Сравнение методологических подходов к оценке эффективности государственных закупок на региональном уровне в целях обеспечения экономической безопасности государства
Сенков В.А.
, Домничев Д.Ю.
, Еремин П.А.
, Юрин А.К.
, Бубинец И.А.![]()
1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84021618
Аннотация:
Сегодня сфера государственных закупок является одной из наиболее динамически развивающихся сфер экономических отношений, предполагающей регулярное внесение изменений в законодательство и условия проведения процедур. Каждый субъект Российской Федерации имеет свою специфику в аспекте обеспечения экономической безопасности, в связи, с чем возникает объективная необходимость разработки методологического инструментария для проведения оценки деятельности заказчиков, результаты которой используются для формирования рейтинга эффективности их деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В работе рассмотрены три методологических подхода, применяемых для анализа и оценки эффективности государственных закупок на региональном уровне – методики Федеральной антимонопольной служба, Федеральной налоговой службы и Управления государственных закупок Тюменской области. Дана оценка эффективности системы государственных закупок на региональном уровне, преимущества и недостатки разных методологических подходов в сфере государственных закупок
Ключевые слова: государственные закупки, система государственных закупок, нормативно-правовое регулирование
JEL-классификация: L51, L52, O25
Введение. Сегодня сфера государственных закупок является одной из наиболее динамически развивающихся сфер экономических отношений, предполагающей регулярное внесение изменений в законодательство и условия проведения процедур. Каждый субъект Российской Федерации имеет свою специфику в аспекте обеспечения экономической безопасности, в связи, с чем возникает объективная необходимость разработки методологического инструментария для проведения оценки деятельности заказчиков, результаты которой используются для формирования рейтинга эффективности их деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд [7].
В работе дана оценка эффективности системы государственных закупок на региональном уровне, преимущества и недостатки разных методологических подходов в сфере государственных закупок (методики ФАС РФ, ФНС РФ, Управления государственных закупок Тюменской области), проведена диагностика угроз и рисков, выявлены проблемы в контексте угроз экономической безопасности РФ [16].
Основная часть. Как было отмечено в предыдущих работах авторов по данной теме, наибольший удельный вес в общем стоимостном объеме (более 50%) государственных закупок имеют закупки на региональном уровне [10-11]. Именно поэтому в современных условиях актуально требование ответственности за результативность и эффективность расходования бюджетных средств, которое закреплено в статье 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) [1].
Основными требованиями к порядку оценки эффективности существующей системы государственных закупок региона в целях обеспечения экономической безопасности можно считать:
- соответствие общей методики анализа бюджетно-экономических показателей региона федеральным показателям;
- согласованность региональной эффективности с государственной системой учета, анализа, статистики и прогнозирования;
- учет основных угроз и рисков экономической безопасности региона;
- оптимальный выбор показателей для анализа и отображения экономической ситуации в регионе;
- ясность и простота понимания результатов анализа;
- однозначное соответствие показателей одному временному периоду [14].
При этом, в Российской Федерации отсутствует законодательно закрепленная единая методика оценки эффективности организации и осуществления закупочной деятельности, в связи с чем в большинстве случаев деятельность заказчиков оценивается только посредством расчета простой экономии бюджетных средств в силу отсутствия официальной методики оценки эффективности их деятельности [13]. В разъяснениях Федеральной антимонопольной службы указано, что перечень показателей эффективности закупок и методика их применения разрабатываются каждым органом самостоятельно с учетом особенностей их закупочной деятельности. Такие показатели могут представлять собой элемент общей системы оценки эффективности деятельности государственных органов и организаций, их структурных подразделений, а также являться частью системы мотивации сотрудников [15]. В 58 статье Закона о контрактной системе [1] следует, что к проведению оценки эффективности закупочной деятельности субъектов рассматриваемой сферы могут быть привлечены эксперты. Таким образом, результатом данного подхода стало отсутствие единообразия критериев и методик оценки эффективности закупочных процедур.
