Analyzing the experience of creating educational complexes in Moscow
Pyshkina A.V.1, Tinyakova V.I.2
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 27 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
2 Государственный университет управления
Download PDF | Downloads: 36
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 2 (February 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63548408
Abstract:
The authors analyze the stages of creating educational complexes in the city of Moscow.
Problems have been identified; and recommendations to improve the current situation have been developed. The article solves the problem of chaotic creation of educational complexes, lack of financial resources, targeted implementation of the project, and the problem of continuity. The authors note that educational complexes have not been created in all cities due to lack of financial resources.
The authors have proposed recommendations, the implementation of which will make it possible to eliminate the identified problems and ensure the effective activity of educational complexes and their distribution throughout the Russian Federation. First of all, the article focuses on the development of public-private partnerships. The article may be of interest to public authorities, teachers, parents, and students.
Keywords: education system, territorial educational complex, educational complex, educational reform
JEL-classification: I21, I23, I25, I28
Введение
Анализ опыта создания образовательных комплексов в городе Москве исключительно актуален, поскольку образование является одной из ключевых сфер развития общества и государства. Москва как столица Российской Федерации имеет большое значение не только для страны, но и для всего мирового сообщества. Развитие системы образования и формирование эффективной системы образовательных комплексов в Москве имеет стратегическое значение для успешного развития города. Одной из главных задач, стоящих перед создателями образовательных комплексов в Москве, является формирование максимально эффективной системы, способной обеспечить высококачественное образование каждому ребенку. Изучение опыта создания и функционирования образовательных комплексов позволит выявить успешные и неуспешные примеры, анализировать и сравнивать различные подходы и методики. Построение полной картины развития образовательной системы в Москве поможет лучше понять причины успешности или неудачи отдельных комплексов.
Литературный обзор.
М.В. Богуславский и другие авторы в статье «Московская модель создания образовательных комплексов: достижения и риски» рассматривают процесс создания образовательных комплексов в городе Москве и дают описание его основных характеристик: методологических, понятийных, процессуальных, финансово-экономических, рискологических [8, С. 94]. В статье «Региональный подход в создании образовательных комплексов Подмосковья» рассматривается процесс создания образовательных комплексов в Московской области и дается описание основных аспектов регионального подхода, с учетом аналогичного опыта Москвы и других субъектов РФ [9, С. 80].
И.А. Ардабацкая исследует историю вопроса создания школ-комплексов, анализируются современные требования к их функционированию, предлагается модель интеграции различных уровней и видов образования на основе идеи школы полного дня, организации не только учебного процесса, но и свободного времени детей и подростков. Значимость реализации такой модели обоснована необходимостью создания благоприятных условий для развития адаптации растущего человека к динамично меняющемуся социуму, формирования готовности личности к постоянному приобретению и пополнению знаний, формирования мотивации к образованию и самообразованию в течение всей жизни [7, С. 25].
А.А. Кузнецова и И.В. Жданова рассматривают современные особенности и тенденции проектирования образовательных комплексов, определяют приемы архитектурного проектирования функциональной структуры общеобразовательных организаций [11, С. 271].
Е.А. Алисов рассматривает одну из ключевых проблем современного отечественного образования — организацию территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов, включающих учреждения дошкольного образования (по ступеням) и дополнительного образования. Автором представлены различные модели и принципы, раскрывающие инновационный непрерывный характер образовательного процесса [6, С. 24].
Н.А. Мешков изучает перспективы модернизации российского образования на основе реализации возможностей, предоставляемых информационным обществом, автором разработана концепция информационно-аналитического Интернет-портала российского образовательного комплекса как ключевого системообразующего элемента инновационной инфраструктуры единого общероссийского информационно-коммуникационного образовательного пространства [12, С. 2].
О.Н. Ромашковой рассматривается информационная модель образовательного комплекса, объединяющего несколько школ. Дается классификация образовательных комплексов, образованных в Москве, рассматривается организационная структура образовательного комплекса и предлагается вариант матричной структуры управления. Смоделированы основные информационные управленческие процессы образовательного комплекса [14, С. 122].
Г.П. Новикова оценивает эффективность инновационной деятельности в образовательных комплексах на основе принципов преемственности и непрерывности с учетом развития новых типов и видов образовательных организаций [13, С. 15].
