Таксономический анализ мотивации сельских предпринимателей

Полбицын С.Н.1
1 Институт экономики Уральского отделения РАН, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Полбицын С.Н. Таксономический анализ мотивации сельских предпринимателей // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – Том 10. – № 4. – С. 645-662. – doi: 10.18334/ppib.10.4.118944.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55826589

Аннотация:
Исследования мотивации в сельском предпринимательстве продемонстрировали ее положительное влияние на благополучие как самих предпринимателей, так и сельского социума в целом, но все еще мало что известно о разнообразии видов мотивации. В своей работе мы задаемся вопросом, какие виды мотивации сельских предпринимателей следует выделять не только для цели исследования организации эффективной поддержки сельских предпринимателей, но также с целью направления деятельности предпринимателей в те виды деятельности, которые способны принести наибольший не только экономический, но также социальный эффект для сельского населения, для обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Опираясь на перспективу непредвиденных обстоятельств, основанную на теории самодетерминации, мы провели экспертное исследование, чтобы объяснить влияние мотивации на готовность сельских жителей заниматься предпринимательской деятельностью. Проведенный анализ демонстрирует, что социальная мотивация не оказывает существенного влияния на готовность к предпринимательской деятельности, в то же время чисто экономическая мотивация оказывает позитивное воздействие на будущих предпринимателей. В целом, наше исследование поднимает вопросы о необходимости таксономии мотивации сельских предпринимателей, что позволит повысить эффективность не только деятельности предпринимательских организаций, но также государственной поддержки по обеспечению устойчивого развития социума сельских территорий

Ключевые слова: сельские территории, социально-экономическое развитие, сельское предпринимательство, мотивация предпринимателей, теория самодетерминации, таксономический анализ

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствии с Планом НИР Института Экономики Уральского Отделения РАН

JEL-классификация: Q12, Q13, Q16, Q18

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Предпринимательство признается не только многочисленными исследователями, но также и правительствами многих стран как один из основных двигателей инновационного развития национальных социально-экономических систем. Согласно расчетам OECD [1] в малом и среднем бизнесе европейских стран занято порядка 60–70% трудоспособного населения. Вместе с тем, как показывают данные Росстата [2], [3], предпринимательские организации в России замещают только 17% рабочих мест. Сельское предпринимательство на примере Свердловской области показывает еще более низкие результаты – от 3 до 7% в разных муниципальных округах [7]. Представленные данные приводят к вопросу о причинах столь низкого развития предпринимательства в Российской федерации и, что интересует нас, как исследователей развития сельских территорий, причинах низкой активности сельских предпринимателей. Низкая вовлеченность предпринимателей в экономические отношения может объясняться низкой мотивацией потенциальных предпринимателей к занятию бизнесом и недостаточным вовлечением государства в повышение мотивации предпринимателей [11].

Вопросы мотивации предпринимателей были подняты как российскими [3], так и зарубежными [21] исследователями. Было отмечено, что сельские предприниматели учитывают не только экономические, но также социальные причины для занятия предпринимательской деятельностью. В частности, в качестве одного из основных аргументов называлась польза и необходимость для семьи [25]. Зарубежные исследователи отмечают значимость социальной мотивации для сельских предпринимателей, в первую очередь желание быть полезным для сельского социума [15]. Авторы исследований определяли значимость того или иного вида мотивации сельских предпринимателей, не поднимая вопроса о классификации мотивации, что не позволяет составить общую картину привлекательности предпринимательской деятельности для сельских жителей и определить направления поддержки мотивационных устремлений сельчан к занятию предпринимательской деятельности [18]. Исследования в области предпринимательства традиционно представляют социальную мотивацию как позитивный фактор создания предприятий и благополучия предпринимателей [20]. Однако у нас мало знаний о последствиях социальной мотивации, когда мы выходим за рамки контекста социального предпринимательства. Социально мотивированные предприниматели, возглавляя коммерческое предприятие, сталкиваются с трудной задачей сбалансировать желание помогать другим с финансовыми требованиями своего бизнеса. Задача одновременного достижения коммерческих и социальных целей может привести к стрессовому переживанию, которое пагубно сказывается на благополучии предпринимателя. Мы строим исследование на базе теории самодетерминации [8, 12], что позволит нам составить таксономию мотивации сельских предпринимателей и определить соотношение социальной и коммерческой мотивации. Мы считаем, что построение таксономии мотивации как иерархической структуры позволит оценить факторы мотивации наиболее полным образом [9].

