Консорциум как модель управления развитием высокотехнологичных компаний

Малашкина О.Ф.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 10, Номер 1 (Январь-март 2020)

Цитировать:
Малашкина О.Ф. Консорциум как модель управления развитием высокотехнологичных компаний // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 69-82. – doi: 10.18334/ecsoc.10.1.110192.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44760114
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Предмет/тема. В статье рассматривается перспективная модель по организации управления высокотехнологичными организациями. В качестве возможного объекта управления рассматривается вариант модели управления временного объединения высокотехнологичных компаний в виде консорциумов. Цели/задачи. Целью данной статьи является определение оптимальной модели управления развитием высокотехнологичных компаний. Методология. В статье использованы методы стратегического анализа (PESTLE-анализ, SWOT-анализ) и метод отраслевого анализа и др. методы исследования. Результаты. На основе методов стратегического анализа таких как PESTLE-анализ, SWOT-анализ и метод отраслевого анализа проведено исследование внешних и внутренних сред на формирование инструментов управления крупными высокотехнологическими организациями. В результате проведенного анализа дан перечень основных аспектов, определяющих экономическую, социальную целесообразность объединения предприятий в консорциум. Выводы/значимость. В статье сделан вывод, что на сегодняшний день консорциумы в России обретают все большее значение, и, ест основания предполагать, что у отечественных консорциумов формируется своя «душа», они создаются не только для экономической и социальной деятельности Российской Федерации, но и предполагают решать проблемы предотвращения различных неблагоприятных экологических ситуаций, эпидемий. Поэтому с помощью кооперации лидирующих предприятий в различных отраслях экономики можно достичь роста и достижения стратегических показателей, а также обеспечить благоприятный инвестиционный, экономический и экологический климат в Российской Федерации.

Ключевые слова: консорциум, модель управления предприятием, внешние факторы, внутренние факторы, хозяйственное партнерство, модель управления, высокотехнологичная компания, стратегия, развитие, объединения, бизнес-процессы, хеджирование рисков, научно-образовательный центр мирового уровня, ассоциация, тренд



Введение. Данная тематика является актуальной ввиду возникшей потребности в экономике Российской Федерации в объединении усилий ряда крупных компаний в консорциум для выполнения намеченных целей, поставленных в сфере высоких технологий Правительством РФ [3, 4], и требует последовательного решения задач, адаптированных к текущей ситуации на конкретных рынках, возможно, с привязкой к определенной территории, стране, а также, что немаловажно, норме права. Теоретической и методологической базой являются основные положения современной экономической теории, работы российских и зарубежных авторов по вопросам управления организациями, теории организационных систем и менеджмента организации в целом. Также должен быть использован российский опыт последних десятилетий по управлению организациями и проектами [5, 8] (Mazur, Shapiro et al., 2001; Shchedrovitskiy, 2018). При организации таких объединений, как консорциумы, необходимо учитывать нормативно-правовые акты Российской Федерации по организационно-правовым формам, а также мировую практику создания различных форм партнерств. Основной проблематикой является последовательность задач и хеджирования рисков при применении зарубежных наработок к отечественной практике создания объединений юридических и физических лиц с минимальными бюрократическими процедурами, в том числе с учетом законодательства Российской Федерации.

Для проведения анализа, целью которого является предложение возможной модели по управлению объединениями высокотехнологичных компаний (консорциумов), применим элементы SWOT- и PESTLE-анализа.

Полученные результаты

1. Анализ факторов, влияющих на формирование управления компаниями

Существующие подходы к управлению развитием компаний и организаций годами выработаны в рамках различных научных школ и направлений, начиная от основ экономической теории и заканчивая современными школами менеджмента с использованием математического моделирования и искусственного интеллекта.

