Гигиена экономики в малом бизнесе – основа эффективной деятельности в будущем

Злотникова Г.К.1
1 Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Злотникова Г.К. Гигиена экономики в малом бизнесе – основа эффективной деятельности в будущем // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 8. – С. 2573-2584. – doi: 10.18334/epp.13.8.118952.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604788

Аннотация:
В данной статье рассмотрена возможность внедрения гигиены экономики в малый бизнес. В статье выделены основные задачи профилактического мониторинга компании. Проанализирована возможность внедрения гигиены экономики компании, включающая постоянный мониторинг основных показателей компании, которые, несомненно, будут влиять и на эффективность системы внутреннего контроля для различных пользователей информации.

Ключевые слова: гигиены экономики, малый бизнес, экономическая безопасность, риски, мониторинг, информационные ресурсы

JEL-классификация: L26, M11, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что внедрение процесса гигиены экономики в компанию, где будет задействован постоянный мониторинг основных показателей компании, значительно повысит эффективность деятельности компании, окупаемость системы внутреннего контроля и предоставит возможность менеджменту вовремя реагировать на различные риски и угрозы, возникающие на разных стадиях развития и расширения деятельности экономического субъект

Решение основной задачи, связанной с внедрением гигиены экономики в компании малого бизнеса требует четкого планирования непрерывности деятельности экономического субъекта.

Вопросами, связанные с внедрением с внедрением гигиены экономики в компании малого бизнеса обеспечение непрерывности деятельности, анализу разнообразных рисков при профилактике гигиены компании занимались многие ученые. В их числе: Глазьев С.Ю. [2], Ишмеева А.С. [4] Максимова Е.С., Козенова, Т. С. [5], Лукина, О. А. [6], Максимова Е.С., Шмаль В.Н. [7], Пименов В. В. [11], Чуб, М. В. [13], Шувалова А. [14 ]и другие. Однако, научный пробел, связанный с внедрением гигиены экономики, в бизнес-модели компаний с задействованием мониторинга, в рамках внутреннего контроля именно в компаниях малого бизнеса не закрыт. Именно детальному пониманию этой проблемы и решению и обозначению особенностей этой научной проблемы посвящено представленное исследование.

В данном исследовании выдвигается авторская гипотеза, что с помощью внедрения гигиены экономики в бизнес-модели в компании малого бизнеса – как профилактического, постоянного процесса, у компании есть реальная возможность вовремя среагировать на возможные угрозы, как внутренние , так и внешние - минимизировать потери и убытки.

Целью исследования является верификация данной гипотезы и исследование возможности постоянной профилактики, гигиены экономики компаний малого бизнеса.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

- проведение постоянного анализа, контроля и поиска новых показателей, которые необходимо включить в системную профилактику – гигиену экономики;

- осуществление системного подхода по внедрению процесса гигиены экономики в бизнес-модели, обеспечивая непрерывность деятельности компании малого бизнеса;

- разработка нового подхода к системной профилактике – гигиены экономики компании в условиях различных изменений, связанных с возникающими рисками .

Цель и задачи исследования определили методологию исследования. В ходе проведения настоящего исследования были использованы методы логического сравнительного анализа, сравнения, описания, обобщения, синтеза.

Научная новизна представленного исследования заключается в доказательстве необходимости внедрения постоянного процесса профилактики экономики, т.е. гигиены, компании для обеспечения эффективного результата и исключения возможного банкротства.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Имеющиеся в компании информационные ресурсы, их архивирование и использование, в своей текущей деятельности, в бухгалтерском и управленческом учете и различные аналитические манипуляции, могут привести к возникновению рисков, связанных с проблемой обеспечения безопасности этих данных - потери, утечки, хищению информации, и, возможно, к различным видам мошенничества.

