Assessing the contribution of student entrepreneurship to the country's publication and patent activity
Bastamova D.A.1, Stazharova D.M.1
, Kanunnikova K.I.1,2
1 Университет ИТМО
2 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет \"ЛЭТИ\" им. В.И. Ульянова (Ленина)
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 5 (May 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67918270
Abstract:
The development of such a phenomenon as student entrepreneurship causes difficulties in assessing the feasibility of supporting and promoting student initiatives.
To assess the effectiveness and significance of the contribution of student startups to the development of the innovative sphere of the country, the authors' position regarding the analysis of indicators of publication and patent activity is proposed. It includes the results of scientific activity in the form of published articles and registered patents by students.
The article considers the position of publication and patenting activity in the student environment and analyzes a sample of student startup projects according to the indicators of patenting and innovation activity. The study is focused on the domestic practice of promising university startups and the possibility of assessing the further development of startup projects of priority high-tech areas.
Keywords: student entrepreneurship, student startup, publication activity, patent activity, innovation, DeepTech startup
Funding:
Работа выполнена в рамках темы НИР №623110 «Оценка вклада студенческого предпринимательства в социальное, экономическое и инновационное развитие Российской Федерации» Университета ИТМО
Введение
В последние годы студенческое предпринимательство активно развивается в России, и его вклад в инновационное развитие страны становится все более заметным. Предпринимательство часто основано на инновациях, которые являются результатом научных исследований. Научная деятельность, в свою очередь, направлена на разработку новых технологий и методов, стимулирующих предпринимателей к созданию высокотехнологичных продуктов.
Студенческое предпринимательство является относительно новым явлением, которому посвящается достаточное количество научных работ, в большей степени содержащих исследования отношения студентов к предпринимательской деятельности (Суслова А. В., Сергеева А. В. [7], Кох И. А. [8], Далзиел М., Басир Н. [12]) или описание инструментов стимулирования и развития студенческих стартапов (Зунтова И. С., Трошин А. С. [10], Сидоров А. Н. и др. [11].
Однако исследования, касающиеся взаимосвязи развития студенческих инициатив или стартапов и динамики публикационной и патентной активности практически отсутствуют. В основном в научных статьях анализируется публикационная и патентная деятельность студентов в рамках вуза (Гельман В. Я. [1], М. Н. Коцемир, Е. А. Стрельцова, М. М. Филатов [2], Шаброва Н. В., Амбарова П. А. [16]).
Целью исследования является оценка вклада студенческого предпринимательства в создание научных публикаций и регистрации патентов, путем решения нескольких основных задач: проведения анализа показателей публикационной и патентной активности студентов и вузов в целом, а также проведения статистического анализа выборки университетских стартапов, вошедших в рейтинг федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» за 2023 года.
Научная новизна заключается в выявлении взаимосвязи развития студенческого предпринимательства и динамики показателей публикационной и патентной активностей Российской Федерации.
Гипотеза исследования состоит в том, что результатом успешных инновационных проектов студентов является разработка новых продуктов и технологий, подлежащих патентованию и освещению в научно-академическом сообществе, что в свою очередь может привести к увеличению публикационной и патентной активности.
Обзор литературы
Публикационная активность страны отражает ее научные и технические достижения, уровень инновационности, социальные изменения, а также уровень развития образования и культуры. Она является полезным индикатором научной- исследовательской, образовательной и экономической деятельностей.
Основными критериями оценки публикационной активности можно назвать количество и качество научных публикаций за определенный период времени. К научным публикациям обычно относят тезисы докладов, статьи в сборниках, статьи в журналах, монографии, патенты на изобретения и т. п. Однако, наиболее важными публикациями являются журнальные статьи, выпущенные престижными изданиями, индексируемыми Scopus и Web of Science Core Collection (WoS СС) [1]. Публикации, прошедшие через процесс рецензирования, считаются более достоверными и проверенными исследованиями. Кроме того, соблюдение этических принципов, таких как отсутствие плагиата и фальсификации данных, также являются важными при оценке публикаций.