Теоретические основы данных процессов в значительной степени остаются неизменными на протяжении последних десятилетий и, вероятно, не будут пересмотрены без качественного скачка в развитии сложных имитационных моделей, сопоставимых с системами прогнозирования природных явлений. При этом основополагающими будут являться возможности моделей по длительности горизонта планирования и скорости адаптивности к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Вместе с тем для современных компаний на первое место выходит задача управления своим развитием на основе уже существующих моделей и в частности кроссплатформенных разновидностей, а иногда создания объединенных общей целью совершенно новых, до текущего момента неактуальных моделей. Речь может идти о заимствовании из, казалось бы, несвязанных систем, как, например, актуальные сейчас симбиозы разноплановых организационных структур под задачи дифференциации бизнеса в одной организации с целью сохранения существующих традиций и выполнения новых задач по ускоренному развитию и стимулированию бизнеса.

Управление развитием компании говорит о зрелости культуры и является одной из важнейших задач, которые определены не только внутренними, но и внешними факторами, такими как уровень развития экономики, специфика исторического этапа, уклад промышленности, экологические и политические факторы, а также изменения в законодательстве Российской Федерации. Так, в период, когда основная деятельность предприятий была ориентирована на организацию масштабного производства, активное развитие получили дисциплины, связанные с финансовым управлением, управлением эффективностью серийного производства. Управление развитием основывалось на интуиции управляющих кадров и ограничивалось применением традиционных походов к менеджменту. Впоследствии основной акцент в методах управления развитием сместился в сторону проведения маркетингового анализа и завоевания конкурентных преимуществ на рынке. На первое место вышли также задачи управления организациями, комплексного анализа финансово-экономической деятельности, анализа эффективности и повышения качества. Серьезное внимание со временем бизнес стал уделять и работе над управлением человеческими ресурсами. Увеличилась роль развития инструментов управления и влияния на рынки. Были запущены процессы взаимосвязи управляющих функций в виде финансового менеджмента, управленческого учета и контроллинга. Отдельно появились специализированные функции управленческого консалтинга и др. [7] (Vikhanskiy, 1998).

Появление общемирового тренда на глобализацию мировой экономики обусловило структурную перестройку международных систем ведения бизнеса и финансов и оказало кардинальное влияние на экономическое развитие стран и регионов. Ключевыми факторами при этом выступили прорывное ускорение научно-технического прогресса в части разветвленных компьютерных систем и телекоммуникационных технологий, снижение возможности государственного регулирования (вмешательства) в экономику и финансовое регулирование хозяйствующих субъектов. Значительно вырос оборот капитала на международном уровне и повышение его глобальной мобильности.

В целом детально определить дальнейшие направления развития данного процесса достаточно проблематично, вместе с тем представляется возможным подчеркнуть следующие глобальные особенности и специфические черты.

2. Особенности, определяющие формирование управления высокотехнологичными предприятиями

– Кардинально возросли масштабность и количество глобальных финансовых кризисов: только за последние 30 лет они наблюдались в более чем 100 странах, включая все государства с развитой экономикой. Это является показателем, что, с одной стороны, стремительное развитие высокотехнологичных рынков с передовыми разработками не служит гарантией сбалансированного развития экономики в целом. С другой стороны, показывает несостоятельность мировой экономической системы и ее «глобальных проводников»: МВФ, МБРР, ВТО и т.д. Особенно очевидным это стало с появлением так называемых черных лебедей [6] (Nassim Nikolas Taleb, 2015) в формате сложно управляемых внешних факторов, как, к примеру, пандемия, накрывающая сейчас весь земной шар. В связи с этим поставленные перед ними задачи, такие как определение и реализация единых политик избегания кризисных ситуаций, стимулирование экономического роста на глобальном и национальном уровнях, оказались в ряде случаев проваленными или не принесли ожидаемого результата.