Обычно, при использовании экономической информации, применяются одинаковые этапы для прохождения сделок, проведение анализа, таким образом, вероятность человеческой ошибки в процессе обработки должна быть минимизирована. Ошибки при обработке, архивировании информации могут нарастать мультипликативно, и, в конечном итоге, повлиять на конечный результат. Систематическая обработка различных данных, в том числе и экономических, объем обрабатываемых данных, а также сложность процесса обработки представляют собой аспекты постоянной гигиены экономического субъекта, то есть аспекты текущей профилактики. Пренебрежение систематизации гигиены экономики увеличивают как риск потери важных данных, так и риск потери прибыли в результате неиспользования системного подхода к профилактике информации.

Как правило, для обеспечения стабильного финансового состояния при внедрении мониторинга используются определенные программные продукты, различные средства для обеспечения информационной безопасности. Накопленные хранимые данные увеличивают незащищенность компании, возможные финансовые последствия. Также существует потенциал для мошенничества внутри самой программы. Без использования надлежащих мер информационной безопасности такой вид мошенничества может остаться незамеченным на протяжении длительного периода времени.

Поэтому, обеспечение информационной безопасности является одной из главных составляющих безопасности экономики и процесса гигиены экономики компании в целом. Регулярный мониторинг, тестирование и изменение в соответствие с новыми внешними или внутренними условиями является одним из самых важных элементов его эффективности. Процесс тестирование должен проходить регулярно, с определенной установленной частотой и задействовать все отделы и процессы компании. Существует большое количество методов и подходов к тестированию и проверке актуальности и действенности плана непрерывности, но все они удовлетворяют ряду общих требований. Перечислим эти основные принципы

· Программа тестирования не должна угрожать нормальному бизнес процессу;

· Программа должна демонстрировать разнообразие навыков в условиях проигрываемых критических событий, увеличивая количество участников и задействованных ресурсов;

· В ходе осуществления программы должны допускаться отклонения от разработанных сценариев для включения в тестирование незапланированных событий;

· Программа должна задействовать достаточный объем различных процессов, чтобы обеспечить достаточный потенциал и функциональность восстановительных возможностей.

Гигиенический мониторинг экономики компании имеет следующие основные задачи:

·Защита активов и пассивов компании

·Продвижение эффективности операций, анализ этапов

·Поддержание надежности и достоверности финансовой отчетности, в том числе управленческой

·Обеспечение соответствия всем законодательству – исключение комплаенс рисков, особое внимание на налоговые риски. Понятие «налоговый риск» широко освещается отечественными цивилистами, однако законодательного определения не имеет. Ряд авторов относит к налоговым рискам изменения в налоговой политике, установление новых форм налогообложения, введение новых налогов или отмену налоговых льгот [5]. Однако такой подход, как отмечает М. В. Чуб является крайне узким, не учитывающим внутренние причины возникновения налоговых рисков [13].

Внедрение мониторинга системы экономической безопасности должен представлять собой процесс, разработанный для гарантии того, что задачи компании будут выполнены. Понятие «мониторинга» вошло в научную литературу сравнительно недавно – в начале 1970-х годов, но получило широкое распространение в различных сферах научно-практической деятельности. [12]

Внедренная гигиена экономики компании, включающая постоянный мониторинг основных показателей компании будет влиять и на эффективность системы внутреннего контроля для различных пользователей информации, а так же и на непрерывность деятельности экономического субъекта. Многочисленными причинами крупных нарушений в компании может быть широкий спектр угроз, которые необходимо спрогнозировать, по возможности заранее. В результате чего их снижение подверженности таким рискам становиться практически невозможном для компании, но можно поработать над минимизацией сбоев и многочисленных потерь, сократить последствия - одним из способов такого снижения является комплексная система управление непрерывностью бизнеса. Целью такого управления является минимизация возникших последствий нарушения — операционных, финансовых, юридических, материальных, а также репутационных и других» [8]. Для того чтобы внедрить новый бизнес процесс на предприятии обычно нужно определение его основные цели, проанализировать, что требуется для достижения этих целей, разработать стратегии достижения желаемого результата, внедрить сам процесс, а также провести его последующую оценку результатов. Применительно к процессу управления непрерывностью бизнеса эту процедуру можно разделить на четыре основных стадии: анализ влияния на деятельность (businessimpactanalysis), оценка рисков (riskassesment), управление рисками (riskmanagement) и их мониторинг и тестирование. Категория «риск» в современных условиях развития отечественного права и экономики является сложной и многоотраслевой категорией. Она отражена во многих нормах гражданского законодательства, однако раскрывается она по-разному, с использованием различной терминологии. [6]

