Формирование и реализация модели цифровой организации труда на промышленном предприятии

Подвербных О.Е.1, Самохвалова С.М.1, Донова Н.А.1, Мокин Ю.И.1
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997334

Аннотация:
Реализация масштабных проектов цифровизации промышленных предприятий в значительной степени охватывает уровень организационной структуры, фокусирует ключевые потоки работ и данных, не акцентируя внимание на системном пересмотре требований к новым формам и методам организации труда. Дискретная реализация компонентов организации труда входит в противоречие с требованиями работы в цифровой среде, что снижает отдачу от инвестиций в цифровое развитие. Трудовые процессы, оснащение рабочих мест, нормирование и оплата труда, обучение персонала требуют переосмысления и нового прикладного наполнения. Авторами предложено рассмотреть цифровую организацию труда с позиции системного и процессного подхода. Научная новизна исследования заключается в объединении социо-технической и информационно-аналитической подсистемы в единую процессно-ориентированную модель цифровой организации труда. Результаты исследования апробированы при цифровизации трудовых процессов подразделения управления персоналом для обслуживающей бизнес-единицы промышленного предприятия и могут применяться на уровне подразделений аналогичных предприятий в целях роста операционной эффективности

Ключевые слова: цифровая организация труда, бизнес-процессы, организация рабочих мест, условия труда, трудоемкость работ

JEL-классификация: J28, J81, J83



Введение

Цифровую трансформацию предприятия принято рассматривать в двух перспективах – внешней и внутренней. Первая или внешняя – это цифровизация бизнес-модели: трансформация модели взаимодействия с клиентом, переход от традиционных продаж к модели «умного» продукта, дополненного цифровым сервисом для клиента. Вторая или внутренняя – операционная цифровизация: внедрение цифровых инструментов для повышения эффективности предприятия в рамках существующей бизнес-модели. Обе перспективы подразумевают пересмотр стандартов и практик выполнения производственных задач, что, как правило заключается в переоснащении рабочих мест, перераспределении функциональных обязанностей между сотрудниками, интеграции новых функциональных связей, повышение квалификации сотрудников и т.д. Но все указанные меры недейственны, если в основе цифровой трансформации не заложен проект проектирования либо реинжиниринга бизнес-процессов как существенной перестройки принятых на предприятии транзакционных цепочек создания ценности. Иными словами, цифровая трансформация означает не просто переход на новые средства труда, а создание новой модели организации труда сотрудников в полномасштабном цифровом пространстве.

Цель, задачи, методы исследования

Исследование нацелено на интеграцию теоретических подходов к функциональному моделированию системы организации цифрового труда и практического опыта применения элементов модели в корпоративной среде.

Поставлены следующие задачи исследования:

- описать сущность изменения традиционной системы организации труда в условиях цифровой трансформации предприятия;

- представить элементную модель системы организации цифрового труда с акцентом на ее ключевых составляющих;

- разработать алгоритм укрупненного процесса цифровой организации труда;

- систематизировать опыт практической реализации описанных модели и алгоритма в условиях реальной организации;

- обосновать экономическую эффективность предложенной модели организации цифрового труда в опытном корпоративном кейсе.

Методологической основой исследования является системный подход, рассматриваемый авторами как единство двух векторов. Принято рассматривать организацию труда как социотехническую систему. Техническая составляющая заключает в себе весомый уровень технической поддержки в виде компьютерной техники, сетевого и серверного оборудования, наличия программного обеспечения и т.д. Социальная подсистема организации труда включает в себя социально-трудовые отношения, коммуникативную культуру, уровень развития компетенций в сфере организации труда и т.д.

