратят в Петербурге в день, составляет €100–200 (молодежь), €300 (взрослые), €300–500 (бизнес-путешественники) [23, с.1].

7. Структура расходов туристов: приобретение товаров (в среднем 19%) и питание (19%); транспорт и проживание (9% и 23%) соответственно. На достопримечательности и развлечения туристы в среднем тратили около 9% [24, с.21].

Портрет китайского туриста

1. Большинство китайских туристов приезжает в составе организованных групп по 30 человек (безвизовый туристический поток), это люди среднего и пожилого возраста (средний возраст 53 года), одновременно посещающие другие маршруты: Москву и Петербург [25]. С точки зрения мотивации, Россия для многих китайцев по-прежнему «большой брат» и сверхдержава, побывать в которой они считают для себя обязательным делом.

2. Большинство гостей въезжают в Санкт-Петербург через Москву: порядка 400 тыс визитов; с Северной столицы путешествие начинают не более 200 тыс человек, увеличиваются посещения двух столиц в новогодние праздники. Цель: посещение культурных заведений и шопинг в торговые центры во время распродаж [26, с.59].

3. Средний возраст индивидуальных туристов, приезжающих по визам, составляет 30-35 лет и в последнее время они совершают почти 200 тыс. поездок в год [27].

4. Основная цель – увидеть дворцы Санкт-Петербурга и его пригородов. Самый популярный музейный комплекс – Царское Село (Екатерининский дворец, парк), а самый популярный музей – Эрмитаж.

5. Продолжительность поездки – 6 дней; 550-600 долл (260 тыс рублей) в сутки тратит среднестатистический турист за одну поездку [28].

Вместе с тем, известно, что есть гости из Китая, предпочитающие покупать в России дорогие вещи: магазины косметики – 1500 руб.; luxury – 80 тыс. рублей; универмаги – 30 тыс. рублей. В топ – 5 категорий также попали магазины ювелирных украшений (чек -21 тыс. рублей) и продажа женской и мужской одежды (80,5 тыс. рублей) [29, с.9].

6. Самый востребованный товар – янтарь.

Портрет российского туриста. По сравнению с иностранными гостями бюджет российского туриста значительно скромнее. Он меньше расходует на размещение (хостелы и гостевые дома), транспорт, питание, покупки, но его мотивация более разнообразна, а время пребывания более продолжительное, и он склонен приезжать сюда больше одного раза, главным образом с культурно-познавательной (люди старшего возраста) и культурно-развлекательной (молодёжь) целью.

Как видно, наибольший вклад в экономику Санкт-Петербурга вносят именно китайские туристы, но потенциал этого рынка не исчерпан.

Влияние туризма на транспортную инфраструктуру и индустрию гостеприимства Санкт-Петербурга.

По данным Российского Союза Туриндустрии, в Санкт-Петербурге работают около 800 туроператоров, примерно 2000 турагентств, более 400 крупных гостиниц, от 600 до 800 мини-отелей и не поддающееся учету количество предприятий индустрии сервиса, также работающих на туристов. Оценить экономический эффект отрасли в принципе сложно, поскольку она тесно связана со многими другими (например, с транспортом, гостиничным и ресторанным бизнесом, торговлей и др.). В настоящее время от сферы туризма зависят доходы не менее 5% петербуржцев, и это без учета мультипликативного эффекта [22].

Для оценки влияния туризма на индустрию гостеприимства Санкт-Петербурга мы построили коореляционную матрицу, путем расчета коэффициентов Пирсона за период 2009-2021 гг. по показателям развития туризма (число туристов в год(Tourists), число иностранных туристов в год (FTourists), число турфирм (ТС)), общеэкономическим показателям развития (ВРП (GRP), ВРП на душу населения (GRP/p), численность населения (Population)), показателям развития индустрии гостеприимства (число коллективных средств размещения (Hotel), количество мест в коллективных средствах размещения (PH), показатели развития транспорта (протяженность дорог с твердым покрытием (Roads), активы аэропорта «Пулково» (Active Pulkovo)) (таблица 1).

Таблица 1. Корреляционная матрица показателей [30]


GRP
Pop.
GRP/P
Tourists
Ftourists
TC
Hotel
PH
Roads
Active Pulkovo
GRP
1









Population
0,979
1








GRP/P
1,000
0,976
1







Tourists
0,953
0,973
0,946
1






Ftourists
0,770
0,776
0,946
0,874
1





TC
0,868
0,825
0,863
0,876
0,799
1




Hotel
0,752
0,756
0,736
0,874
0,918
0,859
1



PH
0,783
0,817
0,964
0,912
0,886
0,868
0,964
1


Roads
0,973
0,974
0,968
0,908
0,582
0,819
0,742
0,751
1

Active Pulkovo
0,787
0,866
0,787
0,733
0,412
0,414
0,382
0,501
0,956
1

Полученные данные свидетельствуют о наличие сильной прямой связи между численностью туристов и общеэкономическими показателями развития, причем в большей степени влияет показатель численности туристов, а не число иностранных туристов. Численность туристов находится также в прямой сильной связи с показателями развития индустрии гостеприимства и показателями развития транспорта в г. Санкт-Петербург. Связь между активами аэропорта Пулково и числом туристов определяется коэффициентом – 0,73, что показывает менее сильную зависимость, чем по другим показателям. Данный факт объясняется, тем, что на активы аэропорта Пулково оказывают влияние и другие параметры помимо туризма, причем наличие существенного влияние иностранных туристов на активы аэропорта не выявлено.

Заключение.

