Tools to stimulate open innovation for urban spaces

Mukhametov D.R.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 3 (July-september 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54754187

Abstract:
The article aims to analyze the tools to promote open innovation for urban spaces. Open innovation is the process of creating new products and solutions through the involvement of various stakeholders. The main advantage of open innovation is the ability to adapt new solutions and products to the diversity of the social environment. For urban spaces, open innovations can reduce the asymmetry between the proposed technology and the interests of citizens and other agents of urban policy. Tools to promote open innovation for urban spaces are live labs, regulatory sandboxes, govtech accelerators, frameworks for organizational reforms. These tools include such incentives as access to capital or investments, databases, pilot projects and testing environment, expert evaluation, prospects for scaling and commercialization. The article discusses examples of how to use these tools. The article is of interest to researchers of smart cities and digital urban environment. Acknowledgments: The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Keywords: open innovations, regulatory sandboxes, living labs, govtech accelerators, smart city, urban environment, urban spaces

Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ

JEL-classification: O31, O32, O33, R11, R12, R13, R58



Введение

Для повышения доверия институтам и структурам управления ключевую роль играют открытые инновации – новые технологии и сервисы, создание которых не ограничивается идеями и знаниями разработчиков, но также предполагает взаимодействие со сторонними агентами. Такими агентами выступают пользователи/граждане, малый бизнес, профессиональные и экспертные сообщества, органы власти. Это позволяет (1) создавать клиентоориентированные продукты, (2) использовать разные варианты масштабирования продуктов ввиду многообразия используемых b2b (бизнес – бизнесу), b2c (бизнес – пользователям), b2g (бизнес – государству) решений.

Открытые инновации также являются приоритетом для городских пространств, поскольку позволяют создавать технологии и сервисы, учитывающие запросы и опыт жителей, состояние социальной и физической инфраструктуры. Связка открытых инноваций и городских пространств становится магистральной для современных исследовательских, коммерческих и общественных проектов. В контексте появления возможностей цифрового экспериментирования с дизайном пространств участникам городской политики предоставляются ресурсы для трансляции своего опыта и запросов на новые технологии, поэтому цифровая трансформация города производится в соответствии с реальными практиками и ожиданиями конечных пользователей. Однако в целом остается дискуссионным вопрос, какие инструменты наиболее эффективны для стимулирования открытых инноваций в контексте городских пространств, а также какие агенты располагают доступом к подобным инструментам.

В современной литературе можно выделить несколько групп исследований, посвященных открытым инновациям для городских пространств. Первая группа работ фокусируется на местных сообществах как стейкхолдерах корпоративной политики (ESG-стандарты): авторы акцентируют внимание на вовлечении стейкхолдеров в политику компаний, что позволяет предупредить экологические, производственные и социально-экономические проблемы [1–3] (Luan, Wang, 2023; Di Simone, Petracci, Piva, 2022; Borisyuk, Smotrina, 2023). Вторая группа исследований посвящена анализу университетов и научно-образовательных организаций как агентов социально-экономической политики: данные агенты интегрированы в кросс-региональные и кросс-отраслевые инновационные системы и имеют потенциал создания инноваций для городских территорий [4–6] (Yashin, Yashina, Zakharova, Oranova, 2020; Udaltsova, 2020; Huggins, Prokop, Thompson, 2020). Однако в обеих группах исследований основное внимание уделяется трансферу инноваций из корпоративной/образовательной среды в городскую политику, в то время как устойчивые открытые инновации формируются не столько трансфером инноваций, сколько итеративным путем с опорой на экспериментирование и инициативу городских сообществ в дизайне и тестировании технологий. Исходя из этого, изучение открытых инноваций для городских пространств требует дополнительного изучения.

Цель данной статьи – определить преимущества и возможности разных инструментов стимулирования открытых инноваций для городских пространств. Первоначально анализируются основные характеристики и преимущества открытых инноваций. Затем на примере кейсов рассматриваются ключевые инструменты стимулирования открытых инноваций для городских пространств. Новизна исследования заключается в комплексном анализе инструментов стимулирования открытых инноваций, что позволяет повысить качество отбора технологий при цифровизации систем управления.

