Multiplicative effects of sustainable development of energy projects in the Arctic zone of the Russian Federation
Goncharov A.V.1, Petrov I.V.2
1 Министерство энергетики Российской Федерации
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 5 (May 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67918276
Abstract:
The Arctic zone of the Russian Federation has long been identified as a priority area for the development of the country's economy. The tasks of sustainable development of the domestic Arctic are certainly reflected in the strategic planning documents of the highest level. The main tool for ensuring the sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation is the development and implementation of investment projects for energy and infrastructure development of the region. The article classifies risk factors for the sustainable development of the territories of the Arctic zone of the Russian Federation. Based on the analysis of risk factors, an algorithm for evaluating the effectiveness of infrastructure and energy projects in the context of increasing the sustainability of the industrial and production system of the Arctic territories has been developed. The article analyzes the multiplicative effects of sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation, which positively affect both the economy of the region as a whole and the stakeholders of the implemented projects.
FUNDING:
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
Keywords: Arctic zone, Arctic project, multiplier effect, system-forming production, related industry, stakeholder, sustainable development, energy project
Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
JEL-classification: R11, R12, R13, R58, Q43, Q48
ВВЕДЕНИЕ
Арктическая зона Российской Федерации (далее – АЗ РФ) имеет стратегическое значение, обусловленное логистическими и пространственно-географическими особенностями, а также ресурсными и экосистемными характеристиками региона. Компании, осуществляющие свою деятельность в АЗ РФ, формируют 25 % экспорта страны и 15 % ВВП Российской Федерации, при этом население АЗ РФ насчитывает 2,5 млн человек при плотности - 2 человека на 1 км2 [7, С. 610-619]. Регион, представленный компаниями нефтегазовой, горнодобывающей, транспортной, энергетической, рыбной и судоремонтной отраслями, богат минерально-сырьевыми и биологическими ресурсами. Новым трендом развития территорий АЗ РФ является туризм и бизнес по размещению data-центров, в том числе с созданием энергетических мощностей использующих попутный газ месторождений.
Проекты по добыче углеводородов способствуют значительному прогрессу в социально-экономическом развитии арктических регионов, особенно тех, которые еще не затронул маятник мультипликативного эффекта в смежных отраслях [7, С. 610-619].
Следует отметить, что проблемам функционирования и развития территорий Арктической зона Российской Федерации посвящено достаточно много интересных исследований [1–3, 6, 7, 8, 13–18, 22, 24].
Тем не менее вопросы устойчивого развития энергетических проектов в Арктике рассматриваются эпизодически [4, 5, 9–12, 23].
В связи с этим интерес представляет исследование факторов риска устойчивого развития территорий Арктической зона Российской Федерации, для того чтобы на основе риск-факторовного анализа оценить мультипликативные эффекты устойчивого развития энергетических проектов Арктической зоны Российской Федерации и разработать алгоритм оценки эффективности инфраструктурно-энергетических проектов в рамках повышения устойчивости промышленно-производственной системы арктических территорий. Именно это и послужило целью данного исследования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Для принятия обоснованных решений по обеспечению устойчивого развития арктических регионов необходимо изучение факторов, влияющих на социальные, природно-климатические, технологические и экономические риски при реализации проектов, связанных с развитием и освоением ресурсов. Факторы, влияющие на риск обеспечения устойчивого развития АЗ РФ, отражены в таблице 1.
Таблица 1
Риск-факторный анализ обеспечения устойчивого развитие АЗ РФ
Риск
|
Фактор
|
1. Природно-климатический
|
1.1.
Суровые температурные режимы круглый год.
1.2. Географическая широта местности. |
2. Экологический
|
2.1.
Хрупкая экосистема региона.
2.2. Высокая значимость биологических ресурсов. |
3. Технологические
|
3.1.
Несоответствие добычных технологий условиям залегания сырья.
3.2. Отсутствие технологий, соответствующих условиям АЗ РФ. 3.3. Санкционные ограничения доступа к технологиям. |
4. Логистические
|
4.1.
Состояние транспортной инфраструктуры и средств.