Т.В. Шукаева рассматривает проблемы преемственности в образовательных комплексах и предлагает направления решения выявленных проблем [15, С. 43].
Проведенный обзор литературных источников по теме позволил сделать вывод о том, что образовательные комплексы активно строятся и функционируют на территории Российской Федерации и в Москве, регионы уделяют этому вопросу повышенное внимание. Однако на практике возникает ряд проблем, связанных с недостатком финансовых ресурсов (особенно в регионах), высоким уровнем бюрократии, необходимостью постоянного обновления программ, нехваткой квалифицированных специалистов, в т.ч. специалистов по управлению образовательными комплексами, отсутствием взаимодействия с инвесторами и неприменением механизмов государственно-частного партнерства. Благодаря исследованиям, которые были написаны в последние несколько лет сформирована качественная теоретическая база, на которую можно опираться при разработке мероприятий по повышению эффективности создания и функционирования образовательных комплексов как в Москве, так и на территории всей Российской Федерации.
Научная новизна заключается в том, что автором выявлены проблемы строительства новых образовательных комплексов и функционирования существующих, по результатам исследования разработаны рекомендации по устранению выявленных проблем, направленные на обеспечение населения территории доступа к качественному и доступному образованию.
Гипотеза исследования в том, что эффективное развитие образовательных комплексов на территории Российской Федерации может быть достигнуто за счет использования механизмов государственно-частного партнерства.
Цель исследования – провести анализ опыта создания образовательных комплексов в городе Москве, проанализировать проблемы эффективности создания и функционирования образовательных комплексов на территории города Москвы и Российской Федерации, и на основании полученных результатов исследования разработать рекомендации по устранению выявленных проблем.
В результате данного исследования будет целостно анализироваться степень актуальности и эффективности создания образовательных комплексов в Москве, что позволит определить наиболее успешные практики и разработать стратегию дальнейшего развития образовательных комплексов в городе Москве.
Методология исследования. В ходе проведения исследования использовались количественные и качественные источники информации: отчеты Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Федеральной службы государственной статистики. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых по теме исследования.
Основная часть:
В Москве в настоящее время активно создаются образовательные комплексы, которые рассчитаны не только для дошкольников, но и для старшеклассников.
Каждый созданный образовательный комплекс представляет собой многофункциональный центр, обеспечивающий развитие творческих, интеллектуальных и других навыков у детей [17]. Образовательный комплекс – это учебное учреждение или организация, в которой осуществляется целостный и системный подход к образованию и развитию индивида. Образовательный комплекс объединяет в себе различные формы образования, такие как детский сад, школа, колледж, университет, профессиональное учебное заведение, и предлагает широкий спектр образовательных программ и курсов, отвечающих разным возрастным и уровневым потребностям обучающихся [19].
На практике используются два подхода к реорганизации образовательных учреждений:
1. Реорганизация образовательных учреждений в форме присоединения или слияния (наиболее часто);
2. Реорганизация образовательных учреждений путем заключения договоров о сотрудничестве между учреждениями.
Порядок создания образовательных комплексов не регламентирован на законодательном уровне, однако в процессе реорганизации образовательных учреждений в большинстве случаев руководствуются положениями: Гражданского кодекса Российской Федерации [2], Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4], Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3] и некоторыми другими документами. В процессе принятия решения о реорганизации образовательной организации принимают участие все заинтересованные лица: руководство и сотрудники образовательной организации, родители воспитанников и представители профсоюзов. Когда решение о необходимости реорганизации образовательного учреждения принято, руководство предоставляет необходимый комплект документов в Департамент образования города Москвы. Окончательное решение принимает Департамент образования Москвы, если принято положительное решение по заявке, то начинается процесс реорганизации образовательного учреждения и по его завершению руководству образовательного комплекса выдаются все необходимые документы. В документах указываются данные об реорганизованной образовательной организации, которая вошла в состав образовательного комплекса и другие сведения. Деятельность образовательных комплексов регулируется на законодательном уровне, поэтому руководство образовательного комплекса должно соблюдать все требования действующего законодательства как в отношении санитарных норм, так и в отношении трудового законодательства.
