Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе сценарного подхода
Рудычев А.А.1, Дубровина Т.А.1, Силаков А.В.1
1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия, Белгород
Скачать PDF | Загрузок: 25
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)
Цитировать:
Рудычев А.А., Дубровина Т.А., Силаков А.В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе сценарного подхода // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 11. – С. 5001-5024. – doi: 10.18334/epp.13.11.119768.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576881
Аннотация:
В статье рассматриваются различные методы управления конкурентоспособностью предприятия, а также разработан механизм управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в условиях реализации политики импортозамещения, содержащий такие элементы как: оценка текущего состояния предприятия; стратегические цели предприятия; область трансформации; способы повышения конкурентоспособности; факторы внешней и внутренней среды; оперативный менеджмент, оценка уровня конкурентоспособности промышленного предприятия; достигнутые изменения и практический результат. В рамках разработанного механизма были предложены пути повышения конкурентоспособности промышленного предприятия, базирующиеся на комплексе программ финансирования Фонда развития промышленности, Стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, Стратегии цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, а именно: модернизация отечественного производства, способствующая его техническому перевооружению; изучение и учет текущей рыночной ситуации при разработке управленческих решений; повышение инновационной активности предприятий; цифровая трансформация промышленности.Авторами была предложена концепция развития конкурентоспособности промышленного предприятия ООО «Скиф-М» на основании построения сценарных карт, учитывающих динамику управляющих параметров инвестиционной, инновационной, внешнеэкономической и цифровой политик. Предложенный подход позволил рассчитать прогнозные оценки по трем сценариям (базовый, целевой, консервативный) для предприятия ООО «Скиф-М». На основе сопоставления ключевых показателей деятельности предприятия по выделенным сценариям обоснована относительная предпочтительность целевого сценария и предложены мероприятия по его успешной реализации
Ключевые слова: управление конкурентоспособностью предприятия; политика импортозамещения; механизм управления конкурентоспособностью промышленного предприятия; сценарные карты развития
JEL-классификация: M11, M21, O31
Введение.
Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий является важным условием успешной реализации политики импортозамещения. Соответствие качества отечественной продукции импортным аналогам усиливает конкурентные преимущества российских предприятий. Обладая собственными конкурентными преимуществами, нивелируя последствия неопределенности, обусловленные новыми экономическими условиями, промышленные предприятия обеспечивают эффективность реализации политики импортозамещения.
Различные аспекты управления конкурентоспособностью предприятия отражены в работах таких ученых, как: Г.Д. Антонов, В.М. Иванова, В.М. Тумин [2, 300 с.], Д.С. Воронов, В.В. Криворотов [11, с. 335-344], О.В. Зинина, З.Е. Шапорова [13, с. 172-175], А.О. Клипин [16, 192 с.], Ю.Ю. Костюхин, Ю.Н. Мосейкин [17, c. 110-122], О.В. Мартыненко, Н.А. Овчаренко [18, с. 748-755], В.В. Криворотов, А.В. Калинина, Р.В. Левшенюк [15, 364 с.], В.Г. Фролов [25, с. 2243-2262], Е.Д. Щетинина [26, с. 3-6].
Вместе с тем, в существующих исследованиях не уделено достаточного внимания трансформации детерминант конкурентоспособности предприятия в условиях импортозамещения. Существующий разрыв между имеющейся потребностью более эффективно управлять промышленным предприятием в условиях реализации политики импортозамещения (далее РПИ) и отсутствием ситуационно оправданных подходов к повышению конкурентоспособности производственных организаций определил цель и задачи исследования.
Цель статьи – предложить пути повышения конкурентоспособности промышленных предприятий Белгородской области в условиях реализации политики импортозамещения, применяя сценарные карты развития.
Для выполнения данной цели в статье проведен анализ взглядов современных ученых на управление конкурентоспособностью предприятий в промышленности, предложен механизм управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в условиях реализации политики импортозамещения, представлены сценарные карты развития для промышленных предприятий Белгородской области. В качестве основных методов анализа использованы динамический, трендовый, регрессионный анализ.
Научная новизна авторских разработок заключается в разработке механизма управления конкурентоспособностью промышленного предприятия, учитывающего принципы выбора перспективных отраслей импортозамещающей индустриализации, области трансформации внутренней среды предприятия, управляющие параметры инвестиционной, инновационной, внешнеэкономической и цифровой политик, обеспечивающий вариативность выбора сценариев повышения конкурентоспособности промышленного предприятия.
В качестве основной проверяемой в работе научной гипотезы выступает идея о воздействии реализуемой политики импортозамещения на промышленность страны в частности на конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий.
