Сравнительный анализ регулирования самозанятости в России и за рубежом
Шибаршина О.Ю.1
1 Московский университет им. С.Ю. Витте
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 10 (Октябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47106644
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Непременным условием развития рыночной экономики России является развитие современного рынка труда, отвечающим запросам сегодняшнего дня с учетом процессов глобального характера. Самозанятость является важной частью рынка труда развитых экономик мира, так как создает гибкий край занятости, способствует полной занятости, выполняет множество других функций. Данная научная статья является одной из работ, посвященных именно этим вопросам, выделяя рынок самозанятости в России, подчеркивая важность развития законодательства в сфере регулирования деятельности самозанятых граждан. Автором рассмотрен опыт регулирования самозанятости США, Германии и Белоруссии. Указывается, что позитивный опыт зарубежных стран дает России огромные возможности в данной сфере. На основе проведения сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта регулирования самозанятости автором сформулированы рекомендации по совершенствованию отечественного института самозанятости
Ключевые слова: самозанятость, предпринимательство, рынок труда, государственное регулирование, безработные
JEL-классификация: J21, J24, J64, L26
Введение
В настоящее время проблема самозанятых граждан стала одной из самых обсуждаемых среди ученых, политиков и населения РФ. Существуют категории граждан, которые не трудоустроены официально, не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, но и не являются безработными. Следовательно, на жизнь данная категория людей зарабатывает самостоятельно и свою деятельность они не афишируют перед налоговым органом и, как следствие, не платят страховые взносы и налоги [2] (Belokoneva, Gornostaeva, 2019).
Данная проблема характерна и для других стран. Связано это с тем, что большая часть населения являются фрилансерами или оказывают другие услуги, не облагаемые налогами [5] (Zabelina, Mirzabalaeva, 2020). В связи с этим правительства многих стран разрабатывают законопроекты, регулирующие деятельность самозанятых. По опыту разных стран можно отметить, что самозанятость наряду с экономическими задачами решает и задачи социального характера [1] (Abramova, 2020). Положение этой категории граждан, их роль в экономике, социальная защищенность и отношения с государством различаются от государства к государству. В некоторых странах уровень жизни самозанятых выше, чем у работающих по трудовому договору граждан, а в других, наоборот, они в основном имеют невысокий доход. В связи с этим вызывает интерес изучение зарубежного опыта регулирования процессов самозанятости населения.
В качестве примеров мы выбрали несколько стран, такие как США, Германия и Белоруссия. Для начала хотелось бы разобраться, как происходит процесс налогообложения в каждой из этих стран, а затем сравнить его с процессом налогообложения в России, а именно, найти общие и отличительные черты.
В США доля самозанятых постоянно растет. В стране функционирует очень популярный интернет-ресурс по бизнесу и экономике Investopedia. Данный ресурс отмечает, что разные государственные органы и частные исследовательские компании включают в список самозанятых различные категории профессиональной деятельности. По результатам самых высоких оценок отмечается, что около 30% работающих граждан в США относятся к категории «самозанятые». Артисты, музыканты, бухгалтеры, врачи, агенты по недвижимости и многие другие профессии становятся самозанятыми. Наиболее высокая доля самозанятых в общей рабочей силе наблюдается в сельском хозяйстве, строительстве, услугах (населению и бизнесу) [15] (Sattarova, 2016).
Налогоплательщиками являются:
- физические лица, чей чистый доход от самозанятости составляет 400 и более долларов США;
- физические лица, которые имеют доход от работы в церкви в размере 108 долларов 28 центов и более.
Чтобы в США стать самозанятым, нужно получить идентификационный номер – аналог российского ИНН. Получение происходит либо по почте, либо через сайт налоговой службы. На сайте заполняются следующие данные:
– информация о себе;
– банковские реквизиты;
– место работы (дома или в офисе).
Порядка двух недель понадобится человеку для регистрации как самозанятому в США. Специальное заявление в налоговую службу писать не требуется, достаточно подачи декларации по специальной форме 1040.
Граждане, относящиеся к данной категории налогоплательщиков, платят за себя так называемый Self-employment tax (дословно это налог на самозанятость). Его размер составляет 15,3% от прибыли, и состоит он из двух частей: платежи в систему социального страхования (страхование пожилых людей, пострадавших в несчастных случаях и инвалидов) и платежи в фонд программы Medicare 12 (медицинское страхование). Платежи в систему социального страхования составляют 12,4%, а в фонд программы Medicare 12 (медицинское страхование) – 2,9%.
