Формирование и реализация модели цифровой организации труда на промышленном предприятии
Подвербных О.Е.1, Самохвалова С.М.1, Донова Н.А.1, Мокин Ю.И.1
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 25
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997334
Аннотация:
Реализация масштабных проектов цифровизации промышленных предприятий в значительной степени охватывает уровень организационной структуры, фокусирует ключевые потоки работ и данных, не акцентируя внимание на системном пересмотре требований к новым формам и методам организации труда. Дискретная реализация компонентов организации труда входит в противоречие с требованиями работы в цифровой среде, что снижает отдачу от инвестиций в цифровое развитие. Трудовые процессы, оснащение рабочих мест, нормирование и оплата труда, обучение персонала требуют переосмысления и нового прикладного наполнения. Авторами предложено рассмотреть цифровую организацию труда с позиции системного и процессного подхода. Научная новизна исследования заключается в объединении социо-технической и информационно-аналитической подсистемы в единую процессно-ориентированную модель цифровой организации труда. Результаты исследования апробированы при цифровизации трудовых процессов подразделения управления персоналом для обслуживающей бизнес-единицы промышленного предприятия и могут применяться на уровне подразделений аналогичных предприятий в целях роста операционной эффективности
Ключевые слова: цифровая организация труда, бизнес-процессы, организация рабочих мест, условия труда, трудоемкость работ
JEL-классификация: J28, J81, J83
Введение
Цифровую трансформацию предприятия принято рассматривать в двух перспективах – внешней и внутренней. Первая или внешняя – это цифровизация бизнес-модели: трансформация модели взаимодействия с клиентом, переход от традиционных продаж к модели «умного» продукта, дополненного цифровым сервисом для клиента. Вторая или внутренняя – операционная цифровизация: внедрение цифровых инструментов для повышения эффективности предприятия в рамках существующей бизнес-модели. Обе перспективы подразумевают пересмотр стандартов и практик выполнения производственных задач, что, как правило заключается в переоснащении рабочих мест, перераспределении функциональных обязанностей между сотрудниками, интеграции новых функциональных связей, повышение квалификации сотрудников и т.д. Но все указанные меры недейственны, если в основе цифровой трансформации не заложен проект проектирования либо реинжиниринга бизнес-процессов как существенной перестройки принятых на предприятии транзакционных цепочек создания ценности. Иными словами, цифровая трансформация означает не просто переход на новые средства труда, а создание новой модели организации труда сотрудников в полномасштабном цифровом пространстве.
Цель, задачи, методы исследования
Исследование нацелено на интеграцию теоретических подходов к функциональному моделированию системы организации цифрового труда и практического опыта применения элементов модели в корпоративной среде.
Поставлены следующие задачи исследования:
- описать сущность изменения традиционной системы организации труда в условиях цифровой трансформации предприятия;
- представить элементную модель системы организации цифрового труда с акцентом на ее ключевых составляющих;
- разработать алгоритм укрупненного процесса цифровой организации труда;
- систематизировать опыт практической реализации описанных модели и алгоритма в условиях реальной организации;
- обосновать экономическую эффективность предложенной модели организации цифрового труда в опытном корпоративном кейсе.
Методологической основой исследования является системный подход, рассматриваемый авторами как единство двух векторов. Принято рассматривать организацию труда как социотехническую систему. Техническая составляющая заключает в себе весомый уровень технической поддержки в виде компьютерной техники, сетевого и серверного оборудования, наличия программного обеспечения и т.д. Социальная подсистема организации труда включает в себя социально-трудовые отношения, коммуникативную культуру, уровень развития компетенций в сфере организации труда и т.д.