Основная часть
Характерной особенностью проводимой политики импортозамещения в России является выравнивание факторов, определяющих конкурентоспособность российской продукции: рост конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем рынке на основе усиления их конкурентных позиций, рост емкости рынка, снижение барьеров для входа на рынок применительно к российским производителям. Еще раз подчеркнем, что рост конкурентоспособности промышленного предприятия, а также формирование и развитие его конкурентных преимуществ выступают критериями эффективного функционирования в условиях реализации политики импортозамещения.
Поэтому для роста конкурентоспособности отечественных предприятий важно разработать совокупность мероприятий, имеющих разную направленность и с учетом сильных и слабых сторон системы менеджмента [1]. Кроме того, предложенные мероприятия должны оказывать влияние на формирование конкурентных преимуществ и/или усиление фактора (группы факторов) конкурентоспособности импортозамещающих предприятий.
Необходимость формирования системы управления промышленным предприятием на основе использования его потенциала с адаптацией к современным условиям отражает в своей работе Ю.Ю. Костюхин [17].
Авторами выделяются следующие приоритетные направления управления конкурентоспособностью промышленных предприятий, актуальные в новых экономических условиях. Данные направления вытекают из анализа деятельности предприятий и необходимости развития их конкурентных преимуществ.
Повышение эффективности управления конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе более тщательного учета конъюнктуры рынка. Исследование потребительского поведения позволяет спрогнозировать спрос на товар и выявить факторы, которые оказывают наиболее сильное влияние на выбор потребителей. Управляя данными факторами, производитель может регулировать объемы собственного производства, корректируя характеристики товара. Причем, сопоставление качества товара с импортными аналогами должно быть первостепенной задачей предприятия в условиях РПИ (реализации политики импортозамещения). Это позволяет своевременно внести изменение в производственный процесс и сформировать позитивный имидж, как продукции, так и предприятия в целом.
Важным моментом также при оценке рынка являются такие параметры как: изучение ассортимента; особенности ценообразования на изучаемую продукцию; послепродажное обслуживание; анализ сроков эксплуатации и сроков гарантии. Реализация данного направления будет способствовать развитию одного из конкурентных преимуществ предприятия – высокого отличительного качества отечественного продукта.
Современные тенденции мирового развития свидетельствуют о непосредственном влиянии научно-технического прогресса на экономическое развитие промышленных предприятий. Именно поэтому совершенствование производственного процесса и организационной деятельности в части технико-технологической модернизации производства выступает одним из приоритетов достижения конкурентоспособности в условиях РПИ. Технологическое обновление является основой улучшения качественных характеристик производимой продукции и повышения эффективности деятельности организации, определяя конкурентоспособность предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В условиях реализации политики импортозамещения в качестве основы повышения конкурентоспособности российских предприятий выступает их инновационный потенциал. Таким образом, удержание конкурентных преимуществ предприятия, ориентированного на импортозамещение возможно через качественное совершенствование производства – внедрение современных инновационных технологий. В подписанном президентом РФ Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» [24], в котором одной из национальной цели Российской Федерации является «Ускорение технологического развития РФ, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа в 2024 году». Однако в 2017 году количество таких предприятий составило 20,8%, в 2018 году – 19,8%; а в 2019 – 17,1%, что более чем в 2 раза меньше заданного целевого уровня.
Отрицательная тенденция изменения числа организаций, осуществляющих технологические инновации связана с тем, что российские промышленные предприятия не обеспечивают технологический процесс модернизации производства. В связи с этим отечественные предприятия для ускорения технологического развития вынуждены приобретать средства производства за рубежом, наращивая импортозависимость промышленных предприятий.
Технологическая модернизация требует значительных инвестиционных вложений. В связи с этим со стороны государства разработано ряд мер поддержки для базовых отраслей, нацеленных на импортозамещающее производство [21].
Стимулирование деятельности отечественных предприятий со стороны государства осуществляется посредством установления запретов и ограничений на государственную закупку иностранной промышленной продукции. Это позволяет отечественным предприятиям получать преференции при участии в государственных закупках, а также льготные условия предоставления ряда мер. Промышленная продукция, получившая статус продукции, произведенной на территории РФ, включается в реестры промышленной продукции государственной информационной системы промышленности (ГИСП), которые используются в том числе и при поиске отечественных аналогов в рамках установленных запретов и ограничений на закупку иностранной продукции.
Таким образом, государство обеспечивает стабильность условий ведения хозяйственной деятельности и предоставляет инвестору налоговые льготы, доступ к субсидиарной поддержке и госзаказу. Субсидия предоставляется промышленным предприятиям на компенсацию до 70% затрат на проведение НИОКР по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов. При этом предприятия должны пройти конкурсный отбор на право получения субсидии.
