Концептуализация понятия «медиаиндустрия»
Фомина А.Н.1
1 Филиал ФГУП ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Брянск», Россия, Брянск
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 1 (Январь 2023)
Цитировать:
Фомина А.Н. Концептуализация понятия «медиаиндустрия» // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 1. – С. 71-90. – doi: 10.18334/ce.17.1.116957.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50353495
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Сегодня в научном дискурсе, в средствах массовой информации и коммуникации всё чаще употребляется понятие «медиа» в различных словосочетаниях: медиасфера, медиапространство, медиафилософия, медиакоммуникация, медиареальность, медиаобразование, медиаграмотность, медиакратия, медиаэкономика, медиарынок, медиабизнес, медиапродукты, медиаиндустрия и т. д. Эти термины относятся к различным научным сферам: журналистике, культурологии, политологии, образованию, экономике и др. Научный интерес автора сфокусирован на экономических аспектах понятия «медиа». Результаты исследования: проанализированы существующие научные подходы к концепту «медиаиндустрия», в контексте политэкономической парадигмы актуализировано и дано научное определение понятия «медиаиндустрия», разработаны чёткие критерии классификации её сегментов, выявлены и систематизированы характерные особенности медиапроизводста и медиапродукта. Результаты исследования могут представлять научный интерес для магистров, аспирантов и учёных, занимающихся медиаисследования
Ключевые слова: медиа, медиаиндустрия, медиасодержание, сегменты медиаиндустрии, медиапроизводство, цифровая трансформация
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
По мнению медиаисследователей, ключевым элементом понятия «медиа» является медиаиндустрия – новая отрасль глобальной экономики, которая характеризуется широкомасштабным переходом на цифровые процессы сбора, производства, распространения и хранения медиапродуктов [3,4]. Сегодня медиандустрия является мощным драйвером развития цифровой экономики, она оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека и общества. Именно поэтому возрастает научный интерес к медиаисследованиям и их актуальность.
Среди зарубежных исследований, внёсших огромный вклад в становление и развитие теории медиа, выявлению природы, сущностных характеристик функционирования и развития, понятийно-концептуального аппарата, особый интерес представляют научные труды Кюнга Л., Пикарда Р., Тауза Р. [31], Дойла Г. [30], Маккуэйла Д. [19], Смайта Д.У. [34], Озанич Г.В. [33], Мэтьюза Л. [32]. Зарубежные медиаисследователи рассматривают медиаиндустрию как креативную и самостоятельную отрасль экономики, как индустрию создания ценности (содержания) для свободного времени аудитории, как совокупность предприятий по упаковке медиаконтента для распространения посредством цифровых технологий. По мнению учёных, концепция единой цепочки ценности является отличительным признаком описания медиаиндустрии. В качестве характерных особенностей медиаиндустрии исследователи выделяют её постоянную трансформацию под воздействием глобальных экономических и технологических процессов, цифровой трансформации и перехода в новую технологическую реальность, в которой создаются новые формы медиапроизводства, новое цифровое содержание, проектируются инновационные бизнес-модели, создаются интерактивные цифровые платформы и сервисы, формируются цифровые способы доставки медиаконтента, новые цифровые сообщества потребителей.
Среди отечественных учёных существенный вклад в развитие теории медиа вносит научный коллектив МГУ имени М.В.Ломоносова под руководством профессора Е.Л. Вартановой. В работах Е.Л.Вартановой исследуются современные тенденции и процессы развития медиаиндустрии в условиях рыночной экономики, технологического прогресса и цифровой трансформации общества. Автор в контексте политэкономической парадигмы рассматривает медиаиндустрию как креативную отрасль рыночной экономики, как творческую сферу бизнеса, анализирует и интерпретирует её ключевые понятия: медиаэкономика, медиаотрасль, медиабизнес, экосистема медиа и др. В работах учёных МГУ имени М.В.Ломоносова исследуются различные сегменты медиасистемы России, анализируются технологические, экономические, организационно-структурные и содержательные аспекты каждого сегмента, особое внимание уделяется аудитории медиа [4,5,21].
