Conceptualization of the concepts of third sector and social economy: the experience of European countries
Semina K.S.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Russia
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 10 (October 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54899447
Abstract:
The article examines the development of definitions and concepts characterizing organizations that provide social services to the population on a non-profit basis, such as social economy, third sector, non-profit organization, and socially oriented non-profit organization. An analysis of the understanding of these concepts in European countries is provided. The author draws conclusions about the need to develop and refine the concepts of the third sector and social economy.
Keywords: social economy, third sector, non-profit organization, socially oriented non-profit organization, non-profit sector
JEL-classification: I38, L26, M21
Введение
Последствия мирового системного кризиса, последствия пандемии COVID-19 потребовали от правительств многих стран приоритетного решения социальных проблем общества. Одновременно кризисные явления продемонстрировали «высокую способность людей, сообществ, негосударственных организаций самоорганизовываться и совместно компенсировать провалы в качестве жизни», что позволяет говорить о формирующемся тренде «движения от социального государства к социальному обществу (welfare society)» [6, c. 5–17] и формировании новой концепции общественно-гражданского управления. Переход к новой концепции уже можно видеть в принимаемых в нашей стране правовых нормах. Однако понятийный аппарат и методологические основы концепции являются предметом дискуссий и имеют различное толкование в современном дискурсе общественных наук [6, c. 5–17].
Вклад в экономику организаций, на некоммерческой основе оказывающих социальные услуги населению, ежегодно растет во многих регионах мира, при этом постоянно расширяется спектр услуг, а также условий их оказания и правовых форм существования таких организаций. В информационном и научном поле существует много понятий, характеризующих эту сферу экономики: социальная экономика, третий сектор, социальное предпринимательство, некоммерческий сектор. При этом нет сформированного представления о сходствах и различиях этих понятий, а также об элементах, входящих в их состав. Важно отметить, что ряд терминов закреплен юридически в российском законодательстве, в то время как часть из них является концептуальными понятиями, имеющими различные трактовки в зависимости от научного подхода.
Осмыслением вышеуказанных концепций и понятий занимались долгие годы в том числе европейские ученые. К настоящему моменту они сформировали уже большой пласт знаний на эту тему, ведь история развития научных трактовок социальной сферы имеет здесь продолжительную историю и большой масштаб. Так, доля некоммерческого сектора в ВВП в ряде стран Европы превышает 4,5%, в то время как в России этот показатель составлял 1,5% в 2021 году [4]. В связи с этим в рамках данной работы представляется важным исследовать возможность использования лучшего международного опыта для формирования собственных подходов, опираясь на которые можно повысить успешность и эффективность социально ориентированных некоммерческих организаций в России.
Цель данной работы – исследовать степень разработанности понятий социальная экономика, третий сектор, некоммерческая организация, социально ориентированная некоммерческая организация, определить, какие из них относятся к концептуальным явлениям, а также рассмотреть подходы к вышеприведенным понятиям в Европейских странах и сформировать предложения по имплементированию успешного зарубежного опыта. На данный момент в литературе содержатся разрозненные данные о приведенных понятиях и концепциях, существует разночтение терминов, отсутствуют работы, аккумулирующие и систематизирующие данный вокабуляр. Авторская гипотеза заключается в том, что в странах Европы вопросы социальной экономики и третьего сектора получили более глубокую разработку за счет накопленного опыта, что может быть использовано для формирования понимания данного вопроса и в России.
Методы исследования
Основу для эмпирического анализа составили данные Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО). Минэкономразвития России, данные докладов Минэкономразвития о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций, данные докладов Европейского экономического и социального комитета.
На основе анализа научных публикаций в наукометрических системах РИНЦ, Scopus, Science direct были выделены основные группы работ на исследуемую тематику по опыту в России и в странах Европы, определены основные тенденции и расхождения в применении терминов и концепций некоммерческих организаций.
Результаты и обсуждение
Трактовка термина «третий сектор» не является законодательно определенной, а носит концептуальный характер. Наиболее базовым подходом к его определению считается подход, разработанный Л.И. Якобсоном и С.В. Сановичем. В своей работе авторы определяют третий сектор как «совокупность ячеек сотрудничества людей», характеризующуюся регулярностью и организованность взаимной работы. Отдельно авторы выделяют пять критериев, по которым организация может быть отнесена к третьему сектору:
· Определенные и стабильные цели функционирования, относительно стабильный состав участников;
· Альтруистические цели создания организации;
· Отсутствие нацеленности на получение прибыли или применение политической власти;
· Обособленность от бизнеса и государства;
· Добровольный характер открытия или прекращения работы.
