Россия и Украина: вместе или порознь?

Дробот Е.В.1, Поспелова А.Л.1, Утябаева Э.Р.1, Петровская В.А.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)

Цитировать:
Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. Россия и Украина: вместе или порознь? // Экономические отношения. – 2016. – Том 6. – № 2. – С. 33-41. – doi: 10.18334/eo.6.2.37311.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970144
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье представлены результаты социологического опроса, целью которого было выявить отношение россиян к ситуации на Украине и выяснить, смогут ли отношения между Россией и Украиной выйти на новый, мирный уровень.

Ключевые слова: кризис, евроинтеграция, гуманитарная помощь, внешнеполитическое развитие



Введение

На рубеже 2013–2014 годов на Украине началась волна протестов, вызванная расхождениями взглядов политических сил на вектор внешнеполитического развития государства. Одна из сторон выступала за полную интеграцию с Евросоюзом, другая – за более тесные отношения с Россией. За несколько дней до подписания Украиной документов с Евросоюзом, правительство Украины приостановило подготовку к заключению этого соглашения. Это повлекло за собой недовольство сил, выступавших за евроинтеграцию, переросших в острые протестные акции, направленные, главным образом, против правящей элиты. Результатом противостояния на Украине стало свержение действующей власти. На смену ей пришла власть, которая своими действиями и бездействием усугубляет ситуацию в стране [1].

В настоящее время развитие этого кризиса носит уже глобальный характер: в него втянуты многие страны ЕС и мира. Ситуация вокруг Украины продолжает накаляться и может перерасти в масштабный военный конфликт с непредсказуемыми последствиями [2].

До последнего майдана Украина имела возможность создавать высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, принимала участие в международных космических проектах, авиапром имел перспективы развития. Несмотря на все официальное стремление в Европу, до майдана ВПК России и Украины активно и взаимовыгодно сотрудничали. В Россию поставлялись комплектующие к различным видам вооружений, в том числе авиационные двигатели, двигатели для крылатых ракет и газотурбинные установки для надводных кораблей.

Можно сказать, что в краткосрочном периоде Украина покинет список стран, имеющих полный цикл производства самолетов и ракетной техники. Страна превращается из некогда промышленно развитой в аграрную. И такая тенденция влияет на настроения населения – оно покидает свою страну [6, 7].

Украина – рекордсмен по депопуляции. За годы «независимости» только по официальным данным население сократилось на 9,5 млн чел., а еще можно вычесть 2,5 млн живущих на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.

За 2,5 года после последнего майдана прекратили свою деятельность около 500 тысяч мелких частных предприятий и индивидуальных предпринимателей [3].

На базе Выборгского филиала РАНХиГС в сентябре 2016 г. проводился социологический опрос, целью которого было выявить отношение россиян к ситуации на Украине и выяснить, смогут ли отношения между Россией и Украиной выйти на новый, мирный уровень?

В опросе участвовало 90 человек, 60 % из которых – женщины.

91 % составили опрошенные в возрасте от 17 до 25 лет.

Почти 2/3 опрошенных следят за политическими событиями, происходящими на Украине (рис. 1).

Рис. 1. Ответ респондентов на вопрос, следят ли они за политическими событиями, происходящими на Украине

Ответы на вопрос «Что в настоящее время происходит на Украине?» можно увидеть на рис. 2.

Рис. 2. Ответы на вопрос «Что в настоящее время происходит на Украине?»

Наиболее популярными оказались: антироссийские настроения (44 %), американская провокация, вмешательство Запада (42 %), а также неправильная политика властей (41 %). Все это свидетельствует о недоверии украинскому правительству и сомнении в независимости принимаемых ими решений от внешних сил.

К тому же около 60 % опрошенных считают отношения между Россией и Украиной напряженными (рис. 3).

Рис. 3. Ответы на вопрос об оценке нынешних отношений России и Украины

На вопрос «Как России следует строить отношения с Украиной?» большинство (58 %) ответили, как и с другими странами, избегая конфликтов, нежели проявляя дружеское расположение (13 %) (рис. 4).

Рис. 4. Ответы на вопрос «Как России следует строить отношения с Украиной?»

Было интересно узнать, каково мнение респондентов в отношении Донецкой и Луганской народных республик и поставляемой им Россией гуманитарной помощи (рис. 5). В результате почти 40 % участвующих в опросе сделали выбор в пользу соблюдения нейтралитета в отношении данных республик.

Рис. 5. Мнение респондентов в отношении Донецкой и Луганской народных республик

Поставлять или нет гуманитарную помощь, 51 % ответили положительно (рис. 6).

