Практические аспекты оценки цифровой зрелости промышленных предприятий в условиях пилотирования инноваций в цифровых сервисах ГИСП
Шкарупета Е.В.1
1 Псковский государственный университет, Россия, Псков
Скачать PDF | Загрузок: 22 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Шкарупета Е.В. Практические аспекты оценки цифровой зрелости промышленных предприятий в условиях пилотирования инноваций в цифровых сервисах ГИСП // Информатизация в цифровой экономике. – 2023. – Том 4. – № 1. – С. 9-22. – doi: 10.18334/ide.4.1.117048.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52264046
Цитирований: 10 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В настоящее время проблемами оценки цифровой зрелости низового звена экономики являются низкая вовлеченность лидирующих цифровых промышленных предприятий в формирование и обновление методики оценки уровня цифровой зрелости отраслевого бизнеса, а также отсутствие практической апробации предполагаемых изменений в опросной форме (анкете) цифрового паспорта в ГИСП. В целях преодоления данных вызовов АНО «Цифровая экономика» и Минпромторгом РФ пилотируются нововведения в модуле цифрового паспорта ГИСП. В настоящей статье представлены результаты пилотного проекта по апробации обновленных методических рекомендаций по формированию цифрового паспорта промышленного предприятия: система из трех «колодцев», 27 направлений и 123 поднаправлений оценки; результатов оценки уровня цифровой зрелости 8 лидеров промышленной цифровизации, а также уровней цифровой зрелости в разрезе основных, вспомогательных и технологических процессов. Дополнительно конкретизирован уровень цифровой зрелости по направлению искусственного интеллекта. Сделан вывод, что цифровая зрелость и цифровая готовность не должны синонимизироваться. Цифровая зрелость – есть целевой образ результата, а цифровая готовность должна рассматриваться как совокупность цифровых навыков и знаний сотрудников предприятий, их цифровой грамотности, а также доверия к сервисам, внедряемым в ходе цифровой трансформации.
Ключевые слова: цифровая зрелость, цифровая готовность, цифровой паспорт, промышленное предприятие, ГИСП
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта No 23-28-01226.
Введение
Весь значительный пул существующих в настоящий момент методик оценки цифровой зрелости ориентирован на разные уровни объектов оценки: разработаны и внедрены методики оценки цифровой зрелости отраслей экономики и социальной сферы [1], субъектов РФ [2], а также низового звена экономики – промышленных предприятий [3]. В зависимости от объектов, в методики оценки цифровой зрелости могут закладываться принципиально разные подходы.
Основная часть
В настоящее время Минпромторг РФ реализует государственную информационную систему (ГИС) промышленности (ГИСП), являющуюся одной из самых развитых ГИС в стране, аккумулирующую информацию для всех субъектов промышленности, региональных министерств промышленности, государственных корпораций, объединений и ассоциаций промышленников в РФ. В рамках ГИСП реализуется модуль «Цифровой паспорт промышленного предприятия» [4], который в режиме самооценки и самодиагностики позволяет заполнить опросный лист, анкету и на выходе получить результат оценки по методике ФОИВ об уровне собственной цифровой зрелости.
Минпромторг дает следующее определение цифрового паспорта промышленного предприятия: «Цифровой паспорт – это перечень характеристик предприятия, сформированный в рамках ГИСП и включающий информацию об уровне цифровой зрелости и готовности к внедрению цифровых технологий» [5] (Kireev, 2022). Из данного определения видно, что ФОИВ не разделяет цифровую зрелость и цифровую готовность. Автор в своих более ранних исследованиях придерживался схожей точки зрения, определяя цифровую зрелость промышленного предприятия как уровень готовности к внедрению технологий Индустрий 4.0 и 5.0 [6–12] (Babkin, Shkarupeta, Gileva, Polozhentseva, Chen, 2022; Babkin, Glukhov, Shkarupeta, 2022; Babkin, Glukhov, Shkarupeta, Kharitonova, Barabaner, 2021; Shkarupeta, Dudareva, 2022; Shkarupeta, 2021; Kvint, Babkin, Shkarupeta, 2022; Shkarupeta, 2021). Однако в контексте развития цифровой методологии, на взгляд автора, должны быть выделены и описаны отличительные особенности, разделяющие цифровую зрелость и цифровую готовность. К таким особенностям, например, может быть отнесено утверждение, что для достижения цифровой зрелости необходимо добиться цифровой готовности. С этой точки зрения, цифровая готовность есть комплекс цифровых навыков сотрудников предприятий, их цифровой грамотности, а также доверия к сервисам, внедряемым в ходе цифровой трансформации.