Таким образом, данный подход дает достаточно абстрактное представление об организациях, входящих в состав третьего сектора, не определяет организационно-правовые формы таких организаций, а также не дает представления об областях их интересов.
Следующая группа понятий определена в России законодательно: некоммерческая организация (далее – НКО) [7], социально ориентированная некоммерческая организация [7], социальное предпринимательство [8]. Более того, в соответствующих нормативных правовых актах четко обозначены цели деятельности таких организаций, а также определены организационно-правовые формы их функционирования. То есть использование данных понятий однозначно фиксирует элементы, входящие в их состав.
Важно отдельно выделить термин «третичный сектор», который часто ошибочно употребляют вместо понятия «третий сектор». Третичный сектор – это сфера услуг, включающая в себя любого рода услуги: транспорт, связь, туризм, торговлю, здравоохранение. То есть это одна из сфер экономики в трехсекторной модели, где также рассматриваются первичный сектор (добыча и обработка сырья) и вторичный сектор (промышленное производство товаров). Таким образом, в контексте данного исследования это понятие является скорее косвенным.
Отдельное внимание стоит уделить пониманию термина «социальная экономика», как наименее разработанному. Существует две основные трактовки данного понятия: во-первых, модель экономики, предполагающая справедливое перераспределение богатства (так называемая «скандинавская модель»), а во-вторых, отрасль экономики, связывающая социальные процессы, поведение людей и экономическую деятельность. В рамках данного исследования будет рассмотрен именно второй подход. В российском информационном поле часто термин «социальная экономика» употребляется в значении расходов государства на социальную политику, однако, данная трактовка не является исчерпывающей. Единой концепции или определения не зафиксировано.
Сформированность концептуальных подходов отражается и на возможности статистического учета, расчёта объема вклада социально ориентированных организаций в экономику страны. Наиболее систематический и регулярный учет осуществляется в России в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций, по ним Министерством экономического развития ведет официальный реестр [5].
На основании представленных в нем данных можно сделать вывод о превалировании в структуре СО НКО общественных организаций и автономных некоммерческих организаций.
Рисунок 1 - Доля СО НКО в зависимости от организационно-правовой формы, 2023 г. [5]
Также на основании ежегодных докладов, публикуемых Министерством экономического развития России, формируется представление о динамике занятости в секторе, а именно значительное снижение количества штатных работников СО НКО по отношению к 2017 году, но позитивную динамику в 2021 году.
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Среднесписочная численность штатных
работников СО НКО
|
422 100
|
421 200
|
375 800
|
374 300
|
377 400
|
Подходы к определениям и концепциям в странах Европы
Европейские страны имеют разный опыт формирования предприятий, оказывающих социальные услуги населению, а также специфический характер научного осмысления категорий «социальная экономика», «третий сектор», «некоммерческий сектор». В последние годы предпринимаются попытки по унификации данных категорий на наднациональном уровне. Наиболее всеобъемлющим и универсальным понятием в этом контексте является термин «социальная экономика». Социальная экономика - набор частных, официально организованных предприятий с автономией принятия решений и свободой членства, созданных для удовлетворения потребностей своих членов через рынок путем производства товаров и предоставления услуг, страхования и финансирования, где принятие решений и любое распределение прибыли или излишки среди членов не связаны напрямую с капиталом или сборами, вносимыми членами этих организаций, а принятие решений происходит на демократической основе. Социальная экономика также включает частные, формально организованные организации с автономией принятия решений и свободой членства, которые производят нерыночные услуги для домохозяйств и чьи излишки, если таковые имеются, не могут быть присвоены экономическими агентами, которые их создают, контролируют или финансируют [14].