Конкурентоспособность российских производителей является основой государственной политики импортозамещения, что определяет наличие целого ряда государственных программ по поддержке предпринимательства и реализации импортозамещения.
Фонд развития промышленности разработал ряд программ финансирования промышленных предприятий в условиях реализации политики импортозамещения, ориентированные на проблемы, с которыми сталкиваются отечественные производители (рис. 1).
Рисунок 1 – Специальный инвестиционный контракт [20]
Перечисленные государственные меры поддержки, представленные на рисунке 1, стимулируют развитие импортозамещающих предприятий, упрощая нормативно-правовую базу, вводя налоговые каникулы, предоставляя льготы.
Среди новых направлений развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности в условиях РПИ следует выделить – Цифровую трансформацию развития промышленных предприятий, что достаточно конкретно отражает в своей работе О.В. Мартыненко [19]. На мировом рынке главным конкурентным преимуществом является именно уровень внедрения цифровых технологий в промышленности, особенно в металлургии. Цифровая трансформация и развитие «гибкого» производства выступают решающими факторами развития предприятия.
Если говорить о влиянии цифровизации на развитие конкурентных преимуществ промышленных предприятий, то среди дополнительных эффектов можно выделить:
– снижение издержек повышает эффективность производства в условиях роста цен на сырье, тем самым создает предпосылки для повышения конкурентоспособности промышленного предприятия;
– цифровизация позволяет выводить на рынок новые бизнес-модели, а также трансформировать деятельность предприятия, реализовывать стратегию диверсификации.
Несмотря на средне-низкий индекс цифровизации промышленности, ее потенциал очень велик.
Разработанная Стратегия цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности в целях достижения их «цифровой зрелости» направлена на достижение следующих результатов:
– создание среды деятельности для работников, обеспечивающей максимально эффективное использование цифровых технологий;
– повышение качества коммуникаций между работниками;
– предоставление средств эффективного доступа к информации;
– обеспечение возможности удаленного доступа к данным и возможности работы с информационными системами и ресурсами с учетом обеспечения требований информационной безопасности;
– обеспечение возможности удобной цифровизации информации;
– обеспечение безопасной работы персонала [23].
Итак, в ходе цифровой трансформации промышленных предприятий путем внедрения таких технологий как: BIG data, искусственный интеллект, и другие, может быть увеличено производство качественной конкурентоспособной продукции главными технологиями, а также сокращение издержек и сокращение брака. Поддержка внедрения российского программного оборудования и позиционирования цифровых платформ позволит сократить время вывода продукции на внутренний и внешний рынок и повысить эффективность использования производственных мощностей.
В ходе решения данных задач, предполагается изменить условия допуска иностранного инженерного программного обеспечения при осуществлении закупок, введение прямых запретов и ограничений для иностранного ПО и предоставление преференций для российского программного обеспечения.
Учитывая предложенные выше пути повышения конкурентоспособности, в рамках нашего исследования предлагаем разработать авторский механизм управления конкурентоспособностью в условиях РПИ, который в отличие от имеющихся, будет опираться на внутренние и внешние факторы функционирования предприятия. Анализ научных источников [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 22] позволил нам выделить базовые элементы и выстроить механизм управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в условиях РПИ (рис. 2).
Рассмотрим предложенный механизм через призму реализации политики импортозамещения.
1. Цели и менеджмент. Внедрение политики импортозамещения на промышленных предприятиях ведет к замене импортной продукции отечественной, достижению экономической независимости от других стран и увеличению возможности выхода промышленной продукции на мировой уровень. Эффективность реализации политики импортозамещения будет прямо коррелировать с выпуском конкурентоспособной отечественной продукции по сравнению с зарубежными аналогами, а также повышением уровня конкурентоспособности промышленных предприятий. Следовательно, РПИ будет в целом направлена на повышение конкурентоспособности промышленного предприятия.
Рисунок 3 – Механизм управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в условиях РПИ (составлено авторами)
Кроме этого, целевыми показателями будут выступать рост производительности труда; повышение качества продукции; увеличение производственной эффективности, модернизация производства, снижение зависимости от импортных средств производства. Достижение вышеперечисленных показателей во многом зависит от менеджмента, учитывая тот факт, что технологическое обновление производства требует непрерывного инвестирования и это самым непосредственным образом отразится на модели управления. Кроме того, реализация политики импортозамещения на предприятии влечет структурные сдвиги, требующие изменений на всех этапах производственного процесса с целью достижения планируемых показателей.
2. Методы и инструменты. В условиях РПИ все инструменты можно разделить на группы в зависимости от участия в процессе реализации механизма управления конкурентоспособностью:
– технологические инструменты: компоненты цифровизации; программные продукты; модернизация производства.