Налогоплательщик самостоятельно высчитывает размер налога, подлежащего уплате, заполняя специальную форму. Может показаться, что налоговая ставка слишком высока для такой деятельности, однако следует учесть, что она применяется к чистому доходу граждан, которые перед этим используют налоговые вычеты.
В США есть еще один достаточно крупный налог для самозанятых – это федеральный подоходный налог. Ставки данного налога в США для самозанятых граждан прогрессивные и, соответственно, зависят от размера прибыли. Самая низкая ставка по этому налогу составляет 10%, и платят по ней те самозанятые, которые имеют годовую прибыль меньше 9 225 долларов.
Самая высокая ставка 39,6% установлена для тех, чья годовая прибыль составляет более 414 тысяч долларов. При заработке ниже 10 тыс. долл. США подоходный налог не уплачивается, но взносы по медицинскому и социальному страхованию обязательны к уплате. Все прозрачно. Тем более американцы с юных лет знают, что все граждане США обязаны платить налоги: налог на прибыль, на машину, на недвижимость и т.д. [13] (Kostrova, Shibarshina, 2018).
В Германии самостоятельно занятые работники в течение месяца после начала деятельности регистрируются в Finanzamt – налоговом органе Германии. Для того чтобы стать самозанятым в Германии, необходимо получить идентификационный номер IdNr. Он является аналогом российского ИНН. IdNr дают через три недели после подачи заявления в налоговый орган. В нем нужно указать предполагаемый доход, вид деятельности, диплом, семейное положение и посещает ли заявитель церковь.
Со ставкой налога все обстоит достаточно просто: самозанятые платят налог по прогрессивной шкале, то есть чем больше заработал, тем больше заплатил. Ставки налога представлены в таблице 1.
Таблица 1
Прогрессивная шкала налога в Германии
Евро
|
Налог, %
|
Рубли
|
До 8 тысяч
|
0
|
До 552 тысяч
|
8–52,8 тысяч
|
14–42
|
0,5–3,6 млн
|
52,8–50,7 тысяч
|
42
|
3,6–17,2 млн
|
От 250,7 тысяч
|
45
|
От 17,2 млн
|
В Германии, если гражданин является членом религиозных общин, то он платит еще и церковный налог – это 2–3% от дохода. Дополнительно самозанятый в Германии оплачивает медицинскую страховку, которая является обязательной и составляет 7,7% от дохода. Она покрывает те случаи, которые связаны с угрозой жизни – приезд скорой, срочная операция в больнице.
В результате самозанятые граждане, являющиеся членами религиозных общин, платят от 9,7% до 10,7% и плюс подоходный налог от 0% до 45%, остальные – 7,7% за страховку и также плюс подоходный налог.
Так называемый немецкий налоговый отчет выглядит громоздко и сложно. Для его составления необходимо зайти на специальный интернет-сайт и выполнить следующие действия:
1-й этап. Указать размер дохода в месяц, год рождения, разряд налогообложения, членство в религиозных общинах, наличие детей и форму медицинской страховки.
2-й этап. Указать семейное положение и источник получения дохода.
3-й этап. Необходимо заполнить разделы: реквизиты счета, принадлежность к конкретному налоговому органу, паспортные данные с номером IdNr, данные о банковском счете (IBAN и BIC). Чтобы узнать свои IBAN и BIC, придется сходить в банк: банковские реквизиты сообщают только лично гражданину.
4-й этап. Необходимо указать размеры взносов на медицинское и дополнительное страхование. Обязательным является только базовое – если есть угроза жизни. За него нужно платить 7,7% от дохода.
Данный отчет должен подаваться налогоплательщиком до 31 июля. Если пропустить срок хотя бы на месяц, будет штраф до 10% от суммы налога, но не более 25 000 евро. Кто не хочет этого делать сам, нанимает налогового агента за 50 евро в месяц [12] (Kostrova, Tuarmenskiy, Shibarshina, 2019).
В Белоруссии самозанятость регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц». Согласно данному закону, самозанятыми считаются граждане, осуществляющие свою деятельность в форме индивидуального предпринимателя без регистрации юридического лица. Перечень направлений этой деятельности строго ограничен и облагается единым налогом.