Кроме того, для определения критичных процессов в организации может использоваться авторитетное мнение высшего руководства.

Суммируя, можно сказать, что анализ воздействия на бизнес как этап процесса планирования непрерывности деятельности имеет ряд основных целей, которые могут быть выражены в трех характеристиках, которые компания должна получить в результате:

· Совокупность наиболее важных процессов, непрерывность которых должна быть обеспечена в первую очередь,

· Минимальный уровень потерь, в том числе и максимально допустимое время простоя,

· Объем ресурсов, требуемых для сохранения непрерывности деятельности и ее восстановления в случае сбоя.

• Для экономического субъекта – информация об эффективности обеспечения экономической гигиены - работоспособности системы внутреннего мониторинга, контроля - важна для потенциальных инвесторов, так как появляется возможность оценить результативность и эффективность работы руководства- главного менеджмента компании, т.е. профессиональное выполнение своих должностных обязанностей и возможность представить достоверную и детализированную информацию в финансовой и управленческой отчетности.

• С помощью правил и политик внутреннего контроля компании пресекаются возможности компании, по незаконному использованию средств – различные пожертвования на политические партии и компании и незаконные перечисления правительствам иностранных государств, данные проблемы являются больше государственных и регулирующих органов; но эта проблема касается и должна решаться еще и внутри компании.

• Развитие малого бизнеса, сопровождаемое увеличением численности персонала, заставляет руководителей различных уровней принимать к исполнению документы, ограничивающие полномочия и действия ответственных сотрудников,

• Эффективная система внутреннего контроля облегчает управление этими процессами:

- будет происходить упорядочение и регулирование комплексной системы внутреннего контроля, как бизнес структуры.

Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов во многом зависит от грамотно организованного внутреннего контроля, так как он не только призван выявить существующие недостатки и нарушения, но и предупредить их, а также способствовать их устранению в кратчайшие сроки. [15]

- следует ожидать улучшение регулирования отношений между производителями товаров, работ, услуг и государством (например, по вопросам субсидирования, лизинга и т.д.);

- у компаний появляется возможность предоставлять четкий отчет, который будет соответствовать международным нормам, своим инвесторам - можно будет привлекать и инвестиции из-за рубежа.

Внедрение и проникновение в бизнес структуры компании инновационных информационных технологий скажется и на развитии экономики и на обеспечении безопасности экономики, и, непосредственно, на гигиене экономике - как инновационного инструмента, необходимого в деятельности экономического субъекта:

- развитие технических средств, инфокоммуникации, инновационных средств передачи данных;

- инновационные возможности по сбору данных, их обработки, архивирования и документирования;

- внедрение автоматизации и робототехники для операций по ведению финансового и управленческого учета с использованием новейших информационных технологий;

- использование самых прогрессивных форм и методов применения системных регистров, оборотных статистических таблиц, детализированной последовательности записи и хранения информации;

- организация совершенной бизнес структуры – комплексной системы внутреннего контроля и исправления недочетов, которые монут быть при проверки информации, в регистрах, таблица и других форм объединения информации по управлению, учету и другим направлениям и потокам в компании;

- возможности использования необходимых различных режимов (запросов, ответов, рекомендаций в текущем режиме работы каждого сотрудника);

- внедрение новой (инновационой) системы отслеживания этапов формирования информации;

- внедрение цифровизации - Теоретическая база процессов цифровизации и инновационного развития, послужившего как причиной, так и следствием цифровой трансформации, активно развивается. Ученые выявляют и уточняют предпосылки, а также пытаются подобрать способы прогнозирования дальнейшего влияния информации, автоматизации и компьютеризации на деловую и общественную жизнь [12].

