Russian youth entrepreneurship: opportunities and priorities
Soldatova N.F.1,2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Государственный Университет Управления
Download PDF | Downloads: 68
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 12 (december 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549035
Abstract:
The article examines the dynamics of the number of young people in the Russian Federation as a tool for the growth of business activity, including the implementation of their goals not only in achieving financial well-being, but also an attractive social status. The distribution of youth into urban and rural youth over the last three years (2020-2022) is shown. The study was carried out on the basis of government statistics, including the year of economic recovery after the coronavirus pandemic and the next two years on the eve of the deployment of mobilization measures in the national economy. Now, when the Russian economy lacks employees and qualified specialists, competition for attractive jobs is weakening, and the desire to open your own startup among young people is not particularly relevant. The socio-economic policy pursued by the state, as a whole, is aimed at consolidating the guidelines for the development of youth entrepreneurship. But, at the same time, the state mechanisms regulating the labor market in the country come into conflict with the main directions of support and stimulation of youth entrepreneurship, which has caused a scientific problem.
Keywords: youth entrepreneurship, real disposable income, consumer goods market, consumer behavior patterns, socio-economic policy
JEL-classification: D40, D47, F60, F63
Введение. В сложившейся социально-экономической реальности насущной задачей становится разработка действенных мер по поддержке и стимулированию предпринимательской активности в целом, в том числе молодежного предпринимательства в частности. Предпринимательская среда в России определяется множеством вызовов и рисков, которые постоянно трансформируются, начиная с геополитической нестабильности в мире, и сохраняющейся угрозой пандемии covid-2019 и заканчивая современным этапом становления мобилизационной экономики [10]. Отношение молодежи к предпринимательской деятельности задает вектор трансформационного воздействия на государственную социально-экономическую политику страны и регионов. Полученные в результате маркетинговых исследований оценки и выводы отражают взгляды молодежи на будущее экономики и социальной сферы. Изменение ценностей и поведения среди молодежи, модернизация установок в предпринимательской деятельности может привести к формированию новых проблем и рисков при трансформирующемся социально-экономическом устройстве страны. В следствие вышесказанного, приоритетным является выявление отношения и установок молодого поколения об экономическом благополучии и перспективах реализации экономического поведения в складывающихся новых социально-экономических условиях [12].
Актуальность темы. Стратегия социально-экономического развития России формируется под воздействием экономического поведения участников рыночных отношений, отношением личности к деньгам, которое обусловлено ценностными ориентациями личности. Российские ученые признают, что богатство нации складывается под воздействием влияния множества факторов: от снижения доходов и уровня жизни населения, высокой степенью неопределенности в предпринимательской среде, достаточной степенью психологической уязвимости среди молодежного сообщества. В рейтинге стран Doing Business Российская Федерация перемещается с 120 места в 2010 году на 28 место в 2020 году, а Казахстан с 63 места переходит на 25 место в 2020 году, что свидетельствует о высокой положительной динамике [16].
В исследовании влияния предпринимательских установок молодежи на экономическое развитие общества зарубежные авторы сосредотачиваются на тенденциях в цифровизации предпринимательства, цифровых компетенциях молодежи, образе жизни молодежи и креативных компетенциях предпринимательской деятельности [1]. Российские коллеги рассматривают вопросы ценностей и социальных установок в молодежном предпринимательстве, уровне предпринимательской культуры, предпринимательском потенциале. К теме исследования относились вопросы ценностных установок, образа жизни молодежи, результативности стартап-сообществ [2].
Цель исследования - на основе маркетинговых, статистических данных и социологических данных выявить новые возможности в развитии молодежного предпринимательства, а также обозначить риски, обусловленные спецификой предпринимательства среди российской молодежи.
Научная новизна исследования: анализ экономических действий потребителей определяется одновременным воздействием групп факторов, которые зависят от пола и возраста, принадлежности к социальной группе, уровне образования, факторах культурного порядка, образа жизни, психологических и ценностных установок. В новых экономических реалиях добавляются еще специфические факторы - сохраняющаяся угроза пандемии COVID-2019, эпидемии гриппа, на которые накладываются постоянно вводимые экономические санкции, вводимые ЕС и США, которые меняют традиционные модели экономического поведения молодежи [11].
