Факторы повышения эффективности экономической деятельности на различных этапах развития человечества

Андросюк К.В., Брыков А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (6), Июнь 2007

Цитировать:
Андросюк К.В., Брыков А.А. Факторы повышения эффективности экономической деятельности на различных этапах развития человечества // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 6. – С. 83-92.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12896991
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Во все времена руководители стремились повысить эффективность производства или общины. Благодаря техническому и социальному прогрессу появлялись все новые и новые возможности для этого. И на каждом историческом этапе необходимо было выбирать, какими рычагами пользоваться для достижения наибольшего экономического эффекта. Так, дополнительные средства можно вкладывать в расширение производства, повышение квалификации персонала, повышение качества продукции, применение нового оборудования или технологий. Рассмотрим эффективность тех или иных способов повышения производительности на шкале истории человечества.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, производительность труда, эффективность производства, история экономики, таймлайн, временная шкала



Во все времена руководители стремились повысить эффективность производства или общины. Благодаря техническому и социальному прогрессу появлялись все новые и новые возможности для этого. И на каждом историческом этапе необходимо было выбирать, какими рычагами пользоваться для достижения наибольшего экономического эффекта. Так, дополнительные средства можно вкладывать в расширение производства, повышение квалификации персонала, повышение качества продукции, применение нового оборудования или технологий. Рассмотрим эффективность тех или иных способов повышения производительности на шкале истории человечества.

До появления земледелия за восемь тысяч лет до нашей эры экономические отношения находились на очень низком уровне. В работах социологов и экономистов этот период называют доэкономической эпохой. Большинство людей были заняты в добыче пищи. Для этого использовались такие малоэффективные методы, как охота и собирательство. На вооружении у человека в те времена находились только простейшие инструменты. Пищу получали только из естественных природных источников, а не производили ее целенаправленно. Добыча пищи очень сильно зависела от процессов, протекающих в природе, причем человек очень слабо мог влиять на них. Таким образом, практически вся энергия уходила на обеспечение выживания, у людей не было времени на другие занятия помимо борьбы с голодом.

Климатические изменения позволили человечеству на том этапе развития заняться обработкой земли. С одомашниванием первых сельскохозяйственных культур качество процесса добычи пищи серьезно увеличилось, поскольку этим отчасти стал управлять человек. Человек, по сути, скопировал процессы, которые увидел в природе, он стал сажать растения и выращивать животных. Уже крестьянин, а не природа, начал определять количество требуемого урожая. Началась, так называемая, «аграрная эпоха».

Увеличению эффективности этого только что родившегося сельскохозяйственного производства способствовали технологические прорывы, такие как выплавка металла, изобретение колеса и ковка железа. Начало использования металла вывело инструменты человечества на новый качественный уровень. Без медных или бронзовых элементов сложно представить себе мало-мальски эффективное и долговечное орудие для обработки земли либо оружие.

Первые случаи литья датируются 6500 годом до нашей эры. Изобретение колеса позволило людям перемещать гораздо более тяжелые грузы на значительные расстояния с затратой меньших усилий. И это стало новой ступенью развития транспорта и вообще предметного мира человека. А ковка железа привела к появлению инструментов более прочных, чем большинство встречающихся в природе материалов, а также позволила придавать предметам точную форму.

Технологическое развитие и повышения эффективности сельского хозяйства позволило части людей перестать заниматься созданием пищи. Переход к специализации и зарождение ремесел привели к развитию обмена. Крестьяне обменивали выращенную на полях пищу на товары, произведенные ремесленниками. Чем больше производилось различных предметов, тем больше появлялось стимулов для развития торговли. А она, в свою очередь, потребовала обозначения и учета товаров. Это одна из основных предпосылок появления письменности, которая позволила сделать процесс обмена более удобным.

Дальнейшее расширение и усовершенствование земледелия привело к еще большему увеличению количества людей, не занятых в сельском хозяйстве. В отличие от крестьян, ремесленникам не требовалось много пространства для работы, поэтому идеальным местом проживания для них стали города. Здесь работники были защищены, могли с легкостью продать и обменять товары, находились вблизи от людей, занятых тем же делом, что позволяло обмениваться опытом.

При таком малом требовании к пространству и повышенном требовании к навыкам труд являлся основным производственным фактором ремесленного сектора экономики. С быстрым ростом ремесел, труд начал становиться не менее значимым, чем земля, являвшаяся доминировавшим ресурсом в экономике, основанной исключительно на земледелии.

Усложнение деятельности человека повысило требования к управлению и организации, а также привело к возникновению новых социальных формаций. Следующим серьёзным этапом развития экономической деятельности человека стало объединение людей по роду деятельности в гильдии. Эти союзы обеспечивали защиту от конкуренции внутри себя, а так же давали социальные и экономические привилегии, которые предоставлялись государством.

