Development of the transport systems within the framework of the introduction of the digital state information system “Electronic Transportation Documents”

Kobozeva N.G.1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549263

Abstract:
In Russia, in 2022, the rules for the exchange of electronic transportation documents came into force; and carriers were able to voluntarily issue the following types of electronic transport documents: a bill of lading, an order, and an accompanying statement. At the beginning of 2023, the list of electronically processed transportation documents was expanded. The following documents have been added: an electronic waybill, an electronic order (application), an electronic chartering agreement, and a forwarding receipt. The study shows the scheme of the electronic exchange of transportation documents in the state information system "Electronic Transportation Documents"», which provides the exchange of information from electronic transportation documents between participants in the transportation process and the provision of such information to state bodies of the Russian Federation. The main result of the study are as follows. The usefulness and effect of the state information system "Electronic Transportation Documents" are shown, which consist in the fact that the electronic document accompanying the transportation becomes legally significant. In case of probable loss of documents (paper format), the electronic document can be found and verified at any time. For participants in the transport market, it is possible to track the status of transportation by stages of cargo movement at any time. The research materials are addressed to transport specialists, participants in the transport services market, representatives of transport and logistics companies, IT developers and curators of projects for the introduction of electronic turnover in the transport sector of the economy.

Keywords: state information system “Electronic Transportation Documents”, electronic bill of lading, electronic transportation document, electronic document management, digital transport and logistics

JEL-classification: L81, R40, L90, L91



Введение

С 1 сентября 2022 года в Российской Федерации вступили Правила обмена электронными перевозочными документами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 931 от 21 мая 2022 года.

На современном этапе обмен электронными перевозочными документами носит добровольный характер. В перспективе ожидается поправка на обязательность для участников транспортного рынка применения электронных перевозочных документов.

После прохождения экспериментального этапа освоения и тестирования использования электронных форм перевозочных документов с 2024 года ожидается переход на стопроцентный электронный документооборот и использование электронных перевозочных документов при осуществлении транспортной, логистической, операторской экспедиционной деятельности и в процессе осуществления мониторинга и контроля за деятельностью участников транспортного рынка со стороны государственных органов.

С 1 сентября 2022 года в России перевозчики оформляют следующие виды электронных транспортных документов: транспортную накладную, заказ-наряд, сопроводительную ведомость.

С 1 марта 2023 года перечень оформляемых в электронном виде перевозочных документов расширен до: электронного путевого листа, электронного заказа (заявки), электронного договора фрахтования, экспедиторской расписки.

В дальнейшем перечень электронных перевозочных документов будет расширяться.

Литературный обзор в рамках исследования

Рассмотрению отдельных направлений развития цифровых систем электронного оборота и применения информационных систем обмена юридически значимыми электронными документами участниками перевозочного процесса посвящен ряд научных работ. Среди них отдельно выделим следующие публикации:

Экономическим и юридическим вопросам и проблематике внедрения электронных перевозочных документов посвящены работы Г.Э. Биджакова [2], А.М. Голубчик [3], Е.Н. Кузнецовой [6], Н.И. Соловяненко [9]. Вопросам интеграции электронных перевозочных документов российских транспортно-логистических компаний – операторов транспортного рынка в государственную информационную систему посвящены работы И.М. Гулого [4], А.В. Парфенова, Н. Сюй [7]. Влияние распространения в транспортных системах сервисов электронного документооборота, электронного обмена данными, оформления в электронной форме документов участниками перевозочного процесса на операционные параметры, эффективность и конкурентоспособность транспортных компаний рассматривается в работах: Н.А. Журавлевой [5], О.Д. Покровской, Т.С. Титовой [8], К.Е. Ковалева, А.В. Новичихина [1].

Наше исследование дополняет имеющиеся исследования в области обоснования эффектов внедрения информационных систем обмена электронными документами между участниками перевозочного процесса.

Цель исследования: систематизация последствий и эффектов для участников российской транспортной системы (перевозчики грузов, отправители и получатели грузов и другие) в условиях ее перехода к оформлению операций с грузом, товаросопроводительных документов на цифровой платформе «Государственная информационная система «Электронные перевозочные документы».

Авторская гипотеза исследования: внедрение в транспортной системе информационных систем обмена юридически значимыми электронными документами приводит к возникновению положительных прямых экономических эффектов для участников перевозочного процесса: перевозчиков, грузовладельцев, контрольных и надзорных государственных органов. Основной положительный эффект участия в информационной системе обмена электронными перевозочными документами для перевозчика заключается в возможности в любой момент времени получения доступа к документу (просмотра электронной формы) и восстановления любого электронного товаросопроводительного транспортного документа.

Методология и информационная основа исследования.