Авторитетные учёные НИУ «Высшая школа экономики» И. В. Кирия и А. А. Новикова исследуют концепт «медиаиндустрия» в контексте культурологической парадигмы и социально-детерминированного подхода, рассматривая её как способ дистрибуции культурных индустрий. По мнению медиаисследователей, понятие медиаиндустрии значительно шире, чем культурные индустрии, и включает такие сегменты, как телевидение, радио, периодическая печать, индустрия интернет-контента, сегмент видеоигр. Учёные подчёркивают, что «большинство медиа не имеют «чистой» формы, то есть распространяют одновременно и контент, нацеленный на передачу информации или новостей, и контент игрового и развлекательного характера» [15]. Междисциплинарный характер медиасследований позволил учёным выявить многообразие теоретических подходов к изучению концепта медиа, а также показать значимость медиаиндустрии в развитии социальных отношений .
В научных работах С. С. Смирнова исследуются вопросы отраслевой принадлежности медиаиндустрии, проблемы её понятий-категориального аппарата, изучения медиаиндустрии как единого целого. По мнению автора, проведение медиаисследований затрудняется непрозрачносью медиаиндустрии, отсутствием традиции публичной отчётности, отсутствием статистических данных о состоянии отрасли в целом [24].
Значительный интерес для медиаисследователей представляют работы профессора В.П.Коломийца. Учёный принимает активное участие в развитии академических и индустриальных медиаисследований, считая необходим их интеграцию и устранение противоречий, существующих между ними. По мнению исследователя, «в основе медиаисследований лежит сочетание широкого представления о развитии общества, культуры, экономики и поведении людей, знание конкретного бизнеса и наличие конкретных баз данных по различным вопросам медиаиндустрии. Учёный считает, что такой подход будет способствовать «осмыслению и концептуализации современных процессов, происходящих в медиаиндустрии». В исследованиях В.П.Коломийца обозначены проблемы, возникающие с трактовкой медиаиндустрии, прогнозированием её развития [17,18].
Несмотря на большой объём зарубежных и отечественных медиаисследований, в научных работах отсутствует единый подход к концепту «медиаиндустрия», не разработаны чёткие критерии классификации её сегментов, не в полной мере выявлены и систематизированы характерные особенности медиапроизводста и медиапродукта. Эти проблемы определили предмет нашего исследования: концепт «медиаиндустрия», его содержательные характеристики и типологические особенности .Целью исследования является анализ имеющихся дефиниций и концептуализация понятия «медиаиндустрия», выявление характерных экономических особенностей, свойственных для функционирования индустрии медиа. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые обоснована и предложена наиболее полноценная классификацией сегментов медиаиндустрии в соответствии с классическими стадиями общественного воспроизводства, концептуализировано понятие медиаиндустрии в контексте политэкономической парадигмы.
Методология исследования основана на системном подходе, используемом при анализе сложных экономических систем. Основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных учёных в области медиаиндустрии, научные и аналитические статьи в специализированных изданиях, ресурсы сети Интернет, наши многолетние медиаисследования. Теоретические методы исследования (описательный, сопоставительный, интерпретация и обобщение существующих точек зрения) дополнялись эмпирическими методами: сравнений, аналогий, классификаций, группировок, экспертных оценок.
Теоретическая значимость исследования определяется системным подходом к выявлению содержательных характеристик, типологических особенностей и классификации сегментов медиаиндустрии.
Понятие «медиа»
В условиях глобального технологического прогресса, стремительного развития сквозных цифровых технологий значительно возрастает роль медиа. В исследованиях учёных медиа рассматриваются как социальный институт, как инновационная отрасль сетевой экономики, как новая бизнес-среда, как специфический рынок, как особый тип предприятия и дифференцируется на две подгруппы: традиционные медиа (телевидение, радиовещание, печатные СМИ, интернет), и новые медиа (онлайн-СМИ, медиаканалы, медиаплатформы, многообразные форматы контента и способы его пакетирования, многообразные каналы дистрибуции медиаконтента, мобильные устройства приема и воспроизведения медиаконтента, мессенджеры, социальные сети, паблики, поисковые службы, технологические процессы опосредования информации и многое другое). По мнению большинства медиаисследователей, отличительными признаками новых медиа являются: глобализация, сетевое устройство, связь с широкой мультимедийной цифровой средой, полномасштабная цифровизация всех медиапроцессов (производство медиапродуктов, их доставка и потребление), различные формы интерактивности, полифукциональность, мобильный доступ к контенту в режиме реального времени, новые модели медиапотребления, многоформатность, многоплатформенность, трансмедийность, технологическая конвергенция, симуляция реальности, интеллектуализация, кастомизация, виртуализация [4, 8,10,11,12,25].