Гипотеза исследования – на основе авторского маркетингового-социологического инструментария, исследуются паттерны поведения молодежи, занятого предпринимательской деятельностью, тесно связанные с особенностями психосоциальных аспектов, экономических, культурных аспектов. Междисциплинарный подход в изучении предпринимательских установок, формирующих экономического поведение на различных рынках, позволяет выявить сложившиеся на данный момент возможности молодежного предпринимательства в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах, а также исследовать факторы, влияющие на установки в открытии собственного дела среди молодежи.
Методология исследования – в авторском исследовании использовались эмпирические методы: метод сравнений, метод аналогий, методы экспериментально-теоретического уровня, такие как анализ и синтез, логический метод. Сопоставлены и использованы статистические данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики, российских информационных платформ.
Основная часть. Государственная Дума Российской Федерации приняла ФЗ №489-ФЗ от 30.12.2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации», где одним из приоритетов государства является развитие возможностей для реализации экономического поведения молодежи в сложившихся экономических реалиях. В соответствии с принятым законом молодыми людьми считаются граждане России в возрасте от 14 до 35 лет включительно. В таблице 1 представлена динамика численности населения России за последние 3 года, в том числе молодежи.
Таблица 1 - Динамика численности молодежи в Российской Федерации за 2020-2022гг.
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Темпы роста, в %
| |
2021г.
к 2020г. |
2022г.
к 2021г. | ||||
Все население России, млн.чел.
|
146,749
|
146,171
|
145,558
|
99,6
|
99,6
|
Численность молодежи в РФ
(от 14 до 35 лет), млн.человек |
39,1
|
39,1
|
38,3
|
100,0
|
98,0
|
в т.ч. городское молодежное население,
млн.человек
|
30,0
|
29,6
|
28,9
|
98,7
|
97,6
|
сельское молодежное население, млн.человек
|
9,1
|
9,5
|
9,4
|
104,4
|
99,0
|
Доля молодежи в общей численности
населения РФ, %
|
26,6
|
26,8
|
26,3
|
-
|
-
|
Доля городской молодежи в общей
численности молодежи России, %
|
76,7
|
75,7
|
75,5
|
-
|
-
|
Доля сельской молодежи в общей
численности молодежи России, %
|
23,3
|
24,3
|
24,5
|
-
|
-
|
Эмпирической базой данного исследования послужили данные Росстата, социологического исследования «Предпринимательские триггеры студенческой молодежи», проведенного в 2022-2023 годах в трех университетах г. Москвы (ГУУ, РАНХиГС и МосГУ преподавателями Института маркетинга ГУУ). В опросе приняли участие 200 студентов от 18 до 23 лет, обучающихся на очной форме подготовки. С 2000-х годов наблюдается сокращение численности населения, в том числе и за период 2020-2022 годы (темп составил 0,4%). Численность молодежи в Российской Федерации за три года снизилась на 2%, что привело к падению доли молодежи в общей численности населения на 0,3% (с 26,6% до 26,3%). Большая часть потерь приходится на городскую молодежь, когда темп снижения ее численности в 2021 г. по сравнению с 2020 г. составил 1,3%, а 2022г. по сравнению с 2021 г. – 2,4%. Для сельской молодежи характерен рост численности в 2021 г. на 104,4%, но в 2022г. наблюдается снижение численности на 1%. Снижение численности городской молодежи обеспечили падение удельного веса ее в общей численности молодежи РФ с 76,7% (в 2020 г.) до 75,5% (в 2022 г.). Доля сельской молодежи в общей численности молодежи страны, наоборот, стабильно растет и достигла 24,5% (2022г.) [17].
Снижение численности населения России за 2020-2022 гг. при одновременно снижении доли молодежи трудоспособного возраста способствует тому, что увеличивается демографическая нагрузка, хотя старение населения является общемировой тенденцией. Таким образом, с одной стороны, наблюдается воздействие демографических факторов (снижение доли молодежи в общей численности населения РФ) на социально-экономическую динамику страны и регионов, а с другой стороны, прямое влияние социально-экономических процессов на демографические факторы.
