Пространственное развитие региона в контексте проектного подхода

Кобзева М.А.1
1 Оренбургский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918248

Аннотация:
Одной из ключевых проблем развития экономики страны в XXI веке выделяют увеличение уровня неодноднородности, несбалансированности и фрагментарности. Результатом является значительное превосходство одних регионов над другими, что в долгосрочной перспективе способствует формированию негативных факторов развития страны в целом. На федеральном и региональном уровнях разрабатываются программы, нацеленные на повышение уровня конкурентоспособности страны, ее безопасности, динамичное развития входящих в ее состав территорий, обеспечение достойного уровня жизни населения, независимо от места проживания, которые создают условия формирования однородности экономического пространства.При этом возникает проблема недостаточной согласованности между собой разработанных государственных и федеральных проектов, отсутствие единого плана и оценочного аппарата эффективности его реализации, что оказывает снижение результативности реализации национальных проектов на пространственном уровне. Методология исследования включает общенаучные методы (описание, контент-анализ,системный подход, сравнительный анализ).В статье рассмотрены и проанализированы основные направления реализации национальных проектов на региональном уровне; факторы, влияющие на успешное достижение национальных целей.Научная новизна исследования состоит в обосновании роли применения проектного подхода при формировании национальных проектов и их влияние на пространственное развитие региона.Определены направления дальнейших исследований в области пространственного развития региона и эффективного использования проектных подходов при реализации национальных целей Российской Федерации

Ключевые слова: пространственное развитие, национальные цели, национальные проекты, проектный подход, регион

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58



Введение

Актуальность. Проблемы неравномерного и несбалансированного развития страны, превосходства одних регионов над другими, являются одними из ключевых проблем, стоящих перед государством. Повышение качества жизни населения, увеличение численности, формирование комфортной городской среды, а также условий и возможностей для самореализации человека являются ключевыми приоритетами экономического развития страны.

Литературный обзор. На практике вопросы пространственного развития изучаются не так давно. В научной литературе проблемы пространственного развития экономики региона нашли отражение в трудах зарубежных ученых А. Вебера [5], У. Изарда [14], А. Леша [18], А. Маршалла [19], М. Портера [26], Д. Рикардо [29], А Смита [32], И. Тюнена [37] и др. Отечественные исследования пространственного развития осуществлялись Н.Н. Баранским [2], Е.М. Бухвальдом [4], А.Г. Гранбергом [8], И.В. Даниловой [11], И.Д. Колмаковой [15], Н.Н. Колосовским [16], П.А. Минакиром [20], С. Н. Мирошниковым [21], С.В. Мудровой [22], А.В. Резепиным [28], Л.Н. Семерковой [31], А. И. Татаркиным [35], Н.А. Феоктистовым [40] и другими.

Проблемы пространственного развития, а также его взаимосвязь с национальными целями отражены в работах современных авторов А.С. Беднякова и Л.А. Миэринь [3], Е.И. Воробьевой и О.Г. Блажевич [7], О.Б. Иванова и Е.М. Бухвальд [13], Е.В. Шестаковой [41], А.В. Суворовой [34], А.А. Ткаченко [36] и других.

Проблемы реализации проектного подхода при формировании национальных проектов и их влияние на пространственное развитие страны изучается многими авторами. Внимание российских ученых А.А. Рудакова [30], Д.А. Гайнанова [8], Н.Б. Грошевой [10], А.А. Татаркина [35], и других направлено на изучение проектного подхода с методологической точки зрения.

Проектный подход подразумевает процесс организации эффективного взаимодействия экономических субъектов, согласование отношений участников реализации проектов. Эффективность применения проектного подхода может быть достигнута благодаря заинтересованности всех сторон [17]. При этом важно соблюдения критерия прозрачности, что способствует повышению качества и сокращения сроков достижения планируемых результатов.

В своей работе «Стратегические национальные приоритеты и национальные проекты как важнейший фактор комплексного развития территорий» Д.А. Афиногенов отметил прямое влияние Стратегии пространственного развития РФ на инвестиционные, отраслевые и инфраструктурные аспекты пространственного планирования. Национальные проекты, по мнению Д.А. Афиногенова, направлены на решение нарастающих проблем: возрастание конкуренции между городами, низкая транспортная доступность территорий РФ, недостаточная связанность «центров экономического роста», наличие «узких мест» на подъездах к морским портам и крупным международным пунктам пропуска, нарастание транспортных и экологических проблем, социальных диспропорций в крупнейших городах и их периферийных территориях вследствие несбалансированного развития [1].

