Концепция сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации экономики

Фролов В.Г.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551583
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Целью статьи является разработка концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации экономики. В результате исследования развиты и дополнены существующие положения промышленной политики за счет включения элементов теории системной сбалансированности, теории стейкхолдеров, концепции «Индустрия 4.0», теории устойчивого развития и методологии экономической безопасности. Предложены основные элементы разработанной концепции, проводится их сравнительный анализ с положениями действующей концепций промышленной политики РФ. Результаты исследования позволяют в современных условиях более оперативно и обоснованно на научной основе формировать сбалансированную инновационно-инвестиционную промышленную политику, обеспечивающую эффективное стратегическое развитие промышленных структур национальной экономики в целях устойчивого развития.

Ключевые слова: промышленная политика, промышленность, концепция, инновационно-инвестиционная сбалансированность, цифровизация, цифровая трансформация, Индустрия 4.0

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

В ведущих промышленно развитых странах активно реализуется новая промышленная политика, базирующаяся на принципах Индустрии 4.0. Эта тенденция связана с развитием цифровой экономики, где высокотехнологичной конкурентоспособной промышленности отводится ведущая роль. Для российской промышленности возможности цифровой экономики дают новые предпосылки для формирования комплексной и сбалансированной промышленной политики с учетом нового технологического уклада. Промышленная политика в России проводится различными субъектами как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне промышленных предприятий. Однако интересы и действия субъектов, как правило, не согласованы и не взаимоувязаны. Практически не рассматриваются вопросы сбалансированности основных элементов промышленной политики: экономики и технологий, инвестиций и инноваций, кооперирования и специализации и т.д.

В течение последних тридцати лет наблюдаются значительные структурные дисбалансы в развитии промышленности в России [1, 19, 20] (Frolov, Sidorenko, 2019; Frolov, 2013; Trofimov, Frolov, Kaminchenko, Zakharov, Pavlov, 2018). В условиях цифровой экономики существующие диспропорции, по мнению А.И. Колганова, будут увеличиваться без реализации регулирующих мер [2] (Kolganov, 2018). Как показано в работе Ю.Г. Лавриковой, Е.Л. Андреевой, А.Г. Тарасова, А.В., неизбежность ухода от сырьевой модели экономики обусловливается все большим разрывом уровня экономического развития РФ и стран Запада и формированием рынков будущего [3] (Lavrikova, Andreeva, Tarasov, Ratner, 2019).

О.А. Романова и А.О. Пономарева считают, что промышленная политика может трактоваться в широком и узком смысле [4] (Romanova, Ponomareva, 2020). Приведем один из важнейших подходов к определению промышленной политики – «это национальная промышленная политика, т.е. система отношений между государственными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом» [5] (Tatarkin, Romanova, 2007).

Эволюция промышленной политики в России подробно анализируется в исследовании Б.В. Кузнецова и Б.В. Симачева. К основным урокам применения инструментов промышленной политики авторы относят в том числе «отсутствие четких и обоснованных приоритетов, реализацию промышленной политики в отрыве от внедрения институциональных изменений, ограниченный доступ новых групп интересов» [6] (Kuznetsov, Simachev, 2014) и другие.

В работе Ю.В. Симачева, М.Г. Кузык, Б.В. Кузнецова, Е.В. Погребняк «систематизированы государственные группы интересов в промышленной политике России: бюджетная, структурная, отраслевая и научно-технологическая» [7] (Simachev, Kuzyk, Kuznetsov, Pogrebnyak, 2014). Оценивая результаты промышленной политики, отмечается «несоответствие экономических реалий декларируемой государством на протяжении уже более чем десяти лет задаче снизить роль добывающего сектора и поддержать обрабатывающие производства» [7] (Simachev, Kuzyk, Kuznetsov, Pogrebnyak, 2014).

А.В. Татаркиным, О.С. Сухаревым, Е.Н. Стрижаковой исследуется проблема выбора стратегических направлений промышленной политики на основе выявления релевантных факторов, придающих системе новое качество развития [8] (Tatarkin, Sukharev, Strizhakova, 2017).

Современные региональные аспекты индустриального развития подробно анализируются в исследовании В.В. Акбердиной и О.А. Романовой, где рассматриваются возможности выбора нового промышленного пути для регионов, приоритеты «умной специализации» [9] (Akberdina, Romanova, 2021).