Штатное расписание формирует руководитель образовательного комплекса. В штатном расписании должны быть учтены должности, которые были в штатном расписании реорганизованного образовательного учреждения. Образовательные учреждения на территории образовательного комплекса должны находиться рядом с друг другом. Перед тем как обучающиеся будут переведены в образовательный комплекс проводится их адаптация к новым условиям, целью руководства образовательного комплекса, в этом случае, является обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя реорганизованного учреждения, должен разработать и выдать новому образовательному учреждению новое задание, либо внести изменения в имеющееся задание. При создании нового образовательного комплекса необходимо сохранить кадровый состав реорганизованной образовательной организации. Каждый сотрудник реорганизованного образовательного учреждения должен найти место в новом образовательном комплексе. Соблюдение указанных рекомендаций обеспечивает благоприятные условия для непрерывного образования детей с учетом внешних и внутренних факторов окружающей среды, имеющихся ресурсов, как материальных, так и нематериальных [19].
Проведем анализ опыта создания образовательных комплексов в исторический период развития системы образования и до настоящего времени:
Вопросы создания образовательных комплексов рассматривались еще в период распада СССР. Впервые понятие «учебный комплекс» было введено Приказом Государственного комитета СССР «Об утверждении типового положения об учебном комплексе». Согласно которому, учебный комплекс – это образовательное объединение, в состав которого на добровольной основе входят образовательные организации различного уровня – организации дошкольного образования, школы, колледжи, университеты и т.д. Основной задачей учебного комплекса выступало развитие личностных и профессиональных способностей каждого обучающегося, передача обучающимся опыта прошлых поколений, обеспечение единства принципов обучения на территории всего государства и поддержание высокого уровня качества образования. Учебные комплексы могут быть созданы по желанию руководства учебной организации или по решению органов управления учебными учреждениям. В первом случае, реорганизованная учебная организация сохраняет статус юридического лица, во втором случае нет. Руководство учебным комплексом осуществляет Совет учебного комплекса, в состав которого могут входить все заинтересованные лица – представители органов государственной власти, общественных организаций и т.д.
Идея создания учебных комплексов в этот период времени не получила должного развития. Все изменилось, когда был издан Приказ «Об утверждении Примерного положения об учреждении «Школа-детский сад» и примерных штатных нормативов этого учреждения», которым был утвержден ряд документов, направленных на обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей, проживающих в сельской местности. Со временем начали появляться первые крупные образовательные комплексы, период активного появления приходится на 1990-е года, но потом их активное развитие прекратилось. Ситуация изменилась, когда был принят Приказ Министерства образования и науки РФ «О признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых актов Министерства просвещения СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета СССР по народному образованию». С этого времени и до 2014 года проводился активный процесс реорганизации образовательных учреждений путем создания многопрофильных образовательных комплексов. В СЗАО этап создания многопрофильных образовательных комплексов завершился в 2012 году. Итоги проведения реформы были подведены на заседании Президиума Правительства Москвы. На этом этапе было построено 220 новых образовательных зданий и более 500 зданий было отремонтировано, в т.ч. была обновлена материально-техническая база. Основной целью реформы являлось обеспечение доступности и высокого качества образования для населения, передача опыта поколения другим поколениям, совершенствование ресурсного обеспечения образовательных организаций, улучшение финансовой и кадровой составляющей системы образования [9]. Государственная программа «Столичное образование» начала действовать с 2012 года и позитивные результаты были уже в 2013 году: для дошкольников построено 31 здание на 5 тыс. мест и 3 здания на 1,5 тыс. мест. В 2014 году построено 50 зданий на 30 тыс. мест и 170 на 26 тыс. мест. В период с 2010 по 2014 года большинство образовательных организаций было преобразовано в образовательные комплексы. В 2014 году действовало около 700 образовательных комплексов. В 2015 году стали появляться многопрофильные образовательные комплексы. Насчитывалось около 635 новых образовательных комплексов. В 2018 году построено за счет средств бюджета города Москвы 180 зданий на 28 тыс. мест для дошкольников и 60 зданий на 30 тыс. мест для школьников, из них 11 зданий за счет инвесторов.