В Российской Федерации, как в стране с высокой региональной дифференциацией по уровню и качеству жизни, исследования связаны с особенностями территориального развития, различиях по принадлежности к социальным группам, формирующих предпринимательские активности населения, в т.ч. молодежи [7]. Анализ особенностей предпринимательской активности обычно опирается на оценку динамики численности индивидуальных предпринимателей, малых и микро-предприятий, их количественных и качественных показателей, показателей деловой активности. На данный момент времени в России, как и во всем мире исследователи сосредотачиваются на вопросах, связанных с реализацией молодежной политики, новых решений в социальной сфере и экономике [8].
Таблица 2 - Динамика распределения индивидуальных предпринимателей по возрасту
Показатели |
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Темпы роста,%
2020г. к 2019г. |
Темпы роста,%
2021г. к 2020г. | |||
Число
инд. пред-при нима те- лей |
% к
итогу |
Число
инд. пред-при нима те- лей |
% к
итогу |
Число
инд. пред-при нима те- лей |
% к
итогу | |||
Всего, тыс. человек
|
3621
|
100,0
|
3571
|
100,0
|
3687
|
100,0
|
98,6
|
103,2
|
в т.ч. в возрасте от 18 до 34 лет
|
1049
|
29,0
|
1030
|
28,8
|
1041
|
28,2
|
98,2
|
101,1
|
из них до 20 лет
|
29
|
0,8
|
28
|
0,8
|
30
|
0,8
|
96,6
|
107,1
|
20 – 24 года
|
138
|
3,8
|
130
|
3,6
|
135
|
3,7
|
94,2
|
103,8
|
25 – 29 лет
|
371
|
10,2
|
350
|
9,8
|
330
|
8,9
|
94,3
|
94,3
|
30 – 34 года
|
511
|
14,2
|
522
|
14,6
|
516
|
14,8
|
102,2
|
101,0
|
На основе данных государственной статистики показано распределение индивидуальных предпринимателей РФ по возрасту. Ожидаемо в 2020 году количество индивидуальных предпринимателей в целом по стране снизилось на 1,4%, что связано с негативными последствиями на экономику введение локдаунов в ряде российских регионов. Количество молодежных предпринимателей за период 2019-2020 гг. упало на 1,8%, что несколько выше показателя по России. Молодые индивидуальные предприниматели, не имеющие практического опыта первые ощутили на себе удар от кризисных явлений, что отразилось на количестве банкротств в их среде. К 2021 году количество индивидуальных предпринимателей выросло на 103,2%, а среди молодежи – на 101,1% [17].
Рассматривая падение количества индивидуальных предпринимателей за 2019-2020 годы, самые высокие темпы снижения наблюдались в возрастной группе «20 – 24 года» (5,8%), а возрастная категория «30 – 34 года» демонстрирует рост на 102,2%. Таким образом, наиболее «взрослые» индивидуальные предприниматели устояли в период разрыва логистических цепочек и показали некоторый количественный рост [5].
В течение 2020-2021 гг. ситуация более позитивная и молодежное индивидуальное предпринимательство растет на 101,1%, где возрастная категория «до 20 лет» возросла на 7,1 процент при снижении количества индивидуальных предпринимателей в возрастной категории «25 – 29 лет» на 5,7% [17].
Социально-экономическая политика должна быть направлена на повышение уровня и качества жизни всего населения, но особенно остро эта тема затрагивается молодежью в обсуждениях, при проведении социологических опросов [3]. Когда в основании идеологии стоит не только все граждане страны, а молодежь и подрастающие поколения, только тогда общество имеет шанс выйти на новый уровень социально-экономического развития, где катализатором является молодежное предпринимательство [4].
Рассматривая распределение молодых индивидуальных предпринимателей по уровню образования, можно сформулировать ряд выводов.
Таблица 4 – Распределение лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью по уровню образования
Пока-
затели |
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2020г.
к 2019г. % |
2021г.
к 2020г. % | |||
тыс.
чело век |
% к итогу
|
тыс.
чело- век |
% к итогу
|
тыс.