В свою очередь термин «третий сектор» в основном используется в англоязычной литературе для описания частного некоммерческого сектора, который в основном состоит из ассоциаций и фондов, а в континентальной Европе и в других частях мира употребляется и как синоним для социальной экономики [18]. Тем не менее эти термины в своем употреблении и функциях в современной экономики не совпадают в точности и имеют разночтения в зависимости от подхода, в рамках которого третий сектор рассматривается. Первый такой подход - подход некоммерческой организации – подразумевает под собой включение в третий сектор только частных организаций, которые имеют устав, запрещающий им распределять излишки между теми, кто их основал или осуществляет контроль и финансирование [21]. В основе второго подхода лежит концепция солидарной экономики, зародившаяся во Франции и представляющая собой попытку связать рынок, государство и принцип взаимности, то есть третий сектор здесь носит множественный характер и не может быть сведен исключительно к коммерческим и денежным понятиям [20]. Третий подход, именуемый социальное предпринимательство, выделяет социальные предприятия в отдельную группу, «операторы социальной экономики», и рассматривает эти компании как результат коллективного предпринимательства в социальной экономике и определяется тремя блоками показателей: экономическая, социальная и управленческая структура [17]. Согласно европейскому подходу, все социальные предприятия составляют неотъемлемую часть социальной экономики, но большинство предприятий социальной экономики не входят в группу социальных предприятий.
В таблице наглядно представлена институциональная структура каждого из подходов с точки зрения наиболее распространенной терминологии среди стран Европы [11].
|
Социальная
экономика
|
Некоммерческий
сектор
|
Третий сектор
|
Социальное
предпринимательство
|
Кооперативы
|
+
|
|
|
+
|
Социальные кооперативы
|
+
|
|
+
|
+
|
Взаимные общества
|
+
|
|
|
+
|
Ассоциации
|
+
|
+
|
+
|
|
Фонды
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Социальный бизнес
|
|
|
|
+
|
Таким образом, социальная экономика, в отличие от других концепций, объединяет в себе как благотворительную и филантропическую функцию, так и социальные бизнес-инициативы, ограничиваясь лишь набором принципов и ценностей деятельности таких предприятий. То есть именно понятие «социальная экономика» дает наиболее широкое представление о состоянии сектора в странах Европы.
Сегодня социальная экономика позиционирует себя в европейском обществе как полюс социальной полезности между капиталистическим сектором и государственным сектором. Он, безусловно, состоит из множества действующих лиц. Старые и новые социальные потребности составляют сферу действия институтов социальной экономики. Эти потребности могут быть удовлетворены коммерческими институтами, действующим на рынке, где почти все кооперативы и паевые общества получают большую часть своих ресурсов, или ассоциациями и фондами, почти все из которых предоставляют нерыночные услуги физическим лицам, домохозяйства или семьям и обычно получают большую часть своих ресурсов за счет пожертвований, членских взносов, субсидий и т. д.
Нельзя не учитывать, что разнообразие ресурсов и агентов организаций социальной экономики приводит к различиям в динамике их поведения и их отношениях с окружающей средой. Например, волонтеры в основном встречаются в организациях нерыночного подсектора (преимущественно ассоциации и фонды), в то время как в рыночной подотрасли социальной экономики (кооперативы, паевые общества и подобные общества) волонтеров практически нет, за исключением социальных предприятий; это наглядный пример смешения рыночного и нерыночного механизмов с широким разнообразием ресурсов (доходы от коммерческой деятельности, государственные субсидии и добровольческая деятельность) и агентов внутри организации (члены, служащие, волонтеры, компании и государственные органы).
Основной и наиболее важной тенденцией, которую можно наблюдать в новейшей эволюции социальной экономики, является ее закрепление в европейском обществе в качестве полюса общественной полезности между капиталистическим сектором и государственным сектором, состоящим из множества акторов: кооперативов, взаимных обществ, ассоциаций, фондов и др. Социальная экономика переживает значительный рост, продвигая, в том числе идеи социального бизнеса, то есть внедрения социальных ценностей в рыночные механизмы, что позволяет решать все новые социальные проблемы, удовлетворять потребности незащищенных слоев населения [17].
Именно вокруг концепции социальной экономики выстраиваются унифицированные статистические исследования в странах Европейского Союза. Так, наиболее актуальная информация об общей занятости в данной сфере в странах ЕС заканчивается на 2015 году. Но даже такие исторические данные показывают, во-первых, масштаб сектора, а во-вторых, отображают значительный рост занятости в секторе даже после глобального кризиса, что говорит об устойчивости таких организацией. Более того, незначительное сокращение показателя в 2014–2015 годах не привело к откату на уровень начала столетия.