В период 2011-2015 годов для организации образовательного процесса путем сокращения «надшкольных чиновников» было освобождено 68 тыс. кв. м. Бывшие здания окружных управлений были переданы школам. В 2016 году в системе образования города Москвы было 630 больших школ, из них 566 школ с дошкольными группами, 55 колледжей. Численность детей в дошкольном образовании в 2016-2017 годах составляла 416 тыс. человек. В период 2011 – 2016 годов было построено 205 зданий на 33,7 тысяч мест для дошкольников и 68 зданий на 36,6 тысяч мест для школьников. На территории Новой Москвы (ТиНАО) было построено 30 новых зданий на 6,1 тысячу мест для дошкольников и 10 новых зданий на 10 тыс. мест. Для дошкольников построено 22 новых здания на 5 тыс. мест, из которых 14 зданий построены на средства бюджета города Москвы. Для дошкольников построено 8 зданий на 1,8 тыс. мест и 10 зданий на 7,5 тыс. мест. 6 зданий на 3,5 тыс. мест построено за счет средств из бюджета города Москвы и 4 здания на 4,2 тыс. мест за счет инвесторов.
Программы дополнительного образования реализовались во всех образовательных комплексах на территории города Москвы. По программам дополнительного образования проходили обучение более 800 тысяч дошкольников и школьников в возрасте от 5 до 18 лет. В 2017 году действовало 580 образовательных комплексов, было построено: 260 зданий для дошкольников и 44 здания для школьников. Программы дополнительного образования стали реализовываться по всему городу, в т.ч. в музеях, парках, выставочных комплексах и т.д. По программам дополнительного образования проходили обучение более 820 тысяч дошкольников и школьников в возрасте от 5 до 18 лет. В 2018 году численность детей в системе общего образования составила 960,6 тысяч человек, в дошкольном образовании – 437,1 тысяча человек, из них 93 тыс. человек – дети до 3-х лет. В 2018 году построено 245 зданий на 41 тыс. мест для дошкольников и 90 зданий на 54 тыс. мест для школьников. В Новой Москве построено 38 зданий для дошкольников на 8 тыс. мест и 14 зданий для школьников на 15 тыс. мест. За счет инвесторов для дошкольников построено 12 зданий на 2 515 тысяч мест и 4 здания для школьников на 2 854 места. В 2019 году численность обучающихся в системе общего образования составила более 1 млн. человек, по системе дошкольного образования проходили обучение более 450 тыс. человек, в т.ч. более 70 тыс. человек – это дети в возрасте до 3-х лет. В 2019 году было построено 275 зданий на 46 тыс. мест для дошкольников и 117 зданий для школьников на 59 тыс. мест. За счет инвесторов построено 33 здания на 6 тыс. мест для дошкольников и 8 зданий для школьников.
В 2020 году в системе общего образования более 1 029 тыс. человек, по программам дошкольного образования проходило обучение более 435 тыс. человек, из них около 70 тыс. человек – дети до 3-х лет. В 2020 году построено 300 зданий на 52 тыс. мест для дошкольников и 11 зданий на 66 тыс. мест для школьников. В 2021 году построено 20 зданий на 5,5 тыс. мест для дошкольников и 14 зданий на 6,5 тыс. мест для школьников. За счет средств из бюджета города Москвы построено 14 зданий и за счет инвесторов 29 зданий.
По программам дополнительного образования проходили обучение более 1 млн. человек в возрасте от 5 до 18 лет. В период пандемии COVID-19 большинство образовательных программ осуществлялось в онлайн – формате, с 22 января 2021 года ограничения сняли и обучение перешло обратно в офлайн формат. В 2021 году в системе общего образования задействовано более 1 млн. детей, по программам дошкольного образования обучается более 430 тысяч человек, из них примерно 85 тысяч человек – дети в возрасте до 3-х лет. В 2021 году построено 230 зданий на 58 тыс. мест для дошкольников и 140 зданий на 82 тыс. мест для школьников. В Новой Москве построено 63 здания на 14 тыс. мест для дошкольников и 31 здание на 28 тыс. мест для школьников. За счет средств из бюджета города Москвы построено 17 зданий, за счет инвесторов – 9.
В 2022 году численность обучающихся в общем образовании составляет более 1 млн. человек, по программам дошкольного образования обучается 402,5 млн. человек, из них более 81 тысячи человек – дети до 3-х лет. В 2022 году построено 372 здания для дошкольников на 65,3 тысячи мест и 156 зданий для школьников на 93,2 тысячи мест. В Новой Москве для дошкольников построено 78 зданий на 17,6 тысяч мест и для школьников 35 зданий на 30,99 мест. Построено 36 зданий для дошкольников на 8 тыс. мест и 20 зданий для школьников на 12 тыс. мест [17].