чело- век |
% к итогу
| |||
Всего
|
3621
|
100,0
|
3571
|
100,0
|
3687
|
100,0
|
98,6
|
103,2
|
Из
них:
с высшим образованием |
1041
|
28,7
|
1042
|
29,2
|
1085
|
29,4
|
100,0
|
104,1
|
среднее
профессиональное
|
1514
|
41,8
|
1548
|
43,3
|
1569
|
42,6
|
102,2
|
101,4
|
среднее
общее
|
838
|
23,1
|
779
|
21,8
|
717
|
19,5
|
93,0
|
92,0
|
основное
общее
|
203
|
5,6
|
183
|
5,2
|
225
|
6,1
|
90,1
|
123,0
|
не
имеют основного общего
|
25
|
0,8
|
19
|
0,5
|
21
|
2,4
|
76,0
|
110,5
|
Во-первых, за период 2019-2021гг. динамика молодых предпринимателей не стабильно: сначала наблюдается снижение их количества на 1,4% (за 2019-2020гг.), а к 2021 году показатель возрос до 103,2%.
Наибольший удельный вес среди индивидуальных предпринимателей занимают молодежь со средним профессиональным образованием (42,6% в 2021г.), с высшим образованием (29,4% за этот же период) и предприниматели
со средним образованием (19,5%). Совокупная доля индивидуальных предпринимателей со средним и среднем профессиональным образованием составила к 2021 году 62,1%, что свидетельствует о высокой мотивации данной категории лиц на реализацию в бизнесе и желании получить более высокий доход, чем простая работа по найму. Вполне вероятно, что имея статус индивидуального предпринимателя молодые люди воспринимают его как некий «социальный лифт» в более высокую социальную группу [17].
Система ценностей в экономической сфере представляет собой устойчивые представления о том, какие экономические блага наиболее важны для современной российской молодежи. К ним можно отнести: финансовую свободу, коммерческий успех, социальный статус, виды и источники получения дохода и пр. Убеждения и установки молодых людей в сфере зарабатывания доходов, формируют их потребности в знаниях (в сфере экономики и финансов, права, маркетинга и пр.). Имея хорошую базовую подготовку в финансово-экономической сфере, молодые люди, чьи личные характеристики и темперамент, интересы и мотивы сфокусированы на бизнес-развитие, формируют программу экономической установки на собственную реализацию в качестве предпринимателя [14].
Одним из катализаторов активного экономического поведения среди молодежи можно считать совокупность сложившихся ценностей и норм в обществе, способствующих или тормозящих смену потребностей и норм, подталкивающих молодежь на те или иные формы экономической активности [6]. Однако, достаточно сложно определить, в какой степени уровень экономического развития страны (регионов) зависит от сложившейся экономической среды, оказывающей значительное влияние на социальную мобильность молодежи и их финансовые приоритеты [19].
В статье представлены результаты пилотного опроса студенческой молодежи, проведенного в декабре-январе 2023 года посредством электронной почты среди студентов, обучающихся в г. Москве. Было опрошено 300 студентов при степени достоверности 95%. Исследование сфокусировано на темах: информированность о региональных программах поддержки молодежного предпринимательства и уровню мотивации по открытию собственного стартапа. Анкета распространялась в группах молодежи очной формы обучения, начиная с первого курса обучения бакалавриата и заканчивая четвертым курсом. Вопросы анкеты состояли из: социально-демографических показателей, и вопросов о взглядах и представлениях относительно форм поддержки молодежного предпринимательства в г. Москве, уровне личной мотивированности на создание собственного дела.
Около 30% студентов-первокурсников считают достаточно привлекательным открыть собственное дело и добиться финансового благополучия. Причем, более высокий процент (около 32%) из отпрошенных экспертов приходится на долю студентов АНО ВО МОСГУ, а более низкие показатели (28% и 29%) на студентов, обучающихся в РАНХиГС и ГУУ. Обучаясь на втором и третьих курсах студенты осознают необходимость дополнительно обучаться по своей специальности, их ответы распределились следующим образом. На втором курсе 15% опрошенных студентов ГУУ и РАНХиГС заявили о том, что они получают дополнительное образование через онлайн-курсы на платной основе. К третьему курсу количество студентов, активно формирующих дополнительные профессиональные компетенции, снизилось до 10%. Студенты, обучающиеся на платной форме обучения АНО ВО МОСГУ на втором курсе предпочитают подработки в сфере народного хозяйства, и доля таких студентов среди обучающихся оставила 45%. К третьему курсу практически 90% опрошенных экспертов (МОСГУ) уже имели опыт работы в компаниях. Эксперты, обучающиеся в ГУУ на 3 курсе, отметили, что практически 82% опрошенных, уже работают, в РАНХиГС – 73%. Но следует отметить, что большинство респондентов работают не по специальности (9% из 82% работающих), что свидетельствует о том, что пока не все студенты могут реализовать свой трудовой потенциал и идут по пути наименьшего сопротивления в поисках работы.