– инструменты менеджмента: проекты; планы; стратегии; методики.
– инструменты кадрового потенциала: обмен опытом; переквалификация; обучение новым компетенциям.
– нормативно-законодательные инструменты: снижение налоговых ставок; субсидии; льготы; стандарты качества; государственные программы поддержки [25].
В условиях РПИ для повышения конкурентоспособности предприятия данный инструментарий должен включать в себя:
– анализ готовности к внедрению политики импортозамещения;
– финансово-экономический анализ и определение приоритетов развития в условиях РПИ;
– оценка конкурентных преимуществ ПП и определение возможностей их развития;
– исследование рынка технологий, анализ предложений с целью модернизации и повышения конкурентоспособности ПП;
– оценка конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях РПИ.
3. Области трансформации.
Кадровый потенциал. На начальном этапе внедрения политики импортозамещения руководитель должен тщательно подойти к формированию внутренних проектных команд для начала ее реализации. В то же время руководству компании важно оценивать риски, связанные с изменениями, такие как не восприятие со стороны рабочей силы, отсутствие готовности к реструктуризации и скептическое отношение к изменениям. А при необходимости разработать систему мотивации и вовлечения сотрудников и проектных команд, а также поощрения высококвалифицированных специалистов. Еще раз подчеркнем, что развитие кадров в новых экономических реалиях отражается на деятельности предприятия и ее результатах.
Производственный потенциал промышленного предприятия нуждается в обновлении материально-технической базы. В целях дальнейшего расширения рынков сбыта и увеличения объемов выпуска конкурентоспособной продукции на предприятиях необходима модернизация производства. В перспективе это обеспечит выпуск современной конкурентоспособной продукции.
Инновационный потенциал. Технологическое обновление производства осуществляется с учетом развития инноваций и их коммерциализации. Поэтому руководитель должен оценивать текущие технологические возможности предприятия и представленное на рынке высокотехнологичное оборудование, своевременно корректировать финансовые потоки в случае необходимости модернизации производства. Так как продукция, выпущенная с использованием современного оборудования, будет отличаться более высокими качественными характеристиками. Составление планов дальнейшего технологического оснащения и поиска поставщиков выступает главной задачей менеджмента в данной области трансформации.
Кроме того, в условиях РПИ целесообразно стимулировать новаторские идеи персонала и интенсифицировать НИОКР предприятия.
Финансовый потенциал. Технологическое обновление производства невозможно без финансовых вложений, поэтому менеджер организации должен заниматься поиском инвесторов и в случае отсутствия таковых, прорабатывать другие источники финансирования. Трансформация производственного процесса в ходе РПИ вызывает структурные сдвиги в затратах предприятия. Наибольший удельный вес среди статей затрат следует отводить НИОКР, приобретению материальных и нематериальных активов, а также услугам сторонних организаций. Важным моментом проектного управления на предприятии выступает разработка бюджета проекта и оценка его финансовой эффективности.
Маркетинговый потенциал. В современной экономике актуализируется цифровой маркетинг. Сейчас вэб-аналитика применяется во всех отраслях промышленности. Маркетологи решают задачи с применением цифрового маркетинга, что повышает конкурентные позиции промышленного предприятия в условиях РПИ. Традиционные инструменты маркетинга сохраняют свою значимость, поскольку повышают адаптивные возможности промышленного предприятия в конкурентной среде, характеризующейся нестабильностью, неопределенностью и новыми вызовами.
Трансформация перечисленных выше элементов экономического потенциала предприятия оказывает влияние и должна быть сопряжена с трансформацией маркетинга и продвижением продукции. В условиях цифровизации стоит отметить активное использование цифрового маркетинга. Основным источником маркетинговой информации является веб-аналитика, которая содержит данные о посетителях сайта компании до интернет-реализации продукта. В связи с этим особую функцию выполняет менеджер по маркетингу, решая задачу управления имиджем компании с целью обеспечения усиления конкурентных позиций промышленного предприятия в условиях РПИ.
4. Внешние и внутренние факторы. Направления трансформации, инструменты управления, цели и другие элементы механизма, описанные выше автором, тесно связаны с блоком внешних и внутренних факторов. Действие внутренних факторов определяет эффективность компании как целостной системы.
Внутренние факторы выступают в качестве управляемых параметров со стороны менеджмента. Соответственно, их корректировка, анализ и измерение имеет приоритет по отношению к внешним факторам. Факторы внешней среды, такие как политическая ситуация, конкуренция, инновационное развитие, цифровизация экономики, динамика рынка, государственная поддержка, оказывают сильное внешнее влияние на компании. Стоит отметить, что политическая ситуация в настоящее время перевешивает другие внешние факторы. Компаниям приходится меняться в короткие сроки и адаптироваться к условиям внешней среды.
