Regional spatial development in the context of the project approach
Kobzeva M.A.1
1 Оренбургский государственный университет
Download PDF | Downloads: 33
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 5 (May 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67918248
Abstract:
One of the key problems of the country's economic development in the 21st century is the increase in the level of heterogeneity, imbalance and fragmentation. Asa result, there is a significant superiority of some regions over others, which in the long term contributes to negative factors in the development of the country as a whole.
At the federal and regional levels, there are a lot of developed programs aimed at improving the competitiveness of the country, its security, the dynamic development of its constituent territories, ensuring a decent standard of living, regardless of the place of residence.
This creates conditions for the formation of a homogeneous economic space.
At the same time, there is a problem of insufficient consistency between the developed state and federal projects, the lack of a unified plan and an evaluation apparatus for the effectiveness of its implementation, which leads to a decrease in the effectiveness of national projects at the spatial level. The research methodology includes such general scientific methods as description, content analysis, systematic approach, and comparative analysis.
The article discusses the main directions of implementation of national projects at the regional level and analyzes factors influencing the successful achievement of national goals.
The scientific novelty of the research consists in substantiating the role of the project approach in national projects and their impact on the regional spatial development.
The directions of further research in the field of regional spatial development and the effective application of project approaches in the implementation of national goals of the Russian Federation are determined.
Keywords: spatial development, national goal, national project, project approach, region
JEL-classification: R11, R12, R13, R58
Введение
Актуальность. Проблемы неравномерного и несбалансированного развития страны, превосходства одних регионов над другими, являются одними из ключевых проблем, стоящих перед государством. Повышение качества жизни населения, увеличение численности, формирование комфортной городской среды, а также условий и возможностей для самореализации человека являются ключевыми приоритетами экономического развития страны.
Литературный обзор. На практике вопросы пространственного развития изучаются не так давно. В научной литературе проблемы пространственного развития экономики региона нашли отражение в трудах зарубежных ученых А. Вебера [5], У. Изарда [14], А. Леша [18], А. Маршалла [19], М. Портера [26], Д. Рикардо [29], А Смита [32], И. Тюнена [37] и др. Отечественные исследования пространственного развития осуществлялись Н.Н. Баранским [2], Е.М. Бухвальдом [4], А.Г. Гранбергом [8], И.В. Даниловой [11], И.Д. Колмаковой [15], Н.Н. Колосовским [16], П.А. Минакиром [20], С. Н. Мирошниковым [21], С.В. Мудровой [22], А.В. Резепиным [28], Л.Н. Семерковой [31], А. И. Татаркиным [35], Н.А. Феоктистовым [40] и другими.
Проблемы пространственного развития, а также его взаимосвязь с национальными целями отражены в работах современных авторов А.С. Беднякова и Л.А. Миэринь [3], Е.И. Воробьевой и О.Г. Блажевич [7], О.Б. Иванова и Е.М. Бухвальд [13], Е.В. Шестаковой [41], А.В. Суворовой [34], А.А. Ткаченко [36] и других.
Проблемы реализации проектного подхода при формировании национальных проектов и их влияние на пространственное развитие страны изучается многими авторами. Внимание российских ученых А.А. Рудакова [30], Д.А. Гайнанова [8], Н.Б. Грошевой [10], А.А. Татаркина [35], и других направлено на изучение проектного подхода с методологической точки зрения.
Проектный подход подразумевает процесс организации эффективного взаимодействия экономических субъектов, согласование отношений участников реализации проектов. Эффективность применения проектного подхода может быть достигнута благодаря заинтересованности всех сторон [17]. При этом важно соблюдения критерия прозрачности, что способствует повышению качества и сокращения сроков достижения планируемых результатов.