Нынешняя геополитическая обстановка привела к общему снижению публикационной активности российских ученых на мировом уровне в связи с сокращением количества докладов на международных конференциях. Однако исследователи из ВШЭ оценили на данный момент отрицательную динамику этого показателя незначительной. В качестве ответных мер Правительство РФ ввело мораторий на использование показателей публикационной активности в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных, что несколько повысило удельные показатели цитируемости работ российских ученых [2].
Среди показателей для оценки результативности и эффективности деятельности вузов наибольший вес имеют количество цитирований и уровень научных публикаций научно-педагогических работников [3]. Для формирования компетенций в области академического письма и предоставления помощи научно-педагогическим работникам в продвижении рукописей в научные журналы создаются центры публикационной активности при университетах [4]. Показатели публикационной активности вуза формируют репутацию и престиж учебного учреждения. Не менее важную роль в поддержании данного показателя играет и уровень вовлеченности студентов и молодых ученых в научную деятельность.
В студенческой среде сформировано мнение о целесообразности ведения научной и публикационной деятельности только при условии выбора академической профессии. Особенно сильна эта тенденция в сфере медицинского образования. Об этом свидетельствуют и результаты исследования И. Аль-Бусаиди с соавторами, доказывающие связь между опытом подготовки студентами публикаций, индексируемых в базе PubMed, и выбором ими академической карьеры по специальности. В своей работе авторы провели ретроспективный анализ публикаций студентов медицинских вузов за 6 лет обучения, и отметили, что около 60% студентов, имевших публикации, продолжили академическое обучение, в то время, как среди студентов без публикаций обучение продолжило всего только 34% [5]. Закономерно, что наибольшую публикационную активность проявляют студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью на постоянной основе, входящие в состав исследовательских групп или участники грантов.
Ведение научной деятельности часто не предполагает сотрудничество с представителями бизнес среды. Однако современные тенденции и программы развития вузов в России и мире все чаще опираются на модель тройной спирали, предполагающей активное взаимодействие трех институтов: университета, бизнеса и государства. В результате такого сотрудничества инновационные решения и наукоемкие технологии инициируются представителями научного сообщества и бизнеса, а не требованиями государства [6].
Заинтересованность студентов в предпринимательской деятельности нередко является предметом исследований в научном сообществе. Суслова А. В. и Сергеева А. В. в своей статье в рамках опроса студентов Байкальского государственного университета подтвердили гипотезу о том, что во время обучения студенты предпочитают набраться опыта и поработать на кого-то со стороны (81%), нежели открывать свое собственное дело (19%). При этом 37% опрошенных высказались о наличие идей для создания бизнеса, наибольшее предпочтение студенты отдают бизнесу в сфере организации досуга [7].
Согласно исследованию Коха И. А. более 60% опрошенных студентов готовы в будущем заняться предпринимательством, причем самой желательной формой поддержки от государства большинство называет прямую финансовую помощь (26%). Автор исследования отмечает, что студенты слабо осведомлены об эффективности различных мер государственной помощи и явно недооценивают значимость образовательной поддержки (7%) [8].
К наиболее весомым мерам содействия студенческому предпринимательству со стороны государства и вузов можно отнести федеральные программы развития научно-технического потенциала молодёжи, участие опытных наставников-преподавателей в образовательном процессе и привлечения представителей высокотехнологичных компаний для совместной практико-ориентированной деятельности. Одним из инструментов развития студенческих технологических проектов стала программа «Стартап как диплом», в рамках которой с 2021 г. обучающиеся 48 вузов могут защитить собственный бизнес-проект в качестве выпускной квалификационной работы. Такое решение позволяет вовлекать студентов и преподавателей в инновационную и предпринимательскую деятельность, а также способствует удержанию молодых специалистов внутри профессии [9]. Построение целостной экосистемы студенческого предпринимательства делает процесс создания стартапа, в основе которого лежит инновационный продукт или технология, более доступным и эффективным для студентов [10, 11].