Открытые инновации: основные черты и преимущества

Основная идея открытых инноваций заключается в том, что организации не внедряют инновации в изолированной среде и требуют взаимодействия с различными агентами для сбора новых идей и повышения своей конкурентоспособности. В данном случае наблюдается контраст с представлениями об инновациях как о деятельности в рамках одной организации – напротив, открытые инновации связываются с потоками идей, которые находятся на пересечении разных организаций и рынков [7, 8] (Mukhametov, 2022; Tronina, Tatenko, Bakhtina, 2019). Исходя из этого, открытые инновации можно определить как распределенный процесс создания новых продуктов, основанный на управлении внешними потоками знаний.

Открытые инновации дают такие преимущества, как:

(1) отражение социальных и экономических изменений в структуре организаций и рынков;

(2) использование преимуществ трансграничной мобильности финансовых, трудовых и информационных ресурсов;

(3) совершенствование института защиты интеллектуальной собственности и внедрение новых технологических стандартов;

(4) создание разветвленных систем коммуникаций внутри и между организациями;

(5) использование при разработке продуктов наборов данных с высокой ценностью (high-value datasets).

Благодаря данным преимуществам процесс управления знаниями для производства открытых инноваций реализуется не как линейный двусторонний процесс, а представляет сетевое, многостороннее, совместное участие в стимулировании, экспертизе и запуске инновационных продуктов.

Несмотря на то, что концепция открытых инноваций появилась в корпоративной среде, к ней все чаще обращаются в контексте совершенствования публичного управления. Например, выделяются три уровня открытых инноваций, которые используются в деятельности институтов публичной власти [9] (Mu, Wang, 2022):

- в качестве первого уровня рассматривается вовлечение граждан в процесс разработки идей и инноваций с помощью онлайн-платформ, что позволяет использовать творческий потенциал и «мудрость толпы»;

- второй уровень реализуется за счет создания экспертных ассамблей – объединения отраслевых экспертов, которые осуществляют качественную оценку предлагаемых решений и разработок;

- третий уровень выражается в формировании гражданских ассамблей – совещательного формата, который состоит из представителей разных отраслей экономики и призван связать предлагаемые решения с ожиданиями основных социальных групп.

Перечисленные уровни демонстрируют постепенную институционализацию процесса стимулирования открытых инноваций, который переходит от спонтанного участия к более регулярным форматам совещательного и делиберативного характера. Кооперация внешних агентов и организаций госсектора позволяет принимать соответствующие опыту и запросам граждан решения, что предположительно должно иметь положительные эффекты для создания, извлечения и распределения стоимости.

Однако в условиях цифровизации появляются новые ресурсы для вовлечения граждан в создание открытых инноваций. Если ранее инструментарий ограничивался обменом оценками и предложений, то благодаря платформенным технологиям и сервисам дополненной/виртуальной реальности для стимулирования открытых инноваций возможны тестирование, экспериментирование и совместное исследование новых технологических решений. Дополнительные возможности связаны с развитием политики открытых данных и открытого исходного кода, благоприятствующие созданию инновационных продуктов. Таким образом, бизнесу, гражданам, общественным организациям предоставляется доступ к разработке дизайна и функционала технологических решений, а также их адаптация к существующей инфраструктуре и уровню цифровой грамотности пользователей [10] (Mukhametov, 2022). С точки зрения аккумулирования внешних знаний это означает сбор не только ожиданий и запросов граждан, но также анализ конкретных практик и способов использования новых технологий в повседневной жизни.

Особое внимание обращается на города, которые ввиду концентрации цифровых технологий располагают бóльшими возможностями для стимулирования открытых инноваций. Города, являясь сложными системами, характеризуются разнообразием бизнес, досуговых, профессиональных и прочих пространств. Для регулирования возникающих в подобной системе конфликтов необходимо участие горожан и бизнеса в моделировании новых технологических решений в сфере транспорта, образования, здравоохранения, благоустройства территорий и т.д. Это актуализирует переход к открытым инновациям, которые благоприятствуют интеграции знаний разных участников городской политики в новые технологические решения и продукты.

Городские пространства: инструменты стимулирования открытых инноваций

Инструменты стимулирования открытых инноваций – это организационные и регуляторные решения, которые позволяют объединить в работе над продуктом государственные структуры, бизнес, граждан, отраслевых экспертов и медиа. Задача подобных инструментов – интегрировать опыт и знания разных участников городской политики в дизайн и функционал итоговых продуктов для их соответствия реальным повседневным практикам граждан. Кроме того, это позволяет учитывать сверхдифференцированность города с точки зрения цифрового неравенства, неравномерного доступа к капиталу и инфраструктуре, разнообразия стилей жизни. В данной статье на примере кейсов рассматриваются такие инструменты стимулирования открытых инноваций, как регуляторные песочницы, живые лаборатории, гостех-акселераторы, фреймворки для организаций.