К разрешенным видам деятельности относятся:
1) реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
2) предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;
3) выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;
4) ремонт часов, обуви;
5) ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика; сборка мебели;
6) настройка музыкальных инструментов; распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;
7) производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;
8) штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;
9) оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
10) парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.
Физические лица имеют право осуществлять перечисленные выше виды деятельности при соблюдении следующих условий одновременно:
- отсутствие наемных работников, то есть используя только свой собственный труд;
- осуществление деятельности должно быть в интересах потребителей и направлено на их удовлетворение;
- обязательная уплата единого налога в порядке, установленном главой 35 НК Республики Беларусь.
Следует отметить, что налоговая ставка определяется муниципальным образованием. Посмотреть актуальные ставки можно на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [11] (Kostrova, Lyashchuk, Shibarshina, 2021).
Описанный выше позитивный опыт зарубежных стран дает России огромные возможности в данной сфере. Обращая на него внимание, Россия может подойти к реализации своей собственной модели налогообложения самозанятых не только для того, чтобы пополнить государственный бюджет, но и для того, чтобы развитие российской экономики было успешным.
Государство должно смотреть на самозанятых как на механизм будущего роста экономики, а не как на источник пополнения бюджета. В том случае если государство окажет поддержку самозанятым, поможет им дойти до статуса индивидуального предпринимателя, а также обзавестись доходом, который будет стабилен, то рост экономики будет обеспечен, а налоговый вопрос не будет стоять так остро [14] (Makovetskiy, 2020).
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации в сфере труда и занятости ставит задачу по повышению адаптивности рынка труда. С учетом необходимости решения этой задачи основными направлениями государственной политики в сфере самозанятости в предстоящие годы станут:
- развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего рациональную структуру экономики, занятость и доходы населения [9] (Kostrova, 2019);
- сокращение неформальной занятости за счет развития рынка труда, содействие официальному трудоустройству, профессиональному обучению и переобучению незанятых граждан [8] (Kostrova,, Shibarshina, 2020);
- повышение экономической активности и занятости отдельных категорий граждан в том числе: молодежи и высвобождаемых работников путем профессионального обучения и обеспечения самозанятости [6] (Kolin, 2020).
На данный момент Служба занятости в рамках государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан предоставляет следующие виды помощи по содействию самозанятости безработным, представленные на рисунке 1.
Финансовая поддержка заключается в единоразовой денежной выплате, равной двенадцатикратной величине максимального размера пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент. Сумма в конечном итоге составляет порядка 200 тысяч рублей.
Также гражданам компенсируются следующие затраты:
- затраты на подготовку документов для регистрации. Размер таких затрат равен сумме государственной пошлины, которая установлена НК РФ;
- фактически понесенные затраты на подготовку учредительных документов и оплату нотариальных действий (максимальная сумма составляет 7 тысяч рублей). У гражданина есть возможность получить данную единовременную финансовую выплату при условии, если он в соответствии с законодательством о занятости населения признан безработным или если он также в соответствии с законодательством о занятости населения признан безработными и прошел профессиональное обучение по направлению службы занятости [3] (Borisova, Gorskikh, Shibarshina, 2019).
Рисунок 1. Компоненты государственной услуги по содействию самозанятости безработных
Источник: [20] (Shibarshina, 2016).
Развитие института самозанятости неизбежно по всему миру, в том числе в Российской Федерации. Но развитие данного института должно сопровождаться контролем со стороны государства, только в таком случае специальный налоговый режим будет давать хорошие результаты [10] (Kostrova, 2020).
Нет абсолютно никаких сомнений, что количество самозанятых граждан будет только увеличиваться в последующих периодах, так как выбор самозанятости как способа самообеспечения остается актуальным в настоящее время, и нет достаточных оснований, чтобы актуальность данной категории была утрачена в будущем.
Можно предположить, что часть индивидуальных предпринимателей захотят перейти на специальный налоговый режим, тем самым увеличив количество самозанятых. Но даже при таком условии вероятность того, что граждане массово начнут легализировать свою деятельность, невысокая, потому что на данный момент нет внятных преимуществ этого [16] (Skrug, 2020).