На четвертом курсе обучения мотивация на открытие собственного дела резко снижается до 10% практически во всех вузах, где проводились опросы студентов. Это связано в первую очередь, с серьезной волной банкротства малого и среднего бизнеса в период 2019-2020 гг. и с атмосферой высокой неопределенности на рынках, что значительно снижает уверенность молодежи в собственных силах и возможностях достижения хорошего финансового результата [20].
Выводы. Современные формы поддержки и стимулирования молодежного предпринимательства должны предполагать учет разнообразных факторов, влияющих на рынок труда, приоритеты социально-экономической политики в регионах, а также тенденции динамики численности молодежи в Российской Федерации. Так, численность молодежи страны (от 14 до 35 лет) за период 2020-2021гг. снизилась на 2%, в т.ч. городского молодежного населения на 2,4%, а сельского населения на 1%. Таким образом, предложение рабочей силы на рынке труда за период 2020-2022гг. практически не изменилось, а соответственно спрос на нее вырос.
Доля сельской молодежи в общей численности молодежи РФ составляет 24,5 и этот показатель возрос на 1,2%, что характеризует более тесную привязку молодежи к своей территории проживания, чем у городской молодежи. Несомненно, устойчивые связи, сформированные в сельской социальной среде помогают создать положительный климат молодежного предпринимательства, хотя экономические факторы производства в условиях высоких процентов кредитования, могут препятствовать сельскохозяйственному предпринимательству. Доля городской молодежи в общей численности российской молодежи снизилась на 1,2% и составила 75,5%. В целом, в контексте снижения численности населения России за 2021-2022г. (на 0,4%) наблюдается падение количества российской молодежи за аналогичный период (на 2%) [16].
На этапе принятия решения об открытии собственного стартапа особое значение придается такому фактору как средний уровень заработной платы, сложившейся в регионе и оценочным показателям дохода индивидуального предпринимателя. В московском регионе, где средний уровень зарплаты в г. Москве составляет 125640 руб., в микропредприятии – 75380 руб., в малых предприятиях с численностью до 100 человек – 138200 руб., в крупных предприятиях с численностью от 250 человек – 175890 руб., привлекательность работы в крупных компаниях не вызывает сомнения. Так, по результатам пилотного исследования 60% ответивших считают, что привлекательность создания собственного дела рассматривается через рост финансового благополучия.
Количество малых и средних предпринимателей России в 2022 году по сравнению с 2021 годом выросло на 102,1%, из них микропредприятий увеличилось на 102,2%, малых предприятий снизилось на 0,1%, средних предприятий на 100,2%. К ноябрю 2023 года две пятых экономически активного населения страны работают или на себя или в сфере малого и среднего бизнеса [18]. Малый бизнес, ориентированный на использование инновационных технологий, создание и развитие новых цифровых платформ, больших данных, применение искусственного интеллекта позволяет привлечь внимание молодежи к расширению онлайн-бизнесов. Современные маркетплейсы стали каналом сбыта для классического бизнеса, площадкой для запуска нового российского бренда, конкурентной средой среди молодых предпринимателей [13].
Среди опрошенных студентов московских вузов каждый третий (30%), обучающихся на первом курсе задумывался об открытии собственного дела. Так как региональные филиалы не участвовали в опросе, то сделать вывод о высокой мотивации в московском регионе или, наоборот, не представляется возможным. Но можно отметить, что студенты обучающиеся в государственных университетах имеет более низкую мотивацию на открытие собственного дела, чем студенты негосударственного вуза [15].
Получая базовые знания и формируя профессиональные компетенции на втором и третьем курсах, студенты воспринимают экономическую среду как токсичную для бизнеса и количество студентов, мечтающих открыть собственное дело снижается до 10%. Не смотря на положительный баланс спроса и предложения по многим специальностям, высокую востребованность предпринимательских навыков, студенческая молодежь не достаточно ориентирована на открытие собственного бизнеса, реализацию творческого потенциала самостоятельно. Современная молодежь вполне адекватно оценивает риски создания и развития собственного дела, особенно в трудный период экономической неопределенности [9].
