Рецензия на монографию "Сбалансированная экономика России" (Москва, 2022)
Сидорович А.В.1
1 Казахстанский филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Казахстан, Астана
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=61182194
В монографии предложены экономико-математические модели производственного планирования и прогнозирования, в том числе: модель технико-экономического планирования производства; модель оптимального распределения годовой (квартальной) производственной программы предприятия по месяцам; модель оперативно-календарного планирования производства; модель промышленного производства с учётом платёжного баланса.
Проведена комплексная оценка текущего и перспективного состояний всех звеньев научно-технологического комплекса (НТК) по развитию нано технологий в контексте их влияния на социально-экономическое развитие России. При этом отмечена как необходимость разработки механизма эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов для текущего и перспективного развития НТК России, так и алгоритма перехода фундаментальных исследований в прикладные, прикладных – в ОКР, а последних – в создание инновационной промышленной продукции на основе нано технологий.
С целью формирования ориентиров долгосрочного научно-технологического прогноза России в области нано технологий, проведен анализ мировых тенденций и ограничений экономического развития, обусловленных сложившейся моделью развития экономики, ее структурой, демографическим фактором, а также ограничений, задаваемых уже принятыми стратегическими документами. При этом с учётом глобальных тенденций развития науки и технологий и текущего позиционирования России в мировом научно-технологическом пространстве выявлены перспективные направления технологического развития наукоёмких секторов экономики и промышленности для достижения желаемого состояния, с указанием спектра необходимых технологий и технологических решений.
Авторы справедливо отмечают, что в условиях финансово-экономического кризиса существенно возрастает актуальность оптимального планирования федерального и регионального бюджетов и планирования производственных программ, так как оценка состояния экономики России и её перспектив свидетельствует о весьма ограниченных возможностях повышения в ближайшие годы финансового обеспечения экономического развития государства.
Я согласен с тем, что с точки зрения конкурентоспособности, период 2023—2030 гг., несмотря на кризис, для отечественных предприятий выглядит вполне благоприятным. В эти годы средний уровень конкурентоспособности основной части продукции отечественных промышленных предприятий будет выше, чем до кризиса 2020-2022 годов. Причем значительно возрастёт доля предприятий, считающих производимую продукцию высококонкурентоспособной. Увеличится доля руководителей предприятий, чья продукция будет конкурентоспособна за пределами территории России. Общий вывод состоит в том, что снижение, наметившееся в оценках остроты конкуренции, и рост уровня конкурентоспособности начались не с наступлением кризиса в 2020 г., а немного ранее.
Безусловно, как утверждается в монографии, необходимо дополнить создаваемый рыночный механизм экономического роста в России использованием системы планирования, модифицированной для рыночной экономики по примеру Китая, Франции, Японии, Южной Кореи, Индии и ряда других стран. При правильном использовании система планирования может сыграть роль второго дополняющего механизма социально-экономического развития. Главное – мобилизовать внутренние средства для инвестиций и вложений, а затем их эффективно использовать.
Природно-климатические (географические), экологические, ресурсные, социокультурные факторы, в частности религиозные факторы, являются как бы внешней силой, оказывающей воздействие на генезис того или иного типа хозяйствования и характер его дальнейшего развития. Причем, природно-климатические и социокультурные факторы наибольшее воздействие оказывают на начальных этапах развития исторических форм хозяйствования, затем их влияние, хотя и не перестает постоянно действовать, может постепенно ослабляться. Экологические и ресурсные же факторы, напротив, наиболее рельефно обнаруживают себя на зрелых стадиях развития рыночной экономической системы, когда техническая и технологическая оснащенность производства достигает огромных масштабов.
В монографии авторами весьма доказательно обосновывается, что развитие организации производства носит запаздывающих характер по сравнению с темпом изменения производительных сил, что и является силой инерции развития. Эволюционность развития производственных систем осуществляется в процессе постоянного приспособления к внутренним и внешним факторам среды предприятия. В случае, когда эффект от количественных изменений не способен осуществить перекрытие потерь вследствие нерационального использования ресурсов и снижения темпов производства, происходит переход к другой форме организации.
Конкурентоспособность страны, предприятия, продукции заложена в тенденциях их развития с учётом соответствующих общемировых тенденций. А общемировые экономические тенденции таковы, что объем мирового рынка высокотехнологичной продукции стремительно растет. Ключевые закономерности, характеризующие направление изменений в промышленности, включают повышение гибкости организации производства и интеграцию производственных процессов.
Несомненно, организация производства должна соответствовать уровню развития производительных сил. Каждому этапу развития производства соответствует определенная организация производственных процессов, представляющая собой объективный процесс качественных преобразований, форм, методов, соответствующих уровню технической эволюции производства, повышению профессионально-технического и культурного уровня работников. Изменение форм и методов организации производственного процесса базируется на перестройке взаимосвязанных элементов, при этом являясь устойчивой частью целого. Производственная и организационная структура не одновременно изменяются вслед за трансформацией организации производства, а остаются постоянными в определенных временных интервалах.
Промышленное развитие России в силу холодного климата и высокого энергопотребления может осуществляться только в рамках мобилизационной (военной) экономики. Поэтому промышленное предприятие ближайшего будущего представляет собой ядро, состоящее из трех стратегических элементов − ключевых направлений трансформации экономики:
- инновации (процессного и продуктового характера);
- ключевые параметры изменений в зависимости от типа промышленности;
- модернизация системы управления.
Стремление к достижению «умного предприятия» акцентирует внимание на производительности всего предприятия (снижение отходов, потребления электроэнергии, уменьшение времени вывода новой продукции, повышение качества). Реализация в промышленной отрасли модели «умного» производства в большей степени обусловлено стремлением решать задачи, определяемые тенденциями и макросредой, имеющим место в экономике с большей эффективностью (с экономической точки зрения − с большей прибылью на единицу затрат).
Следует отметить, что главное препятствие заключается в необходимости полного пересмотра модели производственного процесса для реализации концепции «умных» предприятий в различных отраслях производства. Другое ограничение на современном этапе экономического развития заключается в привязке к конкретному виду сырья, при этом, для перехода на различные его виды возникает потребность в значительной перестройке производства. Интеллектуальный параметр производственной системы должен охватывать не только отдельный производственный процесс, но и всю стадию от заказа до отгрузки продукции, что будет отвечать современным параметрам промышленной индустрии.
Ключевой аспект успешного функционирования предприятия ‒ высокий уровень организации производства, основным звеном которого служит понимание каждым работником доли ответственности во всеобщем процессе формирования стоимости конечного продукта высокого качества в соответствии с требованиями всех заинтересованных сторон. Как на уровне государства, так и на уровне промышленных предприятий и компаний осуществляется борьба за передовые технологии, возможность производства уникальной продукции.
При этом со стороны потенциального потребителя наблюдается тенденция к индивидуализации потребления. Для современных промышленных предприятий институциональная составляющая выступает лимитирующим фактором. Во многом это объясняется непродолжительным периодом функционирования рыночных механизмов экономики, в течение которого только происходит активное становление институтов рыночной инфраструктуры.
Успешное функционирование государственных корпораций во многом зависит от их способности концентрировать капитал, позволяющий нарастить массу используемых финансовых ресурсов и увеличить объем инвестиций в высокотехнологичные производственные проекты. В тоже время совместное использование капиталов с различными кругооборотами позволяет обеспечить оперативную переориентацию ресурсов в целях восстановления нарушенного равновесия и стабилизации роста доходности.
В этой связи главной стратегической задачей становится формирование на основе конкурентных стратегий нового стратегического позиционирования российских компаний на внутренних и мировых рынках, направленного на увеличение и удовлетворение спроса потребителя на продукцию фирмы в доступных ей сегментах рынка. А эту задачу можно решить только в рамках планово-рыночной социалистической экономики нового типа с учётом эффективно-бережливого использования природных ресурсов и возобновляемых источников энергии. При этом планирование и прогнозирование экономического развития должно базироваться на применении комплекса взаимоувязанных экономико-математических моделей, включая модели межотраслевого баланса.
В результате выполненных исследований авторами предложен комплекс экономико-математических моделей, критериев и показателей обоснования перспектив развития промышленного производства военной (мобилизационной) экономики России, который обеспечивает конкурентные преимущества при разработке, производстве и реализации национального инновационного продукта в условиях обострения конкурентного противостояния. То есть, в совокупности разработана новая система управления инновационным развитием предприятий и фирм России.
Страница обновлена: 09.11.2024 в 11:34:53