Информационное общество как основа экономики данных: российский опыт управления данными

Шаймиева Э.Ш.1, Гумерова Г.И.2, Плешанов И.С.1, Гараева Р.Р.1
1 Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Шаймиева Э.Ш., Гумерова Г.И., Плешанов И.С., Гараева Р.Р. Информационное общество как основа экономики данных: российский опыт управления данными // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 429-450. – doi: 10.18334/vinec.14.2.121093.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67903425

Аннотация:
Ведущие мировые державы в глобальном контексте, развивая информационное общество, опираются на процессы управления данными. Вопросы развития государственного датацентричного управления приобретают значение при рассмотрении экономики данных как совокупности процессов управления данными в условиях информатизации обществ. Результаты исследования: уточнены характеристики государственной цифровой платформы в экономике данных; дифференцированы понятия «цифровая экономика» и «экономика данных» с точек зрения управления организацией, агрегирования данных, государственного управления, развития концепции электронного правительства, развития информационного общества, на основе восьми критериев по упомянутым аспектам рассмотрения. Новизна исследования: сформирована эволюция процессов управления данными в российском (советском) экономическом пространстве по настоящее время, с выделением трех этапов: советского периода управления данными; государственного управления данными на основе автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти; государственного управления данными в рамках развития концепции государственного управления по результатам. Отмечена роль советских исследователей для формирования процессов управления данными. Полученные результаты могут быть использованы в развитии датацентричных государственных управленческих решений в экономике данных, подготовке государственно-муниципальных служащих для экономики данных, реализации Национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

Ключевые слова: экономика данных, датацентричные управленческие решения, государственное управление по результатам, информационное общество, управление данными

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой (стипендиальной) поддержке Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)

JEL-классификация: M15, M38, O32 



Введение

Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (далее – Национальный проект «Экономика данных») инициированный Президентом Российской Федерации, планируемый к реализации в период с 2025 по 2030 гг., открывает новые возможности в государственном и муниципальном управлении [1]. Изменения в рамках цифровой трансформации государства, являясь драйвером развития экономики государства, опираются на развитие цифровых государственных платформ, обеспечивающих принятия государственных решений на качественно ином уровне [2]. Участниками государственных цифровых платформ становятся, в первую очередь, физические лица, роль которых максимально повысилась в процессе информатизации общества. Вовлечение и учет максимального количества индивидов - граждан общества в процессе его информатизации на государственных цифровых платформах оказывает влияние на процесс управленческих решений: датацентричность государственных решений или управление по результатам в экономике данных приходит на смену управлению на основе анализа документов в цифровой (и доцифровой) экономике [3, 4].

Цели и методы исследования

Цель настоящей работы: исследовать процессы формирования, развития экономики данных в контексте развития цифровой экономики, процессов информатизации обществ, цифровой трансформации государственного управления. Новизна исследования: сформирована эволюция процессов управления данными в российском (советском) экономическом пространстве по настоящее время, с выделением трех этапов с 1960 гг. по настоящее время,: советского периода управления данными (1960-1970 гг.); государственного управления данными на основе автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти (2013-2018) гг.; государственного управления данными в рамках развития концепции государственного управления по результатам (с 2019 гг. по настоящее время) [1]. Гипотеза исследования заключается в следующем: процессы управления данными в масштабе государства, в российском (советском) экономическом пространстве, имеют продолжительную историю, исследование которых приобретает актуальность в связи с реализацией Национального проекта «Экономика данных».

I. Экономика данных с точки зрения государственного управления, управления организациями. Информационное общество с точки зрения управления данными

В области экономики данных, управления данными в настоящем исследовании проанализированы работы, имеющие высокую релевантность для настоящего исследования.

В работе Владимирова Д.Г., Гавриловой М.В. отмечается тренд цифровой экономики, заключающийся – согласно отчету ЮНКТАД от 2019 г. – в увеличении объемов данных, опирающиеся на увеличение числа пользователей сети Интернет, развития Интернета вещей [4. С. 44] [2]. Авторы обоснованно констатируют, что «…с развитием цифровых технологий и их проникновением в экономические процессы, роль и ценность данных, информации будет экспоненциально расти…» [4. С. 44]. В работе упоминается положительный опыт СССР в области управления данными на основе автоматизации процессов управления народным хозяйством и экономикой под руководством В.М.Глушкова, в 1970-х годах (ОГАС) [3], [4]. Авторы исследования дифференцируют большие экономические данные на структурированные и неструктурированные массивы данных и информации, которые отражают «…состояние и взаимосвязи экономического объекта…. На их основе будет формироваться цифровой экономический двойник управляемого объекта…» [4. С. 33]. Согласно авторам «…если принять за эталон структуру и модель развития советской ОГАС, то НСУД [Национальная система управления данными, реализованная за период 2019-20-2024 гг. в РФ] – первый этап построения единой цифровой системы государственного управления, формирующий массивы валидированных государственных данных, централизующий их управление, межведомственную интеграцию, на базе которых будет выстраиваться централизованная система цифрового государственного управления экономикой. Логично, что следующим эволюционным этапом в развитии системы управления данными на государственном уровне станут системы управления экономическими данными и экономикой в целом…» [4. С. 35].

