Развитие транспортных систем в условиях внедрения цифровой государственной информационной системы «Электронные перевозочные документы»
Кобозева Н.Г.1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549263
Аннотация:
В России в 2022 году вступили Правила обмена электронными перевозочными документами, и перевозчики получили возможность в добровольном порядке оформлять следующие виды электронных транспортных документов: транспортную накладную, заказ-наряд, сопроводительную ведомость. В начале 2023 года перечень оформляемых в электронном виде перевозочных документов расширен до: электронного путевого листа, электронного заказа (заявки), электронного договора фрахтования, экспедиторской расписки. В исследовании подробно показана схема функционирования электронного обмена перевозочными документами в государственной информационной системе «Электронные перевозочные документы», обеспечивающей обмен сведениями из электронных перевозочных документов между участниками перевозочного процесса и предоставление таких сведений государственным органам Российской Федерации. Основной результат исследования: показана полезность и эффект функционирования государственной информационной системы «Электронные перевозочные документы», которые заключаются в том, что электронный документ, сопровождающий перевозку, становится юридически значимым; в случае вероятной утери документов (бумажных форм) электронный документ может быть в любой момент времени найден и верифицирован; также для участников транспортного рынка имеется возможность в любой момент времени отслеживания статуса перевозки по этапам движения груза. Материалы исследования адресованы специалистам по транспорту, участникам рынка транспортных услуг, представителями транспортных и логистических компаний, IT-разработчикам и кураторам проектов внедрения электронного оборота в транспортном комплексе экономики.
Ключевые слова: Государственная информационная система «Электронные перевозочные документы», электронная транспортная накладная, электронный перевозочный документ, электронный документооборот, цифровой транспорт и логистика
JEL-классификация: L81, R40, L90, L91
Введение
С 1 сентября 2022 года в Российской Федерации вступили Правила обмена электронными перевозочными документами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 931 от 21 мая 2022 года.
На современном этапе обмен электронными перевозочными документами носит добровольный характер. В перспективе ожидается поправка на обязательность для участников транспортного рынка применения электронных перевозочных документов.
После прохождения экспериментального этапа освоения и тестирования использования электронных форм перевозочных документов с 2024 года ожидается переход на стопроцентный электронный документооборот и использование электронных перевозочных документов при осуществлении транспортной, логистической, операторской экспедиционной деятельности и в процессе осуществления мониторинга и контроля за деятельностью участников транспортного рынка со стороны государственных органов.
С 1 сентября 2022 года в России перевозчики оформляют следующие виды электронных транспортных документов: транспортную накладную, заказ-наряд, сопроводительную ведомость.
С 1 марта 2023 года перечень оформляемых в электронном виде перевозочных документов расширен до: электронного путевого листа, электронного заказа (заявки), электронного договора фрахтования, экспедиторской расписки.
В дальнейшем перечень электронных перевозочных документов будет расширяться.
Литературный обзор в рамках исследования
Рассмотрению отдельных направлений развития цифровых систем электронного оборота и применения информационных систем обмена юридически значимыми электронными документами участниками перевозочного процесса посвящен ряд научных работ. Среди них отдельно выделим следующие публикации:
Экономическим и юридическим вопросам и проблематике внедрения электронных перевозочных документов посвящены работы Г.Э. Биджакова [2], А.М. Голубчик [3], Е.Н. Кузнецовой [6], Н.И. Соловяненко [9]. Вопросам интеграции электронных перевозочных документов российских транспортно-логистических компаний – операторов транспортного рынка в государственную информационную систему посвящены работы И.М. Гулого [4], А.В. Парфенова, Н. Сюй [7]. Влияние распространения в транспортных системах сервисов электронного документооборота, электронного обмена данными, оформления в электронной форме документов участниками перевозочного процесса на операционные параметры, эффективность и конкурентоспособность транспортных компаний рассматривается в работах: Н.А. Журавлевой [5], О.Д. Покровской, Т.С. Титовой [8], К.Е. Ковалева, А.В. Новичихина [1].
Наше исследование дополняет имеющиеся исследования в области обоснования эффектов внедрения информационных систем обмена электронными документами между участниками перевозочного процесса.
Цель исследования: систематизация последствий и эффектов для участников российской транспортной системы (перевозчики грузов, отправители и получатели грузов и другие) в условиях ее перехода к оформлению операций с грузом, товаросопроводительных документов на цифровой платформе «Государственная информационная система «Электронные перевозочные документы».