Для полноценного рассмотрения цифровой организации труда в исследовании предложено дополнить социальную и техническую подсистему информационно-аналитической подсистемой, включающей доступ к информационным ресурсам и данным, в том числе, накопленным статистическим данным, аналитическую работу по идентификации и описанию сложившегося и целевого состояния организации труда

Методологию исследования составляет также процессный подход, позволяющий задать контуры модели организации цифрового труда. Процессный подход как базисное условия упорядочивания внутриорганизационного взаимодействия охватывает преобразования функций организации труда в силу присутствия следующих триггеров:

- клиенты все чаще говорят, что качество ваших продуктов или услуг падает;

- некоторые процедуры представляются слишком сложными;

- выполнение задач занимает больше времени, чем раньше, либо разные люди тратят разное количество времени на выполнение одной и той же задачи;

- выполнить задачу правильно с первого раза удается редко;

- качество работы сотрудников и подразделений падает, либо они раз за разом оказываются не в состоянии выполнить поставленные задачи;

- сотрудники выражают недовольство относительно запутанной организации работы и помех, которые мешают им выполнять свои служебные обязанности [1].

Краткий обзор исследований проблем организации труда и цифровой трансформации.

Опорные труды исследования представлены двумя крупными концептуальными парадигмами, имеющими разную эволюционно-хронологическую подоплеку. Тематика организации труда составила в начале двадцатого века школу научного управления, заложенную Ф.У.Тейлором, Г.Фордом. Теория организации труда была развита в работах Гастева А.К. [2], Генкина Б.М. [3], Бобкова В.Н., Кардашевского В.В. [4], Кирсанова К. А. [5], Куликова В.В. [6], Слезингера Г.Э. [7], Кокина Ю.П. [8].

Концепции, технологии, инструменты цифровой трансформации предприятий широко изучаются различными авторами. Особый интерес представляют собой систематизированные обзоры цифровых макроэкономических трендов Абдрахманова Г. И., Вишневского К. О., Гохберга Л. М. и других исследователей Высшей школы экономики [9,10], Клейнера Г.Б. [11], Скиннера К. [12], Мошелла Д. [13], Бабкина А.В., Акмаева Р.И. и других исследователей Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого [14].

Для цели исследования важно рассмотрение вопросов построения цифровых систем на микроэкономическом уровне, проблематика цифровизации ключевых «якорных» компетенций в промышленности и бизнесе. Данные вопросы изучаются Боровковым А.И. [15], Щербаковым А.Г. [16], Кудрявцевым Г.И., Скобелевым П.О. [17], Устиновой Л.Н., Вирцевым М.Ю., Шакировой А.И. [18].

Изменение традиционной системы организации труда в условиях цифровой трансформации предприятия

Традиционно исследователями принято выделять следующие основные элементы организации труда: разделение и кооперация труда, организация рабочего места, рационализация трудового процесса, улучшение условий труда, нормирования труда, организация оплаты труда, организация подготовки и повышения квалификации кадров. Отправной точкой изменения существующей системы организации труда для целей цифровизации служит новая бизнес-модель предприятия, перепроектированная на основе процессного подхода. Управление по бизнес-процессам не должно приравниваться к прямому переносу действующих производственных цепочек создания ценности в прототипы процессов в корпоративной информационной системе. Распространенной ошибкой цифровой трансформации как раз и является копирование стереотипизированных устоявшихся процессов (а, иногда, даже не процессов, а весьма иррациональных наборов действий, не приносящих в итоге никакой корпоративной ценности) в корпоративной информационной сети. По словам Билла Гейтса, «первое правило любой технологии заключается в том, что автоматизация эффективной операции повышает эффективность, а второе правило: автоматизация неэффективной операции увеличит неэффективность». Поэтому цифровая организация труда должна следовать за разработкой и реализацией проекта анализа и перепроектирования корпоративных бизнес-процессов. С другой стороны, эффективно построенная модель бизнес-процессов малоэффективна, если люди, как контрагенты-исполнители бизнес-процессов оторваны от нового функционала, не вовлечены в новые производственные цепочки, не говоря уже о том, что неверно или совсем не оценена новая трудоемкость работ, не изменена система вознаграждения, не проведено обучение работе с новыми цифровыми инструментами.

В таблице 1 выделены отличия традиционной и цифровой организации труда по совокупности компонентам, принятым в фундаментальной концепции экономики труда.