В докладе Стырина Е.М. отмечается роль цифровой трансформации государства как драйвера изменений в обществе [5]. В основе цифровой трансформации госсектора согласно Стырина Е.М. – развитие цифровых платформ, которые – являясь революционной бизнес-моделью текущего технологического уклада – формируют новый тип мышления – «платформенный», который реализуется благодаря концепции совместного потребления и государственным цифровым платформам (ГЦП). Данный тип мышления преобладает на всех рынках, отраслях: потребительском, телекоммуникационном и высокотехнологичных рынках и др. [5. С. 4]. Под ГЦП – на основе доклада Стырина Е.М., применительно к теме настоящего исследования – нами выделены следующие ее характеристики, отличающие ГЦП от коммерческих цифровых платформ в экономике данных:

1.Участие государства в качестве владельца цифровой платформы или основного поставщика услуг [5. С. 4; 6, 7]. Отсюда следует: (а) наличие у ГЦП нормативно-правовой, организационной, технологической составляющих, инструментарий которых, включая механизмы монетизации на ГЦП, носит публичный, понятный обществу характер (для налогоплательщиков, пользователей по всем направлениям развития концепции электронного правительства), обладает потенциальной ценностью [(public value)] для всех референтных групп…» [5, 6]; (б) наличие механизмов взаимодействия структурных элементов на ГЦП между ее участниками: оператором цифровой платформы, поставщиками и потребителями услуг — участниками цифровой платформы, а также заинтересованных сторон, включая поставщиков (разработчиков) сервисов. Согласно Стырина Е.М. «…. оператором государственной цифровой платформы, а также поставщиком услуг чаще всего выступает госорган. Однако в некоторых случаях указанные функции могут быть делегированы другим юридическим лицам, с которыми заключены соглашения о взаимодействии…» [5. С. 12-13; 8].

2. Совокупность одной или нескольких государственных информационных систем, опирающихся на инфраструктуру, используемую другими участниками согласно архитектуре концепции электронного правительства, включающей направления G2G, G2E, G2B, G2C, G2N для решения социально-экономических задач на основе роста общественной ценности для всех участников взаимодействия на ГЦП, на базе разработок различных приложений для общего пользования [5];

3. Обязательный характер многих из взаимодействий с гражданами и бизнесом с ГЦП [5. С. 11; 6].

4. Формирование новых баз данных - с учетом выше представленных характеристик, отличающих ГЦП от коммерческих цифровых платформ – представляющих ценность в процессе цифровой трансформации государственного управления, решения социально-экономических задач на качественно ином уровне в сравнении с предыдущими технологическими укладами, принятия датацентричных управленческих решений [5, 11]. Формирование новых баз данных на ГЦП осуществляется преимущественно на основе объективных данных, включая персональные данные, что является характерным для ГЦП – в отличии, в частности, от платформ креативных индустрий, сущность которых опирается на управление объективными и субъективными данными (впечатлениями, эмоциями) [6].

В работе Добролюбовой Е.И., Южакова В.Н., Ефремова А.А., Клочковой Е.Н. и др. представлено понятие цифровой трансформацией применительно к государственному управлению, под которой «…качественное изменение на основе цифровизации содержания государственного управления, в том числе отдельных его процедур, стадий управленческого цикла, государственных функций и их типов, приводящее к повышению качества государственного управления. При этом под качеством государственного управления понимается его соответствие трем ключевым критериям — обоснованности, результативности и эффективности…» [11. С. 22].

Авторы отмечают, что в результате развития цифровой экономики сформулирована:

- необходимость определения «цифровых технологий» для управления данными, под которыми понимаются «технологии обработки больших данных, интернета вещей, распределенного реестра, искусственного интеллекта…» как составной части решения технологического воздействия технологий на эффективность государственного управления [11. С. 86]. Данное понятие «цифровых технологий» для управления данными в экономике данных в настоящем исследовании является базовым;

- необходимость «…ответственности за достоверность информации, сбор которой осуществляется без участия человека (интернет вещей) либо на основе обработки больших объемов неструктурированной информации («большие данные»), ответственности за решения, принимаемые на основе информации, обработанной технологиями предиктивной аналитики и искусственного интеллекта…» [11. С. 87];