При подготовке статьи мы опирались на информационные источники, данные Министерства транспорта Российской Федерации, Ространснадзора, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, данные транспортных и логистических компаний – участников рынка перевозок, а также компаний – участников экосистемы цифровой логистики (в частности, компаний «1С», «Первый бит», «Астрал Софт», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»).

Теоретико-методологической основой исследования выступает теория транспортных систем, теория информационных систем, теория интеллектуальных транспортных систем, методология обоснования экономических эффектов внедрения цифровых платформенных решений, электронных систем обмена данными.

Результаты

Принцип функционирования ГИС ЭПД

Государственная информационная система «Электронные перевозочные документы» (ГИС ЭПД) – это государственная информационная система, обеспечивающая обмен сведениями из электронных перевозочных документов между участниками перевозочного процесса и предоставление таких сведений органам государственной власти Российской Федерации.

Участник перевозочного процесса формирует электронный перевозочный документ, передает его оператору информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД) (к примеру, это может быть экосистемная компания или отдельная IT-компания, а также оператором может выступать сам перевозчик в случае возможности разработки им собственными силами информационной системы). Оператор ИС ЭПД, в свою очередь, передают документ в ГИС ЭПД. Таким образом, юридически значимые сведения, документы поступают в государственные органы: Федеральную налоговую службу, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Ространснадзор, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации.

Из системы ГИС ЭПД оператор ИС ЭПД получают данные QR-кода, передает его впоследствии участникам перевозки для идентификации и верификации конкретного документа.

Любой электронный перевозочный документ сотрудник контрольных и надзорных ведомств (к примеру, ГИБДД, Ространснадзор и др.) может проверить через QR-код, присвоенный каждому электронному перевозочному документу.

Рисунок 1. Схема обмена электронными перевозочными документами в рамках ГИС ЭПД

Источник: [10].

Участники перевозочного процесса могут подключиться к ГИС ЭПД в любое время посредством:

- ИТ-платформы (к примеру, это может быть информационная система 1С, в рамках которой предоставляются услуги доступа к абонентскому обслуживанию 1С:ДОУ);

- для малых и микроорганизаций предусмотрена возможность подключения к ГИС ЭПД посредством вэб-приложения, мобильного приложения, в которых создаются персональные личные кабинеты с возможностью получения, просмотра и подписания электронных перевозочных документов;

- для различных крупных и средних организаций, использующих информационные системы WMS или TMS, предоставляется доступ к программному интерфейсу для интеграции сервиса 1С-ЭПД в информационные системы клиентов.

Благодаря ГИС ЭПД, электронный документ перевозки становится юридически значимым.

Каждый документ состоит из файла обмена (титула). Предусмотрены отдельные формы титула для перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя. К примеру, электронная транспортная накладная (ЭТрН) в настоящий момент состоит из 8 элементов титулов. В этих 8 титулах содержится в целом 1600 атрибутов – различных ячеек с данными (к примеру, опасные, негабаритные грузы и т.д.). Обязательными атрибутами являются: «отгрузка» (2 параметра грузоотправитель и перевозчик груза), «приемка» (грузополучатель и перевозчик груза) – эти титулы приведены схематично на рисунке 2. Дополнительными опционными параметрами являются: «Изменение финансового состояния» (перевозчик груза, грузоотправитель), «Переадресация» (перевозчик груза), «Замена водителя или транспортного средства» (перевозчик груза). Дополнительные опционные титулы электронной транспортной накладной показаны схематично на рисунке 3.

Рисунок 2. Обмен данными на примере электронной транспортной накладной

Источник: [10].

Рисунок 3. Опционные титулы электронной транспортной накладной

Источник: [10].

Проверка электронных перевозочных документов осуществляется при помощи QR-кодов – оптического средства передачи данных. При подписании первых двух титулов (сдача и принятие груза). Перевозчик, транспортная компания запрашивает в государственной информационной системе электронных перевозочных документов подтверждение о завершении перевозки и основании для ее оплаты. ГИС ЭПД выдает электронную справку по запросу участников (перевозчиков, надзорных органов) о наличии и статусе перевозки.

Инспекторы МВД РФ и Ространснадзора имеют в настоящее время в своем распоряжении планшеты, при помощи которых имеют возможность сканировать файлы, проверять подлинность самих документов. Работники перевозочных компаний (автомобильных, железнодорожных, водного транспорта и других) в настоящее время могут направлять транспортные средства с водителем, экипажем, бригадой с верифицированным находящимся в информационной электронным перевозочным документом.