– Структурная трансформация «сырьевых придатков» и промышленно развитых стран продолжает нарастать, окончательно закреплен переход последних от трудоемкого к наукоемкому производству. Мировая торговля полностью ориентирована на международное движение капитала. Ингибитором этого процесса в той или иной мере выступают санкционные политики некоторых стран, но тем не менее диверсификация межнациональных корпораций перешла на глобальный уровень международного инвестирования через совместные предприятия и иные формы сотрудничества без полного поглощения контрагентов.

– Подтвердились предположения о том, что классические разработки в области управления, начиная от организации и планирования и заканчивая финансовым управлением и маркетингом, предложенные нам в книгах, оказались неспособными теоретически описать (смоделировать) новые экономические явления и предложить методы и инструменты по адаптивному управлению современными высокотехнологичными компаниями. Дальнейшее развитие традиционных методов вылилось в появление новых разработок, таких как риск-ориентированный подход, гибкие методы управления, реинжиниринг бизнес-процессов, управление по целям, бюджетное планирование «на результат», современные методы проектного управления.

– Продолжается конкуренция за доминирование во внедрении передовых научно-технических достижений, при этом сократились до минимума временные рамки, ранее обеспечивавшие значительные конкурентные преимущества за счет внедрения инноваций. Окончательно закреплен тренд на обеспечение непрерывного потока инноваций, не всегда экономически эффективных в отдельности, но дающих синергический эффект для качественного построения производства в ближайшем будущем. Компании стремятся определить для себя уникальные технологические компетенции, выставляя на рынок товар, дающий качественное преимущество перед менее инновационными бизнесами.

Глобализация для России также стала достаточно масштабным явлением. Внешняя нестабильность и внутренние противоречия, которые оказались непреодоленными со времен экономики переходного периода, привели к низкому уровню развития рынка научно-технических инноваций, отставанию применяемых методов и инструментов управления, особенно в компаниях с преобладающим государственным участием.

3. Стратегические объединения как форма управления развитием

Компаниями и корпорациями апробируются различные методы ускорения приобретения недостающих компетенций, однако в большинстве случаев был однозначно сделан вывод: в обозримые сроки самостоятельно проделать весь необходимый объем работ компании не в состоянии. Это относилось не только к «маркетинговой» составляющей, но и к проработке новых научных направлений, организационных схем взаимодействия.

«На поверхности» оказалось предложение об использовании различных схем кооперации, партнерств, совместных предприятий. Однако по мере их проработки на практике однозначно встали ограничения, связанные со спецификой и структурой акционерного капитала большинства предприятий.

Безусловно, одним из традиционных направлений взаимодействия с внешними организациями исторически были работы с вузами, научно-исследовательскими центрами, смежными исполнителями. Данные направления являются хорошо освоенными, но не всегда применимыми в случае необходимости проработки маппинга всей цепочки создания высокотехнологичной гражданской продукции.

Соответственно, предпочтительными могут стать варианты сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами на условиях, не ограничивающих деятельность участников того или иного объединения.

Модель консорциумов стала одной из немногих схем, которые сейчас активно взяты в проработку и получают значительное развитие за последние годы. Отсутствие необходимости создания отдельных юридических структур на первоначальных этапах позволило исключить взаимные пересечения по другим аспектам финансово-экономической деятельности вне рамок отдельного проекта [10] (Matveeva, Chernova, 2013).

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика между консорциумами и отдельными юридическими структурами – хозяйственными партнерствами.

Таблица 1

Сравнительная характеристика консорциума и хозяйственного партнерства

Юридическая сущность консорциумов. Определения «консорциум» Гражданский кодекс РФ не содержит, единственное нормативно-правое упоминание консорциума в законодательных актах относится ко времени существования СССР. Его название встречается среди других видов ассоциаций:

· концерн;

· межотраслевое государственное объединение;

· хозяйственная ассоциация;

· консорциум.

Современное понятие ассоциации закреплено в пункте 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса РФ: «Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей» [1].