Для оценки эффективности системы государственных закупок на региональном уровне можно использовать разнообразные индикаторы, критерии и пороговые значения, которые разрабатывают и применяют как органы государственной статистики, так и академическое сообщество. Однако необходимо отметить, показатели для оценки контрактной системы различных регионов не могут быть одинаковыми, особенно это относится к субъектам, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга и имеют различные природные ресурсы и климатические условия. Следовательно, помимо общих рисков и угроз, которые характерны для всех регионов страны, в анализ также следует включить специфические социально-экономические особенности каждого субъекта для более полного определения как внутренних, так и внешних угроз.
В рамках данной работы предлагается рассмотреть три методологических подхода, применяемых для анализа и оценки эффективности государственных закупок:
- методика, утвержденная Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации;
- методика, утвержденная Федеральной налоговой службой Российской Федерации;
- методика, утвержденная распоряжением Управления государственных закупок Тюменской области.
Каждая из указанных методик оценивает эффективность процесса закупок с учетом своей специализации и уделяет внимание конкретным аспектам, соответствующим ее области деятельности.
В первую очередь рассмотрим методические рекомендации, утвержденные и применяемые Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации. Нормативно-правовой основой данной методики является приказ от 12 ноября 2018 г. N 1523/18 «Об утверждении перечня показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями Федеральной антимонопольной службы» [4].
В методике Федеральной антимонопольной службы приведены 5 основных показателей, характеризующие эффективность закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд:
1. Экономия расходования средств бюджета по результатам конкурентных процедур;
2. Среднее количество заявок участников, поданных для участия в конкурентных процедурах;
3. Доля заявок, допущенных к участию в конкурентных процедурах;
4. Доля освоенных бюджетных средств к доведенным лимитам бюджетных обязательств за отчетный период;
5. Доля обоснованных жалоб на действия (бездействия) заказчика при проведении конкурентных процедур
Формулы для расчета каждого из показателей и источники исходных данных указаны в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень показателей эффективности закупок товаров, работ и услуг, утвержденных ФАС РФ.
Источник: составлено авторами по данным [4].
Главным преимуществом данной методики является то, что она утверждена федеральным органом исполнительной власти. К недостаткам методики можно отнести необоснованность выбора показателей, сложность расчетов и поиска информации, отсутствие конкретных значений показателей и их категорий (соответствуют ли полученные значения показателей установленным нормам или нет). Также необходимо отметить, что при применении данной методики не учитываются и не рассчитываются такие показатели, как уровень конкуренции, соблюдение законодательства при размещении заказов, дисциплина планирования и исполнения контрактов.
Далее рассмотрим методику оценки эффективности закупок товаров, работ, услуг, утвержденную приказом от 23 ноября 2018 г. № ММВ-7-5/655@ «Об утверждении показателей, характеризующих эффективность закупок, и порядка их применения» [3].
Показателями, характеризующими эффективность закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд ФНС России, территориальных органов ФНС России, организаций, находящихся в ведении ФНС России, являются:
1. Среднее количество заявок (далее также - показатель П1).
2. Процент экономии при заключении государственных контрактов, рассчитанный относительно начальных (максимальных) цен контрактов (далее также - показатель П2).
3. Процент решений о признании жалобы обоснованной по отношению к общему количеству закупок, осуществляемых конкурентными способами (при обжаловании в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействий) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе [5] (далее также - показатель П3).
4. Доля закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в совокупном годовом объеме закупок (далее также - показатель П4).
Порядок расчета баллов по показателю П1: по каждому из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется среднее количество заявок, которое рассчитывается как среднеарифметическое количество заявок за отчетный период отдельно по каждому из таких конкурентных способов и устанавливаются баллы в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 – Порядок проведения расчетов по показателю «Среднее количество заявок, поданных на участие по конкурентному способу определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (П1).
|
№ п/п
|
Наименование
конкурентного способа определения поставщиков
|
Среднее
количество заявок, поданных на участие по конкурентному способу определения
поставщиков
|
Количество
баллов
|
|
1.
|
Конкурс
|
2 и более заявки
|
5
|
|
менее 2-х заявок
|
2
| ||
|
2.
|
Аукцион
|
3 и более заявки
|
5
|
|
менее 3-х заявок
|
2
| ||
|
3.
|
Запрос котировок
|
2 и более заявки
|
5
|
|
менее 2-х заявок
|
2
| ||
|
4.
|
Запрос предложений
|
2 и более заявки
|
5
|
|
менее 2-х заявок
|
2
|
После установления баллов отдельно по каждому из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется средневзвешенный балл, который рассчитывается как среднеарифметическое значение баллов, установленных по каждому из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Итоговым баллом по показателю П1 является средневзвешенный балл по всем конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществленных за отчетный период.