В своей работе «Стратегические национальные приоритеты и национальные проекты как важнейший фактор комплексного развития территорий» Д.А. Афиногенов отметил прямое влияние Стратегии пространственного развития РФ на инвестиционные, отраслевые и инфраструктурные аспекты пространственного планирования. Национальные проекты, по мнению Д.А. Афиногенова, направлены на решение нарастающих проблем: возрастание конкуренции между городами, низкая транспортная доступность территорий РФ, недостаточная связанность «центров экономического роста», наличие «узких мест» на подъездах к морским портам и крупным международным пунктам пропуска, нарастание транспортных и экологических проблем, социальных диспропорций в крупнейших городах и их периферийных территориях вследствие несбалансированного развития [1].
В работе «Национальные проекты и их роль в развитии социального пространства регионов» С.Г. Зырянов и О.П. Иванов подчеркивают, что основное предназначение национальных проектов состоит в том, что использование возможностей проектной формы управление поможет вывести регионы страны на более высокий уровень развития, рационально и целенаправленно используя выделенные федеральным и региональными бюджетами финансовые ресурсы [12].
Научный пробел. Несмотря на значительное число исследований, отсутствуют труды, позволяющие проанализировать пространственное развитие региона в контексте проектного подхода. Исследование направлено на анализ проектного подхода, его влияние на пространственное развитие региона, основных факторов, влияющих на успешное достижение национальных целей.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы проанализировать, насколько проектный подход оказывает влияние пространственное развитие региона и достижение национальных целей Российской Федерации.
Научная новизна исследования состоит в обосновании роли применения проектного подхода при формировании национальных проектов и их влияние на пространственное развитие региона.
Авторская гипотеза исследования заключается в том, комплексное применение проектного подхода способствует развитию территорий для высокого качества жизни населения.
Методология исследования включает общенаучные методы (описание, контент-анализ, системный подход, сравнительный анализ).
В целях осуществления научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации (далее – РФ) утвержден указ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [38]. В рамках которого происходит реализация национальных проектов по трем направлениям «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост», направленные на решение различных экономических и социальных проблем. В каждое направление входит от трех до 11 федеральных проектов.
Для эффективного развития страны Президентом РФ был подписан новый указ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [39]. В рамках данного указа поставлены стратегические цели по сохранению населения, здоровья и благополучия людей, созданию возможностей для самореализации и развитию талантов, комфортной и безопасной среды для жизни, достойному и эффективному предпринимательству, а также цифровой трансформации.
Для достижения поставленных целей важно разрабатывать социально-экономические программы, которые будут осуществлять контроль региональных властей в данной сфере.
В феврале 2019 года распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия), является ключевым стратегическим документом, учитывающим особенности территории [33]. Важной целью является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны [33].
Термин «пространственное развитие» предполагает совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития [33].
В рамках реализации двенадцати национальных проектов реализуются более 72 федеральных проектов, в том числе государственные и целевые программы. На реализацию одного национального проекта может быть направлено несколько федеральных и региональных проектов, государственных программ. При этом одна государственная программа может быть ориентирована на выполнение трех и более национальных проектов. Из-за большого масштаба и недостаточно сопрягаемых между собой государственных программ возникает проблема в эффективности государственного управления. Как следствие отсутствует единый план и оценочный аппарат эффективности его реализации, что оказывает снижение результативности применения национальных проектов на пространственном уровне, что определяет проблему нашего дальнейшего исследования.
Основная часть
Национальные проекты можно рассматривать как стратегический эффективный инструмент социально-экономического развития России. Важной задачей национальных проектов является целенаправленное выведение регионов страны на более высокий уровень развития за счет проектных подходов.
Отметим, что для успешной реализации данных проектов, важно разрабатывать программы, в которых четко будут сформулированы конечные целевые критерии и показатели достижения результатов реализации национальных проектов.
Рассмотрим реализацию национальных проектов на примере ряда субъектов РФ.
Томская область реализует национальные проекты по всем направлениям. Самыми крупными по финансовому обеспечению являются: «Безопасные качественные дороги», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение» и «Образование». В 2022 году освоено 80% выделенных средств на реализацию национальных проектов, данный показатель оказался ниже по сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа.