В работе «Национальные проекты и их роль в развитии социального пространства регионов» С.Г. Зырянов и О.П. Иванов подчеркивают, что основное предназначение национальных проектов состоит в том, что использование возможностей проектной формы управление поможет вывести регионы страны на более высокий уровень развития, рационально и целенаправленно используя выделенные федеральным и региональными бюджетами финансовые ресурсы [12].

Научный пробел. Несмотря на значительное число исследований, отсутствуют труды, позволяющие проанализировать пространственное развитие региона в контексте проектного подхода. Исследование направлено на анализ проектного подхода, его влияние на пространственное развитие региона, основных факторов, влияющих на успешное достижение национальных целей.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы проанализировать, насколько проектный подход оказывает влияние пространственное развитие региона и достижение национальных целей Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в обосновании роли применения проектного подхода при формировании национальных проектов и их влияние на пространственное развитие региона.

Авторская гипотеза исследования заключается в том, комплексное применение проектного подхода способствует развитию территорий для высокого качества жизни населения.

Методология исследования включает общенаучные методы (описание, контент-анализ, системный подход, сравнительный анализ).

В целях осуществления научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации (далее – РФ) утвержден указ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [38]. В рамках которого происходит реализация национальных проектов по трем направлениям «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост», направленные на решение различных экономических и социальных проблем. В каждое направление входит от трех до 11 федеральных проектов.

Для эффективного развития страны Президентом РФ был подписан новый указ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [39]. В рамках данного указа поставлены стратегические цели по сохранению населения, здоровья и благополучия людей, созданию возможностей для самореализации и развитию талантов, комфортной и безопасной среды для жизни, достойному и эффективному предпринимательству, а также цифровой трансформации.

Для достижения поставленных целей важно разрабатывать социально-экономические программы, которые будут осуществлять контроль региональных властей в данной сфере.

В феврале 2019 года распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия), является ключевым стратегическим документом, учитывающим особенности территории [33]. Важной целью является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны [33].

Термин «пространственное развитие» предполагает совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития [33].

В рамках реализации двенадцати национальных проектов реализуются более 72 федеральных проектов, в том числе государственные и целевые программы. На реализацию одного национального проекта может быть направлено несколько федеральных и региональных проектов, государственных программ. При этом одна государственная программа может быть ориентирована на выполнение трех и более национальных проектов. Из-за большого масштаба и недостаточно сопрягаемых между собой государственных программ возникает проблема в эффективности государственного управления. Как следствие отсутствует единый план и оценочный аппарат эффективности его реализации, что оказывает снижение результативности применения национальных проектов на пространственном уровне, что определяет проблему нашего дальнейшего исследования.

Основная часть

Национальные проекты можно рассматривать как стратегический эффективный инструмент социально-экономического развития России. Важной задачей национальных проектов является целенаправленное выведение регионов страны на более высокий уровень развития за счет проектных подходов.

Отметим, что для успешной реализации данных проектов, важно разрабатывать программы, в которых четко будут сформулированы конечные целевые критерии и показатели достижения результатов реализации национальных проектов.

Рассмотрим реализацию национальных проектов на примере ряда субъектов РФ.

Томская область реализует национальные проекты по всем направлениям. Самыми крупными по финансовому обеспечению являются: «Безопасные качественные дороги», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение» и «Образование». В 2022 году освоено 80% выделенных средств на реализацию национальных проектов, данный показатель оказался ниже по сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа.

За 2022 год в Томской области благодаря реализации национальных проектов: отремонтировано 238 км дорог; благоустроено 50 общественных пространств; построено 4 новых детских сада; произведен капитальный ремонт районных больниц, домов культуры; приобретено медицинское оборудование и 32 автомобиля для больниц региона; закуплено оборудование для «Точек роста», учреждений культуры и спорта; 346 семей переехали из аварийного жилья в комфортное и безопасное.

Приоритетным направлением выступает национальный проект «Наука и университеты», направленный на поддержку ученых и создание научных центров с высокими условиями для исследовательской работы. Также проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Национальный проект «Наука и университеты» включает 4 федеральных проекта: «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок», «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям», «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии», «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» [24].

Федеральные проекты направлены на: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся; развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям; усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики; обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований.

В Краснодарском крае реализуются национальные проекты по 12 направлениям. Всего в Краснодарском крае в рамках национальных проектов реализуют 48 региональных программ.

