Пересмотр цифрового неравенства на рынке труда стран БРИКС
Лазанюк И.В.1, Пугачева И.А.1, Семчук В.А.1, Неведомская А.О.1
1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)
Аннотация:
В условиях цифровой трансформации развивающиеся страны сталкиваются с глобальными вызовами преодоления цифрового разрыва в доступе населения к цифровой инфраструктуре, навыкам и услугам. Цифровое неравенство является важной проблемой не только в развитых странах, но и в странах БРИКС. Однако характер и проявление этой проблемы различаются в зависимости от социально-экономических условий, инфраструктуры и политик в разных странах. Целью данного исследования является оценка влияния цифрового неравенства, в частности, на рынок труда. Проведен анализ влияния различия в доступе к технологиям и цифровым навыкам на занятость, функции, выполняемые работниками в странах БРИКС. Выявлены факторы, способствующие цифровому неравенству, включая экономические, образовательные и инфраструктурные аспекты. Определены особенности цифрового неравенства на рынке труда стран БРИКС, различия в доступе к цифровым технологиям, цифровой грамотности, а также влияние автоматизации и скорости внедрения новых технологий. Проведенный сравнительный анализ мер поддержки в рамках комплексных национальных программ развития, направленных на решение проблем цифрового неравенства показал, что меры различаются от страны к стране, отсутствие эффективных цифровых стратегий углубляют цифровое неравенство. На данный момент, Правительства стран БРИКС запустили программы развития повышения цифровой грамотности населения для содействия обучению и повышению квалификации рабочей силы. На основе полученных данных предложены стратегические меры для уменьшения цифрового неравенства, используя возможности сотрудничества между странами БРИКС
Ключевые слова: цифровое неравенство, цифровизация, неравенство, БРИКС, рынок труда, трансформация
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РУДН в рамках НИР
№ 060330-0-000 «Цифровое неравенство как угроза углубления
экономического неравенства и анализ возможностей ИИ для его преодоления»
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
На данный момент в межгосударственное объединение БРИКС входят 10 стран с динамично развивающейся экономикой: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Эфиопия. В 2022 году на долю стран-участниц БРИКС приходилось более 1/3 мирового ВВП, производимого 42% общемирового населения [12]. Важными целями организации уже на протяжении многих лет являются развитие экономического сотрудничества между странами-участницами, стимулирование торговли, инвестиций и технологического обмена между развивающимися рынками. Цифровая экономика и цифровизация являются важными трендами развития для БРИКС [17], цифровизация меняет трудовые отношения, превращая их в компьютерные алгоритмы. Дистанционное обучение и удаленная работа создают новые социальные признаки и статусы. Следовательно, возникает цифровое неравенство, которое вносит коррективы в социальную стратификацию [15]. Цифровые технологии и цифровые компетенции сотрудников увеличили разрыв как между занятыми в различных отраслях, так и между специалистами в рамках одной компании, а также в уровне развития между отдельными странами [13]. Однако необходимость укрепления сотрудничества между странами БРИКС, разработки общих принципов кибербезопасности и продвижения независимых от западных платформ решений в сфере управления интернетом является первостепенной задачей [8]. Все страны БРИКС имеют высокую необходимость в модернизации основообразующих секторов экономики применительно к целям устойчивого развития, в том числе, применительно к политике формирования устойчивых рабочих мест в странах БРИКС [6].
Исследование вопросов цифрового неравенства началось в 1990-е гг., и основное внимание исследователей было в основном сосредоточено на технических аспектах, связанных с инфраструктурой ИКТ. В настоящее время основное внимание уделяется другим факторам цифрового неравенства. Все большее значение приобретает наличие навыков для выхода в интернет и использование возможностей новых цифровых технологий, таких как: получение услуг через сеть интернет, поиск достоверной информации, использование специального программного обеспечения для выполнения трудовых функций и облегчения быта, использование онлайн платежей и т.д. [24]. Вопросы неравномерного доступа к новым технологиям рассматривались такими исследователями [26], [29].
Цифровое неравенство может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Проявляться цифровое неравенство может по-разному, например, через дискриминацию людей из разных социальных групп или отказ от предоставления услуг через какие-либо сервисы. Уже имеющееся цифровое неравенство может привести к еще большему разрыву между странами по уровню образования. А преодоление цифрового неравенства становится актуальной задачей для многих стран. Влияние цифрового неравенства в разных странах рассмотрены в работах [3], [4], [22].
Цели устойчивого развития (ЦУР), принятые ООН в 2015 году, представляют собой глобальную стратегию, направленную на решение различных проблем, стоящих перед человечеством. Многие из 17 ЦУР напрямую или косвенно связаны с устранением цифрового неравенства. В таблице 1 представлена взаимосвязь ЦУР и цифрового неравенства.