Согласно результатам исследований М. Дэлзиел и Н. Басир знакомство студентов и представителей бизнеса с научно-исследовательской деятельностью университетских кафедр приводит к технологическому импринтингу («technological imprinting»). Идея заключается в том, что теоретический и практический опыт, приобретенный студентами в рамках научно-академического обучения и практической деятельности совместно с высокотехнологичными компаниями, формирует определенные навыки, поведенческие привычки и формат мышления. Все это впоследствии влияет на способность студентов вести активную инновационную деятельность, включающую в себя написание научных публикаций, регистрирование патентов, решение изобретательских задач и т.п. Авторы приходят к мнению, что воздействие среды, в которую попадают предприниматели в студенческие годы, даже если оно косвенное и кратковременное, может наложить технологический отпечаток на их модель поведения [12].
Регистрация патентов является одним из ключевых показателей инновационного развития стартапа. С помощью них можно защитить интеллектуальную собственность и обеспечить конкурентное преимущество на рынке. Кроме того, наличие патентов может привлечь инвесторов и партнеров, которые заинтересованы в инновационных технологиях и продуктах. В этом контексте, деятельность по защите интеллектуальной собственности является важным шагом для студенческого стартапа, который стремится к успешному развитию и росту на рынке.
Для успешной инновационной деятельности и регистрации патентов важно предоставлять студентам университетов базовые знания о создании и развитии объектов интеллектуальной собственности. В рамках своего исследования Михелькевич В. Н. и Овчинникова Л. П. подчеркивают значение интеллектуальной собственности как ценного актива для компаний и государства, а также выделяют необходимость комплексного подхода к подготовке технических специалистов в области инжиниринга и реинжиниринга [13]. Авторы приходят к выводу, что развитие информационных технологий и внедрение новых учебных дисциплин, таких как изобретательство и патентование, имеют важное значение для успешной подготовки студентов к инновационной деятельности, которые впоследствии могут стать основателями собственных стартапов
При этом стоит отметить, что даже образовательный процесс должен строится на взаимодействии университетов и рынка. Так, расширенное сотрудничество между бизнесом, университетами и наукой может повысить качество патентов и в целом стимулировать коммерциализацию инновационной деятельности. Однако в статье «Проблемы кооперации между университетами, наукой и технологическим предпринимательством» отмечается, что на примере взаимодействия университетов и малого предпринимательства в качестве партнеров в среднем технологическом бизнесе их доля составляет менее десяти процентов [14]. В то время как опираясь на международный опыт, в развитых странах существует более высокий уровень взаимодействия инновационного бизнеса и университетов. Поэтому крайне важно поддерживать и развивать взаимодействие между университетами и бизнесом ради стимулирования инновационной и патентной активности студенческих стартапов.
Статья «Индекс изобретательской активности российских университетов» за 2023 год от Аналитического центра “Эксперт” содержит информацию об университетских патентах и их коммерциализации. В рейтинг по изобретательской активности вошли 170 российских вузов на основе аналитики порядка 22 тысяч российских патентов (заявок) и более 500 иностранных патентов (заявок). Согласно исследованию самыми коммерчески успешными патентами являются патенты в областях «Полупроводники» (13,1% патентов коммерциализированы), «Текстиль и бумага» (10,9%), «Нанотехнологии» (10,5%), «Микромолекулярная химия и полимеры» (10,1%) и «Оптика» (8,8%). При этом стоит отметить, что вузы все чаще выступают в соглашениях по передаче исключительных прав на патент на принимающей стороне (число покупок возросло с 2,1% в 2021 году до 3,5% в 2022 году). Среди лидеров по числу оформленных лицензий остаются МГТУ им. Баумана (31 ед.), МГУ им. Ломоносова (29 ед.) и ИТМО (27 ед.) [15]. Т.е. прослеживается тенденция на успешную реализацию патентов в областях физики и химии, а также усиление стратегии по продаже университетских патентов представителям бизнеса.
По результатам текущих исследований и аналитических отчётов можно заключить, что стимулирование вклада студенческих стартапов в патентную активность должно строится на увеличении точек взаимодействия между университетом и рынком, что позитивно сказывается на инновационной деятельности в целом и качестве патентов в частности.
Методы исследования
В основу статьи легли результаты статистического исследования, проведенного на основе информации по стартапам, вошедшим в топ-1000 университетских стартапов за 2023 года в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Таким образом, объем выборочной совокупности составил 1000 стартапов. Репрезентативная выборка составила 278 стартапов для 95% доверительного интервала и погрешности 5%.
