Проблематика кадрового обеспечения производственного развития периферийных регионов
Айрапетян Д.А.1, Макаров И.Н.2,3,1, Дробот Е.В.4,5, Казарова Д.С.6
1 Череповецкий государственный университет
2 Финансовый университет при Правительстве РФ
3 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
4 Первое экономическое издательство
5 Центр дополнительного профессионального образования
6 Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773557
Аннотация:
Данная работа посвящена анализу проблемы формирования кадрового обеспечения регионального производства в контексте соответствия требуемой предприятиями региона структуры компетенций потенциального соискателя прививаемой компетентностной совокупности.
В качестве положений, содержащих элементы научной значимости и новизны в данной работе, позиционируются предложения о необходимости осуществления создания промышленно-образовательных кластеров, функционирующих на основе государственно-частного партнерства.
Авторами статьи проведен анализ возможности сокращения разрыва между спросом и предложением на региональных рынка труда, что необходимо для возможности производственного развития отдаленных территорий страны и полноценной реализации программы импортозамещения.
Статья может быть полезна аспирантам, специалистам кадровых служб и студентам.
Ключевые слова: кадровый потенциал, государственно-частное партнерство, население, регион, периферийный регион
JEL-классификация: J24, M50, L32, R12
Введение
В последнее время часто звучит тезис о необходимости развития отечественного производства и обеспечения его качественными трудовыми ресурсами. С целью обеспечения расширенного воспроизводства инженерных кадров идет увеличение количества бюджетных мест на инженерно-технические специальности в вузах. Однако, оставляя за скобками проблемы их заполнения, остановимся на ряде качественных аспектов подготовки будущих технических специалистов. И прежде всего, привития им компетентностной структуры, знаний и навыков, требуемых реальным производством. В качестве механизма, позволяющего осуществить подобную подготовку в высокотехнологичных сферах производства мы предлагаем формирование системы производственно-образовательных кластеров, функционирующих на основе государственно-частного партнерства.
В российской науке и практике проблемам кадрового обеспечения посвящено достаточно много публикаций. Причем основной акцент в этих работах делается на влиянии кадрового потенциала на развитие промышленных предприятий [2, 7, 14]. Влияние высшего образования и возрастных аспектов на кадровую обеспеченность изучается в научных работах Красниковой А.С., Подольсого А.Г., Береговской Е.О. [4], Снегирева В.А. [12], Кривокоры Е.И., Астаховой Е.А., Кривокоры Ю.Н., Мишиной Т.С. [5], Никулиной Ю.Н. [10]. Особенности кадрового обеспечения в условиях цифровизации исследуют Круглов Д.В., Круглова О.Д. [6], Симченко Н.А., Анисимова Н.Ю. [11], Труфанов Д.О., Ворошилов В.А., Борисюк Л.А., Малаховская А.М., Черепанова А.А., Сильвияйнен Д.С. [13]. Особенностям кадрового обеспечения российских регионов посвящены научные статьи таких российских экспертов, как Бизин С.В. [1], Кривокора Е.И., Астахова Е.А., Кривокора Ю.Н., Мишина Т.С. [5], Макаров И.Н., Назаренко В.С. [8], Никулина Ю.Н. [9, 10]. Особый интерес представляют результаты исследования, поведенного в 2021 г., такими экспертами, как Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А., Комиссаров Р.С. и др., и посвященного специфики обеспечения кадровой безопасности регионов в развитых, развивающихся и периферийных странах [3]. Тем не менее проблематика кадрового обеспечения именно производственного развития периферийных регионов остается разработана недостаточно.
Целью написания данной работы является проведение анализа возможности сокращения разрыва между спросом и предложением на региональных рынка труда, что необходимо для возможности производственного развития отдаленных территорий страны и полноценной реализации программы импортозамещения.
В качестве положений, содержащих элементы научной значимости и новизны в данной работе, позиционируются предложения о необходимости осуществления создания промышленно-образовательных кластеров, функционирующих на основе государственно-частного партнерства.
Основная часть
Анализ полезности для сферы частного и общественного потребления тех благ, которые производятся входящими в состав системы профессионального образования учреждениями, позволяет оценить перспективы частного инвестирования в данную сферу.
В первую очередь необходимо классифицировать образовательные программы, разделив их несколько групп в зависимости от направлений подготовки.