- необходимость «…перестройки значительной части существующих административных процедур от работы с документами к работе с данными…» [11. С.89]. Примечательно, что управление данными в области государственного управления авторы исследования формулируют как принцип «государственного управления по результатам», в отличие от существовавшего принципа управления на основе работы с документами, документооборота [11, С. 11]. Обоснованием формируемого принципа на основе государственного управления данными является возможность «…получения информации о достигаемых результатах в режиме, близком к реальному времени. Искусственный интеллект не ограничен в восприятии несколькими показателями и помогает обрабатывать тысячи параметров и выбирать оптимальные решения. Интернет вещей позволяет собирать данные и корректировать действия автоматически. Технологии распределенного реестра исключают возможность искажения данных о достигаемых результатах….» [11. С. 6].

Согласно Добролюбовой Е.И., Южакова В.Н., Ефремова А.А., Клочковой Е.Н. и др. о «…цифровой трансформации в государственном управлении можно говорить только в том случае, если те или иные инициативы по цифровизации привели к качественным изменениям в результативности — в характеристиках общественно значимого результата либо в составе полу-чаемых результатов. При этом использование категории общественной ценности (public value) предполагает использование в том числе субъективных оценок для измерения таких изменений…» [11. С.17]. Под «субъективными оценками», по мнению авторов настоящего исследования, могут пониматься оценки благополучателей развития концепции электронного правительства, государственных услуг в электронном формате, в том числе, физические лица.

Согласно Добролюбовой Е.И., Южакова В.Н., Ефремова А.А., Клочковой Е.Н. и др. «…социальные сети, «большие данные», технологии предиктивной аналитики уже сегодня позволяют адаптировать государственное регулирование к потребностям конкретных адресатов, делать его гибким и зависящим от фактически достигаемого в рамках действующей государственной политики эффекта. Датацентричность может повлиять на процессы исполнения государственных функций по нормотворчеству и выработке государственной политики; в перспективе не исключаются изменения в составе государственных функций данного типа. Распространение смарт-контрактов в различных сферах общественных отношений может повлиять и на содержательные аспекты регулирования …; в отдельных сферах традиционные нормативно-правовые акты могут быть заменены программными алгоритмами, а адресатами регулирования станут не граждане и созданные ими организации, а компьютерные программы…» [11. С. 22]

В работе Добролюбовой Е.И., Южакова В.Н., Ефремова А.А., Клочковой Е.Н. и др. представлена перечень источников «больших данных» для принятия управленческих решений (в оперативном, автоматическом режимах) применительно к государственному управлению:

- административные данные органов власти;

- данные, размещенные в интернете, в том числе ценовая информация (опыт Австрии, Германии, Китая, США, Японии, Италии);

- данные социальных сетей;

- данные, получаемые на основе использования технологий интернета вещей (промышленного интернета) (датчиков, сенсоров, систем видеонаблюдения) (опыт Сингапура, Канады);

- данные мобильных устройств, на основе которых можно более точно оценить, напр., потоки туристов, а также направления мобильности населения (опыт Чехии, Великобритании, Италии, Бельгии);

- геоинформационная система (ГИС) — данные (дистанционного зондирования земли и аэрофотосъемки) (напр., в сельском хозяйстве, судовождении и др.);

- данные о расходах по кредитным картам [11. С. 61-68; 12].

В работе Дрокова С.В. отмечается, что развитие цифровой экономики применительно к государственному управлению «…требует нового качества не только государственного управления, но и управления данными документированных сфер деятельности органов власти и управления, организаций в отношениях цифровой экономики, возникающих в связи с их учетом, оборотом и повторным использованием и обусловленных индикаторами: повышение эффективности датацентричности документообразования для осуществления функций и предоставления услуг…» [13. С. 55]. Государственные программы, федеральные, национальные проекты, реализуемые на момент исследования рассматриваются автором с точки зрения их датацентричности [7] [13]. Согласно автору функционирование государственного сектора, требуя переоценки государственного управления и осмысления роли правительства в информационном обществе [13. С. 58-59]. Процесс принятия решений в области государственного управления должен носить – согласно автору – датазависимый (datа-dependent), датацентричный характер. При такой постановке вопроса в области принятия управленческих решений возникает возможность «…понимать принципы управления, порождающие процедуры принятия и фиксации решений….» [13. С. 59].