Возникнув около 850 года, гильдии развивались и к 1100 году начали приобретать черты современных экономических организаций. Гильдии осуществляли управление торгово-производственной деятельностью ремесленников и стали местом сосредоточения капитала, достигнув расцвета в XIII-XVI вв. Не заручившись поддержкой гильдии, ресмеленнику-одиночке сложно было заниматься какой-либо деятельностью.

Развитие гильдий как социально-экономических институтов привело к зарождению меркантилистских теорий XVI-XVIII вв. и протекционизму в торговле. На фоне стабильного, но не слишком быстрого технологического развития особенно четко прослеживаются достижения в организационно-управленческой области, плодом которых явились гильдии. Эти достижения вносили наибольший вклад в увеличение эффективности на данном этапе истории человечества.

Образование мощных национальных государств, пришедших на смену феодальному строю, которые забрали себе часть функций гильдий, связанных с социальной защитой и нормированием экономической деятельности, привело к закату этого института. Более того, гильдии тормозили инновации и накладывали серьезные ограничения на коммерческую деятельность ремесленников, так как представляли собой на поздних этапах развития монополии. И на смену ей пришло меркантилистское государство, а затем система конкуренции и свободной торговли.

Следующим серьёзным организационным достижением человечества стало мануфактурное производство. Идея мануфактуры заключалась в концентрации ручного труда в одном здании для достижения большей эффективности производства за счёт более совершенного управления и распределения сырья между рабочими. Замена отдельных ремесленных мастерских этими немеханизированными заводами позволяла легче внедрять технические достижения и обеспечивала большую устойчивость при конкуренции. Такая форма организации позволила максимально использовать плоды грядущей промышленной революции.

Промышленной революцией называют период с середины XVIII до начала XX века, связанный с применением машин и новых источников энергии, заменивших собой использование физической силы человека. Промышленная революция, положившая начало индустриальной эпохе, проходила в 2 этапа:

‑ создания парового двигателя, ткацкого станка и доменных печей;

‑ разработки двигателя внутреннего сгорания и практического применения электроэнергии.

Применение всех этих технологических нововведений резко повышало производительность труда человека. На этом временном этапе механизация стала основным рычагом получения отдачи с капитала. А капитал стал наиболее важным фактором производства, обойдя труд и землю, так как средства производства (станки и оборудование) привносили наибольший вклад в стоимость товара, в то время как требования к качеству рабочей силы снижались.

Создание нового завода требовало наличия крупного капитала, поэтому развивался в основном крупный бизнес. С переходом к массовому производству практически исчезли небольшие ремесленные предприятия. Дальнейшее совершенствование сельского хозяйства за счет новых технологий освободило из аграрного сектора экономики еще большее количество людей, которые наполнили быстрорастущие города дешевой рабочей силой для стремительно расширяющегося промышленного производства.

Использование силы пара, а затем двигателя внутреннего сгорания вывело на новый уровень транспорт (паровоз, пароход, локомотив, автомобиль, самолет), а электричество привело к повсеместному развитию связи (телеграф, телефон, радио). Проблема расстояния стояла для человека в новой экономике не так остро, что привело к развитию международной торговли.

Потребность в изобретениях и новых идеях у человечества была всегда. Без них мы бы не достигли того уровня развития, который видим сегодня. Чаще всего именно технические изобретения переводили человечество на принципиально новый уровень эволюции. А за ними уже изменялись и формы человеческих взаимоотношений и общественные уклады.

Так переход от собирательства к земледелию позволил значительно увеличить плотность населения. Обработка металлов и развитие ремёсел привело к базовому разделению труда и необходимости обмена, а в дальнейшем – к появлению денег, развитию торговли.

Использование электричества позволило передавать информацию на большие расстояния. Для эффективного применения всех этих технических достижений потребовались новые формы управления производством и людьми. Новый виток наступил с появлением электронно-вычислительной техники, применение которой позволяет автоматизировать многие сферы человеческой деятельности.

Персональные компьютеры и Интернет позволили достичь новых уровней обработки и передачи информации, сделав её одним из важнейших экономических продуктов. При этом достижения каждого предыдущего этапа никуда не исчезают – они продолжают применяться и совершенствоваться.

Новый технологический уровень человечества привел к очередному витку развития управленческой деятельности, поскольку старые принципы руководства не могли эффективно применяться в изменившихся условиях. Так, в первой половине XX века появились и стали широко применяться теории научной организации труда, ознаменовав собой организационную эпоху. Основные положения этого подхода сформулировал американский инженер Ф.У. Тейлор в 1910—1915 гг. [1].

Вторым ключевым теоретиком и практиком организационной эпохи стал американский промышленник Генри Форд, известный тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. Книга Форда "Моя жизнь, мои достижения" является классическим трудом по научной организации труда [2].

Он стал основоположником философии общества потребления, которая получила распространение в США, а затем и во всём мире. Основная её идея заключалась в том, что высокий доход промышленником может быть достигнут за счёт выплаты достаточно высоких зарплат работникам для покупки ими продукции предприятия.

