Концептуализация понятий «третий сектор» и «социальная экономика»: опыт стран Европы
Семина К.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899447
Аннотация:
В статье рассматривается разработанность определений и концепций, характеризующих организации, оказывающие социальные услуги населению на некоммерческой основе: социальная экономика, третий сектор, некоммерческая организация, социально ориентированная некоммерческая организация. Приведен анализ осмыслений данных понятий в странах Европы. Автором сделаны выводы о необходимости развития и доработки концепций третий сектор и социальная экономика
Ключевые слова: Социальная экономика, третий сектор, некоммерческая организация, социально ориентированная некоммерческая организация, некоммерческий сектор
JEL-классификация: I38, L26, M21
Введение
Последствия мирового системного кризиса, последствия пандемии COVID-19 потребовали от правительств многих стран приоритетного решения социальных проблем общества. Одновременно кризисные явления продемонстрировали «высокую способность людей, сообществ, негосударственных организаций самоорганизовываться и совместно компенсировать провалы в качестве жизни», что позволяет говорить о формирующемся тренде «движения от социального государства к социальному обществу (welfare society)» [6, c. 5–17] и формировании новой концепции общественно-гражданского управления. Переход к новой концепции уже можно видеть в принимаемых в нашей стране правовых нормах. Однако понятийный аппарат и методологические основы концепции являются предметом дискуссий и имеют различное толкование в современном дискурсе общественных наук [6, c. 5–17].
Вклад в экономику организаций, на некоммерческой основе оказывающих социальные услуги населению, ежегодно растет во многих регионах мира, при этом постоянно расширяется спектр услуг, а также условий их оказания и правовых форм существования таких организаций. В информационном и научном поле существует много понятий, характеризующих эту сферу экономики: социальная экономика, третий сектор, социальное предпринимательство, некоммерческий сектор. При этом нет сформированного представления о сходствах и различиях этих понятий, а также об элементах, входящих в их состав. Важно отметить, что ряд терминов закреплен юридически в российском законодательстве, в то время как часть из них является концептуальными понятиями, имеющими различные трактовки в зависимости от научного подхода.
Осмыслением вышеуказанных концепций и понятий занимались долгие годы в том числе европейские ученые. К настоящему моменту они сформировали уже большой пласт знаний на эту тему, ведь история развития научных трактовок социальной сферы имеет здесь продолжительную историю и большой масштаб. Так, доля некоммерческого сектора в ВВП в ряде стран Европы превышает 4,5%, в то время как в России этот показатель составлял 1,5% в 2021 году [4]. В связи с этим в рамках данной работы представляется важным исследовать возможность использования лучшего международного опыта для формирования собственных подходов, опираясь на которые можно повысить успешность и эффективность социально ориентированных некоммерческих организаций в России.
Цель данной работы – исследовать степень разработанности понятий социальная экономика, третий сектор, некоммерческая организация, социально ориентированная некоммерческая организация, определить, какие из них относятся к концептуальным явлениям, а также рассмотреть подходы к вышеприведенным понятиям в Европейских странах и сформировать предложения по имплементированию успешного зарубежного опыта. На данный момент в литературе содержатся разрозненные данные о приведенных понятиях и концепциях, существует разночтение терминов, отсутствуют работы, аккумулирующие и систематизирующие данный вокабуляр. Авторская гипотеза заключается в том, что в странах Европы вопросы социальной экономики и третьего сектора получили более глубокую разработку за счет накопленного опыта, что может быть использовано для формирования понимания данного вопроса и в России.
Методы исследования
Основу для эмпирического анализа составили данные Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО). Минэкономразвития России, данные докладов Минэкономразвития о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций, данные докладов Европейского экономического и социального комитета.
На основе анализа научных публикаций в наукометрических системах РИНЦ, Scopus, Science direct были выделены основные группы работ на исследуемую тематику по опыту в России и в странах Европы, определены основные тенденции и расхождения в применении терминов и концепций некоммерческих организаций.
Результаты и обсуждение
Трактовка термина «третий сектор» не является законодательно определенной, а носит концептуальный характер. Наиболее базовым подходом к его определению считается подход, разработанный Л.И. Якобсоном и С.В. Сановичем. В своей работе авторы определяют третий сектор как «совокупность ячеек сотрудничества людей», характеризующуюся регулярностью и организованность взаимной работы. Отдельно авторы выделяют пять критериев, по которым организация может быть отнесена к третьему сектору:
· Определенные и стабильные цели функционирования, относительно стабильный состав участников;
· Альтруистические цели создания организации;
· Отсутствие нацеленности на получение прибыли или применение политической власти;
· Обособленность от бизнеса и государства;
· Добровольный характер открытия или прекращения работы.