В рамках реализации программы «Столичное образование» вместо 4 тыс. разнообразных образовательных организаций появилось примерно 700 многофункциональных образовательных комплексов. В Москве сейчас нет очередей ни в одно учебное заведение. С 2011 по 2023 год в Москве построили более 596 образовательных комплексов [16]. В 2024 году продолжают улучшать социальную инфраструктуру во всех округах города. Для детей не только обновляются действующие детсады и школы, но и строятся современные образовательные комплексы. Большинство из них рассчитано сразу и на дошкольников, и на старшеклассников. Каждое учебное заведение в столице создается сегодня как многофункциональное обучающее и развивающее пространство. В нем есть все для уроков, творчества, спорта, профориентации, общения с друзьями, отдыха. Таких полностью оснащенных зданий в столице становится все больше. С начала 2023-го за счет городского бюджета в границах «старой» Москвы построили 12 учреждений образования на 5065 мест. Сюда входят 5 школ, из них три школы и два учебных корпуса, 7 детских садов. В итоге город получил 3550 школьных и 1515 дошкольных мест. В 2023 году завершили строительство ещё трех объектов на 940 мест - двух школ и одного детского сада. В их числе учебные корпуса в районе Ховрино и Северное Чертаново и детский сад в районе Бирюлево Восточное для ЖК Царицыно» [16].
Создание образовательных комплексов позволяет эффективнее использовать средства государственного бюджета. Цель создания образовательных комплексов – предоставить учащимся возможность получить профильное образование в старших классах школы, соответствующее новым требованиям ФГОС. Чтобы удовлетворить потребности обучающихся, необходимо предложить не менее 10-15 профилей обучения. Для этого требуется иметь достаточное количество параллельных классов. Организация образовательных комплексов позволяет обучать большое количество детей и обеспечивает реализацию основной программы обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по всем направлениям развития личности, и это именно то, что обеспечивается за счет функционирования образовательных комплексов, так как они полностью оснащены необходимыми кружками, секциями и другими занятиями. Статистика показывает тенденцию включения дошкольных учреждений в состав образовательных комплексов. Наиболее распространенной практикой является включение детского сада в структуру общеобразовательной школы. По достижении определенного возраста, воспитанники автоматически переходят в школу, что обеспечивает единое образовательное пространство – учащиеся находятся в одном образовательном учреждении на протяжении всего процесса обучения. Таким образом, в Российской Федерации происходит активное реформирование системы образования. Основной целью реформирования выступает обеспечение населения качественным и доступным образованием, в т.ч. это обеспечивается за счет обновления законодательной базы. Развитие образовательных комплексов в Москве стало следствием введения формульного финансирования образовательных организаций города, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» [5]. Это нововведение придает большую значимость ученикам, а не отдельным учебным заведениям. Каждый ученик и его таланты получают равное финансирование вне зависимости от школы, которую он посещает, благодаря созданию образовательных комплексов.
Процесс формирования комплексов, объединяющих учреждения образования разного уровня, был инициирован для решения задач, определенных в Государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»). Для эффективной реализации программы обеспечивается взаимодействие органов исполнительной власти. Объем финансирования программы значителен и Правительство Российской Федерации выделяет все необходимые ресурсы для того, чтобы программа была реализована ежегодно в полной мере. На протяжении всего анализируемого периода действия программы поставленные в ней цели были достигнуты. Современные образовательные комплексы используют все механизмы, направленные на развитие личности и способностей каждого ребенка. Образовательные комплексы создаются с целью совершенствования системы образования в Российской Федерации, для того, чтобы население имело доступ к качественному и доступному образованию. Руководители образовательных комплексов города Москвы несут ответственность перед городом и его жителями за результаты своей работы. Учащиеся в образовательных комплексах учатся брать личную ответственность за свою жизнь и свободу, что благотворно сказывается на их будущем, обществе и государстве в целом. Главным аспектом модернизации столичной системы образования является формирование ответственной школы, выпускники которой способны стать полезными членами общества [18].