Для полноценного рассмотрения цифровой организации труда в исследовании предложено дополнить социальную и техническую подсистему информационно-аналитической подсистемой, включающей доступ к информационным ресурсам и данным, в том числе, накопленным статистическим данным, аналитическую работу по идентификации и описанию сложившегося и целевого состояния организации труда
Методологию исследования составляет также процессный подход, позволяющий задать контуры модели организации цифрового труда. Процессный подход как базисное условия упорядочивания внутриорганизационного взаимодействия охватывает преобразования функций организации труда в силу присутствия следующих триггеров:
- клиенты все чаще говорят, что качество ваших продуктов или услуг падает;
- некоторые процедуры представляются слишком сложными;
- выполнение задач занимает больше времени, чем раньше, либо разные люди тратят разное количество времени на выполнение одной и той же задачи;
- выполнить задачу правильно с первого раза удается редко;
- качество работы сотрудников и подразделений падает, либо они раз за разом оказываются не в состоянии выполнить поставленные задачи;
- сотрудники выражают недовольство относительно запутанной организации работы и помех, которые мешают им выполнять свои служебные обязанности [1].
Краткий обзор исследований проблем организации труда и цифровой трансформации.
Опорные труды исследования представлены двумя крупными концептуальными парадигмами, имеющими разную эволюционно-хронологическую подоплеку. Тематика организации труда составила в начале двадцатого века школу научного управления, заложенную Ф.У.Тейлором, Г.Фордом. Теория организации труда была развита в работах Гастева А.К. [2], Генкина Б.М. [3], Бобкова В.Н., Кардашевского В.В. [4], Кирсанова К. А. [5], Куликова В.В. [6], Слезингера Г.Э. [7], Кокина Ю.П. [8].
Концепции, технологии, инструменты цифровой трансформации предприятий широко изучаются различными авторами. Особый интерес представляют собой систематизированные обзоры цифровых макроэкономических трендов Абдрахманова Г. И., Вишневского К. О., Гохберга Л. М. и других исследователей Высшей школы экономики [9,10], Клейнера Г.Б. [11], Скиннера К. [12], Мошелла Д. [13], Бабкина А.В., Акмаева Р.И. и других исследователей Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого [14].
Для цели исследования важно рассмотрение вопросов построения цифровых систем на микроэкономическом уровне, проблематика цифровизации ключевых «якорных» компетенций в промышленности и бизнесе. Данные вопросы изучаются Боровковым А.И. [15], Щербаковым А.Г. [16], Кудрявцевым Г.И., Скобелевым П.О. [17], Устиновой Л.Н., Вирцевым М.Ю., Шакировой А.И. [18].
Изменение традиционной системы организации труда в условиях цифровой трансформации предприятия
Традиционно исследователями принято выделять следующие основные элементы организации труда: разделение и кооперация труда, организация рабочего места, рационализация трудового процесса, улучшение условий труда, нормирования труда, организация оплаты труда, организация подготовки и повышения квалификации кадров. Отправной точкой изменения существующей системы организации труда для целей цифровизации служит новая бизнес-модель предприятия, перепроектированная на основе процессного подхода. Управление по бизнес-процессам не должно приравниваться к прямому переносу действующих производственных цепочек создания ценности в прототипы процессов в корпоративной информационной системе. Распространенной ошибкой цифровой трансформации как раз и является копирование стереотипизированных устоявшихся процессов (а, иногда, даже не процессов, а весьма иррациональных наборов действий, не приносящих в итоге никакой корпоративной ценности) в корпоративной информационной сети. По словам Билла Гейтса, «первое правило любой технологии заключается в том, что автоматизация эффективной операции повышает эффективность, а второе правило: автоматизация неэффективной операции увеличит неэффективность». Поэтому цифровая организация труда должна следовать за разработкой и реализацией проекта анализа и перепроектирования корпоративных бизнес-процессов. С другой стороны, эффективно построенная модель бизнес-процессов малоэффективна, если люди, как контрагенты-исполнители бизнес-процессов оторваны от нового функционала, не вовлечены в новые производственные цепочки, не говоря уже о том, что неверно или совсем не оценена новая трудоемкость работ, не изменена система вознаграждения, не проведено обучение работе с новыми цифровыми инструментами.
В таблице 1 выделены отличия традиционной и цифровой организации труда по совокупности компонентам, принятым в фундаментальной концепции экономики труда.