Таблица 1
Взаимосвязь ЦУР и цифрового неравенства
ЦУР 4 - Качественное образование
|
Образование
в современном мире все больше зависит от цифровых технологий. Недостаток
доступа к интернету и ИКТ может ограничивать возможности получения
качественного образования, особенно для людей из уязвимых групп
|
ЦУР 8 - Достойная работа и экономический рост
|
Для
успешной интеграции в рынок труда нужны цифровые навыки. Цифровое неравенство
может сократить шансы на получение достойной работы, особенно в быстро
меняющемся цифровом экономическом ландшафте
|
ЦУР
9 - Индустриализация, инновации и инфраструктура
|
Развитие
устойчивой инфраструктуры, включая доступ к интернету, необходимо для
снижения цифрового разрыва
|
ЦУР
10 - Уменьшение неравенства
|
Цифровое
неравенство является одной из форм социального неравенства. Для достижения
этой цели необходимо обеспечить равный доступ к цифровым возможностям для
всех слоев населения
|
Взаимосвязь между ЦУР и цифровым неравенством подчеркивает важность равного доступа к цифровым технологиям как обязательного условия для устойчивого развития общества. Устранение цифрового неравенства не только способствует достижению целевых показателей ЦУР, но и помогает построить более устойчивое общество. Авторы подчеркивают важность обучения цифровым навыкам и развития инфраструктуры для эффективного преодоления разрыва [30].
Цифровое неравенство в странах БРИКС является многофакторной проблемой, а причины цифрового неравенства в каждой стране БРИКС могут быть как уникальными, так и повторяющимися. К характерным причинам можно отнести уровень человеческого капитала, проблемы технологического характера, что довольно сильно проявляется в диспропорции развития цифровой инфраструктуры, автоматизации, мобильных, интернет-коммуникаций. Кроме того, невозможно не выделить в отдельную категорию политические причины, когда определённые группы целенаправленно отчуждают другие группы от полноценного пользования результатами цифровой экономики.
Цифровое неравенство на рынке труда стран БРИКС представляет собой значимую проблему, отражающую различные социальные, экономические и технологические барьеры, препятствующие доступу граждан к новым возможностям в условиях цифровизации. Роль институтов глобального управления, таких как БРИКС, в развитии цифровой экономики недостаточно изучена [7]. Целью данного исследования является оценка влияния цифрового неравенства на рынок труда в странах БРИКС, выявление причин, лежащих в основе цифрового разрыва, а также разработка рекомендаций для решения проблемы цифрового неравенства с использованием возможности объединения.
Материалы и методы
В данной работе авторы опирались на анализ вторичных источников данных, были изучены труды российских и зарубежных авторов по заявленной проблематике. Авторами применены методы формальной логики и общетеоретические подходы к анализу и синтезу информации о методах количественного и качественного анализа политико-экономического развития стран. В исследовании применены стандартные методы количественного и качественного контент-анализа, которые позволяют систематизировать исследовательский материал. Для интерпретации полученных результатов использовались методы сравнительного и описательного анализа, с элементами статистического оформления.
Результаты и обсуждение
Цифровое неравенство достаточно хорошо освещено в литературе, однако в контексте стран БРИКС приобретает особый смысл. Исследовательский интерес заключался в анализе факторов цифрового неравенства, влияющих на рынок труда в исследуемых странах. В странах БРИКС наблюдаются значительные различия в доступности Интернет-соединения и современных технологий. Например, в крупных городах доступ к высокоскоростному интернету и мобильным технологиям достаточно высокий, в менее развитых и сельских районах ситуация может быть критической. В Индии и Бразилии существует резкий контраст между богатой и бедной частью населения, что ограничивает возможности трудоустройства. Достаточно большая часть населения не имеет доступ к современным устройствам, таким как ноутбуки или смартфоны. Люди с низким доходом могут не иметь возможности приобретать необходимые гаджеты для работы или поиска работы, что усугубляет цифровое неравенство. Уровень цифровой грамотности напрямую влияет на возможность достойного трудоустройства. В странах БРИКС многие люди не имеют необходимых навыков для работы с современными цифровыми платформами, такими как CRM-, ERP-системы и т.д. Системы образования в некоторых странах БРИКС не всегда успевают за быстрым развитием технологий [16]. В результате молодёжь может выпускаться без необходимых знаний и умений, что затрудняет их трудоустройство на высокотехнологичные работы. В последние годы многие традиционные профессии подверглись автоматизации. Работники с низкой квалификацией особенно уязвимы, поскольку автоматизация может привести к потере рабочих мест. Например, в России и ЮАР это может затронуть рабочие специальности, где не требуются высокие навыки. В то же время цифровизация создает новые рабочие места в высокотехнологичных отраслях. Однако для доступа к таким позициям требуется наличие специализированного образования и навыков, что ставит людей с недостаточной подготовкой в невыгодное положение. Цифровое неравенство также связано с общим экономическим неравенством в странах БРИКС. Люди из менее обеспеченных слоев общества испытывают дополнительные трудности: у них нет доступа к качественным образовательным ресурсам и сетям, что ограничивает их возможности на рынке труда. В некоторых странах, таких как Индия и Южноафриканская Республика, существует гендерное неравенство, которое также отражается в цифровом неравенстве. Женщины могут иметь меньший доступ к технологиям и образованию, что ограничивает их трудовые возможности.