Таблица 1

Особенности реализации компонентов цифровой организации

труда на промышленном предприятии

Компоненты организации труда
Традиционная
организация труда
Цифровая организация труда
Разделение и кооперация труда
Работа разбивается на части, поручаемые отдельным подразделениям в рамках организационной структуры. Корректное разделение труда и расстановка по специализированным рабочим местам требует соблюдения ряда правил:
- за каждым работником закрепляется рабочее место;
- круг функций и обязанностей каждого работника четко регламентируется;
- работа, выполняемая каждым работником, может быть оценена обособленно.
Кооперация труда предполагает создание подразделений в рамках линейно-функциональной оргструктуры
Подразумевает выполнение работ согласно карте процесса изменения бизнес-операций в цифровой программной среде. Изменения хода выполнения работ исполнителями рассматриваются с точки зрения воздействия как на само подразделение, в котором происходит изменение, так и на подразделения выше по потоку работ (как они должны измениться, чтобы обеспечить материалы, документы, информацию и т.п. согласно требованиям изменяемого подразделения) и ниже по потоку (как они должны изменить свою работу, чтобы потребить результаты работы изменяемого подразделения) [19]. Выделяется функционал владельца процесса. Кооперация труда предполагает создание подразделений в рамах матричной, дивизиональной, проектной структуры
Организация рабочего места
Автоматизированное
рабочее место предполагает, что основная работа выполняется машиной, вспомогательные
работы механизированы частично или полностью. Рабочее место привязано к физической локации в компании. Коммуникации и вовлечение сотрудников реализуются вне конкретного рабочего места.
Каждый работник несет персональную ответственность за состояние рабочего места
Цифровая организация рабочего места включает элементы: ориентированность на человека, технологии, позволяющие ее реализовать управление и проектирование. У компании возникают возможности: гибких коммуникаций и вовлечения сотрудников, совместной работы, поиска и обмена знаниями, бизнес-приложения (ориентированные на процессы, а также сервисы самообслуживания), мобильности – возможность работать в нужное время в нужном месте [20, 21]. Состояние рабочего места во-многом поддерживается ИТ-специалистами.
Рационализация трудового процесса
Трудовые процессы концентрируются в рамках подразделения, частично или совсем не прототипированы в информационной среде предприятия. Процессы реального труда и отчетности рассинхронизированы. Офисные трудовые процессы и производственные процессы разорваны, что приводит к потере картины реальной управляемости предприятием, степени выполнения планов всех уровней.
Трудовые процессы (как единство офисных операционных цепочек и технологических процессов производства) формируют цифровую процессную модель предприятия и являются достаточно жестким «каркасом» трудового функционала каждого отдельного работника. При условии качественной реализации проекта совершенствования процессов, ориентации на концепцию «кайдзен», все типовые операции алгоритмизированы, максимально кастомизированы и высвобождают время для разработки и внедрения новшеств.
Условия труда
Эргономика рабочего места требует привязки сотрудника к вспомогательным средствам труда (стационарный телефон, принтер, сканер и т.д.). Внешний доступ к рабочему месту ограничен, сетевые информационные технологии используются ограниченно либо не интегрированы в единую систему, что ведет к непродуктивным затратам времени на дублирование или поиск информации. Большой поток бумажных документов
Рабочее место может быть максимально эргономичным с точки зрения количества используемого оборудования, качество цифровой рабочей среды позволяет использовать гибкие индивидуальные рабочие графики, осуществлять параллельную работу в команде. Бумажная документация либо отсутствует, либо минимальна.
Нормирование труда
Инструменты нормирования труда – хронометраж, фотография рабочего дня применяются в формате личного присутствия нормировщика на анализируемых рабочих местах, технические средства хронометража ограничены и содержат элемент субъективности интерпретации
Для хронометража и фотографии рабочего дня используются цифровые инструменты – фиксация времени выполнения работ в цифровой среде, использование искусственного интеллекта для обработки результатов наблюдений. Возможно создание big data трудозатрат по отдельным операциям специалистов и руководителей, что повышает эффективность статистических методов нормирования труда.
Организация оплаты труда
Оценка результативности труда сопряжена с значительным бумажным доказательным документооборотом, что затрудняет гибкость и индивидуализацию переменного вознаграждения. Сложность формирования и пересмотра норм труда ограничивает возможности ранжирования и тарификации работ.
Оплата труда формируется на основе возможностей мобильной оценки результативности и личностного потенциала сотрудников в цифровой экосистеме. Оплата труда является частью системы управления талантами с ориентацией на высококвалифицированные кадры.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
Организуется как внутреннее, так и внешнее обучение, зачастую с отрывом от производства. Полученные в ходе обучения знания распространяются отрывочно, доступ к базе знаний для других заинтересованнных работников затруднен или отсутствует. Существуют сложности с созданием и контролем индивидуальной траектории обучения.
Активное использование технологий дистанционного обучения, подбор индивидуальной траектории непрерывного повышения квалификации, возможности обучения с применением носимых цифровых устройств, что стимулирует рост потребности в дополнительном профессиональном образовании и росту квалификации работников. Учебные материалы доступны в цифровой системе управления корпоративными знаниями.
Источник: составлено авторами по результатам исследования с использованием [19-21].