Анализ научной литературы показывает, что к новым медиа относятся прежде всего все электронные средства массовой информации и коммуникации, размещённые в глобальной информационной сети (интернет-пространстве). Таким образом, новые медиа характеризуются прежде всего интерактивностью, доступностью, стремительным развитием цифровых технологий и сетевых коммуникаций.
Совершенно очевидно, что на структуру и развитие современных медиа оказали существенное влияние технологический прогресс, создающий новую коммуникационную среду, стремительная цифровая трансформация общества и широкомасштабная цифровизация экономики. Благодаря этим процессам, современные медиа включены во все сферы общества и жизнедеятельности человека, они формируют новый образ жизни, транслируют культурные ценности, играют важную роль в цифровой экономике страны, оказывают существенное влияние на потребительский рынок, на рекламную индустрию, на формирование структуры спроса, на потребительскую культуру, потребительские ценности и предпочтения людей. Таким образом, новые медиа существенно трансформируют медиапространство, медиапроизводство и медиапотребление.
Концептуальные подходы к понятию «медиаиндустрия»
В научной литературе даются различные толкования дефиниции «медиаиндустрия» (таблица 1).
Таблица 1 – Дефиниции понятия «медиаиндустрия»
Авторы
|
Определение
термина медиаиндустрия
|
Кюнг Л., Пикард Р., Тауз Р.
|
Совокупность предприятий по упаковке контента для
распространения посредством медиатехнологий; медиа – это технологии (печать,
радио, телевидение, звукозапись и подобные), посредством которых создается и
распространяется содержание, предназначенное для определенных групп
потребителей. И именно совокупность предприятий, упаковывающих такой контент
и распространяющих его посредством упомянутых технологий, создает
медиаиндустрию [31]
|
Маккуэйл Д.
|
Институционализированное
(существующее в виде предприятий или структур) производство и всеобщее
распространение символических товаров при помощи сохранения (fixation) и
передачи (transmission) информации и символического контента [19]
|
Дойл Г.
|
Сфера экономики, производящая значительный объем
медиатоваров и медиауслуг, которые составляют определенную долю в общем
валовом внутреннем продукте, и объединяющую издание газет, журналов, книг,
телерадиовещание, производство фильмов, музыки как общественных и культурных
товаров [30]
|
Озанич Г.В.
|
Медиаиндустрия – это группа компаний, прямо или
опосредованно владеющих и оперирующих вещательными станциями и вещательными
сетями, программным производством и дистрибьюцией, телевизионными системами
или сетями, издающих газеты, журналы и книги. Эти
компании занимаются производством контента [33]
|
Смайт Д.У.
|
Производство содержания как рыночного товара, обмениваемого
аудиторией на свой редкий ресурс– свободное время [34]
|
ИваницкийВ.Л.
|
Совокупность фирм массмедиа, издающих и выпускающих СМИ; система
предприятий, производящих и распространяющих новостное/актуальное,
общественно значимое и развлекательное содержание для (массовой) аудитории, а
также удовлетворяющих общественные потребности в информировании и рекреации
[14]
|
Зинин Е.Ю.
|
Медиаиндустрия
– часть мировой экономики, в которой фирмы регулярно производят медиаконтент
(различные формы информации, знаний, а также продуктов развлекательного
содержания) и доставляют его через различные каналы до широкого массового
потребителя, одновременно предоставляя субъектам рынка возможности
коммерческих коммуникаций с аудиторией своего контента [12]
|
Вартанова Е.Л.