Выделенные приоритетные направления повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях РПИ нашли свое отражение в концепции разработки рекомендаций для создания или развития стратегии повышения конкурентоспособности промышленных предприятий (на примере Белгородской области).
Процесс разработки концепции для повышения конкурентоспособности предприятий, по мнению авторов, базируется на формировании прогноза развития конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях реализации политики импортозамещения и должен быть интегрирован в стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года. Логическая последовательность этапов процесса представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Процесс разработки концепции для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях РПИ (составлено авторами)
Предложенный автором процесс разработки концепции, предполагает последовательную реализацию взаимосвязанных этапов, представленных на рисунке 5.
Придерживаясь данной структуры, мы предлагаем этапы разработки концепции повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях РПИ до 2024 года в рамках создания или развития стратегии повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, где были учтены инструменты политики импортозамещения, оказывающие влияние на динамику и уровень конкурентоспособности предприятий в рамках определенных ранее сценариев развития промышленного производства.
Итак, целью концепции является обеспечение повышения уровня конкурентоспособности промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках путем создания и развития конкурентных преимуществ при помощи коммерциализации исследований и разработок, модернизации производственных процессов, цифровой трансформации промышленности, что должно привести к формированию положительного имиджа промышленного предприятия в условиях РПИ.
Рисунок 5 – Содержательное обоснование этапов разработки концепции по повышению конкурентоспособности предприятий (составлено авторами)
Задачами концепции выступают:
1. Повышение уровня технологического обновления основных средств производства.
2. Ускорение коммерциализации новых технологий и продуктов.
3. Содействие финансовой устойчивости и платежеспособности промышленных предприятий.
4. Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в промышленности.
5. Увеличение объемов экспорта конкурентоспособной промышленной продукции.
Развитие концепции требует формирования конечного перечня управляющих (сценарных) параметров, которые являются инструментами государственной политики импортозамещения. Изменяя заданные параметры на «входе», можно получать различные варианты развития конкурентоспособности, оценивая их на «выходе».
Основными управляющими параметрами, определяющими конкретный инструмент реализации той или иной политики в целях повышения конкурентоспособности промышленного предприятия, были выбраны среднегодовые темпы роста по следующим показателям:
– прирост инвестиций в промышленность (динамика предоставления субсидий как параметр инвестиционной политики);
– прирост финансирования в сферу инноваций как параметр инновационной политики;
– прирост количественных ограничений на вывоз и ввоз промышленной продукции как параметр внешнеэкономической политики;
– прирост высококвалифицированных специалистов по IT-технологиям в отраслях промышленности (или прирост инвестиций в развитие автоматизированных систем управления на промышленных предприятиях) как параметр политики цифровизации.
Для определения степени интенсивности изменения каждого параметра воспользуемся нечеткой лингвистической шкалой, описывающей их динамику качественными переменными – «умеренный», «средний», «интенсивный». При таком варианте определяем изменение показателя за последние пять лет с учетом заданной степени интенсивности, например, по шкале: «средний темп», «среднее значение минимального и среднего темпа», «среднее значение максимального и среднего темпа». Нечеткая шкала получения количественной оценки динамики управляющих параметров на основе их усредненных значений приведена в таблице 1.
Сформируем «сценарную карту», в рамках которой в соответствии с нечеткой шкалой задается степень интенсивности реализации каждого из видов политики, определяющих в совокупности единую концепцию реализации. Оценка интенсивности проводится на основании развития промышленного производства РФ.
Таблица 1 – Нечеткая шкала интенсивности изменения управляющих параметров (составлено авторами)
Вид
политики
|
Управляющий
параметр
|
Шкала
интенсивности политики
| ||
Умеренный
|
Средний
|
Интенсивный
| ||
Инвестиционная
|
Прирост инвестиций
в промышленность
|
|
|
|
Инновационная
|
Прирост
финансирования в инновации
| |||
Внешнеэкономичес-кая
|
Прирост
ограничений на импорт промышленной продукции
| |||
Цифровая
|
Прирост инвестиций
в IT
|
Развитие конкурентоспособности отдельного промышленного предприятия в условиях РПИ должно ориентироваться на российские тренды экономики промышленности. В таблице 2 представлены результаты расчетов среднегодовых темпов роста управляющих параметров по каждому виду политики в контексте РПИ.
