Изучение перспектив развития операторов грузоперевозок с помощью PEST-анализа на примере ПАО «ТрансКонтейнер»

Крыгина И.Е.1, Демченкова С.А.1, Володина О.А.1, Неретин А.А.1
1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548419

Аннотация:
В статье представлен анализ макросреды отечественного транспортно-логистического рынка в современных санкционных условиях. В качестве инструмента исследования авторы использовали PEST-анализ. В статье приведены ключевые этапы методики PEST-анализа, проводится идентификация факторов и классификационных групп по макросреде рынка транспортно-логистических услуг и действующих на нем операторов грузоперевозок. Цель статьи - провести PEST-анализ макросреды на примере транспортной компании ПАО «ТрансКонтейнер». Выделяются и описываются характерные особенности деятельности компании-оператора грузоперевозок, определяются векторы дальнейшего развития. В результате проведенного анализа выделены наиболее рисковые факторы и оценена вероятность их возникновения. В заключении сформулированы выводы по мерам снижения выявленных рисков.

Ключевые слова: транспортно-логистический рынок, грузоперевозки, логистика, PEST-анализ, логистический оператор, риск

JEL-классификация: L90, L91, R40



Введение. В настоящий момент наша страна - безусловный лидер по количеству наложенных санкций и ограничений, число которых давно превысило двузначную отметку. Главная цель, преследуемая налагаемыми санкциями - заблокировать деятельность жизнеобеспечивающих отраслей России, сделать невозможным импорт товаров, оборудования и технологий. Нынешняя внешнеполитическая ситуация с частичным закрытием границ трансформировала логистическую карту грузоперевозок. Логистические операторы кратчайшие сроки были вынуждены переориентироваться с европейских направлений на внутренний российский рынок и маршруты из Азии. [1] Рост курсов доллара и евро под влиянием санкций сказался на тарифах у компаний-перевозчиков, резкое подорожало техобслуживание и ремонт транспортных средств, ощущается дефицит оборудования и иностранных запчастей. Тарифы на грузоперевозки в 2023 г., по мнению экспертов, возросли в 2-3 раза по сравнению с доковидным периодом.

Изменение вышеперечисленных факторов привело к коренному пересмотру используемых методологических подходов и инструментов, основанных на компромиссе централизованных и автономных целей. Следствием этого стало формирование нового механизма управления устойчивостью и безопасностью цепей поставок. [2]

Для оценки возможностей и перспектив развития компаний транспортно-логистической отрасли в сложившихся условиях предлагается использовать PEST-анализ. Данный инструмент направлен на выявление факторов внешнего воздействия на исследуемый объект с последующей оценкой степени его влияния, а также определение уровеня риска каждого из факторов в соответствии с их значимостью.

Материалы и методы. Термин PEST является аббревиатурой из английских названий четырех составляющих исследуемого объекта: политической (Political), экономической (Economical), социально-культурной (Socialcultural), и технологической (Тechnological forces). В ходе проведения исследования, согласно методике PEST-анализа, исследуемую базу можно дополнять факторами, имеющими значение для объекта исследования. [3]

К положительным сторонам PEST-анализа стоит отнести: возможность определения вектора развития рынка, выявление тенденций развития макросреды, установление сдерживающих и стимулирующих факторов в развитии предприятия, видение перспектив работы предприятия. Среди недостатков следует выделить: сложность получения информации, возможную субъективность, частое изменение тенденций. [4]

Цель статьи - выявить тенденции внешней среды для компании логистического оператора грузоперевозок ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью методики PEST-анализа.

Основная часть. «ТрансКонтейнер» - ведущий российский оператор грузоперевозок, специализирующийся на контейнерной железнодорожной логистике в Евразии. Компания обладает крупнейшим парком контейнеров и фитинговых платформ в России, позволяющим оперировать на всех железнодорожных магистралях стандарта 1520. Опыт «ТрансКонтейнера» в эффективном управлении парком применяется на более чем 300 000 маршрутах в России и за рубежом, с привлечением как собственных транспортных активов, так и партнерских компаний. Компания успешно реализует комплекс транспортно-логистических решений «от двери до двери», обеспечивая доставку контейнерных грузов в любую точку России, стран СНГ, Европы и Азии. [5]

В ходе проведения PEST-анализа рассматриваются четыре перечисленные выше образующие категории: политическая, экономическая, социально-культурная и технологическая. Далее, в соответствие с методикой PEST-анализа, выбранные факторы группируются, рассчитывается степень их значимости по каждой из категорий, оценивается влияние каждого из них. В заключение формулируется прогноз возможных сценариев развития деятельности исследуемой логистической компании, детекция возможных рисков и векторов развития.

Исторический опыт развития системы грузоперевозок в нашей стране демонстрирует высокую зависимость от политических и правовых детерминант. [6]

Среди политических факторов были выбраны: государственная поддержка транспортной отрасли, использование ж/д составов в интересах Министерства обороны, уход иностранных компаний с рынка IT, изменения в ТК (изменения условий ИМ/ЭК), закрытие филиалов ТрансКонтейнер в «недружественных» странах, потеря иностранных клиентов и контрагентов, отсутствие возможности возврата контейнеров из «недружественных» стран.

Развитие транспортной отрасли и компаний-участников находится под непосредственным влиянием экономического потенциала страны и рынка транспортно-логистических услуг. [7]

Рассматривались следующие экономические факторы: снижение уровня платежеспособности среднего и мелкого бизнеса, инфляция, проблема международных платежей, потеря контрактов по форс-мажорных ситуациям, вероятность изоляции экономики страны, снижение спроса на контейнерные перевозки.

При анализе группы социально-культурных факторов среди приоритетных были выделены потребности общества и его стремление к инновациям, а также возможность создания новых и сохранение имеющихся рабочих мест.

Анализировались следующие социально-культурные факторы: демографический состав населения, разница уровня квалификации сотрудников в разных регионах, культурные особенности разных регионов, развитие транспортной инфраструктуры в регионах.

Следующая группа – технологические факторы, характеризующие развитие современных технологий грузоперевозок и отслеживания грузов, грузопереработки, синергетической коммуникации сотрудничества логистических компаний на транспортном рынке.

В этой группе рассматривались: недостаточное качество российских IT систем, обслуживание подвижного состава, качество электросистем для рельсового транспорта, технологическая оснащенность терминалов в регионах.

На следующем шаге анализа устанавливалась метрика влияния каждого их факторов. Данная степень влияния факторов оценивалась по шкале от 1 (минимальный (практически не влияет) уровень влияния на деятельность компании) до 3 (максимальный уровень влияния на деятельность компании).

Перечисленные выше ограничительные факторы являются причиной изменений в структуре международных цепей поставок, показателей их устойчивости и эффективного функционирования. [8]

Оценку вероятности изменения выбранных факторов проводили эксперты сотрудники компании ПАО «ТрансКонтейнер» в составе десяти человек; специалисты отделов по работе с клиентами, маркетинга и договорного. Шкала вероятности изменения фактора была установлена в диапазоне от 1 до 5. После оценки экспертами была выявлена среднестатистическая оценка и проведена поправка на вес каждого фактора (сумма степени влияния фактора).

Результаты проведённого PEST-анализа представлены в сводной таблице в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты PEST-анализа по ПАО «ТрансКонтейнер» [1]

Политические
Экономические
Фактор
Вес
Фактор
Вес
Использование ж/д составов в интересах Министерства обороны
0,23
Вероятность изоляции экономики страны
0,19
Потеря иностранных клиентов и контрагентов
0,22
Проблема международных платежей
0,16
Государственная поддержка транспортной отрасли
0,18
Инфляция
0,13
Уход иностранных компаний с рынка IT
0,15
Снижение спроса на контейнерные перевозки
0,13
Закрытие филиалов ТрансКонтейнера в «недружественных» странах
0,14
Потеря контрактов по форс-мажорных ситуациям
0,12
Изменения в ТК (изменения условий ИМ/ЭК)
0,08
Снижения уровня платёжеспособности среднего и мелкого бизнеса
0,07
Отсутствие возможности возврата контейнеров из «недружественных» стран
0,07

