Wage setting mechanism in areas with special climatic conditions (on the example of the Far North)

Dozortsev O.E.1, Zlatogure I.A.1, Opryatnov A.S.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549313

Abstract:
The development of the territories of the Far North is hindered by the emigration of citizens, especially young people. Harsh climatic conditions of work and life, insufficiently developed infrastructure, logistics, insufficiently high wages, and inadequate conditions for a career are factors influencing the migration of the population from the territories of the Far North. One of the forms of support for employees and residents of areas with special climatic conditions is the provision of compensation and allowances by the state. The article presents the criteria, procedure and amounts for determining wages, allowances and guarantees provided. Those who work in the territories of the Far North and have gained sufficient experience in the corresponding regions receive significant salary allowances. In some regions of the Russian Federation, it is up to 100% of the value. It was found that in a number of constituent entities of the Russian Federation, classified as areas with special climatic conditions (the Far North), the average wage is lower than the national level. These constituent entities include, for example, the Republic of Karelia, the Republic of Komi, the Arkhangelsk Region without autonomous okrug, the Tuva Republic, the Krasnoyarsk Territory, the Irkutsk Region, and the Khabarovsk Territory. In a number of constituent entities the average wage was higher than the national level. These constituent entities include, for example, the Murmansk Krai, the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Yugra, the Yamalo-Nenets Autonomous District, the Republic of Sakha (Yakutia), the Kamchatka Territory, the Khabarovsk Territory, the Magadan Krai, the Sakhalin Krai, and the Chukotka Autonomous District.

Keywords: wage, Russia, Far North, population, region, district coefficient, compensation

JEL-classification: J31, J32, J33



Введение.

Актуальность. Несмотря на рост ряда экономических показателей, таких как рост производства сельскохозяйственной продукции, добычи полезных ископаемых, объема инвестиций в основной капитал и других на территориях Крайнего Севера наблюдается снижение среднесписочной численности работников, что связано с оттоком населения, слабым развитием инфраструктуры, суровыми условиями проживания и др. При этом одной из основных проблем продолжает оставаться отток молодёжи.

Литературный обзор. Различные аспекты регулирования оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями (территории Крайнего Севера и приравненные к ним местности) исследовали, например, Орловский Ю.П. [1], Крылов К.Д. [2], Тучкова Э.Г. [2], Шевченко О.А. [2] и др. (аспект трудового права), Халдеева Н.В. [3, 4, 5], Шальман О.В. [6], Ярошенко К.Б. [6] (аспект социального обеспечения).

Научный пробел. Изучение исследований, посвящённых вопросам оплаты труда на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выявил ряд аспектов, которые были проанализированы не достаточно детально. К ним можно отнести, в частности, аспект механизмов установления заработной платы на этих территориях РФ.

Цель исследования – проанализировать порядок установления заработной платы на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и возможности использования надбавок как одной из мер сокращения оттока населения с этих территорий.

Научная новизна: было выявлено, что несмотря на применение особого механизма установления заработной платы на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжается отток населения и , в частности, молодёжи с этих территорий.

Авторская гипотеза: улучшение условий оплаты труда работников предприятий и организаций на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях может остановить отток населения.

Методология: структурный анализ, методы статистической обработки информации, общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, аналогия и сравнение были использованы для исследования показателей средней заработной платы научных сотрудников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации и размера надбавки на территориях Крайнего Севера.

Особенности местностей с особыми климатическими условиями в РФ

Климат в России чрезвычайно разнообразен. Климатические условия существенно влияют на условия труда и жизнедеятельности людей, их территориальное размещение. От специфики климатических условий зависит, какие отрасли экономики будут развиваться в том или ином регионе страны, каков будет образ жизни проживающих там людей, каковы будут их основные потребности в питании, одежде, жилье, досуге и т.д. Климатические условия играют важную роль при определении экономико- социальной целесообразности создания и развития предприятий и инфраструктуры, населённых пунктов в той или иной местности.