Таблица 1
Особенности реализации компонентов цифровой организации
труда на промышленном предприятии
Компоненты организации труда
|
Традиционная
организация труда |
Цифровая организация труда
|
Разделение
и кооперация труда
|
Работа
разбивается на части, поручаемые отдельным подразделениям в рамках
организационной структуры. Корректное разделение труда и расстановка по
специализированным рабочим местам требует соблюдения ряда правил:
- за каждым работником закрепляется рабочее место; - круг функций и обязанностей каждого работника четко регламентируется; - работа, выполняемая каждым работником, может быть оценена обособленно. Кооперация труда предполагает создание подразделений в рамках линейно-функциональной оргструктуры |
Подразумевает выполнение работ согласно карте
процесса изменения бизнес-операций в цифровой программной среде. Изменения хода выполнения работ исполнителями рассматриваются с точки зрения
воздействия как на само подразделение,
в котором происходит изменение, так и на подразделения выше по потоку работ (как они должны
измениться, чтобы обеспечить материалы, документы, информацию и т.п. согласно требованиям изменяемого подразделения) и ниже по потоку
(как они должны
изменить свою работу,
чтобы потребить результаты работы изменяемого подразделения) [19]. Выделяется
функционал владельца процесса. Кооперация труда предполагает создание
подразделений в рамах матричной, дивизиональной, проектной структуры
|
Организация
рабочего места
|
Автоматизированное
рабочее место предполагает, что основная работа выполняется машиной, вспомогательные работы механизированы частично или полностью. Рабочее место привязано к физической локации в компании. Коммуникации и вовлечение сотрудников реализуются вне конкретного рабочего места. Каждый работник несет персональную ответственность за состояние рабочего места |
Цифровая организация рабочего места включает элементы:
ориентированность на человека, технологии, позволяющие ее реализовать
управление и проектирование. У компании возникают возможности: гибких
коммуникаций и вовлечения сотрудников, совместной работы, поиска и обмена
знаниями, бизнес-приложения (ориентированные на процессы, а также сервисы
самообслуживания), мобильности – возможность работать в нужное время в нужном
месте [20, 21]. Состояние рабочего места во-многом поддерживается
ИТ-специалистами.
|
Рационализация
трудового процесса
|
Трудовые
процессы концентрируются в рамках подразделения, частично или совсем не
прототипированы в информационной среде предприятия. Процессы реального труда
и отчетности рассинхронизированы. Офисные трудовые процессы и
производственные процессы разорваны, что приводит к потере картины реальной
управляемости предприятием, степени выполнения планов всех уровней.
|
Трудовые
процессы (как единство офисных операционных цепочек и технологических
процессов производства) формируют цифровую процессную модель предприятия и
являются достаточно жестким «каркасом» трудового функционала каждого
отдельного работника. При условии качественной реализации проекта
совершенствования процессов, ориентации на концепцию «кайдзен», все типовые
операции алгоритмизированы, максимально кастомизированы и высвобождают время
для разработки и внедрения новшеств.
|
Условия
труда
|
Эргономика
рабочего места требует привязки сотрудника к вспомогательным средствам труда
(стационарный телефон, принтер, сканер и т.д.). Внешний доступ к рабочему
месту ограничен, сетевые информационные технологии используются ограниченно
либо не интегрированы в единую систему, что ведет к непродуктивным затратам
времени на дублирование или поиск информации. Большой поток бумажных
документов
|
Рабочее
место может быть максимально эргономичным с точки зрения количества
используемого оборудования, качество цифровой рабочей среды позволяет
использовать гибкие индивидуальные рабочие графики, осуществлять параллельную
работу в команде. Бумажная документация либо отсутствует, либо минимальна.
|
Нормирование
труда
|
Инструменты
нормирования труда – хронометраж, фотография рабочего дня применяются в
формате личного присутствия нормировщика на анализируемых рабочих местах,
технические средства хронометража ограничены и содержат элемент
субъективности интерпретации
|
Для
хронометража и фотографии рабочего дня используются цифровые инструменты –
фиксация времени выполнения работ в цифровой среде, использование
искусственного интеллекта для обработки результатов наблюдений. Возможно
создание big data
трудозатрат по отдельным операциям специалистов и руководителей, что повышает
эффективность статистических методов нормирования труда.
|
Организация
оплаты труда
|
Оценка
результативности труда сопряжена с значительным бумажным доказательным
документооборотом, что затрудняет гибкость и индивидуализацию переменного
вознаграждения. Сложность формирования и пересмотра норм труда ограничивает
возможности ранжирования и тарификации работ.
|
Оплата
труда формируется на основе возможностей мобильной оценки результативности и
личностного потенциала сотрудников в цифровой экосистеме. Оплата труда является
частью системы управления талантами с ориентацией на высококвалифицированные
кадры.
|
Подготовка,
переподготовка и повышение квалификации персонала
|
Организуется
как внутреннее, так и внешнее обучение, зачастую с отрывом от производства.
