Таксономия типов институционального новаторства
Молокова Е.Л.1
, Власова Н.Ю.1![]()
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899431
Аннотация:
В работе освещены теоретические подходы к интерпретации институционального новаторства в качестве отклоняющегося поведения. Уточнена его дефиниция и характеристики как положительного типа отклоняющегося поведения в системе действий агентов перемен.
Построена таксономия видов институционального новаторства, на основе критериев интенциальности, масштаба институциональных изменений, спровоцированных институциональным новаторством, степени расхождения инноваций с институциональным контекстом, в котором они осуществляются, результатов, на которые направлена деятельность новатора, типов институтов, на изменение которых направлено поведение институционального новатора, а также субъектного состава отклоняющегося поведения.
На основе полученных результатов сделан вывод о необходимости формирования самостоятельной исследовательской программы изучения институционального новаторства.
Полученные в статье результаты могут быть интересны научно-преподавательской общественности высшей школы, заинтересованной в изучении институционального новаторства в широком смысле и как типа отклоняющегося поведения, в частности.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, институциональное новаторство, институты, индивиды, таксономия
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение.
В широком смысле явление институционального новаторства можно интерпретировать как деятельность экономических агентов по заполнению институциональных пустот, развитию существующих институтов, замене старых институтов на новые [8]. Вместе с тем, в силу присущих такой деятельности черт, данный тип поведения называют предпринимательством. В связи со сказанным институциональное предпринимательство в данной статье используется в качестве синонима институционального новаторства.
Задачей настоящего исследования является уточнение теоретических подходов к изучению институционального новаторства, а целью – формирование авторской таксономии в контексте его интерпретации в качестве отклоняющегося поведения.
Теория и методология.
В науке считается, что основателем теории институционального предпринимательства является П. Димаджио [11], который в 1988 году в своей работе, основывающейся на организационной теории, описал возможность функционирования актора, который обладает способностями для внедрения новых институтов, вопреки существующим. Таким образом, в широком смысле институциональное новаторство можно интерпретировать как деятельность по внедрению новых институтов, а в узком, в качестве отклоняющегося поведения по изменению институтов. Трактовка институционального новаторства как отклоняющегося поведения предполагает его реализацию только путем отклонения от существующих общепринятых моделей поведения.
В контексте данного исследования, к отклоняющемуся поведению «институциональное новаторство» отнесем осмысленную (сознательную) деятельность по изменению существующих институтов, которая зачастую, сталкивается с сопротивлением обществ или индивидов, имеющих отличную ментальную модель, не согласных с распространением нового института или изменением действующего. Изменения, инициируемые институциональным новатором, подразумевает отклонение от некоторой нормы [12], которое нарушает существующие правила и практики, связанные с доминирующей институциональной логикой (логиками), и может институционализировать альтернативные правила, практики или логики [7].
Таким образом, институциональное новаторство по своей природе может быть реализовано только путем отклонения от общепринятых моделей поведения.
В научной литературе институциональное новаторство часто рассматривается как отклонение от привычной стратегии с целью поиска другого равновесного состояния [4], в качестве деятельности по созданию новых или преобразованию существующих институтов [14], при этом институциональные новаторы являются субъектами, которые «…рассматривают правила как спорную границу, которую можно или даже желательно перейти» [5, с. 44].
Таким образом, изобразим схематично область институционального новаторства, являющуюся предметом настоящего исследования (рисунок 1).
Рисунок 1 – Место положительного типа отклоняющегося поведения «институциональное новаторство» в системе действий агентов перемен [1]
Результаты исследования и их обсуждение.
Изучение случаев поведения институционального новатора позволяет отметить, что действия могут быть направлены как на продвижение общественных интересов, так и собственных.
Признание существования вариаций в поведении актора, ставит вопрос о субъективной стороне новаторства, т.е. о допустимости для него продолжать следовать существующим правилам или невозможности их соблюдать, о факторах, сформировавших данный тип поведения, его целях и результатах. С научно-практической точки зрения, актуализируется вопрос таксономии типов институционального новаторства.
Опираясь на многочисленные работы, прямо или косвенно касающиеся институционального новаторства, содержащие, в том числе описание эмпирических наблюдений, синтезируем таксономию его типов.