Регуляторные песочницы. В контексте открытых инноваций регуляторные песочницы предоставляют площадку для разработки и тестирования новых технологий, внедряемых в городские пространства. Основная характеристика регуляторных песочниц – отсутствие строгих норм регулирования, что позволяет использовать разрабатываемые решения в среде с новыми качествами и характеристиками. Применение регуляторных песочниц включает несколько измерений:

1) тестирование умных городских систем в контролируемой среде для выявления проблем и улучшения функциональности систем;

2) разработка политики и стандартов через объединение регуляторов, исследователей и отраслевых экспертов для анализа лучших практик и бенчмаркинга;

3) обучение и обмен знаниями через семинары, тренинги и консультационные программы для повышения уровня компетенций и обмена навыками;

4) участие граждан и оценка общественного мнения в процессе разработки и тестирования умных городских технологий и регуляторных механизмов.

Первоначально регуляторные песочницы создавались для тестирования финтех-продуктов [11] (Brown, Piroska, 2022), однако сегодня данный инструмент применяется при разработке большого числа технологий, которые внедряются в том числе в городских пространствах. Один из кейсов использования регуляторной песочницы связан с городом Хошимин во Вьетнаме. Рекламные щиты в городе стали проблемой для мобильности транспорта и обеспечения безопасности. Для решения данной проблемы была создана регуляторная песочница, в которой на базе виртуальных моделей городских пространств проводились эксперименты с размещением улиц, транспортных путей, рекламных щитов. Используя данный инструмент, городские власти оценили, как изменения в размещении рекламных щитов влияют на пропускную способность дорог, видимость, время реакции водителей и пешеходов, а также безопасность на дорогах.

Живые лаборатории. Живые лаборатории – это инновационные площадки, которые создаются для разработки и изучения новых технологий и решений в реальной городской среде. Они представляют собой пространство для кооперации разных заинтересованных сторон в лице городских властей, стартапов, исследовательских организаций, граждан. Живые лаборатории оснащены инфраструктурой, сенсорными устройствами, мониторинговыми системами и другими технологиями, позволяющими собирать, анализировать и обрабатывать данные для исследования различных аспектов городских пространств. В качестве инструмента стимулирования открытых инноваций живые лаборатории предоставляют следующие преимущества:

1) реальная среда тестирования для обнаружения проблем и улучшения решений до их внедрения в широкомасштабную практику.

2) вовлечение жителей как активных участников инновационного процесса;

3) коллаборация и партнерство между разными организациями;

4) мультидисциплинарность и комплексный подход при разработке решений для городских пространств;

5) экономичность и перспективы масштабирования технологий;

В качестве одного из наиболее успешных кейсов живых лабораторий можно рассмотреть проект в Амстердаме (Amsterdam Smart City Living Lab), который стал площадкой для разработки и тестирования инновационных проектов в реальных городских пространствах [12] (Rizzo, Habibipour, Ståhlbröst, 2021). Одним из таких проектов была установка солнечных панелей на крышах городских зданий: инфраструктура живых лабораторий позволила исследователям и разработчикам собрать данные о производительности солнечных панелей, энергопотреблении и их влиянии на окружающую среду. На основе этих данных были выбраны оптимальные стратегии развертывания солнечных панелей в городе.

Гостех-акселераторы. Государственные технологии (government technologies, govtech) – недавно сформированный и динамично развивающийся рынок технологических решений для структур государственного и городского управления [13] (Bharosa, 2022). Однако структуры управления имеют возможность стимулировать развитие открытых инноваций на данном рынке, используя гостех-акселераторы как ключевой инструмент.

Гостех-акселераторы – это программы, запускаемые органами власти и предназначенные для ускоренной реализации технологических проектов в сфере публичного управления. Они предлагают участникам доступ к экспертам, рынкам, инфраструктуре и финансированию, что позволяет качественно продумать и коммерциализировать продукт. Таким образом, благодаря гостех-акселераторам структуры управления получают инициированные гражданами продукты для улучшения городских пространств, а участники гостех-акселераторов – различные типы поддержки для реализации продукта.

