Концепция сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации экономики

Фролов В.Г.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551583
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Целью статьи является разработка концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации экономики. В результате исследования развиты и дополнены существующие положения промышленной политики за счет включения элементов теории системной сбалансированности, теории стейкхолдеров, концепции «Индустрия 4.0», теории устойчивого развития и методологии экономической безопасности. Предложены основные элементы разработанной концепции, проводится их сравнительный анализ с положениями действующей концепций промышленной политики РФ. Результаты исследования позволяют в современных условиях более оперативно и обоснованно на научной основе формировать сбалансированную инновационно-инвестиционную промышленную политику, обеспечивающую эффективное стратегическое развитие промышленных структур национальной экономики в целях устойчивого развития.

Ключевые слова: промышленная политика, промышленность, концепция, инновационно-инвестиционная сбалансированность, цифровизация, цифровая трансформация, Индустрия 4.0

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

В ведущих промышленно развитых странах активно реализуется новая промышленная политика, базирующаяся на принципах Индустрии 4.0. Эта тенденция связана с развитием цифровой экономики, где высокотехнологичной конкурентоспособной промышленности отводится ведущая роль. Для российской промышленности возможности цифровой экономики дают новые предпосылки для формирования комплексной и сбалансированной промышленной политики с учетом нового технологического уклада. Промышленная политика в России проводится различными субъектами как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне промышленных предприятий. Однако интересы и действия субъектов, как правило, не согласованы и не взаимоувязаны. Практически не рассматриваются вопросы сбалансированности основных элементов промышленной политики: экономики и технологий, инвестиций и инноваций, кооперирования и специализации и т.д.

В течение последних тридцати лет наблюдаются значительные структурные дисбалансы в развитии промышленности в России [1, 19, 20] (Frolov, Sidorenko, 2019; Frolov, 2013; Trofimov, Frolov, Kaminchenko, Zakharov, Pavlov, 2018). В условиях цифровой экономики существующие диспропорции, по мнению А.И. Колганова, будут увеличиваться без реализации регулирующих мер [2] (Kolganov, 2018). Как показано в работе Ю.Г. Лавриковой, Е.Л. Андреевой, А.Г. Тарасова, А.В., неизбежность ухода от сырьевой модели экономики обусловливается все большим разрывом уровня экономического развития РФ и стран Запада и формированием рынков будущего [3] (Lavrikova, Andreeva, Tarasov, Ratner, 2019).

О.А. Романова и А.О. Пономарева считают, что промышленная политика может трактоваться в широком и узком смысле [4] (Romanova, Ponomareva, 2020). Приведем один из важнейших подходов к определению промышленной политики – «это национальная промышленная политика, т.е. система отношений между государственными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом» [5] (Tatarkin, Romanova, 2007).

Эволюция промышленной политики в России подробно анализируется в исследовании Б.В. Кузнецова и Б.В. Симачева. К основным урокам применения инструментов промышленной политики авторы относят в том числе «отсутствие четких и обоснованных приоритетов, реализацию промышленной политики в отрыве от внедрения институциональных изменений, ограниченный доступ новых групп интересов» [6] (Kuznetsov, Simachev, 2014) и другие.

В работе Ю.В. Симачева, М.Г. Кузык, Б.В. Кузнецова, Е.В. Погребняк «систематизированы государственные группы интересов в промышленной политике России: бюджетная, структурная, отраслевая и научно-технологическая» [7] (Simachev, Kuzyk, Kuznetsov, Pogrebnyak, 2014). Оценивая результаты промышленной политики, отмечается «несоответствие экономических реалий декларируемой государством на протяжении уже более чем десяти лет задаче снизить роль добывающего сектора и поддержать обрабатывающие производства» [7] (Simachev, Kuzyk, Kuznetsov, Pogrebnyak, 2014).

А.В. Татаркиным, О.С. Сухаревым, Е.Н. Стрижаковой исследуется проблема выбора стратегических направлений промышленной политики на основе выявления релевантных факторов, придающих системе новое качество развития [8] (Tatarkin, Sukharev, Strizhakova, 2017).

Современные региональные аспекты индустриального развития подробно анализируются в исследовании В.В. Акбердиной и О.А. Романовой, где рассматриваются возможности выбора нового промышленного пути для регионов, приоритеты «умной специализации» [9] (Akberdina, Romanova, 2021).

