Роль НКО в выявлении и популяризации лучших практик профессионального образования на примере АНО «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования»

Добролежа Е.В.1, Громовенко А.В.2,3
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону
2 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова, Россия, Ростов-на-Дону
3 АНО «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования», Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Добролежа Е.В., Громовенко А.В. Роль НКО в выявлении и популяризации лучших практик профессионального образования на примере АНО «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования» // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 2. – С. 105-114. – doi: 10.18334/social.1.2.110991.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46353851
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Деятельность некоммерческой организации, направленной на изучение практик профессиональной деятельности, выявлении лучших и популяризации опыта лучших в профессиональном сообществе, а также на развитие трудовых ресурсов в системе профессиональных квалификаций в плоскости системы независимой оценки квалификаций является примером функционирования некоммерческой организации. Именно такую деятельность осуществляет автономная некоммерческая организация Южный центр независимой оценки качества профессионального образования, созданный в 2015 году. Цель статьи – обосновать необходимость выявления лучших профессиональных образовательных практик с учетом требований рынка труда и участия в этой работе некоммерческих организаций на основе изучения опыта деятельности автономной некоммерческой организации Южный центр независимой оценки качества профессионального образования. Определено, что некоммерческие организации могут играть важную роль в повышении качества профессионального образования, признании профессиональным сообществом качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательные программы в конкретной организации, оцененные системой независимых экспертов, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, требованиями рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Ключевые слова: некоммерческая организация, профессиональное образование, качество, независимая оценка квалификации

JEL-классификация: L31, H75



Введение

Во многих научных работах, в том числе зарубежных, посвященных социальному предпринимательству, некоммерческие организации указываются как одна из разновидностей его форм наряду с собственно социальными предприятиями и др. [3] (Zhokhova, 2015). С течением времени в России сформировалась тенденция исключения некоммерческих организаций из поля социального предпринимательства. Это подтверждается тем, что коммерческие и некоммерческие организации подпадают под разные системы налогообложения и отчетности, для них отличаются формы поддержки и регулирования. Именно поэтому в литературе встречается предложение считать социальное предпринимательство «четвертым» сектором экономики вслед за «третьим» – некоммерческими организациями, которые, в свою очередь, находятся между частным и государственным секторами [8].

Принятые в 2019 г. изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вывели НКО из сферы социального предпринимательства. Некоммерческие организации получить статус социального предприятия не могут, а к тем НКО, которые оказывают услуги в социальной сфере, применяется понятие «социально ориентированные НКО».

Некоммерческие организации рассматриваются в качестве источника социальных инноваций, так как современные методы социальной работы впервые были применены именно некоммерческим сектором, а затем они стали частью государственной и муниципальной политики.

Подобные тенденции отражают социальную направленность государственной политики в рыночной экономике – высшей стадии развития рыночной экономики, в которой рыночные методы хозяйствования сочетаются с государственным регулированием экономики на основе идей справедливости и приоритета общественных интересов [2, 5, 7] (Velikaya, Goloseeva, 2018; Pagava et al., 2018). Центральное место в социально ориентированной экономике государства занимает деятельность по социальной поддержке всех слоев общества и по разработке стратегии эффективной социальной политики [1, 4, 9] (Artamonova, 2018; Kayumova, 2017; Orlov, Spivak et al., 2019).

Остро стоит вопрос о формировании социально ориентированной концепции общественного развития, в которой чрезвычайно важной становится деятельность организаций «третьего» и «четвертого» секторов экономики.

Цель статьи – обосновать необходимость выявления лучших профессиональных образовательных практик с учетом требований рынка труда и участия в этой работе некоммерческих организаций на основе изучения опыта деятельности автономной некоммерческой организации «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования».

Основная часть

Деятельность некоммерческой организации, направленная на изучение практик профессиональной деятельности, выявление лучших и популяризацию опыта лучших в профессиональном сообществе, а также на развитие трудовых ресурсов в системе профессиональных квалификаций в плоскости системы независимой оценки квалификаций, как раз и является примером функционирования некоммерческой организации.

Именно такую деятельность осуществляет автономная некоммерческая организация «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования» (далее – АНО ЮЦНОКПО), созданная в 2015 году при учредительстве Союза промышленников и предпринимателей Республики Адыгея, Регионального объединения работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области, Союза «Региональное объединение работодателей «Севастопольский союз промышленников и предпринимателей», Объединения работодателей Республики Крым, Регионального объединения работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополя», Гражданского форума Ростовской области и Союза работодателей Ростовской области.