Таким образом, ключевыми направлениями, определяющими содержание цифровой организации труда, являются:

- разделение и кооперации труда на основе бизнес-процессов в рамках новых моделей организационных структур матричного, проектного, дивизионального типа;

- трансляция трудовых операций в цифровую управляющую экосистему предприятия;

- использование возможностей цифровой среды для оценки и нормирования труда;

- индивидуализированное обучение в цифровой экосистеме предприятия, использование массовых открытых онлайн-курсов, коротких фокус-курсов по целевой тематике ;

- управление талантами как основа системы вознаграждения.

Элементная модель системы организации цифрового труда

С переходом к цифровой экономике система организации труда коренным образом меняется, центр ее тяжести переносится в цифровые экосистемы. Указанное обоснование позволило авторам разработать предложенную на рисунке 1 модель формирования цифровой системы организации труда на предприятии.

Разработка и внедрение сетевых форм разделения и кооперации труда связана с сетевой организацией производства и управления. Важнейшим фактором здесь является то, что производственная структура сети (в том числе цифровой платформы или экосистемы) может быть территориально распределена по разным регионам (и странам мира).

Рисунок 1 - Модель формирования цифровой организации труда на предприятии

Источник: составлено авторами

Профессиональная деятельность в ней может рассекаться на отдельные задания и конкретные проекты с привлечением множества распределенных исполнителей [22]. А значит, необходимо осуществлять сетевое разделение и кооперацию труда в пределах всей структуры. Для решения практических задач в рамках данного направления цифровая организация труда опирается на транспортно-коммуникационные сети, алгоритмы взаимодействия внутри логистических экосистем, что позволяет значительно снизить все виды издержек и осуществить дифференциацию трудовых ресурсов.

Проектирование оптимальных трудовых процессов и систем на основе ИТ. В условиях, когда генерируются длинные и сложные цепочки создания ценности, когда объемы данных постоянно растут, а услуги основываются на сборе и обработке информации, ключевой задачей бизнес-систем является переход на принципы цифровизации за счет пересмотра базовых управленческих алгоритмов, оптимизации трудовых процессов. Для успешного достижения этих целей трудовые системы должны отвечать всем современным требованиям. А для этого необходимо на базе современных информационно-коммуникационных технологий создавать новые методы проектирования трудовых процессов и систем. В настоящее время данными вопросами занимается самостоятельное научное направление – инжиниринг труда.