За 2022 год в Томской области благодаря реализации национальных проектов: отремонтировано 238 км дорог; благоустроено 50 общественных пространств; построено 4 новых детских сада; произведен капитальный ремонт районных больниц, домов культуры; приобретено медицинское оборудование и 32 автомобиля для больниц региона; закуплено оборудование для «Точек роста», учреждений культуры и спорта; 346 семей переехали из аварийного жилья в комфортное и безопасное.
Приоритетным направлением выступает национальный проект «Наука и университеты», направленный на поддержку ученых и создание научных центров с высокими условиями для исследовательской работы. Также проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.
Национальный проект «Наука и университеты» включает 4 федеральных проекта: «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок», «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям», «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии», «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» [24].
Федеральные проекты направлены на: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся; развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям; усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики; обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований.
В Краснодарском крае реализуются национальные проекты по 12 направлениям. Всего в Краснодарском крае в рамках национальных проектов реализуют 48 региональных программ.
Благодаря проекту «Производительность труда» в 2022 году бережливые технологии внедряют в 238 предприятий. Экономический эффект составил 11,8 млрд. рублей. Привлеченные средства (более 27,5 млрд. руб.) позволили сохранить рабочие места, закупить комплектующие, оборудование и сырье в рамках реализации проекта «Малое и среднее предпринимательство». По национальному проекту «Культура» за 2022 год произведен капитальный ремонт 7 учреждений культуры, переоснастили 6 библиотек по модельному стандарту (вместо старых стеллажей установили современные пространства с книгами, интерактивными панелями, удобной мебелью).В рамках реализации национального проекта «Образование» в 2022 году было простроено 14 школ, открыто 136 детских образовательных центров, в колледжах и техникумах создано 23 современные мастерские, отремонтировано 10 школьных спортзалов.
Благодаря реализации национальных проектов в Краснодарском кране происходит ремонт и строительство новых дорог, школ, домов культуры, поликлиник, детских садов. Повышается уровень жизни населения за счет благоустройства парков, дворов и набережных [23].
Реализация национальных проектов в Оренбургской области происходит по всем направлениям. В 2022 году Оренбургская область заняла 1 место в Приволжском федеральном округе по реализации национальных проектов и на 6 месте – среди всех регионов России.
В рамках национального проекта «Демография» построено 3 детских сада на 820 мест, модернизирован Центр занятости населения в городе Орске, созданы 4 площадки ГТО, приобретено новое спортивное оборудование и инвентарь для 5 спортивных школ. В результате доступность дошкольного образования в области составляет 100%, а уровень обеспеченности населения спортивной инфраструктурой 69,2%, при этом доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, выросла до 54,9%.
Благодаря национальному проекту «Образование» введены в эксплуатацию 2 школы на 1135 мест и 500 мест соответственно, капитально отремонтирован физико-математический лицей Оренбурга, также произведен ремонт в 25 спортивных залах сельских школ, созданы 96 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», в 39 школах поставлено новое компьютерное оборудование, проведены работы по созданию третьего в Оренбуржье центра цифрового образования детей «IT-куб», созданы и функционируют 12 мастерских, оснащенных материально-технической базой, в трех профессиональных образовательных организациях области.
Национальный проект «Здравоохранение» позволил приобрести медицинское оборудования для 8 региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, открыты 4 центра амбулаторной онкологической помощи, произведен капитальный ремонт 84 объектов медицинских организаций области, приобретены и смонтированы 32 быстровозводимые модульные конструкции объектов медицинских организаций.
В рамках национального проекта «Культура» произведен капитальный ремонт 3 сельских домов культуры и 2 детских школ искусств, объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба, модернизированы Оренбургский театр кукол «Пьеро», 7 муниципальных библиотек, технически оснащено 3 музея, создано 3 виртуальных концертных зала.