- компьютеризация отдельных бизнес-процессов, учетной информации по всем бизнес процессам, внедрение системы связи баз данных для аналитических действий по разным направлениям и структурам. Также, предназначение бизнес-модели компании заключается и в обеспечении эффективности стратегии с точки зрения получения прибыли [9].

- профессиональное владение сотрудниками бухгалтерии компьютером на уровне программирования, что минимизировало бы затраты на услуги программистов и позволило бы пересмотреть стратегию составления бухгалтерских программ.

- появление новых технологий, инноваций при ведении бухгалтерского и управленческого учета.

Начинают работать цифровые технологии - Особая сложность учёта заключается в том, что чаще всего используемые цифровые технологии – это неосязаемые результаты жизнедеятельности людей, но в тоже время, именно они совершенствуют и масштабируют бизнесы и компании. Международный опыт показывает, что цифровая трансформация требует скоординированных усилий в пяти взаимосвязанных областях [10]:

1. Условия для цифровой трансформации отрасли.

2. Цифровая трансформация компаний.

3. Внедрение цифровых решений для текущей деятельности.

4. Институциональная поддержка цифровой трансформации в отрасли.

5. Внедрение цифровых решений для развития новых предприятий.

Цифровая трансформация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы экономического субъекта. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, этике, культуре, внешних коммуникациях. В итоге повышается эффективность и производительность сотрудников и уровень удовлетворенности клиентской базы продуктами производства или оказания услуг, а у компании растет рейтинг конкурентоспособности и повышается репутация, минимизируя репутационные риски.

Благодаря тому, что цифровые технологии имеют определенную ценность, как ресурсы компании, профессионалы, которые работают с финансовыми отчетностями, предлагают использовать интегрированную отчетность. В дополнение к производственному аспекту, цифровизацию можно рассмотреть, как качественное изменение бизнес-процессов или экономической деятельности (бизнес-моделей) посредством внедрения цифровых технологий со значительными социально-экономическими последствиями [1].

Потребители, от которых зависит экономика компании, в конечном итоге, косвенно оказывают влияние на выстроенную систему внутреннего контроля всех бизнес-процессов, так как эффективная жизнеспособная система внутреннего контроля может минимизировать затраты компании, что в свою очередь может и приведет к снижению цен на продукцию, в чем непосредственно заинтересованы потребители. По общему признанию, бизнес-модель не расскажет вам все о перспективах компании, но инвесторы с системой бизнес-модели могут лучше понять финансовые данные и деловую информацию [4].

Компания, которая не задействуют инновационные современные технологии в профилактике гигиены экономики, не может конкурировать с аналогичными компаниями. Внедрение гигиены экономики на постоянной основе, особенно в малом бизнесе, даст компании большое преимущество оставаться эффективной, не смотря на различные риски и угрозы. А. Шувалова предлагает следующую классификацию, беря за основу факторы рисков кредитных организаций: а) Регуляторные риски б) Договорные риски в) Риски из других непубличных правоотношений; г) Риски из публичных правоотношений [14]

Эффективность принятия управленческих решений во многом определяется достоверностью информации о результатах деятельности организаций [5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безопасность экономики компании основывается на комплексном учете и анализе, а также стром налоговом контроле и должно обеспечиваться следующими основными составляющими компонентами:

– максимально эффективное использование кадрового состава и нематериальных ресурсов компании.

– обеспечение непрерывности деятельности, стабильного и устойчивого роста. Современные экономисты, занимающиеся проблемами поведенческой экономики, трактуют непоследовательность поведения потребителя на рынке воздействием широкого спектра разнонаправленных факторов, сфокусированных на потребителе [2] (Glazev, 2019).