По показателю П2 определяется процент экономии при заключении государственных контрактов, рассчитанный относительно начальных (максимальных) цен контрактов, за отчетный период отдельно по каждому из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и устанавливаются баллы в соответствии с таблицей 3. При расчете процента экономии не учитываются начальные (максимальные) цены контрактов по тем конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в результате проведения которых государственные контракты не заключены.
Процент экономии при заключении государственных контрактов рассчитывается по формуле:
,
где Э - процент экономии при заключении государственных контрактов; Снач - сумма начальных (максимальных) цен контрактов по конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); Снезакл - сумма начальных (максимальных) цен контрактов по тем конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в результате проведения которых государственные контракты не заключены; Сзакл- общая стоимость заключенных государственных контрактов по результатам проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таблица 3 − Порядок проведения расчетов по показателю «Процент экономии при заключении государственных контрактов, рассчитанный относительно начальных (максимальных) цен контрактов» (П2).
|
№
п/п
|
Наименование конкурентного способа определения поставщиков
|
Процент экономии при заключении государственных
контрактов, рассчитанный относительно начальных (максимальных) цен
контрактов
|
Количество баллов
|
|
1.
|
Конкурс
|
2 и более
|
5
|
|
менее 2
|
2
| ||
|
2.
|
Аукцион
|
5 и более
|
5
|
|
менее 5
|
2
| ||
|
3.
|
Запрос котировок
|
5 и более
|
5
|
|
менее 5
|
2
| ||
|
4.
|
Запрос предложений
|
2 и более
|
5
|
|
менее 2
|
2
|
После установления баллов отдельно по каждому из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется средневзвешенный балл, который рассчитывается как среднеарифметическое значение баллов, установленных по каждому из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Итоговым баллом по показателю П2 является средневзвешенный балл по всем конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществленных за отчетный период.
По показателю П3 определяется процент решений о признании жалобы обоснованной по отношению к общему количеству закупок, осуществляемых конкурентными способами (при обжаловании в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействий) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе за отчетный период и устанавливаются баллы в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4 – Установленное количество присваиваемых баллов по показателю «Процент решений о признании жалобы обоснованной по отношению к общему количеству закупок, осуществляемых конкурентными способами (при обжаловании в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействий) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе» (П3).
|
№
п/п
|
Процент решений о признании жалобы обоснованной по
отношению к общему количеству закупок, осуществляемых конкурентными
способами (при обжаловании в контрольный орган в сфере закупок действий
(бездействий) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов,
должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в порядке,
установленном главой 6 Закона о контрактной системе
|
Количество баллов
|
|
1.
|
менее 4
|
5
|
|
2.
|
4 и более
|
2
|
По показателю П4 определяется доля закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в совокупном годовом объеме закупок за отчетный период в соответствии с статьей 30 Закона о контрактной системе [11], и присваиваются баллы в соответствии с таблицей 5.
Доля закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций определяется на основании отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, формируемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" [2].
Таблица 5 − Установленное количество присваиваемых баллов по показателю «Доля закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в совокупном годовом объеме закупок (процентов)» (П4).
|
№
п/п
|
Доля
закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально
ориентированных некоммерческих организаций в совокупном годовом объеме
закупок (процентов)
|
Количество
баллов
|
|
1.
|
15 и более
|
5
|
|
2.
|
менее 15
|
2
|
Эффективность закупок определяется следующими уровнями: высокий, базовый и низкий.
Уровень эффективности закупок определяется в соответствии с таблицей 6 исходя из суммы баллов по всем показателям, характеризующим эффективность закупок.
Таблица 6 – Итоговое значение суммы баллов по показателям П1, П2, П3, П4 для определения уровня эффективности закупок.
|
№
п/п
|
Сумма
баллов по показателям
(П1 + П2 + П3 + П4) |
Уровень
эффективности закупок
|
|
1.
|
19 и более
|
Высокий
|
|
2.
|
от 14 до 18,9
|
Базовый
|
|
3.
|
менее 14
|
Низкий
|
Максимальный балл, который можно присвоить при расчете по данной методике, 50 баллов. При оценке эффективности закупок расчет баллов осуществляется с применением математических правил округления до одной цифры после запятой. Оценка эффективности закупок осуществляется за отчетный период, равный одному календарном году.
Оценка эффективности закупок осуществляется посредством сбора, обобщения, систематизации информации об осуществлении закупок, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, созданной в соответствии с Законом о контрактной системе.
Основным достоинством данного методологического подхода является его универсальный характер, который позволяет обобщенно оценить эффективность (неэффективность) проводимых закупок. Кроме того, он помогает выявить области, требующие дополнительного внимания при последующем изменении критериев отбора поставщиков. Однако, как считают эксперты [7; 13], при явных достоинствах применяемой методики возникают и некоторые недостатки. Итоговый индекс эффективности закупочной деятельности субъекта РФ, выраженный числовым значением, не дает ясного понимания деятельности контрактной системы в данном регионе. Комплексная оценка сглаживает недостатки за счет высоких показателей некоторых критериев. Так, например, критерий подозрительности закупок может быть исключен из внимания за счет высоких показателей конкурентности. При этом высокий показатель конкурентности, использующий долю закупок, совершенных конкурентными способами, не является вполне объективным, так как закрытые конкурентные способы не обеспечивают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг [8].
Как было указано ранее, в Российской Федерации отсутствует законодательно закрепленная единая методика оценки эффективности организации и осуществления закупочной деятельности, в связи с чем некоторые регионы разработали и утвердили собственные методические подходы к оценке контрактной системы. На сегодняшний день утвержденные методики существуют менее, чем в 20 субъектах России, среди которых Мурманская, Иркутская, Тюменская, Липецкая области, Чувашская Республика, в Республик Саха (Якутия). Для анализа была выбрана Методика оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тюменской области, утвержденная распоряжением Управления государственных закупок Тюменской области от 17.10.2018 № 002-р [5]. Разработка данной Методики началась еще в 2014 году до вступления в силу статьи 97 «Мониторинг закупок» Закона о контрактной системе [1]. Инициатором проведения оценки эффективности выступило Управление государственных закупок Тюменской области.
Оценка эффективности, как и любой другой процесс, требует постоянного совершенствования, в связи с чем, в методике проведения оценки появляются новые показатели, а потерявшие свою актуальность исключаются. В начале пути эффективность закупок оценивалась всего по пяти показателям, сегодня — уже по 27. С 2016 года оценке эффективности подлежат и муниципальные закупки. Апогеем этой работы стало формирование в 2017 году Комплексной оценки эффективности закупок. Благодаря расширению возможностей региональной информационной системы сбор исходной информации для проведения оценки эффективности закупок осуществляется автоматически без дополнительных запросов сведений у заказчиков [13].
Для определения эффективности закупочной деятельности применяются наиболее значимые показатели, демонстрирующие главные составные части проведения закупок и дающие возможность формировать подход к оценке эффективности. Указанные показатели характеризуют стадии осуществления закупок - планирование, проведение закупки, исполнение контракта, контроль и дают наиболее полное представление о процессе закупок.
При оценке эффективности закупок используются следующие критерии:
1. критерий конкурентности закупок;
2. критерий экономности;
3. критерий соблюдения законодательства;
4. критерий эффективности планирования;
5. критерий подозрительности закупок;
6. критерий соблюдения принципа профессионализма.
Каждый критерий представляет собой совокупность показателей эффективности, рассчитываемых по приведенному ниже порядку. Сумма значений показателей по каждому критерию позволяет определить резервы повышения эффективности закупок по каждому направлению оценки.
Одной из особенностей Методики является то, что для объективной оценки расчет осуществляется отдельно по количественному и стоимостному значению. Показателям при расчете баллов присваивается весовой коэффициент от 0,3 до 0,7 соответственно.
Оценка эффективности осуществления закупок для обеспечения нужд Тюменской области по итогам отчетного периода (Rз) основывается на определении совокупного показателя Rз, который рассчитывается как сумма значений каждого из анализируемых показателей с использованием расчетно-баллового метода. Оценке подлежат государственные и муниципальные закупки Тюменской области:
Rз = R1.1 + R1.2 + R1.3 + R1.4 + R1.5 + R1.6 + R2.1 + R2.2 + R3.1 + R3.2 + R3.2.1 + R3.3 + R3.4 + R4.1 + R5.1 + R5.2
Оценка уровня профессионализма государственных заказчиков по итогам отчетного периода (Rп) основывается на определении совокупного показателя Rп, который рассчитывается как сумма значений каждого из анализируемых показателей с использованием расчетно-баллового метода. Отметим, что оценка уровня профессионализма заказчиков проводится только по государственным закупкам (по муниципальным не проводится):
Rп = R6.2.1*0,4 + R6.2.2*0,6
Показателям, включенным в комплексную оценку, присваивается определенное количество баллов в соответствии со степенью эффективности (от 3 до 0). Данные представлены в таблице 7 [6].
Таблица 7 - Значение критериев для формирования комплексного показателя (баллы).
|
Показатель
|
Значение
критериев для формирования комплексного показателя (баллы)
| |||
|
R
(1...15) = 3
|
R
(1...15) = 2
|
R
(1...15) = 1
|
R
(1...15) = 0
| |
|
1.
Критерий конкурентности закупок
| ||||
|
К1.1.1
(30%)
|
более
50%
|
от
30% до 50%
|
от
10% до 30%
|
менее
10%
|
|
К1.1.2
(70%)
|
более
50%
|
от
30% до 50%
|
от
10% до 30%
|
менее
10%
|
|
К1.2.1
(30%)
|
менее
25%
|
от
25% до 35%
|
от
35% до 50%
|
более
50%
|
|
К1.2.2
(70%)
|
менее
25%
|
от
25% до 35%
|
от
35% до 50%
|
более
50%
|
|
К1.3
|
более
4
|
от 3
до 4
|
от 2
до 3
|
менее
2
|
|
К1.4
|
менее
10%
|
от
10% до 15%
|
от
15% до 25%
|
более
25%
|
|
К1.5.1
(50%)
|
более
95%
|
от
90% до 95%
|
от
85% до 90%
|
менее
85%
|
|
К1.5.2
(50%)
|
более
95%
|
от
90% до 95%
|
от
85% до 90%
|
менее
85%
|
|
К1.6
|
более
95%
|
от
85% до 95%
|
от
75% до 85%
|
менее
75%
|
|
2.
Критерий экономности
| ||||
|
К2.1.1
(80%)
|
Группа
2
|
Группа
1
|
Группа
3
|
-
|
|
К2.1.2
(20%)
|
Группа
2
|
Группа
1
|
Группа
3
|
-
|
|
К2.2.1
(50%)
|
менее
15%
|
от
15% до 20%
|
от
20% до 25%
|
более
25%
|
|
К2.2.2
(50%)
|
менее
15%
|
от
15% до 20%
|
от
20% до 25%
|
более
25%
|
|
3.
Критерий соблюдения законодательства в сфере закупок
| ||||
|
К3.1
|
более
20%
|
От 6%
до 20%
|
Норма
выполнена
(от 5% до 6%) |
Менее
5%
|
|
К3.2
|
более
80%
|
От
60% до 80%
|
От
40% до 60%
|
Менее
40%
|
|
К3.3
|
отсутствуют
|
отсутствуют
|
до
0,5%
|
более
0,5%
|
|
К3.4
|
отсутствуют
|
отсутствуют
|
до
0,5%
|
более
0,5%
|
|
4.
Критерий эффективности планирования
| ||||
|
К4.1
|
менее
0,2
|
от
0,2 до 0,4
|
от
0,4 до 0,6
|
более
0,6
|
|
К4.2
|
Баллы
не присваиваются
| |||
|
5.
Критерий подозрительности закупок
| ||||
|
К5.1
|
более
99%
|
от
99% до 98%
|
от
98% до 97%
|
менее
97%
|
|
К5.2
|
менее
5%
|
от 5%
о 10%
|
от
10% до 20%
|
более
20%
|
|
К5.3
|
более
90%
|
от
80% до 89%
|
от
70% до 79%
|
менее
70%
|
|
6.
Критерий соблюдения принципа профессионализма
(рассчитывается ТОЛЬКО по государственным заказчикам) | ||||
|
К6.1
|
100%
|
от
90% до 100%
|
от
80% до 90%
|
менее
80%
|
|
К6.2.1
(40%)
|
100%
|
от
90% до 100%
|
от
80% до 90%
|
менее
80%
|
|
К6.2.2
(60%)
|
100%
|
от
90% до 100%
|
от
80% до 90%
|
менее
80%
|
Для непосредственной оценки эффективности осуществления закупок органами государственной власти Тюменской области и муниципальными образованиями Тюменской области, в целом по закупкам для обеспечения нужд Тюменской области используется следующая балльная шкала (см. таблицу 8).
Таблица 8 - Оценка эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тюменской области.
|
Критерии
|
Оценка
эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
нужд Тюменской области
| |||
|
Эффективная
|
Умеренно
эффективная
|
Неэффективная
|
Неудовлетворительная
| |
|
|
сумма
присвоенных баллов
| |||
|
Критерий
конкурентности закупок
|
Более
15
|
10 -
14
|
5 - 9
|
Менее
5
|
|
Критерий
экономности
|
Более
5
|
4 - 5
|
2 - 3
|
Менее
2
|
|
Критерий
соблюдения законодательства в сфере закупок
|
Более
7
|
5 - 6
|
3 - 4
|
Менее
2
|
|
Критерий
эффективности планирования
|
3
|
2
|
1
|
0
|
|
Критерий
подозрительности закупок
|
Более
8
|
6 - 8
|
3 - 5
|
Менее
3
|
|
II-1.
Оценка эффективности осуществления закупок
|
Более
35
|
25 -
35
|
14 -
24
|
Менее
14
|
Для оценки уровня профессионализма государственных заказчиков Тюменской области используется следующая балльная шкала (см. таблицу 9).
Таблица 9 − Оценка уровня профессионализма государственных заказчиков.
|
Критерии
|
Оценка
уровня профессионализма государственных заказчиков
| |||
|
Эффективная
|
Умеренно
эффективная
|
Неэффективная
|
Неудовлетворительная
| |
|
|
сумма
присвоенных баллов
| |||
|
II-2.
Оценка уровня профессионализма государственных заказчиков
|
5 - 6
|
4
|
3
|
Менее
2
|
К достоинствам рассмотренной методики Тюменской области относится то, что с её помощью можно выявить недостатки текущей контрактной системы региона и внести необходимые корректировки в действия участников системы государственных закупок и достижению улучшенных результатов. Сама оценка эффективности основана на анализе критериев, которые характеризуют составные части процесса закупок на всех стадиях, при этом каждый критерий состоит из нескольких показателей эффективности. Сумма значений показателей по каждому критерию позволяет определить резервы повышения эффективности закупок по каждому направлению оценки. К общим недостаткам можно отнести большое количество рассчитываемых показателей и сложность поиска информации.
Заключение. Проанализировав все вышерассмотренные методологические подходы, считаем важным отметить, что система государственных закупок помимо того, что является одним из механизмов регулирования сложившихся экономических отношений, еще и несет в себе важнейшую функцию удовлетворения общественных потребностей [17]. Основным общим недостатком является полное отсутствие качественных показателей, характеризующих степень обеспечения социальных нужд [9].
В данном исследовании были проанализированы три подхода профильных ведомств к оценке эффективности системы государственных закупок в России. Были рассмотрены основные аспекты оценки эффективности, определены источники для расчета показателей, выявлены основные принципы оценки, предложенные в каждом из них. Также стало очевидным то, что у каждой из рассмотренных методик есть как преимущества, так и недостатки.