Деятельность АНО ЮЦНОКПО [6] как некоммерческой организации на региональном уровне включает в себя:

– координацию работы по вопросам развития трудовых ресурсов в системе профессиональных квалификаций (далее – РТРвСПК) между работодателями, образовательными организациями и представителями органов исполнительной власти на Юге России при активной поддержке наших учредителей;

– привлечение работодателей и представителей профессионального сообщества к обсуждению вопросов РТРвСПК;

– проведение конкурсов образовательных программ для выявления лучших практик, трансляции этого опыта среди учебных заведений системы образования и повышение качества подготовки выпускников;

– проведение конкурсов профессионального мастерства для повышения престижа профессии, их общественного и профессионального статуса, привлечение внимания работодателей к необходимости постоянного профессионального роста и повышения квалификации работающих специалистов, приближение их к уровню профессиональных стандартов;

– проведение профессионально-общественных аккредитаций для подтверждения соответствия качества и уровня подготовки выпускников требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к выпускникам соответствующего профиля;

– участие и проведение круглых столов для обсуждения с представителями профессионального сообщества вопросов РТРвСПК;

– объединение профессионалов, неравнодушных к РТРвСПК, на региональном уровне.

Для выявления лучших профессиональных образовательных практик с учетом требований рынка труда в 2019 году АНО ЮЦНОКПО предложил проведение конкурсов образовательных программ, чтобы выявить лучшие инновационные идеи, собрать, проанализировать, классифицировать и провести экспертизу материалов, посвященных формированию профессиональных компетентностей; поддержать творчески активных педагогических работников, способствующих формированию профессиональных компетентностей у обучающихся, трансляция их успешного опыта в образовательном пространстве внутри профессионального сообщества.

Инициатором конкурсов образовательных программ является региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей (Союз работодателей Ростовской области) при активном участии региональных органов исполнительной власти, профсоюзов, общественных организаций и представителей рынка труда.

Конкурсы проводятся по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее – УГС(Н)). И первый конкурс охватывает УГС(Н) 38.00.00 «Экономика и управление».

По всем конкурсам в ходе экспертного этапа проводятся открытые дискуссионные площадки в условиях открытости, гласности, с соблюдением открытой и эффективной конкуренции в доброжелательной и приветливой атмосфере, а также для установления сотрудничества образовательных организаций, представивших конкурсные заявки, с представителями работодателей, в том числе крупных организаций, и профессиональным сообществом. На таких дискуссионных площадках участники обсуждают представленные на конкурс образовательные программы, дают предложения по совершенствованию и обмениваются опытом.

Параллельно с работой дискуссионной площадки в ходе экспертного этапа эксперты изучают представленные конкурсные материалы.

Конкурсы профессионального мастерства, проводимые при активном участии ЮЦНОКПО, проводятся для повышения престижа профессии их общественного и профессионального статуса, привлечения внимания работодателей к необходимости постоянного профессионального роста и повышения квалификации работающих специалистов, приближения их к уровню профессиональных стандартов.

Следующим направлением деятельности ЮЦНОКПО в выявлении и популяризации лучших практик профессионального образования является проведение профессионально-общественных аккредитаций образовательных программ для подтверждения соответствия качества и уровня подготовки выпускников требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к выпускникам соответствующего профиля.

В соответствии со ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в РФ» «профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля».

Прохождение процедуры профессионально-общественной аккредитаций (далее – ПОА) дает образовательной организации:

– увеличение контрольных цифр приема;

– увеличение набора обучающихся и показателей трудоустройства образовательной организации, прошедшей ПОА;

– предъявление результатов ПОА при прохождении государственных аккредитационных процедур, что снимает в ходе госаккредитации оценку качества образования;

– оптимизацию организационных, кадровых и материальных ресурсов образовательной организации;

– признание органами власти, родителями обучающихся и иными участниками образовательного процесса высокого качества подготовки обучающихся в образовательной организации;

– получение конкретных рекомендаций экспертов по совершенствованию качества реализации образовательных программ и подготовки обучающихся;

– внесение аккредитованных программ в Федеральный реестр аккредитованных программ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования РФ на платформе автоматизированной информационной системы мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (АИС «Мониторинг ПОА» accredpoa.ru);

– выполнение требований ФГОС 3++ и ФГОС нового поколения;

– усиление имиджа образовательной организации, прошедшей ПОА;

– возможность размещения информации о наличии ПОА на официальном сайте, рекламных и информационных материалах.

К настоящему времени проведено 102 ПОА образовательных программ в 53 образовательных учреждениях Ростовской и Саратовской областей, а также Краснодарского края.

В ходе аккредитационных процедур ПОА дается оценка деятельности образовательной программы на соответствие содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для профессионально-общественной аккредитации образовательным программам, профессиональным стандартам, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

В ходе аккредитационных процедур ПОА оценка образовательных программ осуществляется по группам критериев, в основе которых лежат:

– соответствие результатам освоения образовательной программы и профессиональным стандартам;

– участие работодателей в реализации образовательной программы;

– соответствие возможностей образовательной программы в части материально-технической, информационно-коммуникационной, методической, кадровой базы как основополагающих возможностей образовательной программы, формирующих качественную подготовку выпускников;

– подтверждение успешности и востребованности выпускников, освоивших образовательные программы, на рынке труда;

– спрос и востребованность выпускников работодателями, в том числе представителями крупных организаций;

– интеграция образовательной, научной и практической деятельности с содержанием образовательной программы;

– признание качества образовательной деятельности организации.