II. Результаты исследования.

II.1 Эволюция процессов управления данными (российская практика)

На основе проведенного анализа представляется возможным сформировать эволюцию процессов управления данными в российском (советском) экономическом пространстве с 1960 гг. по настоящее время (таб. 1). Эволюция процессов управления данными в российском (советском) экономическом пространстве с 1960 гг. по настоящее время состоит из трех этапов: советский период или теоретические основы процессов управления данными (1960-1970 гг.); государственное управление данными на основе АИС ФОИВ (2013 -2018) гг.; государственное управление данными в рамках развития концепции государственного управления по результатам (на основе управления данными) (2019-2024 гг.) (таб. 1). В Общегосударственной автоматизированной системе учёта и обработки информации (ОГАС) 1970-х годов сформулирована схема взаимодействия участников коммуникаций на основе «безбумажной информатики», на основе объединение всех вычислительных центров, размещенных по территории СССР, в общенациональную сеть (таб. 1). Согласно Вершинской О.Н. в ходе развития процессов информатизации обществ в глобальном масштабе выделяют три подхода: западную модель, включающую европейский путь и англо-американский пусть информатизации общества); азиатскую модель, состоящую из японской модели и модели "азиатских тигров" (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг); модели развивающихся стран, включающая латиноамериканскую модель и азиатскую модель (за исключением японской модели, модели «азиатских» тигров) [23]. Однако независимо от рассматриваемого подхода информатизации общества принципиальными для настоящего исследования являются следующие характеристики данного процесса:

Таблица 1. Эволюция процессов управления данными в российском (советском) экономическом пространстве с 1960 гг. по настоящее время: национальные программы, проекты

Наименование проекта (программы)
Период, гг.
Цели
Реализация (методы)
Учет данных участников с: цифровых платформ, цифровых экосистем
0-й этап:
советский период или теоретические основы процессов управления данными
1.Концепция общегосударственной системы сбора, передачи и обработки данных, используемой в управлении (ОГАС)
1960-1970
системы инструментов сбора, анализа, интерпретации и предоставления информации для управления плановой экономикой и народным хозяйством СССР на основе совокупности непрерывно обновляющихся данных о состоянии производства, отрасли, народного хозяйства
- ЕГСВЦ;
- автоматизации управления на предприятиях на основе применения ЭВМ;
- АСПР;
- СОФЭ,
- АСУП;
- информационная поддержка процессов Всесоюзным обществом «Знание»
нет
1-й этап:
государственное управление данными на основе АИС ФОИВ
2.Комплекс программ, проектов в рамках государственного управления на основе АИС: период реализации (ориентировочно ) 2010-2017 гг.
нет
2а.Сведения о результатах исследования внедренных систем электронного документооборота в федеральных органах исполнительной власти
2013 г.
Оценка результативности систем электронного документооборота в государственном управлении
СЭД внедрены в 74 ФОИВ
нет
2б. Автоматизированная информационная система Административного контроля и экспертного сопровождения реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти (АИС АКПД)
2013 г.
Сбор и оперативная обработка отчетов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)
АИС АКПД позволяет:
- собирать, проводить оперативный анализ, готовить и представлять в правительство консолидированные отчеты о деятельности ведомств;
- формировать единое информационное пространство для сотрудников органов власти и экспертов,
- получать и передавать данные (ФОИВ) и экспертные заключения фактически в режиме реального времени.
- система построена на базе промышленной СУБД Oracle.
нет
2в. Приказ Минэкономразвития России от 17.07.2017 N 352 "О внесении изменений в План информатизации Министерства экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 17 ноября 2016 г. N 723
2016-2018 г.
План информатизации Министерства экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018
Внедрение АИС в целях:
- мониторинга развития сети МФЦ;
-мониторинга предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ;
- мониторинга качества государственных услуг;
- управления программами и проектами Минэкономразвития России;
- информационной системы поддержки малого и среднего предпринимательства;
- для анализа информации о государственных и муниципальных торгах на реализацию (продажу) и др.
нет
2-й этап:
государственное управление данными в рамках развития концепции государственного управления по результатам (на основе управления данными)
3. Национальная система управления данными (НСУД)
2019-2024 гг.
повышение эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.
Реализация НСУД за счет нормативных правовых, методологических, информационно-технологических, организационных и кадровых механизмов посредством в целях:
-повышения доступности государственных данных;
- обеспечения полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности государственных данных;
-обеспечения информационной безопасности
да
4. Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства»
2024-2030 гг.
-перевод экономики, социальной сферы, органов власти на качественно новые принципы работы;
-внедрение управления на основе данных;
-выход на новый уровень в логистике, телемедицине, онлайн-образовании, предоставлении госуслуг
сбор данных, передача данных и развитие систем связи, хранение данных, безопасность данных, стандарты и протоколы работы с данными, обработка и анализ данных, репозитории открытого кода;
-формирование национальной системы управления данными
да
АИС АКПД – автоматизированная информационная система Административного контроля и экспертного сопровождения реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти; АСПР - автоматизированная система плановых расчетов; АСУП - автоматизированные системы управления предприятием АИС - автоматизированные информационные системы, функционирующие на основе обработки данных; ЕГСВЦ - Единая государственная сеть вычислительных центров; НСУД - Национальная система управления данными; СОФЭ - система оптимального функционирования экономики; СУБД – система управления базой данных; СЭД - система электронного документооборота; ФОИВ – федеральный орган исполнительной власти; ЭВМ – электронно-вычислительные машины