В качестве первого критерия классификации примем интенциальность поведения, под которой будем понимать стремление инициировать изменения. В настоящее время можно обнаружить эволюционирование научных взглядов от утверждений об исключительной преднамеренности институционального новатора изменить институциональную среду [10], к постепенному пониманию, что намерения новаторов могут изменяться в ходе обнародования инновации [9], и наконец к утверждениям, что некоторые акторы могли непреднамеренно отступать от существующих институтов [13]. Таким образом, допускается поведение новатора, вносящего вклад в изменение институциональной среды не только без намерения, но и без осознания значения своих действий (при неслучайном (осознанном) их осуществлении).
Согласимся с Ж. Баттилана, Б. Лека, Е. Боксенбаум определяющими институциональных предпринимателей как «…агентов изменений, которые, независимо от того, намеревались ли они изначально изменить свою институциональную среду, инициируют, и активно участвуют в реализации изменений, которые отличаются от существующих институтов» [6]. Таким образом, признавая наличие воли к действию, укажем на отличающиеся целевые установки изменения институтов.
Еще одним таксономическим критерием является масштаб институциональных изменений, спровоцированных институциональным новаторством, ограничивающийся рамками организации, или имеет более широкий контекст.
Степень, расхождения инноваций с институциональным контекстом, в котором они осуществляются [7] также влияет на восприятие институционального новаторства в качестве отклоняющегося поведения. В настоящее время отсутствуют исследования, содержащие методологическую базу измерения степени дивергентности инноваций, однако как таксономический критерий, данный показатель представляется возможным. В качестве методологической основы для анализа институциональных инноваций по данному критерию можно использовать подход О.С. Сухарева [3] о классификации институциональных изменений: (1) модель изменений, зависимая от прошлого развития, где речь идет о новых институтах, базирующихся на существующих и (2) модель изменений, не зависимых от прошлого, где речь идет об институциональных инновациях, не основных и не использующих существующие базовые институты.
Четвертый критерий является очевидным и позволяет классифицировать действия институционального новатора в зависимости от результатов, на которые направлена его деятельность: (1) изменить существующий институт, (2) создать новый институт, (3) создать новую модель сочетания новых и старых институтов. В своей работе об институциональном планировании [3] О.С. Сухарев таже указывает на различные области приложения институционального развития.
Вместе с тем, поведение институционального новатора может быть направлено на изменение формальных правил, тогда речь идет о противоречии, в частности, нормативному правовому регулированию, а также неформальных, когда инновации касаются традиций, ценностей, составляющих ментальную модель индивида.
Пятым таксономическим критерием определим субъектный состав отклоняющегося поведения: индивидуальные или коллективные новаторы.
В рамках эмпирических критериев оценки конкретных случаев институционального новаторства возможен анализ степени отторжения или модели восприятия нового института. Речь идет о возможности и характеристиках диффузии инноваций, предлагаемых институциональным новатором. В контексте методологического индивидуализма поведение индивида можно интерпретировать в качестве возможного фактора изменений институциональной среды. В связи со сказанным, в основу оценки степени восприятия нового института могут быть положены подходы к анализу реакций акторов на новые институты, предложенные В.М. Полтеровичем [1], в работе посвященной развитию институциональной среды посредством трансплантации новых институтов. Следует отметить, что оценка поведения новатора по данному критерию возможна только в приложении к конкретным случаям институциональных инноваций, в рамках которых оцениваются издержки трансформаций, соотношение трансакционных издержек новой и старой норм, а также характеристики существующих механизмов координации, макроэкономической ситуации и др. [1, с. 29]. Поведение институционального новатора можно рассматривать в различных экономических условиях, в частности, в экономике, испытывающей абсолютный спад валового продукта, сравнив его с поведением аналогичного субъекта в растущей экономике, а также в условиях замедления темпа роста [2]. Схематизируем предлагаемую таксономию институционального новаторства (рисунок 2).
Рисунок 2 – Таксономия типов поведения институционального новатора
Выводы.
Приведенная таксономия позволяет актуализировать необходимость исследования институционального новаторства в контексте отличающихся институциональных сред, различных ментальных моделей, а также сфер приложения результатов данного поведения.