Формирование рациональной трудовой мобильности. Развитие цифровой экономики создало новые возможности для коммуникации и взаимодействия, которые дополнили и усовершенствовали физическую мобильность. Как отмечают зарубежные специалисты, слияние физических, биологических и цифровых систем в дальнейшем позволит еще быстрее преодолевать пространственные и временные ограничения, что будет дополнительно стимулировать мобильность трудовых агентов [30]. В свою очередь, мобильность трудовых агентов, связанная с действием объективных социально-экономических законов, будет способствовать оптимизации структуры занятости и сбалансированности основных факторов производства, что даст возможность более эффективно распределять и перераспределять трудовые ресурсы в цифровых экосистемах. Поэтому важным направлением цифровой организации труда является формирование рациональной трудовой мобильности для обеспечения реализации ее преимуществ для трудовых систем в полной мере.

Разработка алгоритма цифровой организации труда для обслуживающей бизнес-единицы промышленного предприятия

Для успешного перевода конкретного трудового процесса в цифровую среду предлагается прохождение шагов алгоритма, разработанного в рамках данного исследования. Алгоритм цифровизации процесса представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Алгоритм цифровизации трудовых процессов обслуживающей бизнес-единицы

Источник: составлено авторами

Первый шаг в алгоритме это – изучение процесса. Данный шаг является основой для последующей работы по цифровизации процесса. Трудовой процесс должен быть исследован полностью. Важно понимать, что является входом процесса и его выходом. Также на данном этапе следует оценить эффективность выстроенного процесса. Зачастую возникают ситуации в которых процесс изначально был выстроен некорректно, что приводит к ошибкам и невозможности его выполнения. Поэтому, в ходе его изучения следует выстроить четкую последовательность действий.

Следующим шагом в алгоритме является определение степени регламентированности процесса. Специфика обслуживающих организаций подразумевает централизованное выполнение повторяющихся операций заказчика. Зачастую данные процессы строго регламентированы не только внутри компании, но и в законодательных актах. Процедуры, закрепленные в регламенте также следует отобразить и в оцифрованном процессе. Будь то отчётность по суммам, количество работников или порядок выборки – если законы обязывают это делать, это необходимо выполнять. Это позволит сократить риски и обезопасить организацию.

Составление технического задание является процессом воплощения существующего трудового процесса в цифровом виде. Порядок разработки технических заданий регламентируется множеством стандартов – как международных, так и отечественных. Причем в отношении разных проектов и продуктов действуют различные нормы. Наиболее часто упоминается международный стандарт ISO/IEC/IEEE 29148-2018. Он устанавливает требования к ТЗ на разработку информационных систем и программного обеспечения.

Следующий шаг в алгоритме – это консультирование разработчика. Важно понимать, что специалист ИТ-службы не знаком с изменяемым процессом, объяснение и чёткое видение конечного результата может существенно помочь в реализации работы. Консультирование разработчика идёт по ходу всей реализации цифровизации процесса.

Прежде чем использовать оцифрованный процесс на практике, необходимо протестировать его в тестовой среде. Тестирование это – проверка соответствия реальных и ожидаемых результатов поведения программы, проводимая на конечном наборе тестов, выбранном определённым образом. Цель тестирования – проверка соответствия оцифрованного процесса предъявляемым требованиям, обеспечение уверенности в качестве, поиск очевидных ошибок в ходе выполнения процесса, которые должны быть выявлены до того, как их обнаружат.

Апробация предложенной модели и алгоритма в обслуживающей бизнес-единице заключалась в оцифровке восьми трудовых процессов, переданных на централизованное обслуживание из бизнес-единиц предприятия. Рассмотрим организацию цифрового процесса подготовки формы №1 «Рабочая сила», отображающую сведения о составе затрат организации на рабочую силу. Процесс заполнения данной формы отчёта для статистики выполнялся специалистами вручную (рисунок 3).