Гостех-акселераторы имеют несколько преимуществ для разработки открытых инноваций:

1) гостех-акселераторы предоставляют гражданам и бизнесу экспертную поддержку в различных областях, включая маркетинг, юридические вопросы, финансы и технологии;

2) расширение сети контактов с инвесторами, предпринимателями и другими экспертами в выбранной отрасли;

3) гостех-акселераторы дают участникам возможность адаптировать их продукты к требованиям рынка;

4) гостех-акселераторы предоставляют финансовую поддержку и инвестиции для масштабирования продукта;

5) участие в гостех-акселераторе повышает видимость стартапа и способствует привлечению потенциальных клиентов и пользователей.

Гостех-акселераторы только начинают активно внедряться в практику развития городских пространств. Один из примеров – гостех-акселератор гражданских инициатив во Франции (Accélérateur d’Initiatives Citoyennes), запущенный в 2021 году. В рамках акселератора граждане могут предлагать свои инициативы в сфере совершенствования инфраструктуры, системы предоставления госуслуг, коммуникации государства и граждан, здравоохранения и образования. Инициативы выставляются на голосование гражданам и проходят оценку экспертами из государственного и частного секторов: если инициативы поддерживается всеми сторонами, инициатива получает 6-месячное сопровождение и финансирование. С декабря 2021 года 7 инициатив получили такую поддержку, при этом области проектов самые разные: спорт, социальные сети органов власти, университетская политика.

Фреймворки для организаций. Поддержка открытых инноваций для городских пространств не всегда связана с предоставлением площадки или условий для взаимодействия разных агентов. Одним из таких инструментов являются фреймворки, которые органы власти предоставляют бизнесу для оценки собственного потенциала в производстве открытых инноваций [14] (Horgan, Dimitrijević, 2019). К примеру, в испанских городах местные органы власти рекомендуют организациям использовать модель HIP, которая позволяет оценить инновационный потенциал своей компании на базе шести критериев [15] (Smith, Nordby, Yu, Jaffery, 2020):

1) открытость – открытость организации для окружающей среды, расширение сетей сотрудничества, горизонтальная коммуникация внутри организации, согласование целей организации с обществом;

2) трансдисциплинарность – поперечная структура, продвижение междисциплинарных команд, смешение и развитие гибридных идей, постоянное взаимодействие разных уровней организационной иерархии;

3) cкорость – гибкая динамика в организации, сокращение дистанции между агентами управления, интенсивность планирования и стратегирования;

4) прототипирование – создание прототипов, пилотных проектов или цифровых двойников продуктов, которые производит организация (прототипы и двойники снижают уровень абстракции и позволяют понять в целом, как может развиваться продукт в конкретных социальных условиях);

5) совместная деятельность – поощрение сотрудничества, соуправления, соучастия, коллективного творчества, которые формируют чувство сопричастности к организации и создают новые сообщества;

6) использование технологий – цифровизация и прочие технологические инструменты, которые позволяют расширить опции доступа к внутренним и внешним ресурсам, а также управлять коммуникацией внутри и вне организации.

Подобные фреймворки стимулируют открытые инновации, так как помогают организациям трансформировать внутренние коммуникации и структуру в пользу кооперации с другими агентами. Кроме того, данные фреймворки, ориентируя организации к активному взаимодействию с внешней средой, позволяют им использовать преимущества и возможности других инструментов стимулирования открытых инноваций, рассмотренных ранее.

Обобщая, инструменты стимулирования открытых инноваций включают разные возможности для участников городской политики – органов власти, горожан, малого бизнеса, экспертных и исследовательских сообществ, инвесторов, архитекторов и городских модельеров. Важно отметить, что рассмотренные инструменты фокусируются на комплексе стимулов – доступ к капиталу, экспериментальные площадки, технологии моделирования и проектирования, совместные исследования – что делает их открытыми для разработок разного типа и масштаба.

Выводы

Таким образом, открытые инновации – процесс создания новых продуктов и решений через вовлечение различных заинтересованных сторон. Основное преимущество открытых инноваций заключается в возможности адаптировать новые решения и продукты к разнообразию социальной среды.