К наиболее известным моделям сбалансированного развития относятся: модель межотраслевого баланса «затраты – выпуск» [10] (Leontev, 2006), динамическая модель межотраслевого баланса [11] (Veduta, 1999), модель системной сбалансированности [12] (Kleyner, Rybachuk, 2019) и другие. Анализ различных подходов сбалансированного развития экономических систем представлен в работе А.В. Тебекина, М.С. Анастасова [13] (Tebekin, Anastasov, 2016). А.Ю. Гончаровым разработана модель, показывающая взаимовлияние параметров социально-экономического развития регионов на основе кластерного и факторного анализа [14] (Goncharov, 2016). О.Н. Киселевой предложена «модель информационного обеспечения сбалансированной стратегии инновационного развития промышленного предприятия» [15] (Kiseleva, 2017).

Оценка возможностей промышленной политики в условиях цифровизации исследуется в ряде работ. Вопросы цифровой трансформации и диверсификации рассматривались в 2018 г. на Конференции ООН по торговле и развитию [1]. Падмашри Гел Сампатх отмечает, что цифровая промышленная политика должна стать самостоятельным видом политики [16] (Padmashree, 2018). Крис Родс и Дэниел Рэтбоун затрагивают следующие проблемы в цифровой экономике, требующие изменения промышленной политики: улучшение доступности финансирования; построение цифровой инфраструктуры мирового уровня и другие [17] (Rhodes, Rathbone, 2016). А. Андреони и Х. Дж. Чанг исследуют проблемы стратегической координации структурных взаимозависимостей в условиях цифровой трансформации и возникающие при этом конфликты интересов [18] (Andreoni, Chang Ha-Joon, 2019).

Несмотря на большое количество исследований в сфере промышленной политики, следует отметить, что проблемы формирования инновационно-инвестиционной сбалансированности в промышленной политике [1, 19, 20] (Frolov, Sidorenko, 2019; Frolov, 2013; Trofimov, Frolov, Kaminchenko, Zakharov, Pavlov, 2018), а также проблемы ее реализации в новых условиях остаются не до конца решенными. Авторское исследование призвано восполнить существующие пробелы. Целью статьи является разработка концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в целях устойчивого развития в условиях цифровой трансформации. Гипотеза исследования состоит в научном предположении, что устойчивое развитие промышленного производства в современных условиях возможно в результате формирования и реализации концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики. Научная новизна исследования заключается в том, что развиты и дополнены существующие положения промышленной политики за счет включения элементов теории системной сбалансированности, теории стейкхолдеров, концепции «Индустрия 4.0», теории устойчивого развития и методологии экономической безопасности. Предложны основные элементы разработанной концепции, проводится их сравнительный анализ с положениями действующей концепций промышленной политики РФ.

Теоретические основания существующей концепции

За основу исследования мы приняли концепцию федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации», которая была подготовлена Г.Б. Клейнером в 2013 году и одобрена на заседании экспертной рабочей группы Государственной Думы. Концепция была разработана по предложению руководства Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и учитывала основные идеи законопроекта «О промышленной политике Российской Федерации. В структуре этой концепции были проанализированы «теоретические основания законопроекта», содержащие краткие сведения об основных теориях макро-, мезо- и микроэкономического уровня, на которых базируется предлагаемый документ: «теория фирмы; теория промышленной организации; теория государственного регулирования экономики» [21] (Kleyner, 2013).

Концепция сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации

В современных условиях существующая концепция промышленной политики и применяемые подходы, на наш взгляд, нуждаются в дальнейшем развитии и дополнении. Считаем необходимым развить теоретические основания проводимой промышленной политики положениями теории системной сбалансированности, теории стейкхолдеров, концепции «Индустрия 4.0», теории устойчивого развития и методологии экономической безопасности [12, 22–24] (Kleyner, Rybachuk, 2019; Senchagov et al., 2020; Binh, Anh, 2017; Mhlanga, Moloi, 2020). В отличие от традиционных подходов к разработке промышленной политики, предлагаемая концепция сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики включает: «сбалансированность развития базовых, ведущих и прогрессивных отраслей (секторов) промышленности; сбалансированность развития базовых, ведущих и прогрессивных рынков; сбалансированность инновационно-инвестиционного развития важнейших институтов в экономике и хозяйственного порядка; сбалансированность развития производственных технологий по всем стадиям жизненного цикла продукции; реализацию «консенсусного» принципа при согласовании экономических интересов субъектов» [1] (Frolov, Sidorenko, 2019). Это позволяет на научной основе формировать системную сбалансированную инновационно-инвестиционную промышленную политику, обеспечивающую эффективное стратегическое развитие различных промышленных структур национальной экономики.