Авторская гипотеза исследования: внедрение в транспортной системе информационных систем обмена юридически значимыми электронными документами приводит к возникновению положительных прямых экономических эффектов для участников перевозочного процесса: перевозчиков, грузовладельцев, контрольных и надзорных государственных органов. Основной положительный эффект участия в информационной системе обмена электронными перевозочными документами для перевозчика заключается в возможности в любой момент времени получения доступа к документу (просмотра электронной формы) и восстановления любого электронного товаросопроводительного транспортного документа.
Методология и информационная основа исследования.
При подготовке статьи мы опирались на информационные источники, данные Министерства транспорта Российской Федерации, Ространснадзора, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, данные транспортных и логистических компаний – участников рынка перевозок, а также компаний – участников экосистемы цифровой логистики (в частности, компаний «1С», «Первый бит», «Астрал Софт», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»).
Теоретико-методологической основой исследования выступает теория транспортных систем, теория информационных систем, теория интеллектуальных транспортных систем, методология обоснования экономических эффектов внедрения цифровых платформенных решений, электронных систем обмена данными.
Результаты
Принцип функционирования ГИС ЭПД
Государственная информационная система «Электронные перевозочные документы» (ГИС ЭПД) – это государственная информационная система, обеспечивающая обмен сведениями из электронных перевозочных документов между участниками перевозочного процесса и предоставление таких сведений органам государственной власти Российской Федерации.
Участник перевозочного процесса формирует электронный перевозочный документ, передает его оператору информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД) (к примеру, это может быть экосистемная компания или отдельная IT-компания, а также оператором может выступать сам перевозчик в случае возможности разработки им собственными силами информационной системы). Оператор ИС ЭПД, в свою очередь, передают документ в ГИС ЭПД. Таким образом, юридически значимые сведения, документы поступают в государственные органы: Федеральную налоговую службу, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Ространснадзор, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации.
Из системы ГИС ЭПД оператор ИС ЭПД получают данные QR-кода, передает его впоследствии участникам перевозки для идентификации и верификации конкретного документа.
Любой электронный перевозочный документ сотрудник контрольных и надзорных ведомств (к примеру, ГИБДД, Ространснадзор и др.) может проверить через QR-код, присвоенный каждому электронному перевозочному документу.
Рисунок 1. Схема обмена электронными перевозочными документами в рамках ГИС ЭПД
Источник: [10].
Участники перевозочного процесса могут подключиться к ГИС ЭПД в любое время посредством:
- ИТ-платформы (к примеру, это может быть информационная система 1С, в рамках которой предоставляются услуги доступа к абонентскому обслуживанию 1С:ДОУ);
- для малых и микроорганизаций предусмотрена возможность подключения к ГИС ЭПД посредством вэб-приложения, мобильного приложения, в которых создаются персональные личные кабинеты с возможностью получения, просмотра и подписания электронных перевозочных документов;
- для различных крупных и средних организаций, использующих информационные системы WMS или TMS, предоставляется доступ к программному интерфейсу для интеграции сервиса 1С-ЭПД в информационные системы клиентов.
Благодаря ГИС ЭПД, электронный документ перевозки становится юридически значимым.
Каждый документ состоит из файла обмена (титула). Предусмотрены отдельные формы титула для перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя. К примеру, электронная транспортная накладная (ЭТрН) в настоящий момент состоит из 8 элементов титулов. В этих 8 титулах содержится в целом 1600 атрибутов – различных ячеек с данными (к примеру, опасные, негабаритные грузы и т.д.). Обязательными атрибутами являются: «отгрузка» (2 параметра грузоотправитель и перевозчик груза), «приемка» (грузополучатель и перевозчик груза) – эти титулы приведены схематично на рисунке 2. Дополнительными опционными параметрами являются: «Изменение финансового состояния» (перевозчик груза, грузоотправитель), «Переадресация» (перевозчик груза), «Замена водителя или транспортного средства» (перевозчик груза). Дополнительные опционные титулы электронной транспортной накладной показаны схематично на рисунке 3.
Рисунок 2. Обмен данными на примере электронной транспортной накладной
Источник: [10].
Рисунок 3. Опционные титулы электронной транспортной накладной
Источник: [10].
Проверка электронных перевозочных документов осуществляется при помощи QR-кодов – оптического средства передачи данных. При подписании первых двух титулов (сдача и принятие груза). Перевозчик, транспортная компания запрашивает в государственной информационной системе электронных перевозочных документов подтверждение о завершении перевозки и основании для ее оплаты. ГИС ЭПД выдает электронную справку по запросу участников (перевозчиков, надзорных органов) о наличии и статусе перевозки.