К наиболее известным моделям сбалансированного развития относятся: модель межотраслевого баланса «затраты – выпуск» [10] (Leontev, 2006), динамическая модель межотраслевого баланса [11] (Veduta, 1999), модель системной сбалансированности [12] (Kleyner, Rybachuk, 2019) и другие. Анализ различных подходов сбалансированного развития экономических систем представлен в работе А.В. Тебекина, М.С. Анастасова [13] (Tebekin, Anastasov, 2016). А.Ю. Гончаровым разработана модель, показывающая взаимовлияние параметров социально-экономического развития регионов на основе кластерного и факторного анализа [14] (Goncharov, 2016). О.Н. Киселевой предложена «модель информационного обеспечения сбалансированной стратегии инновационного развития промышленного предприятия» [15] (Kiseleva, 2017).

Оценка возможностей промышленной политики в условиях цифровизации исследуется в ряде работ. Вопросы цифровой трансформации и диверсификации рассматривались в 2018 г. на Конференции ООН по торговле и развитию [1]. Падмашри Гел Сампатх отмечает, что цифровая промышленная политика должна стать самостоятельным видом политики [16] (Padmashree, 2018). Крис Родс и Дэниел Рэтбоун затрагивают следующие проблемы в цифровой экономике, требующие изменения промышленной политики: улучшение доступности финансирования; построение цифровой инфраструктуры мирового уровня и другие [17] (Rhodes, Rathbone, 2016). А. Андреони и Х. Дж. Чанг исследуют проблемы стратегической координации структурных взаимозависимостей в условиях цифровой трансформации и возникающие при этом конфликты интересов [18] (Andreoni, Chang Ha-Joon, 2019).

Несмотря на большое количество исследований в сфере промышленной политики, следует отметить, что проблемы формирования инновационно-инвестиционной сбалансированности в промышленной политике [1, 19, 20] (Frolov, Sidorenko, 2019; Frolov, 2013; Trofimov, Frolov, Kaminchenko, Zakharov, Pavlov, 2018), а также проблемы ее реализации в новых условиях остаются не до конца решенными. Авторское исследование призвано восполнить существующие пробелы. Целью статьи является разработка концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в целях устойчивого развития в условиях цифровой трансформации. Гипотеза исследования состоит в научном предположении, что устойчивое развитие промышленного производства в современных условиях возможно в результате формирования и реализации концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики. Научная новизна исследования заключается в том, что развиты и дополнены существующие положения промышленной политики за счет включения элементов теории системной сбалансированности, теории стейкхолдеров, концепции «Индустрия 4.0», теории устойчивого развития и методологии экономической безопасности. Предложны основные элементы разработанной концепции, проводится их сравнительный анализ с положениями действующей концепций промышленной политики РФ.

Теоретические основания существующей концепции

За основу исследования мы приняли концепцию федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации», которая была подготовлена Г.Б. Клейнером в 2013 году и одобрена на заседании экспертной рабочей группы Государственной Думы. Концепция была разработана по предложению руководства Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и учитывала основные идеи законопроекта «О промышленной политике Российской Федерации. В структуре этой концепции были проанализированы «теоретические основания законопроекта», содержащие краткие сведения об основных теориях макро-, мезо- и микроэкономического уровня, на которых базируется предлагаемый документ: «теория фирмы; теория промышленной организации; теория государственного регулирования экономики» [21] (Kleyner, 2013).

Концепция сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации

В современных условиях существующая концепция промышленной политики и применяемые подходы, на наш взгляд, нуждаются в дальнейшем развитии и дополнении. Считаем необходимым развить теоретические основания проводимой промышленной политики положениями теории системной сбалансированности, теории стейкхолдеров, концепции «Индустрия 4.0», теории устойчивого развития и методологии экономической безопасности [12, 22–24] (Kleyner, Rybachuk, 2019; Senchagov et al., 2020; Binh, Anh, 2017; Mhlanga, Moloi, 2020). В отличие от традиционных подходов к разработке промышленной политики, предлагаемая концепция сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики включает: «сбалансированность развития базовых, ведущих и прогрессивных отраслей (секторов) промышленности; сбалансированность развития базовых, ведущих и прогрессивных рынков; сбалансированность инновационно-инвестиционного развития важнейших институтов в экономике и хозяйственного порядка; сбалансированность развития производственных технологий по всем стадиям жизненного цикла продукции; реализацию «консенсусного» принципа при согласовании экономических интересов субъектов» [1] (Frolov, Sidorenko, 2019). Это позволяет на научной основе формировать системную сбалансированную инновационно-инвестиционную промышленную политику, обеспечивающую эффективное стратегическое развитие различных промышленных структур национальной экономики.