Наконец, некоторые страны БРИКС начинают осознавать проблему цифрового неравенства и принимают меры для улучшения ситуации: инвестиции в образовательные программы, программы повышения цифровой грамотности и развитие региональной инфраструктуры для улучшения интернет-доступа. Сдерживать цифровые разрывы помогут усилия государства, направленные на формирование «цифровых привычек» граждан при условии равного доступа к цифровой инфраструктуре и обеспечению равных возможностей накопления цифрового капитала в образовании [1].
В работе проведен сравнительный анализ стран БРИКС через призму нескольких международных рейтингов и индексов: Индекс человеческого развития (Human Development Index, HDI), Мировой рейтинг цифровой конкурентоспособности (World Competitiveness Ranking, WCR), Глобальный индекс цифровизации (Global Digitalization Index, GDI). Такой выбор сделан не случайно, в рамках оценки цифрового неравенства стран очень важно рассматривать полную картину подготовки населения той или иной страны к цифровым изменениям. Как правило, именно совокупность критериев дает более наглядное понимание того, почему одни страны показывают более заметные успехи в борьбе с цифровым неравенством в отличие от других.
Индекс человеческого развития (HDI) – это всеобъемлющий сравнительный показатель ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни в странах по всему миру. Эти показатели сведены в единое число от 0 до 1,0, где 1,0 — это максимально возможный уровень человеческого развития. Индекс делится на четыре уровня человеческого развития: очень высокий (0,8-1,0), высокий (0,7-0,79), средний (0,55-0,7) и низкий (ниже 0,55).
В этом рейтинге (HDI) за 2022 году среди стран БРИКС+, ОАЭ занимает 1 место (0,911), а Россия – 2 место (0,822). Эти две страны показывают очень высокий уровень человеческого развития. К странам высокого уровня человеческого развития можно отнести следующие страны: Иран, Китай, Бразилию, Египет и Южную Африку. Индия отстает от них и попадает в группу стран среднего уровня развития, и лишь Эфиопия (0,498) попадает в список стран с низким уровнем человеческого развития, что говорит о полной неподготовленности страны к цифровым изменениям наряду с другими развивающимися странами БРИКС.
Таблица 2
Распределение стран БРИКС по Индексу человеческого развития 2022
Категория страны по HDI
рейтингу
|
Страны БРИКС
|
Очень высокий (0,8–1,0)
|
ОАЭ (0,911), Россия
(0,822)
|
Высокий (0,7–0,79)
|
Иран (0,774), Китай
(0,768), Бразилия (0,754), Египет (0,731), ЮАР (0,713)
|
Средний (0,55–0,7)
|
Индия (0,633)
|
Низкий (ниже 0,55)
|
Эфиопия (0,498)
|
Мировой рейтинг цифровой конкурентоспособности, ежегодно публикуемый Центром мировой конкурентоспособности IMD (WCR), состоит из трех показателей: знания, технологии и готовность к будущему. Рейтинг содержит информацию о пяти странах БРИКС: ОАЭ, Китае, Индии, Бразилии, Южной Африке. За 2023 год лидируют ОАЭ и Китай со значительным отрывом от остальных представителей стран БРИКС.
Рисунок 1. Мировой рейтинг цифровой конкурентоспособности в 2023г., %
Источник: [28]
Согласно рейтингу WCR, ОАЭ обладает наибольшим технологическим и образовательным потенциалом. Это связано с тем, что правительство страны активно инвестирует в экономику знаний. В соответствии со стратегией Dubai Metaverse в столице планируется обеспечить 40 тысяч рабочих мест за счет метавселенной уже к 2030 году [10]. Китай в рейтинге WCR лидирует по уровню готовности к будущему. Правительство страны разработало стратегию развития до 2050 года, в то время как ОАЭ придерживаются программы "Видение 2030". Бразилия является наименее развитой страной в области технологий, что может быть связано с протекционистской политикой правительства в отношении импорта новых технологий. Южная Африка имеет самый низкий балл по уровню готовности к будущему, поскольку экономическая нестабильность не позволяет планировать устойчивое развитие. Пик проблем пришелся на 2023: на страну обрушились веерные отключения электроэнергии, что привело к введению режима национального бедствия [21]. В целом цифровая конкурентоспособность рассматриваемых стран определяется их социально-экономическим уровнем, поэтому наиболее развитые государства (ОАЭ, Китай) имеют лучшие показатели, по сравнению с другими странами БРИКС, представленными в рейтинге.
Индекс GDI (Global Digitalization Index) [23] оценивает прогресс в цифровизации 77 стран с помощью показателей, относящихся к четырем важнейшим факторам: повсеместная связь, цифровая основа, зеленая энергия, связь политики и экосистемы. В рейтинге GDI за 2024 год страны БРИКС распределены следующим образом [1]*:
− Starters: Египет (32.7)
− Adopters: Бразилия (44.8), ЮАР (43.4), Индия (40.3)
− Frontrunners: Китай (69.2), ОАЭ (61.4)
Остальные страны БРИКС в рейтинге GDI не представлены.