Инспекторы МВД РФ и Ространснадзора имеют в настоящее время в своем распоряжении планшеты, при помощи которых имеют возможность сканировать файлы, проверять подлинность самих документов. Работники перевозочных компаний (автомобильных, железнодорожных, водного транспорта и других) в настоящее время могут направлять транспортные средства с водителем, экипажем, бригадой с верифицированным находящимся в информационной электронным перевозочным документом.
Возможности и эффекты внедрения ГИС ЭПД в транспортных системах
Для участников перевозочного процесса (рынка транспортных услуг) участие на платформе ГИС ЭПД позволяет получать следующие возможности:
- генерация сопроводительных транспортных документов в электронном виде в формате ЭПД, утвержденном Министерством транспорта РФ;
- юридически значимый обмен сопроводительными транспортными документами, оформленными в электронном виде (транспортные и товарно-транспортные накладные, заказы на перевозку, ведомости), обмен иными документами, сопровождающими процесс перевозки, не имеющими строго установленной формы, через оператора электронных перевозочных документов);
- подписание с помощью достоверной электронной подписи, обеспеченной шифрами безопасности, электронных транспортных документов участниками перевозочного процесса: грузовладельцы, отправители и получатели грузов, транспортные организации, операторы, складские работники, водители и работники поездных, летных, судовых бригад;
- визуальное отображение любого электронного транспортного документа по его реквизитам, на планшетах, мобильных устройствах;
- онлайн-информирование, информирование участников рынка об операциях с грузом и детализации процесса приемки и передачи груза.
Основной положительный эффект эксплуатации ГИС ЭПД для участников рынка заключается в том, что в случае вероятной утери документов (бумажных форм) любой электронный документ может быть в любой момент времени найден и верифицирован. Также для участников транспортного рынка имеется возможность в любой момент времени отслеживать статус перевозки по этапам движения груза.
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать его основные выводы.
С 2022 года в России запущена в эксплуатацию государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая обеспечивает обмен сведениями из электронных перевозочных документов между участниками перевозочного процесса и предоставление таких сведений государственным органам.
Благодаря ГИС ЭПД, электронный документ перевозки становится юридически значимым.
Внедрение информационных систем обмена юридически значимыми электронными документами приводит к возникновению положительных экономических эффектов для участников перевозочного процесса: перевозчиков, грузовладельцев, контрольных и надзорных государственных органов. Основной положительный эффект участия в информационной системе обмена электронными перевозочными документами для перевозчика заключается в возможности в любой момент времени получения доступа и восстановления любого электронного товаросопроводительного транспортного документа.
Источники:
2. Биджаков Г.Э. Переход на электронные перевозочные документы как новый этап развития грузовых и пассажирских перевозок // Интеграция систем управления и логистики на транспорте: Международная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых. Москва, 2023. – c. 76-77.
3. Голубчик А.М. Электронные перевозочные документы: планы и реалии // Логистика сегодня. – 2021. – № 4. – c. 258-264. – doi: 10.36627/2500-1302-2021-4-4-258-264.
4. Гулый И.М. Проекты цифровизации российских транспортно-логистических компаний - операторов транспортного рынка // Информатизация в цифровой экономике. – 2023. – № 4. – c. 431-442. – doi: 10.18334/ide.4.4.120249.
5. Журавлева Н.А. Экономическая оценка повышения временной и пространственной эффективности железнодорожного транспорта // Магнитолевитационные транспортные системы и технологии. МТСТ\'14: Труды 2-й Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2014. – c. 393-405.
6. Кузнецова Е.Н. Вопросы применения электронной транспортной накладной при оказании транспортных услуг // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: Сборник научных статей по итогам работы круглого стола № 3 со Всероссийским и международным участием. Шахты, 2022. – c. 51-53.
7. Парфенов А.В., Сюй Н. Стратегические направления и перспективы развития в РФ логистической информационной платформы Logink // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 4. – c. 87-95. – doi: 10.24143/2073-5537-2023-4-87-95.
8. Покровская О.Д., Титова Т.С. Методика оценки клиентоориентированности сервиса железнодорожного транспорта // Бюллетень результатов научных исследований. – 2018. – № 3. – c. 84-106.
9. Соловяненко Н.И. Электронные транспортные документы в механизме реализации и защиты прав участников предпринимательской деятельности // Государство и право. – 2023. – № 12. – c. 131-138. – doi: 10.31857/S102694520029369-6.
10. Транспортная неделя 2023. Transweek. [Электронный ресурс]. URL: https://2023.transweek.digital (дата обращения: 25.12.2023).
Страница обновлена: 03.10.2024 в 11:42:09