Возможности и эффекты внедрения ГИС ЭПД в транспортных системах

Для участников перевозочного процесса (рынка транспортных услуг) участие на платформе ГИС ЭПД позволяет получать следующие возможности:

- генерация сопроводительных транспортных документов в электронном виде в формате ЭПД, утвержденном Министерством транспорта РФ;

- юридически значимый обмен сопроводительными транспортными документами, оформленными в электронном виде (транспортные и товарно-транспортные накладные, заказы на перевозку, ведомости), обмен иными документами, сопровождающими процесс перевозки, не имеющими строго установленной формы, через оператора электронных перевозочных документов);

- подписание с помощью достоверной электронной подписи, обеспеченной шифрами безопасности, электронных транспортных документов участниками перевозочного процесса: грузовладельцы, отправители и получатели грузов, транспортные организации, операторы, складские работники, водители и работники поездных, летных, судовых бригад;

- визуальное отображение любого электронного транспортного документа по его реквизитам, на планшетах, мобильных устройствах;

- онлайн-информирование, информирование участников рынка об операциях с грузом и детализации процесса приемки и передачи груза.

Основной положительный эффект эксплуатации ГИС ЭПД для участников рынка заключается в том, что в случае вероятной утери документов (бумажных форм) любой электронный документ может быть в любой момент времени найден и верифицирован. Также для участников транспортного рынка имеется возможность в любой момент времени отслеживать статус перевозки по этапам движения груза.

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать его основные выводы.

С 2022 года в России запущена в эксплуатацию государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая обеспечивает обмен сведениями из электронных перевозочных документов между участниками перевозочного процесса и предоставление таких сведений государственным органам.

Благодаря ГИС ЭПД, электронный документ перевозки становится юридически значимым.

Внедрение информационных систем обмена юридически значимыми электронными документами приводит к возникновению положительных экономических эффектов для участников перевозочного процесса: перевозчиков, грузовладельцев, контрольных и надзорных государственных органов. Основной положительный эффект участия в информационной системе обмена электронными перевозочными документами для перевозчика заключается в возможности в любой момент времени получения доступа и восстановления любого электронного товаросопроводительного транспортного документа.


References:

Bidzhakov G.E. (2023). Perekhod na elektronnye perevozochnye dokumenty kak novyy etap razvitiya gruzovyh i passazhirskikh perevozok [The transition to electronic transportation documents as a new stage in the development of freight and passenger transportation] Integration of management and logistics systems in transport. 76-77. (in Russian).

Golubchik A.M. (2021). Elektronnye perevozochnye dokumenty: plany i realii [Electronic transportation documents: plans and realities]. Logistika segodnya. (4). 258-264. (in Russian). doi: 10.36627/2500-1302-2021-4-4-258-264.

Gulyy I.M. (2023). Proekty tsifrovizatsii rossiyskikh transportno-logisticheskikh kompaniy - operatorov transportnogo rynka [Digitization projects of Russian transport and logistics companies in the transport market]. Informatizatsiya v tsifrovoy ekonomike. 4 (4). 431-442. (in Russian). doi: 10.18334/ide.4.4.120249.

Kovalev K., Novichikhin A. (2022). Interaction of intensive and low-density lines: management approach and models International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia - 2021. 701-709. doi: 10.1007/978-3-030-96380-4_76.

Kuznetsova E.N. (2022). Voprosy primeneniya elektronnoy transportnoy nakladnoy pri okazanii transportnyh uslug [Issues of application of the electronic bill of lading in the provision of transport services] Legal science in the 21st century: current problems and prospects for their solutions. 51-53. (in Russian).

Parfenov A.V., Syuy N. (2023). Strategicheskie napravleniya i perspektivy razvitiya v RF logisticheskoy informatsionnoy platformy Logink [Strategic directions and prospects for the development of the logistics information platform in the Russian Federation]. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (4). 87-95. (in Russian). doi: 10.24143/2073-5537-2023-4-87-95.

Pokrovskaya O.D., Titova T.S. (2018). Metodika otsenki klientoorientirovannosti servisa zheleznodorozhnogo transporta [Client-oriented railway transport service: estimation procedure]. Byulleten rezultatov nauchnyh issledovaniy. (3). 84-106. (in Russian).

Solovyanenko N.I. (2023). Elektronnye transportnye dokumenty v mekhanizme realizatsii i zashchity prav uchastnikov predprinimatelskoy deyatelnosti [Electronic transport documents in the mechanism of realization and protection of the rights of participants in interoperability activities]. Gosudarstvo i pravo. (12). 131-138. (in Russian). doi: 10.31857/S102694520029369-6.

Zhuravleva N.A. (2014). Ekonomicheskaya otsenka povysheniya vremennoy i prostranstvennoy effektivnosti zheleznodorozhnogo transporta [Economic assessment of improving the temporal and spatial efficiency of railway transport] Magnetolevitation transport systems and technologies. 2014. 393-405. (in Russian).

Страница обновлена: 28.03.2025 в 17:30:55