Данные об авторстве научных публикаций и патентов были получены из открытых источников при помощи поисковой системы по научным публикациям Google Scholar.
Результаты и дискуссия
В Российской Федерации основной оператором развития студенческого предпринимательства выступает Министерство науки и высшего образования. С 2022 года при поддержке Министерства образования и науки запущен Федеральный проект “Платформа университетского технологического предпринимательства”, который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вовлечение представителей университетского сообщества в предпринимательскую деятельность и повышение предпринимательского потенциала вузов и страны в целом. Проект реализуется в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. «Платформа университетского технологического предпринимательства» формирует ежегодный всероссийский рейтинг топ-1000 университетских стартапов. Методология рейтинга учитывает фазы развития проекта и производит ранжирование на основании обобщения таких показателей университетских технологических предпринимательских проектов как показатели финансовой деятельности, формальный юридический статус, ключевые цели предпринимательства, поддержка университета, медийные показатели, вклад в социальное развитие, перспективные технологии [17].
Данное исследование основано на данных, полученных с официального сайта федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», по стартапам, вошедшим в топ-1000 университетских стартапов за 2023 года в рамках реализации проекта.
Анализ рейтинга топ-1000 стартапов в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» за 2023 год показал, что большая часть стартап-проектов (37,3%) относятся к направлению «цифровые технологии». На втором месте “креативные индустрии” - 14,6%. Среди основных тенденций в сфере цифровых технологий следует отметить три основных тренда: разработка приложений и веб-сервисов, оптимизирующих процессы поиска или выбора тех или иных услуг; применение искусственного интеллекта и автоматизация рутинных процессов, например, таких как протоколирование встреч и звонков.
Гендерный анализ руководителей стартап-проектов показал, что на 355 женщин приходится 645 мужчин, причем в такие направления, как новые приборы и производственные технологии, цифровые технологии, робототехника, численность основателей-мужчин выше более чем в 2 раза (рис. 1). Выявленная гендерная асимметрия возникает, помимо всего прочего, в силу существующих особенностей половой структуры студентов: большего числа девушек на специальностях социально-гуманитарного профиля, чем юношей. Данную тенденцию можно наблюдать в сфере креативных индустрий, где численность основателей-женщин превышает численность мужчин. Таким образом, данные отражают, что женщины занимают значительное место в инновационной сфере и предпринимательстве. Это подтверждают международные исследования, которые отмечают, что женщины все чаще участвуют в инновационных процессах и предпринимательской деятельности.
Рис. 1. Соотношение полов основателей стартапов по направлениям стартапов
Источник: Составлено авторами на основе всероссийского рейтинга ТОП-1000 университетских стартапов федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» 2023 – URL: https://top1000.univertechpred.ru/ (дата обращения 25.02.2024).
Регионом-лидером (19,6%) по количеству стартапов, входящих в данный рейтинг, является Москва, что закономерно, так как развитая инфраструктура и уровень поддержки университетских инициатив со стороны государства выше, чем в других регионах (рис.2). Незначительное отставание у Республики Татарстан (17,7%). Стоит отметить, что «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (4,6%) и «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (3,4%), расположенные в данной республике, входят в топ-5 среди вузов, в рамках которых осуществлены стартап-проекты.
Рис. 2. Топ-5 регионов по численности стартап-проектов
Источник: Составлено авторами на основе всероссийского рейтинга ТОП-1000 университетских стартапов федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» 2023 – URL: https://top1000.univertechpred.ru/ (дата обращения 25.02.2024).
Наличие веб-сайта у стартапа может быть важным показателем для оценки его готовности к выходу на рынок. Это может указывать на то, что компания обладает хорошей стратегией маркетинга и коммуникации с потенциальными клиентами. Кроме того, наличие веб-сайта может помочь стартапу привлечь внимание инвесторов и партнеров, что важно на начальном этапе развития. Только у трети рассмотренных проектов (33,5%) имеется свой веб-сайт. Более высокое место в общем рейтинге говорит о высокой стадии подготовки проекта и его готовности к выходу на рынок, и наличие сайта проекта является значимым признаком высокого уровня развития стартапа: более 50% всех веб-сайтов приходится на первые 300 мест в рейтинге.
