Межтопливное переключение в транспортном секторе Узбекистана: электрифицировать нельзя газифицировать
Куклина А.К.1
1 Институт энергетических исследований РАН
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82747743
Аннотация:
На волне роста спроса на мобильность и истощения действующих месторождений природного газа, Узбекистан рискует столкнуться с еще большим увеличением импорта энергоресурсов. По этой причине в стране активно реализуется программа по переключению дорожного транспорта с нефтепродуктов и природного газа на электричество, что также должно способствовать снижению выбросов парниковых газов. Однако, учитывая тот факт, что порядка 80% электроэнергии в Узбекистане производится на природном газе, средняя эффективность электростанций не превышает 35%, а потери при передаче электроэнергии варьируются от 13 до 16%, существует риски столкнуться с еще большим потреблением природного газа для генерации электричества для электромобилей и еще большими выбросами, чем при обычной заправке природным газом, которое в настоящий момент обеспечивает более 50% спроса на автомобильное топливо. Кроме того, среднегодовая стоимость владения электромобилем может значительно превышать аналог на газобаллонном оборудовании, что является ограничивающим фактором для более динамичного межтопливного переключения. Результаты анализа, отчасти, подтверждают выдвинутую гипотезу: бюджетные малолитражки на газобаллонном оборудовании в 1,3 раза обходятся дешевле по среднегодовой стоимости, потребляют меньше природного газа, относительно электрических аналогов, но все же эмитируют больше парниковых газов. При этом, в случае более дорогого сегмента, электромобили выигрывают по всем трем параметрам: они обходятся дешевле, эмитируют меньше парниковых газов, потребляют меньше природного газа
Ключевые слова: межтопливное переключение, Узбекистан, электрификация, дорожный транспорт
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 21-79-30013) в Институте энергетических исследований Российской академии наук
JEL-классификация: R11, R12, R13, R58
Тезисы (Highlights):
Источники:
2. Акбаров У. Таможенные пошлины при ввозе автомобилей будут снижены. [Электронный ресурс]. URL: https://kun.uz/ru/news/2022/11/10/tamojyennyye-poshliny-pri-vvoze-avtomobiley-budut-snijyeny (дата обращения: 15.04.2025).
3. В Узбекистане вводят новые льготы для производителей электромобилей — список. [Электронный ресурс]. URL: https://repost.uz/kak-je-xorosho-zvuchit (дата обращения: 15.04.2025).
4. В Узбекистане с сегодняшнего дня откроются все АГНКС — Минэнерго. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2024/03/07/gas/ (дата обращения: 15.04.2025).
5. Введены в строй 18 новых объектов энергетической сферы, дан старт строительству еще 6 мощностей. [Электронный ресурс]. URL: https://president.uz/ru/lists/view/7764 (дата обращения: 15.04.2025).
6. Доля UzAuto Motors на рынке авто Узбекистана составляет 84% — KPMG. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spot.uz/ru/2024/10/23/kpmg-analyzes (дата обращения: 15.04.2025).
7. Елизаров, Д. Кроссоверы Haval будут собирать в Узбекистане. [Электронный ресурс]. URL: https://auto.ru/mag/article/krossovery-haval-budut-sobirat-v-uzbekistane/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 15.04.2025)
8. Как за год в Узбекистане изменилась ситуация на вторичном авторынке: цены, износ и пробег. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uzdaily.uz/ru/kak-za-god-v-uzbekistane-izmenilas-situatsiia-na-vtorichnom-avtorynke-tseny-iznos-i-probeg/ (дата обращения: 15.04.2025).
9. Кришкевич И. Creta нашего времени. Разбираем плюсы и минусы электрического кроссовера BYD Yuan UP. [Электронный ресурс]. URL: https://auto.onliner.by/2024/12/19/creta-nashego-vremeni (дата обращения: 15.04.2025).
10. На фоне похолодания в Узбекистане временно ограничивали подачу газа на метановые заправки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spot.uz/ru/2025/02/14/gas-supply/ (дата обращения: 15.04.2025).
11. Обзор: какие банки Узбекистана выдают автокредиты на новые автомобили. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spot.uz/ru/2018/07/23/autocredits (дата обращения: 15.04.2025).
12. Объявлено количество автотранспортных средств, принадлежащих населению Узбекистана. [Электронный ресурс]. URL: https://kun.uz/ru/47863802 (дата обращения: 15.04.2025).
13. Отзыв владельца автомобиля BYD E2 2021 [109185]. [Электронный ресурс]. URL: https://carhao.market/reviews/byd/byd-e2/109185 (дата обращения: 15.04.2025).
14. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 438, от 10.10.2003 г. О расширении ассортимента автомобильного бензина высокооктановой группы и установлении розничных цен на автобензин АИ-91. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/1596216?ONDATE=10.10.2003 (дата обращения: 15.04.2025).
15. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.02.2007 г. № 30. О мерах по развитию сети автогазонаполнительных компрессорных и автогазозаправочных станций и поэтапному переводу автотранспортных средств на сжиженный и сжатый газ. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/1127274 (дата обращения: 15.04.2025).
16. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 19.12.2022 г. № ПП-443.О мерах по государственной поддержке организации производства электромобилей. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/6316585 (дата обращения: 15.04.2025).
17. Остановление Президента Республики Узбекистан, от 29.06.2018 г. № ПП-3818. О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/3802366 (дата обращения: 15.04.2025).
18. Предлагается утвердить стратегию и программу развития производства электромобилей в Узбекистане до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2022/03/29/ecars/ (дата обращения: 15.04.2025).
19. Производство автомобилей в Узбекистане: 2024 год в цифрах. [Электронный ресурс]. URL: https://avtoelon.uz/yangiliklar/articles/proizvodstvo-avtomobilej-v-uzbekistane-2024-god-v-cifrah/ (дата обращения: 15.04.2025).
20. Расход бензина на ONIX. [Электронный ресурс]. URL: https://www.drive2.ru/l/645090619915520707/ (дата обращения: 15.04.2025).
21. Сборку автомобилей Volkswagen начнут в Узбекистане. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/auto/news/2023/07/24/20933012.shtml (дата обращения: 15.04.2025).
22. Цифры: Количество личных авто в Узбекистане за 6 лет выросло в 1,5 раза. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2022/12/26/personal-cars (дата обращения: 15.04.2025).
23. Чернышева В. В Узбекистане запустили производство электромобилей BYD. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2024/07/01/v-uzbekistane-zapustili-proizvodstvo-elektromobilej-byd.html (дата обращения: 15.04.2025).
24. BYD e2. [Электронный ресурс]. URL: https://bydauto.uz/ru/e2 (дата обращения: 15.04.2025).
25. BYD Yuan up. [Электронный ресурс]. URL: https://bydauto.uz/ru/yuan-up (дата обращения: 15.04.2025).
26. Общие сведения. Chevrolet Onix. [Электронный ресурс]. URL: https://chevrolet.uz/storage/images/price_catalog_ru/13/gDh36lwS9lrfBPHduTjCyn8O8MID3nRXVPLVpLMA.pdf (дата обращения: 15.04.2025).
27. Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories Volume 2: Energy. Chapter 2: Stationary Combustion. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/pdf/2_Volume2/V2_2_Ch2_Stationary_Combustion.pdf (дата обращения: 15.04.2025).
28. Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories Volume 2: Energy. Chapter 3: Mobile Combustion. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/pdf/2_Volume2/V2_3_Ch3_Mobile_Combustion.pdf (дата обращения: 15.04.2025).
29. Kia Sportage 2.5 GDI AT 4WD Style (08.2022 - 12.2022) - технические характеристики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.drom.ru/catalog/kia/sportage/437391/ (дата обращения: 15.04.2025).
30. Understanding global warming potentials. [Электронный ресурс]. URL: https://www.epa.gov/ghgemissions/understanding-global-warming-potentials (дата обращения: 15.04.2025).
31. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг қарори, 01.11.2024 йилдаги 732-сон. Республикада 2024-2025 йилларда электромобиллардан фойдаланиш инфратузилмасини кенгайтиришнинг қўшимча чора-тадбирлари тўғрисида. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/pdfs/7188979 (дата обращения: 15.04.2025).
Страница обновлена: 04.09.2025 в 18:35:06
Download PDF | Downloads: 7
Inter-fuel switching in Uzbekistan's transport sector: electrification or gasification
Kuklina A.K.Journal paper
Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 2 (April-June 2025)
Abstract:
Amid rising demand for mobility and the depletion of existing natural gas fields, Uzbekistan risks facing an even greater increase in energy imports. For this reason, the country is actively implementing a program to switch road transport from petroleum products and natural gas to electricity, which should also help reduce greenhouse gas emissions. However, given the fact that about 80% of electricity in Uzbekistan is produced by natural gas, the average efficiency of power plants does not exceed 35%, and losses in electricity transmission range from 13 to 16%, there is a risk of encountering even greater consumption of natural gas to generate electricity for electric vehicles and even higher emissions than with conventional fueling with natural gas, which currently provides more than 50% of the demand for automotive fuel. In addition, the average annual cost of owning an electric vehicle can significantly exceed its equivalent on gas cylinder equipment, which is a limiting factor for more dynamic inter-fuel switching.
The results of the analysis partially confirm the hypothesis put forward: budget subcompacts with gas cylinder equipment are 1.3 times cheaper in average annual cost, consume less natural gas, relative to electric counterparts, but still emit more greenhouse gases. At the same time, in the case of the more expensive segment, electric vehicles benefit from all three parameters: they are cheaper, emit fewer greenhouse gases, and consume less natural gas.
Keywords: inter-fuel switching, Uzbekistan, electrification, road transport
Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 21-79-30013) в Институте энергетических исследований Российской академии наук
JEL-classification: R11, R12, R13, R58
Highlights:
