Conceptual controversies in higher education as a threat to Russia's economic security

Rudenko M.N.1, Balandin D.A.2
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
2 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук - Пермский филиал

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 2 (February 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63548777

Abstract:
The article identifies modern problems of higher education. Based on a retrospective analysis of Russia's educational policy in higher education, contradictions between Western theoretical concepts introduced into the educational activities of universities and national interests in the training of highly qualified specialists for the needs of the country have been revealed. There is the need to revise many provisions of the educational policy in the Russian Federation in the interests of the stable development of Russian society, as well as the organization of constant monitoring of activities to improve curricula in state higher educational institutions in order to bring the process of training specialists to a level that meets the modern demands of the national economy. The results of the study are addressed to the expert community in the implementation of the country's educational policy in higher education. The results may also be of practical interest to the management and methodological services of domestic universities. Acknowledgments. The study was carried out in accordance with the Research Plan of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.

Keywords: higher education policy, educational program, Bologna system, economic security

Funding:
Исследование выполнено в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.

JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28



Введение. Реалии современных геополитических процессов, нарастающее противостояние со странами так называемого «золотого миллиарда» как в военной и экономической сферах, так и в идеологической плоскости, задачи защиты национальных интересов актуализируют проблематику совершенствования образовательной политики Российской Федерации. Необходимость модернизации высшей школы в настоящее время связывается не только с образовательными трендами на подготовку практико-ориентированных специалистов [1, с. 93], но и с процессами критического переосмысления отдельных теоретических концепций западных ученых, активно внедряемых в последние десятилетия в образовательную деятельность российских государственных вузов, учрежденных и финансируемых государством для обеспечения отечественной экономики востребованными высококвалифицированными кадрами [8, с. 13].

Цель настоящей статьи заключается в выявлении концептуальных противоречий в образовательной политике и современных проблем высшей школы как угроз экономической безопасности Российской Федерации в условиях современной неопределенности.

Методология исследования, материалы и методы. Исследование основано на обобщении теоретических материалов и сведений практического характера в организации образовательного процесса российских ВУЗов. В процессе работы над настоящей статьей в рамках системного подхода применялся метод ретроспективного анализа образовательной политики России в сфере высшего образования. Авторские рекомендации и выводы базируются на выявленных противоречиях между внедренными в образовательную деятельность ВУЗов западными теоретическими концепциями и национальными интересами в подготовке высококвалифицированных специалистов для нужд экономики страны.

Основная часть. Смена научной парадигмы, поспешные, зачастую формальные попытки имплантации [10, с. 239] западных образовательных технологий в российскую действительность, переход на многоуровневое высшее образование, непрекращающейся пересмотр и обновление государственных образовательных стандартов, наряду с несомненными положительными моментами, на практике привели к снижению объема академических часов обязательных профессиональных дисциплин и не всегда оправданному возрастанию нагрузки на профессорско-преподавательский состав, что негативным образом сказалось на качестве реализации образовательных программ и показателях текучести педагогических кадров.

В перечень возникших проблем можно также включить:

– деградацию материально-технической базы ВУЗов, нарушенные связи с корпоративным бизнесом в аспектах целевого набора и прохождения производственной практики [11, с. 76];

– отсутствие внятной государственной политики в сфере книгоиздания научной, учебной и учебно-методической литературы, что дезориентирует участников образовательного процесса в общем пространстве страны;

– зависимость присвоения научного звания работникам ВУЗов от публикации определенного объема учебно-методических работ (как правило минимально допустимым тиражом), содержание которых мало отлично от подобных пособий во множестве издаваемых другими учебными организациями, а сами работы зачастую практически не используются в учебном процессе.

Дополнительно следует отметить, что попытки повысить рейтинговые позиции российских ВУЗов посредством наращивания научных публикаций, индексируемых в международных базах научной литературы, по нашему мнению, мало принесли пользы отечественному образованию. В отраслях национальной науки, достижения которых востребованы за рубежом, уже ранее издавались и издаются в настоящее время российские журналы, включенные в подобные библиографические базы. А в исторический период активного продвижения Болонской системы большая доля опубликованных работ российских авторов в платных иностранных журналах (в необходимость исполнения эффективных контрактов), как правило, содержит результаты эмпирических наблюдений и не представляет какого-либо существенного интереса для глобального научного сообщества [6].

Кроме того, требование о соблюдении процентного соотношения «остепененных» преподавателей (введенное как один из инструментов борьбы с засильем частных образовательных учреждений в начале постсоветского периода), с одной стороны, привело к нехватке педагогов и поощрило массовое внешнее совместительство в ущерб научной деятельности, с другой стороны, породило беспрецедентное в сравнении с эпохой СССР число докторов наук в возрасте 30-40 лет, многие из которых смогли обеспечить нормативный квалификационный уровень своих диссертационных работ, но, тем не менее, не обладают в силу отсутствия научного опыта фундаментальными компетенциями, позволяющими решать важные народнохозяйственные проблемы, оставаясь еще на многие годы по сути «ремесленниками» от науки.

Распространение практики дистанционного обучения [20, с. 100], увеличение часов самостоятельной работы, замена устных экзаменов контрольным тестированием стали серьезными вызовами для качества процессов управления учебно-методической и научно-исследовательской работой в высших учебных заведениях и, безусловно, усложнили восприятие и усвоение материала, адаптацию студентов к профессиональной деятельности. Ситуация усугубляется тем, что современные образовательные стандарты, уже пятое поколение за три десятилетия [5, с. 90], не отвечают в полной мере профессиональным запросам потенциальных работодателей, принимаются и утверждаются формально, в ориентации на западные новшества, форматы и терминологию, а не на запросы национальной экономики. В результате – переход от академического к узкоспециализированному высшему образованию [14, с. 14], при этом одинаковые заявленные компетенции выпускников в пространстве страны формируются различными образовательными дисциплинами [7, с. 2].

Мейнстримом современной европейской системы образования является трансформация традиционных методологических положений и реструктуризация образовательных программ. Провозглашены задачи формирования у обучающихся навыков критического мышления и инициативности, развития индивидуальных способностей к принятию решений. Поощряется интерес к предпринимательству. Развивается практика инициативного определения учащимся необходимых ему учебных дисциплин и самостоятельного выбора педагогов [12, с. 46]. Реализуется межвузовское сетевое взаимодействие, а также стратегическое партнерство университетов и бизнес-структур в организации конкурентного образовательного процесса и продвижении на рынке образовательных услуг [13, с. 82, 85].

Экономическая и политическая интеграция в форме Европейского союза в едином образовательном пространстве отразилась в виде Болонской конвенции, установившей определенные принципы и правила для подписавших соответствующие декларации стран.

Следует отметить, что внедрение Болонской системы сопровождалось различными эксцессами, вызванными ростом стоимости обучения в отдельных государствах, угрозами потери преемственности и национальной идентичности в образовательной сфере (Великобритания, Нидерланды). В высокоиндустриальной Германии констатировалось: падение качества образования, снижение уровня мобильности обучающихся и преподавательского состава, несоответствие выпускников бакалавриата запросам национальной экономики и необходимость последующей переподготовки, ограниченность мест в магистратуре [18, с. 286-287].

По нашему мнению, целесообразность возникновения Болонской системы лежит прежде всего в экономической плоскости и отражает, зачастую, диаметрально противоположные интересы государств с различным уровнем развития, транснациональных корпораций и отдельных групп населения стран, входящих в Евросоюз.