В данном распределении Starters – это развивающиеся страны с формирующимся рынком, которые находятся на ранней стадии создания инфраструктуры ИКТ. Им необходимо предоставить доступ к цифровой экономике большему числу населения. Adopters в этом рейтинге – развивающиеся страны со средним уровнем дохода, внедряющие цифровые технологии. Эти страны уделяют особое внимание на расширении охвата повсеместной связью, понимая, что надежная и широкая связь позволит обеспечить эффективное предоставление цифровых услуг. Frontrunners – передовые страны со средним и высоким уровнем дохода. Эти страны сосредоточены на повышении качества обслуживания пользователей и инвестируют в сетевые технологии следующего поколения.
Россия была рассмотрена авторами через призму внутреннего индекса цифровой грамотности, поскольку во многих рейтингах страна не представлена. Индекс цифровой грамотности включает в себя следующие компоненты: информационная грамотность, навыки решения проблем в цифровой среде, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность. По уровню цифровой грамотности жители России делятся на три условные группы: начальный, базовый и продвинутый.
Общий индекс цифровой грамотности показал прирост 37% с 2018 (52 п.п.) по 2023 (71 п.п.) годы. Динамика за 2020–2023 годы показала, что сильный рост всех показателей наблюдался в 2022 году, а в 2023 году лишь поддерживается на уровне прошлого года. Такое возможно из-за последствий резкого увеличения цифрового контента после пандемии COVID-19.
Рисунок 2. Компоненты индекса цифровой грамотности 2020–2023
Источник: [9]
Как видно из представленного графика, по всем показателям отмечается рост, что о говорит о положительных тенденциях и более активном внедрение устойчивых практик.
Мы уже отмечали выше, что цифровое неравенство является одной из ключевых проблем, с которыми сталкиваются страны БРИКС в процессе развития цифровой экономики. Преодоление неравенства требует увеличения доли активных граждан. Например, молодые люди, женщины, жители крупных городов, предприниматели и специалисты с высшим образованием наиболее эффективно адаптируются к цифровым технологиям [20].
Цифровое неравенство в Бразилии
Основной причиной цифрового неравенства в Бразилии являются природные условия, затрудняющие развёртывание волоконно-оптических линий связи. В связи с этим Бразилия реализует Стратегию цифровой трансформации "E-Digital", запущенную в 2018 году. Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) рекомендует использовать семь «драйверов», среди которых особо выделяется призыв к «цифровой революции». На выставке Set Expo 2023 определили, что основным драйвером на рынке телекоммуникации является рост аудитории спутникового ТВ. Сотовые операторы региона имеют амбициозные планы по стопроцентному охвату услугами 4G, что невозможно без использования спутниковых технологий. Создав надежную сеть связи, Бразилия может добиться большей инклюзивности, инноваций и устойчивости перед лицом будущих вызовов. Ещё одна точка роста для спутниковой связи — сельскохозяйственный сектор. Бразилия имеет опыт успешного государственно-частного партнерства, особенно в области оцифровки бразильского телевидения и внедрения 5G.
Цифровое неравенство в Индии
В Индии наблюдается следующий парадокс: руководство страны предпринимает меры поддержки для достижения технологического прорыва, однако в то же время стремится вернуться к традиционным основам. Для сокращения разрыва цифрового неравенства в Индии создали систему биометрической идентификации граждан. Важнейшими достижениями также являются: система быстрых платежей (UPI), введенная в эксплуатацию в Индии в 2016 году, система электронной идентификации клиентов (e-KYC), а также система хранения электронных документов (DigiLocker) и система электронной подписи (eSign). Одной из важнейших правительственных мер является поддержка государственного оператора BSNL. В 2023 году власти выделили компании большой пакет частот для развития 4G и 5G. Быстрое распространение цифровых технологий отразилось и на развитии предпринимательства. Сегодня эта страна переживает настоящий предпринимательский бум, оказывающий воздействие не только на экономику Индии, но и на многие тенденции в сфере бизнеса в общемировом масштабе.
Цифровое неравенство в РФ
С 2014 года в России реализуется программа «Устранение цифрового неравенства» (УЦН). По государственному контракту её выполняет «Ростелеком» с технологической поддержкой T2. Различия в показателях между регионами все еще являются существенными и проблема преодоления цифрового неравенства актуальна для российского общества. Проект предусматривает строительство волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и обеспечение высокоскоростным доступом в интернет сел, поселков, деревень, аулов и станиц с населением от 100 до 500 человек. В некоторых регионах программа устранения цифрового неравенства сталкивается с противодействием местных жителей.