Таблица 2 – Сценарная карта с полученными значениями темпов роста, % (составлено авторами)
Вид
политики
|
Интенсивность
политики
| ||
Умеренный
|
Средний
|
Интенсивный
| |
Инвестиционная
|
101,2
|
108,3
|
110,5
|
Инновационная
|
103,4
|
105,8
|
112,4
|
Внешнеэкономическая
|
100,2
|
103,5
|
105,2
|
Цифровая
|
102,6
|
104,3
|
107,5
|
Опираясь на «Стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года» выделены 3 альтернативы развития промышленного производства:
1. Базовый сценарий развития. Инерционный вариант развития промышленных предприятий, основанный на сохранении имеющегося экономического потенциала и ориентированный на поддержание сформированных трендов.
2. Целевой (инновационно-ориентированный) сценарий предполагает активные структурные преобразования в промышленном производстве с учетом приоритетных отраслей развития, а также повышение инвестиционной активности посредством реализации мер инвестиционной политики, развитие научно-технического и кадрового потенциала с учетом требований сложившейся новой экономики, ориентированной на внедрение информационных технологий на всех стадиях производственного процесса.
3. Консервативный сценарий (пессимистический) основан на предположении о замедлении мировой экономики, что приведет к уменьшению спроса на энергоресурсы и другие сырьевые товары. Такая ситуация отразится на развитии промышленных предприятий в условиях РПИ и потребует более активных стимулирующих мер поддержки. В дальнейшем по мере реализации структурных преобразований ожидается ускорение роста промышленного производства до 2-3% в год.
Построим сценарные карты для каждой альтернативы (таблица 3)
Таблица 3 – Альтернативные сценарии развития (составлено авторами)
Вид
политики
|
Сценарий
развития
| ||
Базовый
|
Целевой
|
Консервативный
| |
Инвестиционная
|
средний
|
интенсивный
|
средний
|
Инновационная
|
средний
|
интенсивный
|
умеренный
|
Внешнеэкономическая
|
средний
|
средний
|
умеренный
|
Цифровая
|
средний
|
интенсивный
|
умеренный
|
Таблица 4 – Целевые индикаторы для построения сценария развития (составлено авторами)
Вид
политики
|
Целевой
индикатор
|
Данные
ООО «Скиф-М» | ||
2019
|
2020
|
2021
| ||
Инвестиционная
|
Экономический
потенциал
|
0,551
|
0,694
|
0,679
|
Производственная
эффективность предприятия
|
1,88
|
1,72
|
1,59
| |
Инновационная
|
Фондоотдача
|
2,47
|
1,72
|
2,18
|
Внешнеэкономическая
|
Коэффициент импортозамещения
|
0,13
|
0,13
|
0,13
|
Цифровая
|
Количество
высокотехнологичных рабочих мест
|
20
|
31
|
36
|
Расчет целевых индикаторов на 2022-2024 гг. производится следующим образом:
Каждый целевой индикатор последнего известного периода перемножаем на темп роста соответствующей политики, рассчитанный в таблице 2. Темп роста инвестиционной политики при среднем уровнем интенсивности для базового сценария (определяется в таблице 3) составляет 108,3%. Так, произведем расчет целевого индикатора «экономический потенциал» (ЭП) для базового сценария для 2022 года:
ЭП2022 = ЭП2021*Тр (1),
ЭП2022 = 0,679*1,083 = 0,735 (2)
Для расчета целевого индикатора «количество рабочих мест» (КВР) для базового сценария 2022 года темп роста цифровой политики при среднем уровне интенсивности будет равен 104,3%.
КВР2022 = КВР2021*Тр (3),
КВР2022 = 36*1,043 = 37,54 (4)
Аналогично рассчитаем для следующих целевых индикаторов, а также для различных сценариев развития стратегии (таблица 5).
Таблица 5 – Базовый сценарий развития предприятия ООО «Скиф-М» до 2024 года (расчет авторов)
Целевые индикаторы
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
Экономический потенциал
|
0,551
|
0,694
|
0,679
|
0,735
|
0,796
|
0,862
|
Количество высокотехнологичных
рабочих мест
|
20
|
31
|
36
|
37
|
39
|
40
|
Коэффициент
импортозамещения
|
0,13
|
0,13
|
0,13
|
0,13
|
0,14
|
0,144
|
Фондоотдача
|
2,47
|
1,72
|
2,18
|
2,30
|
2,44
|
2,581
|
Производственная
эффективность предприятия
|
1,88
|
1,72
|
1,59
|
1,72
|
1,864
|
2,019
|
Целевые индикаторы инновационно-ориентированного сценария развития предприятия ООО «Скиф-М» до 2024 года представлены в таблице 6.
Анализ результатов реализации данного сценария показывает, что на период до 2024 года большинство индикаторов существенно изменяется по сравнению с базовым сценарием. В первую очередь более интенсивно растет уровень экономического потенциала предприятия.