|
1. Особая форма общественного пространства, в котором
контент и, соответственно, смыслы производятся и распространяются (массовой
аудитории) посредством информационно-коммуникационных технологий
2. Система предприятий, производящих и распространяющих новостное / актуальное, общественно значимое и развлекательное содержание для (массовой) аудитории, а также удовлетворяющее общественные потребности в информировании и рекреации [4,5] |
Отечественная
теория медиа: основные понятия. Словарь. Изд-во Моск. ун-та, 2019.
|
Отдельный сектор национальной экономики, главным продуктом
которого является содержание; по своей природе является сдвоенным рынком
товаров и услуг и призвана удовлетворять как запросы аудитории на разные
типы содержания (информационный, аналитический, развлекательный), так и
запросы рекламодателей на доступ к целевым для них потребителям, т. е. на
доступ к аудитории [21]
|
Шаронин П.Н.
|
Медиаиндустрия − это одна из сфер современной мировой
экономики, создающая и/или поставляющая контент в глобальное пространство,
путем использования различных каналов, в том числе канала для рекламных
коммуникаций [29]
|
Белякова Л.П,
|
Медиаиндустрия – это сложная иерархическая структура
креативной экономики, обеспечивающая обслуживание во всех уголках земного
шара разнообразных возрастающих информационных запросов массовой аудитории
[1]
|
Веригина А.В.
|
Совокупность
видов экономической деятельности, объединяющей издательско-полиграфические
организации рекламные агентства, средства массовой информации, Интернет и
др. [7]
|
Шамина
О.А.
|
Медиаиндустрия
− это одна из сфер современной экономики, включающая процессы создания,
распространения, продвижения и потребления содержания (контента),
используемого аудиторией в свободное время через различные медиаканалы с
целью информирования или развлечения [28]
|
В.П.
Коломиец
|
Медиаиндустрия может
рассматриваться как совокупность предприятий и организаций, бизнес которых
построен на извлечении прибыли из производства, хранения и распространения/
потребления символических сообщений, а также предприятий и организаций,
которые опосредованно способствуют этому бизнесу [18]
|
Бирюков
В.А
|
Под
медиаиндустрией понимается часть мировой экономики, являющаяся сложной
иерархической структурой, состоящей из контент-индустрии и
информационно-коммуникационных технологий, позволяющих доставить
произведенный медиаконтент потребителю (аудитории) с учетом его
персонализированного запроса (пожелания) [2]
|
Несмотря на широкую трактовку понятия «медиаиндустрия», в качестве отличительных признаков данного концепта учёные выделяют:
– креативный сектор экономики, включающий процессы создания, распространения, продвижения и потребления содержания (контента);
– система предприятий и организаций ( совокупность видов экономической деятельности), производящих и распространяющих медиапродукты и медиауслуги с помощью современных информационно-коммуникативных технологий;
– сдвоенный рынок товаров и услуг, главным товаром которого является содержание (различные формы информации, знаний, а также продукты развлекательного содержания), удовлетворяющее различные запросы аудитории и одновременно запросы рекламодателей на доступ к аудитории.
Вместе с тем следует отметить, что в приведённых выше определениях концепта «медиаиндустрия» большинство исследователей в качестве основного результаты производственной деятельности выделяют распространение содержания (медиапродуктов) с целью информирования и развлечения населения и полностью игнорируют её целевую бизнес-ориентацию на извлечение прибыли из производства, хранения и распространения/ потребления медиапродуктов. С нашей точки зрения, это объясняется тем, что большинство медиаисследователей являются представителями гуманитарных наук (филология, журналистика, культорология, социология и др.) и их внимание фокусируется в основном на медиаиндустрии как социально-культурном феномене.
Опираясь на выявленные учёными характерные признаки концепта «медиаиндустрия» и её бизнес-составляющую, мы определяем медиаиндустрию как совокупность предприятий и организаций креативного сектора экономики, участвующих в производстве, упаковке, хранении, распределении и дистрибуции медиасодержания в единой цифровой технологической медиасреде с целью извлечения прибыли и удовлетворения как потребности аудитории в информировании и развлечении, так и рекламодателей на доступ к аудитории.