К первой группе по праву относится педагогическое образование и образование в понимании общегуманитарной науки. Данное образование становится необходимым для воспитания общества и развития социальной среды, что позволяет не переживать за развитие и преобразования в части воспроизводственной функции человеческого капитала. Сюда относятся подготовка по уровням направлений в исторической, философской, педагогической, филологической, а также иных аналогичных отраслях научного знания в контексте системы образования. Главная отличительная черта данных образовательных программ заключена в существенно низкой востребованности в отношении к высоко платёжным групп населения в понимании рынка труда. Это говорит о том, что профессиональное определение в данной сфере не отличается высокими показателями. Исключением в относительном понимании можно назвать направления в профессиональном определении переводчиков, а также крупные корпорации со специалистами в сфере связей с общественностью.
Регионы периферии также не славятся успешным рейтингом в отношении данных направлений образования.
На основании перечисленных особенностей и низкой востребованности мы считаем правильным и логичным данное благо отнести к мериторному благу. При этом востребованность мериторного блага настолько низка, что государству требуется в данной области продумать программы софинансирования образовательных программ по данным направлениям с полным обеспечением бюджетных мест, для привлечения студентов. Согласно бюджетированию, соответственно, должно быть представлено и определённое количество мест, согласно распределенному финансовому обеспечению.
Во вторую группу, на наш взгляд, целесообразно отнести образование социально-экономическое. На территории Российской Федерации, согласно ее субъектному представлению, в последнее время отчетливо наблюдается положительная динамика в рамках востребованности в ряде таких специальностей, как менеджмент, экономика, юриспруденция. Наибольший рост отмечен в ряде системы высшего профессионального образования. При этом немаловажным фактом является превышение показателей по поступлению на данные направления и востребованности обществом в данных специалистах. На основании данных по квазициклу стоит отметить, что блага смешанные, которые характерны в рамках данной образовательной программы, существенно перерастает в частное благо, основанное на личностных представлениях и ожиданиях индивида.
Следовательно, на данном уровне от государства требуется минимизация организации бюджетных мест по данным направлениям и сведение к минимуму финансирования образовательных программ данного направления из средств бюджетов регионального и федерального уровней. Минимум должен быть основан на понимании качества будущего специалиста, что предполагает поддержку только наиболее успешных выпускников школ.
Реализация программы государственно-частного партнерства в контексте понимания данного факта приводит к возможности реализации программы индивидуального ценообразования, характерного для смешанного типа блага. Это позволит окупить все имеющиеся издержки, что достаточно повысит качество предоставляемого блага и, в последующем, эффективность сферы производства.
В третью очередь стоит отметить производственно-техническое образование. Данное направление представлено как средне-специальным, так и высшим образованием в рамках отечественной системы образования.
Считаем логичным подразделить производственно-техническое образование на категории в зависимости от востребованности (престижности) и, соответственно, маловостребованности (непрестижности).
Считаем, что востребованность на данное направление образовательной программы в выражении спроса представлена за счет причин в субъективном и объективном понимании. Выделим наиболее типичные причины востребованности производственно-технического образования (рисунок 1):
Блага, которые производятся и реализуются в рамках данного направления программ образования, предполагает отнесение данных благ к смешанному типу. В контексте реализации направлений образовательных программ существует ряд существенных проблем, что говорит о острой необходимости влияния со стороны государственного сектора в представлении к реализации технологии государственно-частного партнерства.
Рисунок 1. Причины, влияющие на выбор производственно-технического направления обучения
Источник: составлено авторами.
Представим наиболее значимые проблемы, которые выражаются через:
1. Несоответствие знаний и умений выпускника предъявляемым требованиям со стороны рынка труда. Данная проблема, в свою очередь, возникает за счет:
а) низкая компетенция преподавательского состава (актуальность данной проблемы наблюдается преимущественно в учебных заведениях с коммерческим типом реализации образовательных программ, а также на уровне вашего образования и среднего профессионального образования в регионах). Причина заключается в нежелании привлечения педагогов высших категорий квалификации по направлениям экономики и социально-гуманитарному профилю. Здесь речь идет о кандидатах и докторах наук, опыт которых основан на собственной научной деятельности и исследовательской работы. Также можно сказать о низкой востребованности практикующих специалистов. Минимизация востребованности в данных профессиональных кадрах педагогического состава заключается в минимизировании расходов на оплату труда педагогов.
b) устаревание материальной базы образовательных учреждений, что наиболее актуально в понимании образования рабочих специальностей, технического образования и образования в сфере технологии.
с) существенные сложности в части организации практической деятельности студентов (производственная практика).