Не погружаясь глубоко в данную тематику, все же считаем возможным отметить следующие причины устойчивости Болонской системы:

– евробюрократы получают возможность определенного контроля свободного перемещения рабочей силы между странами Евросоюза и трудовых мигрантов из государств третьего мира;

– разделение высшего образования на магистратуру, бакалавриат и специалитет позволяет бизнесу получать сверхприбыль посредством найма на рынке труда более дешевых работников, на обучение и подготовку которых затрачивалось меньше средств и ресурсов;

– активная часть трудоспособного населения стран с неразвитой экономикой повышает шансы трудоустройства по специальности (нередко с понижением размера оплаты труда в сравнении с местными жителями) в более развитых сегментах пространства Евросоюза и получает возможность обеспечивать благополучие членов своих семей, проживающих в традиционных местах обитания.

Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс в 2003 году являлось зеркальным отражением тождественных тенденций общественного развития. Отметим, что закономерность интеграции в глобальное образовательное пространство прослеживается еще из эпохи СССР, подписавшего в числе ряда государств акты, принятые под эгидой ООН и ЮНЕСКО, о взаимном признании дипломов о высшем образовании.

Несомненно, что перестройка российской высшей школы в последние три десятилетия, в том числе в рамках Болонского процесса имеет свои положительные эффекты. Так, национальная система высшего образования стала более конкурентоспособной и привлекательной для иностранных студентов (в основном из развивающихся стран ввиду более низкой стоимости обучения и проживания в России). В свою очередь, количество российских студентов, обучающихся в Евросоюзе в последние годы достигало 12-16 тысяч [19, с. 400-401]. Присоединение к Болонской системе нацеливало отечественные ВУЗы на налаживание долгосрочных устойчивых связей с зарубежными университетами, взаимообмен студентами и т.д. Вместе с тем, усилилась тенденция трудоустройства россиян-выпускников европейских университетов за рубежом в ущерб национальным интересам.

Не секрет, что в постсоветский период в значительном сегменте российского общества, сформировалось устойчивое мнение о степени успешности в жизни от переезда на постоянное место жительства в развитые страны. Многие абитуриенты стали рассматривать поступление в отечественные ВУЗы на специальности по изучению иностранных языков только как определенный адаптационный «лифт» для последующей миграции. В значительной степени, это относится и к целому ряду востребованных на Западе специальностей российских выпускников, например, специалистов в сферах IT, биотехнологии, химии. Способствует данному процессу целевая деятельность в развитых странах различного рода служб и фондов, курирующих отбор и переезд за рубеж перспективных выпускников российских ВУЗов. В то же время, число россиян, которые самостоятельно смогли найти работу по специальности за рубежом крайне мало [2, с. 454].

В условиях Болонской системы установка на конкурентоспособность привела к тому, что у российских ВУЗов результативность стала оцениваться с позиции привлечения дополнительных доходов и степени внедрения, так называемых, инновационных методов образования, а не по качеству подготовки реально востребованных в экономике специалистов. Особенно тревожными факторами являются:

– усиление тенденции к завершению образования на ступени бакалавриата;

– низкая мотивация у обучающихся в трудоустройстве по полученной специальности;

– отсутствие у молодых специалистов реальных возможностей найти работу без наличия профессионального опыта и трудового стажа.

Как последствия – неудовлетворенный спрос на рынке труда, снижение качества выпускаемых специалистов и падение престижности российского образования [3, с. 6].

В условиях современной экономической неопределенности и попытках международной изоляции, выше отмеченные проблемы, как явные угрозы национальной экономической безопасности можно рассматривать как определенные предпосылки объявленного Российской Федерацией выхода из Болонской системы с сохранением положительно зарекомендовавших себя инновационных практик и образовательных технологий [17, с. 94].

Обзор научной дискуссии подтверждает гипотезу о том, что условия современной неопределенности и угрозы экономической безопасности диктуют незамедлительность анализа образовательных программ и учебных планов как определенных форм заказа государства и бизнеса на подготовку необходимых экономике специалистов [15, с. 73] с позиции их соответствия интересам национальной экономики. При этом, требования работодателей о высоком профессионализме, в полной мере относятся к выпускникам экономических специальностей высших учебных заведений [4, с. 4].