Как известно, территория России охватывает зоны умеренного, арктического, субарктического и субтропического климатических поясов. При этом большая часть территории страны расположена в зоне умеренного климатического пояса. При этом рельеф страны имеет ряд территорий с неблагоприятным климатом. К ним относятся территории на севере страны, где отсутствуют высокие горы, которые могли бы создавать преграды для проникновения холодного воздуха из Арктики вглубь страны, а также территории на юге страны, обрамлённые горными хребтами, которые не позволяют тёплым воздушным массам переместиться вглубь страны.

Комплексная оценка климатических условий строится на основании природных характеристик по целому ряду показателей: климатические характеристики (продолжительность безморозного периода, средняя температура и годовые амплитуды температур, осадки и т.д.), водообеспеченность, заболоченность, сейсмичность, лесистость, условия для рыболовства, охоты, сбора грибов и ягод, для отдыха населения и др. [15]. Почти ¼ территории страны лежит в неблагоприятных и малоблагоприятных для жизни климатических условиях. В ряде территорий страны существует повышенная вероятность наступления климатических рисков — низких температур, интенсивных осадков, засух, ураганов и др., которые называются особыми климатическими условиями. Такие условия могут существенно повлиять на жизнь животных и растений, а также на экономику и благополучие населения.

В связи с этим выделяется понятие местностей с особыми климатическими условиями. К местностям с особыми климатическими условиями относятся местности, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм человека:

- районы Крайнего Севера;

- районы, приравненные к районам Крайнего Севера;

- высокогорные районы;

- пустынные и безводные местности;

- отдаленные местности.

Таким образом, к местностям с особыми климатическими условиями относятся территории, пребывание на которых оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека (солнечная радиация и влажность; природные катаклизмы и стихийные бедствия; сейсмические нагрузки, возникающие при землетрясениях; экстремальные значения температурной, ветровой и снеговой нагрузок). Также в местностях с особыми климатическими условиями выделяют специфические грунты: техногенные; органические; сезонно промерзающие-оттаивающие.

Механизм установления заработной платы на территориях Крайнего Севера

Представляется интересным исследовать порядок установления заработной платы на данных территориях. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 №1946 [8]. Районы Крайнего Севера включают все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 №1946 приведён в нашей предыдущей статье [16].

Рассмотрим статистические данные по показателю средняя заработная плата научных сотрудников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-сентябрь 2023 года (табл. 1). Как видно из таблицы, в ряде субъектов РФ, отнесённых местностях с особыми климатическими условиями (Крайний Север) размер средней заработной платы был выше, чем общероссийский уровень (к таким субъектам можно отнести, например, Мурманскую область, Ханты-Мансийский авт. округ-Югра, Ямало-Ненецкий авт. округ, Республику Саха (Якутия), Камчатский край, Хабаровский край, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ), а в ряде таких субъектов РФ размер средней заработной платы был ниже, чем общероссийский уровень (к таким субъектам можно отнести, например, Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область без авт. округа, Республику Тыва, Красноярский край, Иркутскую область, Хабаровский край). Соответствующие значения доли региональных выплат в процентах от размера средней заработной платы в РФ представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Средняя заработная плата научных сотрудников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-сентябрь 2023 года

Регион / субьект РФ
Средняя заработная плата, рублей
Отношение средней заработной платы по категории к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, %
Справочно: оценка среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц
всего
в процентах от
средней заработной платы в РФ
в том числе по формам собственности организаций: субъектов Российской Федерации
федеральная
январь-сентябрь 2023 года, рублей
Российская Федерация
123263

116 463
в 2.3 р.
Северо-Западный федеральный округ



Республика Карелия
81 595
66,196
81 595
158,3
51 547
Республика Коми
99 282
80,545
99 283
154,8
64 124
Архангельская область



в том числе:

Ненецкий авт. округ
н/д

н/д
106 840
Архангельская область без авт. округа
93 997
76,257
93 997
160,7
58 481
Мурманская область
132879
107,801
132 879
167,1
79 513
Тюменская область



в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра
160038
129,835
167 159
195,0
85 706
Ямало-Ненецкий авт. округ
245816
199,423
282 661
в 2.2 р.
129 140
Сибирский федеральный округ



Республика Тыва
75 216
61,020
78 061
172,4
45 281
Красноярский край
102061
82,799
102 061
160,6
63 551
Иркутская область
92 269
74,855
92 269
163,4
56 466
Дальневосточный федеральный округ



Республика Саха (Якутия)
134914
109,452
136 042
165,7
82 107
Камчатский край
143093
116,087
143 093
151,9
94 205
Хабаровский край
110481
89,630
110 481
196,3
56 285
Магаданская область
185686
150,642
185 686
177,6
104 538
Сахалинская область
157840
128,051
157 840
175,7
89 811
Чукотский автономный округ
178775
145,035
178 775
134,2
133 234
Источник: Росстат.