Сложившиеся на данный момент времени условия поддержки и стимулирования молодежного предпринимательства в городе Москве не гармонизированы с индивидуальными мотивами молодых людей по долгосрочному развитию предпринимательства, не адаптированы под изменившиеся социально-экономические факторы, складывающиеся на рынке труда.
References:
Dobrova E.D. (2021). Rol innovatsionnoy infrastruktury v obespechenii formirovaniya tsifrovoy ekonomiki Rossii [The role of innovative infrastructure in shaping the Russian digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 485-506. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112101.
Drobot E.V., Makarov I.N., Nazarenko V.S., Manasyan S.M. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na realnyy sektor ekonomiki [Impact of the covid-19 pandemic on the real economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (8). 2135-2150. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
Garina E.P., Belousova N.A., Zharinova N.A., Gusev R.V. (2019). Formirovanie determinant sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya sistem [The formation of the determinants of socio-economic systems development]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1307-1320. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40732.
Glazev S.Yu. (2019). Upravlenie razvitiem ekonomiki [Management of economic development] Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta. (in Russian).
Ivinskaya E.Yu., Abdrakhmanova D.R. (2021). Vzaimosvyaz tekhnologicheskikh i organizatsionnyh innovatsiy v usloviyakh tsifrovoy transformatsii ekonomiki [The relationship between technological and organizational innovations amidst digital transformation of the economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 431-442. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112040.
Izmaylova M.A., Nikolaev V.I., Veselovskiy M.Ya., Khoroshavina N.S. i dr. (2021). Innovatsionnoe razvitie ekonomicheskikh sistem v usloviyakh tsifrovizatsii [Innovative development of economic systems in the context of digitalization] Moscow: OOO Izdatelstvo «Mir nauki». (in Russian).
Khmeleva G.A., Chertopyatov D.A. (2021). Novye podkhody k razvitiyu innovatsionnoy sredy v usloviyakh «novoy ekonomicheskoy ery» [New approaches to the development of the innovation environment in the conditions of the]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 897-910. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.3.112324.
Ledneva O.V. (2021). Statisticheskoe izuchenie urovnya tsifrovizatsii ekonomiki Rossii: problemy i perspektivy [Statistical study of the Russian economy digitalization level: problems and prospects]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 455-470. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.111963.
Pechatkin V.V. (2020). Formirovanie i razvitie tsifrovoy ekonomiki v Rossii kak strategicheskiy prioritet razvitiya territoriy v usloviyakh pandemiy [Formation and development of the digital economy in Russia as a strategic priority for the development of territories in the context of pandemics]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (2). 837-848. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.2.110187.
Plotnikov A.V. (2021). Problemy tsifrovoy transformatsii i kontseptsiya upravleniya izmeneniyami [Problems of digital transformation and the concept of change management]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1403-1414. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113975.
Shuyskiy V.P. (2020). Tsifrovizatsiya ekonomiki Rossii: dostizheniya i perspektivy [Digitalization of Russian economy: achievements and prospects]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (6). 158-169. (in Russian). doi: 10.24411/2073-6487-2020-10076.
Trubacheev E.V. (2021). Sovershenstvovanie upravlencheskogo protsessa v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Improving the management process amidst digitalization]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1415-1426. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113883.
Voloshin A.A. (2020). Mirovaya ekonomika v usloviyakh pandemii koronavirusa [Global economy in the context of the coronavirus pandemic]. Creative economy. 14 (10). 2205-2222. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.10.111042.
Yakovleva E.A., Tolochko I.A. (2021). Instrumenty i metody tsifrovoy transformatsii [Tools and methods of digital transformation]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 415-430. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112016.
Zimovets A.V. Sorokina Yu.V., Khanina A.V. (2020). Analiz vliyaniya pandemii COVID-19 na razvitie predpriyatiy v Rossiyskoy Federatsii [Analysis of the impact of the covid-19 pandemic on the development of enterprises in the Russian Federation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (5). 1337-1350. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.5.110126.
Страница обновлена: 05.05.2025 в 10:18:07