Данные, представленные в рамках рейтинга федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» не отражают в полной мере связь студенческого предпринимательства с патентно-инновационной деятельностью. Для более глубокого и детального анализа показателей, которые не отражены на официальном сайте федерального проекта, рассмотрим репрезентативную выборку по таким показателям патентно-инновационной деятельности, как опубликованное количество научных публикаций и зарегистрированных патентов авторов-руководителей стартапов.
Объем генеральной совокупности составил 1000 стартапов, входящих в проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» за 2023 год. Репрезентативная выборка составила 278 стартапов для 95% доверительного интервала и погрешности 5%. Данные об авторстве научных публикаций и патентов были получены из открытых источников при помощи поисковой системы по научным публикациям Google Scholar.
Анализ выборки позволит выявить особенности распределения публикаций и патентов по технологическим направлениям стартапов, а также выделить приоритетные направления развития стартапов. Результаты исследования также помогут глубже понять роль объектов интеллектуальной собственности, таких как научные публикации и патенты, в создании и развитии студенческих стартап-проектов в ведущих отраслях, а также определить стратегии для развития высокотехнологичного студенческого предпринимательства.
Рассмотрим основные показатели патентно-инновационной деятельности стартап-проектов, входящих в выборку, в разбивке по технологической направленности (табл. 1).
Табл. 1. Основные показатели патентно-инновационной деятельности стартап-проектов
Направление
|
Публикации
|
Патенты
|
Биотехнологии
|
72
|
3
|
Другое
|
1
|
1
|
Креативные
индустрии
|
24
|
0
|
Математическое
моделирование материалов
|
1
|
0
|
Медицина
и здоровье
|
110
|
8
|
Новые
материалы и химические технологии
|
41
|
10
|
Новые
приборы и производственные технологии
|
35
|
15
|
Ресурсосберегающая
энергетика
|
71
|
10
|
Робототехника
|
26
|
17
|
Цифровые
технологии
|
135
|
49
|
Электротранспорт
|
3
|
0
|
В рассматриваемой выборке только 32% руководителей стартап-проектов, которые имеют хотя бы 1 опубликованную научную публикацию. Среди направлений стартап-проектов, лидирующих по общему количеству публикаций: медицина и здоровье, цифровые технологии, биотехнологии, ресурсосберегающая энергетика (рис. 3).
Рис. 3. Количество публикаций по направлениям стартапов
Источник: Составлено авторами на основе [17].
Преобладающие количество публикаций совместно в сферах медицины и биотехнологий обусловлено несколькими факторами. Во-первых, медицинское оборудование и лекарственные препараты требуют государственной сертификации, и выпуск продукта на рынок без рецензируемых научных исследований ограничен. Во-вторых, высокая степень конкуренции в медицинской индустрии вынуждает предпринимателей защищать результаты своей интеллектуальной деятельности путем закрепления за собой авторства. В-третьих, медицина и здоровье является общественно-значимой сферой, активно финансируемой государством и вызывающей большой интерес как со стороны научного сообщества, так и общества в целом. По результатам анализа выборки в данной сфере около половины стартапов имеют научную основу в виде публикаций.
Наибольшее число публикаций и патентов в сфере цифровых технологий обусловлено стремительным развитием информационных технологий и компьютерных наук. Еще одной причиной является высокая конкуренция на рынке цифровых технологий. Быстрое развитие индустрии требует постоянного совершенствования продуктов и услуг, чтобы оставаться конкурентоспособными. Робототехника, производственные технологии, ресурсосберегающая энергетика также являются сферами с широким спектром направлений исследований. На базе результатов исследований, задокументированных в научных публикациях, патентуются изобретения и программы для ЭВМ (рис. 4).
Рис. 4. Количество патентов по направлениям стартапов
Источник: Составлено авторами на основе [17].