Городские пространства отличаются сверхдифференцированностью, поэтому для них востребованы открытые инновации, позволяющие сократить асимметрию между предлагаемыми решениями/продуктами/технологиями и опытом, практиками горожан и других агентов городской политики. Результатами открытых инноваций в городе становятся рост межличностного и институционального доверия, новые возможности для создания и извлечения стоимости, устойчивость городских подсистем к изменениям, рост экономической сложности [16] (Mukhametov, 2022).

В то же время необходимы инструменты, которые стимулируют агентов городской политики проводить совместную разработку новых продуктов и решений – такими инструментами являются живые лаборатории, регуляторные песочницы, гостех-акселераторы, фреймворки для организационных реформ. Данные инструменты включают такие стимулы, как доступ к капиталу/инвестициям, база знаний, пилотные площадки и среда тестирования разработок, экспертная оценка, перспективы масштабирования и коммерциализации. Крупные города и мегаполисы внедряют комплекс инструментов стимулирования открытых инноваций, однако использование подобных инструментов отмечается также в небольших и малых городах. Исходя из этого, следует ожидать роста практик использования проанализированных инструментов в управлении городскими пространствами разного масштаба.


References:

Bharosa N. (2022). The rise of GovTech: Trojan horse or blessing in disguise? A research agenda Government Information Quarterly. (3). 101692.

Borisyuk N.K., Smotrina O.S. (2023). Razvitie potentsiala promyshlennoy ekosistemy regiona [Development of the potential of the industrial ecosystem of the region]. Creative economy. (9). (in Russian).

Brown E., Piroska D. (2022). Governing fintech and fintech as governance: The regulatory sandbox, riskwashing, and disruptive social classification New Political Economy. (1). 19-32.

Di Simone L., Petracci B., Piva M. (2022). Economic sustainability, innovation, and the ESG factors: An empirical investigation Sustainability. (4). 2270.

Horgan D., Dimitrijević B. (2019). Frameworks for citizens participation in planning: From conversational to smart tools Sustainable Cities and Society. 101550.

Huggins R., Prokop D., Thompson P. (2020). Universities and open innovation: The determinants of network centrality The Journal of Technology Transfer. 45 (3). 718-757.

Luan X.Y., Wang X.H. (2023). Open innovation, enterprise value and the mediating effect of ESG Business Process Management Journal. (2). 489-504.

Mu R., Wang H. (2022). A systematic literature review of open innovation in the public sector: Comparing barriers and governance strategies of digital and non-digital open innovation Public Management Review. (4). 489-511.

Mukhametov D. (2022). Exploring the Influence of Government Data Performance on Knowledge Capabilities: Towards a Data-Oriented Political Economy Social Sciences. (9). 384.

Mukhametov D.R. (2022). How ICT-infrastructure Defines Economic Complexity: Information Policy to Facilitate Innovations System of Signal Synchronization, Generating and Processing in Telecommunications. (1). 213-217.

Mukhametov D.R. (2022). Sozdanie ustoychivyh umnyh gorodov: tekhnologii vovlecheniya grazhdan i sovmestnogo eksperimentirovaniya [Creating sustainable smart cities: technologies for citizens\' engagement and collaborative experimentation]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 843-858. (in Russian).

Rizzo A., Habibipour A., Ståhlbröst A. (2021). Transformative thinking and urban living labs in planning practice: a critical review and ongoing case studies in Europe European Planning Studies. (10). 1739-1757.

Smith M., Nordby P., Yu M., Jaffery J. (2020). A practical model for research with learning health systems: Building and implementing effective complex case management Applied Ergonomics. 84 103023.

Tronina I. A., Tatenko G. I., Bakhtina S. S. (2019). Otkrytye innovatsii kak forma realizatsii kontseptsii innovatsionnogo razvitiya territorii na printsipakh «umnoy spetsializatsii» [Open innovations as a form of implementation of the concept of innovative development of the territory on the principles of "smart specialization"]. International Journal. (12). 51-58. (in Russian).

Udaltsova N.L. (2020). Potentsial modeli otkrytyh innovatsiy i ego ispolzovanie [Open innovation model potential and its use]. Economic sciences. (187). 87-93. (in Russian).

Yashin S.N., Yashina N.I., Zakharova Yu.V., Oranova M.V. (2020). Realizatsiya kontseptsii otkrytyh innovatsiy v regionakh na baze platformennogo podkhoda [Implementation of the open innovation concept in the regions on the basis of platform approach]. Creative economy. (11). 2803-2810. (in Russian).

Страница обновлена: 28.04.2025 в 12:21:26