Полученные в ходе обучения знания распространяются отрывочно, доступ к базе
знаний для других заинтересованнных работников затруднен или отсутствует.
Существуют сложности с созданием и контролем индивидуальной траектории
обучения.
|
Активное
использование технологий дистанционного обучения, подбор индивидуальной
траектории непрерывного повышения квалификации, возможности обучения с
применением носимых цифровых устройств, что стимулирует рост потребности в
дополнительном профессиональном образовании и росту квалификации работников.
Учебные материалы доступны в цифровой системе управления корпоративными
знаниями.
|
Таким образом, ключевыми направлениями, определяющими содержание цифровой организации труда, являются:
- разделение и кооперации труда на основе бизнес-процессов в рамках новых моделей организационных структур матричного, проектного, дивизионального типа;
- трансляция трудовых операций в цифровую управляющую экосистему предприятия;
- использование возможностей цифровой среды для оценки и нормирования труда;
- индивидуализированное обучение в цифровой экосистеме предприятия, использование массовых открытых онлайн-курсов, коротких фокус-курсов по целевой тематике ;
- управление талантами как основа системы вознаграждения.
Элементная модель системы организации цифрового труда
С переходом к цифровой экономике система организации труда коренным образом меняется, центр ее тяжести переносится в цифровые экосистемы. Указанное обоснование позволило авторам разработать предложенную на рисунке 1 модель формирования цифровой системы организации труда на предприятии.
Разработка и внедрение сетевых форм разделения и кооперации труда связана с сетевой организацией производства и управления. Важнейшим фактором здесь является то, что производственная структура сети (в том числе цифровой платформы или экосистемы) может быть территориально распределена по разным регионам (и странам мира).
Рисунок 1 - Модель формирования цифровой организации труда на предприятии
Источник: составлено авторами
Профессиональная деятельность в ней может рассекаться на отдельные задания и конкретные проекты с привлечением множества распределенных исполнителей [22]. А значит, необходимо осуществлять сетевое разделение и кооперацию труда в пределах всей структуры. Для решения практических задач в рамках данного направления цифровая организация труда опирается на транспортно-коммуникационные сети, алгоритмы взаимодействия внутри логистических экосистем, что позволяет значительно снизить все виды издержек и осуществить дифференциацию трудовых ресурсов.
Проектирование оптимальных трудовых процессов и систем на основе ИТ. В условиях, когда генерируются длинные и сложные цепочки создания ценности, когда объемы данных постоянно растут, а услуги основываются на сборе и обработке информации, ключевой задачей бизнес-систем является переход на принципы цифровизации за счет пересмотра базовых управленческих алгоритмов, оптимизации трудовых процессов. Для успешного достижения этих целей трудовые системы должны отвечать всем современным требованиям. А для этого необходимо на базе современных информационно-коммуникационных технологий создавать новые методы проектирования трудовых процессов и систем. В настоящее время данными вопросами занимается самостоятельное научное направление – инжиниринг труда.
Формирование рациональной трудовой мобильности. Развитие цифровой экономики создало новые возможности для коммуникации и взаимодействия, которые дополнили и усовершенствовали физическую мобильность. Как отмечают зарубежные специалисты, слияние физических, биологических и цифровых систем в дальнейшем позволит еще быстрее преодолевать пространственные и временные ограничения, что будет дополнительно стимулировать мобильность трудовых агентов [30]. В свою очередь, мобильность трудовых агентов, связанная с действием объективных социально-экономических законов, будет способствовать оптимизации структуры занятости и сбалансированности основных факторов производства, что даст возможность более эффективно распределять и перераспределять трудовые ресурсы в цифровых экосистемах. Поэтому важным направлением цифровой организации труда является формирование рациональной трудовой мобильности для обеспечения реализации ее преимуществ для трудовых систем в полной мере.