Социально-культурные
Технологические
Фактор
Вес
Фактор
Вес
Развитость транспортной инфраструктуры в регионах
0,26
Техобслуживание и ремонт подвижного состава
0,20
Демографический состав населения
0,13
Качество электросистем для рельсового транспорта
0,16
Культурные особенности разных регионов
0,12
Недостаточное качество российских IT систем
0,15
Разница уровня квалификации сотрудников в разных регионах
0,07
Технологическая оснащенность терминалов в регионах
0,08

Результат, представленный в таблице, был отсортирован в порядке убывания. Как можно заметить, по мнению опрошенных экспертов, наиболее рисковым фактором среди политических является: «Использование ж/д составов в интересах Министерства обороны». Данный фактор предполагает передачу во временное владение железнодорожных составов ПАО «ТрансКонтейнер» Министерству обороны.

Результаты и обсуждения. Наиболее рисковым среди экономических является фактор: «Вероятность изоляции экономики страны». Данный фактор связан с постоянным введением новых санкции в отношении РФ. [9] Деятельность ПАО «ТрансКонтейнер» сильно зависима от международных отношений, поскольку строится на международных контейнерных перевозках. Также можно выделить второй экономический фактор: «Проблема международных платежей». Данная проблема также может сильно повлиять на международную деятельность ПАО «ТрансКонтейнер», поскольку многие банки не имеют возможности совершать международные платежи из-за отключения от SWIFT системы.

Наиболее рисковым среди социально-культурных факторов является: «Развитие транспортной инфраструктуры в регионах». Поскольку ПАО «ТрансКонтейнер» занимается контейнерным железнодорожными и автомобильными перевозками, компания сильно зависима от качества автомобильно-дорожной сети и железнодорожной инфраструктуры.

Наиболее рисковым среди технологических факторов является «Обслуживание подвижного состава». Данный фактор также связан с уходом многих иностранных производственных компаний, которые занимались техническим обеспечением подвижного состава ПАО «ТрансКонтейнер».

На рисунках 1,2,3 и 4 представлен график тяготения по каждому из выбранных факторов.

Рисунок 1 – Графическое представление влияния политических факторов на деятельность ПАО «ТрансКонтейнер» [2]

Рисунок 2 – Графическое представление влияния экономических факторов на деятельность ПАО «ТрансКонтейнер» [3]

Рисунок 3 – Графическое представление влияния социально-культурных факторов на деятельность ПАО «ТрансКонтейнер» [4]

Рисунок 4 – Графическое представление влияния технологических факторов на деятельность ПАО «ТрансКонтейнер» [5]

Выводы. В качестве мер по снижению влияния наиболее рисковых факторов, на которые возможно повлиять, были сделаны следующие выводы. [10]

Политические факторы: ПАО «ТрансКонтейнер» необходимо развивать партнёрское сотрудничество с компаниями стран Ближнего Востока и Азии. Это позволит найти новых контрагентов, которые займут места прежних. Также компании необходимо изменить фокус внимания в сторону государственной поддержки транспортного бизнеса. «ТрансКонтейнер» является достаточно крупным логистическим игроком, который в какой-то степени можно назвать стратегическим ресурсом страны. Соответственно, ПАО «ТрансКонтейнер» имеет большие шансы на получение государственного гранта на развитие транспортной инфраструктуры регионов.

Экономические факторы: компании необходимо изменить логику движения денежных средств, возможно путём открытия филиалов в «дружественных» странах.

Социально-культурные факторы: ПАО «ТрансКонтейнер» может самостоятельно заниматься повышением квалификации собственного персонала, а также влиять на уровень развития транспортной инфраструктуры региона, про что было сказано выше.

Технологические факторы: ПАО «ТрансКонтейнер» необходимо изменить каналы поставки комплектующих, которые используются для обслуживания подвижного состава с прежних фокусов на Азию. Также компании необходимо искать альтернативные системы IT обеспечения, которые могут быть как российскими аналогами, так и из стран Азии и Ближнего Востока. В том числе ПАО «ТрансКонтейнер» может самостоятельно заниматься созданием собственной IT системы под свои нужды, самописное издание.