Цифровое неравенство в ЮАР
Согласно исследованию McKinsey, проведенному еще в 2013 г., Африка наконец может в полной мере интегрироваться в мирохозяйственные процессы и наравне с другими странами участвовать в цифровизации мировой экономики. В прежние исторические периоды из-за своей колониальной истории у стран Африки такой возможности не было. Несмотря на активное развитие цифровой экономики на африканском континенте, для региона остаются актуальными их традиционные проблемы, препятствующие более стремительному развитию цифровизации. Цифровую революцию в Африке отличают не столько технологии, лежащие в ее основе, сколько растущая доступность, удобство пользования и, до недавнего времени, в значительной степени неиспользованный спрос, благодаря которым она развивалась так быстро. Так, например, одними из важнейших показателей для оценки состояния и динамики развития цифровизации остаются доля населения с доступом к сети Интернет и его пропускная способность. На текущий момент в стране отсутствует система межведомственного взаимодействия и практически полностью отсутствуют цифровые сервисы социальной сферы.
Цифровое неравенство в Китае
В Китае реализуется государственная программа развития по сокращению цифрового неравенства. Разные категории населения должны получить равный доступ к передовым технологиям. Программа развития призвана интегрировать цифровую и реальную экономику страны и способствовать использованию цифровых технологий в экономической, политической, культурной, социальной и экологической областях. Однако несмотря на стремительный рост технологий в 2022 году всего 76,4% населения Китая пользовались Интернетом, что означает – 23,6% населения все еще не имеют доступа к цифровой экономике и не включены в нее [11]. Для преодоления цифрового неравенства предлагается обеспечить доступ населения сельских регионов к ИКТ и провести образовательные мероприятия, направленные на формирование у населения необходимых навыков использования цифровых технологий.
Анализ программ цифрового развития стран БРИКС
Страны БРИКС активно развивают программы цифрового развития, направленные на улучшение качества жизни граждан, повышение конкурентоспособности и устойчивости экономик, а также на сокращение цифрового разрыва. В таблице 3 представлены программы, уже действующие в этих странах.
Таблица 3
Программы цифрового развития стран БРИКС
Страна
|
Программа
|
Содержание
программы
|
Бразилия
|
Стратегия
цифровой трансформации
«E-Digital» (2018) |
−
Расширение
цифровой инфраструктуры
− Продвижение цифровой инклюзии − Содействие инновациям и предпринимательству − Улучшение государственных услуг через цифровизацию |
Россия
|
«Цифровая
экономика Российской Федерации» (2017)
|
−
Развитие
цифровой инфраструктуры
− Формирование нормативно-правовой базы − Развитие человеческого капитала − Обеспечение информационной безопасности |
Индия
|
«Цифровая
Индия» (2015)
|
−
Развитие
высокоскоростной интернет-инфраструктуры по всей стране
− Универсальный доступ к мобильной связи − Создание общедоступных центров цифровых услуг − Предоставление государственных услуг в электронном виде − Повышение цифровой грамотности − Создание рабочих мест в ИТ-секторе |
Китай
|
«Цифровой
Китай» (2021)
|
−
Интеграция
цифровых технологий в различные сектора экономики
− Строительство цифровой инфраструктуры − Продвижение цифровой экономики − Усиление цифрового управления |
Южная
Африка
|
«Южноафриканская
связь» (2013)
|
−
Развитие
цифровых навыков
− Развитие ИКТ-инфраструктуры − Содействие инновациям в ИКТ |
На основе проведенного сравнительного анализа различных индексов, программ цифровизации и мероприятий правительств стран БРИКС, можно выделить важные ключевые аспекты и инициативы цифрового развития в этих странах:
1) Создание цифровой инфраструктуры:
Китай активно инвестирует в развитие 5G и других современных сетей связи, а также в цифровые технологии для городского управления, интернета вещей (IoT) и умных городов. Индия реализует инициативу "Digital India", которая нацелена на улучшение доступа к интернету, электронным услугам и информациям через программы, такие как "Digital Lockers" и "Aadhaar", обеспечивающие идентификацию граждан и доступ к услугам.
2) Развитие электронного правительства:
Бразилия и Южная Африка внедряют системы электронного управления для повышения прозрачности и эффективности государственных услуг, что включает онлайн-платформы для подачи заявлений, уплаты налогов и доступа к информации. Россия имеет большой опыт в развитии собственных электронных платформ. Внедрённый портал госуслуг намного упрощает взаимодействие граждан с государственными органами, и РФ может поделиться своим опытом со странами БРИКС.
3) Способы достижения цифровой грамотности:
Все страны БРИКС реализуют программы повышения цифровой грамотности среди населения. Эти инициативы помогают обучать граждан использованию информационных технологий, что способствует более широкому использованию цифровых услуг и решений.
4) Поддержка стартапов и инновационных технологий:
В странах БРИКС создаются специальные фонды и инкубаторы для поддержки стартапов в сферах технологий, бизнеса и социальных услуг. Эти инициативы помогают стимулировать разработку новых идей и продуктов, которые могут повысить производительность и решить социальные проблемы.
5) Сотрудничество в области науки и технологий:
БРИКС активно развивает международное сотрудничество в научной и технологической сферах. Страны проводят совместные исследования и проекты в области цифровых технологий, искусственного интеллекта и кибербезопасности.