При формировании и оценке инновационно-инвестиционной сбалансированности промышленной политики целесообразно использовать следующие теоретико-методологические подходы: теории системной сбалансированности – для определения секторов промышленной политики, теории устойчивого развития – для формирования перечня показателей, методологии экономической безопасности – для определения пороговых значений показателей, теории стейкхолдеров – для учета показателей, отражающих интересы групп стейкхолдеров и концепции «Индустрия 4.0» – для использования показателей, характеризующих инфраструктуру цифровой трансформации. В условиях перехода к цифровой экономике важным аспектом является учет качественных изменений объекта промышленной политики. В связи с этим необходимо проводить анализ сбалансированности промышленной политики с учетом изменений в организационно-технологической структуре цифровых предприятий: digital (цифровой) фабрики; smart (умной) фабрики; virtual (виртуальной) фабрики в соответствии с принципами и элементами концепции «Индустрия 4.0» и дорожной карты «Технет». Однако настоящее состояние развития методологии Росстата не обеспечивает в полной мере такие потребности. Разработанные основные элементы предлагаемой концепции представлены в таблице 1.

Таблица 1
Основные элементы концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации (фрагмент)
Основные элементы
Предложения и разработки
Подходы
- комплексный подход к оценке эффектов сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики;
- методический подход оценки экономико-технологического потенциала промышленных структур;
- междисциплинарный подход;
- системный подход;
- нормативно-ценностный подход;
- сетевой подход
Базовые теории и концепции
- «теория фирмы;
- теория промышленной организации;
- теория государственного регулирования экономики» [21] (Kleyner, 2013);
- теория системной сбалансированности;
- теория стейкхолдеров;
- концепция «Индустрия 4.0»;
- теория устойчивого развития;
- методология экономической безопасности
Приоритеты
инновационно-инвестиционная сбалансированность промышленной политики
Терминологическая основа
- промышленная политика;
- сбалансированность;
- инновационно-инестиционная сфера;
- цифровая экономика
Принципы
- сбалансированного развития;
- устойчивого развития;
- хозяйственный порядок на основе системы мотивации инновационно – инвестиционной деятельности;
- проактивное государственное участие в формировании прогрессивных отраслей и рынков и сбалансированное участие в ведущих, базовых отраслях и рынках;
- на прогрессивных рынках переход от мер поддержки к мерам по формированию конкурентоспособных интегрированных цепей с высокой долей добавленной стоимости;
- «консенсусный» принцип в промышленной политике при согласовании интересов стейкхолдеров;
- баланс децентрализованного и централизованного управления;
- сетевой принцип взаимодействия стейкхолдеров


Условия, факторы, эффекты
классификации факторов, условий, синергетических и системных эффектов промышленной политики
Модели
- референсная модель сбалансированной инновационно – инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой экономики;
- модель достижения системных эффектов сбалансированной инновационно – инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой экономики;
- модель согласования и реализации экономических интересов стекхолдеров промышленной политики
Методы
- метод оценки системных эффектов промышленной политики;
- референсное моделирование архитектуры промышленной политики;
- политико-экономический ситуационный анализ;
- экспертный метод;
- SWOT-анализ;
- системный анализ
Инструменты и механизмы
- референсная модель сбалансированной инновационно – инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой экономики;
- механизм согласования интересов государства и хозяйствующих субъектов в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0»
- хозяйственные механизмы, способствующие инновационно-инвестиционному взаимодействию промышленных структур;
- организационные механизмы, способствующие инновационно-инвестиционному взаимодействию промышленных структур;
- экономические механизмы, способствующие инновационно-инвестиционному взаимодействию промышленных структур
Источник: разработано автором.

В таблице 2 приводятся концептуальные положения по сравнительной оценке авторской концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации и действующей концепции промышленной политики, которая была подготовлена в 2013 году при разработке федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации».

Таблица 2
Концептуальные положения по сравнительной оценке концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации (фрагмент)
Методологическая основа
Действующая концепция
в соответствии с федеральным законом РФ № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации»
Авторская концепция
Базовые теории и концепции
- «теория фирмы;
- теория промышленной организации;
- теория государственного регулирования экономики» [21] (Kleyner, 2013)
- «теория фирмы;
- теория промышленной организации;
- теория государственного регулирования экономики» [21] (Kleyner, 2013);
+ (дополнено автором)
- теория системной сбалансированности;
- теория стейкхолдеров;
- концепция «Индустрия 4.0»;
- теория устойчивого развития
- методология экономической безопасности
Предмет
«Отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности…»
Организационно-экономические отношения, возникающие между стейкхолдерами промышленной политики
Основные задачи
«- создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности…
- создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности…
- стимулирование и поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности…»
- создание условий осуществления деятельности в сфере промышленного производства;
- формирование и настройка прогрессивных рынков;
- построение интегрированных цепей промышленных структур с высокой долей добавленной стоимости на прогрессивных рынках;
- сбалансированное участие в ведущих, базовых отраслях и рынках



Экономическое содержание промышленной политики
«Промышленная политика – комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции»
Промышленная политика – система организационно-экономических отношений между стейколдерами по поводу формирования диверсифицированной высокотехнологичной и конкурентоспособной национальной промышленности на основе концепции инновационно-инвестиционой сбалансированности в целях устойчивого развития экономики Российской Федерации
Источник: разработано автором.