Между тем в литературе встречаются различные определения консорциума, которые, как представляется, сводятся к следующей формулировке: консорциум – это временное объединение взаимодополняющих разноплановых компаний на договорной основе для исполнения крупных экономических или социальных проектов, реализуемых чаще всего в рамках стратегических инициатив государства и (или) бизнеса.

При этом лидером консорциума является организация, одна из членов консорциума, координирующая работу консорциума, заключившая необходимые договоры с членами консорциума и представляющая его интересы перед заказчиками и третьими лицами [7] (Vikhanskiy, 1998).

Члены (партнеры) консорциума проводят работу, заключают договоры в соответствии с утвержденным планом в целях достижения определенного результата.

Лидер консорциума при участии в закупочных процедурах для целей заключения основного контракта предоставляет необходимые документы, подтверждающие возможность выполнения работ (оказания услуг) субподрядчиками – членами консорциума. При этом необходимо установить членов консорциума (субподрядчиков) в основном контракте либо приложении к нему.

Преимущества консорциумов

Консорциумы как форма объединения претендуют на следующие преимущественные особенности:

· компенсация компетенций, которых нет у компаний-участников в силу тех или иных особенностей;

· самостоятельность участвующих лиц сохраняется, как юридическая, так и финансово-экономическая;

· финансирование из федеральных или иных государственных источников не будет ограничено, если один из участников не является государственным предприятием;

· отсутствие необходимости создания новой организационной структуры, как следствие, экономия на издержках;

· использование положительной истории всех участников консорциума, в том числе для получения положительного решения при финансировании;

· формирование основы для долгосрочного сотрудничества.

Цели создания консорциумов

В качестве основных целей создания консорциумов выделяем:

· реализация научно-технического задела и уникальных технологических решений;

· использование совместного кадрового потенциала, в том числе с привлечением вузов и Российской академии наук;

· развитие новых бизнес-направлений;

· ускорение вывода на рынок продуктов, решений и портфелей проектов;

· максимальная диверсификация продуктовой линейки с учетом портфеля проектов участников консорциума.

4. Особенности образования консорциума в экономических условиях РФ

Важность консорциумов возросла после утверждения Планов по созданию сети из 15 научно-образовательных центров мирового уровня, которые были отражены в майском указе Президента Российской Федерации и являются одной из задач национального проекта «Наука» [2].

В соответствии с его целями, «в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Должны быть созданы привлекательные условия для работы в РФ российским и зарубежным ведущим ученым, а также молодым перспективным исследователям; увеличены внутренние затраты на научные исследования и разработки».

Одним из способов реализации проекта является создание научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ), «…поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющее деятельность в соответствии с программой деятельности центра». [1]

Указанная инициатива на текущий момент активно реализуется в пилотных регионах, но невзирая на поддержку государства со стороны бизнеса, очевиден ряд бюрократических сложностей, которые без поддержки государства будет проблематично преодолеть.

Таким образом, в качестве мер государственной поддержки высокотехнологичным компаниям, которые включаются в консорциумы, на первый план выходят:

· необходимость проработки нормативно-правовой базы и государственных механизмов финансирования консорциумов для коммерческих промышленных компаний, учреждений высшего образования и научно-исследовательских организаций;

· целесообразность сокращения конкурсных процедур для участников консорциумов в случае долгосрочных проектов и фундаментальных научных исследований;

· распространение мер господдержки на тиражируемые проекты, реализуемые на основе консорциумов.

Компании в текущем состоянии крайне заинтересованы в понимании со стороны государства своих проблем, и только совместный «тандем» позволит сделать существенный рывок в цифровую экономику.

5. Возможная стратегическая модель по управлению консорциума

В дополнение рассмотрим «идеальную стратегическую модель» современной российской высокотехнологичной компании на основе создания консорциумов.

Исходные предпосылки:

· российская компания имеет ряд текущих разработок и проектов, которые удовлетворяют потребности ее акционеров;

· положение стабильное, конкуренция средняя ввиду узкой линейки высокотехнологичной продукции, количество клиентов ограничено;

· компания понимает, «имеет желание» расширить свою деятельность (линейку продуктов) / выйти на новых потребителей.

В данном случае эффективными вызовами стратегической модели на основе создания консорциума может стать:

· определение перспективных «смежных» рынков для своих и партнерских продуктов;

· выход на профильные научные организации, включая госучреждения науки, и творческие коллективы;

· создание консорциума/консорциумов в зависимости от количества планируемых новых продуктов и проектов, их пересекаемости и взаимодополняемости;

· оперативная проработка и юридическое оформление договорных отношений без конкурсных процедур при работе с госорганизациями / организациями с государственным участием;

· налаживание разработки, производства и сбыта новой высокотехнологичной продукции в рамках созданных консорциумов;

· лоббирование своей продукции для поставок госструктурам и получение соответствующих льгот, налоговых вычетов, дополнительных финансовых ресурсов на НИР и ОКР;

· подключение учреждений фундаментальной науки (государственных) к консорциумам;

· большая свобода при финансировании проектов.

Необходимо учитывать, что при организации консорциума требуется проведение постоянного, перманентного мониторинга экономической и социальной ситуации в РФ, а также мониторинга рынка мировых высоких технологий. Это позволит вносить необходимые изменения при формировании структуры управления консорциума с привлечением различных методов стратегического анализа и стратегического менеджмента.

Но невзирая на все сложности экономического и правового характера, в России уже есть опыт в части формирования консорциумов, сформированный за последние годы. В пилотную группу попали национальный консорциум «Цифровое здравоохранение», основной задачей которого является объединение усилий для внедрения передовых цифровых технологий в здравоохранение. Состав консорциума объединил представителей государственных структур, государственного и частного бизнеса: Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, «Русатом Хэлскеа», холдинговую компанию «Швабе», НМИЦ им. Алмазова, МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, инжиниринговый центр «ЭлТех СПб» и компанию «Р-Фарм» [12, 13].

2018 год дал старт объединению «Цифровой водоканал», которое займется развитием цифровых и перспективных технологий водоподготовки [11].

В рамках Научно-технического совета по медицинской технике, министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым в апреле 2020 года было объявлено, что в РФ формируется консорциум разработчиков и производителей медицинской техники. Основополагающей целью создания консорциума станет разработка и производство линейки отечественного медицинского оборудования по всем ключевым направлениям: аналитическому, диагностическому и терапевтическому. Решение о создании консорциума продиктовано необходимостью локализации наиболее критических видов медицинского оборудования на территории РФ в связи с рисками и угрозами, возникшими из‑за распространения коронавирусной инфекции.

Именно поэтому была сделана ставка на предприятия оборонно-промышленного комплекса в связи с наличием у них необходимых компетенций, квалификации и, что самое главное, опыта ускоренного развития и мобилизации в кризисных ситуациях. Консорциум будет сформирован вокруг флагманов, лидеров на рынке Российской Федерации: концерн «КРЭТ», холдинговая компания «Швабе», АО «Алмаз-Антей», «Моринформсистема-Агат». Будущий консорциум планирует заключить соглашение с Минпромторгом на предмет формирования технических требований к производимым изделиям, к условиям их сертификации. Производимые медицинские приборы будут вноситься в реестр российского радиоэлектронного оборудования в целях предоставления этой продукции дополнительных преференций после ее выхода на рынок [14].

Хотелось бы также подчеркнуть и зарубежную успешную практику создания консорциумов. В основном многие консорциумы создавались с целью разработки месторождений. Примером создания успешных консорциумов могут служить консорциумы мировых нефтедобывающих компаний. Очень актуален опыт рабочих групп промышленного интернет-консорциума, которые координируют и устанавливают приоритеты и стимулируют технологии промышленного интернет-консорциума в целях ускорения освоения рынка и снижения барьеров вхождения него. На сегодняшний день он объединяет более 260 крупных и малых представителей индустрии, и стоит отметить присутствие в нем российских членов, к примеру, «Ростелеком» [15, 16].

Заключение

Таким образом, на сегодняшний день отчетливо видно, что консорциумы в России обретают все большее значение, и есть основания предполагать, что у отечественных консорциумов формируется своя «душа», они создаются не только для экономической и социальной деятельности Российской Федерации, но и предполагают решать проблемы предотвращения различных неблагоприятных экологических ситуаций, эпидемий. Поэтому с помощью кооперации лидирующих предприятий в различных отраслях экономики можно достичь роста и стратегических показателей, а также обеспечить благоприятный инвестиционный, экономический и экологический климат в Российской Федерации.

Выбор данной модели как стратегической оказывается сейчас весьма оптимистичным для современных высокотехнологичных отечественных компаний, что требует дальнейшей проработки и подготовки предложений по развитию предприятий, возможно, совместно с предложениями по внесению изменений в государственные механизмы поддержки высокотехнологичных российских компаний и научных организаций. Но также небезосновательны выводы о том, что консорциум – действенная модель развития партнерств российских высокотехнологичных компаний и ее использование будет расширяться. Это, в свою очередь, приведет к необходимости детальной проработки этой модели как в нормативном плане, так и в части использования в качестве актуальной бизнес-модели.

[1] https://www.ноц.рф/about


Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
2. Указ президента РФ № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2017 N 172)
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2015», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 года № 2396-р, включая Постановление от 17 февраля 2016 года № 110, № 109 в рамках государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы»
5. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. / Справочное пособие. - М.: Высшая школа, 2001. – 875 c.
6. Нассим Николас Талеб Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. - М.: КоЛибри, 2015. – 736 c.
7. Виханский О.С. Стратегическое управление. / Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. – 296 c.
8. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. / (курс лекций). – 5-е изд. - М.: Изд-во Студия Артемия Лебедева, 2018. – 464 c.
9. Мильнер Б.З. Теория организации. / Учебник. 7-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 864 c.
10. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Стратегический консорциум как механизм наращивания инновационного потенциала промышленности юга России // Journal of Economic Regulation. – 2013. – № 3. – c. 65-72.
11. «Швабе» цифровизирует водоснабжение Курганской области. Shvabe.com. [Электронный ресурс]. URL: http://shvabe.com/press/news/rostekh-tsifroviziruet-vodosnabzhenie-kurganskoy-oblasti (дата обращения: 15.04.2020).
12. Ростех создал консорциум для локализации производства лечебно-диагностического оборудования. Ростех. [Электронный ресурс]. URL: http://rostec.ru/news/rostekh-sozdal-konsortsium-dlya-lokalizatsii-proizvodstva-lechebno-diagnosticheskogo-oborudovaniya (дата обращения: 15.04.2020).
13. Разработка Ростеха и СамГМУ ускорит реабилитацию после инсульта. Rostec.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://rostec.ru/news/razrabotka-rostekha-i-samgmu-uskorit-reabilitatsiyu-posle-insulta (дата обращения: 15.04.2020).
14. Холдинги Ростеха вошли в консорциум разработчиков и производителей медтехники. Shvabe.com. [Электронный ресурс]. URL: https://shvabe.com/press/news/kholdingi-rostekha-voshli-v-konsortsium-razrabotchikov-i-proizvoditeley-medtekhniki (дата обращения: 15.04.2020).
15. Industrial Internet Consortium. Current members. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iiconsortium.org/members.htm (дата обращения: 15.04.2020).
16. Electrification Challenge for Aircraft (ECLAIR) Consortium. Global.jaxa.jp. [Электронный ресурс]. URL: http://global.jaxa.jp/press/2018/07/20180702_eclair.html (дата обращения: 15.04.2020).

Страница обновлена: 05.08.2024 в 11:44:18