Традиционно к предприятиям медиаиндустрии относятся организации всех форм собственности (электронные и печатные СМИ, телевидение, радио, интернет), занимающиеся производством, упаковкой и доставкой медиапродуктов с помощью современных медиатехнологий и медиаканалов. Все эти организации отличаются экономической спецификой, собственными технологиями производства и распространения контента, но всех их объединяет в единую производственную систему однотипный или схожий медиапродукт – информация (контент).
Классификация сегментов медиаиндустрии
В научном дискурсе существуют различные подходы к классификации сегментов медиаиндустрии. Рассмотрим некоторые из них (таблица 2).
Таблица 2 – Классификация сегментов медиаиндустрии
Подходы к классификации
сегментов медиаиндустрии
|
Классификация
сегментов медиаиндустрии
|
Онлайн-технологии,
методики, среды распостранения и потребления информации (Мэтьюз Л.)
|
Блоги
(Blogger, WordPress); интранеты; подкасты; сервисы публикации видеоматериалов
и обмена ими (YouTube); сервисы публикации фотоматериалов и обмена ими
(Flickr, Instagram); социальные сети (Facebook, MySpace); гипертекстовые
среды для сбора и структуризации письменных сведений (Wikipedia); игровые
сайты; сообщества цифровых миров (Second Life); микроблоги (Twitter);
видеоконференции; системы обмена мгновенными сообщениями (ICQ, AOL
Messenger); системы публикации и обмена информацией о событиях («социальные
календари») (Eventful); системы хранения и обмена ссылками и «закладками»
(Digg, StumbleUpon, del.icio.us); агрегаторы [32]
|
Единые
принципы организации производственной цепочки, технологические
процессы, технологии передачи, каналы и система дистрибуции, технологические
платформы (Вартанова
Е Л.)
|
Газеты,
журналы, радио, телевидение, интернет- СМИ, информационные агентства,
книгоиздательские компании, киностудии, радио- и телепроизводящие компании,
музыкальные звукозаписывающие студии, предприятия рекламного бизнеса,
структуры систем связей с общественностью [5]
|
Технологические
схемы цифровой коммуникации (Дзялошинский И.М.)
|
Базы
данных; фиды (RSS);блоги; микроблоги; социальные сети; сетевое аудио;
сетевое видео [8]
|
Как видим, на сегодняшний день не существует единого подхода к классификации сегментов медиаиндустрии. По нашему мнению, это объясняется рядом факторов:
– отсутствие отраслевой идентичности медиаиндустрии: предприятия медиаиндустрии (трансляция телерадиосигнала, производство аудиовизуального контента, издательская деятельность, дистрибуция, рекламная деятельность) согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), разделены по разным разделам ОКВЭД ;
– масштабность и быстрота цифровой трансформации в медиаиндустрии;
– многогранность и многоаспектность понятия медиаиндустрии, неоднозначность её интерпретаций, нечёткость её предмета, сложность структурирования, широкий спектр рынков (рынки печати, радио, телевидения, Интернета, книгоиздания и др.), разнообразие функций, выполняемых предприятиями медиаиндустрии, тесная связь со смежными областями и отраслями;
– технологический прогресс, стремительное развитие информационно-сетевого общества, технологическая конвергенция медиаиндустрии с телекоммуникационной и компьютерной отраслями, развитие и внедрение ключевых цифровых технологий коренным образом преобразуют глобальное медиапространство, постоянно трансформируют и расширяют границы медиаиндустрии, её производственные процессы и сегменты [4,11,13,16,24,31].
Анализ существующих подходов к классификации сегментов медиаиндустрии привёл нас к выводу о том, что в контексте политэкономической парадигмы, целесообразно провести классификацию в соответствии с классическими циклами общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление.
