Таксономия типов институционального новаторства
Молокова Е.Л.1, Власова Н.Ю.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)
Цитировать:
Молокова Е.Л., Власова Н.Ю. Таксономия типов институционального новаторства // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 10. – С. 4281-4288. – doi: 10.18334/epp.13.10.119320.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899431
Аннотация:
В работе освещены теоретические подходы к интерпретации институционального новаторства в качестве отклоняющегося поведения. Уточнена его дефиниция и характеристики как положительного типа отклоняющегося поведения в системе действий агентов перемен.
Построена таксономия видов институционального новаторства, на основе критериев интенциальности, масштаба институциональных изменений, спровоцированных институциональным новаторством, степени расхождения инноваций с институциональным контекстом, в котором они осуществляются, результатов, на которые направлена деятельность новатора, типов институтов, на изменение которых направлено поведение институционального новатора, а также субъектного состава отклоняющегося поведения.
На основе полученных результатов сделан вывод о необходимости формирования самостоятельной исследовательской программы изучения институционального новаторства.
Полученные в статье результаты могут быть интересны научно-преподавательской общественности высшей школы, заинтересованной в изучении институционального новаторства в широком смысле и как типа отклоняющегося поведения, в частности.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, институциональное новаторство, институты, индивиды, таксономия
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение.
В широком смысле явление институционального новаторства можно интерпретировать как деятельность экономических агентов по заполнению институциональных пустот, развитию существующих институтов, замене старых институтов на новые [8]. Вместе с тем, в силу присущих такой деятельности черт, данный тип поведения называют предпринимательством. В связи со сказанным институциональное предпринимательство в данной статье используется в качестве синонима институционального новаторства.
Задачей настоящего исследования является уточнение теоретических подходов к изучению институционального новаторства, а целью – формирование авторской таксономии в контексте его интерпретации в качестве отклоняющегося поведения.
Теория и методология.
В науке считается, что основателем теории институционального предпринимательства является П. Димаджио [11], который в 1988 году в своей работе, основывающейся на организационной теории, описал возможность функционирования актора, который обладает способностями для внедрения новых институтов, вопреки существующим. Таким образом, в широком смысле институциональное новаторство можно интерпретировать как деятельность по внедрению новых институтов, а в узком, в качестве отклоняющегося поведения по изменению институтов. Трактовка институционального новаторства как отклоняющегося поведения предполагает его реализацию только путем отклонения от существующих общепринятых моделей поведения.
В контексте данного исследования, к отклоняющемуся поведению «институциональное новаторство» отнесем осмысленную (сознательную) деятельность по изменению существующих институтов, которая зачастую, сталкивается с сопротивлением обществ или индивидов, имеющих отличную ментальную модель, не согласных с распространением нового института или изменением действующего. Изменения, инициируемые институциональным новатором, подразумевает отклонение от некоторой нормы [12], которое нарушает существующие правила и практики, связанные с доминирующей институциональной логикой (логиками), и может институционализировать альтернативные правила, практики или логики [7].
Таким образом, институциональное новаторство по своей природе может быть реализовано только путем отклонения от общепринятых моделей поведения.
В научной литературе институциональное новаторство часто рассматривается как отклонение от привычной стратегии с целью поиска другого равновесного состояния [4], в качестве деятельности по созданию новых или преобразованию существующих институтов [14], при этом институциональные новаторы являются субъектами, которые «…рассматривают правила как спорную границу, которую можно или даже желательно перейти» [5, с. 44].
Таким образом, изобразим схематично область институционального новаторства, являющуюся предметом настоящего исследования (рисунок 1).
Рисунок 1 – Место положительного типа отклоняющегося поведения «институциональное новаторство» в системе действий агентов перемен [1]
Результаты исследования и их обсуждение.
Изучение случаев поведения институционального новатора позволяет отметить, что действия могут быть направлены как на продвижение общественных интересов, так и собственных.