При формировании и оценке инновационно-инвестиционной сбалансированности промышленной политики целесообразно использовать следующие теоретико-методологические подходы: теории системной сбалансированности – для определения секторов промышленной политики, теории устойчивого развития – для формирования перечня показателей, методологии экономической безопасности – для определения пороговых значений показателей, теории стейкхолдеров – для учета показателей, отражающих интересы групп стейкхолдеров и концепции «Индустрия 4.0» – для использования показателей, характеризующих инфраструктуру цифровой трансформации. В условиях перехода к цифровой экономике важным аспектом является учет качественных изменений объекта промышленной политики. В связи с этим необходимо проводить анализ сбалансированности промышленной политики с учетом изменений в организационно-технологической структуре цифровых предприятий: digital (цифровой) фабрики; smart (умной) фабрики; virtual (виртуальной) фабрики в соответствии с принципами и элементами концепции «Индустрия 4.0» и дорожной карты «Технет». Однако настоящее состояние развития методологии Росстата не обеспечивает в полной мере такие потребности. Разработанные основные элементы предлагаемой концепции представлены в таблице 1.

Таблица 1
Основные элементы концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации (фрагмент)
Основные элементы
Предложения и разработки
Подходы
- комплексный подход к оценке эффектов сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики;
- методический подход оценки экономико-технологического потенциала промышленных структур;
- междисциплинарный подход;
- системный подход;
- нормативно-ценностный подход;
- сетевой подход
Базовые теории и концепции
- «теория фирмы;
- теория промышленной организации;
- теория государственного регулирования экономики» [21] (Kleyner, 2013);
- теория системной сбалансированности;
- теория стейкхолдеров;
- концепция «Индустрия 4.0»;
- теория устойчивого развития;
- методология экономической безопасности
Приоритеты
инновационно-инвестиционная сбалансированность промышленной политики
Терминологическая основа
- промышленная политика;
- сбалансированность;
- инновационно-инестиционная сфера;
- цифровая экономика
Принципы
- сбалансированного развития;
- устойчивого развития;
- хозяйственный порядок на основе системы мотивации инновационно – инвестиционной деятельности;
- проактивное государственное участие в формировании прогрессивных отраслей и рынков и сбалансированное участие в ведущих, базовых отраслях и рынках;
- на прогрессивных рынках переход от мер поддержки к мерам по формированию конкурентоспособных интегрированных цепей с высокой долей добавленной стоимости;
- «консенсусный» принцип в промышленной политике при согласовании интересов стейкхолдеров;
- баланс децентрализованного и централизованного управления;
- сетевой принцип взаимодействия стейкхолдеров


Условия, факторы, эффекты
классификации факторов, условий, синергетических и системных эффектов промышленной политики
Модели
- референсная модель сбалансированной инновационно – инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой экономики;
- модель достижения системных эффектов сбалансированной инновационно – инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой экономики;
- модель согласования и реализации экономических интересов стекхолдеров промышленной политики
Методы
- метод оценки системных эффектов промышленной политики;
- референсное моделирование архитектуры промышленной политики;
- политико-экономический ситуационный анализ;
- экспертный метод;
- SWOT-анализ;
- системный анализ
Инструменты и механизмы
- референсная модель сбалансированной инновационно – инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой экономики;
- механизм согласования интересов государства и хозяйствующих субъектов в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0»
- хозяйственные механизмы, способствующие инновационно-инвестиционному взаимодействию промышленных структур;
- организационные механизмы, способствующие инновационно-инвестиционному взаимодействию промышленных структур;
- экономические механизмы, способствующие инновационно-инвестиционному взаимодействию промышленных структур
Источник: разработано автором.

В таблице 2 приводятся концептуальные положения по сравнительной оценке авторской концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации и действующей концепции промышленной политики, которая была подготовлена в 2013 году при разработке федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации».