Итоги реализации национального проекта «Жилье и городская среда»: благоустроено 22 общественные территории в муниципальных образованиях области; расселено из непригодного для проживания жилищного фонда 4,47 тысяч человек. В рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» проведены ремонтные работы на 102 объектах дорожной сети, отремонтировано около 350 километров дорог и 530 метров мостов.
Национальный проект «Экология» позволил сформировать запас лесных семян для лесовосстановления, приобрести 10 единиц городского пассажирского транспорта, разработать проектную документацию по расчистке русла реки Урал в границах Оренбурга, провести проектно-изыскательские работы на ликвидацию свалок в 3 городах, ввести в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс, приобрести 4 883 контейнера для раздельного накопления твердых коммунальных отходов [27].
Проведя теоретический анализ реализации национальных проектов в субъектах Российской Федерации, можно увидеть позитивные тенденции для достижения национальных целей РФ. При этом достижении целевой установки при реализации проектного подхода (одна цель – один национальный проект) не достигнута. На достижение одной цели может быть направлено несколько государственных программ, что подтверждает отсутствие единого плана по достижению национальных целей.
На основе Стратегии, направлений реализации национальных проектов, а также имеющихся ресурсов в субъектах Российской Федерации, разрабатываются собственные региональные программы социально-экономического развития. В них прописываются федеральные и региональные проекты, которые способствуют достижению национальных целей РФ.
Основной целью национальных проектов является повышение уровня развития регионов страны, рациональное и целенаправленное использование федеральных и региональных финансовых ресурсов выделенных на реализацию национальных целей.
Стратегическим ориентиром и ключевым фактором пространственного развития страны, в рамках реализации национальных проектов, является развитие дорожной инфраструктуры, так как именно недостаточная транспортная связанность территорий препятствует эффективному экономическому взаимодействию всех субъектов РФ [6].
При реализации данных проектов важно учитывать специфику регионов из-за имеющихся различий между субъектами РФ по природно-географическим и социально-экономическим характеристикам.
Разработкой целевых показателей, вопросами анализа и оценки достижения национальных проектов занимается Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию. Задачами оценки является мониторинг достижения национальных целей и целевых показателей, разработка предложений по улучшению социально-экономического развития регионов страны. Значения целевых показателей должны быть взаимосвязаны с показателями социально-экономического развития, что является успешным результатом достижения поставленных национальных целей [6].
Формирование государственных программ следует осуществлять на основе национальных проектов, что позволит отказаться от большого количества отраслевых программ (более 30) и включать основные положения данных программ в состав крупных государственных программ, разрабатываемых в целях реализации стратегических национальных приоритетов [1].
Эффективность реализации национальных проектов зависит от многих факторов, таких как: организация управления, финансовое и информационное обеспечение, мониторинг. Организация управления национальными проектами должна осуществляться при взаимодействии всех участников (государства, общества и бизнеса), участвующих в данном процессе. Финансовое обеспечение должно реализовываться на основе разработанного организационно-экономического механизма, обеспечивающего прозрачность и эффективность расхода бюджета. Информационное обеспечение позволяет осуществлять постоянный мониторинг за реализацией национальных проектов. При этом важно отметить, что информационное обеспечение должно осуществляться на всех стадиях реализации национального проекта.
Вывод
Проведенное исследование показывает, что пространственное развитие региона достигается за счет применения комплексного проектного подхода по развитию территорий для высокого качества жизни, которое включает: развитие сельских территорий и приграничных муниципальных образований, комфортная и безопасная городская среда, благоустроенное жилье, доступность и разнообразие объектов торговли и услуг, отдыха, досуга, образования, здравоохранения, а также созданию условий для физического благополучия граждан, их самореализации, саморазвития и продуктивного взаимодействия.
Применение проектного подхода предполагает реализацию всех направлений развития как часть единого национального проекта. Пространственное развитие региона является одной из приоритетных задач для дальнейшего исследования данной проблемы.