Мы полагаем, что социальная мотивация создает дилемму для сельских предпринимателей при ведении коммерческого бизнеса таким образом, что желание помогать другим вне контекста непосредственных рабочих задач может нанести ущерб их личному благополучию. Мы также считаем, что восприятие автономии является ключевым для коммерческих предпринимателей, чтобы они могли реализовать свою социальную мотивацию, не создавая стрессовых ситуаций. Расширение нашего понимания условий, которые формируют взаимосвязь между социальной мотивацией и благополучием предпринимателей, помогло бы в разработке более целостного представления о таксономии мотивации сельских предпринимателей, которое включает в себя роль как коммерческой, так и социальной предпринимательской деятельности в содействии личному и общественному благополучию.

Цель проводимого исследования заключается в разработке таксономии мотивации сельских предпринимателей, построенной на теоретической базе теории самодетерминации и создании факторной модели анализа предпринимательских интенций.

Научная новизна исследования заключается в создании факторной модели анализа предпринимательских интенций, основанной не только на экономической целесообразности, но также на мотивационных факторах, побуждающих сельских жителей к предпринимательской деятельности, что позволит повысить эффективность не только деятельности предпринимательских организаций, но также государственной поддержки по обеспечению устойчивого развития социума сельских территорий.

Концептуальная модель мотивации предпринимателей

Рациональные модели долгое время служили для описания и прогнозирования человеческого поведения, но они страдали от недостатка информации [16]. Рациональный выбор эффективного (или высокомотивированного) поведения должен быть построен на большом количестве альтернативных вариантов поведения, поэтому исследователи не могут разумно предсказать удовлетворение, связанное с последствиями конкретного поведения [24]. Более того, предприниматели обычно не могут быстро или легко разрешить связанные с выбранным вариантом поведения осложнения, что подразумевает, что реальным решениям присваивается не абсолютная объективная рациональность, а только частичная, сегментированная как по конкретным условиям, так и по времени ее реализации [27]. Внутри каждого сегмента поведение, по-видимому, следует рациональному порядку, но в пространстве между сегментами существует много несогласованности, которая не соответствует идеализированной схеме принятия решений [17].

Ограничения в доступной информации и человеческой рациональности побудили Саймона предложить мотивацию в качестве средства, дополняющего объяснения человеческого поведения: человек принимает априорный набор допущений, которые упрощают последующий поведенческий выбор [26]. Эти предположения основаны на мотивации или склонности действовать определенным образом. Соответственно, Берч [14] различает намерение или решимость действовать на два компонента: структурный, или план, и динамический, или мотивационный.

Эта модель отражает динамическую теорию действия, предложенную Аткинсоном и Берчем [13], в которой жизнь человека представляет собой непрерывный поток форм поведения, характеризующихся переходами от одного вида деятельности к другому. В ситуации множественного выбора предпочтительным действием является то, для которого мотивация более позитивна. Таким образом, интенсивность и постоянство реакции зависят от интенсивности мотивации к выполнению этого действия по сравнению с силой мотивации к выполнению других действий.

В свою очередь, мотивационная система конкретного человека должна оказывать решающее влияние на его поведение, хотя и не является единственным определяющим фактором. По словам Наффцигера, Хорнсби и Куратко [22], на работоспособность индивидов влияет их внутренняя природа, и в то же время она является отражением их внутренних стимулов, то есть их потребностей, установок и ценностей. Внутренняя природа человека зависит от его восприятия и субъективного взгляда на мир, потенциальных или врожденных способностей и личности. Переменные, такие как поскольку усилия, способности, предыдущий опыт, возраст, образование, семейная история и окружающая среда, таким образом, влияют на поведение, например, на выбор стать предпринимателем.