Целями создания цифрового паспорта промышленных предприятий являются следующие [5] (Kireev, 2022):
– обеспечение национальных приоритетов (переход страны к цифровой экономике, цифровизация промышленного сектора, увеличение объема экспорта, участие предприятий в реализации национальных проектов);
– развитие потенциала, стимулирование деятельности промышленных предприятий к внедрению цифровых технологий;
– формирование востребованных сервисов ГИСП;
– повышение эффективности процессов и производительности труда на промышленных предприятиях;
– совершенствование инструментов государственной поддержки промышленности;
– распространение лучших практик и технологий цифровизации.
Цифровой паспорт промышленных предприятий позволяет реализовать следующие возможности [5] (Kireev, 2022):
– сформировать предложения и подбор мер поддержки проектов цифровизации предприятий;
– получить частную или государственную поддержку;
– поддержать частные инвестиции в реализацию проектов цифровизации;
– выявить наиболее сложные этапы цифровой трансформации.
До 2023 года оценка цифровой зрелости на основе цифрового паспорта промышленных предприятий носила рекомендательный характер с периодичностью не реже 1 раза в квартал [13]. С 1 января 2023 года оценка цифровой зрелости не реже 1 раза в полугодие станет обязательной для всех промышленных предприятий, претендующих на получение господдержки [14] (Shpunt, 2022). Соответствующие направления будут включены в «Цифровой паспорт предприятия». Кроме того, с 1 января 2023 года в «Цифровой паспорт предприятия» будут включены дополнительные направления оценки (в том числе определяющие уровень использования сервисов искусственного интеллекта, информационной безопасности и цифровых двойников), с помощью которых можно подсчитать уровень цифровой зрелости. Общее количество направлений оценки составит 27, поднаправлений – 123. Их передача в ГИС промышленности станет обязательной для всех предприятий.
В пилотный проект по апробации обновленных методических рекомендаций по формированию цифрового паспорта промышленного предприятия вошли [5] (Kireev, 2022):
– промышленные предприятия (критерии: обрабатывающие отрасли, регистрация в ГИСП и готовность пройти пилотное анкетирование в тестовом контуре): Госкорпорация «Ростех» (ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Вертолеты России», АО «НПО «Выосокточные комплексы», АО «Концерн «Калашников»); Госкорпорация «Росатом» (АО «ЮМАТЭКС»); АО «ОХК «УРАЛХИМ»; ПАО «УРАЛКАЛИЙ;
– лидеры развития технологий искусственного интеллекта: ОАО «РЖД», ГК «Цифра», ПАО «Сбербанк», ПАО «МТС»;
– Минпромторг России, Фонд развития промышленности и АНО «Цифровая экономика».
Участие в пилотном проекте по апробации обновленных методических рекомендаций по формированию цифрового паспорта промышленного предприятия позволило [5] (Kireev, 2022):
– промышленным предприятиям: оценить уровень цифровой зрелости, сравнить его со средним уровнем пилотных предприятий, предложить корректировки методики оценки и стимулировать процессы цифровизации;
– лидерам развития технологий искусственного интеллекта: получить детализированную информацию о внедрении искусственного интеллекта на ведущих промышленных предприятиях (по результатам анкетирования).
На рисунке 1 представлено содержание обновленной анкеты модуля «Цифровой паспорт промышленного предприятия» в ГИСП в части 27 направлений оценки цифровой зрелости промышленных предприятий. Система направлений оценки включает в себя три «колодца»:
– уровень цифровизации бизнес-процессов в цепочке создания добавленной стоимости: 9 направлений;
– уровень цифровизации вспомогательных бизнес-процессов: 10 направлений;
– уровень технологического развития информационных технологий на предприятии: 8 направлений.
Рисунок 1. Три «колодца» и 27 направлений оценки цифровой зрелости промышленных предприятий
Источник: составлено по материалам [5] (Kireev, 2022).