В порядке обсуждения считаем необходимым выразить солидарность с теми представителями научного сообщества, которые пришли в своей научно-педагогической деятельности к констатации того, что современная подготовка специалистов в области «Экономическая безопасность» и «Таможенное дело» усложняется отсутствием единого подхода при определении профессиональных задач, которые будут решать выпускники при выполнении трудовых функций, в частности в вопросах предотвращения последствий различного рода рисков и угроз в условиях изменений внешней среды [9, с. 89, 93]. Выпускники различных ВУЗов по данным специальностям в настоящее время овладевают различным объемом знаний, профессиональных компетенций и практических навыков, что несомненно повышает неопределенность на рынке труда, вызывает неудовлетворенность работодателей и усложняет процесс трудоустройства. Решению многих проблем будет способствовать выработанная в университетской среде во взаимодействии с представителями работодателей консолидированная позиция по наполнению образовательных программ в едином пространстве страны [16, с. 55].

Выводы

Проведенное исследование, по нашему мнению, показало, что реализация положений Болонского процесса в условиях попыток внешней изоляции России и ограничений для интеграции ее граждан в европейскую систему высшего образования не только не способствует решению задач национального развития, но и становится причиной для понижения фундаментальности отечественных ВУЗов в сторону подготовки узкоспециализированных специалистов, что также, несомненно, является угрозой экономической безопасности страны. В этой связи, преодоление концептуальных противоречий в сфере высшего образования становится важным направлением политики обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.


References:

Bodrenko Yu.D. (2022). Trendy i globalnye transformatsii v sfere obrazovaniya na primere vuzov (future skills team challenge) [Trends and global transformations in the field of education on the example of universities (future skills team challenge)] Zhuravlev readings. Transformational processes in pedagogical science and education. 91-96. (in Russian).

Drogobytskiy I.N. (2021). Modelirovanie protsessov modernizatsii vysshego obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Modeling the processes of modernization of higher education in the Russian Federation]. Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics. (1(33)). 3-18. (in Russian).

Dudkevich O.A. (2022). Aktualnye aspekty organizatsii obrazovatelnogo protsessa pri podgotovke spetsialistov ekonomicheskikh napravleniy v usloviyakh tsifrovoy transformatsii ekonomiki [Current aspects of the organization of the educational process in the training of specialists in economic directions in the conditions of digital transformation of the economy] Current problems of economics and finance. 238-243. (in Russian).

Ignatev V.P. (2021). Oppozitsii i antinomii sovremennoy obrazovatelnoy realnosti [Oppositions and antinomies of modern educational reality]. Higher education in Russia. 30 (3). 87-103. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-87-103.

Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2020). Itogi provedeniya IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Senchagovskie chteniya» sotsialno-ekonomicheskaya bezopasnost: sfera gosudarstvennogo regulirovaniya i oblast nauchnogo znaniya [Results of the International Scientific-Practical Conference]. Economic security. 3 (4). 549-578. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.4.111150.

Kiselev A.A. (2022). Problemy formirovaniya sovremennyh professionalov v otechestvennyh vuzakh i puti ikh resheniya [Problems of formation of modern professionals in Russian universities and ways to solve them] The development of modern education in the context of pedagogical competence. 163-168. (in Russian).

Kononov L.A. (2022). Obrazovatelnaya politika Rossiyskoy Federatsii v sfere vysshego obrazovaniya v usloviyakh informatsionnoy borby s kollektivnym zapadom: problemy i puti ikh resheniya [Educational policy of the Russian Federation in the field of higher education in the context of the information struggle with the collective west: problems and ways to solve them]. Pravo i sovremennye gosudarstva. (5). 9-16. (in Russian). doi: 10.14420/ru.2022.5.1.

Koske M.S., Mishuchkova Yu.G., Voyutskaya I.V. (2022). Klyuchevye zadachi professionalnoy deyatelnosti spetsialistov po ekonomicheskoy bezopasnosti i ikh znachenie dlya obrazovatelnogo protsessa v VUZe [The key tasks of the professional activity of specialists in economic security and their importance for the educational process at the university]. Vestnik MHEI. (2). 86-105. (in Russian). doi: 10.37691/2311-5351-2022-0-2-86-105.