Признание существования вариаций в поведении актора, ставит вопрос о субъективной стороне новаторства, т.е. о допустимости для него продолжать следовать существующим правилам или невозможности их соблюдать, о факторах, сформировавших данный тип поведения, его целях и результатах. С научно-практической точки зрения, актуализируется вопрос таксономии типов институционального новаторства.
Опираясь на многочисленные работы, прямо или косвенно касающиеся институционального новаторства, содержащие, в том числе описание эмпирических наблюдений, синтезируем таксономию его типов.
В качестве первого критерия классификации примем интенциальность поведения, под которой будем понимать стремление инициировать изменения. В настоящее время можно обнаружить эволюционирование научных взглядов от утверждений об исключительной преднамеренности институционального новатора изменить институциональную среду [10], к постепенному пониманию, что намерения новаторов могут изменяться в ходе обнародования инновации [9], и наконец к утверждениям, что некоторые акторы могли непреднамеренно отступать от существующих институтов [13]. Таким образом, допускается поведение новатора, вносящего вклад в изменение институциональной среды не только без намерения, но и без осознания значения своих действий (при неслучайном (осознанном) их осуществлении).
Согласимся с Ж. Баттилана, Б. Лека, Е. Боксенбаум определяющими институциональных предпринимателей как «…агентов изменений, которые, независимо от того, намеревались ли они изначально изменить свою институциональную среду, инициируют, и активно участвуют в реализации изменений, которые отличаются от существующих институтов» [6]. Таким образом, признавая наличие воли к действию, укажем на отличающиеся целевые установки изменения институтов.
Еще одним таксономическим критерием является масштаб институциональных изменений, спровоцированных институциональным новаторством, ограничивающийся рамками организации, или имеет более широкий контекст.
Степень, расхождения инноваций с институциональным контекстом, в котором они осуществляются [7] также влияет на восприятие институционального новаторства в качестве отклоняющегося поведения. В настоящее время отсутствуют исследования, содержащие методологическую базу измерения степени дивергентности инноваций, однако как таксономический критерий, данный показатель представляется возможным. В качестве методологической основы для анализа институциональных инноваций по данному критерию можно использовать подход О.С. Сухарева [3] о классификации институциональных изменений: (1) модель изменений, зависимая от прошлого развития, где речь идет о новых институтах, базирующихся на существующих и (2) модель изменений, не зависимых от прошлого, где речь идет об институциональных инновациях, не основных и не использующих существующие базовые институты.
Четвертый критерий является очевидным и позволяет классифицировать действия институционального новатора в зависимости от результатов, на которые направлена его деятельность: (1) изменить существующий институт, (2) создать новый институт, (3) создать новую модель сочетания новых и старых институтов. В своей работе об институциональном планировании [3] О.С. Сухарев таже указывает на различные области приложения институционального развития.
Вместе с тем, поведение институционального новатора может быть направлено на изменение формальных правил, тогда речь идет о противоречии, в частности, нормативному правовому регулированию, а также неформальных, когда инновации касаются традиций, ценностей, составляющих ментальную модель индивида.
Пятым таксономическим критерием определим субъектный состав отклоняющегося поведения: индивидуальные или коллективные новаторы.
В рамках эмпирических критериев оценки конкретных случаев институционального новаторства возможен анализ степени отторжения или модели восприятия нового института. Речь идет о возможности и характеристиках диффузии инноваций, предлагаемых институциональным новатором. В контексте методологического индивидуализма поведение индивида можно интерпретировать в качестве возможного фактора изменений институциональной среды. В связи со сказанным, в основу оценки степени восприятия нового института могут быть положены подходы к анализу реакций акторов на новые институты, предложенные В.М. Полтеровичем [1], в работе посвященной развитию институциональной среды посредством трансплантации новых институтов. Следует отметить, что оценка поведения новатора по данному критерию возможна только в приложении к конкретным случаям институциональных инноваций, в рамках которых оцениваются издержки трансформаций, соотношение трансакционных издержек новой и старой норм, а также характеристики существующих механизмов координации, макроэкономической ситуации и др. [1, с. 29]. Поведение институционального новатора можно рассматривать в различных экономических условиях, в частности, в экономике, испытывающей абсолютный спад валового продукта, сравнив его с поведением аналогичного субъекта в растущей экономике, а также в условиях замедления темпа роста [2]. Схематизируем предлагаемую таксономию институционального новаторства (рисунок 2).