6) Сотрудничество в области кибербезопасности:
Все страны БРИКС осознают важность обеспечения безопасности в цифровом пространстве. Разрабатываются стратегии кибербезопасности и законы, направленные на защиту данных и информации, что становится все более актуальным в условиях глобальных угроз.
7) Развитие экономики данных:
БРИКС исследует возможности внедрения технологий блокчейн и больших данных для повышения прозрачности бизнеса и государственных процессов, а также для оптимизации цепочек поставок.
Таким образом, цифровое развитие в странах БРИКС направлено на создание устойчивой и инновационной экономики, а также на повышение качества жизни населения за счет доступа к современным технологиям и услугам.
Однако программы цифрового развития, внедренные ранее не всегда затрагивали меры, направленные на снижение цифрового неравенства на рынке труда. Анализ, представленный в Табл. 4, фокусируется на сравнении программ цифрового развития стран БРИКС, в части их влияния на трудовое население и динамику ключевых показателей цифровой грамотности за последние 10 лет по следующим показателям: информационная грамотность, навыки решения проблем в цифровой среде, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента и цифровая безопасность.
Таблица 4
Сравнение программ цифрового развития стран БРИКС
|
Бразилия
|
Россия
|
Индия
|
Китай
|
Южная Африка
|
Информационная грамотность
|
С
2011 по 2021 гг. уровень информационной грамотности вырос с 45% до 70%
|
Уровень
вырос с 55% в 2011 до 80% в 2021 благодаря национальным программам обучения
|
Существенный
рост с 35% в 2011 году до 65% в 2021 году, особенно в городских районах
|
Почти
80% населения имеет базовые навыки работы с цифровыми технологиями к 2021
году
|
Рост
с 30% в 2011 до 55% в 2021 за счет сокращения разрыва между городом и селом
|
Навыки решения проблем в цифровой среде
|
Улучшились
за счёт внедрения курсов по программированию и цифровым технологиям в систему
образования
|
Развитие
ИТ-образования, увеличение числа специалистов в сфере ИТ
|
Расширение
образовательных программ.
Индия стала одним из лидеров по числу ИТ-специалистов |
Интеграция
ИТ-образования в школьную программу.
Высокий уровень инноваций |
Инвестиции
в образование и обучение взрослых.
Развитие технологических хабов |
Коммуникативная грамотность
|
Распространение
смартфонов повысило коммуникативные навыки.
Процент населения, использующего социальные сети, увеличился с 30% до 65% |
Активное
использование социальных сетей и мессенджеров.
Около 70% населения активно пользуется цифровыми средствами коммуникации |
Более
75% населения имеет доступ к мобильной связи.
Рост использования приложений для коммуникации |
Около
90% интернет-пользователей активно используют социальные сети и мессенджеры
|
Распространение
мобильных устройств.
Около 60% населения активно пользуется социальными сетями |
Создание цифрового контента
|
Рост
числа бразильских блогеров и YouTube-каналов.
Увеличение локального контента на португальском языке |
Рост
числа стартапов и цифровых продуктов.
Поддержка со стороны государства и частных инвесторов |
Быстрый
рост индустрии разработки приложений и ПО, поддержка стартапов
|
Крупнейший
производитель цифрового контента.Поддержка со стороны государства
|
Рост
местных СМИ и контента.
Поддержка креативных индустрий |
Цифровая безопасность
|
Повышение
осведомлённости о кибербезопасности через кампании.
Однако уровень киберпреступности остаётся высоким |
Принятие
законов о защите данных.
Повышение кибербезопасности на государственных и корпоративных уровнях |
Инициативы
по повышению осведомлённости, но кибербезопасность остаётся проблемой из-за
масштабов страны
|
Строгие
законы и регулирование.
Создание Великого китайского файрвола для контроля интернет-контента |
Недостаточный
уровень осведомлённости.
Правительство работает над стратегиями по улучшению ситуации |
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что программы цифрового развития положительно влияют на трудовое население, способствуя росту информационной грамотности, числа цифровых продуктов и развитию навыков в области информационных технологий. Основными вызовами остаются неравномерный доступ к цифровым технологиям и цифровая безопасность. Обмен методиками повышения цифровой грамотности и подготовки специалистов может способствовать улучшению качества трудовых ресурсов и созданию новых рабочих мест. Программы, направленные на обучение женщин и молодежи в области технологий, могут стать инструментом для повышения социальной мобильности и уменьшения цифрового разрыва.
Обмен успешными примерами реализации цифровых программ значительно ускорит процессы внедрения и адаптации аналогичных инициатив в других странах. Например, Бразилия и Индия могут поделиться опытом по развитию программ общественного доступа к интернету, направленных на улучшение условий жизни в удалённых и малообеспеченных регионах.
Перспективными направлениями сотрудничества в области снижения межрегионального цифрового неравенства в странах БРИКС также может быть создание аналитических центров, фокусирующихся на проблемах цифрового неравенства, они могут заниматься мониторингом ситуации в области цифровизации, анализировать данные и разрабатывать рекомендации по эффективности цифровых инициатив в разных регионах.