Необходимо отразить некоторые рекомендации по оптимизации нормативно-правовой базы, которая контролирует институт самозанятости в РФ. Рациональной мерой является внесение поправок либо создание отдельных нормативно-правовых актов, которые будут регулировать деятельность граждан занятых самостоятельно на территории регионов России.
В данных нормативно-правовых актах следует прописать:
- четкое, понятное для всех определение самозанятости и самозанятого гражданина;
- полномочия государственных органов в отношении самозанятых граждан;
- меры государственной поддержки и стимулирования самозанятых граждан;
- санкции по отношению к самозанятым гражданам за нарушение ими установленных законом правил деятельности;
- направления государственной политики в сфере развития самозанятых граждан.
Для содействия самозанятости необходимо предоставить гражданам следующие виды помощи:
1) льготы, а также меры государственной поддержки, которые есть, например, у малого и среднего бизнеса;
2) предоставлять услуги консультативного характера гражданам, которые только хотят зарегистрироваться как самозанятые, и тем, кто уже является плательщиком налога на профессиональный доход;
3) создать сервисы, с помощью которых самозанятые и заказчики могут взаимодействовать;
4) предоставлять услуги по повышению квалификации, а также переподготовки граждан [4] (Dronov, Makhrova, Kostrova, Perfilev, 2020).
Поддержка самозанятых граждан должна базироваться на следующих принципах:
- преемственность положительного зарубежного опыта по программе поддержки самозанятых;
- зависимость методов поддержки самозанятых от вида их деятельности (приоритетными видами должны быть социально значимые и инновационные проекты);
- качественность поддержки социально незащищенной категории граждан.
Заключение
Проанализировав опыт некоторых зарубежных стран и практику Российской Федерации применения налогообложения самозанятых, можно сделать следующие выводы:
- в США, Германии, Белоруссии система уже сложилась. Самозанятым считается тот человек, который осуществляет любой вид деятельности, пока его доход не превысит определенную сумму. При наступлении момента превышения дохода – у гражданина возникает обязанность зарегистрироваться в какой-то другой, скорее всего, более сложной организационно-правовой форме, которая будет для него удобнее всего;
- характер уплаты налога во всех странах рознится. Так, например, в США граждане с юных лет знают о своей обязанности уплаты налогов и добросовестно эту обязанность выполняют, в то время как в России многие обходят уплату налогов стороной. К тому же в развивающихся странах самозанятость – это необходимость, а не выбор [19] (Shibarshina, 2019);
- в РФ отсутствует определенный критерий, с помощью которого человека можно отнести к категории самозанятого, что усложняет процесс налогообложения. Принадлежность к самозанятому определяется по его виду деятельности, но на данный момент перечень видов деятельности не определен, поэтому возникают споры [18] (Shibarshina, 2018).
Анализируя все сказанное ранее, можем предложить следующие рекомендации по улучшению института самозанятости:
1. Граждане на государственном уровне должны быть проинформированы о способах получения статуса самозанятого. Также должна проводиться более активная политика, направленная на разъяснение всех преимуществ, которые обретает гражданин в статусе самозанятого.
2. Для граждан, которые изъявляют желание стать самозанятыми, необходимо организовать систему переобучения при центрах занятости населения. По нашему мнению, особое внимание стоит уделить обучению в сфере программирования, обработки информации и т.п., потому что такие специалисты могут найти работу удаленно как в России, так и за рубежом [17] (Khopina, Cherkashina, 2020).
3. Создание сервисов на государственном уровне, где граждане, официально зарегистрированные в качестве самозанятых, смогли бы заводить свои учетные записи и с помощью данного сервиса искать для себя заказы. Такие сервисы в России, конечно, существуют, но они являются платными. Бесплатная государственная платформа должна стимулировать самозанятых в легализации своей деятельности, потому что это будет снижать расходы на поиск заказов.
Все вышеперечисленное должно способствовать увеличению количества самозанятых, официально оформивших свою деятельность в Российской Федерации.
Источники:
2. Белоконева А. М., Горностаева Ж.В. Самозанятость в России: генезис, детерминанты развития самозанятости в России. / Молодежь и бизнес: опыт, проблемы, горизонты взаимодействия : Сборник докладов конференции по итогам работы Международной молодежной научной школы, Ставрополь, 09–11 октября 2019 года / под ред. Л. И. Ушвицкого. - Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2019. – 46-47 c.