Заключение. Современные условия диктуют необходимость создания образовательных комплексов на всей территории Российской Федерации, однако на практике возникает ряд проблем. Первая проблема связана с ограниченностью свободных территорий для строительства новых образовательных комплексов. Вторая проблема связана с тем, что ряд регионов не может финансово позволить себе реализовать строительство новых образовательных комплексов, т.к. финансовых ресурсов не хватает. В регионах наблюдается нехватка образовательных учреждений, но вместе с тем в некоторых регионах количество образовательных учреждений превышает необходимое количество. В Москве и на территории Российской Федерации в целом не сформированы эффективные механизмы управления образовательными комплексами, а также нормативная правовая база.
Для решения указанных проблем необходимо организовать поток дополнительных финансовых средств, что можно осуществить за счет применения на практике механизмов государственно-частного партнерства. Внимание следует уделить анализу обеспеченности регионов образовательными учреждениями, там, где наблюдается их нехватка необходимо построить новые, а там, где большее количество, чем необходимо существующие образовательные организации можно объединить в образовательные комплексы. Следует развивать сетевой принцип организации образовательных комплексов, благодаря применению которого можно объединить ряд образовательных организаций в единый образовательный комплекс при оптимальном использовании земельных и материальных ресурсов. Необходимо разработать методики управления образовательными комплексами, опираясь на лучшие отечественные и мировые практики.
Система образования в ближайшие годы будет активно развиваться, и реформа системы образования длится уже не один год. Что – то реализуется успешно, что – то требует доработок. Строительство новых образовательных комплексов и реорганизация образовательных организаций в образовательные комплексы, а также развитие концепции «умных школ» позволит достичь поставленных целей реформирования и обеспечит население территории качественным и доступным образованием.
References:
Alisov E.A. (2013). Zakonomernosti i printsipy organizatsii territorialnyh (mnogourovnevyh) obrazovatelnyh kompleksov [Regularities and principles of organizing territorial (multi-level) educational complexes]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. (2). 24. (in Russian).
Ardabatskaya I.A. (2016). Sozdanie obrazovatelnyh kompleksov: traditsii i innovatsii [Creating of educational complexes: tradition and innovation]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. (3). 25-29. (in Russian).
Bodryaga V.V. (2023). Proektno-orientirovannoe upravlenie modernizatsiey obrazovatelnyh sistem [Project-oriented management of educational system modernization] Simferopol: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelstvo Tipografiya «Arial». (in Russian).
Boguslavskiy M.V., Karmaev A.A., Kim S.V. (202). Moskovskaya model sozdaniya obrazovatelnyh kompleksov: dostizheniya i riski [Moscow model of creating educational complexes: achievements and risks]. Problems of modern education. (3). 94-104. (in Russian). doi: 10.31862/2218-8711-2021-3-94-104.
Boguslavskiy M.V., Karmaev A.A., Kim S.V. (2021). Regionalnyy podkhod v sozdanii obrazovatelnyh kompleksov Podmoskovya [Regionalization in creating educational complexes in moscow region]. Problems of modern education. (4). 70-78. (in Russian). doi: 10.31862/2218-8711-2021-4-70-78.
Kuznetsova A.A., Zhdanova I.V. (2020). Sovremennye tendentsii proektirovaniya obrazovatelnyh kompleksov» [Modern trends in designing educational complexes]. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal. (4). 271-277. (in Russian).
Meshkov N.A. (2012). Razrabotka i issledovanie sistemy upravleniya innovatsionnym razvitiem rossiyskogo obrazovatelnogo kompleksa v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [Development and research of the management system for the innovative development of the Russian educational complex in the information society]. Quality. innovation. education. (10). 2-15. (in Russian).
Novikova G.P. (2017). Novoe soderzhanie printsipov preemstvennosti i nepreryvnosti v usloviyakh innovatsionnoy deyatelnosti obrazovatelnyh kompleksov [New content of succession and continuity principles within the context of innovative activities of educational parks]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. (4). 15-24. (in Russian).
Romashkova O.N., Ermakova T.N. (2014). Modelirovanie informatsionnyh protsessov upravleniya obrazovatelnym kompleksom [Modelling of information processes management of educational complex]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. (2). 122-129. (in Russian).
Shukaeva T.M. (2017). Problemy preemstvennosti v obrazovatelnyh kompleksakh [Succession problems within educational complexes]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. (4). 43-47. (in Russian).
Страница обновлена: 24.03.2025 в 08:18:49