Дополнительно стоит рассмотреть возможность финансирования совместных проектов, ориентированных на развитие инфраструктуры в удалённых районах, в том числе совместное финансирование с использованием средств Нового банка развития [14]. Анализ динамики примененных показателей за последние 10 лет позволил выявить следующие тенденции во всех странах БРИКС:
− положительный тренд развития информационной грамотности благодаря государственным инициативам и распространению мобильных технологий;
− улучшение навыков решения проблем в цифровой среде, благодаря инвестициям в образование и профессиональную подготовку;
− рост коммуникативной грамотности обусловлен доступностью интернета и мобильных устройств;
− создание цифрового контента стимулируется за счёт поддержки креативных индустрий и развития платформ для создания контента;
− повышение осведомленности в сфере цифровой безопасности и внедрение законодательных мер, однако уровень угроз остается высоким.
В рамках стран БРИКС исследователи часто выделяют несколько ключевых блоков рекомендаций для развития сотрудничества и улучшения экономики. По результатам проведенного нами анализа, выявлены общие тенденции для стран БРИКС и разработаны следующие рекомендации по кооперации в рамках следующих блоков (табл.5):
− образование и профессиональная подготовка
− развитие цифровой инфраструктуры
− кибербезопасность
− инновации и технологическое развитие
− электронная коммерция и финтех
− социальные проекты
Таблица 5
Рекомендации по кооперации стран БРИКС
Рекомендация по
кооперации
|
Содержание рекомендации
|
Образование и
профессиональная подготовка
|
-совместная разработка программ
обучения цифровым навыкам;
-обмен студентами и специалистами для повышения квалификации. |
Развитие цифровой
инфраструктуры
|
-совместное
инвестирование в
проекты по расширению доступа в Интернет; -обмен технологиями и передовым опытом в области телекоммуникаций. |
Кибербезопасность
|
-создание совместных
центров кибербезопасности;
-разработка общих стандартов и протоколов безопасности. |
Инновации и
технологическое развитие
|
-совместные
исследования и разработки в области Al, big data и loT;
-поддержка стартапов через совместные инвестиционные фонды. |
Электронная коммерция и
финтех
|
-разработка платформ
для упрощения международной торговли;
-сотрудничество в области цифровых платежных систем и блокчейна. |
Социальные проекты
|
-инициативы по
сокращению цифрового разрыва между уязвимыми группами населения;
- программы по обеспечению равного доступа к цифровым ресурсам. |
Сотрудничество стран БРИКС в этих секторах не только поможет снизить цифровое неравенство в каждой из стран, но и укрепит их позиции на мировой арене. Совместные усилия в рамках ЦУР 10 обеспечат устойчивое развитие, сократят неравенство и улучшат качество жизни работающего населения.
Заключение
В рамках проведенного исследования была выявлена положительная тенденция в снижении цифрового неравенства, обусловленная правительственными инициативами и распространением мобильных технологий и Интернета во всех странах БРИКС, однако скорость решения данной проблемы недостаточная. Что касается навыков решения проблем в цифровой среде, здесь заметны улучшения, благодаря инвестициям в образование и профессиональную подготовку.Перспективные направления сотрудничества в области снижения цифрового неравенства в странах БРИКС могут включать обмен опытом в реализации национальных стратегий и сбор лучших практик по комплексным мерам цифрового развития удалённых территорий. Одним из ключевых направлений такого сотрудничества может стать создание совместных программ и платформ для обмена знаниями и практиками.
Устранение цифрового неравенства в странах БРИКС требует комплексного подхода, включающего улучшение инфраструктуры, образовательные программы, меры по повышению доступности технологий и политическую волю. Для достижения этой цели важно учитывать экономические, социальные, технологические и культурные факторы, которые воздействуют на доступ к цифровым технологиям.
Странам БРИКС необходимо обмениваться опытами и лучшими практиками для сокращения цифрового неравенства на рынке труда. Совместные усилия могут помочь в реализации эффективных стратегий и программ. Исследование может послужить основой для развития программ сотрудничества между странами БРИКС с целью совместного решения проблемы цифрового неравенства.
[1]* РФ в данную классификацию не входит
Источники:
2. Баткаев Р.И. Цифровое неравенство между регионами Индии. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/607670384 (дата обращения: 20.01.2025).
3. Белецкая М., Зотова Е. БРИКС и США: поддержка труда и занятости во время и после пандемии COVID-19 // BRICS Journal of Economics. – 2023. – № 1. – c. 9-34. – doi: 10.3897/brics-econ.4.e99262.
4. Громова Е., Феррейра Д. Б. На пути к цифровому суверенитету БРИКС+: Возможности и вызовы новой эры // BRICS Law Journal. – 2023. – № 3. – c. 55–69. – doi: 10.21684/2412-2343-2024-11-3-54-69.
5. Дуарте К. Африка переходит на «цифру». Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2021/03/pdf/duarte.pdf (дата обращения: 20.01.2025).