Источник: составлено авторами на основе [5, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21]

- вовлечение в процессы передачи данных физических лиц посредством «гаджетизации» индивидов; [8]

- трансформации социо-экономических систем в социо-технические системы посредством активного внедрения в процессы государственного, бизнес-управления цифровых технологий;

- увеличение числа центров по агрегированию, обработке, передаче данных в целом. Действительно, в работе Королева О.Н. представлена экосистема цифровой трансформации малого бизнеса, на основе сил, «…вооруженных современными цифровыми технологиями, [которые] позволяют получить конкурентное преимущество и стабильно эволюционировать новой «кибер-физической-киберчеловеческой» системе, образующих экосистему цифровизации малого бизнеса…» [24. С. 274; 25]. (рис. 1). Применительно к теме настоящего исследования нами расширены результаты работы Королева О.Н. до визуализации процессов в экономике данных с точки зрения агрегирования данных на основе формирования экосистемы процессов цифровой трансформации социо-технических систем, развития ГЦП (рис. 1) [21].

размер круга – представлен произвольно, не играет здесь никакой роли;

ГЦП – государственные цифровые платформы; IoT (Internet of Things) - Интернет вещей

Рисунок 1. Экономика данных с точки зрения агрегирования данных: экосистема процессов цифровой трансформации социо-технических систем

Источник: на основе [24, 25]

Экосистемы процессов цифровой трансформации социо-технических систем, включая государственное управление, в экономике данных опирается на следующие две группы центров (точек) агрегирования данных:

- группа первая, включающая: данные, физические производства, сервисы (ГЦП), машины, юридические лица, алгоритмы. Данная группа была сформирована ориентировочно до 2019 г., благодаря развитию цифровой экономики, включающей информатизацию обществ (таб. 1);

- группа вторая, включающая данные, физические лиц, вещи (Интернет вещей), сформированная в результате вовлечение их в процессы информатизации обществ (рис. 1). Данная визуализация процессов формирования данных позволяет исследовать особенности процессного подхода в управлении предприятиями, в том числе, государственного управления, в экономике данных [3, 12].

II.2 Экономика данных и цифровая экономика: дифференциация понятий c точки зрения управления, в том числе, государственного управления

На основе проведенного анализа представляется возможным дифференцировать цифровую экономику и экономику данных с точек зрения управления, государственного управления (таб. 2) [9].

Таблица 2. Дифференцирования понятий «цифровая экономика» и «экономика данных» с точек зрения управления