1. Производство:
а) производство оборудования (предприятия и организации, которые создают технологическую инфраструктуру медиаиндустрии, производят оборудование, предназначенное для создания, хранения, упаковки, распространения и потребления медиапродуктов);
б) производство медиапродукта ( предприятия и организации, которые производят медиапродукты): радио- и телепроизводящие компании, традиционное и электронное книгоиздание; печатные медиа; информационные агентства, порталы бизнес-информации (услуги Big Data); кинокомпании; музыкальные звукозаписывающие компании; производители онлайн-контента, видеоигр, киберразвлечений, мобильных приложений, приложений виртуальной и дополненной реальности; блогеры и видеоблогеры, интранеты; подкасты; сервисы публикации видеоматериалов и фотоматериалов и обмена ими, дизайн-студии, веб-разработчики, предприятия рекламного бизнеса, структуры систем связей с общественностью;
2. Распределение медиапродукта (предприятия и организации, которые занимаются агрегацией и хранением медиапродукции): онлайн − библиотеки, онлайн − агрегаторы, сети кинотеатров, аудиохостинги, фото- и видеохостинги, платформы вебинаров и онлайн-конференций, операторы наружной рекламы.
3. Обмен (предприятия и организации, обеспечивающие доставку медиапроукта до потребителя): дистрибъюторы медиаконтента, телеканалы, операторы платного ТВ, провайдеры эфирного и платного телевидения, технология ОТТ, стриминговые сервисы, мультимедийные информационные центры, видеоконференции, системы публикации и обмена информацией о событиях («социальные календари»).
4. Потребление медиапродуктов (технологии, устройства и средства, обеспечивающие потребление медипродукта): интернет-порталы и интернет-сервисы, социальные сети, мессенджеры, музыкальные сервисы, фото- и видеосервисы, игровые сайты, мобильные платформы и различные устройства (телевизоры, компьютеры, смартфоны, планшеты и другие устройства) [16,28,29].
Анализ существующих подходов позволяет сделать вывод о том, что структура медиаиндустрии состоит из всех традиционных и современных медиа — от печатных и электронных СМИ до высокотехнологичных информационных каналов и современной коммуникативной системы общества.
На наш взгляд, наиболее полноценной классификацией сегментов медиаиндустрии являются классические стадии общественного воспроизводства - производство, распределение, обмен, потребление.
Типологические особенности медиапроизводства и медиапродукта
В процессе исследования нами установлено, что специфика медиаиндустрии обусловлена особенностями медиапродукта и его производственного процесса. Особенностями производственного медиапроцесса являются:
1. Индустриальный и корпоративный характер медиапроизводства и распространения медиасодержания, его коммодификация; основой развития медиаиндустрии является кросс-медийная конвергентная персонализированная стратегия.
2. Медиаиндустрия является высокоинтеллектуальным и высокотехнологичным сектором предпринимательской деятельности, она воплотила в себе все самые передовые научные и технические достижения в сфере информационных технологий.
3. Медиаиндустрия оказывает существенное влияние на общественное производство: аккумулирует трансакционные издержки для предприятий и организаций, через медиаканалы ведется поиск информации, формируются предварительные контакты, ведутся переговоры, осуществляются сделки купли-продажи.
4. Широкий спектр рынков, осуществляющих массовое тиражирование, репродуцирование медиапродуктов как продуктов нематериального содержания (смысл, творческий замысел, нематериальная ценность).
5. Использование в производственной деятельности единой для медиаиндустрии цепочки ценности (одинаковый для всех медиакомпаний процесс, позволяющий объединить разнородные предприятия: схожесть управленческих и организационных процессов в их деятельности, ориентация на удовлетворение нематериальных потребностей населения; схожий ассортимент медиапродуктов, схожесть технологий производства медиапродукта или оказания медиауслуг).
6. На основе использования цифровых медиасредств и медиатехнологий развиваются новые формы торговли и продвижения услуг, формируются новые каналы движения денежных средств.
7. Предприятия медиаиндустрии функционируют и развиваются на двух рынках в условиях значительной неопределённости внешней среды, постоянных технологических изменений, стремительной цифровой трансформациии, информационных поводов (их количество, частота возникновения, степень востребованности) и др.
8. Для медиаиндустрии характерны низкие барьеры входа на медиарынок.
9. Экономический эффект и успех в медиабизнесе зависит от рейтингов и от рекламных доходов.