Таким образом, данный подход дает достаточно абстрактное представление об организациях, входящих в состав третьего сектора, не определяет организационно-правовые формы таких организаций, а также не дает представления об областях их интересов.
Следующая группа понятий определена в России законодательно: некоммерческая организация (далее – НКО) [7], социально ориентированная некоммерческая организация [7], социальное предпринимательство [8]. Более того, в соответствующих нормативных правовых актах четко обозначены цели деятельности таких организаций, а также определены организационно-правовые формы их функционирования. То есть использование данных понятий однозначно фиксирует элементы, входящие в их состав.
Важно отдельно выделить термин «третичный сектор», который часто ошибочно употребляют вместо понятия «третий сектор». Третичный сектор – это сфера услуг, включающая в себя любого рода услуги: транспорт, связь, туризм, торговлю, здравоохранение. То есть это одна из сфер экономики в трехсекторной модели, где также рассматриваются первичный сектор (добыча и обработка сырья) и вторичный сектор (промышленное производство товаров). Таким образом, в контексте данного исследования это понятие является скорее косвенным.
Отдельное внимание стоит уделить пониманию термина «социальная экономика», как наименее разработанному. Существует две основные трактовки данного понятия: во-первых, модель экономики, предполагающая справедливое перераспределение богатства (так называемая «скандинавская модель»), а во-вторых, отрасль экономики, связывающая социальные процессы, поведение людей и экономическую деятельность. В рамках данного исследования будет рассмотрен именно второй подход. В российском информационном поле часто термин «социальная экономика» употребляется в значении расходов государства на социальную политику, однако, данная трактовка не является исчерпывающей. Единой концепции или определения не зафиксировано.
Сформированность концептуальных подходов отражается и на возможности статистического учета, расчёта объема вклада социально ориентированных организаций в экономику страны. Наиболее систематический и регулярный учет осуществляется в России в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций, по ним Министерством экономического развития ведет официальный реестр [5].
На основании представленных в нем данных можно сделать вывод о превалировании в структуре СО НКО общественных организаций и автономных некоммерческих организаций.
Рисунок 1 - Доля СО НКО в зависимости от организационно-правовой формы, 2023 г. [5]
Также на основании ежегодных докладов, публикуемых Министерством экономического развития России, формируется представление о динамике занятости в секторе, а именно значительное снижение количества штатных работников СО НКО по отношению к 2017 году, но позитивную динамику в 2021 году.
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Среднесписочная численность штатных
работников СО НКО
|
422 100
|
421 200
|
375 800
|
374 300
|
377 400
|
Подходы к определениям и концепциям в странах Европы
Европейские страны имеют разный опыт формирования предприятий, оказывающих социальные услуги населению, а также специфический характер научного осмысления категорий «социальная экономика», «третий сектор», «некоммерческий сектор». В последние годы предпринимаются попытки по унификации данных категорий на наднациональном уровне. Наиболее всеобъемлющим и универсальным понятием в этом контексте является термин «социальная экономика». Социальная экономика - набор частных, официально организованных предприятий с автономией принятия решений и свободой членства, созданных для удовлетворения потребностей своих членов через рынок путем производства товаров и предоставления услуг, страхования и финансирования, где принятие решений и любое распределение прибыли или излишки среди членов не связаны напрямую с капиталом или сборами, вносимыми членами этих организаций, а принятие решений происходит на демократической основе. Социальная экономика также включает частные, формально организованные организации с автономией принятия решений и свободой членства, которые производят нерыночные услуги для домохозяйств и чьи излишки, если таковые имеются, не могут быть присвоены экономическими агентами, которые их создают, контролируют или финансируют [14].
В свою очередь термин «третий сектор» в основном используется в англоязычной литературе для описания частного некоммерческого сектора, который в основном состоит из ассоциаций и фондов, а в континентальной Европе и в других частях мира употребляется и как синоним для социальной экономики [18]. Тем не менее эти термины в своем употреблении и функциях в современной экономики не совпадают в точности и имеют разночтения в зависимости от подхода, в рамках которого третий сектор рассматривается. Первый такой подход - подход некоммерческой организации – подразумевает под собой включение в третий сектор только частных организаций, которые имеют устав, запрещающий им распределять излишки между теми, кто их основал или осуществляет контроль и финансирование [21]. В основе второго подхода лежит концепция солидарной экономики, зародившаяся во Франции и представляющая собой попытку связать рынок, государство и принцип взаимности, то есть третий сектор здесь носит множественный характер и не может быть сведен исключительно к коммерческим и денежным понятиям [20]. Третий подход, именуемый социальное предпринимательство, выделяет социальные предприятия в отдельную группу, «операторы социальной экономики», и рассматривает эти компании как результат коллективного предпринимательства в социальной экономике и определяется тремя блоками показателей: экономическая, социальная и управленческая структура [17]. Согласно европейскому подходу, все социальные предприятия составляют неотъемлемую часть социальной экономики, но большинство предприятий социальной экономики не входят в группу социальных предприятий.