Реализация национальных целей в контексте проектного подхода является мощным рычагом для пространственного развития регионов и экономики страны в целом. Благодаря взаимосвязи стратегий Российской Федерации, национальных, федеральных и региональных проектов, эффективная реализация всех программ по единому вектору способствует достижению национальных целей развития страны, росту экономики, повышению конкурентоспособности, качества жизни населения и пространственному развитию страны.
References:
Afinogenov D. A. (2022). Strategicheskie natsionalnye prioritety i natsionalnye proekty kak vazhneyshiy faktor kompleksnogo razvitiya territoriy [Strategic national priorities and national projects as the most important factor in the integrated development of territories] Strategic management in the field of national security of Russia: challenges and risks of spatial development. 7-17. (in Russian).
BaranskiyN.N. (1956). Ekonomicheskaya geografiya [Economic geography] (in Russian).
Bednyakov A. S., Mierin L. A. (2019). Natsionalnye proekty Rossii: problemy i resheniya [National projects of Russia: problems and solutions]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (4(118)). 20-25. (in Russian).
Bukhvald E.M. (2020). Strategicheskoe prostranstvennoe planirovanie: makroregiony i subekty rossiyskoy federatsii [Strategic spatial planning: macro-regions and constituent entities of the Russian Federation]. Journal of Russian Law. (3). 31-44. (in Russian).
Danilova I.V., Kilina I. P. (2019). Innovatsionnoe prostranstvo: teoreticheskie i metodicheskie aspekty [Theoretical and methodological aspects of innovative space]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (7(125)). 4. (in Russian).
Feoktistov L. P. (2007). Izbrannye trudy [Selected works] (in Russian).
Gaynanov D.A. (2015). Metodologicheskie aspekty realizatsii programmno-proektnogo podkhoda v strategicheskom upravlenii razvitiem territorii [Methodological aspects of the implementation of the program-project approach in the strategic management of territory development] Economic management: methods, models, technologies. 38-42. (in Russian).
Granberg A.G. (2000). Osnovy regionalnoy ekonomiki [Fundamentals of the regional economy] (in Russian).
Grosheva N.B. (2011). Metodologiya integratsii proektnogo upravleniya innovatsionnoy deyatelnostyu v sistemu regionalnogo upravleniya [Methodology of integration of project management of innovation activities into the regional management system] (in Russian).
Ivanov O. B., Bukhvald E. M. (2019). Natsionalnye proekty Rossii: regionalnoe izmerenie [National projects of Russia: regional dimension]. ETAP: economic theory, analysis, practice. (1). 37-53. (in Russian). doi: 10.24411/2071-6435-2019-10067.
Izard U. (1966). Metody regionalnogo analiza: vvedenie v nauku o regionakh [Methods of regional analysis: an introduction to the science of regions] (in Russian).
Kolmakova E.M., Kolmakova I. D., Degtyareva N. A. (2018). Prostranstvennoe razvitie regiona v kontekste strategii sotsialno-ekonomicheskogo rosta [Spatial development of the region in the context of the strategy for socio-economic growth]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (3(413)). 30-37. (in Russian).
Kolosovskiy N.N. (1958). Osnovy ekonomicheskogo rayonirovaniya [Fundamentals of economic zoning] (in Russian).
Kuznetsov I. A. (2018). Proektnyy podkhod v upravlenii sotsialno-ekonomicheskim razvitiem regiona [Project-based approach in managing socio-economic development of the region]. Territorial development issues. (4(44)). 2. (in Russian). doi: 10.15838/tdi.2018.4.44.2.
Lesh A. (1959). Geograficheskoe razmeshchenie khozyaystva [Geographical location of the farm] (in Russian).
Marshall A. (2012). Printsipy politicheskoy ekonomii [Principles of political economy] (in Russian).
Minakir P.A. (1983). Ekonomicheskoe razvitie regiona: programmnyy podkhod [Economic development of the region: a programmatic approach] (in Russian).
Miroshnikov S.N. (2018). Gosudarstvennoe upravlenie territorialnym razvitiem: podkhody, instrumenty, perspektivy [State management of territorial development: approaches, tools, prospects] (in Russian).