Kusurgasheva L.V., Davydova V.N. (2021). Ekonomicheskaya nauka, praktika i obrazovanie: problemy vzaimodeystviya [Economic science, practice and education: interaction issues]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11-2). 237-243. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.1941.

Linnik B.B. (2021). Aspekty vzaimodeystviya obrazovatelnyh organizatsiy i promyshlennyh predpriyatiy [Aspects of interaction between educational organizations and industrial enterprises]. Menedzher. (2(96)). 75-80. (in Russian). doi: 10.5281/zenodo.5075468.

Marfenin N.N., Popova L.V. (2021). Obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya v neustoychivom mire [Education for sustainable development in an unstable world]. Scientific notes. 16 (4). 40-54. (in Russian). doi: 10.21209/2658-7114-2021-16-4-40-54.

Petrov A.M. (2021). Strategicheskiy alyans vysshikh uchebnyh zavedeniy: opyt sovremennoy Germanii [The strategic alliance of higher education institutions: experience of contemporary Germany]. The Education and Science Journal. 23 (4). 79-107. (in Russian). doi: 10.17853/1994-5639-2021-4-79-107.

Popova V.B., Kirillova S.S., Loseva A.S. (2022). Istoricheskie aspekty i sovremennye usloviya razvitiya vysshego ekonomicheskogo obrazovaniya [Historical aspects and modern conditions for the development of higher economic education]. Science and education. 5 (1). (in Russian).

Samokhin V.F., Mitrofanov M.V., Kiselev K.N. (2022). Sovremennyy podkhod k razrabotke uchebnogo plana podgotovki spetsialistov [Modern approach to development curriculum for training specialists] The development of military pedagogy in the 21st century. 72-81. (in Russian).

Senin I.N., Filina N.V. (2022). Sovershenstvovanie professionalnoy podgotovki spetsialistov tamozhennogo dela v kontekste razvitiya tsifrovoy tamozhni [Improving the professional training of customs specialists in the context of the development of digital customs]. Zhurnal prikladnyh issledovaniy. 1 (10). 47-56. (in Russian). doi: 10.47576/2712-7516_2022_10_1_47.

Shevchuk E.V., Grigorenko O.V., Shpak A.V. (2023). Tsifrovaya transformatsiya protsessa upravleniya uchebnoy nagruzkoy VUZa [Digital transformation of the process of managing the educational workload of the university teachers]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (4(85)). 99-115. (in Russian). doi: 10.26105/SSPU.2023.85.4.010.

Sidakova N.V. (2023). Vyhod iz Bolonskogo protsessa – neizbezhnost i logika rossiyskogo obrazovaniya [Withdrawing from the Bologna process - the inevitability and logic of Russian education]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. L. Khetagurova. (4). 93-98. (in Russian). doi: 10.29025/1994-7720-2023-4-93-98.

Starostenko K.V. (2021). Budushchee vysshego obrazovaniya v Rossii: problemy i puti razvitiya [The future of higher education in Russia: problems and ways of development] The image of the future. 285-295. (in Russian).

Tsyganenko A.M. (2022). K voprosu o tom: chto izmenilos v sisteme vysshego obrazovaniya v noveyshee vremya? [To the question about: what changed in the system of higher education in modern time?] Russia in the 21st century: education as an important civilizational institution for the development and formation of Russian cultural and historical identity. 398-414. (in Russian).

Vasileva N.V., Vasilev K.V. (2022). K voprosu o pereosmyslenii globalnyh podkhodov i praktik v otechestvennom professionalnom obrazovanii [On the issue of rethinking global approaches and practices in domestic vocational education]. Tsitise. (2(32)). 451-460. (in Russian). doi: 10.15350/2409-7616.2022.2.39.

Страница обновлена: 29.04.2025 в 17:14:46