– обеспечение различными ресурсами противостояния неблагоприятной внутренней и внешней среде

Таким образом, в настоящее время, управление компанией малого бизнеса в различных отраслях, требует от менеджмента компании внедрение новых инструментов, одним из которых является гигиена экономики – процесс, связанный с постоянным отслеживанием показателей компании, «чисткой» этих показателей, минимизации рисков, связанных с этими показателями, возможностью повышения или уменьшения уровня конкретного показателя в общей системе экономики для выживания в высоко конкурентной бизнес-среде и обеспечения экономической безопасности. Следует подчеркнуть, что парадигмы экономической безопасности, принимаемые сегодня как базовые, в большей степени направлены на процессы управлением нет источника

Несмотря на большой объем информации об обеспечении экономической безопасности в бизнес-моделях, специфика внедрения гигиены экономики в бизнес-модели компаний малого бизнеса поэтапно не рассмотрена, отсутствует алгоритм, системный взгляд на эту проблему, а так же комплексный набор основных инструментов оценки, который, безусловно, для каждой компании должен быть оригинальным, с учетом всех особенностей деятельности экономического субъекта.


Источники:

1. Кучеров В.А., Пугачева А.И. Влияние эффектов цифровизации в энергетике на экономические показатели деятельности предприятия // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований: Материалы Международной научно-практической конференции. V Всероссийская научная конференция молодых ученых. В 4 частях. Комсомольск-на-Амуре, 2022. – c. 217-220.
2. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики. / Курс лекций. - М., 2019. – 759 c.
3. Злотникова Г.К. и др. МСФО в России: практика применения, проблемы адаптации, перспективы развития. / Монография. - Москва: РУСАЙНС, 2017. – 164 c.
4. Ишмеева А.С. Система внутреннего контроля как элемент обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 9. – c. 137-139.
5. Козенова Т.С. Налоговое планирование на предприятии. / Учебник — 1-е изд. - М.: Омега-Л, 2021. – 315 c.
6. Лукина О.А. Классификация рисков деятельности коммерческих корпораций: правовой аспект // Молодой ученый. – 2022. – № 23(418). – c. 307-310.
7. Максимова Е.С., Шмаль В.Н. Развитие теории управления рисками // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2022. – № 2. – c. 39-46. – doi: 10.36724/2072-8735-2022-16-2-39-46.
8. Максимова Е.С., Шмаль В.Н. Развитие теории управления рисками // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2022. – № 2. – c. 39-46. – doi: 10.36724/2072-8735-2022-16-2-39-46.
9. Малышев Ю.А., Кутергина Г.В., Аввакумов В.Ю. Формирование системы мониторинга // Аудит и финансовый анализ. – 2010. – № 6. – c. 238-250.
10. Международный опыт цифровой трансформации электроэнергетики. / Доклад на стратегической сессии Ассоциации организаций цифрового развития отрасли «Цифровая энергетика». - Москва: Роланд Бергер, 2020. – 19 c.
11. Пименов В.В. Стратегия развития предприятия в условиях цифровой трансформации // Актуальные вопросы экономики промышленности: поиск и выбор решений. Москва, 2021. – c. 377-382.
12. Платежные и расчетные системы: международный опыт. / Выпуск 15. - М.: Центральный Банк Российской Федерации, 2009.
13. Чуб М.В. Нутрикорпоративные налоговые риски: предупреждаем и контролируем // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1563-1574. – doi: 10.18334/epp.11.6.112317.
14. Шувалова А. Система оценки правовых рисков — роскошь или необходимость?. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/583261/ (дата обращения: 21.05.2023).
15. Инвестопедия - Финансовая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investopedia.com (дата обращения: 02.07.2023).

Страница обновлена: 31.01.2024 в 14:02:33