Учитывая суровые климатические условия Крайнего Севера, важным аспектом является государственная поддержка проживающих и работающих там жителей. Одной из форм такой поддержки являются предоставление гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [17]. Под районным коэффициентом понимается определенный государством коэффициент к зарплате за ведение трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к нему [18]. Начисление производится на все составляющие заработка работника. Это следует из ч. 1 ст. 129 и ст. 315 ТК РФ. Такой же позиции придерживаются суды и трудовая инспекция (Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014, писем Минтруда России от 16.04.2020 № 14-1/В-424, Роструда от 27.09.2022 № ПГ/23987-6-1).

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях [17]. Размер компенсации за работу в северных районах зависит от суровости климата. Северная часть России разделена на 4 природно-климатические группы. Размеры надбавок в каждой из данных групп представлены в нашей предыдущей статье [16].

Размер и порядок расчёта надбавки зависит от срока трудовой деятельности, возраста работника и региона нахождения рабочего места человека. Количество отработанных лет для расчета компенсационной выплаты жителям северных регионов рассчитывается в соответствии с: Постановлением Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012; разъяснениями Минтруда России от 16.05.1994 № 7 (утв. постановлением Минтруда России от 16.05.1994 № 37); Инструкцией (утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2). Начислять надбавку необходимо на все составляющие зарплаты: оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты [12, 13]. Размер надбавки на территориях Крайнего Севера представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Размер надбавки на территориях Крайнего Севера

Регион
Размер надбавки
Регионы Крайнего Севера, расположенные преимущественно в дальневосточной части РФ (их перечень определен подп. «а» п. 16 приложения к приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2)
10% к зарплате на 7-й месяц работы в регионе;
20% на 13-й месяц трудовой деятельности;
30, 40, 50 и так далее до 100% (это предельная величина надбавки, в основном выплачивается на Чукотке, в Корякском АО и на других полуостровных и островных территориях Дальнего Востока России с самыми суровыми климатическими условиями) через каждые последующие полгода трудовой деятельности.
остальные регионы Крайнего Севера РФ надбавка составляет (подп. «б» п. 16 приложения к приказу № 2):
10% на 7-й месяц работы;
20% на 13-й месяц работы;
30, 40, 50 и 60% через каждые последующие 6 месяцев;
по приобретении права на надбавку в 60% еще через год работы показатель составит 70%, через два — достигнет предельной величины, 80%.
территории, приравненные к Крайнему Северу, надбавка составляет (подп. «в» п. 16 приложения к приказу № 2):
10% на 13-й месяц работы;
20% на 25-й месяц работы;
30, 40, 50% (предельная величина) через каждый последующий год трудовой деятельности.
если возраст работника до 30 лет, то при условии, что он прожил на Крайнем Севере как минимум год
20% на 7-й месяц работы;
40% на 13-й месяц;
60% на 25-й месяц;
80 или 100% (предельная величина соответственно для регионов, не относящихся к Дальнему Востоку, и тех, что располагаются там) через каждый последующий год.
Источник: приложение к приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2

Надбавки не начисляются:

-на отпускные и иные выплаты, размер которых определяется на основе среднего заработка, поскольку он формируется уже с учетом надбавок (п. 2 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922);

-единовременную выплату по выслуге лет;

-вознаграждения по итогам трудовой деятельности за год;

-материальную помощь, выплаченную работодателем (письмо Минтруда России от 22.07.1999 № 716-7);

-разовые поощрительные выплаты, которые не носят системного характера.

В заработную плату, на которую начисляется процентная надбавка, включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, в том числе вознаграждения за выслугу лет, ежемесячные премии к окладу.