В силу специфики сферы робототехники, полезные модели, изобретения и промышленные образцы регистрируются чаще, чем иные результаты интеллектуальной деятельности, в то время как в сфере цифровых технологий, преобладает регистрирование программ для ЭВМ. Доля основателей стартап-проектов, обладающих патентами, составляет 14%. Одним из основных критериев для патентования является уникальность разработки. Это означает, что изобретение должно отличаться от существующих решений на рынке и иметь новаторские черты. Этот факт может объяснить низкий уровень патентования среди студентов. В образовательной среде студенты часто занимаются проектами и исследованиями, выполняющими исключительно учебную функцию, что усложняет генерацию инновационных идей, если студент не задействован в научной деятельности помимо образовательного процесса. Более того, процесс патентования требует значительных знаний и ресурсов, которые могут быть недоступны студентам из-за ограниченных возможностей и опыта.
Заключение
В последние годы наблюдается рост числа студентов, вовлеченных в предпринимательскую деятельность. Студенческие стартапы представляют собой новаторские проекты, направленные на создание и внедрение инновационных продуктов или услуг. В свою очередь процесс создания инноваций включает в себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, результатами которых становятся научные публикации и патенты. Таким образом рост патентной и публикационной активностей является как результатом, так и следствием развития студенческого предпринимательства, поскольку ряд инновационных проектов студентов завершаются получением патентов на новые продукты и технологии.
Для стартапов крайне важно быстро коммерциализировать свой продукт или идею, чтобы привлечь инвестиции, получить прибыль и обеспечить свое последующее развитие. В поисках быстрого способа извлечь прибыль основатели стартапов часто не желают тратить временные и финансовые ресурсы на разработку инноваций, отдавая предпочтение существующим технологиям и сферам, не требующим дорогостоящих вложений. Однако стартапы, развивающиеся в высокотехнологичных сферах, таких как медицина или цифровые технологии, ориентированы на долгосрочное развитие. Они представляют собой ключевых игроков на рынке инноваций и вносят непосредственный вклад в публикационную и патентную активность страны.
По результатам проведенного исследования более 70% патентов относится к таким направлениям как цифровые технологии, робототехника, новые приборы и производственные технологии, а около 75% публикаций к медицине и здоровью, цифровым технологиям, биотехнологиям, ресурсосберегающей энергетики. Стартапы, ведущие свою деятельность в перечисленных высокотехнологичных сферах относятся к DeepTech стартапам, которые ориентированы на долгосрочное развитие и создание продуктов, требующих значительных временных и финансовых ресурсов для исследований и разработок. Например, в медицине требуется проведение многоступенчатых клинических испытаний, сертификация продукции и получение разрешений на медицинское использование, а в цифровых технологиях необходимо разрабатывать сложные алгоритмы, проводить исследования в области искусственного интеллекта и кибербезопасности. Deeptech стартапы обладают высоким потенциалом для решения сложных задач и создания инновационных продуктов, которые могут изменить мир. Именно поэтому они привлекают большой интерес со стороны инвесторов и рынка, что подтверждается статистикой финансирования и инвестирования в Deeptech стартапы. Таким образом, высокий уровень патентной и публикационной активности в высокотехнологичных сферах привлекает внимание инвесторов к инновационным стартапам, готовым предложить свои решения и разработки рынку, при этом подкрепленные научными исследованиями и запатентованными технологиями.
Однако, стоит отметить, что студенческое предпринимательство даже в высокотехнологичных сферах все еще сталкивается с рядом проблем, таких как отсутствие знаний и опыта у студентов в ведении предпринимательской деятельности, затруднение трансфера технологий между университетами, государством и регионами, недостаток финансирования на ранних стадиях жизненного цикла стартапов, недостаточная поддержка со стороны государства в отдельных регионах. Для дальнейшего развития студенческого предпринимательства и увеличения его вклада в патентно-инновационную деятельность страны необходимо разрабатывать специальные программы поддержки, обучать студентов ведению бизнеса и создавать условия для коммерциализации их разработок.
References:
Al-Busaidi I. S., Wells C. I., Wilkinson T. J. (2019). Publication in a medical student journal predicts short-and long-term academic success: a matched-cohort study BMC Medical Education. 19 (1). 1-7. doi: 10.1186/s12909-019-1704-x.
Dalziel M., Basir N. (2024). The technological imprinting of educational experiences on student startups Research Policy. 53 (2). 104940.