Рис. 6. Мнение респондентов в отношении поставляемой Россией гуманитарной помощи

Что может послужить первым шагом к перемирию Украины и России и играют ли США какую-нибудь роль в событиях, происходящих на Украине, были одними из самых важных, на наш взгляд, вопросов (рис. 7). За смену правителя Украины и отмену санкций против России ответили 64,6 % и 41,2 % соответственно.

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос и возможном перемирии России и Украины

Было выявлено, что 87,4 % респондентов считают США замешанными в ситуации на Украине (рис. 8).

Рис. 8. Мнение респондентов о влиянии на текущую ситуацию США

Заключение

Опрос показал, что мирные отношения с Украиной зависят от власти данной страны, которая будет работать на благо страны, а не в своих интересах. Отношения между Украиной и Россией сейчас находятся «в самой нижней точке», ниже может быть только полный их разрыв. Как исправлять ситуацию и восстанавливать доверие, никто пока не знает, хотя такая задача и не выглядит полностью неразрешимой. По словам руководителя Центра украинских исследований в Институте Европы РАН Виктора Мироненко, их характеризует сегодня, во-первых, свертывание экономического сотрудничества с реальной перспективой торговой войны (после вступления в силу соглашения об ассоциации Украины с ЕС), во-вторых, отсутствие двустороннего политического диалога без посредников, в-третьих, информационно-пропагандистская конфронтация – «выходящая не только за рамки здравого смысла, но и за рамки простого приличия в международных отношениях» [4].

Единственный путь к решению проблемы на Украине – поиск компромиссов и готовность к уступкам. Положение осложняется срочной необходимостью проведения структурных реформ экономики Украины. Страна подошла к такой черте, когда откладывать реформы уже невозможно. С другой стороны, реформировать страну в условиях войны тоже нельзя: инвесторы не пойдут на нестабильный рынок без гарантий безопасности, да и много средств отнимают военные действия. Поэтому необходимо помочь Украине политическим и дипломатическим путем урегулировать ситуацию. Насколько реально выйти из сегодняшнего положения, покажут ближайшие год-два [5].


Источники:

1. Экономические причины политического конфликта на Украине. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://e-notabene.ru/wi/article_11528.html.
2. Экономический и политический кризис на Украине. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://timesnet.ru/magazine/12/5703/
3. Деградация Украины от разрыва связей с РФ приобретает необратимый характер. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.aif.ru/money/opinion/degradaciya_ukrainy_ot_razryva_svyazey_s_rf_priobretaet_neobratimyy_harakter.
4. Украина и Россия: в шаге от полного разрыва. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://rian.com.ua/analytics/20151216/1002146559.html.
5. Скрытые причины и тайные цели украинского конфликта. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://pravosudija.net/article/eshche-pismo-skrytye-prichiny-i-taynye-celi-ukrainskogo-konflikta.
6. Paul Kirby. Ukraine conflict: Why is east hit by conflict? 18/02/2015 http://www.bbc.com/news/world-europe-28969784
7. Lauren Van Metre, Viola G. Gienger, and Kathleen Kuehnast. The Ukraine-Russia Conflict Signals and Scenarios for the Broader Region. UNITED STATES INSTITUTE OF PEACE. March, 2015. http://www.usip.org/sites/default/files/SR366-The-Ukraine-Russia-Conflict.pdf
8. Ярембаш А.И. Влияние социальной мобильности на эффективность реструктуризации угольной отрасли Украины // Экономика труда. — 2015. — Том 2. — № 4. — с. 227–240. — doi: 10.18334/et.2.4.1903
9. Буша Д.В. Стратегия развития инвестиционной политики в сельскохозяйственном производстве Украины // Российское предпринимательство. — 2014. — № 5 (251). — с. 81-87. — URL: http://bgscience.ru/lib/8427/
10. Ларионов В.Г. Продовольственная безопасность России // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Том 2. — № 1. — с. 47-58. — doi: 10.18334/.2.1.456
11. Савенков А.С. Анализ проектов государственно-частного партнерства в электроэнергетической проблеме Республики Крым и города федерального значения Севастополя // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Том 2. — № 3. — с. 163-174. — doi: 10.18334/ppp.2.3.35017
12. Матвеев М.М. Некоторые проблемы интеграции в условиях Евразийского экономического союза // Экономика, предпринимательство и право. — 2015. — Том 5. — № 2. — с. 73-78. — doi: 10.18334/epp.5.2.414
13. Сысоев А.П., Суханова Н.В. Государственные корпорации и их роль в инновационном развитии российской экономики // Креативная экономика. — 2015. — Том 9. — № 7. — с. 861-872. — doi: 10.18334/ce.9.7.502

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:48:03