Критерий
Понятие «цифровая экономика»
Понятие «экономика данных»
1.С точки зрения управления организацией
1.1 Структурная единица
Организация, то есть объединение минимум двух людей для достижения целей организации
Система, обладающая, принимающая, генерирующая данные (структурированные, неструктурированные). Под системой здесь понимается (а) организация на нано-, микро-, мезо-, макроуровнях; (б) объединение в сеть минимум 1 участника (напр., в рамках проектного исследования, стартапа, функционируюших в конкретный период), способных создавать, распространять информацию (данные) другим системам.
1.2 Обмен данными
Обмен данными между физическими лицами осуществляется в цифровой экономике, экономике данных в масштабах, значительно превышающий, предположительно, обмен информацией в предыдущих технологических укладах. Это стало возможным благодаря: а) объединению в сеть физических лиц; б) разнообразию видов передачи информации в мессенджерах (текст, аудио-, видео-информация и т.д.); в) вовлечению физических лиц в производственные (бизнес-) процессы благодаря маркетплейсам.
Усиление процессом обменами данными в виду:
1)увеличения количества технических возможностей по их обмену;
2) увеличение числа пользователей-физических лиц-представителей поколения Aльфа [10]
2.С точки зрения агрегирования данных
2.3 Площадки (центры) агрегирования данных
Цифровые платформы, экосистемы, государственные цифровые платформы
Увеличение числа:
- цифровых платформ, экосистем, государственных цифровых платформ;
- социальных сетей, иных месенджеров, пользователями которых являются: физические лица; юридические лица; государственные и муниципальные служащие
-пользователей-участников платформ, экосистем [11]
3.С токи зрения государственного управления
3.4 Значение для государственного управлениям индустриям. оляет исследовать
Управление в сфере цифровой экономики на государственных предприятиях осуществляется через федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Этот проект направлен на достижение национальной цели «Цифровая трансформация», которая определена указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474.
Управление экономикой данных на государственных предприятиях осуществляется в рамках НП «Экономика данных и цифровая трансформация государства», включает шесть основных задач: 1.Сбор данных из различных сфер, таких как промышленность, транспорт, телемедицина и наука. 2.Развитие систем связи для передачи данных в режиме реального времени. 3.Хранение данных на отечественных облачных платформах. 4.Обеспечение безопасности данных с помощью квантового шифрования. 5.Стандартизация и протоколы работы с данными, включая применение технологий квантовой криптографии. 6.Обработка и анализ данных с использованием искусственного интеллекта для выявления тенденций, аномалий и проблем.
3.5 Качество государственных управленческих решений
Работа с документами, переход к датацентричному государственному управлению
- формирование новых областей на основе получаемых данных;
-государственное управление по результатам, датацентричные (датазависимые) управленческие решения;
3.6 Источники «больших данных» для принятия государственных управленческих решений
Формирование перечня источников «больших данных» для принятия управленческих решений (в оперативном, автоматическом режимах) применительно к государственному управлению
Совершенствование перечня источников «больших данных» для принятия управленческих решений (в оперативном, автоматическом режимах) применительно к государственному управлению
4. С точки зрения развития концепции электронного правительства
4.7 Концепция электронного правительства как основа изменений общества, его преобразования из «социо-экономического» в «социо-техническое»
Цифровая экономика влияет на развитие электронного правительства следующим образом: - повышает качество предоставления государственных услу;. - улучшает результативность и эффективность госуправления. - задействует потенциал удалённых территорий; - решает задачи в коммуникационной, управленческой, образовательной, административной областях; - создаёт основу национальной системы управления данными;
- развивает цифровые инструменты для решений социально-экономических задач общества;
Экономика данных влияет на развитие электронного правительства следующим образом: - обеспечивает принятие датацентричных государственных решений на основе анализа данных.
- способствует повышению качества государственных услуг и эффективности госуправления. - позволяет более полно использовать потенциал удалённых территорий;
- создаёт национальную систему управления данными. - развивает инфраструктуру электронного правительства (умное правительство, smart government);
- применяет сквозные платформенные решения в госуправлении.
5. С точки зрения развития информационного общества
5.7 Физические, юридические лица как участники информатизации обществ
Цифровая экономика оказывает значительное влияние на общество.
Некоторые положительные последствия: - повышение уровня и качества жизни населения;
- .рост производительности труда;
-появление новых бизнес-моделей и форм бизнеса;
- .обеспечение прозрачности экономических операций;
- .доступность и продвижение товаров и услуг на мировой рынок;
- автоматизация производства, управления в системах
- Формирование рейтингов физических лиц (кредитных, социальных и др.);
- совершенствование и развитие рейтингов юридических лиц, в том числе, в системе государственного, муниципального управления (образование, здравоохранение и др.).
- контроль за обмен данными по различным каналам их передачи; развитие инструментов контроля по обмену данными физических лиц;
Источник: составлено авторами на основе [24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32]

На основе проведенной дифференциации понятий «цифровая экономика» и «экономика данных» с точек зрения управления организацией, агрегирования данных, государственного управления, развития концепции электронного правительства, развития информационного общества, на основе восьми критериев по упомянутым аспектам рассмотрения [12] рассмотрение процессов реализации датацентричных государственных управленческих решений в экономике данных носит методико-прикладной характер [30, 31, 32] [13].

Выводы

В завершении исследования можно сделать следующие выводы:

1.В работе уточнены характеристики государственной цифровой платформы в экономике данных, включающие: участие государства в качестве владельца цифровой платформы; понимание ГЦП на основе роста ее общественной ценности для всех участников взаимодействия (в рамках развития концепции электронного правительства, информатизации общества); обязательность характера взаимодействий с гражданами и бизнесом с ГЦП; формирование новых баз данных, представляющих ценность для датацентричных государственных решений;

2.Сформирована эволюция процессов управления данными в российском (советском) экономическом пространстве с 1960 гг. по настоящее время, с выделением трех этапов: советского периода управления данными (1960-1970 гг.); государственного управления данными на основе АИС ФОИВ (2013 -2018) гг.; государственного управления данными в рамках развития концепции государственного управления по результатам (2019-2024 гг.);

3.Проведена дифференциация понятия «цифровая экономика» и «экономика данных» с точек зрения управления организацией, агрегирования данных, государственного управления, развития концепции электронного правительства, развития информационного общества, на основе восьми критериев по упомянутым аспектам рассмотрения.

Необходимо отметить, что основы управления данными в российском (экономическом) пространстве заложены в советском периоде, выдающимися советскими исследователями, предвосхитившими в своих фундаментальных исследованиях технико-технологические возможности развития технологий того периода.