Рисунок 2 – Таксономия типов поведения институционального новатора
Выводы.
Приведенная таксономия позволяет актуализировать необходимость исследования институционального новаторства в контексте отличающихся институциональных сред, различных ментальных моделей, а также сфер приложения результатов данного поведения.
Изучение явления институционального новаторства в контексте теории отклоняющегося поведения в перспективе позволит ответить на вопросы о причинах интерпретации обществом данного типа поведения в качестве отклоняющегося, даже при наличии положительных эффектов для развития общества. Актуален вопрос о процессах диффузии результатов анализируемой деятельности.
Сказанное обуславливает необходимость формирования самостоятельной исследовательской программы изучения институционального новаторства в целом и в контексте его интерпретации в качестве отклоняющегося поведения, в частности.
[1] Составлено автором
Источники:
2. Сухарев О.С. Дисфункциональный анализ в институциональной теории экономического роста // Журнал экономической теории. – 2004. – № 1. – c. 57-80.
3. Сухарев О.С. Институциональное планирование, траектории институционального развития и трансакционные издержки // Журнал институциональных исследований. – 2012. – № 3. – c. 95-111.
4. Тачкова И.А. Моделирование институционального поведения экономических субъектов в процессе принятия хозяйственных решений // Управление социально-экономическими системами, правовые и исторические исследования: теория, методология и практика: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 1. Брянск, 2018. – c. 130-134.
5. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Качество институционального пространства и факторы его формирования // От рецессии к стабилизации и экономическому росту: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Москва, 2016. – c. 40-50.
6. Battilana J., Leca B., Boxenbaum E. How actors change institutions: towards a theory of institutional entrepreneurship // Academy of management annals. – 2009. – № 1. – p. 65-107. – doi: 10.1080/19416520903053598.
7. Battilana J. Agency and Institutions: The Enabling Role of Individuals’ Social Position // Organization. – 2006. – № 5. – p. 653-676. – doi: 10.1177/1350508406067008.
8. Brautigam D. Substituting for the state: Institutions and industrial development in eastern Nigeria // World Development. – 1997. – p. 1063-1080. – doi: 10.1016/S0305-750X(97)00016-8.
9. Child J., Lu Y., Tsai T. Institutional Entrepreneurship in Building an Environmental Protection System for the People’s Republic of China // Organization Studies. – 2007. – № 7. – p. 1013-1034. – doi: 10.1177/0170840607078112.
10. Colomy P. Neofunctionalism and Neoinstitutionalism: Human Agency and Interest in Institutional Change // Sociological Forum. – 1998. – p. 264-300. – doi: 10.1023/A:1022193816858.
11. DiMaggio P.J. Interest and Agency in Institutional Theory // Institutional Patterns and Organizations. Cambridge (Mass.). - 1988
12. Garud, R., Karnøe P. Path dependence and creation, Lawrence Earlbaum Associates. Php.scripts.psu.edu. [Электронный ресурс]. URL: http://php.scripts.psu.edu/users/r/u/rug14/27.Path%20creation.pdf.
13. Lounsbury M., Crumley E.T. New practice creation: An institutional perspective on innovation // Organization Studies. – 2007. – № 7. – p. 993-1012. – doi: 10.1177/0170840607078111.
14. Maguire S., Hardy C., Lawrence T.B. Institutional Entrepreneurship in Emerging Fields: HIV/AIDS Treatment Advocacy in Canada // Academy of Management Journal. – 2004. – № 5. – p. 657-679.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:19:41