Изучение явления институционального новаторства в контексте теории отклоняющегося поведения в перспективе позволит ответить на вопросы о причинах интерпретации обществом данного типа поведения в качестве отклоняющегося, даже при наличии положительных эффектов для развития общества. Актуален вопрос о процессах диффузии результатов анализируемой деятельности.
Сказанное обуславливает необходимость формирования самостоятельной исследовательской программы изучения институционального новаторства в целом и в контексте его интерпретации в качестве отклоняющегося поведения, в частности.
[1] Составлено автором
Источники:
2. Сухарев О.С. Дисфункциональный анализ в институциональной теории экономического роста // Журнал экономической теории. – 2004. – № 1. – c. 57-80.
3. Сухарев О.С. Институциональное планирование, траектории институционального развития и трансакционные издержки // Журнал институциональных исследований. – 2012. – № 3. – c. 95-111.
4. Тачкова И.А. Моделирование институционального поведения экономических субъектов в процессе принятия хозяйственных решений // Управление социально-экономическими системами, правовые и исторические исследования: теория, методология и практика: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 1. Брянск, 2018. – c. 130-134.
5. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Качество институционального пространства и факторы его формирования // От рецессии к стабилизации и экономическому росту: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Москва, 2016. – c. 40-50.
6. Battilana J., Leca B., Boxenbaum E. How actors change institutions: towards a theory of institutional entrepreneurship // Academy of management annals. – 2009. – № 1. – p. 65-107. – doi: 10.1080/19416520903053598.
7. Battilana J. Agency and Institutions: The Enabling Role of Individuals’ Social Position // Organization. – 2006. – № 5. – p. 653-676. – doi: 10.1177/1350508406067008.
8. Brautigam D. Substituting for the state: Institutions and industrial development in eastern Nigeria // World Development. – 1997. – p. 1063-1080. – doi: 10.1016/S0305-750X(97)00016-8.
9. Child J., Lu Y., Tsai T. Institutional Entrepreneurship in Building an Environmental Protection System for the People’s Republic of China // Organization Studies. – 2007. – № 7. – p. 1013-1034. – doi: 10.1177/0170840607078112.
10. Colomy P. Neofunctionalism and Neoinstitutionalism: Human Agency and Interest in Institutional Change // Sociological Forum. – 1998. – p. 264-300. – doi: 10.1023/A:1022193816858.
11. DiMaggio P.J. Interest and Agency in Institutional Theory // Institutional Patterns and Organizations. Cambridge (Mass.). - 1988
12. Garud, R., Karnøe P. Path dependence and creation, Lawrence Earlbaum Associates. Php.scripts.psu.edu. [Электронный ресурс]. URL: http://php.scripts.psu.edu/users/r/u/rug14/27.Path%20creation.pdf.
13. Lounsbury M., Crumley E.T. New practice creation: An institutional perspective on innovation // Organization Studies. – 2007. – № 7. – p. 993-1012. – doi: 10.1177/0170840607078111.
14. Maguire S., Hardy C., Lawrence T.B. Institutional Entrepreneurship in Emerging Fields: HIV/AIDS Treatment Advocacy in Canada // Academy of Management Journal. – 2004. – № 5. – p. 657-679.
Страница обновлена: 03.07.2025 в 04:16:06
Download PDF | Downloads: 11
Taxonomy of institutional innovation types
Molokova E.L., Vlasova N.Yu.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 10 (October 2023)
Abstract:
The article highlights theoretical approaches to the interpretation of institutional innovation as deviant behavior. Its definition and characteristics as a positive type of deviant behavior in the system of actions of agents of change are clarified.
A taxonomy of institutional innovation types is constructed based on the following criteria: intentionality, the scale of institutional changes provoked by institutional innovation, the degree of divergence of innovations with the institutional context in which they are carried out, the results the innovator wants to achieve, the types of institutions that the behavior of the institutional innovator is aimed at changing, and the subject composition of deviant behavior.
Based on the results obtained, it is concluded that it is necessary to form an independent research program for the study of institutional innovation.
The results obtained in the article may be of interest to the scientific community and academic staff of higher education interested in studying institutional innovation in a broad sense and as a type of deviant behavior, in particular.
Keywords: deviant behavior, institutional innovation, institutions, individuals, taxonomy
JEL-classification: O31, O32, O33

Россия, Екатеринбург