Подводя итог вышеприведенным расчетам, можно заметить, что помимо общих показателей, таких как конкурентность закупок, экономическая выгода и поддержка малого бизнеса, существуют значительные различия в составе этих показателей. Анализ методов оценки эффективности государственных закупок в России показал, что при различных количественных параметрах итоговая оценка эффективности остается на одном уровне, что затрудняет сравнительный анализ между регионами [10].
Более того, анализ методологических подходов к оценке эффективности системы государственных закупок показывает, что большинство методик основаны только на экономической эффективности, не учитывая целевую и организационную эффективность, не все методики учитывают специфику объекта или содержат субъективные критерии. Оценка эффективности государственных расходов обычно сводится к расчету экономии по отдельной закупке или всем закупкам, не предоставляя полного анализа системы закупок в целом [18]. Расчет экономии производится от начальной цены контракта, установленной заказчиком, которая не всегда соответствует реальной рыночной цене.
Изучение нормативных актов и практических материалов по оценке эффективности государственных закупок доказало отсутствие единого подхода к оценке эффективности, несогласованность в документах и разнообразие показателей оценки эффективности. Рассмотренная в данной работе Методика оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тюменской области может стать, по мнению авторов, основой модернизации системы государственных закупок на региональном и муниципальном уровне в целях как повышения экономической безопасности государства, так и повышения эффективности закупок.
Источники:
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238 \О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования\. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176837/ (дата обращения: 20.08.2025).
3. Об утверждении показателей, характеризующих эффективность закупок, и порядка их применения: приказ Федеральной налоговой службы от 23.11.2018 № ММВ-7-5/655@ // КонсультантПлюс. Версия Проф: – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312304/b9307bebe37b8026631702a61e53317e30f201f5/ (дата обращения: 12.04.2025)
4. Об утверждении перечня показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями федеральной антимонопольной службы: приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 ноября 2018 г. № 1523/18. КонсультантПлюс. Версия Проф. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313022/ (дата обращения: 12.02.2025).
5. Об утверждении Методики оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тюменской области: распоряжение Управления государственных закупок Тюменской области от 17.10.20018 № 002-р (с изм. от 03.08.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550231129 (дата обращения: 12.02.2025).
6. Мониторинг закупок. Минфин России. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases (дата обращения: 12.02.2025).
7. Иода Е.В. Анализ оценки эффективности контрактной системы муниципального уровня в регионе // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2020. – № 3. – c. 35–48. – doi: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-3-35-48.
8. Кравченко В.В., Кудрявцева Т.Ю. Оценка экономической безопасности региона на основе эффективности государственных закупок // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2020. – № 11. – c. 2086-2102.
9. Сенков В. А., Домничев Д. Ю. Недобросовестная конкуренция как угроза экономической безопасности. - Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования \Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2024. – 208 c.
10. Сенков В.А., Домничев Д.Ю., Карп М.В., Бардина И.В. Нормативно-правовое регулирование контрактной системы в сфере государственных закупок в целях обеспечения экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2025. – № 4. – c. 1023-1040.
11. Домничев Д.Ю., Сенков В.А., Карп М.В., Бардина И.В. О налоговых и инвестиционных мерах поддержки предприятий легкой промышленности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2024. – № 3. – c. 91-96.
12. Оценка эффективности закупок: опыт Тюменской области. Бюджет.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://bujet.ru/article/370017.php (дата обращения: 22.02.2025).
13. Саламатова А. А., Мельников В. В. Разработка методов оценки эффективности закупочной деятельности контрактной службы бюджетного учреждения. / Научные записки НГУЭУ. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления, 2021. – 36-38 c.
14. Сенков В. А., Домничев Д. Ю. Современные аспекты совершенствования системы государственных закупок в целях обеспечения экономической безопасности. - Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2024. – 164 c.
15. ФАС: федеральные органы исполнительной власти внедрили показатели эффективности закупочной деятельности. Федеральная Антимонопольная Служба. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/news/29726 (дата обращения: 12.01.2025).
16. Domnichev D.Y., Goloshchapova L.V., Kosnikov S.N., Romanishina T.S. Digital twins of physical objects and their role in the modern industrial revolution // Res Militaris. – 2022. – № 3. – p. 4137-4146.