Разработка алгоритма цифровой организации труда для обслуживающей бизнес-единицы промышленного предприятия
Для успешного перевода конкретного трудового процесса в цифровую среду предлагается прохождение шагов алгоритма, разработанного в рамках данного исследования. Алгоритм цифровизации процесса представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Алгоритм цифровизации трудовых процессов обслуживающей бизнес-единицы
Источник: составлено авторами
Первый шаг в алгоритме это – изучение процесса. Данный шаг является основой для последующей работы по цифровизации процесса. Трудовой процесс должен быть исследован полностью. Важно понимать, что является входом процесса и его выходом. Также на данном этапе следует оценить эффективность выстроенного процесса. Зачастую возникают ситуации в которых процесс изначально был выстроен некорректно, что приводит к ошибкам и невозможности его выполнения. Поэтому, в ходе его изучения следует выстроить четкую последовательность действий.
Следующим шагом в алгоритме является определение степени регламентированности процесса. Специфика обслуживающих организаций подразумевает централизованное выполнение повторяющихся операций заказчика. Зачастую данные процессы строго регламентированы не только внутри компании, но и в законодательных актах. Процедуры, закрепленные в регламенте также следует отобразить и в оцифрованном процессе. Будь то отчётность по суммам, количество работников или порядок выборки – если законы обязывают это делать, это необходимо выполнять. Это позволит сократить риски и обезопасить организацию.
Составление технического задание является процессом воплощения существующего трудового процесса в цифровом виде. Порядок разработки технических заданий регламентируется множеством стандартов – как международных, так и отечественных. Причем в отношении разных проектов и продуктов действуют различные нормы. Наиболее часто упоминается международный стандарт ISO/IEC/IEEE 29148-2018. Он устанавливает требования к ТЗ на разработку информационных систем и программного обеспечения.
Следующий шаг в алгоритме – это консультирование разработчика. Важно понимать, что специалист ИТ-службы не знаком с изменяемым процессом, объяснение и чёткое видение конечного результата может существенно помочь в реализации работы. Консультирование разработчика идёт по ходу всей реализации цифровизации процесса.
Прежде чем использовать оцифрованный процесс на практике, необходимо протестировать его в тестовой среде. Тестирование это – проверка соответствия реальных и ожидаемых результатов поведения программы, проводимая на конечном наборе тестов, выбранном определённым образом. Цель тестирования – проверка соответствия оцифрованного процесса предъявляемым требованиям, обеспечение уверенности в качестве, поиск очевидных ошибок в ходе выполнения процесса, которые должны быть выявлены до того, как их обнаружат.
Апробация предложенной модели и алгоритма в обслуживающей бизнес-единице заключалась в оцифровке восьми трудовых процессов, переданных на централизованное обслуживание из бизнес-единиц предприятия. Рассмотрим организацию цифрового процесса подготовки формы №1 «Рабочая сила», отображающую сведения о составе затрат организации на рабочую силу. Процесс заполнения данной формы отчёта для статистики выполнялся специалистами вручную (рисунок 3).
Рисунок 3 – Процесс подготовки формы № 1 «Рабочая сила»
Источник: составлено авторами
Подготовка данного отчёта до процесса цифровизации занимала 8 рабочих часов. Процесс усложняется распределением статей по строкам и суммированием начислений. Данный процесс выполнялся вручную, что вызывало большое количество ошибок. Отправка отчёта в Росстат проходила посредством переноса данных из заполненной формы на сайт и дальнейшей его отправкой. Оцифрованный процесс подготовки отчёта по форме 1 «Рабочая сила» представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Оцифрованный процесс подготовки формы № 1 «Рабочая сила»
Источник: составлено авторами
Процесс подготовки данной формы был изменён в ходе цифровизации. Форма отчёта была внесена в учётную кадровую систему. Был настроен механизм заполнения данной формы суммами по начислениям на основе проведенной ранее работы по сопоставлению строчек отчёта с уникальными счетами. Также в форму была добавлена сверка по проверочным формулам. Отправка отчёта проходит посредством выгрузки отчёта в формате xml из учётной системы и загрузкой его на сайт Росстата.