Таблица 6 – Целевой сценарий развития предприятия ООО «Скиф-М» до 2024 года (расчет авторов)
Целевые индикаторы
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
Экономический потенциал
|
0,551
|
0,694
|
0,679
|
0,750
|
0,829
|
0,916
|
Количество
высокотехнологичных рабочих мест
|
20
|
31
|
36
|
38,7
|
41,60
|
44,72
|
Коэффициент
импортозамещения
|
0,13
|
0,13
|
0,13
|
0,134
|
0,139
|
0,144
|
Фондоотдача
|
2,47
|
1,72
|
2,18
|
2,450
|
2,754
|
3,095
|
Производственная
эффективность предприятия
|
1,88
|
1,72
|
1,59
|
1,756
|
1,941
|
2,145
|
Для консервативного сценария результаты расчетов целевых индикаторов отражены в таблице 7.
Таблица 7 – Консервативный сценарий развития предприятия ООО «Скиф-М» до 2024 года (расчет авторов)
Целевые индикаторы
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
Экономический потенциал
|
0,551
|
0,694
|
0,679
|
0,687
|
0,695
|
0,704
|
Количество
высокотехнологичных рабочих мест
|
20
|
31
|
36
|
36,936
|
37,896
|
38,882
|
Коэффициент
импортозамещения
|
0,13
|
0,13
|
0,13
|
0,130
|
0,131
|
0,131
|
Фондоотдача
|
2,47
|
1,72
|
2,18
|
2,254
|
2,331
|
2,410
|
Производственная
эффективность предприятия
|
1,88
|
1,72
|
1,59
|
1,609
|
1,628
|
1,648
|
Сопоставление прироста ключевых показателей деятельности предприятия по выделенным сценариям в 2024 году по отношению к уровню 2019 года представлено на рисунке 3.3.3.
Рисунок 3.3.3 – Динамика целевых показателей согласно сценариям развития (составлено авторами)
Таким образом, оценка сценарных расчетов обосновывает относительную предпочтительность целевого сценария развития предприятия ООО Скиф-М, причем результаты реализации данного сценария наиболее очевидны в среднесрочной перспективе. Данный сценарий обеспечит предприятию формирование и развитие конкурентных преимуществ и, как следствие, более высокий уровень конкурентоспособности.
Для успешной реализации целевого сценария, ориентированного на инновационное развитие и цифровизацию производственных процессов необходимо увеличение затрат на внедрение цифровых технологий за счет всех источников до 5,1% в год. Акцентируем, что, политика цифровизации на предприятии должна быть сопряжена с инвестиционной, технологической и кадровой политиками, предусматривающими доступность и привлекательность цифровых технологий как инструмента повышения конкурентоспособности и эффективности производства.
Более того, промышленные предприятия, ориентированные на выпуск импортозамещающих товаров, предъявляют возрастающий спрос на инжиниринговые услуги и сервисы по внедрению информационных технологий. Удовлетворение спроса обеспечивает предприятиям формирование и развитие конкурентных преимуществ, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Поэтому цифровая трансформация в перспективе приведет к значительному росту производительности труда, приращению высокотехнологичных рабочих мест, переходу к сервисной модели поставок, снижению затрат на производство и выведение товара на рынок, сокращению циклов разработки и продажи, увеличению объемов собственного производства, в том числе высокотехнологичного.
В целях реализации выбранного сценария также важно акцентировать внимание на повышении качественных характеристик кадровых ресурсов предприятия, так как именно они выступают основой развития предприятия, обеспечивающим его конкурентоспособность. Промышленные предприятия, заинтересованные в создании позитивного имиджа, конкурируют за квалифицированных работников. В связи с этим необходимо проводить мероприятия, направленные на создание благоприятных условий производства и расширение возможностей повышения уровня квалификации работников. Обучение персонала выступает с одной стороны важным фактором улучшения работы предприятия, с другой – его конкурентным преимуществом.
Заключение.
В соответствии с поставленными задачами, авторы разработали механизм повышения конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях РПИ, учитывающий влияние внешних и внутренних факторов предприятия, а также инструменты импортозамещения, политики и сценарии развития. Предложены на его основе практические рекомендации по повышению конкурентоспособности промышленных предприятий. Построены сценарные карты развития промышленных предприятий в условиях РПИ, учитывающие динамику управляющих параметров инвестиционной, инновационной, внешнеэкономической и цифровой политик. Предложенный авторский механизм может выступать в качестве рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью любых промышленных предприятий с импортозамещающими производствами.