4.2. Отсутствие круглогодичного сообщения во многих районах. 4.3. Риск потери инфраструктуры из-за нарушения вечной мерзлоты. |
5. Социально-демографические
|
5.1.
Отсутствие квалифицированных кадров.
5.2. Отток молодежи 5.3. Низкий уровень социальной инфраструктуры. |
6. Финансово-экономические
|
6.1.
Высокая стоимость инфраструктурных и нефтегазовых проектов.
6.2. Санкционные ограничения зарубежных инвестиций. 6.3. Налоговая нестабильность. |
7. Геополитические
|
7.1. Не
предсказуемость
|
8.
Рыночные
|
8.1.
Высокая волатильность цен на первичные энергоресурсы.
8.2. Обострение конкурентной борьбы |
9. Организационные
|
9.1.
Срыв поставок из-за низкой договорной дисциплины
9.2. Ошибки в государственной системе регулирования. |
Эколого-инновационный процесс социально-экономического развития России направлен на достижение нормативного состояния окружающей среды, при котором функционирование народного хозяйства, региона, отрасли, конкретного производства осуществляется при рациональном использовании всех компонентов сырья и энергии и не нарушается экологическое равновесие [19, С. 43-56]. Важно сделать акцент на том, что природно-климатические факторы оказывают влияние и на другие факторы рассматриваемого региона, что становится очевидным при их анализе. При реализации инфраструктурных и энергетических проектов в АЗ РФ важно особое внимание уделять оценке рисков, а также мероприятиям по их нивелированию с учетом соблюдения глобальных целей устойчивого развития.
Для управления рисками используются различные подходы. Рассмотрим одну из стандартных классификаций рисков, которой придерживаются многие специалисты в сфере риск-менеджмента разделяя риски на несколько категорий, а именно [25, С. 33–42]:
– инвестиционные – причиной их возникновения являются специфические проблемы, определяющие высокий уровень невозвратных издержек и, в частности, высокие входные барьеры и высокий уровень специализации основных фондов, которые необходимы для ведения в арктических условиях хозяйственной деятельности;
– экологические – причина их возникновения - повышенная хрупкость арктических систем и отсутствия экологически безвредных технологий;
– логистические – отсутствие развитой инфраструктуры и сложность транспортировки в арктических условиях продуктов газо- и нефтедобычи;
– техногенные – высокий уровень опасности горной и нефтегазовой промышленности, связанный с человеческим фактором и несовершенством используемых в данной отрасли технологий;
– геологические – не полная изученность геологического строения территорий потенциальной добычи полезных ископаемых.
Отечественные авторы применительно к арктическим проектам дифференцируют риски по категориям, приведенным выше, систематизируя их по следующим классам [26, С. 45-51]:
– Первый класс – по стадиям – связан с подготовкой проекта к реализации, ведением и завершением проекта;
– Второй класс – по источникам возникновения – связан с внутренними и внешними угрозами;
– Третий класс – по основным разделам проекта – связан с дифференциацией рисков на экологические, рыночные, технические, экономические;
– Четвертый класс – по специфике отрасли – связан с достоверностью данных о сырьевой базе, устойчивостью технологий.
Многие риски в связи с особенностями АЗ РФ могут входить в несколько классов. Рискам, представленным в таблице 2, даны условные обозначения и оценка последствий с вероятностью возникновения. Данные оценки по 5-балльной шкале сформированы путем экспертного опроса жителей г. Мурманска.
Таблица 2
Экспертная оценка значимости группы рисков
Название риска
|
Обозначение
|
Последствия возникновения
|
Вероятность возникновения
|
Природно-климатический
|
R-1
|
3
|
5
|
Экологический
|
R-2
|
5
|
3
|
Технологические
|
R-3
|
3
|
3
|
Логистические
|
R-4
|
2
|
4
|
Социально-демографические
|
R-5
|
2
|
5
|
Финансовые
|
R-6
|
5
|
5
|
Политические
|
R-7
|
4
|
5
|
Рыночные
|
R-8
|
2
|
3
|
Организационные
|
R-9
|
4
|
2
|
На основе данных таблицы 2, при помощи программы Microsoft Excel построена матрица риск-факторов инфраструктурно-энергетических проектов в АЗ РФ, представленная на рисунке 1. Данные наглядно демонстрируют то, что экономические, политические, природно-климатические и экологические риски характеризуются серьезными последствиями при их возникновении.