Использование методов научной организации труда позволяло предприятиям оптимизировать производственный процесс и дало наибольший рост эффективности в тот период. Основой идеей организационного подхода стала жёсткая регламентация деятельности работника. Производственный процесс разбивался на малые части по времени и функциональности. Применение научного подхода в управлении распространилось впоследствии на все сферы экономической деятельности человека.

В 40-50 года прошлого века появляются первые электронные компьютеры. Их появление ознаменовывает начало новой информационной эпохи. Настоящий толчок развитию новому информационному сектору экономики дал выпуск первых мини-компьютеров (начиная от PDP-1 корпорации DEC в 1961 году) [3]..

Дальнейшее техническое совершенствование и удешевление компьютеров всё больше расширяло сферы их применения. А использование информационных технологий и автоматизации серьёзно увеличивало эффективность и доходность практически любых предприятий. Информационная эпоха постепенно вступала в свои права.

Увеличение доли автоматизации в производстве уменьшало потребность в участии человека, таким образом, выталкивая большое количество людей из производственной сферы. Это трудоспособное население нашло себе применение в сфере услуг. В 90е годы, с массовым распространением персональных компьютеров самыми быстрорастущими и успешными стали компании-представители информационной сферы экономики (IT). Это, в том числе, объясняется тем, что интеллектуальный продукт не изнашивается, не истощается при использовании, легко транспортируется. Их рост повлёк за собой усиление деления труда на физический и интеллектуальный. Появилась потребность в большом количестве высококвалифицированных интеллектуальных специалистов, что повысило для общества ценность образования и знаний.

Этот период экономической истории принято называть «экономикой знаний». Термин был популяризован американским учёным австрийского происхождения Питером Друкером [4], который определяет его как экономику, основным фактором производства экономических благ в которой является знание. В центре внимания оказались проблемы накопления знаний и опыта, их передачи и использования.

Поскольку знание, благодаря новым информационным технологиям, стало широко распространено, оно уже не могло обеспечить конкурентного преимущества. Оказалось, что в сфере интеллектуального труда для производства важны не только знания сотрудника, но и «креативность».

Под «креативностью» понимается способность человека заниматься инновационной деятельностью: создавать новые знания или изменять уже существующие. Даже простой исполнитель, стоящий у конвейера и выполняющий элементарные операции, может по-разному перекладывать детали, придумывая свои способы повышения эффективности собственного труда.

Знаменитый американский социолог Ричард Флорида определяет этот термин как «производство новых форм и моделей, которые можно с легкостью распространять и широко использовать (сюда относятся, например, "разработка новых видов продукции для массового производства, продажи и потребления" или "изобретение теоремы или стратегии универсального значения")» [5]..

Благодаря сегодняшнему уровню технологического развития и современным высокоскоростным коммуникациям (локально-вычислительные сети, Интернет), новые знания быстро создаются и распространяются. Поэтому основной рост эффективности в таких условиях достигается за счёт инновационной деятельности.

Переход к интеллектуальному ресурсу создал вакуум в технологиях управления, т.к. старые методы, основанные на формальной организации, оказались неэффективными. Для управления инновационной деятельностью потребовались новые отличные подходы. Креативность (или творчество) слабо поддается формализации, что усложняет создание соответствующих механизмов управления. До настоящего времени изучением креативности в основном занимались с точки зрения социологии, не рассматривая конкретные экономические применения. Но именно управление процессом создания инноваций, а значит креативностью работников, может принести наибольший экономический эффект.

Одним из первых, кто попытался дать экономическую оценку креативной (творческой) деятельности в ее связи с инновационными процессами, стал профессор Мельников О.Н., который предложил инновационную активность личности оценивать с помощью коэффициента творческой энергии, рассчитываемого через отношение инновационного приращения [1] к конкурентоспособному времени, которое является чрезвычайно важным с точки зрения соблюдения основных законов рыночной экономики.

Это связано с тем, что инновационные предложения могут создаваться по отношению к их восприятию рынком либо «вовремя», либо «слишком рано», либо «слишком поздно». В двух последних случаях они не имеют оперативной рыночной перспективы и их можно отнести к категории неконкурентоспособных [6]. Категория «слишком рано» хорошо известна в среде изобретателей. Их инновации десятилетиями могут не находить своей рыночной ниши и требуют креативного развития всего общества. Однако лавинообразный рост инновационной активности последних лет подтверждает тот факт, что в настоящее время мы можем с уверенностью говорить о переходе от экономики знаний к креативной (созидательной) экономике.


Источники:

1. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента // http://www.ibt.atlantm.com/UserFiles/File/Biblioteka/Teilor.doc
2. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра – М.: Хорвест, 2003
3. Э. Таненбаум. Современные операционные системы. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006
4. Peter Ferdinand Drucker. The Age of Discontinuity (1968)
5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007.
6. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Машиностроение, 2005.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:30:47