[1] Данный этап находится в процессе реализации, развития.

[2] «…По данным доклада ЮНКТАД о цифровой экономике за 2019 г., объем глобального трафика на основе интернет-протокола (IP) вырос примерно со 100 гигабайт (ГБ) в день в 1992 г. до более чем 45000 ГБ в секунду в 2017 г. и, согласно прогнозам, к 2022 г. достигнет 150700 ГБ в секунду в результате появления все большего числа новых пользователей сети Интернет и развития Интернета вещей. Отметим, что этот тренд развития экономики, основанной на цифровых данных, находящейся лишь на начальном этапе …» // [10. С. 32]

[3] «…В 1970-е гг. В.М. Глушков возглавил движение в области автоматизации процессов управления народным хозяйством и экономикой СССР, рассматривая экономику как сложную систему, генерирующую значительные объемы информации и данных, которые необходимо перерабатывать с целью обеспечения эффективного управления. Как результат, им была предложена концепция общегосударственной системы сбора, передачи и обработки данных, используемой в управлении (ОГАС) – системы инструментов сбора, анализа, интерпретации и предоставления информации для управления плановой экономикой и народным хозяйством СССР на основе совокупности непрерывно обновляющихся данных о состоянии производства, отрасли, народного хозяйства….» [4. С. 32]

[4] ОГАС - Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации

[5] В архитектуре электронного правительства выделяют внутреннее (внутри- и межведомственное воздействие) и внешнее (взаимодействие органов государственного управления с гражданами и организациями). К группе внутреннего взаимодействия относятся направления: внутри системы госуправления (G2G, government-to-government) и с госслужащими (G2E, government-to-employees). К группе внешнего взаимодействия относятся:

взаимодействие с гражданами (G2C, government-to-citizen), бизнесом (G2B, government-to-business), некоммерческими организациями (G2N, government-to-nonprofit) [7, 8, 9]

[6] Данная тема исследуется в работе: Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Креативные индустрии в экономике данных: сущность и перспективы // на процедуре рецензирования

[7] Автором отмечен период действия государственных программ, федеральных, национальные проектов на период 2019-2024 гг. [13]

[8] Под «гаджетизацией» здесь понимается: 1. Факт обладания индивидом (физическим лицом) гаджета, на основе нормативно-правовых отношений, согласно которым индивид предоставляет значительный объем персональных данных данному гаджету при его приобретении, в процессе пользования. 2. Возможность подключения гаджета в разнообразные социальные сети, каналы связи, маркетплейсы. 3. Возможности гаджета предоставлять данным каналам связи данные о его обладателе независимо от конкретного информирования последнего (в частности, оплата покупки посредством мобильного приложения); передачи конкретной системе оценки (эмоции) от обладателя гаджета (последнее актуально для развития креативных индустрий).

[9] В авторском исследовании, опирающемся на результаты настоящего исследования, дифференцирование цифровой экономики и экономики данных осуществлено применительно к креативным индустриям. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Креативные индустрии в экономике данных: сущность и перспективы // на процедуре рецензирования

[10] Поколение Aльфа: рожденные с начала 2010-х годов по середину 2020-х годов, для которых - в сфере развлечений - в детстве всё больше доминируют умные технологии, социальные сети и стриминговые сервисы и др. цифровые сервисы и ресурсы по обмену данными.

[11] Необходимо отметить, что авторами не исследуются вопросы конфиденциальности данных платформ, экосистем и др., находящихся в управлении государственными и муниципальными учреждениями

[12] Здесь имеются в виду следующие критерии: критерии структурной единицы, обмена данными, площадки (центров) агрегирования данных, значения для государственного управления, качества государственных управленческих решений, источников «больших данных» для принятия государственных управленческих решений, концепция электронного правительства, физических и юридических лиц как участников информатизации обществ (таб.2).

[13] Данная область является темой отдельного авторского исследования


Источники:

1. Экономика данных и цифровая трансформация государства (национальный проект). TAdviser. Государство.Бизнес.Технологии. [Электронный ресурс]. URL: http://surl.li/tjvcu (дата обращения: 02.05.2024).
2. Дмитриева Н.Е., Санина А.Г.. Стырин Е.М. и др. Цифровая трансформация в государственном управлении. - Москва: Высшая школа экономики, 2023. – 208 c.
3. Шинкевич А.И., Зимина М.В. Особенности реализации процессного подхода в управлении предприятием в условиях Индустрии 4.0 // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2023. – № 2(112). – c. 51-60. – doi: 10.37313/1990-5378-2023-25-2-51-60.
4. Владимиров Д.Г., Гаврилова М.В. Системы управления данными как инструмент централизации управления цифровой экономикой и обеспечения ее безопасности // Вестник Российского университета кооперации. – 2020. – № 2(40). – c. 31-38.
5. Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е. Государственные цифровые платформы: ключевые особенности и основные сценарии развития. / Докл. к XXII Апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества. - Москва: НИУ ВШЭ, 2021. – 32 c.
6. Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятуллина Л.Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 4. – c. 31-60.
7. Попова М., Дранишникова М. Электронное правительство учится вовлекать граждан в решение проблем. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/04/24/799870-gosudarstvo-umu-korruptsiei (дата обращения: 10.05.2024).
8. Гумерова Г. И., Шаймиева Э.Ш. Цифровые платформы электронного правительства: российская практика // Инвестиции в России. – 2022. – № 8(331). – c. 21-28.
9. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Электронное правительство. / Учебник. 6-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 254 c.
10. Доклад о цифровой экономике, 2019 г. Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран: обзор. Юнктад. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org (дата обращения: 02.05.2024).
11. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 114 c.
12. Костина Т.В., Лебединская Ю.С. Цифровая модернизация системы государственного управления: прерогативы и барьеры. / В книге: Формирование геоэкономической стратегии развития региона в период пандемии коронавируса. Коллективная монография. - Донецк: ФЛП Кириенко С.Г., 2021. – 229-238 c.
13. Дроков С.В. Перспективы интенсификации управления данными документированных сфер деятельности организаций в отношениях цифровой экономики // Вестник ВНИИДАД. – 2020. – № 1. – c. 54-69.
14. Сведения о результатах исследования внедренных систем электронного документооборота в федеральных органах исполнительной власти. Министерство цифрового развития, связи и коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3837/.
15. АИС АКПД – система отчетности ведомств. Аналитический Центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/projects/done/project/ais-akpd---sistema-otcetnosti-vedomstv-20 (дата обращения: 10.05.2024).
16. Приказ Минэкономразвития России от 17.07.2017 N 352 «О внесении изменений в План информатизации Министерства экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 17 ноября 2016 г. N 723». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221990/ (дата обращения: 10.05.2024).
17. Национальная система управления данными. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1061/ (дата обращения: 10.05.2024).
18. Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии, посвящённой нацпроекту «Экономика данных». Правительство Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/50469/ (дата обращения: 10.05.2024).
19. В России появится новый нацпроект — «Экономика данных». Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/45686/ (дата обращения: 10.05.2024).
20. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. - Москва: Наука, 1982.
21. Китов А.И. Кибернетика в управлении хозяйством. М.: Экономическая газета. Август 1961 г. - № 4
22. Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество. – 1999. – № 3. – c. 53-58.
23. Климова Н.И., Гафарова Е.А. Выбор параметров управления экономикой региона с использованием моделей панельных данных // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 1(448). – c. 183-196.
24. Королев О.Л. Экосистема цифровой трансформации малого бизнеса // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Труды XXI Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2022. – c. 273-274.
25. Королев О.Л. Цифровые платформы в процессах виртуализации // Тенденции развития Интернет и цифровой экономики: Труды VI Международной научно-практической конференции. Симферополь-Алушта, 2023. – c. 135-137.
26. Стырин Е.М. Барьеры внедрения датацентричного государственного управления: опыт России // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2024. – № 1. – c. 61-81. – doi: 10.55959/MSU2073-2643-21-2024-1-61-81.
27. Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Санина А.Г. и др. Датацентричное государственное управление: концепция, риски, барьеры. - Москва, 2023. – 263 c.
28. Шаймиева Э.Ш., Гумерова Г.И. О некоторых характеристиках экономики данных с точки зрения управления // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: Сборник научных трудов XVII Международной научно-практической конференции. Белгород, 2023. – c. 179-182.
29. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: экономика данных — мировые подходы к управлению. Itweek.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/bigdata/news-company/detail.php?ID=227700 (дата обращения: 02.05.2024).
30. Хамзин Р.А., Хорошилов А.В. Модель компетенций статистика цифровой эпохи // V юбилейный съезд медицинских статистиков города москвы: Сборник тезисов съезда. Москва, 2023. – c. 23-84.
31. Орлов С.Л., Строев П.В., Дудник A.И. Арктическая территория как национальное достояние России в современном мире // Russian Journal of Economics and Law. – 2021. – № 4. – c. 676-685. – doi: 10.21202/2782-2923.2021.4.676-685.
32. Спозини Л. Влияние новых технологий на экономическое поведение и свободу выбора потребителя: от нейромаркетинга к нейроправам // Journal of Digital Technologies and Law. – 2024. – № 1. – c. 74-100. – doi: 10.21202/jdtl.2024.5.

Страница обновлена: 01.07.2024 в 18:24:35