Анализ корреляционных связей свидетельствует о том, что влияние общего туристического потока оказывает более существенное влияние на индустрию гостеприимства и общеэкономические показатели, чем количество иностранных туристов, что может объясняться их не столь значительной долей. Влияние туризма на экономическое развитие Санкт-Петербурга заключается в обеспечении экономического роста и развития; в создании новых рабочих мест и повышении занятости населения; в увеличении инвестиций в сферы, связанные с туризмом; в развитии инфраструктуры и предпринимательства; в диверсификации экономики и появлении новых видов деятельности и др. Интегральный экономический эффект от туризма включает как прямой: оплата проживания, оплата питания, авиаперелеты и железнодорожные поездки, покупка сувениров, посещение музеев и достопримечательностей, посещение театров так и косвенный: заработная плата работников сферы услуг; услуги жилищно-коммунального хозяйства; транспорт; промышленность и другие отрасли. С помощью экономико-статистических методов подтверждена гипотеза исследования о взаимовлияние труизма и развития индустрии гостеприимства, транспортной инфраструктуры. Доказано, что иностранные туристы, в настоящее время, не оказывают существенного влияния на развитие транспортной инфраструктуры, что свидетельствует о необходимости развития въездного туризма для иностранных граждан, в частности, формируя мотивы к посещению Санкт-Петербурга, опираясь на портрет китайского туриста. Для российского туриста необходимо создавать мотивы для повторного посещения и расширения целевой аудитории туристов: фиксированная стоимость путевки, ивент-туризм, тематические туры.


References:

Frolova E. V., Rogach O. V. (2023). Ogranicheniya i perspektivy razvitiya vnutrennego turizma v regionakh Rossii [Limitations and development prospects of domestic tourism in Russian regions]. Economy of the region. (1). 208-219. (in Russian).

Kurkin K. (2018). Tursoobshchestvo vstupilo v perepisku. Uchastniki rynka ne ostavlyayut popytok initsiirovat diskussiyu po povodu gostevogo sbora [The tourist community has entered into correspondence. Market participants do not give up trying to initiate a discussion about the guest fee]. Kommersant Sankt-Peterburg. (198). 1-3. (in Russian).

Levina A. B.,Trofimenko E. Yu., Yakunina Yu. S. (2023). Problemy i perspektivy razvitiya vnutrennego turizma v Rossii [Problems and prospects for the development of domestic tourism in Russia]. Chelovek. Sport. Meditsina. 175-187. (in Russian).

Loguntsova I. V. (2020). Industriya turizma v usloviyakh pandemii koronavirusa: vyzovy i perspektivy [Touristic industry in the time of coronavirus pandemic: challenges and perspectives]. Public administration. Electronic Bulletin. (80). 49-65. (in Russian). doi: 10.24411/2070-1381-2020-10063.

Lozhkin V.N., Lozhkina O.V., Seliverstov S.A., Kripak M.N. (2020). Prognozirovanie opasnogo zagryazneniya vozdukha kruiznymi sudami i avtotransportnymi sredstvami v zonakh ikh sovmestnogo vliyaniya v Sevastopole, Vladivostoke i Sankt-Peterburge [Forecasting of dangerous air pollution by cruise ships and motor vehicles in the areas of their joint influence in Sevastopol, Vladivostok and St. Petersburg]. Voda i ekologiya: problemy i resheniya. (1(81)). 38-50. (in Russian). doi: 10.23968/2305-3488.2020.25.1.38-50.

Luchko L. (2020). Pasport bezopasnosti [Safety data sheet]. Delovoy Peterburg. (37). 9-11. (in Russian).

Marina L. P., Amelicheva D. A. (2023). Mediynye aspekty kulturnogo naslediya Sankt-Peterburga v brendinge kreativnyh prostranstv [Media aspects of the cultural heritage of St. Petersburg in the branding of creative spaces]. Upravlenie kulturoy. (1(5)). 26-32. (in Russian).

Matveevskaya A. S., Pogodin S. N., Tao W. Ju. (2020). Russia and China in the field of international tourism Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. (2). 384-393. doi: 10.21638/spbu17.2020.214.

Pakhalov A. M., Saks D.G. (2019). Razvitie turistskikh klasterov v regionakh Rossii: institutsionalnye i marketingovye aspekty [Development of tourist clusters in Russian regions: institutional and marketing aspects]. Turizm: pravo i ekonomika. (1). 14-18. (in Russian).

Préfecture de Police - Ministère de l\'Intérieur. Retrieved January 12, 2024, from www.prefecturedepolice.interieur.gouv.fr

Rusina A.N., Karpycheva O.V., Yakimova E.A., Likhman D.A. (2021). Perspektivy razvitiya vnutrennego turizma v sovremennyh usloviyakh [Prospects for the development of domestic tourism in modern conditions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (10). 2343-2356. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.10.113741.

Shabalina N. V., Azina E.A., Kashirina E.S. (2021). Potentsial rossiyskikh regionov dlya razvitiya promyshlennogo turizma [The potential of russian regions for industrial tourism development]. Service and Tourism: Current Challenges. (2). 58-67. (in Russian).

Shpyrnya O. V. (2019). Obzor razvitiya rynka delovogo turizma v Rossiyskoy Federatsii [Review of business tourism market development in the Russian Federation]. The scientific bulletin of the Southern Institute of Management. (4(28)). 109-112. (in Russian).

Tarasyutina A. (2019). Rasshiryaem turisticheskie granitsy [Expanding tourist boundaries]. Kitay. (4(162)). 58-59. (in Russian).

Vishnevskaya E. V. (2019). Vliyanie tsifrovyh tekhnologiy na razvitie turistskogo rynka [The impact of digital technologies on the development of the tourism market]. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. (4). 12-24. (in Russian).

Страница обновлена: 15.04.2025 в 21:22:26