Благодаря проекту «Производительность труда» в 2022 году бережливые технологии внедряют в 238 предприятий. Экономический эффект составил 11,8 млрд. рублей. Привлеченные средства (более 27,5 млрд. руб.) позволили сохранить рабочие места, закупить комплектующие, оборудование и сырье в рамках реализации проекта «Малое и среднее предпринимательство». По национальному проекту «Культура» за 2022 год произведен капитальный ремонт 7 учреждений культуры, переоснастили 6 библиотек по модельному стандарту (вместо старых стеллажей установили современные пространства с книгами, интерактивными панелями, удобной мебелью).В рамках реализации национального проекта «Образование» в 2022 году было простроено 14 школ, открыто 136 детских образовательных центров, в колледжах и техникумах создано 23 современные мастерские, отремонтировано 10 школьных спортзалов.

Благодаря реализации национальных проектов в Краснодарском кране происходит ремонт и строительство новых дорог, школ, домов культуры, поликлиник, детских садов. Повышается уровень жизни населения за счет благоустройства парков, дворов и набережных [23].

Реализация национальных проектов в Оренбургской области происходит по всем направлениям. В 2022 году Оренбургская область заняла 1 место в Приволжском федеральном округе по реализации национальных проектов и на 6 месте – среди всех регионов России.

В рамках национального проекта «Демография» построено 3 детских сада на 820 мест, модернизирован Центр занятости населения в городе Орске, созданы 4 площадки ГТО, приобретено новое спортивное оборудование и инвентарь для 5 спортивных школ. В результате доступность дошкольного образования в области составляет 100%, а уровень обеспеченности населения спортивной инфраструктурой 69,2%, при этом доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, выросла до 54,9%.

Благодаря национальному проекту «Образование» введены в эксплуатацию 2 школы на 1135 мест и 500 мест соответственно, капитально отремонтирован физико-математический лицей Оренбурга, также произведен ремонт в 25 спортивных залах сельских школ, созданы 96 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», в 39 школах поставлено новое компьютерное оборудование, проведены работы по созданию третьего в Оренбуржье центра цифрового образования детей «IT-куб», созданы и функционируют 12 мастерских, оснащенных материально-технической базой, в трех профессиональных образовательных организациях области.

Национальный проект «Здравоохранение» позволил приобрести медицинское оборудования для 8 региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, открыты 4 центра амбулаторной онкологической помощи, произведен капитальный ремонт 84 объектов медицинских организаций области, приобретены и смонтированы 32 быстровозводимые модульные конструкции объектов медицинских организаций.

В рамках национального проекта «Культура» произведен капитальный ремонт 3 сельских домов культуры и 2 детских школ искусств, объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба, модернизированы Оренбургский театр кукол «Пьеро», 7 муниципальных библиотек, технически оснащено 3 музея, создано 3 виртуальных концертных зала.

Итоги реализации национального проекта «Жилье и городская среда»: благоустроено 22 общественные территории в муниципальных образованиях области; расселено из непригодного для проживания жилищного фонда 4,47 тысяч человек. В рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» проведены ремонтные работы на 102 объектах дорожной сети, отремонтировано около 350 километров дорог и 530 метров мостов.

Национальный проект «Экология» позволил сформировать запас лесных семян для лесовосстановления, приобрести 10 единиц городского пассажирского транспорта, разработать проектную документацию по расчистке русла реки Урал в границах Оренбурга, провести проектно-изыскательские работы на ликвидацию свалок в 3 городах, ввести в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс, приобрести 4 883 контейнера для раздельного накопления твердых коммунальных отходов [27].

Проведя теоретический анализ реализации национальных проектов в субъектах Российской Федерации, можно увидеть позитивные тенденции для достижения национальных целей РФ. При этом достижении целевой установки при реализации проектного подхода (одна цель – один национальный проект) не достигнута. На достижение одной цели может быть направлено несколько государственных программ, что подтверждает отсутствие единого плана по достижению национальных целей.

На основе Стратегии, направлений реализации национальных проектов, а также имеющихся ресурсов в субъектах Российской Федерации, разрабатываются собственные региональные программы социально-экономического развития. В них прописываются федеральные и региональные проекты, которые способствуют достижению национальных целей РФ.

Основной целью национальных проектов является повышение уровня развития регионов страны, рациональное и целенаправленное использование федеральных и региональных финансовых ресурсов выделенных на реализацию национальных целей.