10. Медиаиндустрии присущ особый динамизм: медиапродукты могут обновляться практически непрерывно (сетевые издания).
11. Конкуренция в медиаиндустрии носит как ценовой, так и неценовой характер; наличие эксклюзивного контента (информации), скорость его размещения в медиапространстве являются основными конкурентными преимуществами на медиарынке.
12. Первоначальные затраты на производство медиапродукта могут быть высокими, но в дальнейшем предельные затраты на его тиражирование минимизируются и сводятся к нулю: медиаконтент в процессе потребления не теряет своих качеств и не исчезает, следовательно, его снова можно продавать новой аудитории.
Особенности медиапродукта:
1. Медиапродукты производятся с участием творческих работников, основное в производственном процессе — отбор, создание, производство, хранение и распространение контента, брендирование контента.
2. Медиапродукты характеризуются высокой степенью риска, сложным прогнозированием спроса и быстрым устареванием.
3. Доступность медиапродуктов в пространстве и времени, их публичный оборот.
4. Возможность множественного использования медиапродуктов, их повторное использование может быть более ценным.
5. В медиабизнесе рыночное предложение медиапродуктов превышает рыночный спрос ( рыночную силу) потребителя.
6. Несмотря на высокую степень риска, творческий успех и востребованность медиапродукта могут обеспечить значительный экономический эффект.
7. Медиапродукты и медиауслуги потребляются значительно чаще, чем другие продукты.
8. Двойственность медиапродукта как рыночного товара ( медиапродукт продается аудитории и аудитория продается рекламодателям).
9. Медиапродукты потребляются в свободное время, в отличии от других товаров, потребители «недопотребляют» большое количество приобретенных медиапродуктов [4,5,9,15,16,18,20,21,22,24,25,26,27].
Выводы
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. На современном этапе медиаиндустрия является быстро растущим, высокотехнологичным сектором креативной экономики, воплотившим в себе передовые научные и технические достижения в сфере цифровых информационно-коммуникационных технологий.
2. Основу бизнес-процессов медиаиндустрии составляет производство, агрегация, распространение и потребление содержания. Результатом медиапроизводства является обеспечение экономической эффективности с целью извлечения прибыли и распространение медиасодержания. Относясь напрямую к бизнесу, предприятия медиаиндустрии создают добавленную стоимость и рабочие места путём производства и распространения медиконтента.
3. Медиапроизводство и медиасодержание имеют свои типологические особенности, обусловленные двойственностью рынка и медиапродукта, высокой степенью риска, сложным прогнозированием спроса, быстрым устареванием информации, ценовым и неценовым характером конкуренции, зависимостью медиабизнеса от рейтингов и от рекламных доходов.
4. На наш взгляд, наиболее полноценной классификацией сегментов медиаиндустрии являются классические стадии общественного воспроизводства - производство, распределение, обмен, потребление.
5. В контексте политэкономической парадигмы медиаиндустрия рассматривается нами как совокупность предприятий и организаций креативного сектора экономики, участвующих в производстве, упаковке, хранении, распределении и дистрибуции медиасодержания в единой цифровой технологической медиасреде с целью извлечения прибыли и удовлетворения как потребности аудитории в информировании и развлечении, так и рекламодателей на доступ к аудитории.
Основные идеи, положения и выводы исследования могут быть использованы для дальнейших научных изысканий в сфере медиаиндустрий.
Источники:
2. Бирюков В.А., Борисова С.Г. Трансформация медиаиндустрии в условиях информационно-сетевой экономики // Известия высших учебных заведений: Проблемы полиграфии и издательского дела: М.: МГУП им. Ивана Федорова. Москва, 2014. – c. 122 – 130.
3. Буряк М.А. Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник СПбГУ. Сер.9. – 2014. – № 2. – c. 200 – 212.
4. Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И., Смирнов С.С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. - М.: МедиаМир, 2017. – 160 c.
5. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. - М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во МГУ, 2019. – 224 c.
6. Васильев С.А. Отечественный телевизионный рынок: возникновение, становление и тенденции развития // Мир России. – 1997. – № 1. – c. 43 – 45.