Рисунок 1. Матрица риск-факторов инфраструктурно-энергетических проектов в АЗ РФ
Источник: составлено авторами по результатам анализа публикаций по теме исследования [3, С. 236–239; 5, С. 4491-4502; 7, С. 610-619; 19, С. 43-56; 20, С. 66-70; 21; 25, С. 33–42; 26, С. 45-51].
При реализации в АЗ РФ проектов инвестиции осуществляются не только в основные фонды, но и в обеспечивающие экономическую выгоду и безопасность для окружающей среды наукоёмкие технологии. Глобальные энергетические тренды определяют развитие ТЭК, при этом без развития отечественного инжиниринга невозможно развивать АЗ РФ комплексно [19, С. 43-56].
Для того чтобы территории АЗ РФ развивались максимально сбалансировано необходим учет интересов всех стейкхолдеров арктических проектов. Это позволит обеспечить формирование мультипликативного эффекта в смежных, в том числе не добычных отраслях, при реализации инфраструктурно-энергетических проектов. Такие проекты для каждой локации можно рассматривать как опорный инфраструктурно-энергетический проект, под которым понимается соответствующий строгим экологическим требованиям проект по добыче и экспорту углеводородного сырья, формирующий социально-промышленный кластер, приуроченный к разрабатываемому месторождению, при этом денежные потоки через механизмы бюджетного и рыночного перераспределения формируют мультипликативные территориальные и федеральные долгосрочные социально-экономические эффекты.
Для анализа формирования мультипликативного эффекта рассмотрим ряд показателей оценки влияния формирования и функционирования как единичных энергетических и инфраструктурных проектов, так и портфеля данных проектов в целом в рамках кластера, либо системы кластеров на эффективность проектов. Данные показатели могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Показатели, традиционно используемые для оценки влияния крупных проектов на окружающее экономическое пространство:
1.1. ВРП на душу населения и, соответственно, изменения ВРП на душу населения, произошедшее в результате осуществления проекта.
1.2. Изменение структуры валового регионального и валового внутреннего продукта, произошедшее в результате реализации проекта.
1.3. Динамика выпуска промышленной продукции на душу населения [5, С. 4491-4502].
2. Показатели, предлагаемые для более точной и всеобъемлющей оценки влияния крупных энергетических и инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках формирования кластеров и кластерных систем на окружающее экономическое пространство. Расчет предполагается осуществлять на мезоуровне по причине наибольшего влияния именно на уровне регионов и отраслей. На макроуровне влияние проектов может оказаться статистически незначимым за исключением действительно крупных проектов, денежные потоки от которых оказывают существенное значение (от нескольких процентов ВВП и более) на агрегированные показатели национальной экономики:
2.1. Изменение плотности экономической активности – количество продукции, выпущенной предприятиями региона приходящейся на единицу площади региона. Фактически данный показатель представляет собой аналог коэффициента Энгеля, только применяемый к производственной сфере региона осуществления кластерного проекта. Однако, значительно более важным является не исчисление фиксированных значений данного показателя, сколько определение его динамики, свидетельствующей о влиянии проектов (энергетических, инфраструктурных и иных) на социально-экономическое окружение данного проекта. Расчёт показателя может осуществляться в следующей вариации:
(1)
где P – величина прибыли полученной хозяйствующими субъектами анализируемой территории, тыс. руб./год;
S – площадь освоенной территории, тыс. км2;
H – общая численность населения, тыс. человек.
2.2. показатель изменения плотности экономической активности для учета изменения производительности труда, связанного с научно-техническим прогрессом, а также изменением населения территории (зоны) реализации кластерных проектов на единицу площади с учетом (динамики) населения – аналог коэффициента Василевского:
(2)
где
Рi – величина годовой прибыли для i – того хозяйствующего субъекта зоны осуществления кластерного проекта, тыс. руб./ год;
Q – суммарная масса грузов, предъявляемая к перевозке, тыс. т/год.