Рисунок 3 – Процесс подготовки формы № 1 «Рабочая сила»

Источник: составлено авторами

Подготовка данного отчёта до процесса цифровизации занимала 8 рабочих часов. Процесс усложняется распределением статей по строкам и суммированием начислений. Данный процесс выполнялся вручную, что вызывало большое количество ошибок. Отправка отчёта в Росстат проходила посредством переноса данных из заполненной формы на сайт и дальнейшей его отправкой. Оцифрованный процесс подготовки отчёта по форме 1 «Рабочая сила» представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Оцифрованный процесс подготовки формы № 1 «Рабочая сила»

Источник: составлено авторами

Процесс подготовки данной формы был изменён в ходе цифровизации. Форма отчёта была внесена в учётную кадровую систему. Был настроен механизм заполнения данной формы суммами по начислениям на основе проведенной ранее работы по сопоставлению строчек отчёта с уникальными счетами. Также в форму была добавлена сверка по проверочным формулам. Отправка отчёта проходит посредством выгрузки отчёта в формате xml из учётной системы и загрузкой его на сайт Росстата.

Результаты исследования

Для оценки результатов апробации предложенной модели и алгоритма проведены хронометражные наблюдения цифровизированных процессов. Данные по изменению трудозатрат процессов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение трудозатрат процессов операционного сопровождения кадрового администрирования


Процессы
Трудозатраты на процесс до цифровизации
(мин)
Трудозатраты после цифровизации
(мин)
Темп сокращения затрат (мин)
Темп изменения затрат (%)
1
Форма СЗВ-ТД
30,12
10,68
-19,44
35,46
2
Форма СЗВ-СТАЖ
45,15
2,7
-42,45
5,98
3
Отчёт СЗВ-М
37,76
23,76
-14
62,92
4
Форма отчёта Т-1
49,02
19,98
-29,04
40,76
5
Форма отчёта П-4
45
15
-30
33,33
6
Форма отчёта П-4 (НЗ)
48,55
31,86
-16,69
65,62
7
Справка СТД-Р
15,8
8,76
-7,04
55,44
8
Справка с места работы
4,14
1,14
-3
27,54
9
Справка о северной надбавке
6,31
1,68
-4,63
26,62
10
Справка о периоде нахождения на вахте
5,96
2,46
-3,5
41,28
11
Справка о не предоставлении дней по уходу
11,14
2,01
-9,13
47,40
Итого
298,95
123,3
-175,65
41,24
Источник: составлено авторами

Общие трудозатраты на процессы сократились на 175,65 мин или на 58,76%. После сокращения трудозатрат, увеличивается доступный объём времени для одного специалиста. До внедрения цифровых элементов один работник выполнял данные процессы за 5 часов, после цифровизации – за 2 часа. Обслуживающая модель подразумевает одновременное обслуживание большого количества организаций. То есть данные трудозатраты необходимо повторять большое количество раз. Трудозатраты одного специалиста сократились почти в 2,5 раза, что повлекло высвобождение рабочего времени. Немаловажным показателем, определяющим эффективность цифровой организации труда также является сокращение ошибок, допускаемых специалистами. Статистика допущенных ошибок представлена в таблице 3.

Таблица 3

Допущенные ошибки при реализации процессов


Процессы
Количество ошибок, допущенных до цифровизации процесса (за год)
Среднее время исправление ошибки до
(мин)
Количество ошибок, допущенных после цифровизации процесса (за год)
Среднее время исправление ошибки после
(мин)
1
Форма СЗВ-ТД
58
12
10
8
2
Форма СЗВ-СТАЖ
12
80
2
30
3
Отчёт СЗВ-М
12
15
2
11
4
Форма отчёта Т-1
2
40
1
20
5
Форма отчёта П-4
26
18
4
11
6
Форма отчёта П-4 (НЗ)
11
14
2
7
7
Справка СТД-Р
3
3
4
1
8
Справка с места работы
2
4
0
1
9
Справка о северной надбавке
1
2
0
1
10
Справка о периоде нахождения на вахте
4
2
0
1
11
Справка о не предоставлении дней по уходу
2
6
0
1
Итого
133
196
25
92
Источник: составлено авторами

Представленные автоматизированные процессы выполнялись работниками дирекции по операционному сопровождению процессов управления персоналом. Помимо представленных операций, специалисты, были задействованы и на других работах. До цифровизации труда на выполнение данных операций требовалось 277 рабочих дней в год. На данный объём работы было выделено 4 специалиста в составе дирекции.