2. Полное несоответствие финансирования образовательных программ со стороны государства экономическим потребностям и спросу общества. Данная проблема приобретает актуальность в контексте понимания того, что именно социальное общество является потенциальным потребителем услуг образовательной системы.
Следовательно, на основании проведенного выше анализа, оптимальном решением, на наш взгляд, является реализация модели государственно-частного партнерства, которая отражена на рисунке. Это связано с тем, что выявлена существенная значимость в формировании спроса на образовательные услуги, бизнес-структур всех сфер деятельности, а также рынка труда, который представлен бизнес-структурой. Именно отечественный предпринимательский сектор формирует спрос на специалистов и отражает показатель предоставления рабочих мест в отношении реализации мирового опыта и опыта отечественных работодателей.
На основании этого нами предложена программа реализации и развития государственно-частного партнерства в системе национального образования:
1. Направленное воздействие на развитие квазичастных структур и частных структур в системах дошкольного и школьного образования. Ориентация на учреждения образования автономного действия. В рамках автономного учреждения при этом понимается реализация как программ основного образования, так и методы организации образования в дополнительном обучении. Предполагается создание комфортных условий для профессиональной деятельности педагогического состава, для учеников и воспитанников. Организация комфорта реализуется при этом через финансирование посредством использования средств бюджета, формируемого за счет средств потребителей услуг. Данный метод позволит в большинстве окупить затраты на программу образования. Необходимо предусмотреть возможность приобщения частного капитала к учредителю, соучредителю или источникам инвестиционного капитала, что направлено на понимание государственно-частного партнёрства в контексте совместного предприятия, контракта или проекта. Говоря о мировой практике данный вид государственно-частного партнерства реализуется в виде инвестиционного контракта, а также контракта на эксплуатацию и строительство.
2. Говоря об профессиональном и высшем образовании стоит сказать о возможных направлениях развития программ ГЧП (рисунок 2).
Стоит отметить, что те требования, которые предъявляются образовательной системой к выражению общественных интересов базового уровня самому обществу, по своей сущности, не предназначаются. В-первую очередь это стоит относить к результатам исследований прикладного и фундаментального направлений.
Следовательно. Стоит рассмотреть преимущественное финансирование данных направлений из средств государственного бюджета по назначению тарифа индивидуальной оплаты, что позволит сохранить производство благ данной области.
К одной из модели реализации образовательной политики, на наш взгляд, можно отнести промышленно-образовательный кластер.
В рамках достижения результатов на уровне реализации модели организации промышленно-образовательных кластеров в понимании как отечественного, так и мирового опыта, стоит сказать о достижении результатов по государственно-частному партнерству в следующих проявлениях:
Рисунок 2. Направления реализации программ государственно-частного партнерства в понимании профессиональной и высшей систем образования в рамках кадрового обеспечения развития энергопромышленных комплексов
Источник: составлено авторами.
1. Построение модели компетентного выпускника образовательного учреждения в соответствии с требованиями, диктуемыми работодателями на рынке труда. На основании этого стоит сказать о кластере промышленного образования, что способствует минимизации трудозатрат в организации практик действующих студентов образовательных учреждений, а также стажировочной деятельности педагогического состава, включая лаборантов и мастеров производственного обучения.
2. Реализация данной модели повлечет за собой результат совершенствования оборудования учебного заведения (промышленное и лаборантское оборудование), а также повысит квалификацию будущих выпускников учебного заведения.
3. Стоит сказать о том, что еще в самом начале выбора направления в образовании и реализации на практике образовательной деятельности обучаемый располагает знаниями о будущем работодателе, которые предопределяют его мотивацию к учебной деятельности.
Предопределение возможности оплаты части обучения за счет средств будущего работодателя в обмен на реализацию профессиональных компетенций и полученных знаний обучаемым после получения диплома об образовании в рамках организации работодателя.
Это направление предполагает, например, обязательство выпускника учебного заведения перед работодателем, выражаемое в количестве определенных заранее лет трудовой деятельности в рамках организации работодателя на обязательной основе. Таким образом, проведенный анализ специфичных особенностей в рамках функционирования образовательной системы национального значения предполагает особенности представлений социальной сферы по производимым благам, которые регламентированы эффективностью проектов в области государственно-частного партнерства в образовательной среде. На основании этого требуется регламентация рамок, в контексте которых реализуются проекты ГЧП в социальной сфере.