Результаты исследования
Для оценки результатов апробации предложенной модели и алгоритма проведены хронометражные наблюдения цифровизированных процессов. Данные по изменению трудозатрат процессов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение трудозатрат процессов операционного сопровождения кадрового администрирования
№
|
Процессы
|
Трудозатраты на процесс до
цифровизации
(мин) |
Трудозатраты после
цифровизации
(мин) |
Темп сокращения
затрат (мин)
|
Темп изменения
затрат (%)
|
1
|
Форма СЗВ-ТД
|
30,12
|
10,68
|
-19,44
|
35,46
|
2
|
Форма СЗВ-СТАЖ
|
45,15
|
2,7
|
-42,45
|
5,98
|
3
|
Отчёт СЗВ-М
|
37,76
|
23,76
|
-14
|
62,92
|
4
|
Форма отчёта Т-1
|
49,02
|
19,98
|
-29,04
|
40,76
|
5
|
Форма отчёта П-4
|
45
|
15
|
-30
|
33,33
|
6
|
Форма отчёта П-4 (НЗ)
|
48,55
|
31,86
|
-16,69
|
65,62
|
7
|
Справка СТД-Р
|
15,8
|
8,76
|
-7,04
|
55,44
|
8
|
Справка с места работы
|
4,14
|
1,14
|
-3
|
27,54
|
9
|
Справка о северной надбавке
|
6,31
|
1,68
|
-4,63
|
26,62
|
10
|
Справка о периоде нахождения на вахте
|
5,96
|
2,46
|
-3,5
|
41,28
|
11
|
Справка о не предоставлении дней по уходу
|
11,14
|
2,01
|
-9,13
|
47,40
|
Итого
|
298,95
|
123,3
|
-175,65
|
41,24
|
Общие трудозатраты на процессы сократились на 175,65 мин или на 58,76%. После сокращения трудозатрат, увеличивается доступный объём времени для одного специалиста. До внедрения цифровых элементов один работник выполнял данные процессы за 5 часов, после цифровизации – за 2 часа. Обслуживающая модель подразумевает одновременное обслуживание большого количества организаций. То есть данные трудозатраты необходимо повторять большое количество раз. Трудозатраты одного специалиста сократились почти в 2,5 раза, что повлекло высвобождение рабочего времени. Немаловажным показателем, определяющим эффективность цифровой организации труда также является сокращение ошибок, допускаемых специалистами. Статистика допущенных ошибок представлена в таблице 3.
Таблица 3
Допущенные ошибки при реализации процессов
№
|
Процессы
|
Количество ошибок,
допущенных до цифровизации процесса (за год)
|
Среднее время
исправление ошибки до
(мин) |
Количество ошибок,
допущенных после цифровизации процесса (за год)
|
Среднее время
исправление ошибки после
(мин) |
1
|
Форма СЗВ-ТД
|
58
|
12
|
10
|
8
|
2
|
Форма СЗВ-СТАЖ
|
12
|
80
|
2
|
30
|
3
|
Отчёт СЗВ-М
|
12
|
15
|
2
|
11
|
4
|
Форма отчёта Т-1
|
2
|
40
|
1
|
20
|
5
|
Форма отчёта П-4
|
26
|
18
|
4
|
11
|
6
|
Форма отчёта П-4 (НЗ)
|
11
|
14
|
2
|
7
|
7
|
Справка СТД-Р
|
3
|
3
|
4
|
1
|
8
|
Справка с места работы
|
2
|
4
|
0
|
1
|
9
|
Справка о северной надбавке
|
1
|
2
|
0
|
1
|
10
|
Справка о периоде нахождения на вахте
|
4
|
2
|
0
|
1
|
11
|
Справка о не предоставлении дней по уходу
|
2
|
6
|
0
|
1
|
Итого
|
133
|
196
|
25
|
92
|
Представленные автоматизированные процессы выполнялись работниками дирекции по операционному сопровождению процессов управления персоналом. Помимо представленных операций, специалисты, были задействованы и на других работах. До цифровизации труда на выполнение данных операций требовалось 277 рабочих дней в год. На данный объём работы было выделено 4 специалиста в составе дирекции.