Egorov A. A. (2020). Otsenka effektivnosti deyatelnosti universitetov na osnove ikh proizvodstvennyh funktsiy [University efficiency evaluation based on educational production functions]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 24 (4). 87-99. (in Russian). doi: 10.15826/umpa.2020.04.037.
Gelman V.Ya. (2021). Tendentsii v razvitii nauchno-publikatsionnoy aktivnosti [Trends in the development of scientific and publication activities]. Ekonomika nauki. 7 (3). 188-194. (in Russian). doi: 10.22394/2410-132X-2021-7-3-188-194.
Kiryakova A. V., Speshilova N. V., Gorelikova-Kitaeva O. G. (2021). Roblemy i preimushchestva zashchity vypusknoy kvalifikatsionnoy raboty v forme startapa [Pros and cons of qualification work defence in startup form]. Vestnik of Orenburg State University. (1). 47-55. (in Russian). doi: 10.25198/1814-6457-229-47.
Kokh I.A. (2019). Otnoshenie studencheskoy molodezhi k predprinimatelskoy deyatelnosti [Attitude of students to entrepreneurship]. Discussion. (5). 6-17. (in Russian). doi: 10.24411/2077-7639-2019-10037.
Kotsemir M.N., Streltsova E.A., Filatov M.M. (2023). Publikatsionnaya aktivnost rossiyskikh uchenyh v novyh realiyakh [The publication activity of Russian scientists in the new realities] Moscow. (in Russian).
Mikhelkevich V. N., Ovchinnikova L. P. (2023). Informatsionnye tekhnologii v podgotovke studentov tekhnicheskikh vuzov k inzhiniringovoy deyatelnosti po sozdaniyu naukoemkikh tekhnicheskikh obektov [Information technologies in preparation students of technical higher education institutions to engineering activities for the creation of science-intensive technical objects]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 25 (91). 76-82. (in Russian). doi: 10.37313/2413-9645-2023-25-91-76-82.
Moiseev P.S., Sysoev P.V., Evstigneeva I.A., Sorokin D.O. (2022). Tsentr publikatsionnoy aktivnosti v usloviyakh uchastiya vuza v programme [A research and publication activity center in the context of university participation in the "priority 2030" program: main activity vectors and their understanding among faculty]. Perspectives of science and education. (6). 717-734. (in Russian). doi: 10.32744/pse.2022.6.43.
Shabrova N. V., Ambarova P. A. (2023). Publikatsionnaya aktivnost studentov rossiyskikh vuzov [Publication activity of russian university students]. The Education and Science Journal. 25 (9). 171-196. (in Russian). doi: 10.17853/1994-5639-2023-9-171-196.
Sidorov A.N., Zakharova E.A., Vaganova O.I., Abrosimova M.A. (2022). Ctartapy kak instrument razvitiya studencheskogo biznesa [Startups as a tool for student business development]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (7). 38-44. (in Russian).
Suslova A. V., Sergeeva A. V. (2021). Zainteresovannost studentov v predprinimatelskoy deyatelnosti: rezultaty oprosa [Students' interest in entrepreneurship: survey result]. Bulletin of Baikal State University. 31 (1). 117-124. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2021.31(1).117-124.
Vershitskiy A.V., Vershitskaya E.R. (2019). Problemy kooperatsii mezhdu universitetami, naukoy i tekhnologicheskim predprinimatelstvom [Problems of cooperation of universities and science with technology entrepreneurship]. Service in Russia and abroad. 13 (2). 162-170. (in Russian). doi: 10.24411/1995-042X-2019-10215.
Zimina I.V. (2016). Obrazovatelnye seti v modeli [Educational networks in the model]. Creative economy. 10 (11). 1195-1206. (in Russian). doi: 10.18334/ce.10.11.36990.
Zuntova I. S., Troshin A. S. (2022). Instrumenty stimulirovaniya innovatsionnoy aktivnosti studencheskogo tekhnologicheskogo predprinimatelstva [Tools for stimulating innovation activity of student technological entrepreneurship]. Beneficium. (4). 11-17. (in Russian). doi: 10.34680/BENEFICIUM.2022.4(45).11-17.
Страница обновлена: 24.04.2025 в 11:42:52