Возможными перспективами дальнейших исследований в рассмотренной области являются: развитие теоретических и методических направлений в управлении конкурентоспособностью промышленного предприятия с учетом цифровой трансформации экономики; углубленный анализ взаимосвязи политики импортозамещения и конкурентоспособности предприятий отдельных отраслей промышленности; формирование инструментария оценки конкурентоспособности импортозамещающей продукции.
Источники:
2. Антонов Г.Д., Иванова И.П., Тумин В.М. Управление конкурентоспособностью организации. - Москва: ИНФРА-М, 2012. – 300 c.
3. Асанова С.С. Формирование и реализация процессов импортозамещения в инновационной экономике. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Самара, 2021. – 174 c.
4. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Развитие конкурентоспособной системы высшего образования России: анализ проблемных факторов // Проблемы современного образования. – 2017. – № 2. – c. 45-56.
5. Борисова Е.С. Повышение конкурентоспособности субъектов малого агробизнеса // Политэкономические проблемы развития современных агроэкономических систем. Воронеж, 2017. – c. 89.
6. Бузгалин А.В. Нужны ли российской экономике глубокие изменения? // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2018. – № 6. – c. 432-449.
7. Буш В. Г. Особенности и стратегические приоритеты региональной экономической политики промышленного импортозамещения (на материалах Южного федерального округа и Краснодарского края). / дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Краснодар, 2017. – 212 c.
8. Васяйчева В.А. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий транспортного машиностроения на основе управления инновационными проектами. / монография. - Самара, 2017. – 177 c.
9. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Масленникова В.В. Трансформация промышленности в условиях цифровизации экономики: тренды и особенности реализации // Экономика и управление. – 2021. – № 7(189). – c. 491-503.
10. Владыка М.В., Дорошенко Ю.А., Рудычев А.А., Гончаренко Т.В. Повышение конкурентоспособности предприятий строительной индустрии на региональных рынках жилья // Финансовая экономика. – 2020. – № 11. – c. 29-33.
11. Воронов Д.С., Криворотов В.В. Методика повышения конкурентоспособности предприятия // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XII международной конференции, Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Высшая школа экономики и менеджмента. – Екатеринбург: Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ. Екатеринбург, 2018. – c. 335-344.
12. Дубровина Т. А. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия в условиях реализации политики импортозамещения. / дис.,.. канд. экон. наук: 5.2.3. - Белгород, 2023. – 175 c.
13. Зинина О.В., Шапорова З.Е. Разработка механизма повышения конкурентоспособности предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 2(35). – c. 172-175.
14. Криворотов В.В., Калинина А.В., Ерыпалов С.Е., Левшенюк Р.В. Исследование и оценка конкурентоспособности компаний различной отраслевой направленности. - Москва: «Издательство «Юнити-Дана», 2022. – 364 c.
15. Криворотов В.В., Калинина А.В., Ерыпалов С.Е., Левшенюк Р.В. Исследование и оценка конкурентоспособности компаний различной отраслевой направленности. - Москва: «Издательство «Юнити-Дана», 2022. – 364 c.
16. Клипин А.О. Формирование и оценка механизма импортозамещения в машиностроительном комплексе. / дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Иркутск, 2018. – 192 c.
17. Костюхин Ю. Ю., Мосейкин Ю.Н. Методические положения формирования системы управления промышленным предприятием на основе использования его потенциала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2020. – № 1. – c. 110-122.
18. Мартыненко О. В., Овчаренко Н.А. Менеджмент конкурентоспособности российских предприятий в условиях стратегии импортозамещения // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 6 (107). – c. 748-755.
19. Мартыненко О. В. Роль маркетинга в развитии промышленности в условиях цифровизации экономики // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2020. – № 2(70). – c. 140-148.
20. Постановление Правительства Белгородской области от 14.06.2022 № 350-пп «Об утверждении перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения на территории Белгородской области в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3100202206150010?index=2 (дата обращения: 29.06.2023).
21. Распоряжение Правительства РФ от 29 августа 2013 г. № 1535-р об утверждении государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70447194/ (дата обращения: 10.10.2023).
22. Соколов А.С. Методический инструментарий оценки конкурентоспособности горнодобывающих предприятия. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2022. – 133 c.
23. Стратегия цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности в целях достижения их «цифровой зрелости» до 2024 года и на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_390587/ (дата обращения: 20.05.2023).
24. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200 (дата обращения: 29.09.2023).
25. Фролов В. Г., Трофимов О.В., Мартынова Т.С. Формирование механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2243-2262.
26. Щетинина Е.Д., Архипенко А.А. Механизм управления конкурентным поведением промышленного предприятия // Белгородский экономический вестник. – 2012. – № 1 (65). – c. 3-6.
Страница обновлена: 05.08.2024 в 17:13:59