Решение начать бизнес, по словам Плен-Дуйовича [24], состоит из двух уровней: рационального и мотивационного. Рациональный уровень фокусируется на объективных причинах принятия задачи, включая условия окружающей среды, которые усиливают или наказывают определенное поведение [27]. Вместо этого мотивационный уровень относится к субъективным причинам, которые отражают ожидания лица, принимающего решение.

Любой анализ предпринимательского поведения должен учитывать причины такого решения. Они являются необходимым, если не достаточным, элементом для объяснения предпринимательского процесса [18]. Хотя в предшествующей литературе не обсуждается влияние психологических аспектов на принятие решений, несколько авторов сходятся во мнении, что предпринимателям присущи три отличительные потребности или мотива [17]: результативность, соревновательность и независимость. Также можно назвать и другие значимые факторы мотивации, такие как потребность в принадлежности к той или иной группе людей, потребность во власти, терпимость к инакомыслию, готовность к инновациям, готовность к риску, а также инициативность или настойчивость.

Ряд авторов полагает, что основными мотивами предпринимательской деятельности следует признать эгоистические и альтруистические [2]. Безусловно, при составлении психологического портрета предпринимателя подобная классификации будет оправдана [1]. Для построения таксономической иерархии мы воспользовались анализом, проведенным Э. Киблером и др. [20], которые полагают, что основными классами факторов мотивации предпринимателей являются экономические и социальные факторы.

Для проведения анализа мотивации сельских предпринимателей мы применили таксономический подход [6], который на наш взгляд, недостаточно распространен, но, как свидетельствуют исследования, проведенные другими авторами, полученные результаты убеждают в правомерности применения этой методологии [10]

Следуя этом разделению, мы во главе таксономической иерархии поставим два класса. Класс экономических мотивов мы разделяем на три группы в соответствии с базовыми целями предпринимательской деятельности:

1. организационная мотивация, направленная на создание независимого предприятия, реализацию свободы предпринимательского выбора;

2. финансовая мотивация, направленная на повышения прибыльности и рентабельности бизнеса;

3. производственная мотивация, направленная на внедрение более эффективных технологий в производство и организацию бизнеса;

4. маркетинговая мотивация, направленная на повышение продаж путем завоевания новых рынков, производство новых продуктов и тому подобное.

Разделение социальной мотивации на группы может быть проведено различными способами, но в своих предыдущих исследованиях мы уже заложили фундамент разделения социальной мотивации [25], выделяя среди мотивов следующие типы:

1. мотивы поддержки семьи;

2. мотивы коммунальной поддержки;

3. мотивы территориальной поддержки.

Первый социальный мотив не вызывает никаких сомнений, поскольку, как показывают не только наши исследования, но исследования большого количества российских и зарубежных исследователей сельского предпринимательства, поддержка семьи, необходимость создания не только стабильного дохода для семьи, но также создание рабочих мест для членов семьи, относится к числу наиболее приоритетных мотивов для открытия малого бизнеса. Последние два мотива требуют дополнительного разъяснения. Проводя совместно с нашими коллегами из Новой Зеландии исследование сельского предпринимательства малых коренных народов, мы выявили, что большая часть предпринимателей в своей деятельности имплементирует традиционные для своей народности способы организации бизнеса, технологии и производимые продукты. Мы сделали вывод о значимости для подобных предпринимателей принадлежности к своей общине, своей народности. Этот вывод позволяет нам утверждать о наличии мотивации по поддержке своей общины, ее традиционных ценностей и своей готовности уважать общие ценности. Третий тип мотивации – территориальная мотивация, как понятно из названия, направлена на поддержку, если так можно сказать, «родной деревни», т.е. не общины, социума или народности, а именно территориальной принадлежности. Так как на одной территории могут проживать несколько различных народностей, то этот тип мотивации следует признать более обобщенным. Таким образом, мы представили двухуровневую таксономию мотивации сельского предпринимательства. Наша следующая задача заключается в выявлении факторов мотивации, которые определяют классы и группы представленных мотивов.