2.3. Уровень концентрации хозяйственной активности – данный показатель предлагается считать в динамике по мере реализации кластерных проектов. Рассчитывается по аналогии с индексом Херфиндаля-Хиршмана, принимая за базу расчета вместо рыночной доли фирмы вклад фирмы в формирование валового регионального продукта, формируемого хозяйствующими субъектами кластера. Суть показателя заключается в оценке зависимости функционирования кластера от «якорного» проекта, а также в оценке динамики развития малого и среднего бизнеса в зоне влияния кластера. Определяется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в кластере:
УКХ = д12 + д22 + … + дm2, (3)
где д1, д2, , дm – выраженные (в процентах) доли (англ. share) продаж фирм в кластере, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж кластера.
3. Показатели, предлагаемые для оценки синергетического эффекта, возникающего в результате совместного использования инфраструктурных сетей и объектов, характеризующие внутрикластерное взаимодействие проектов:
3.1. Коэффициент совмещенности использования инфраструктуры – показывает какую долю от пропускной способности инфраструктуры занимает якорный или системообразующий проект кластера, а какая остается другим проектам в случае использования инфраструктурных сетей/объектов, обладающих квантифицированной пропускной способностью или мощностью. Например, железнодорожная магистраль, способная пропускать определенное количество пар поездов в сутки, и ее пропускная способность нарастает дискретно - при неполном заполнении проектом ее пропускной способности может и должна использоваться иными проектами.
Последовательность оценки эффективности проекта добычи сырья в рамках повышения устойчивости промышленно-производственной системы территории представлена на рисунке 2.
Примечание: ЧДДпр – чистый дисконтированный доход проекта.
Рисунок 2. Последовательность (алгоритм) оценки эффективности проекта добычи нефтегазовых ресурсов в рамках повышения устойчивости промышленно-производственной системы территории
Источник: составлено авторами.
Заключение
Развитие проекта по добыче энергоресурсов порождает новые проекты по созданию транспортной инфраструктуры (для транспортировки и сбыта добываемого энергоресурса), для дальнейшего развития необходимо также построение социальной инфраструктуры (учреждения культуры, школы, детсады, жилые дома для рабочих предприятий, поддержка коренных малочисленных народов), развитие проекта для переработки энергоресурса и создания продукта высокой добавочной стоимости.
Таким образом, следует отметить, что сложность и высокий уровень рискованности реализации единичных проектов в трудных условиях арктической зоны можно существенно снизить при реализации не единичных проектов, а портфелей проектов, реализуемых с применением инструментария государственно-частного партнерства, что позволит существенно снизить рискованность отдельно взятого проекта и снизить затраты на реализацию каждого из проектов, входящих в портфель проектов [3, С. 236–239]. Использование инструментов ответственного инвестирования в совокупности с стратегией ESG позволит гармонизировать интересы всех стейкхолдеров и решить проблемы эффективного и устойчивого развития территорий Арктической зона Российской Федерации.
References:
Agarkov S.A. (2022). Osobennosti prostranstvennoy organizatsii innovatsionnyh protsessov v arkticheskom regione: vyzovy i zadachi sovremennosti [Spatial organization of innovative processes in the Arctic region: challenges and tasks of modernity]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1759-1786. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.116273.
Detter G.F. (2018). Formirovanie funktsionalno polnoy innovatsionnoy infrastruktury v ekosisteme arkticheskikh regionov [Creation of a functionally complete innovation infrastructure in the ecosystem of the Arctic regions]. Russian Journal of Innovation Economics. 8 (1). 91-104. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.1.38754.
Filimonova L.M., Zolotov E.Yu., Miloslavskiy V.G. (2021). Proektnyy podkhod kak instrument povysheniya rezilentnosti arkticheskikh poseleniy: prakticheskiy opyt poselka Tiksi v Respublike Sakha (Yakutiya) [Project approach as a tool to increase the Arctic settlements resilience: practical experience of Tiksi in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Creative Economy. 15 (12). 5109-5124. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.12.114109.
Geraskina I.N., Varlamov A.V. (2022). Usloviya sbalansirovannogo innovatsionnogo razvitiya arkticheskoy territorii [Conditions for balanced innovative development of the Arctic]. Creative Economy. 16 (5). 1741-1758. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.5.114694.
Goncharov A.V. (2020). Sistematizatsiya organizatsionno-upravlencheskikh i finansovo-ekonomicheskikh mer minimizatsii investitsionnyh riskov realizatsii proektov na arkticheskikh territoriyakh Rossii [Systematization of organizational-management and financial-economic measures to minimize investment risks of realization projects in the arctic territories of Russia]. Samoupravlenie. (4). 236–239. (in Russian).
Goncharov A.V. (2021). Sovershenstvovanie organizatsionno-ekonomicheskikh mekhanizmov obespecheniya investitsionnoy privlekatelnosti energeticheskikh i infrastrukturnyh proektov Arktiki [Improvement of organizational and economic mechanisms to provide investment attractiveness in Arctic energy and infrastructure projects]. Creative Economy. 15 (10). 3893-3906. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.10.113696.
Goncharov A.V. (2022). Razvitie mekhanizma otsenki investitsionnoy privlekatelnosti infrastrukturno-energeticheskikh proektov v Arktike [Developing a mechanism for assessing the investment attractiveness of infrastructure and energy projects in the arctic]. Creative economy. 16 (11). 4491-4502. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.11.116625.
Ivatanova N.P., Stoyanova I.A. (2021). ESG-investirovanie - novyy podkhod k ustoychivomu razvitiyu arkticheskikh regionov Rossii [ESG nvesting - a new approach to the sustainable development of the arctic regions of Russia]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauki o Zemle. (4). 610-619. (in Russian). doi: 10.46689/2218-5194-2021-4-1-610-620.
Kosheleva T. N., Biryukova A.V. (2024). Upravlenie parametrami vnutrenney ustoychivosti sistemy servisnogo obsluzhivaniya v ramkakh turistsko-rekreatsionnyh klasterov v Arkticheskoy zone [Managing the parameters of the internal sustainability of the service system within the framework of tourist and recreational clusters in the Arctic zone]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (2). 413-428. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.2.120352.
Krasnoperova A.B. (2023). Printsipy energeticheskoy spravedlivosti [Energy justice principles]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2461-2480. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.119733.
Krasnoperova A.B. (2024). Politika Rossiyskoy Federatsii po osvoeniyu arkticheskikh resursov v kontekste energeticheskoy spravedlivosti [The policy of the Russian Federation on the development of Arctic resources in the context of energy justice]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (2). 429-448. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.2.120538.
Makarov I.N., Drobot E.V., Nazarenko V.S., Ryazantseva E.A., Celischev O.V. (2023). Ekonomiko-matematicheskaya model obespecheniya optimalnogo finansirovaniya ustoychivogo razvitiya energeticheskikh proektov Arktiki pri organizatsii promyshlenno-proizvodstvenno-dobyvayushchego klastera [Economic and mathematical model for optimal financing of sustainable development of Arctic energy projects in industrial, manufacturing, and producing clusters]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2119-2142. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.118825.
Maksimtsev I.A., Kostin K.B., Gorodilov K.A., Onufrieva O.A. (2022). Razvitie energeticheskogo sektora Rossiyskoy Federatsii na osnove innovatsionnyh printsipov zelenoy ekonomiki [Development of the energy sector of the Russian Federation based on innovative principles of green economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 1165-1184. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.2.114809.
Matvienko I.I. (2018). Normativno-pravovaya baza innovatsionnogo razvitiya i innovatsionnaya infrastruktura arkticheskikh territoriy [Regulatory framework of innovation development and innovation infrastructure of the Arctic territories]. Russian Journal of Innovation Economics. 8 (3). 435-452. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.3.39432.
Matvienko I.I. (2020). Analiz innovatsionnogo razvitiya regionov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [Analysis of innovative development of the Arctic zone regions in the Russian Federation]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 307-324. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100663.