[1] Таблица 1 составлена авторами на основании обработки результатов проведенного опроса специалистов ПАО «Трансконтейнер»

[2] Составлено авторами по результатам обработки оценки степени влияния политических факторов на деятельность ПАО «Трансконтейнер»

[3] Составлено авторами по результатам обработки оценки степени влияния экономических факторов на деятельность ПАО «Трансконтейнер»

[4] Составлено авторами по результатам обработки оценки степени влияния социально-культурных факторов на деятельность ПАО «Трансконтейнер»

[5] Составлено авторами по результатам обработки оценки степени влияния технологических факторов на деятельность ПАО «Трансконтейнер»


Источники:

1. Крыгина И.Е. Логистические маршруты параллельного импорта // Вектор экономики. – 2023. – № 1(79).
2. Синицына А.С., Некрасов А.Г. Сетецентризм в эпоху глобального кризиса цепочек поставок // Логистика - евразийский мост: Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2022. – c. 279-283.
3. Шерстобитова О.Б., Псеровская Е.Д. Исследование возможностей развития контрейлерных перевозок грузов в Новосибирском регионе методом PEST-анализа // Вестник транспорта Поволжья. – 2023. – № 2(98). – c. 79-87.
4. Володина О.А., Демченкова С.А., Крыгина И.Е., Кузнецова Е.Н. Исследование теоретических основ стратегии импортозамещения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 7. – c. 177-181. – doi: 10.23672/SAE.2023.97.26.004.
5. Контейнерные перевозки. ТрансКонтейнер. [Электронный ресурс]. URL: https://trcont.com/ru/the-company (дата обращения: 14.12.2023).
6. Синицына А.С., Некрасов А.Г., Конарева Н.А., Каширцева Т.И., Басыров И.М., Лахметкина Н.Ю., Щелкунова И.В., Пашков Н.Н., Козлова О.В., Коновалов В.Л., Веселкова М.Г., Можчеров А.В. Клиентоориентированные транспортно-логистические системы и технологии. / Учебное пособие. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023.
7. Лахметкина Н.Ю. Влияние непрогнозируемого кризиса на международные цепи поставок // Логистика - евразийский мост: Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. – c. 90-93.
8. Филатов В.В., Безпалов В.В., Крыгина И.Е., Мариен Л.С. Организационно-экономические аспекты таможенной экспертизы металлов, сплавов и изделий из них // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 2. – c. 242-247.
9. Крыгина И.Е. Ресейл в цепочках поставок параллельного импорта // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 494-499.
10. Синицына А.С., Некрасов А.Г. Бесшовность и интеллектуальная мобильность интермодальных транспортно-логистических систем // Социально-экономический и гуманитарный журнал. – 2022. – № 2(24). – c. 163-175. – doi: 10.36718/2500-1825-2022-2-163-175.

Страница обновлена: 10.09.2025 в 16:06:49

 

 

Studying the prospects of developing cargo carriers on the basis of PEST analysis on the example of TransContainer PJSC

Krygina I.E., Demchenkova S.A., Volodina O.A., Neretin A.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 2 (February 2024)

Citation:

Abstract:
The article presents an analysis of the macro-environment of the domestic transport and logistics market in modern sanctions conditions. As a research tool, the authors used PEST analysis. The article presents the key stages of the PEST analysis methodology, identifies factors and classification groups according to the macro-environment of the transport and logistics services market and cargo transport operators. The purpose of the article is to conduct a PEST analysis of the macro-environment on the example of TransContainer PJSC. The characteristic features of the cargo transportation company are highlighted; and the vectors of its further development are determined. As a result of the analysis the most risky factors were identified; and the probability of their occurrence was estimated. Finally, conclusions on measures to reduce the identified risks are formulated.

Keywords: transport and logistics market, cargo transportation, logistics, PEST analysis, logistics operator, risk

JEL-classification: L90, L91, R40