Сокращение трудозатрат на операции позволило сократить время на их выполнение до 117 рабочих дней в год. Норма времени на выполнение указанных операций сократилось на 58%. Экономия численности за счёт сокращения трудоёмкости составила 2 человека. Благодаря сокращению времени организации удалось расширить спектр предоставляемых услуг. Высвободившимся работникам передано выполнение новых процессов, принятых из бизнес-единиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате цифровой организации труда менеджмент компаний получает недостижимый ранее уровень контроля и обоснования принятия решений. Высшее руководство получает обзор всей панорамы бизнес- операций — как продукция изготавливается, поставляется и оплачивается. Вся деятельность привязывается к конечной продукции, а затраты - к процессу и его компонентам. Становится возможным выявить слабые места в создании продукции, от продажи до поставки, и в управлении.


Источники:

1. Руководство по улучшению бизнес-процессов. / Harvard Business School Press; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2015. – 73 c.
2. Гастев А.К. Трудовые установки. - М.: Экономика, 1973. – 341 c.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. / Учебник для вузов - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 412 c.
4. Бобков В.Н., Кардашевский В.В. Реиндустирализация и производительность труда // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2014. – c. 140-145.
5. Кирсанов К. А., Буянов В.П., Михайлов Л.М. Теория труда. / Учебное пособие. - Москва: Экзамен, 2003. – 416 c.
6. Куликов В.В. Современная экономика труда. / монография. - Москва: Финстатинформ, 2001. – 660 c.
7. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. / Учеб. пособие [для вузов]/ Ин-т труда. - М. : ИНФРА-М, 1996. – 335 c.
8. Кокин Ю.П. Экономика труда. - Москва: Магистр, 2010. – 688 c.
9. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. / : докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г., Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 82 c.
10. Абдрахманова Г.И., Быховский К.Б., Веселитская Н.Н., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты. / докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 239 c.
11. Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика цифрового века. Цифровой век: шаги эволюции // Экономика и математические методы. – 2020. – № 1. – c. 18-33.
12. Скиннер К. Человек цифровой : четвертая революция в истории человечества, которая затронет каждого. / перевод с английского О. Сивченко. - 3-е изд. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 292 c.
13. Мошелла Д. Путеводитель по цифровому будущему: отрасли, организации и профессии. / перевод с английского: Л. Русу ; [предисловие Майка Лори]. - Москва : Альпина Паблишер, 2020. – 214 c.
14. Акмаева Р. И., Александров Ю. Д., Александрова А. В. Цифровизация экономических систем: теория и практика. / монография /Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – 795 c.
15. Боровков А. И., Гамзикова А. А., Кукушкин К. В., Рябов Ю.А. Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности. / краткий доклад (сентябрь 2019 года) / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – 61 c.
16. Щербаков А.Г. Организационно-экономический механизм внедрения цифровых технологий на предприятиях ОПК России. / монография. - М. ИНЭС-Проспект, 2019. – 164 c.
17. Кудрявцев Г.И., Скобелев П.О. Цифровая экономика: концепция управления крупным высокотехнологичным предприятием // Горизонты экономики. – 2017. – № 5 (38). – c. 54-62.
18. Устинова Л.Н., Вирцев М.Ю., Шакирова А.И. Цифровизация экономических систем: проблемы и перспективы // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 921-934. – doi: 10.18334/ce.17.3.117436.
19. Белайчук А.А., Елифёрова В.Г. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 538 c.
20. Marshall S. The Digital Workplace Defined. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cmswire.com/cms/social-business/what-a-digital-workplace-is-and-what-it-isnt-027421.php (дата обращения: 12.09.2023).
21. Джестон Дж. Управление бизнес-процессами. / Практическое руководство по успешной реализации проектов / Джон Джестон, Йохан Нелис; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. – 553 c.
22. Горяинов В. В. Влияние цифровизации на системы менеджмента организаций промышленности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2021. – № 3 (49).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:50:27