Методология исследования

Развивая тему исследования сельского предпринимательства, мы в качестве основной цели поставили перед собой выяснение причин, по которым сельские жители начинают свой бизнес, и влияние этих причин на их предпринимательское поведение.

Для достижения поставленной цели мы применили метод модерированного опроса предпринимателей. Этот метод был адаптирован нами в предыдущих исследованиях для исследования сельского предпринимательства [25], поэтому мы считаем, что этот метод обеспечит исследованию мотивации сельских предпринимателей достоверные результаты. Применение этого метода позволяет получить экспертную оценку мотивации сельских предпринимателей. В основу метода был положен опрос среди сельских предпринимателей Свердловской области. исследовании предпринимательских организаций АПК Свердловской области с использованием открытых данных [4]. Для достижения поставленной цели исследования мы провели телефонный опрос представителей малого бизнеса сельских территорий для определения их оценки мотивации сельских предпринимателей.

Это эмпирическое исследование основано на данных, собранных с использованием методов опроса, проведенного нами в Свердловской области.

Прежде чем приступить к сбору данных, необходимо было точно определить, кто подходит для нашего исследования в качестве потенциального сельского предпринимателя. Из-за широкой дихотомии трактовок этого термина, простирающихся от расширенной трактовки, что любой сельский житель может быть предпринимателем до зауженной трактовки, что в качестве потенциального предпринимателя следует рассматривать только тех, кто уже начал заниматься предпринимательской деятельностью, мы выбрали второй вариант, как наиболее приемлемый для проведения опроса. После этого мы приступили к всестороннему обзору существующей литературы, чтобы разработать теоретическую модель и первоначальные вопросы опроса для этого исследования.

Вопросы, которые были использованы для проведения полуструктурированного интервью, были разбиты на шесть групп, в соответствии с числом факторов, определяющих мотивацию сельских предпринимателей в соответствии с предложенной нами теоретической моделью.

1. Класс экономических мотивов

1.1. организационная мотивация:

1.1.1. создать независимое предприятие,

1.1.2. реализовать своею идеи предприятия,

1.1.3. обрести возможности делать дела по-своему,

1.1.4. иметь интересную работу.

1.2. финансовая мотивация:

1.2.1. обеспечить финансовую независимость,

1.2.2. иметь достаточно средств,

1.2.3. иметь стабильный доход,

1.2.4. обеспечить высокий доход.

1.3. производственная мотивация:

1.3.1. организовать производство в соответствии со своим понимание,

1.3.2. повысить эффективность производства согласно своим идеям.

1.4. маркетинговая мотивация:

1.4.1. производить продукцию, востребованную на рынке в соответствии со своим видением,

1.4.2. организовать сбыт продукции по своему усмотрению.

2. Класс социальной мотивации

2.1. мотивы поддержки семьи:

2.1.1. обеспечить стабильный доход для семьи,

2.1.2. вовлечь всех членов семьи в работу на своем предприятии.

2.2. мотивы коммунальной поддержки:

2.2.1. обеспечить устойчивое развитие своей коммуны, народности,

2.2.2. сохранить традиционные ценности своей коммуны, народности.

2.3. мотивы территориальной поддержки:

2.3.1. обеспечить устойчивое развитие своей сельской территории,

2.3.2. реализовать потенциал своей сельской территории.

Результаты и дискуссия

Опрос проводился в Свердловской области России в период в 2021-2023 годах. Из-за трудностей с охватом сельских предпринимателей была использована удобная случайная выборка. Хотя использовались как телефонные опросы, так и бумажные опросники, практически все ответы были получены с помощью телефонного опроса. В общей сложности было получено 36 ответов. Выборка исследования составила 36 респондентов. Общий реестр сельскохозяйственных предпринимателей Свердловской области включает 1385 сельскохозяйственных организаций.