17. Domnichev D.Y., Kosnikov S.N., Romanishina T.S., Kalmykova M.A., Vasilyeva A. Features of crisis phenomena in the economy in the modern era, arising under the influence of factors of various genesis // Res Militaris. – 2022. – № 3. – p. 1037-1045.
18. Technological aspects of building the transport ecosystem of the Russian Federation: economic issues of energy engineering / Ju. Tsertseil, T. Bondarenko, N. Prodanova, D. Domnichev // E3S Web of Conferences : International Scientific Conference “Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East” (AFE-2022), Tashkent, Uzbekistan, 25–28 января 2023 года. Vol. 371. – Tashkent, Uzbekistan: EDP Sciences, 2023. – P. 02041. – DOI 10.1051/e3sconf/202337102041
Страница обновлена: 03.12.2025 в 00:06:29
Download PDF | Downloads: 2
Comparison of methodological approaches to assessing the effectiveness of public procurement at the regional level in order to ensure the economic security of the state
Senkov V.A., Domnichev D.Y., Eremin P.A., Yurin A.K., Bubinets I.A.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 9 (September 2025)
Abstract:
Today, public procurement is one of the most dynamically developing spheres of economic relations, which involves regular changes in legislation and conditions for conducting procedures. Each constituent entity of the Russian Federation has its own specifics in terms of ensuring economic security.
Thus, there is an objective need to develop methodological tools for assessing the activities of customers, the results of which are used to form a ranking of the effectiveness of their activities in the field of procurement of goods, works, services to meet municipal needs.
The article considers three methodological approaches used to analyze and evaluate the effectiveness of public procurement at the regional level - the methods of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation, the Federal Tax Service of the Russian Federation and the Public Procurement Department of the Tyumen Region. An assessment of the effectiveness of the public procurement system at the regional level, the advantages and disadvantages of different methodological approaches in the field of public procurement are given.
Keywords: public procurement, public procurement system, legal regulation
JEL-classification: L51, L52, O25
References:
. [].
Domnichev D.Y., Goloshchapova L.V., Kosnikov S.N., Romanishina T.S. (2022). Digital twins of physical objects and their role in the modern industrial revolution Res Militaris. 12 (3). 4137-4146.
Domnichev D.Y., Kosnikov S.N., Romanishina T.S., Kalmykova M.A., Vasilyeva A. (2022). Features of crisis phenomena in the economy in the modern era, arising under the influence of factors of various genesis Res Militaris. 12 (3). 1037-1045.
Domnichev D.Yu., Senkov V.A., Karp M.V., Bardina I.V. (2024). About tax and investment support measures of light industry enterprises. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Tekhnologiya tekstilnoy promyshlennosti. (3). 91-96.
Ioda E.V. (2020). An analysis of the effectiveness of the municipal-level contract system in the region. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. 11 (3). 35–48. doi: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-3-35-48.
Kravchenko V.V., Kudryavtseva T.Yu. (2020). Evaluating the regional economic security by the efficiency of public procurement. National interests: priorities and security. (11). 2086-2102.
Salamatova A. A., Melnikov V. V. (2021). Development of methods for evaluating the effectiveness of procurement activities of the contract service of a budgetary institution
Senkov V. A., Domnichev D. Yu. (2024). Modern aspects of improving the public procurement system in order to ensure economic security
Senkov V. A., Domnichev D. Yu. (2024). Unfair competition as a threat to economic security
Senkov V.A., Domnichev D.Yu., Karp M.V., Bardina I.V. (2025). The regulatory and legal framework of the contract system in public procurement in order to ensure the economic security of the state. Economic security. 8 (4). 1023-1040.
Technological aspects of building the transport ecosystem of the Russian Federation: economic issues of energy engineering / Ju. Tsertseil, T. Bondarenko, N. Prodanova, D. Domnichev // E3S Web of Conferences : International Scientific Conference “Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East” (AFE-2022), Tashkent, Uzbekistan, 25–28 yanvarya 2023 goda. Vol. 371. – Tashkent, Uzbekistan: EDP Sciences, 2023. – P. 02041. – DOI 10.1051/e3sconf/202337102041