Таблица 2
Концептуальные положения по сравнительной оценке концепции сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации (фрагмент)
Методологическая основа
Действующая концепция
в соответствии с федеральным законом РФ № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации»
Авторская концепция
Базовые теории и концепции
- «теория фирмы;
- теория промышленной организации;
- теория государственного регулирования экономики» [21] (Kleyner, 2013)
- «теория фирмы;
- теория промышленной организации;
- теория государственного регулирования экономики» [21] (Kleyner, 2013);
+ (дополнено автором)
- теория системной сбалансированности;
- теория стейкхолдеров;
- концепция «Индустрия 4.0»;
- теория устойчивого развития
- методология экономической безопасности
Предмет
«Отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности…»
Организационно-экономические отношения, возникающие между стейкхолдерами промышленной политики
Основные задачи
«- создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности…
- создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности…
- стимулирование и поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности…»
- создание условий осуществления деятельности в сфере промышленного производства;
- формирование и настройка прогрессивных рынков;
- построение интегрированных цепей промышленных структур с высокой долей добавленной стоимости на прогрессивных рынках;
- сбалансированное участие в ведущих, базовых отраслях и рынках



Экономическое содержание промышленной политики
«Промышленная политика – комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции»
Промышленная политика – система организационно-экономических отношений между стейколдерами по поводу формирования диверсифицированной высокотехнологичной и конкурентоспособной национальной промышленности на основе концепции инновационно-инвестиционой сбалансированности в целях устойчивого развития экономики Российской Федерации
Источник: разработано автором.

Под инновационно-инвестиционной сбалансированностью промышленной политики в условиях цифровизации, на наш взгляд, понимается система мер и инструментов промышленной политики, которая обуславливает формирование взаимоувязанных и пропорционально развитых секторов: сектор структурной сегментации промышленной политики, сектор инновационной активности промышленной политики, сектор инфраструктуры цифровой трансформации [1] (Frolov, Sidorenko, 2019). Предлагаемый подход соответствует теории системной сбалансированности, в которой определены четыре сектора экономических систем: объектный, проектный процессный и средовой, и способствует развитию научной основы для формирования сбалансированной промышленной политики в России, где инновационно-инвестиционная сбалансированность – это одна из важнейших составляющих. Причем сбалансированность и устойчивость проводимой промышленной политики являются необходимыми условиями ее экономической безопасности.

Использование цифровых технологий на основе баланса децентрализованного и централизованного управления, например на базе государственной информационной системы промышленности, может создавать возможности доступа новых групп стейкхолдеров при формировании интегрированных цепей участников с высокой долей добавленной стоимости. Для этого необходимо учитывать их интересы, что должно быть заложено в формировании системы оценочных показателей.

В результате исследования предложено уточнение понятия «промышленная политика». На наш взгляд, в современных условиях промышленная политика – это система организационно-экономических отношений между стейколдерами по поводу формирования диверсифицированной высокотехнологичной и конкурентоспособной национальной промышленности на основе концепции инновационно-инвестиционой сбалансированности в целях устойчивого развития экономики Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, считаем, что для решения проблем развития промышленного производства в первую очередь обрабатывающих отраслей в условиях цифровой трансформации экономики необходимо дополнение и совершенствование существующих методов и подходов промышленной политики. Предлагаемая концепция сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики, на наш вгляд, будет способствовать привлечению инвестиций и ускоренному внедрению инноваций в высокотехнологичные производства, что необходимо для формирования диверсифицированной высокотехнологичной и конкурентоспособной национальной промышленности в целях устойчивого развития экономики Российской Федерации. Результаты исследования позволяют в современных условиях более оперативно и обоснованно на научной основе формировать сбалансированную инновационно-инвестиционную промышленную политику. Полученные результаты имеют прикладную ценность для промышленных структур, а также при разработке стратегических документов промышленного развития.

[1] Multi-year Expert Meeting on Enhancing the Enabling Economic Environment at All Levels in Support of Inclusive and Sustainable Development, and the Promotion of Economic Integration and Cooperation – Second session, Geneva, 19 and 20 March 2018. [Electronic source] URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/cimem8d5_en.pdf. (дата обращения: 02.08.2022).