В таблице наглядно представлена институциональная структура каждого из подходов с точки зрения наиболее распространенной терминологии среди стран Европы [11].
|
Социальная
экономика
|
Некоммерческий
сектор
|
Третий сектор
|
Социальное
предпринимательство
|
Кооперативы
|
+
|
|
|
+
|
Социальные кооперативы
|
+
|
|
+
|
+
|
Взаимные общества
|
+
|
|
|
+
|
Ассоциации
|
+
|
+
|
+
|
|
Фонды
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Социальный бизнес
|
|
|
|
+
|
Таким образом, социальная экономика, в отличие от других концепций, объединяет в себе как благотворительную и филантропическую функцию, так и социальные бизнес-инициативы, ограничиваясь лишь набором принципов и ценностей деятельности таких предприятий. То есть именно понятие «социальная экономика» дает наиболее широкое представление о состоянии сектора в странах Европы.
Сегодня социальная экономика позиционирует себя в европейском обществе как полюс социальной полезности между капиталистическим сектором и государственным сектором. Он, безусловно, состоит из множества действующих лиц. Старые и новые социальные потребности составляют сферу действия институтов социальной экономики. Эти потребности могут быть удовлетворены коммерческими институтами, действующим на рынке, где почти все кооперативы и паевые общества получают большую часть своих ресурсов, или ассоциациями и фондами, почти все из которых предоставляют нерыночные услуги физическим лицам, домохозяйства или семьям и обычно получают большую часть своих ресурсов за счет пожертвований, членских взносов, субсидий и т. д.
Нельзя не учитывать, что разнообразие ресурсов и агентов организаций социальной экономики приводит к различиям в динамике их поведения и их отношениях с окружающей средой. Например, волонтеры в основном встречаются в организациях нерыночного подсектора (преимущественно ассоциации и фонды), в то время как в рыночной подотрасли социальной экономики (кооперативы, паевые общества и подобные общества) волонтеров практически нет, за исключением социальных предприятий; это наглядный пример смешения рыночного и нерыночного механизмов с широким разнообразием ресурсов (доходы от коммерческой деятельности, государственные субсидии и добровольческая деятельность) и агентов внутри организации (члены, служащие, волонтеры, компании и государственные органы).
Основной и наиболее важной тенденцией, которую можно наблюдать в новейшей эволюции социальной экономики, является ее закрепление в европейском обществе в качестве полюса общественной полезности между капиталистическим сектором и государственным сектором, состоящим из множества акторов: кооперативов, взаимных обществ, ассоциаций, фондов и др. Социальная экономика переживает значительный рост, продвигая, в том числе идеи социального бизнеса, то есть внедрения социальных ценностей в рыночные механизмы, что позволяет решать все новые социальные проблемы, удовлетворять потребности незащищенных слоев населения [17].
Именно вокруг концепции социальной экономики выстраиваются унифицированные статистические исследования в странах Европейского Союза. Так, наиболее актуальная информация об общей занятости в данной сфере в странах ЕС заканчивается на 2015 году. Но даже такие исторические данные показывают, во-первых, масштаб сектора, а во-вторых, отображают значительный рост занятости в секторе даже после глобального кризиса, что говорит об устойчивости таких организацией. Более того, незначительное сокращение показателя в 2014–2015 годах не привело к откату на уровень начала столетия.
Период
|
2002/2003
|
2009/2010
|
2014/2015
|
Общая занятость в странах ЕС, чел.
|
11 142 883
|
14 137 218
|
13 621 535
|
Представленная статистика также позволяет установить, что ассоциации и фонды занимают две трети в общем объеме организаций, включаемых в социальную экономику.
Рисунок 2 - Доля занятых в зависимости от формы организации,
2014-2015 гг. [17]
Однако, несмотря на формальное признание важности сектора социальной экономики, многие препятствия по-прежнему не позволяют ему раскрыть весь свой потенциал [11]. Рассмотрим четыре группы наиболее серьезных из них [13]:
· отсутствие осведомленности и понимания концепции во многих странах, отражающееся на восприятии сектора обществом, СМИ, научным сообществом;
· отсутствие в странах флагманских, лидирующих институтов, способных оказывать серьезное влияние на политику и развитие социальной экономики;
· несовершенство текущих финансовых и налоговых схем, отсутствие реформ;
· юридическое непризнание институтов социальной экономики в ряде стран из-за законодательных реформ, изменения в отраслевом регулировании, неблагоприятные для социальной экономики и ее функционирования.