7. Веригина А.В. Управление конкурентоспособностью организаций медиаиндустрии. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - М.:, 2012. – 165 c.
8. Дзялошинский И.М., Лободенко Л.К., Пильгун М.А. Социальные сообщества и коммуникационные сервисы в эпоху цифровой цивилизации. / монография. - Челябинск: Издательский центр ЮурГУ, 2020. – 746 c.
9. Довбыш О.С. Медиарынки в фокусе социального сетевого анализа // Экономическая социология. – 2015. – № 4. – c. 85-107.
10. Дугин Е.Я. Методология исследования информационно-коммуникативных медиасистем и журналистики. - М.: Академия медиаиндустрии, 2017. – 186 c.
11. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства массовой информации. / Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 416 c.
12. Зинин Е.Ю. Медиахолдинги в цифровом мире: диверсификация в медиаиндустрии // Вестник С-Петерб. ун-та. Серия Менеджмент. – 2010. – № 4. – c. 3-27.
13. Ершов Ю.М. Телевидение регионов в поисках моделей развития. - М: МГУ, 2012. – 340 c.
14. Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. - М: Изд-во МГУ, 2010. – 358 c.
15. Кирия И. В., Новикова А. А. История и теория медиа. / учебник для вузов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 423 c.
16. Климов С.М., Федорова Т.А. Медиаиндустрия как фактор преобразования форм организации современной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2015. – № 1(91). – c. 92-100.
17. Коломиец В.П. Индустриальная трансформация телевидения // Социологические исследования. – 2021. – № 6. – c. 92-101.
18. Коломиец В.П. Медиаисследования: индустриальные запросы и академические возможности // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2015. – № 6. – c. 50-63.
19. Маккуэйл Д. Теория массовой коммуникации. / Д. Маккуэйл.- 6-е изд. - Лондон: Sage, 2010. – 632 c.
20. Морозова Е.Я. Институциональная характеристика организационной структуры медиаиндустрии // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 4. – c. 37.
21. Вартанова Е.Л. Отечественная теория медиа: основные понятия. / Словарь. - М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во МГ, 2019. – 246 c.
22. Рвалов П.Н. Глобальная медиаиндустрия: природа и последствия глобализации медиа // Философская мысль. – 2017. – № 8. – c. 1 - 7.
23. Коломиец В.П., Полуэхтова И.А. Российское телевидение: индустрия и бизнес. / Аналитический центр «Видео Интернешнл». - М.:, 2010. – 304 c.
24. Смирнов С. С. Медиаиндустрия России как внестатистический феномен // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2010. – № 6. – c. 178 – 187.
25. Фомина А.Н. Управление инновациями в телеиндустрии в условиях цифровизации экономики. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Н.-Новгород, 2021. – 243 c.
26. Фомина А.Н. Технолого-экономический дискурс цифровой трансформации телеиндустрии // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4.
27. Фомина А.Н. Цифровая трансформация телеиндустрии: тенденции и контексты // Креативная экономика. – 2022. – № 11.
28. Шамина О.А. Формирование модели стратегического управления малыми предприятиями медиаиндустрии. / дисс.,.. канд. эконом. наук : 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2020. – 260 c.
29. Шаронин П.Н. Управление интеграционными процессами предпринимательских структур медиаиндустрии. / дисс. … канд, эконом. наук. - СПб.: СпбГЭУ, 2019. – 224 c.
30. Doyle G. Understanding Media Economics. - London: Sage, 2013.
31. Küng L., Picard R., Towse R. The Internet and the Mass Media. - London: Sage, 2008.
32. Matthews L. Social Media and the Evolution of Corporate Communications // The Elon Journal of Undergraduate Research in Communications. – 2010. – № 1. – p. 17.
33. Ozanich G., Wirth M.O. Media mergers and acquisitions: A communications industry overview. - NJ: Lawrence Erlbaum, 1998.
34. Smythe D. W. On the Political Economy of Communications // Journalism & Mass Communication Quarterly. – 1960. – № 37(4). – p. 563 – 572.
Страница обновлена: 02.08.2024 в 00:35:17