6. Ермолаева Ю. В. Особенности формирования политики устойчивого развития рынка труда в России в контексте стран БРИКС // Теории и проблемы политических исследований. – 2022. – № 4А. – c. 177–187. – doi: 10.34670/AR.2022.92.97.020.
7. Игнатов А. А. Цифровая экономика в странах БРИКС: Перспективы многостороннего сотрудничества // Бюллетень международных организаций. – 2020. – № 1. – c. 31–62. – doi: 10.17323/1996-7845-2020-01-02.
8. Игнатов А. А. Управление интернетом в повестке дня БРИКС // Бюллетень международных организаций. – 2022. – № 2. – c. 86–109. – doi: 10.17323/1996-7845-2022-02-04.
9. Национальное агентство финансовых исследований. Индекс цифровой грамотности-2023: людей с развитыми цифровыми компетенциями в России стало чуть больше. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/ (дата обращения: 20.01.2025).
10. Кузьмичева А. Дубай создаст 40 тыс. рабочих мест в метавселенной. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/62d6b85b9a794705b551d839 (дата обращения: 20.01.2025).
11. Купцов А. И. Влияние цифрового неравенства на экономическую стабильность в Китае // Прогрессивная экономика. – 2023. – № 8. – c. 66–82. – doi: 10.54861/27131211_2023_8_66.
12. Лаврентьев В. А., Лаврентьева Л. В., Сахедова Ч. А. Страны БРИКС и их влияние на мировую экономику в условиях геополитического кризиса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2022. – № 64. – c. 51–57.
13. Лясковская Е. А. Цифровизация, рынок труда и экономическое развитие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2022. – № 2. – c. 192–196.
14. Морозкина А.К. Цифровой разрыв в странах БРИКС: проблемы межрегионального неравенства // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2020. – № 4. – c. 70-90. – doi: 10.17323/1996-7845-2020-04-04.
15. Найденова Л. И., Тарханова Е. С. Социальный феномен дискриминации в сфере труда в условиях цифровизации общественной жизни // Наука. Общество. Государство. – 2024. – № 47. – doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-3-10.
16. Ревинова С.Ю., Лазанюк И. В., Балашова С. А. Возможности электронного обучения: Постпандемические тенденции и их последствия для российского высшего образования // Исследования по социальным и образовательным наукам. 2021. – c. 125–150.
17. Ступенькова З. Е., Кашуро И. А. Клуб БРИКС и Цели устойчивого развития ООН // Россия и современный мир. – 2023. – № 3. – c. 206–225. – doi: 10.31249/rsm/2023.03.13.
18. Цифра для Амазонки: спутниковая связь как фактор развития инфокоммуникационной экосистемы Бразилии. Rscc. ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rscc.ru/news/1272/ (дата обращения: 20.01.2025).
19. Шелудяков И. С., Лебедева (Красса) Е.Н. Цифровое неравенство в регионах России: проблемы и пути их преодоления // Прогрессивная экономика. – 2023. – № 2. – c. 23–43. – doi: 10.54861/ 27131211_2023_2_23.
20. Шиняева О. В., Полетаева О. В., Слепова О. М. Информационное и цифровое неравенство: поиск эффективных практик адаптации населения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные изменения. – 2019. – № 152. – c. 68–85.
21. ЮАР объявила режим национального бедствия из-за энергокризиса. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/10/02/2023/63e5a4df9a79476384b62a80 (дата обращения: 20.01.2025).
22. Andrade C. R. D., Gonçalo C. R. Digital transformation by enabling strategic capabilities in the context of “BRICS” // Emerald Publishing Limited. – 2021. – № 4. – p. 297–315. – doi: 10.1108/REGE-12-2020-0154.
23. Global Digitalization Index (GDI) 2024. Huawei.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/en/gdi (дата обращения: 20.01.2025).
24. Hoffman D.L., Novak Th.P., Schlosser A.E. The evolution of the digital divide: How gaps in Internet access may impact electronic commerce // Journal of Computer-Mediated Communication. – 2000. – № 3. – doi: 10.1111/j.1083-6101.2000.tb00341.x.
25. Human Development Index. Hdr.undp.org. [Электронный ресурс]. URL: https://hdr.undp.org/data-center/human-development-index#/indicies/HDI (дата обращения: 20.01.2025).
26. Rallet A., Rochelande F. ICTs and inequalities: The digital divide. Principles, methods and applications. Cambridge University Press. - Cambridge University Press, 2007. – 693–717 p.
27. Sustainable development goals. un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 20.01.2025).
28. World Digital Competitiveness Ranking. Imd.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness-ranking/ (дата обращения: 20.01.2025).
29. Xiao A,, Xu Z., Skare M., Qin Y., Wang X. Bridging the digital divide: The impact of technological innovation on income inequality and human interactions // Palgrave Communications. – 2024. – doi: 10.1057/s41599-024-03307-8
30. Zhu L., Zhang H. The impact of the digital divide on labor mobility and sustainable development in the digital economy. Sustainability // Sustainability. – 2024. – № 4. – p. 9944. – doi: 10.3390/su16229944.
Страница обновлена: 09.03.2025 в 23:05:33