Mudrova S.V. (2021). Razvitie ponyatiynogo apparata prostranstvennoy ekonomiki i prostranstvennogo analiza [Development of the conceptual apparatus of spatial economics and spatial analysis]. Financial management. (3). 42-48. (in Russian).
Parkhomov E. A. (2021). Ustoychivoe razvitie selskikh territoriy v usloviyakh prostranstvennoy lokalizatsii [Sustainable development of rural areas in terms of spatial localization] (in Russian).
Porter M.E. (2005). Konkurentsiya [Competition] (in Russian).
Rezepin A.V. (2016). Ekonomicheskiy krizis v Rossii: koordinatsiya federalnyh i regionalnyh mer stabilizatsionnoy politiki v usloviyakh neodnorodnosti ekonomicheskogo prostranstva [The economic crisis in Russia: coordination of federal and regional measures of stabilization polices in conditions of economic space heterogeneity]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. (2). 71-75. (in Russian).
Rikardo D. (1955). Nachala politicheskoy ekonomii i nalogovogo oblozheniya [The beginnings of political economy and taxation] (in Russian).
Rudakov A. A. (2012). Sravnitelnyy analiz traditsionnoy metodologii proektnogo upravleniya i gibkogo upravleniya innovatsionnymi proektami [Comparative analysis of the traditional and agile project management methodologies]. Ekonomika predprinimatelstva. (6(29)). 292-294. (in Russian).
Semerkova L.N., Safronova N. Yu. (2011). Upravlenie selskimi territoriyami na osnove marketinga selskokhozyaystvennyh zemel [Rural management based on marketing of agricultural land] (in Russian).
Shestakova E. V., Sitzhanova A. M., Prytkov R. M. (2023). Problemy i perspektivy razvitiya promyshlennyh predpriyatiy regiona [Problems and prospects for the development of industrial enterprises in the region]. Nauchnyy rezultat. Seriya: Ekonomicheskie issledovaniya. (1). 72-84. (in Russian). doi: 10.18413/2409-1634-2023-9-1-0-6.
Smit A. (1962). Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations] (in Russian).
Suvorova A. V. (2019). Prostranstvennoe razvitie: soderzhanie i osobennosti [Spatial development: content and features]. Journal of NewEconomy. (3). 51-64. (in Russian). doi: 10.29141/2658-5081-2019-20-3-4.
Tatarkin A.I. (2012). Formirovanie regionalnyh institutov prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Forming of the regional institutions of spatial development of the Russian Federation]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (6(24)). 42-59. (in Russian).
Tkachenko A. A. (2019). Rol Strategii prostranstvennogo razvitiya v uluchshenii kachestva zhizni regionov Rossii [The role of the spatial development strategy in improving the life quality in Russian regions]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4(60)). 11. (in Russian).
Tyunen I. (1926). Izolirovannoe gosudarstvo [An Isolated State] (in Russian).
Veber A. (1926). Teoriya razmeshcheniya promyshlennosti [Theory of industrial placement] (in Russian).
Volotskov A. A. (2023). Natsionalnye proekty kak realizatsiya tselevyh orientirov strategicheskogo razvitiya regionov Rossii [National projects as the implementation of targets for the strategic development of Russian regions]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4(76)). 24. (in Russian).
Vorobeva E. I., Blazhevich O. G. (2021). Realizatsiya natsionalnyh proektov, obespechivayushchikh ekonomicheskiy rost v Rossiyskoy Federatsii [Implementation of national projects ensuring economic growth in the Russian Federation]. Scientific Herald: finance, banks, investments. (4 (57)). 5-23. (in Russian).
Zyryanov S. G., Ivanov O. P. (2020). Natsionalnye proekty i ikh rol v razvitii sotsialnogo prostranstva regionov [National projects and their role in the development of the social space of the regions] 22th Ural Sociological Readings. National projects and socio-economic development of the Ural region. 135-138. (in Russian).
Страница обновлена: 22.05.2025 в 12:06:57