Современные задачи повышения конкурентоспособности инновационных товаров и услуг

Мельников О.Н., Шувалов В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (49), Январь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Современные задачи повышения конкурентоспособности инновационных товаров и услуг // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 1. – С. 36-41.

Аннотация:
Одним из актуальных направлений современной экономики является инвестирование в разработку и практическую реализацию инновационных проектов. Инновации становятся одним из основных экономических ресурсов, определяющим конкурентоспособность предприятия. Конкуренция как явление, отражающее борьбу за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов, способствует развитию предпринимательской деятельности, интенсивному росту экономики, обеспечивает ускоренное внедрение научно-технических разработок в производство и наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя.

Ключевые слова: повышение конкурентоспособности, инновационные товары, инновационные услуги



Одним из актуальных направлений современной экономики является инвестирование в разработку и практическую реализацию инновационных проектов. Инновации становятся одним из основных экономических ресурсов, определяющим конкурентоспособность предприятия. Конкуренция как явление, отражающее борьбу за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов, способствует развитию предпринимательской деятельности, интенсивному росту экономики, обеспечивает ускоренное внедрение научно-технических разработок в производство и наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя.

Конкуренция является важной предпосылкой перегруппировки ресурсов, а также выступает как мощный фактор борьбы за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Традиционно для обеспечения конкурентоспособности изделий предприятия стремятся к достижению следующих преимуществ: технического превосходства, качества и надежности продукции. Конкуренция призвана стимулировать предпринимательскую деятельность, нацеливать производство на безусловное (но не всегда рациональное…) удовлетворение постоянно меняющегося рыночного спроса, а через него — на повышение качества товаров и/или услуг при одновременном сокращении (а не повышении!) затрат на их производство.

Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение полученных результатов с собственными показателями позволяют лучше продумывать стратегию конкурентной борьбы. Рыночная устойчивость предприятий различных форм собственности в наши дни оценивается, среди прочего, и количеством реализованных ими инновационных проектов. Чтобы победить в конкурентной борьбе, предприятию необходимо выполнить два условия:

‑ расширить рынок сбыта качественных, технологически и экологически выверенных товаров и услуг;

‑ сократить производственные издержки (при одновременном повышении качества продукции).

Эти два условия тесно связаны между собой. В настоящее время, чтобы расширить рынок сбыта, предприятие должно предлагать потребителю товар либо более высокого качества, либо обладающий какими-то особыми свойствами (дизайн, улучшенное сервисное обслуживание, оперативность выполнения гарантийных обязательств и т.п.). При этом цена товара, как минимум, должна оставаться неизменной. Сокращение издержек производства, позволяет предприятию обеспечить высокое, но кратковременное, преимущество в ценовой конкурентной борьбе. Неценовые же факторы дают возможность завоевывать длительное потребительское предпочтение.

Ценовая конкуренция производителей в условиях удовлетворения массового спроса на российском рынке пока еще выступает одной из главных форм конкурентной борьбы. Для обеспечения снижения издержек производства предприятие непрерывно должно находить компромисс между совершенствованиями конструкции и дизайном изделий, а также технологией их производства. Выпуск новых видов товаров и услуг, а также снижение производственных издержек обеспечивается за счет постоянного научного, технического и организационного поиска «нововведений», заканчивающегося внедрением новых технологий в производство. «Победителями в конечном счете выйдут фирмы, способные эффективно использовать инновацию в качестве неотъемлемой составной части своей деловой стратегии», ‑ говорит бывший директор-распорядитель фирмы «ПА-текнолоджи» Гордон Эдж. Основная задача – увязать науку, технологию и рынок. Залогом процветания служит скорее не открытие, а инновация, включающая в себя, по словам Роя Ротвелла, принятие «всех мер по коммерциализации научно-технического прогресса» [1, стр. 177-178].

Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает: «введение новаций» или «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Другими словами, новшество – это новое состояние рассматриваемого объекта, характеризующееся внесенным(и) в него изменением(ями) ∆ N. Оно может быть определено как разность между новым и старым его состоянием (Nнов ‑ N стар). Конечная величина ∆ N всегда конкретна. Это может быть повышение срока службы изделия (в годах), увеличение того или иного технического параметра, например, скорости обработки информации (в n раз) и т.д.

Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. Переход от одного качества товара к другому и процесс внедрения «нововведения» (инновации) в производство, требует значительных затрат различных ресурсов предприятия (энергии, времени, финансов, интеллекта и т.д.), экономическим отражением которых являются объемы инвестиций и время. Причем разговор всегда следует вести только о конкурентоспособном времени.

В современных условиях рыночной экономики предприятию недостаточно иметь «хороший продукт». Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, оно должно непрерывно и внимательно следить за появлением новых технологических решений и планировать либо внедрение в производство ранее созданных кем-то передовых технологий, либо искать и разрабатывать свои оригинальные ноу-хау, но, что не менее важно, обязательно разрабатывать при этом стратегию решения задач сбыта. Разработка и выпуск новых видов продукции, а также снижение издержек производства и управление сбытом готовой продукции становятся приоритетными направлениями стратегии предприятия, так как определяют все остальные направления его развития.

В ходе инновационного процесса предприятие создает и оценивает новые потенциальные возможности, отказывается от непривлекательных проектов, изучает представление потребителей о фирме и ее товарах, разрабатывает, испытывает и внедряет новую продукцию на рынок. Это длительный процесс. Он состоит из определенных этапов, на каждом из которых нужно принимать обоснованные решения. Основными этапами инновационного процесса являются [2, стр. 56].:

‑ генерация идей;

‑ отбор идеи;

‑ разработка нововведения и его проверка;

‑ экономический анализ;

‑ разработка товара;

‑ пробный маркетинг;

‑ коммерческая реализация.

Разработка нового товара должна быть четко спланирована во времени, а каждый этап создания новинки тщательно проработан. В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты и технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и структурными подразделениями предприятия. Каждое действительно новое техническое решение, относящееся к производству, является для предприятия уникальным и неповторимым. Поэтому любой технологически оригинальный товар нельзя безоглядно сравнивать с другими товарами, а технологии можно сопоставлять лишь после получения полезного эффекта от их использования.

Сегодня выделяют шесть видов эффектов от реализации инноваций [2, стр. 60].:

‑ экономический;

‑ научно-технический;

‑ финансовый;

‑ ресурсный;

‑ социальный;

‑ экологический.

Но разработка и внедрение любой инновации приносят и еще один не менее значимый эффект, который может быть назван квалификационным. Данный эффект выражается в повышении навыков и умений, то есть в увеличении интеллектуального капитала организации.

Итак, основным показателем обеспечения конкурентоспособности предприятия на современном рынке является его инновационная деятельность, обеспечивающая выпуск новых изделий в конкурентоспособное время. Все это требует разработки принципиально новых подходов к управлению предприятием, обеспечивающих, в том числе, успешное решение следующих проблем:

‑ быструю сменяемость ассортимента продукции в соответствии с запросами потребителей;

‑ оперативное внедрение новой техники и технологии в производство, гибких производственных систем с одновременной минимизацией запасов комплектующих узлов, деталей и готовой продукции;

‑ повышение качества продукции при постоянном снижении издержек производства.

Сегодня обеспечение конкурентоспособности предприятия, его способности стойко держаться на рынке товаров и услуг, главным образом, зависит от деловой восприимчивости его сотрудников к малейшим изменениям предпочтений потребителей и их способности своевременно удовлетворять эти потребности. Однако надо помнить, что вектор обеспечения конкурентоспособности все более смещается в сторону повышения эффективности использования интеллектуальных ресурсов предприятия, способных решать не только вопросы повышения качества или снижения издержек и цен. Не менее ответственной является и организация успешной борьбы за рынки сбыта со значительным расширением использования неценовых факторов (дизайна изделий и упаковки, политики «раскрутки» брэнда, имиджа, деловой репутации и т.д.).


Источники:

1. Пилдич Дж. «Путь к покупателю» – М.: Прогресс, 1991
2. Ильенкова С. Д. «Инновационный менеджмент» – М.: Юнити, 1997 г.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:53