Заключение
Результатом деятельности в рамках создания промышленно-образовательных кластеров можно считать преимущество результатов образовательных программ, которые подлежат оценке в рамках образовательной программы (увеличение объемов интеллектуальной собственности, полученное в результате инвестиций в человеческий капитал, в натуральном и стоимостном выражении). Фактором, максимизации предполагаемой эффективности реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства можно считать:
1. Периодичность образовательного процесса;
2. Длительность обучения, согласно образовательной программе;
3. Возможность стажировки;
4. Интервал временного представления по достижению заданного уровня оплаты труда;
5. Влияние навыков, возможностей, способностей и уровня квалификации на заработную плату, достижимую в перспективе профессиональной деятельности.
На основании проведенного исследования и анализа положений о реализации проектной деятельности в части государственно-частного партнерства на уровне образовательных программ и направлений образовательной деятельности, считаем логичным сделать вывод, что итогом реализации проекта ГЧП на уровне социальной сферы, по нашему мнению, должно стать:
- на уровне индивида как аспекта отображения индивидуального эффекта частного потребления смешанного блага: обретение навыков и возможностей, повышение квалификационных характеристик гражданами, которые реализовали свою потребность в части обучения на уровне реализованного проекта. При этом, стоит сказать, что потенциально возможным результатом будет обучение в рамках ГЧП-проекта, направленность которого выражается через максимизацию привлекательности человека, как носителя интеллектуального капитала.
- на уровне общества, в частности, производственной системы территории, должен проявиться второй аспект потребления общественного блага – производственно-экономический аспект, заключающийся в формировании человеческого базиса развития системы производительных сил региона, причем в качественном аспекте полученный человеческий капитал должен соответствовать структуре потребностей экономики региона в разрезе сформированных компетенций.
Источники:
2. Виниченко В.А., Ростовцев К.В., Хохолуш М.С. Влияние теории поколений на кадровую политику промышленных предприятий // Экономика труда. – 2022. – № 10. – c. 1559-1576. – doi: 10.18334/et.9.10.116371.
3. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А., Комиссаров Р.С., Назаренко В.С. Кадровая безопасность регионов в развитых, развивающихся и периферийных странах: сравнительный анализ // Креативная экономика. – 2021. – № 4. – c. 1501-1522. – doi: 10.18334/ce.15.4.111543.
4. Красникова А.С., Подольский А.Г., Береговская Е.О. Высшее образование: проблемы кадрового обеспечения и направления их решения // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 899-916. – doi: 10.18334/epp.13.3.117445.
5. Кривокора Е.И., Астахова Е.А., Кривокора Ю.Н., Мишина Т.С. Проблемы формирования и реализации региональной молодежной кадровой политики // Экономика труда. – 2022. – № 9. – c. 1405-1424. – doi: 10.18334/et.9.9.116322.
6. Круглов Д.В., Круглова О.Д. Особенности кадрового обеспечения в условиях цифровизации // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 479-486. – doi: 10.18334/lim.6.4.41299.
7. Круглов Д.В., Се Яцзин Изучение влияния кадрового потенциала на развитие промышленных предприятий // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 523-532. – doi: 10.18334/lim.10.2.117412.
8. Макаров И.Н., Назаренко В.С. Совершенствование системы кадрового обеспечения как основы достижения целей развития региональной производственной сферы в промышленном секторе Липецкой области // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 3. – c. 201-218. – doi: 10.18334/evp.2.3.113447.
9. Никулина Ю.Н. Интеграция образования и бизнеса в вопросах практической подготовки кадров для экономики региона // Экономика труда. – 2021. – № 7. – c. 701-714. – doi: 10.18334/et.8.7.112379.
10. Никулина Ю.Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1263-1280. – doi: 10.18334/epp.10.4.100895.
11. Симченко Н.А., Анисимова Н.Ю. Современные концепты регулирования организации подготовки кадров в цифровой экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 627-636. – doi: 10.18334/epp.12.2.114241.
12. Снегирев В.А. Кадровое обеспечение: инструменты стимулирования и воздействия на работников разных возрастных групп // Экономика труда. – 2020. – № 4. – c. 347-364. – doi: 10.18334/et.7.4.100876.
13. Труфанов Д.О., Ворошилов В.А., Борисюк Л.А., Малаховская А.М., Черепанова А.А., Сильвияйнен Д.С. Модель инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий // Экономика труда. – 2023. – № 7. – c. 1061-1078. – doi: 10.18334/et.10.7.118661.
14. Яркова Т.М. Современные подходы обеспечения кадровой безопасности организаций в России // Экономика труда. – 2022. – № 3. – c. 731-742. – doi: 10.18334/et.9.3.114425.
Страница обновлена: 24.11.2024 в 19:43:27