В качестве методики составления опросника нами была использована комбинация шкалы Лайкерта [23]. Мы модифицировали метод Лайкерта, полагая полученные ответы не как качественные, а как количественные результаты, что позволило адаптировать метод С. Харпе [19] для проведения статистического анализа. В соответствии с требованиями статистического анализа мы подтвердили нормальность распределения и проверили наличие корреляции между отдельными факторами мотивации, что демонстрирует достаточную репрезентативность выборки. Полученные результаты приведены в таблицах 1 и 2, в которых приведены основные результаты и показатели, доказывающие достоверность полученных результатов. На рис. 1 представлено графическое изображение полученных средних значений каждого фактора.

Таблица 1. Анализ экономических факторов мотивации сельских предпринимателей

Факторы
среднее
Среднеквадратическое отклонение
Стандартная ошибка
95% интервал достоверности
создать независимое предприятие
3,7
0,81
0,15
3,3979
4,0021
реализовать своею идеи предприятия
3,4
0,91
0,12
3,0606
3,7394
обрести возможности делать дела по-своему
3,8
0,73
0,13
3,5277
4,0723
иметь интересную работу
3,5
0,68
0,11
3,2464
3,7536
обеспечить финансовую независимость
4,3
0,47
0,08
4,1247
4,4753
иметь достаточно средств
4,6
0,474
0,09
4,4232
4,7768
иметь стабильный доход
4
0,501
0,079
3,8131
4,1869
обеспечить высокий доход
4,1
0,87
0,12
3,7755
4,4245
организовать производство в соответствии со своим пониманием
3,5
0,76
0,13
3,2165
3,7835
повысить эффективность производства согласно своим идеям
3,1
0,53
0,08
2,9023
3,2977
производить продукцию, востребованную на рынке в соответствии со своим видением
3
0,67
0,14
2,7501
3,2499
организовать сбыт продукции по своему усмотрению
3,3
0,56
0,1
3,0911
3,5089
Источник: расчеты автора

Таблица 2. Анализ социальных факторов мотивации сельских предпринимателей

Факторы
среднее
Среднеквадратическое отклонение
Стандартная ошибка
95% интервал достоверности
обеспечить стабильный доход для семьи
4,8
0,5
0,09
4,6135
4,9865
вовлечь всех членов семьи в работу на своем предприятии
3,8
0,89
0,13
3,468
4,132
обеспечить устойчивое развитие своей коммуны, народности
2,9
0,79
0,16
2,6053
3,1947
сохранить традиционные ценности своей коммуны, народности
2,7
0,91
0,17
2,3606
3,0394
обеспечить устойчивое развитие своей сельской территории
2,4
0,92
0,17
2,0568
2,7432
реализовать потенциал своей сельской территории
2,1
0,51
0,1
1,9098
2,2902
Источник: расчеты автора

Рис. 1. Значимость факторов мотивации сельских предпринимателей

составлено автором

Полученные результаты свидетельствуют о преимущественно базовой мотивации сельских предпринимателей, что подтверждается и другими исследователями [4]. Факторы обеспечения стабильного дохода как для самого предпринимателя, так и для его семьи, превалируют над другими факторами. Мы считаем, что применение иерархии потребностей Маслоу и построенной исследователем иерархии мотивации [5] позволяет достоверно описать полученные результаты. Мы свели все факторы мотивации сельских предпринимателей в Таблицу 3, разделив их по группам, предложенным Маслоу.

Таблица 3. Значимость факторов мотивации сельских предпринимателей

фактор
значимость
Потребности в безопасности
4,5
обеспечить стабильный доход для семьи
4,8
иметь достаточно средств
4,6
обеспечить финансовую независимость
4,3
обеспечить высокий доход
4,1
иметь стабильный доход
4
Потребности в принадлежности
3,8
вовлечь всех членов семьи в работу на своем предприятии
3,8
Потребности в уважении
2,5
обеспечить устойчивое развитие своей коммуны, народности
2,9
сохранить традиционные ценности своей коммуны, народности
2,7
обеспечить устойчивое развитие своей сельской территории
2,4
реализовать потенциал своей сельской территории
2,1
Потребности в самоактуализации
3,4
обрести возможности делать дела по-своему
3,8
создать независимое предприятие
3,7
иметь интересную работу
3,5
организовать производство в соответствии со своим пониманием
3,5
реализовать своею идеи предприятия
3,4
организовать сбыт продукции по своему усмотрению
3,3
повысить эффективность производства согласно своим идеям
3,1
производить продукцию, востребованную на рынке в соответствии со своим видением
3
Источник: расчеты автора