В заработную плату, на которую начисляются процентные надбавки, не включаются суммы:

-районного коэффициента;

-среднего заработка (в этом случае суммы надбавки уже учтены при исчислении среднего заработка);

-полевого довольствия;

-материальной помощи (Письмо Минтруда России от 22.07.1999 № 716-7 "О начислении районных коэффициентов и процентных надбавок на материальную помощь");

-премий, носящих единовременный характер и выплачиваемых не из фонда заработной платы;

- вознаграждений за изобретения и рационализаторские предложения.

Процентные надбавки исчисляются со дня возникновения права на надбавку соответствующего размера, выплачиваются ежемесячно со дня возникновения у работника права на них. Дата, с которой надбавка устанавливается в большем размере, устанавливается работниками бухгалтерии согласно данным о стаже работы работника или в соответствии с приказом кадровой службы. Если в момент возникновения права на очередную надбавку работник находился в отпуске, время со дня возникновения права на нее и до окончания отпуска включается в стаж, необходимый для следующей (очередной) надбавки [10, 11].

Северные регионы всегда стремились к привлечению молодежи и для сохранения на этих территориях рабочей силы в активном трудоспособном возрасте (молодежи в возрасте до 30 лет). Для молодых людей, не достигших 30-летнего возраста, на величину компенсационной северной выплаты влияет не только стаж трудовой деятельности, но и время проживания в северных регионах. Процентные надбавки к заработной плате вводили как инструмент закрепления молодежи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В статье 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. №4520/1 было предусмотрено, что «молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет». В настоящее время данное положение предусмотрено в большинстве отраслевых (тарифных) соглашений, а также в законах северных субъектов РФ.

Для пенсионеров для получения увеличенного размера фиксированной выплаты к пенсии по старости и инвалидности работник к моменту назначения пенсионной выплаты должен иметь определенный стаж. Требования к продолжительности трудовой деятельности для повышения пенсии установлены ст. 16, 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. В обоих случаях для увеличения пенсии необходимо наличие общего трудового стажа для мужчин не менее 25 лет, для женщин — не менее 20.

Вместе с тем при росте экономических показателей, таких как рост производства сельскохозяйственной продукции, добычи полезных ископаемых, объема инвестиций в основной капитал и других снижается среднесписочная численность работников, что связано с оттоком населения, слабым развитием инфраструктуры, суровыми условиями проживания и др. [14]. Одной из основных проблем продолжает оставаться отток молодёжи. За период 2011-2020 гг. регионы Дальневосточного федерального округа, согласно данным Росстата, потеряли в результате миграции с другими частями страны 393,9 тыс. человек, регионы Севера – 702,9 тыс. человек [14]. Основная сложность снижения выезда молодежи из регионов Дальнего заключается в том, что этим регионам приходится конкурировать по уровню социально-экономического развития с рынками труда регионов притока: Москвой, Санкт-Петербургом и другими регионами с крупными городами.

Выводы.

Таким образом, неблагоприятные климатические условия, отсутствие возможностей для карьерного роста, получения высшего образования, слаборазвитая инфраструктура и т.д. способствуют оттоку населения территорий Крайнего Севера и препятствуют их развитию и экономическому росту. Для стимулирования и поддержания жизнедеятельности работающих на данных территориях используются коэффициенты и надбавки. Граждане, работающие на Крайнем Севере и набравшие в соответствующих регионах достаточный стаж, получают существенные надбавки к зарплате — в некоторых субъектах РФ до 100% от ее величины. На размер надбавок влияет также возраст сотрудника — определенные преференции в их исчислении имеют молодые люди в возрасте до 30 лет. Начисляются надбавки на всю зарплату (оклад, премии) так же, как и районные коэффициенты (при этом обе компенсации начисляются независимо друг от друга). На последующих этапах работы будет предложено при определении стоимости минимального (восстановительного) потребительского бюджета для работника, занятого трудом средней тяжести (физической активности), по регионам России или по природно-климатическим зонам использовать различия в их стоимости для определения размеров районных коэффициентов и сравнения с их действующими размерами по отдельным субъектам РФ или муниципальным образованиям внутри субъектов РФ, в частности, на Европейском Севере, на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Арктике.