3. Борисова Ю. А., Горских А.С., Шибаршина О.Ю. Особенности рынка труда в России // Юность и знания - гарантия успеха -2019: сборник научных трудов 6-й Международной молодежной научной конференции, Курск: Юго-Западный государственный университет, 18–19 сентября 2019 года. Курск, 2019. – c. 48-50.
4. Дронов В.Н., Махрова О.Н.,Кострова Ю.Б., Перфильев С.В. Региональные проблемы трудоустройства молодёжи // Вестник МИРБИС. – 2020. – № 3(23). – c. 213-224. – doi: 10.25634/MIRBIS.2020.23.
5. Забелина О. В., Мирзабалаева Ф.И. Фриланс как новая гибкая форма самозанятости на российском рынке труда // Экономика труда. – 2020. – № 4. – c. 307-320. – doi: 10.18334/et.7.4.100869.
6. Колин К. К., Стратегические ориентиры в управлении качеством жизни в современном обществе // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2020. – № 1(32). – c. 7-15. – doi: 10.21777/2587-554X-2020-1-7-15.
7. Комольцева А. П., Головнина Е.В. Самозанятость в России и за рубежом: истоки развития, значимость и перспектива // Молодой ученый. – 2021. – № 6(348). – c. 343-345.
8. Кострова, Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Роль обучения в активизации предпринимательского потенциала российского общества // Эпоха науки. – 2020. – № 23. – c. 167-172.
9. Кострова Ю. Б. К вопросу о функционировании внутреннего и внешнего рынка труда // Экономика, управление, право, образование в XXI веке: проблемы, тенденции и перспективы развития: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 170-летию со дня рождения С.Ю. Витте, Рязань, 17 мая 2019 года. – Рязань: Московский университет им. С.Ю. Витте. Рязань, 2019. – c. 613-619.
10. Кострова Ю. Б. Проблемы развития человеческого потенциала в России и за рубежом. / Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте. - Москва : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. – 53-63 c.
11. Кострова Ю.Б., Лящук Ю.О., Шибаршина О. Ю. Проблемы развития регионального рынка труда (на материалах Рязанской области). / монография. - Москва : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. – 247 c.
12. Кострова Ю.Б., Туарменский В.В., Шибаршина О.Ю. Мировой опыт и тенденции развития социальной политики и практики. - Москва : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2019. – 271 c.
13. Кострова Ю. Б., Шибаршина О.Ю. Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: российский и международный опыт // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 1137-1146. – doi: 10.18334/et.5.4.39523.
14. Маковецкий М. Ю. Малое и среднее предпринимательство как ключевой элемент экономического развития Российской Федерации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2020. – № 4(35). – c. 66-74. – doi: 10.21777/2587-554X-2020-4-66-74.
15. Саттарова И. Роль предпринимательства, малого и среднего бизнеса в развитии экономики // Развитие механизмов функционирования экономики и финансов: материалы І Всероссийской научно-практической конференции, п. Курортное, пгт. Коктебель, 17–18 июня 2016 года. – п. Курортное, пгт. Коктебель: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал». п. Курортное, 2016. – c. 39-41.
16. Скруг В. С. Возможности и проблемы легализации самозанятых в условиях цифровой экономики // Экономика труда. – 2020. – № 11. – c. 979-992. – doi: 10.18334/et.7.11.111124.
17. Хопина В.А., Черкашина Л.В. Развитие цифровых навыков населения в условиях цифровой экономики. / Молодежь и наука: шаг к успеху: Сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. - Курск: ФГБОУ ВО ЮЗГУ, 2020. – 188-190 c.
18. Шибаршина О. Ю. К вопросу о статусе самозанятых граждан в России // Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии: Материалы V международной научно-практической конференции, Москва, 22 ноября 2018 года. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте. Москва, 2018. – c. 557-562.
19. Шибаршина О.Ю. Современные проблемы трудоустройства российской молодежи // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2019. – № 2 (29). – c. 101-105.
20. Шибаршина О.Ю К вопросу о деятельности ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области" по поддержке занятости молодежи в регионе. / Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте: сборник научных статей. - Москва: ЧОУВО «МУ имени С.Ю. Витте», 2016. – 183-192 c.
Страница обновлена: 02.12.2024 в 16:21:28