Studying the prospects of developing cargo carriers on the basis of PEST analysis on the example of TransContainer PJSC
Krygina I.E.1, Demchenkova S.A.1, Volodina O.A.1
, Neretin A.A.1
1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Download PDF | Downloads: 132
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 2 (February 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63548419
Abstract:
The article presents an analysis of the macro-environment of the domestic transport and logistics market in modern sanctions conditions. As a research tool, the authors used PEST analysis. The article presents the key stages of the PEST analysis methodology, identifies factors and classification groups according to the macro-environment of the transport and logistics services market and cargo transport operators.
The purpose of the article is to conduct a PEST analysis of the macro-environment on the example of TransContainer PJSC. The characteristic features of the cargo transportation company are highlighted; and the vectors of its further development are determined. As a result of the analysis the most risky factors were identified; and the probability of their occurrence was estimated. Finally, conclusions on measures to reduce the identified risks are formulated.
Keywords: transport and logistics market, cargo transportation, logistics, PEST analysis, logistics operator, risk
JEL-classification: L90, L91, R40
Введение. В настоящий момент наша страна - безусловный лидер по количеству наложенных санкций и ограничений, число которых давно превысило двузначную отметку. Главная цель, преследуемая налагаемыми санкциями - заблокировать деятельность жизнеобеспечивающих отраслей России, сделать невозможным импорт товаров, оборудования и технологий. Нынешняя внешнеполитическая ситуация с частичным закрытием границ трансформировала логистическую карту грузоперевозок. Логистические операторы кратчайшие сроки были вынуждены переориентироваться с европейских направлений на внутренний российский рынок и маршруты из Азии. [1] Рост курсов доллара и евро под влиянием санкций сказался на тарифах у компаний-перевозчиков, резкое подорожало техобслуживание и ремонт транспортных средств, ощущается дефицит оборудования и иностранных запчастей. Тарифы на грузоперевозки в 2023 г., по мнению экспертов, возросли в 2-3 раза по сравнению с доковидным периодом.
Изменение вышеперечисленных факторов привело к коренному пересмотру используемых методологических подходов и инструментов, основанных на компромиссе централизованных и автономных целей. Следствием этого стало формирование нового механизма управления устойчивостью и безопасностью цепей поставок. [2]
Для оценки возможностей и перспектив развития компаний транспортно-логистической отрасли в сложившихся условиях предлагается использовать PEST-анализ. Данный инструмент направлен на выявление факторов внешнего воздействия на исследуемый объект с последующей оценкой степени его влияния, а также определение уровеня риска каждого из факторов в соответствии с их значимостью.
Материалы и методы. Термин PEST является аббревиатурой из английских названий четырех составляющих исследуемого объекта: политической (Political), экономической (Economical), социально-культурной (Socialcultural), и технологической (Тechnological forces). В ходе проведения исследования, согласно методике PEST-анализа, исследуемую базу можно дополнять факторами, имеющими значение для объекта исследования. [3]
К положительным сторонам PEST-анализа стоит отнести: возможность определения вектора развития рынка, выявление тенденций развития макросреды, установление сдерживающих и стимулирующих факторов в развитии предприятия, видение перспектив работы предприятия. Среди недостатков следует выделить: сложность получения информации, возможную субъективность, частое изменение тенденций. [4]
Цель статьи - выявить тенденции внешней среды для компании логистического оператора грузоперевозок ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью методики PEST-анализа.
Основная часть. «ТрансКонтейнер» - ведущий российский оператор грузоперевозок, специализирующийся на контейнерной железнодорожной логистике в Евразии. Компания обладает крупнейшим парком контейнеров и фитинговых платформ в России, позволяющим оперировать на всех железнодорожных магистралях стандарта 1520. Опыт «ТрансКонтейнера» в эффективном управлении парком применяется на более чем 300 000 маршрутах в России и за рубежом, с привлечением как собственных транспортных активов, так и партнерских компаний. Компания успешно реализует комплекс транспортно-логистических решений «от двери до двери», обеспечивая доставку контейнерных грузов в любую точку России, стран СНГ, Европы и Азии. [5]
В ходе проведения PEST-анализа рассматриваются четыре перечисленные выше образующие категории: политическая, экономическая, социально-культурная и технологическая. Далее, в соответствие с методикой PEST-анализа, выбранные факторы группируются, рассчитывается степень их значимости по каждой из категорий, оценивается влияние каждого из них. В заключение формулируется прогноз возможных сценариев развития деятельности исследуемой логистической компании, детекция возможных рисков и векторов развития.