References:

Dozortsev O.E., Omelchenko I.B. (2023). Zakonomernosti i osobennosti mekhanizmov ustanovleniya zarabotnoy platy v mestnostyakh s osobymi klimaticheskimi usloviyami (na primere Kraynego Severa) [Patterns and characteristics of wage-setting mechanisms in areas with specific climatic conditions: the example of the Far North]. Russian Journal of Labor Economics. (10). (in Russian).

Elizarov V. V. (2015). Lgoty v rayonakh Kraynego Severa: sokhranit nelzya otmenit [Benefits in the regions of the Far North: they cannot be canceled]. Living standards of the population of Russian regions. (3(197)). 36-48. (in Russian). doi: 10.12737/13549.

Khaldeeva N. V. (2015). Trudovye otnosheniya v rayonakh Kraynego Severa: teoriya i praktika pravovogo regulirovaniya: spetsialnost «12.00.05 – trudovoe pravo i pravo sotsialnogo obespecheniya» [Labor relations in the Far North: theory and practice of legal regulation: specialty "12.00.05 – Labor law and social security law"] (in Russian).

Khaldeeva N.V. (2015). Garantii rabotnikam severnyh territoriy s 1 yanvarya 2005 goda: mify i realnost [Guarantees for employees of the Northern Territories since January 1, 2005: myths and reality]. Dlya kadrovika: Voprosy Severa. (1). 98. (in Russian).

Khaldeeva N.V. (2015). Pravovoe regulirovanie trudovyh otnosheniy v rayonakh Kraynego Severa [Legal regulation of labor relations in the Far North regions] (in Russian).

Kozhevnikov B.L. (2010). O raschete kompleksnyh otsenok agressivnosti pogodno-klimaticheskikh usloviy dlya tekhniki [On the calculation of complex assessments of the aggressiveness of weather and climatic conditions for equipment]. Society. Environment. development. (3 (16)). 234-238. (in Russian).

Krylov K.D., Tuchkova E.G., Shevchenko O.A. (2015). Effektivnost pravovogo regulirovaniya v rayonakh Kraynego Severa: postanovka problemy [The effectiveness of legal regulation in the regions of the Far North: problem statement] Scientific innovations in labor law and social security law. 312. (in Russian).

Lischuk E.N., Kapelyuk S.D. (2020). Problemy regulirovaniya oplaty truda rabotnikov Kraynego Severa i priravnennyh k nemu mestnostey [Problems of wage regulation in the Russian Far North and similar localities]. Economy of the region. (1). 97-113. (in Russian). doi: 10.17059/2020-l-8.

Orlovskiy Yu.P., Nurtdinova A.F., Chikanova L.A. (2015). 502 aktualnyh voprosa po Trudovomu Kodeksu Rossiyskoy Federatsii [502 topical issues on the Labor Code of the Russian Federation] (in Russian).

Shalman O.V. (2015). Spory o kompensatsii raskhodov severyan na oplatu stoimosti proezda vozdushnym transportom k mestu otdyha i obratno [Disputes over compensation of expenses of Northerners for paying the cost of air travel to and from the place of rest] (in Russian).

Smirnov V.M., Selivanova O.V. (2022). Spetsifika bednosti v dalnevostochnom federalnom okruge [The specifics of poverty in the Far Eastern federal district]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 485-502. (in Russian).

Volgin N. A., Mosina L.L., Shirokova L.N. (2019). Rossiyskaya Arktika: sotsialno-trudovye i demograficheskie osobennosti razvitiya [Russian arctic: social and labor and demographic features of the development]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (1(34)). 117-133. (in Russian).

Volgin N. A., Shirokova L.N., Mosina L.L. (2018). Aktualnye voprosy razvitiya rossiyskogo Severa: kompensatsionnye i stimuliruyushchie sistemy, napravlennye na privlechenie i zakreplenie naseleniya v severnyh i arkticheskikh regionakh [Topical issues of the development of the Russian North: compensation and incentive systems aimed at attracting and consolidating the population in the northern and Arctic regions]. Living standards of the population of Russian regions. (2(208)). 34-46. (in Russian).

Zyryanova I. I., Sochneva E. N. (2018). K voprosu regulirovaniya minimalnoy sotsialnoy garantii po oplate truda v Rossii [To the question of regulation of the minimum social guarantee for payment in Russia]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 777-790. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 10:25:15