Стратегическим ориентиром и ключевым фактором пространственного развития страны, в рамках реализации национальных проектов, является развитие дорожной инфраструктуры, так как именно недостаточная транспортная связанность территорий препятствует эффективному экономическому взаимодействию всех субъектов РФ [6].

При реализации данных проектов важно учитывать специфику регионов из-за имеющихся различий между субъектами РФ по природно-географическим и социально-экономическим характеристикам.

Разработкой целевых показателей, вопросами анализа и оценки достижения национальных проектов занимается Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию. Задачами оценки является мониторинг достижения национальных целей и целевых показателей, разработка предложений по улучшению социально-экономического развития регионов страны. Значения целевых показателей должны быть взаимосвязаны с показателями социально-экономического развития, что является успешным результатом достижения поставленных национальных целей [6].

Формирование государственных программ следует осуществлять на основе национальных проектов, что позволит отказаться от большого количества отраслевых программ (более 30) и включать основные положения данных программ в состав крупных государственных программ, разрабатываемых в целях реализации стратегических национальных приоритетов [1].

Эффективность реализации национальных проектов зависит от многих факторов, таких как: организация управления, финансовое и информационное обеспечение, мониторинг. Организация управления национальными проектами должна осуществляться при взаимодействии всех участников (государства, общества и бизнеса), участвующих в данном процессе. Финансовое обеспечение должно реализовываться на основе разработанного организационно-экономического механизма, обеспечивающего прозрачность и эффективность расхода бюджета. Информационное обеспечение позволяет осуществлять постоянный мониторинг за реализацией национальных проектов. При этом важно отметить, что информационное обеспечение должно осуществляться на всех стадиях реализации национального проекта.

Вывод

Проведенное исследование показывает, что пространственное развитие региона достигается за счет применения комплексного проектного подхода по развитию территорий для высокого качества жизни, которое включает: развитие сельских территорий и приграничных муниципальных образований, комфортная и безопасная городская среда, благоустроенное жилье, доступность и разнообразие объектов торговли и услуг, отдыха, досуга, образования, здравоохранения, а также созданию условий для физического благополучия граждан, их самореализации, саморазвития и продуктивного взаимодействия.

Применение проектного подхода предполагает реализацию всех направлений развития как часть единого национального проекта. Пространственное развитие региона является одной из приоритетных задач для дальнейшего исследования данной проблемы.

Реализация национальных целей в контексте проектного подхода является мощным рычагом для пространственного развития регионов и экономики страны в целом. Благодаря взаимосвязи стратегий Российской Федерации, национальных, федеральных и региональных проектов, эффективная реализация всех программ по единому вектору способствует достижению национальных целей развития страны, росту экономики, повышению конкурентоспособности, качества жизни населения и пространственному развитию страны.


Источники:

1. Афиногенов Д. А. Стратегические национальные приоритеты и национальные проекты как важнейший фактор комплексного развития территорий // Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: вызовы и риски пространственного развития: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции / Под общей ред. д-ра полит. наук А.В. Шевченко. – М.: «Издательство «Проспект». Москва, 2022. – c. 7-17.
2. БаранскийН.Н. Экономическая география. - М., 1956. – 366 c.
3. Бедняков А. С., Миэринь Л. А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 4(118). – c. 20-25.
4. Бухвальд Е.М. Стратегическое пространственное планирование: макрорегионы и субъекты российской федерации // Журнал российского права. – 2020. – № 3. – c. 31-44.
5. Вебер А. Теория размещения промышленности. - М.: Книга, 1926. – 79 c.
6. Волоцков А. А. Национальные проекты как реализация целевых ориентиров стратегического развития регионов России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2023. – № 4(76). – c. 24.
7. Воробьева Е. И., Блажевич О. Г. Реализация национальных проектов, обеспечивающих экономический рост в Российской Федерации // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2021. – № 4 (57). – c. 5-23.
8. Гайнанов Д.А. Методологические аспекты реализации программно-проектного подхода в стратегическом управлении развитием территории // Управление экономикой: методы, модели, технологии: мат-лы XV Межд. науч. конф.: в 2-х т. 2015. – c. 38-42.
9. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 495 c.
10. Грошева Н.Б. Методология интеграции проектного управления инновационной деятельностью в систему регионального управления. / дис.,.. д-ра экон. наук. - Красноярск, 2011. – 356 c.
11. Данилова И.В., Килина И. П. Инновационное пространство: теоретические и методические аспекты // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. – № 7(125). – c. 4.
12. Зырянов С. Г., Иванов О. П. Национальные проекты и их роль в развитии социального пространства регионов // XXII Уральские социологические чтения. Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 17–18 марта 2020 года. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета. Екатеринбург, 2020. – c. 135-138.
13. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2019. – № 1. – c. 37-53. – doi: 10.24411/2071-6435-2019-10067.
14. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. - М.: Прогресс, 1966. – 660 c.
15. Колмакова Е.М., Колмакова И. Д., Дегтярева Н. А. Пространственное развитие региона в контексте стратегии социально-экономического роста // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 3(413). – c. 30-37.
16. Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. - М., Госполитиздат, 1958. – 200 c.
17. Кузнецов И. А. Проектный подход в управлении социально-экономическим развитием региона // Вопросы территориального развития. – 2018. – № 4(44). – c. 2. – doi: 10.15838/tdi.2018.4.44.2.
18. Леш А. Географическое размещение хозяйства. / Пер. с англ. Л.А. Азенштадта [и др.]; Вступ. статья и ред. Я. Г. Фейгина. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959. – 455 c.
19. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Директ-Медиа, 2012. – 2127 c.
20. Минакир П.А. Экономическое развитие региона: программный подход. - М.: Наука, 1983. – 224 c.
21. Мирошников С.Н. Государственное управление территориальным развитием: подходы, инструменты, перспективы. / монография. - М.: Издательство «Проспект», 2018. – 312 c.
22. Мудрова С.В. Развитие понятийного аппарата пространственной экономики и пространственного анализа // Финансовый менеджмент. – 2021. – № 3. – c. 42-48.
23. Национальные проекты в Краснодарском крае. Национальные проекты России. [Электронный ресурс]. URL: https://np.krasnodar.ru/ (дата обращения: 13.03.2024).
24. Национальные проекты в Томской области. Официальный интернет-портал Администрации Томской области. [Электронный ресурс]. URL: https://tomsk.gov.ru/natsionalnye-proekty (дата обращения: 13.03.2024).
25. Пархомов Е. А. Устойчивое развитие сельских территорий в условиях пространственной локализации. / автореферат дис.,.. кандидата экономических наук. - Воронеж, 2021. – 26 c.
26. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Изд-во «Вильямс», 2005. – 608 c.
27. Реализация национальных проектов в Оренбургской области. Национальные проекты в Оренбуржье. [Электронный ресурс]. URL: http://56np.ru/ (дата обращения: 13.03.2024).
28. Резепин А.В. Экономический кризис в России: координация федеральных и региональных мер стабилизационной политики в условиях неоднородности экономического пространства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2016. – № 2. – c. 71-75.
29. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. - М., 1955. – 360 c.
30. Рудаков А. А. Сравнительный анализ традиционной методологии проектного управления и гибкого управления инновационными проектами // Экономика предпринимательства. – 2012. – № 6(29). – c. 292-294.
31. Семеркова Л.Н., Сафронова Н. Ю. Управление сельскими территориями на основе маркетинга сельскохозяйственных земель. - Пенза: Изд-во ПГУАС, 2011. – 159 c.
32. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962. – 194 c.
33. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года от утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/rasporyazhenie_ot_13_fevralya_2019_g_207_r.html (дата обращения: 13.03.2024).
34. Суворова А. В. Пространственное развитие: содержание и особенности // Journal of NewEconomy. – 2019. – № 3. – c. 51-64. – doi: 10.29141/2658-5081-2019-20-3-4.
35. Татаркин А.И. Формирование региональных институтов пространственного развития Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 6(24). – c. 42-59.
36. Ткаченко А. А. Роль Стратегии пространственного развития в улучшении качества жизни регионов России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. – № 4(60). – c. 11.
37. Тюнен И. Изолированное государство. / Перевод Е.А. Торнеус, под ред. проф. А. А. Рыбникова. - М.: Экономическая жизнь, 1926. – 322 c.
38. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 13.03.2024).
39. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74404210/?ysclid=ltpd3wrm3r809284280 (дата обращения: 13.03.2024).
40. Феоктистов Л. П. Избранные труды. / под ред. Е.Н. Аврорин. - Снежинск: Изд-во РФЯЦ-ВНИИТФ, 2007. – 590 c.
41. Шестакова Е. В., Ситжанова А. М., Прытков Р. М. Проблемы и перспективы развития промышленных предприятий региона // Научный результат. Серия: Экономические исследования. – 2023. – № 1. – c. 72-84. – doi: 10.18413/2409-1634-2023-9-1-0-6.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:27:29