Источники:

1. Фролов В.Г., Сидоренко Ю.А. Сбалансированность инновационно-инвестиционной промышленной политики – основа цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1317-1328. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41419.
2. Колганов А.И. Структурное управление развитием региона // Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. Цифровая экономика: человек, технологии, институты: Сборник статей. Москва, 2018. – c. 150-157.
3. Лаврикова Ю.Г., Андреева Е.Л., Тарасов А.Г., Ратнер А.В. Влияние глобальных экономических вызовов на развитие рынков будущего // Экономика и управление. – 2019. – № 9(167). – c. 34-42. – doi: 10.35854/1998-1627-2019-9-34-42.
4. Романова О.А., Пономарева А.О. Промышленная политика: новые реалии, проблемы формирования и реализации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 2. – c. 25-40. – doi: 10.15838/esc.2020.2.68.2.
5. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика и механизм ее реализации. Системный подход // Экономика региона. – 2007. – № 3(11). – c. 19-31.
6. Кузнецов, Б.В., Симачев Б.В. Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал новой экономической ассоциации. – 2014. – № 2(22). – c. 152-178.
7. Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Кузнецов Б.В., Погребняк Е.В. Россия на пути к новой технологической промышленной политике: среди манящих перспектив и фатальных ловушек // Форсайт. – 2014. – № 4. – c. 6-23.
8. Татаркин А.И., Сухарев О.С., Стрижакова Е.Н. Шумпетерианская экономическая теория промышленной политики: влияние технологической структуры // Журнал экономической теории. – 2017. – № 2. – c. 7-17.
9. Акбердина В.В., Романова О.А. Региональные аспекты индустриального развития: обзор подходов к формированию приоритетов и механизмов регулирования // Экономика региона. – 2021. – № 3. – c. 714-736. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-3-1.
10. Леонтьев В.В. Избранные произведения. / В 3-х томах. Том 2. Специальные исследования на основе методологии «Затраты - выпуск». - Москва: Экономика, 2006.
11. Ведута Н.И. Социально эффективная экономика. - М.: РЭА, 1999.
12. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А. Системная сбалансированность экономики России: региональный разрез // Экономика региона. – 2019. – № 2. – c. 309-323. – doi: 10.17059/2019-2-1.
13. Тебекин А.В., Анастасов М.С. Анализ подходов сбалансированного развития экономических систем // Транспортное дело России. – 2016. – № 5. – c. 80-83.
14. Гончаров А.Ю. Структурное управление развитием региона. - Воронеж: Издательство ВГПУ «Новопресс», 2016.
15. Киселева О.Н. Формирование сбалансированной стратегии инновационного развития предприятий России на основе организационно-управленческнх инноваций // Инновации и инвестиции. – 2017. – № 12. – c. 279-283.
16. Padmashree G.S. Regulating the digital economy: Are we moving towards a 'win‐win' or a 'lose‐lose'?. Maastricht Economic and social Research institute on Innovation and Technology (UNU‐MERIT). [Электронный ресурс]. URL: https://ideas.repec.org/p/unm/unumer/2018005.html (дата обращения: 02.07.2022).
17. Rhodes С., Rathbone D. Digital economy: statistics and policy. Legco.gov.hk. [Электронный ресурс]. URL: https://www.legco.gov.hk/general/english/library/stay_informed_overseas_policy_updates/digital_economy.pdf (дата обращения: 02.07.2022).
18. Andreoni A., Chang Ha-Joon The political economy of industrial policy: Structural interdependencies, policy alignment and conflict management // Structural Change and Economic Dynamics. – 2019. – № 48. – p. 136-150. – doi: 10.1016/j.strueco.2018.10.007.
19. Фролов В.Г. Промышленная политика как интегрированный комплекс развития инновационно - активного предпринимательства производственной сферы // Креативная экономика. – 2013. – № 11(83). – c. 59-62.
20. Трофимов О.В., Фролов В.Г., Каминченко Д.И., Захаров В.Я., Павлов А.А. Факторы сбалансированного развития сложных экономических систем производственной сферы и сферы услуг в соответствии с концепцией Индустрия 4.0 // Креативная экономика. – 2018. – № 10. – c. 1531-1548. – doi: 10.18334/ce.12.10.39383.
21. Клейнер Г.Б. Концепция Федерального Закона «О промышленной политики в РФ» // Экономическая наука современной России. – 2013. – № 3. – c. 70-75.
22. Сенчагов В.К. и др. Экономическая безопасность России. / Обший курс: учебник. - Москва: Лаборатория знаний, 2020.
23. Binh D.Th.Th., Anh T.Th.K. Stakeholders approach on corporate governance and performance of Vietnamese manufacturing firms // Journal of Governance and Regulation. – 2017. – № 2. – p. 61-73. – doi: 10.22495/jgr_v6_i2_p6.
24. Mhlanga D., Moloi T. The stakeholder theory in the fourth industrial revolution // International Journal. – 2020. – № 2. – p. 352-368. – doi: 10.34109/ijefs.202012207.

Страница обновлена: 27.10.2024 в 21:26:16