Заключение
Обобщая изученный опыт, можно сделать вывод о том, что концепция социальной экономики является недостаточно изученной и развитой в России, при этом она активно совершенствуется в европейских странах, постепенно расширяясь и адаптируясь под реалии экономики. Социальная экономика, в отличие от законодательно закрепленных терминов НКО, СО НКО, является понятием более широким и гибким, она отображает не столько организационно-правовые формы или цели создания, но также характер взаимодействия учредителей, особенности принятия решений внутри организаций, дает возможность для включения новых элементов, подходящих под установленные критерии. В этом контексте более разработанным с научной точки зрения является понятие третьего сектора, но оно не закреплено в информационном поле, а также зачастую используется в разрозненном понимании разными акторами.
В связи с этим представляется необходимой доработка концепции третьего сектора, закрепление за ней конкретных форм организаций и целей их функционирования. Разграничение или же проведение полной аналогии между пониманием третьего сектора и СО НКО, отражение этого, в том числе на уровне статистической информации. Более того, необходимо ввести в научный обиход понимание концепции социальной экономики, ориентированное на текущее состояние развития данной сферы, а также с ориентацией на мировые тенденции.
Источники:
2. Деготькова И. Третий нелишний. Минэкономразвития планирует оценивать вклад некоммерческого сектора в экономику России. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/06/27/62b459249a79471e6dac694c (дата обращения: 10.08.2023).
3. Доклады о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017-2021 гг., подготовленные Министерством экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d04/sonko/ (дата обращения: 01.08.2023).
4. Левашенко А. Доклад «Вклад некоммерческих организаций, добровольчества и благотворительности в экономику Российской Федерации» на конференции Минэкономразвития России «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере». Asi.org.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asi.org.ru/news/2022/12/07/ vklad-nko-v-ekonomiku-rossii-za-2021-god-sostavil-poryadka-15/ (дата обращения: 09.01.202).
5. Реестр СО НКО. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (дата обращения: 20.08.2023).
6. Смотрицкая И.И., Черных С.И. К концепции развития публичного управления в России // Общество и экономика. – 2021. – № 11. – c. 5–17.
7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2023) "О некоммерческих организациях"
8. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
9. Якобсон Л.И., Санович С.В. Смена моделей российского третьего сектора: фаза импор- тозамещения // Общественные науки и современность. – 2009. – № 4. – c. 21–34.
10. Яхнеева И.В., Павлова А.В. Социальное предпринимательство в России: состояние, факторы влияния, перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1485-1496. – doi: 10.18334/epp.11.6.112289.
11. Bassi A, Fabbri A. Under pressure: Evolution of the social economy institutional recognition in the EU. Annals of Public and Cooperative Economics. 2020;1–23
12. CECOP (2006): “Social enterprises and worker cooperatives: Comparing models of corporate governance and social Inclusion”, CECOOP European Seminar, Manchester
13. Chaves Avila R., Monzon Campos J. L. The social economy in the European Union. – 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/238713123_The_Social_Economy_in_the_European_Union (дата обращения: 21.07.2023).
14. Chaves Ávila R., Monzón Campos J. L. Best practices in public policies regarding the European Social Economy post the economic crisis. – 2018
15. CIRIEC (2000): The Enterprises and Organizations of the Third System: A strategic challenge for employment
16. European Commission. (2013). Social Economy and Social Entrepreneurship (Vol. 4). Social Europe Guide Luxembourg: Publications Office of the European Union. Retrieved from https://sofisam.se/download/18.3453fc5214 836a9a472a0430/1472023483855/EU+kommissionen,+Social+Economy+and+Social+Entreprenreurship.pdf
17. European Economic and Social Committee. (2017). Recent Evolutions of the Social Economy in the European Union. Retrieved from. [Электронный ресурс]. URL: www.eesc.europa.eu/sites/default/files/files/qe-04-17-875-en-n.pdf (дата обращения: 15.07.2023).
18. Levitt T. The Third Sector – New Tactics for a Responsive Society, Division of American Management Associations. - New York, 1973.
19. López Сastellano “Una sociedad ‘de cambio y no de beneficencia’. El asociacionismo en la España Liberal (1808-1936)” // CIRIEC-España. – 2003. – № 44. – p. 199-228.
20. Polanyi, K. (1983): La Grande Transformation, Gallimard, París
21. Weisbrod, B.A. (1975): “Towards a theory of the voluntary nonprofit sector in a three sector economy”, in Phelps, E. (Ed.): Altruism, morality and economic theory, New York, Russell Sage Foundation
Страница обновлена: 11.11.2024 в 16:25:06