Результаты аккредитационных процедур ПОА образовательных программ оцениваются экспертной комиссией в баллах.

В соответствии с Положением ЮЦНОКПО о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ устанавливаются пороговые значения критериев для принятия положительного решения о ПОА образовательных программ по трем аккредитационным уровням: первый, базовый и высший аккредитационный уровень.

Присвоенный аккредитационный уровень по итогам ПОА позволяет образовательной программе получить свидетельство о ПОА профессиональных образовательных программ на соответствующий период от 1 года до 6 лет.

По итогам процедур ПОА помимо присвоенного аккредитационного уровня и соответствующего срока действия свидетельства о ПОА профессиональных образовательных программ вся совокупность набранных баллов позволяет образовательной программе получить свое место в рейтинге ЮЦНОКПО по всем образовательным организациям, прошедшим ПОА в ЮЦНОКПО.

Все образовательные программы, выявленные ЮЦНОКПО при активном участии с профессиональным сообществом и экспертами ЮЦНОКПО, планируются для включения в справочник аккредитованных профессиональным экспертным сообществом образовательных программ Юга России «От теории к практике». Планируется, что такой сборник увидят все заинтересованные в получении информации о лучших профессиональных образовательных программах, в числе которых родители и абитуриенты, которые стоят на пороге выбора образовательного учреждения и желают получить от процесса образования не только теоретические знания, но и практические навыки и умения в соответствующей профессии; органы власти в сфере образования, заинтересованные в повышении уровня качества профессионального образования в своем регионе, увеличении объемов внедрения современных технологий в образовательные программы и конкурентоспособности; государственные структуры управления, работодатели, предоставляющие рабочие места выпускникам и желающие получить квалифицированные кадры для своей отрасли; образовательные организации, реализующие прошедшие профессионально-общественную аккредитацию образовательные программы, и их конкуренты.

Для участия в аккредитационных процедурах ПОА ЮЦНОКПО, а также в качестве экспертов на конкурсах профессионального мастерства, конкурсах образовательных программ на соответствие требованиям региональных работодателей приглашаются эксперты ЮЦНОКПО.

В соответствии с Положением ЮЦНОКПО о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ к кандидатам в эксперты ЮЦНОКПО предъявляются следующие требования:

– наличие высшего образования или ученой степени, ученого звания по профилю аккредитуемой программы;

– наличие удостоверения о повышении квалификации по программе «Теория и методика проведения профессиональной общественной аккредитации», которая проводится в ЮЦНОКПО;

– стаж работы по профилю, соответствующему предмету экспертизы, не менее 3 (трех) лет;

– отсутствие конфликта интересов с образовательной организацией, реализующей образовательную программу.

Направлениями деятельности ЮЦНОКПО как некоммерческой организации в выявлении и популяризации лучших практик профессионального образования также являются участие и проведение круглых столов для объединения профессионалов, неравнодушных к развитию системы профессиональных квалификаций на региональном уровне и обсуждения с представителями профессионального сообщества вопросов развития трудовых ресурсов в системе профессиональных квалификаций.

Заключение

Таким образом, вся деятельность автономной некоммерческой организации ЮЦНОКПО направлена на повышение качества профессионального образования на Юге России, на признание профессиональным сообществом качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательные программы в конкретной организации, оцененные системой независимых экспертов, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, требованиями рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.


Источники:

1. Артамонова А.С. Функционирование социально ориентированных некоммерческих организаций в российских регионах // Проблемы развития территории. – 2018. – № 5(97). – c. 55-67. – doi: 10.15838/ptd.2018.5.97.4 .
2. Великая Н.М., Голосеева А.А. Роль институтов гражданского общества в общественном диалоге в современной России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2018. – № 2. – c. 28-49.
3. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: типология видов // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2015. – № 4(76). – c. 89-105.
4. Каюмова Л.Х. Социальный капитал НКО как индикатор состояния гражданского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2017. – № 1(33). – c. 192-202.
5. Специальный доклад об участии НКО в оказании услуг в социальной сфере. Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_uchastie_NKO_socuslugi05112019.pdf (дата обращения: 08.04.2020).
6. Положение АНО ЮЦНОКПО о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ. Southpoa.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://southpoa.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%9F%D0%9E%D0%90-15.05.2018.pdf.
7. Пагава И. и др Российские НКО на пути к устойчивости. - Москва: CAF Россия, 2018. – 18-26 c.
8. Социальное предпринимательство и некоммерческие организации: современное состояние, проблемы и перспективы развития в меняющемся мире. / Коллективная монография. - М.: Креативная экономика, 2020. – 488 c.
9. Орлов Е.Г., Спивак А.М. и др. Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере (Специальный доклад Общественной палаты Российской Федерации). - Москва: «Современные информационные системы», 2019. – 96 c.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:23:36