Полученные результаты наглядно свидетельствуют об экономической направленности сельских предпринимателей. Основной причиной выбора предпринимательской деятельности является стремление обеспечить стабильный доход для семьи. Этот мотив направлен на реализацию потребности в безопасности. Эта базовая потребность, стремление к реализации которой возникает у потенциального предпринимателя в первую очередь.

Вторая потребность – потребность в принадлежности, возникает после реализации первой потребности. Как видно из представленных результатов, мотивация к реализации этой потребности у сельских предпринимателей практически находится на том же уровне, что и реализация потребности в безопасности. Во время интервью респонденты отвечали, что они полагают необходимым участие всех членов семьи в своем предприятии, часто называя его «семейным бизнесом».

Мотивация к реализации потребности уважения оказалась даже ниже, чем мотивация к реализации потребности в самореализации. Это объясняется тем, что в большинстве случаев круг значимых для респондента людей был ограничен семьей и близкими родственниками, вопрос уважения в коммуне, на сельской территории был для респондентов не столь значимым. Необходимо отметить, что представители коренных малочисленных народностей высоко отмечали потребность в развитии традиционных ценностей своих народностей, что вызвало более высокое значение среднеквадратического отклонения.

Потребность к самоактуализации проявлялась у респондентов с ясно выраженной профессиональной подготовкой, можно добавить, у тех, кто уже составил бизнес-план или бизнес-модель своего будущего предприятия, как объяснение их основного мотива создания бизнеса.

Выводы и заключения

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что предпринимательство в большей степени рассматривается сельскими жителями как один из способов обеспечения финансового благополучия семьи, что вполне уместно на начальном этапе развития сельской предпринимательской экосистемы. Дальнейшее развитие экосистемы требует появления более высоких уровней мотивации, направленных на самореализацию, самовыражение, стремление продемонстрировать свои уникальные способности и возможности.

Мы считаем, что государственная поддержка должна быть направлена именно на мотивацию к реализации потребности в уважении и самореализации. Мы не ставим своей целью предложить наиболее действенные направления такой поддержки, полагая, что это должно быть темой отдельного исследования.

[1] SMALL BUSINESSES, JOB CREATION AND GROWTH: FACTS, OBSTACLES AND BEST PRACTICES [Электронный ресурс]. https://www.oecd.org/cfe/smes/2090740.pdf (дата обращения: 31.07.2023).

[2] ЧИСЛЕННОСТЬ И СОСТАВ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ВОЗРАСТЕ 15 ЛЕТ И СТАРШЕ [Электронный ресурс]. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2022.pdf (дата обращения: 31.07.2023).

[3] Росстат — Сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса за 2020 год [Электронный ресурс]. https://rosstat.gov.ru/small_business_2020 (дата обращения: 31.07.2023).

[4] Реестр хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса Свердловской области. Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: https://mcxso.midural.ru/article/show/id/1078 (дата обращения 01.08.2023).


Источники:

1. Верховская О. Р., Александрова Е.А. Индекс мотивации предпринимательской активности и институциональная среда // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2018. – № 4(34). – c. 511-533. – doi: 10.21638/spbu05.2018.402.
2. Игнатова И. В. Мотивы предпринимательской деятельности и модели поведения предпринимателей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 8. – c. 105-110.
3. Кошарная Г. Б. Мотивация современных российских предпринимателей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – № 4(36). – c. 146-154.
4. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – № 3. – c. 137-142.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. / 3-е изд. - СПб.: Питер, 2019. – 400 c.
6. Неизвестный С. И. О применении таксономии в области информационных технологий // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2016. – № 2(135). – c. 145-152. – doi: 10.17922/2071-5323-2016-15-2-145-152.
7. Полбицын С. Н. Построение индексной модели анализа сельских предпринимательских экосистем // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 6(143). – c. 772-777. – doi: 10.34925/EIP.2022.143.6.14.
8. Райан Р. М., Деси Э.Л. Теория самодетерминации и поддержка внутренней мотивации, социальное развитие и благополучие // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. – 2003. – № 3-1. – c. 97-111.
9. Струк, Н. С. Таксономия сети делового партнерства предприятий // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2013. – № 2(17). – c. 30-36.
10. Тестина Я. С. Теоретические аспекты таксономии специальных видов туризма // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2021. – № 2. – c. 62-71.
11. Чекмарев О. П. Мотивация предпринимательства в России: тенденции государственного регулирования от кризиса 2008 г. до настоящего времени // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – № 3. – c. 7-21.
12. Шелдон К. М. Введение в теорию самодетерминации и новые подходы к мотивации роста // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – c. 7-17. – doi: 10.17223/17267080/62/2.
13. Atkinson J.W., Birch D. Introduction to motivation. - New York: Van Nostrand, 1978.
14. Birch D. The dynamics of the stream of behaviour // Journal of Mathematical Psychology. – 2009. – № 53. – p. 106-118.
15. Bosworth G. Characterising rural businesses – Tales from the paperman // Journal of Rural Studies. – 2012. – № 28(4). – p. 499-506. – doi: https://doi.org/10.1016/j.jrurstud.2012.07.002.
16. Busenitz, L.W. and Lau, Ch. (1995). A cross-cultural cognitive model of new venture creation. Entrepreneurship Theory & Practice, 20, 25-40
17. Ephrem A.N., Murimbika,. "Development and validation of an individual entrepreneurial potential new measurement scale" // Journal of Research in Marketing and Entrepreneurship. – 2023.
18. García-Villaverde P. M., Ruiz-Ortega M. J., Canales J. I. Entrepreneurial orientation and the threat of imitation: the influence of upstream and downstream capabilities // European Management Journal. – 2013. – № 31(3). – p. 263-277.
19. Harpe S. E. How to analyze Likert and other rating scale data // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. – 2015. – № 7. – p. 836-850. – doi: 10.1016/j.cptl.2015.08.001.
20. Kibler E., Wincent J., Kautonen T., Cacciotti G., Obschonka M. Can prosocial motivation harm entrepreneurs' subjective well-being? // Journal of Business Venturing. – 2019. – № 4. – p. 608-624.
21. Lee L., Wong P.K., Foo M.D., Leung A. Entrepreneurial intentions: The influence of organizational and individual factors // Journal of Business Venturing. – 2011. – № 26. – p. 124-136.
22. Naffziger D.W., Hornsby J.S., Kuratko D.F. A proposed research model of entrepreneurial motivation // Entrepreneurship Theory & Practice. – 1994. – № 18. – p. 29-42.
23. Norman G. Likert scales, levels of measurement and the "laws" of statistics // Advances in Health Sciences Education. – 2010. – № 15. – p. 625-632. – doi: 10.1007/s10459-010-9222-y.
24. Plehn-Dujowich J. A theory of serial entrepreneurship // Small Business Economics. – 2010. – № 35. – p. 377-398.
25. Polbitsyn, S., Earl, A., Bagirova, A. & Kluev, A. 2020. Contemporary Issues of Rural Family Entrepreneurship: Case of Russian Indigenous Family Businesses. Proceedings of the 8th International Conference Innovation Management, Entrepreneurship and Sustainability (Imes 2020), 530-541
26. Simon, H. A. (1997). Administrative behavior: A study of decision-making processes in administrative organization (4th ed.). Free Press.368 p
27. Skinner, B.F. (1987). Whatever happened to psychology and the science of behaviour. American Psychologist, august, 780-786

Страница обновлена: 27.02.2024 в 12:46:58