Исторический опыт развития системы грузоперевозок в нашей стране демонстрирует высокую зависимость от политических и правовых детерминант. [6]
Среди политических факторов были выбраны: государственная поддержка транспортной отрасли, использование ж/д составов в интересах Министерства обороны, уход иностранных компаний с рынка IT, изменения в ТК (изменения условий ИМ/ЭК), закрытие филиалов ТрансКонтейнер в «недружественных» странах, потеря иностранных клиентов и контрагентов, отсутствие возможности возврата контейнеров из «недружественных» стран.
Развитие транспортной отрасли и компаний-участников находится под непосредственным влиянием экономического потенциала страны и рынка транспортно-логистических услуг. [7]
Рассматривались следующие экономические факторы: снижение уровня платежеспособности среднего и мелкого бизнеса, инфляция, проблема международных платежей, потеря контрактов по форс-мажорных ситуациям, вероятность изоляции экономики страны, снижение спроса на контейнерные перевозки.
При анализе группы социально-культурных факторов среди приоритетных были выделены потребности общества и его стремление к инновациям, а также возможность создания новых и сохранение имеющихся рабочих мест.
Анализировались следующие социально-культурные факторы: демографический состав населения, разница уровня квалификации сотрудников в разных регионах, культурные особенности разных регионов, развитие транспортной инфраструктуры в регионах.
Следующая группа – технологические факторы, характеризующие развитие современных технологий грузоперевозок и отслеживания грузов, грузопереработки, синергетической коммуникации сотрудничества логистических компаний на транспортном рынке.
В этой группе рассматривались: недостаточное качество российских IT систем, обслуживание подвижного состава, качество электросистем для рельсового транспорта, технологическая оснащенность терминалов в регионах.
На следующем шаге анализа устанавливалась метрика влияния каждого их факторов. Данная степень влияния факторов оценивалась по шкале от 1 (минимальный (практически не влияет) уровень влияния на деятельность компании) до 3 (максимальный уровень влияния на деятельность компании).
Перечисленные выше ограничительные факторы являются причиной изменений в структуре международных цепей поставок, показателей их устойчивости и эффективного функционирования. [8]
Оценку вероятности изменения выбранных факторов проводили эксперты сотрудники компании ПАО «ТрансКонтейнер» в составе десяти человек; специалисты отделов по работе с клиентами, маркетинга и договорного. Шкала вероятности изменения фактора была установлена в диапазоне от 1 до 5. После оценки экспертами была выявлена среднестатистическая оценка и проведена поправка на вес каждого фактора (сумма степени влияния фактора).