Nalivaychenko E.V., Tishkov S.V., Volkov A.D. (2023). Vliyanie innovatsionnogo razvitiya na energoemkost ekonomiki Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [The impact of innovative development on the energy intensity of the Russian Arctic zone]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (1). 547-564. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.1.116859.
Nikulkina I.V., Filimonova L.M., Zolotov E.Yu. (2023). Drayvery rezilentnosti arkticheskikh poseleniy: na primere Arkticheskoy zony Respubliki Sakha (Yakutiya) [Drivers of Arctic settlements' resilience: on the example of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (1). 61-74. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.1.117099.
Nikulkina I.V., Gordyachkova O.V. (2023). Otsenka sostoyaniya osnovnyh elementov sotsialno-ekonomicheskoy sistemy arkticheskogo poseleniya v ramkakh kontseptsii rezilentnosti [Assessing basic elements of the socio-economic system of an Arctic settlement under the concept of resilience]. Creative Economy. 17 (1). 295-312. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.1.117122.
Nikulkina I.V., Romanova E.V., Gerardi Zh. (2021). Faktory rezilentnosti arkticheskikh poseleniy na primere Arkticheskoy zony Respubliki (Sakha) Yakutiya [Factors of Arctic settlements resilience on the example of the Arctic zone of the Republic (Sakha) Yakutia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 3073-3086. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.114056.
Petrov I.V., Merkulina I.A., Bessonov V.I. i dr. (2021). Rol energeticheskikh i gornopromyshlennyh arkticheskikh proektov v povyshenii investitsionnoy privlekatelnosti Severnogo Morskogo Puti [The role of energy and mining Arctic projects in increasing the investment attractiveness of the Northern Sea Route] Moscow: «KnoRus. (in Russian).
Petrov I.V., Savon D.Yu. (2013). Ekologo-ekonomicheskiy podkhod v sfere obrashcheniya s otkhodami proizvodstva v regione [Ecological and economic approach in the sphere of the address with production wastes in the region] M.: OOO «Roliks». (in Russian).
Petrov I.V., Shvandar K.V., Shvandar D.V., Burova T.F. (2020). Transformatsiya mirovogo rynka uglya: sovremennye tendentsii i vektory razvitiya [Transformation of the world coal market: current trends and development vectors]. Ugol. (7). 66-70. (in Russian). doi: 10.18796/0041-5790-2020-7-66-70.
Tortsev A.M., Smirennikova E.V., Studyonov I.I., Novoselov A.P. (2018). Teoretiko-metodicheskie aspekty otsenki innovatsionnogo razvitiya regionov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [Theoretical and methodological aspects of evaluation of innovative development of the Arctic regions of the Russian Federation]. Russian Journal of Innovation Economics. 8 (3). 417-434. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.3.39386.
Tsvetkova A.Yu., Fadeev A.M., Cherepovitsyn A.E. (2018). Perspektivy osvoeniya uglevodorodnogo potentsiala arkticheskogo shelfa Rossiyskoy Federatsii v sovremennyh makroekonomicheskikh usloviyakh [Prospects for the development of the hydrocarbon potential of the Arctic shelf of the Russian Federation in modern macroeconomic conditions]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. (3). 33–42. (in Russian). doi: 10.25702/KSC.2220-802X.3.2018.58.33-42.
Tsyglyanu P.P., Romasheva N.V., Fadeeva M.L., Petrov I.V. (2023). Inzhiniringovye proekty v toplivno-energeticheskom komplekse Rossii: aktualnye problemy, faktory i rekomendatsii po razvitiyu [Engineering projects in the Russian fuel and energy complex: actual problems, factors and recommendations for development]. Ugol. (3). 45-51. (in Russian). doi: 10.18796/0041-5790-2023-3-45-51.
Ustinova L.N., Sirazetdinov R.M., Sirazetdinova E.R., Ustinov D.A. (2023). Energeticheskiy sektor Rossii: ekonomicheskiy aspekt [Russia's energy sector: an economic dimension]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (2). 401-412. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.2.117105.
Страница обновлена: 05.05.2025 в 17:42:44