В актуализированной методике оценки цифровой зрелости промышленных предприятий используется следующая шкала [5] (Kireev, 2022):
1) для направлений с 1 по 19:
– процесса нет на предприятии: 0 баллов;
– процесс не автоматизирован: 1 балл;
– частичная автоматизация с использованием общих и несистемных программных инструментов: 2 балла;
– автоматизация основных функций процесса: 3 балла;
– автоматизация функций аналитики и прогнозирования: 4 балла;
2) для направлений 20–22, 24, 26–27 бинарная оценка:
– есть;
– нет;
3) для направлений 23, 25 балльная оценка:
– направление 23: 4 балла;
– направление 25: 5 баллов.
По текущей методике средний уровень цифровой зрелости на июнь 2022 г. составлял 41%. Средний уровень цифровой зрелости 8 участников пилотного проекта составил 58% (рис. 2), что подтверждает их лидирующее положение в сфере цифровизации и цифровой трансформации промышленности.
Рисунок 2. Уровень цифровой зрелости 8 участников пилотного проекта по апробации обновленных методических рекомендаций по формированию цифрового паспорта промышленного предприятия по состоянию на июнь 2022 года
Источник: составлено по материалам [5] (Kireev, 2022).
Помимо фактического уровня цифровой зрелости лидеров промышленности в сфере цифрового развития исследовательский интерес представляет оценка цифровой зрелости по трем «колодцам».
Средний уровень цифровизации бизнес-процессов в цепочке создания добавленной стоимости («колодец» 1) составил 57% (рис. 3).
Рисунок 3. Уровень цифровизации бизнес-процессов в цепочке создания добавленной стоимости («колодец» 1) 8 участников пилотного проекта по апробации обновленных методических рекомендаций по формированию цифрового паспорта промышленного предприятия по состоянию на июнь 2022 года
Источник: составлено по материалам [5] (Kireev, 2022).
В уровне цифровизации основных бизнес-процессов наблюдается очень большая дисперсия. Как видно из рисунка 3, минимальный уровень по 8 направлениям оценки из 9 составил 0%, что говорит о том, что даже лидеры промышленной цифровизации сильно проседают в вопросах цифровизации основных бизнес-процессов.
По уровню цифровизации вспомогательных процессов наблюдается несколько другая картина (рис. 4). Средний уровень цифровизации вспомогательных бизнес-процессов («колодец» 2) составил 61% по состоянию на июнь 2022 года.
Рисунок 4. Уровень цифровизации вспомогательных бизнес-процессов («колодец» 2) 8 участников пилотного проекта по апробации обновленных методических рекомендаций по формированию цифрового паспорта промышленного предприятия по состоянию на июнь 2022 года
Источник: составлено по материалам [5] (Kireev, 2022).
Причиной выравнивания разброса среднего уровня цифровизации вспомогательных бизнес-процессов является применение кросс-отраслевых сквозных технологий из сельского хозяйства, транспорта, строительства.
Средний уровень цифровизации технологического развития ИТ на предприятии («колодец» 3) составил 56% по состоянию на июнь 2022 года (рис. 5).
Рисунок 5. Уровень цифровизации технологического развития ИТ на предприятии («колодец» 3) 8 участников пилотного проекта по апробации обновленных методических рекомендаций по формированию цифрового паспорта промышленного предприятия по состоянию на июнь 2022 года
Источник: составлено по материалам [5] (Kireev, 2022).
Направление оценки цифровой зрелости, связанное с применением технологий искусственного интеллекта, показало минимальное значение (средний уровень – 25%), что является отражением технической проблемы отсутствия единого глоссария, согласованного понимания топ-менеджментом промышленных предприятий, что такое искусственный интеллект. Уровень цифровизации по семи поднаправлениям оценки в рамках направления 26 «Применение технологий искусственного интеллекта» показан на рисунке 6.
Рисунок 6. Уровень цифровизации применения технологий искусственного интеллекта (направление оценки 26) 8 участников пилотного проекта по апробации обновленных методических рекомендаций по формированию цифрового паспорта промышленного предприятия по состоянию на июнь 2022 года
Источник: составлено по материалам [5] (Kireev, 2022).
Из рисунка 6 видно, что в технологиях распознавания и синтеза речи лидеры промышленной цифровизации демонстрируют нулевой уровень зрелости. Данный уровень выровняется, когда самодиагностику цифровой зрелости пройдут десятки тысяч промышленных компаний и выборка станет репрезентативной.