Результаты проведённого PEST-анализа представлены в сводной таблице в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты PEST-анализа по ПАО «ТрансКонтейнер» [1]
Политические
|
Экономические
| ||
Фактор
|
Вес
|
Фактор
|
Вес
|
Использование ж/д составов в интересах Министерства обороны
|
0,23
|
Вероятность изоляции экономики страны
|
0,19
|
Потеря иностранных клиентов и контрагентов
|
0,22
|
Проблема международных платежей
|
0,16
|
Государственная поддержка транспортной отрасли
|
0,18
|
Инфляция
|
0,13
|
Уход иностранных компаний с рынка IT
|
0,15
|
Снижение спроса на контейнерные перевозки
|
0,13
|
Закрытие филиалов ТрансКонтейнера в «недружественных» странах
|
0,14
|
Потеря контрактов по форс-мажорных ситуациям
|
0,12
|
Изменения в ТК (изменения условий ИМ/ЭК)
|
0,08
|
Снижения уровня платёжеспособности среднего и мелкого бизнеса
|
0,07
|
Отсутствие возможности возврата контейнеров из «недружественных»
стран
|
0,07
|
—
| |
Социально-культурные
|
Технологические
| ||
Фактор
|
Вес
|
Фактор
|
Вес
|
Развитость транспортной инфраструктуры в регионах
|
0,26
|
Техобслуживание и ремонт подвижного состава
|
0,20
|
Демографический состав населения
|
0,13
|
Качество электросистем для рельсового транспорта
|
0,16
|
Культурные особенности разных регионов
|
0,12
|
Недостаточное качество российских IT систем
|
0,15
|
Разница уровня квалификации сотрудников в разных регионах
|
0,07
|
Технологическая оснащенность терминалов в регионах
|
0,08
|
Результат, представленный в таблице, был отсортирован в порядке убывания. Как можно заметить, по мнению опрошенных экспертов, наиболее рисковым фактором среди политических является: «Использование ж/д составов в интересах Министерства обороны». Данный фактор предполагает передачу во временное владение железнодорожных составов ПАО «ТрансКонтейнер» Министерству обороны.
Результаты и обсуждения. Наиболее рисковым среди экономических является фактор: «Вероятность изоляции экономики страны». Данный фактор связан с постоянным введением новых санкции в отношении РФ. [9] Деятельность ПАО «ТрансКонтейнер» сильно зависима от международных отношений, поскольку строится на международных контейнерных перевозках. Также можно выделить второй экономический фактор: «Проблема международных платежей». Данная проблема также может сильно повлиять на международную деятельность ПАО «ТрансКонтейнер», поскольку многие банки не имеют возможности совершать международные платежи из-за отключения от SWIFT системы.
Наиболее рисковым среди социально-культурных факторов является: «Развитие транспортной инфраструктуры в регионах». Поскольку ПАО «ТрансКонтейнер» занимается контейнерным железнодорожными и автомобильными перевозками, компания сильно зависима от качества автомобильно-дорожной сети и железнодорожной инфраструктуры.
Наиболее рисковым среди технологических факторов является «Обслуживание подвижного состава». Данный фактор также связан с уходом многих иностранных производственных компаний, которые занимались техническим обеспечением подвижного состава ПАО «ТрансКонтейнер».
На рисунках 1,2,3 и 4 представлен график тяготения по каждому из выбранных
факторов.
Рисунок 1 – Графическое представление влияния политических факторов на деятельность ПАО «ТрансКонтейнер» [2]
Рисунок 2 – Графическое представление влияния
экономических факторов на деятельность ПАО «ТрансКонтейнер» [3]
Рисунок 3 – Графическое представление влияния социально-культурных факторов на деятельность ПАО «ТрансКонтейнер» [4]
Рисунок 4 – Графическое представление влияния технологических факторов на
деятельность ПАО «ТрансКонтейнер» [5]
Выводы. В качестве мер по снижению влияния наиболее рисковых факторов, на которые возможно повлиять, были сделаны следующие выводы. [10]
Политические факторы: ПАО «ТрансКонтейнер» необходимо развивать партнёрское сотрудничество с компаниями стран Ближнего Востока и Азии. Это позволит найти новых контрагентов, которые займут места прежних. Также компании необходимо изменить фокус внимания в сторону государственной поддержки транспортного бизнеса. «ТрансКонтейнер» является достаточно крупным логистическим игроком, который в какой-то степени можно назвать стратегическим ресурсом страны. Соответственно, ПАО «ТрансКонтейнер» имеет большие шансы на получение государственного гранта на развитие транспортной инфраструктуры регионов.
Экономические факторы: компании необходимо изменить логику движения денежных средств, возможно путём открытия филиалов в «дружественных» странах.
Социально-культурные факторы: ПАО «ТрансКонтейнер» может самостоятельно заниматься повышением квалификации собственного персонала, а также влиять на уровень развития транспортной инфраструктуры региона, про что было сказано выше.