Под инновационно-инвестиционной сбалансированностью промышленной политики в условиях цифровизации, на наш взгляд, понимается система мер и инструментов промышленной политики, которая обуславливает формирование взаимоувязанных и пропорционально развитых секторов: сектор структурной сегментации промышленной политики, сектор инновационной активности промышленной политики, сектор инфраструктуры цифровой трансформации [1] (Frolov, Sidorenko, 2019). Предлагаемый подход соответствует теории системной сбалансированности, в которой определены четыре сектора экономических систем: объектный, проектный процессный и средовой, и способствует развитию научной основы для формирования сбалансированной промышленной политики в России, где инновационно-инвестиционная сбалансированность – это одна из важнейших составляющих. Причем сбалансированность и устойчивость проводимой промышленной политики являются необходимыми условиями ее экономической безопасности.

Использование цифровых технологий на основе баланса децентрализованного и централизованного управления, например на базе государственной информационной системы промышленности, может создавать возможности доступа новых групп стейкхолдеров при формировании интегрированных цепей участников с высокой долей добавленной стоимости. Для этого необходимо учитывать их интересы, что должно быть заложено в формировании системы оценочных показателей.

В результате исследования предложено уточнение понятия «промышленная политика». На наш взгляд, в современных условиях промышленная политика – это система организационно-экономических отношений между стейколдерами по поводу формирования диверсифицированной высокотехнологичной и конкурентоспособной национальной промышленности на основе концепции инновационно-инвестиционой сбалансированности в целях устойчивого развития экономики Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, считаем, что для решения проблем развития промышленного производства в первую очередь обрабатывающих отраслей в условиях цифровой трансформации экономики необходимо дополнение и совершенствование существующих методов и подходов промышленной политики. Предлагаемая концепция сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики, на наш вгляд, будет способствовать привлечению инвестиций и ускоренному внедрению инноваций в высокотехнологичные производства, что необходимо для формирования диверсифицированной высокотехнологичной и конкурентоспособной национальной промышленности в целях устойчивого развития экономики Российской Федерации. Результаты исследования позволяют в современных условиях более оперативно и обоснованно на научной основе формировать сбалансированную инновационно-инвестиционную промышленную политику. Полученные результаты имеют прикладную ценность для промышленных структур, а также при разработке стратегических документов промышленного развития.

[1] Multi-year Expert Meeting on Enhancing the Enabling Economic Environment at All Levels in Support of Inclusive and Sustainable Development, and the Promotion of Economic Integration and Cooperation – Second session, Geneva, 19 and 20 March 2018. [Electronic source] URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/cimem8d5_en.pdf. (дата обращения: 02.08.2022).


Источники:

1. Фролов В.Г., Сидоренко Ю.А. Сбалансированность инновационно-инвестиционной промышленной политики – основа цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1317-1328. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41419.
2. Колганов А.И. Структурное управление развитием региона // Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. Цифровая экономика: человек, технологии, институты: Сборник статей. Москва, 2018. – c. 150-157.
3. Лаврикова Ю.Г., Андреева Е.Л., Тарасов А.Г., Ратнер А.В. Влияние глобальных экономических вызовов на развитие рынков будущего // Экономика и управление. – 2019. – № 9(167). – c. 34-42. – doi: 10.35854/1998-1627-2019-9-34-42.
4. Романова О.А., Пономарева А.О. Промышленная политика: новые реалии, проблемы формирования и реализации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 2. – c. 25-40. – doi: 10.15838/esc.2020.2.68.2.
5. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика и механизм ее реализации. Системный подход // Экономика региона. – 2007. – № 3(11). – c. 19-31.
6. Кузнецов, Б.В., Симачев Б.В. Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал новой экономической ассоциации. – 2014. – № 2(22). – c. 152-178.
7. Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Кузнецов Б.В., Погребняк Е.В. Россия на пути к новой технологической промышленной политике: среди манящих перспектив и фатальных ловушек // Форсайт. – 2014. – № 4. – c. 6-23.
8. Татаркин А.И., Сухарев О.С., Стрижакова Е.Н. Шумпетерианская экономическая теория промышленной политики: влияние технологической структуры // Журнал экономической теории. – 2017. – № 2. – c. 7-17.
9. Акбердина В.В., Романова О.А. Региональные аспекты индустриального развития: обзор подходов к формированию приоритетов и механизмов регулирования // Экономика региона. – 2021. – № 3. – c. 714-736. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-3-1.
10. Леонтьев В.В. Избранные произведения. / В 3-х томах. Том 2. Специальные исследования на основе методологии «Затраты - выпуск». - Москва: Экономика, 2006.
11. Ведута Н.И. Социально эффективная экономика. - М.: РЭА, 1999.
12. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А. Системная сбалансированность экономики России: региональный разрез // Экономика региона. – 2019. – № 2. – c. 309-323. – doi: 10.17059/2019-2-1.
13. Тебекин А.В., Анастасов М.С. Анализ подходов сбалансированного развития экономических систем // Транспортное дело России. – 2016. – № 5. – c. 80-83.
14. Гончаров А.Ю. Структурное управление развитием региона. - Воронеж: Издательство ВГПУ «Новопресс», 2016.
15. Киселева О.Н. Формирование сбалансированной стратегии инновационного развития предприятий России на основе организационно-управленческнх инноваций // Инновации и инвестиции. – 2017. – № 12. – c. 279-283.
16. Padmashree G.S. Regulating the digital economy: Are we moving towards a 'win‐win' or a 'lose‐lose'?. Maastricht Economic and social Research institute on Innovation and Technology (UNU‐MERIT). [Электронный ресурс]. URL: https://ideas.repec.org/p/unm/unumer/2018005.html (дата обращения: 02.07.2022).
17. Rhodes С., Rathbone D. Digital economy: statistics and policy. Legco.gov.hk. [Электронный ресурс]. URL: https://www.legco.gov.hk/general/english/library/stay_informed_overseas_policy_updates/digital_economy.pdf (дата обращения: 02.07.2022).
18. Andreoni A., Chang Ha-Joon The political economy of industrial policy: Structural interdependencies, policy alignment and conflict management // Structural Change and Economic Dynamics. – 2019. – № 48. – p. 136-150. – doi: 10.1016/j.strueco.2018.10.007.
19. Фролов В.Г. Промышленная политика как интегрированный комплекс развития инновационно - активного предпринимательства производственной сферы // Креативная экономика. – 2013. – № 11(83). – c. 59-62.
20. Трофимов О.В., Фролов В.Г., Каминченко Д.И., Захаров В.Я., Павлов А.А. Факторы сбалансированного развития сложных экономических систем производственной сферы и сферы услуг в соответствии с концепцией Индустрия 4.0 // Креативная экономика. – 2018. – № 10. – c. 1531-1548. – doi: 10.18334/ce.12.10.39383.
21. Клейнер Г.Б. Концепция Федерального Закона «О промышленной политики в РФ» // Экономическая наука современной России. – 2013. – № 3. – c. 70-75.
22. Сенчагов В.К. и др. Экономическая безопасность России. / Обший курс: учебник. - Москва: Лаборатория знаний, 2020.
23. Binh D.Th.Th., Anh T.Th.K. Stakeholders approach on corporate governance and performance of Vietnamese manufacturing firms // Journal of Governance and Regulation. – 2017. – № 2. – p. 61-73. – doi: 10.22495/jgr_v6_i2_p6.
24. Mhlanga D., Moloi T. The stakeholder theory in the fourth industrial revolution // International Journal. – 2020. – № 2. – p. 352-368. – doi: 10.34109/ijefs.202012207.

Страница обновлена: 04.09.2025 в 23:08:43

 

 

The concept of a balanced innovation and investment industrial policy amidst digital transformation

Frolov V.G.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 3 (July-september 2022)

Citation:

Abstract:
The research purpose was to develop the concept of a balanced innovation and investment industrial policy amidst digital transformation. As a result of the research, the existing provisions of industrial policy have been developed and supplemented by including elements of the theory of systemic balance, the theory of stakeholders, the concept of Industry 4.0, the theory of sustainable development and the methodology of economic security. The main elements of the developed concept are proposed. Their comparative analysis with the provisions of the current concepts of industrial policy of the Russian Federation is carried out. The research results allow to form a balanced innovation and investment industrial policy more quickly and scientifically in modern conditions. This ensures effective strategic development of industrial structures of the national economy for the purpose of sustainable development.

Keywords: industrial policy, industry, concept, innovation and investment balance, digitalization, digital transformation, Industry 4.0

JEL-classification: O31, O32, O33