Сокращение трудозатрат на операции позволило сократить время на их выполнение до 117 рабочих дней в год. Норма времени на выполнение указанных операций сократилось на 58%. Экономия численности за счёт сокращения трудоёмкости составила 2 человека. Благодаря сокращению времени организации удалось расширить спектр предоставляемых услуг. Высвободившимся работникам передано выполнение новых процессов, принятых из бизнес-единиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате цифровой организации труда менеджмент компаний получает недостижимый ранее уровень контроля и обоснования принятия решений. Высшее руководство получает обзор всей панорамы бизнес- операций — как продукция изготавливается, поставляется и оплачивается. Вся деятельность привязывается к конечной продукции, а затраты - к процессу и его компонентам. Становится возможным выявить слабые места в создании продукции, от продажи до поставки, и в управлении.
Источники:
2. Гастев А.К. Трудовые установки. - М.: Экономика, 1973. – 341 c.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. / Учебник для вузов - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 412 c.
4. Бобков В.Н., Кардашевский В.В. Реиндустирализация и производительность труда // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2014. – c. 140-145.
5. Кирсанов К. А., Буянов В.П., Михайлов Л.М. Теория труда. / Учебное пособие. - Москва: Экзамен, 2003. – 416 c.
6. Куликов В.В. Современная экономика труда. / монография. - Москва: Финстатинформ, 2001. – 660 c.
7. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. / Учеб. пособие [для вузов]/ Ин-т труда. - М. : ИНФРА-М, 1996. – 335 c.
8. Кокин Ю.П. Экономика труда. - Москва: Магистр, 2010. – 688 c.
9. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. / : докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г., Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 82 c.
10. Абдрахманова Г.И., Быховский К.Б., Веселитская Н.Н., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты. / докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 239 c.
11. Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика цифрового века. Цифровой век: шаги эволюции // Экономика и математические методы. – 2020. – № 1. – c. 18-33.
12. Скиннер К. Человек цифровой : четвертая революция в истории человечества, которая затронет каждого. / перевод с английского О. Сивченко. - 3-е изд. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 292 c.
13. Мошелла Д. Путеводитель по цифровому будущему: отрасли, организации и профессии. / перевод с английского: Л. Русу ; [предисловие Майка Лори]. - Москва : Альпина Паблишер, 2020. – 214 c.
14. Акмаева Р. И., Александров Ю. Д., Александрова А. В. Цифровизация экономических систем: теория и практика. / монография /Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – 795 c.
15. Боровков А. И., Гамзикова А. А., Кукушкин К. В., Рябов Ю.А. Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности. / краткий доклад (сентябрь 2019 года) / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – 61 c.
16. Щербаков А.Г. Организационно-экономический механизм внедрения цифровых технологий на предприятиях ОПК России. / монография. - М. ИНЭС-Проспект, 2019. – 164 c.
17. Кудрявцев Г.И., Скобелев П.О. Цифровая экономика: концепция управления крупным высокотехнологичным предприятием // Горизонты экономики. – 2017. – № 5 (38). – c. 54-62.
18. Устинова Л.Н., Вирцев М.Ю., Шакирова А.И. Цифровизация экономических систем: проблемы и перспективы // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 921-934. – doi: 10.18334/ce.17.3.117436.
19. Белайчук А.А., Елифёрова В.Г. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 538 c.
20. Marshall S. The Digital Workplace Defined. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cmswire.com/cms/social-business/what-a-digital-workplace-is-and-what-it-isnt-027421.php (дата обращения: 12.09.2023).
21. Джестон Дж. Управление бизнес-процессами. / Практическое руководство по успешной реализации проектов / Джон Джестон, Йохан Нелис; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. – 553 c.
22. Горяинов В. В. Влияние цифровизации на системы менеджмента организаций промышленности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2021. – № 3 (49).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:50:27