Технологические факторы: ПАО «ТрансКонтейнер» необходимо изменить каналы поставки комплектующих, которые используются для обслуживания подвижного состава с прежних фокусов на Азию. Также компании необходимо искать альтернативные системы IT обеспечения, которые могут быть как российскими аналогами, так и из стран Азии и Ближнего Востока. В том числе ПАО «ТрансКонтейнер» может самостоятельно заниматься созданием собственной IT системы под свои нужды, самописное издание.
[1] Таблица 1 составлена авторами на основании обработки результатов проведенного опроса специалистов ПАО «Трансконтейнер»
[2] Составлено авторами по результатам обработки оценки степени влияния политических факторов на деятельность ПАО «Трансконтейнер»
[3] Составлено авторами по результатам обработки оценки степени влияния экономических факторов на деятельность ПАО «Трансконтейнер»
[4] Составлено авторами по результатам обработки оценки степени влияния социально-культурных факторов на деятельность ПАО «Трансконтейнер»
[5] Составлено авторами по результатам обработки оценки степени влияния технологических факторов на деятельность ПАО «Трансконтейнер»
References:
Filatov V.V., Bezpalov V.V., Krygina I.E., Marien L.S. (2023). Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty tamozhennoy ekspertizy metallov, splavov i izdeliy iz nikh [Organizational and economic aspects of customs examination of metals, alloys and products from them]. Innovation and Investment. (2). 242-247. (in Russian).
Krygina I.E. (2023). Logisticheskie marshruty parallelnogo importa [Parallel import logistics routes]. Vectoreconomy. (1(79)). (in Russian).
Krygina I.E. (2023). Reseyl v tsepochkakh postavok parallelnogo importa [Resale in parallel import supply chains] The development of modern science and technology in the context of transformational processes. 494-499. (in Russian).
Lakhmetkina N.Yu. (2021). Vliyanie neprognoziruemogo krizisa na mezhdunarodnye tsepi postavok [The impact of an unpredictable crisis on international supply chains] Logistics: Eurasian Bridge. 90-93. (in Russian).
Sherstobitova O.B., Pserovskaya E.D. (2023). Issledovanie vozmozhnostey razvitiya kontreylernyh perevozok gruzov v Novosibirskom regione metodom PEST-analiza [Investigation of the development possibilities of piggyback cargo transportation in the Novosibirsk region using the PEST analysis method]. Vestnik transporta Povolzhya. (2(98)). 79-87. (in Russian).
Sinitsyna A.S., Nekrasov A.G. (2022). Besshovnost i intellektualnaya mobilnost intermodalnyh transportno-logisticheskikh sistem [Seamless and intellectual mobility of intermodal transportation and logistics systems]. Sotsialno-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal. (2(24)). 163-175. (in Russian). doi: 10.36718/2500-1825-2022-2-163-175.
Sinitsyna A.S., Nekrasov A.G. (2022). Setetsentrizm v epokhu globalnogo krizisa tsepochek postavok [Network-centrism in the age of supply chains global crisis] Logistics: Eurasian Bridge. 279-283. (in Russian).
Sinitsyna A.S., Nekrasov A.G., Konareva N.A., Kashirtseva T.I., Basyrov I.M., Lakhmetkina N.Yu., Schelkunova I.V., Pashkov N.N., Kozlova O.V., Konovalov V.L., Veselkova M.G., Mozhcherov A.V. (2023). Klientoorientirovannye transportno-logisticheskie sistemy i tekhnologii [Customer-oriented transport and logistics systems and technologies] Moscow: Ay Pi Ar Media. (in Russian).
Volodina O.A., Demchenkova S.A., Krygina I.E., Kuznetsova E.N. (2023). Issledovanie teoreticheskikh osnov strategii importozameshcheniya [Study of the theoretical foundations of the import substitution strategy]. Humanities, socio-economic and social sciences. (7). 177-181. (in Russian). doi: 10.23672/SAE.2023.97.26.004.
Страница обновлена: 09.04.2025 в 11:34:39