Период
|
2002/2003
|
2009/2010
|
2014/2015
|
Общая занятость в странах ЕС, чел.
|
11 142 883
|
14 137 218
|
13 621 535
|
Представленная статистика также позволяет установить, что ассоциации и фонды занимают две трети в общем объеме организаций, включаемых в социальную экономику.
Рисунок 2 - Доля занятых в зависимости от формы организации,
2014-2015 гг. [17]
Однако, несмотря на формальное признание важности сектора социальной экономики, многие препятствия по-прежнему не позволяют ему раскрыть весь свой потенциал [11]. Рассмотрим четыре группы наиболее серьезных из них [13]:
· отсутствие осведомленности и понимания концепции во многих странах, отражающееся на восприятии сектора обществом, СМИ, научным сообществом;
· отсутствие в странах флагманских, лидирующих институтов, способных оказывать серьезное влияние на политику и развитие социальной экономики;
· несовершенство текущих финансовых и налоговых схем, отсутствие реформ;
· юридическое непризнание институтов социальной экономики в ряде стран из-за законодательных реформ, изменения в отраслевом регулировании, неблагоприятные для социальной экономики и ее функционирования.
Заключение
Обобщая изученный опыт, можно сделать вывод о том, что концепция социальной экономики является недостаточно изученной и развитой в России, при этом она активно совершенствуется в европейских странах, постепенно расширяясь и адаптируясь под реалии экономики. Социальная экономика, в отличие от законодательно закрепленных терминов НКО, СО НКО, является понятием более широким и гибким, она отображает не столько организационно-правовые формы или цели создания, но также характер взаимодействия учредителей, особенности принятия решений внутри организаций, дает возможность для включения новых элементов, подходящих под установленные критерии. В этом контексте более разработанным с научной точки зрения является понятие третьего сектора, но оно не закреплено в информационном поле, а также зачастую используется в разрозненном понимании разными акторами.
В связи с этим представляется необходимой доработка концепции третьего сектора, закрепление за ней конкретных форм организаций и целей их функционирования. Разграничение или же проведение полной аналогии между пониманием третьего сектора и СО НКО, отражение этого, в том числе на уровне статистической информации. Более того, необходимо ввести в научный обиход понимание концепции социальной экономики, ориентированное на текущее состояние развития данной сферы, а также с ориентацией на мировые тенденции.
References:
Brovchak S.V., Smirnova A.A., Zotov I.A., Mingazov A.R., Golovko A.D. (2022). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v finansovoy modeli sotsialnoy ekonomiki [Public-private partnership in the financial model of the social economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (4). 1377-1392. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.4.114477.
Chaves Avila R., Monzon Campos J. L. The social economy in the European Union. – 2012. Retrieved July 21, 2023, from https://www.researchgate.net/publication/238713123_The_Social_Economy_in_the_European_Union
European Economic and Social Committee. (2017)Recent Evolutions of the Social Economy in the European Union. Retrieved from. Retrieved July 15, 2023, from www.eesc.europa.eu/sites/default/files/files/qe-04-17-875-en-n.pdf
Levitt T. (1973). The Third Sector – New Tactics for a Responsive Society, Division of American Management Associations
López Sastellano (2003). “Una sociedad ‘de cambio y no de beneficencia’. El asociacionismo en la España Liberal (1808-1936)” CIRIEC-España. (44). 199-228.
Smotritskaya I.I., Chernyh S.I. (2021). K kontseptsii razvitiya publichnogo upravleniya v Rossii [On the concept of the development of public administration in Russia]. Society and economics. (11). 5–17. (in Russian).
Yakhneeva I.V., Pavlova A.V. (2021). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii: sostoyanie, faktory vliyaniya, perspektivy [Social entrepreneurship in Russia: state, factors of influence, prospects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (6). 1485-1496. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.6.112289.
Yakobson L.I., Sanovich S.V. (2009). Smena modeley rossiyskogo tretego sektora: faza impor- tozameshcheniya [Changing models of the Russian third sector: the phase of import substitution]. Social Sciences and Contemporary World. (4). 21–34. (in Russian).
Страница обновлена: 28.04.2025 в 02:35:17