Заключение
Резюмируя и рефлексируя результаты пилотного проекта по апробации обновленных методических рекомендаций по формированию цифрового паспорта промышленного предприятия, обозначим два вопроса, остающихся пока открытыми:
– вопрос достоверности данных, введенных предприятиями;
– вопрос, каким образом предприятия будут мотивировать, повышать уровень цифровой зрелости.
По первому вопросу – Минпромторг оставляет за собой право проверки корректности данных. В опросную анкету внедрены инструменты проверки логичности ее заполнения. И в целом инструмент оценки цифровой зрелости является достаточно объективным, несмотря на самодиагностику.
Вопросы мотивации промышленных предприятий повышать уровень цифровой зрелости решаются с помощью значительного числа субсидий, предоставляемых в настоящее время. Конечной целью повышения цифровой зрелости являются высокая глобальная конкурентоспособность, жизнестойкость и устойчивость в условиях стратегического дрейфа.
Цифровая зрелость – это ответ на вопросы, куда мы идем и каких показателей достигаем, то есть некий целевой образ результата, к которому должны стремиться промышленные предприятия. При этом цифровая готовность в контексте подготовленности к цифровой трансформации отвечает на вопросы, кем и чем будет достигнут целевой образ: это кадры, компетенции, знания, наличие инструментов, готовность инфраструктуры и т.д.
Источники:
2. Методика расчета показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации». Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 (ред. от 14.01.2021). Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintsifry-rossii-ot-18112020-n-600-ob-utverzhdenii/.
3. Основные принципы по оценке уровня цифровой зрелости, реализованные в рамках модуля ГИСП «Цифровой паспорт промышленных предприятий». Минпромторг РФ. ФРП. [Электронный ресурс]. URL: https://minprom.samregion.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/08/czifrovoj-pasport-predpriyatiya-19.08.2021.pdf.
4. Цифровой паспорт промышленного предприятия. Gisp.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/digpass.
5. Киреев К. Цифровая зрелость промышленных предприятий. Пилотный проект по апробации обновленных методических рекомендаций по формированию цифрового паспорта промышленного предприятия. Дискуссионная площадка «Цифровая зрелость VS Цифровая готовность». [Электронный ресурс]. URL: https://infotex72.ru/online/ (дата обращения: 19.10.2022).
6. Бабкин А.В., Шкарупета Е.В., Гилева Т.А., Положенцева Ю.С., Чэнь Л. Методика оценки разрывов цифровой зрелости промышленных предприятий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – № 3. – c. 443-458. – doi: 10.18184/2079-4665.2022.13.3.443-458.
7. Бабкин А.В., Глухов В.В., Шкарупета Е.В. Методика оценки цифровой зрелости отраслевых промышленных экосистем // Организатор производства. – 2022. – № 3. – c. 7-20.
8. Babkin A., Glukhov V., Shkarupeta E., Kharitonova N., Barabaner H. Methodology for Assessing Industrial Ecosystem Maturity in The Framework of Digital Technology Implementation // International Journal of Technology. – 2021. – № 7. – p. 1397-1406. – doi: 10.14716/IJTECH.V12I7.5390.
9. Шкарупета Е., Дударева О. Методика оценки уровня цифровой зрелости экономической системы // Digital Economy: Modern Challenges and Real Opportunities: Materials II International Conference. Baku, 2022. – p. 441-444.
10. Шкарупета Е.В. Цифровая зрелость системы образования субъектов // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знанияв учебный процесс: Материалы II Международной научно-практической конференции Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». Москва, 2021. – c. 288-291.
11. Квинт В.Л., Бабкин А.В., Шкарупета Е.В. Стратегия формирования платформенной операционной модели для повышения уровня цифровой зрелости промышленных систем // Экономика промышленности. – 2022. – № 3. – c. 249-261. – doi: 10.17073/2072-1633-2022-3-249-261.
12. Шкарупета Е.В. Методический подход к оценке цифровой зрелости экономической системы // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: Материалы IХ Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летнему Юбилею филиала. Воронеж, 2021. – c. 500-504.
13. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2017 года N 1604 «О предоставлении субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности и размещении информации государственной информационной системы промышленности в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/556118678?marker=7D20K3.
14. Шпунт Я. Цифровая зрелость станет обязательной. Comnews.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.comnews.ru/content/222714/2022-10-21/2022-w42/cifrovaya-zrelost-stanet-obyazatelnoy.
Страница обновлена: 23.07.2024 в 17:19:47