Анализ влияния санкций на экономику Республики Крым и г. Севастополя

Гармашова Е.П.1, Малов А.В.1, Кравцова Я.А.1
1 Севастопольский государственный университет, Россия, Севастополь

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Гармашова Е.П., Малов А.В., Кравцова Я.А. Анализ влияния санкций на экономику Республики Крым и г. Севастополя // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 479-496. – doi: 10.18334/eo.13.3.118919.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54628435

Аннотация:
Данная статья посвящена анализу влияния международных мер принуждения на экономику Республики Крым и г. Севастополь в связи с расширением сфер применения как коллективных, так и индивидуальных санкций в отношении России и ее регионов. При этом особую актуальность приобретают вопросы влияния отдельных видов санкций на социально-экономическое развитие регионов. Научная новизна работы заключается в определении последствий воздействия санкций на экономику Республики Крым и города Севастополь и предложение мероприятий по снижения издержек санкционного давления на деятельность хозяйствующих субъектов. Для этого в работе был сделан обзор причин и перечня вводимых санкций в результате присоединения Крыма к России, а также их воздействия на экономику. Также авторами был проведен анализ экономических последствий санкционного давления на экономику Республики Крым и г. Севастополь. В заключение были определены контрмеры в отношении санкций 2014 года и направления дальнейшей экономической политики в отношении санкционного давления. Данная статья будет представлять интерес для научных работников, представителей профессиональной и деловой общественности, для преподавателей и студентов экономических вузов и тех, кто интересуется вопросами влияния санкций на экономику.

Ключевые слова: санкции, международные меры принуждения, социально-экономическое развитие региона, Республика Крым, город Севастополь

JEL-классификация: F02, F15, F51, F52

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Актуальность вопросов разработки мер противодействия санкционному давлению связана с расширением сфер применения как коллективных, так и индивидуальных мер международного принуждения в отношении России и ее регионов. При этом особую актуальность приобретают вопросы влияния отдельных видов санкций на социально-экономическое развитие регионов.

Цель исследования: на основе оценки влияния санкций на экономику Республики Крым и г. Севастополя предложить направления снижения санкционного давления в условиях ужесточения мер международного принуждения.

Исходя из поставленной цели задачами научной статьи являются:

− обзор причин и перечня вводимых санкций в результате присоединения Крыма к России, а также их воздействия на экономику;

− анализ экономических последствий санкционного давления на экономику Республики Крым и г. Севастополь.

− выявления перечня контрмер в отношении санкций 2014 года и определение направлений дальнейшей экономической политики в отношении санкционного давления.

Научная новизна исследования заключается в определении последствий воздействия санкций на экономику Республики Крым и города Севастополь и предложение мероприятий по снижения издержек санкционного давления на деятельность хозяйствующих субъектов.

Обзор литературы по теме. Проанализировав литературу, можем сделать вывод, что проблема санкционного давления освещена достаточно глубоко [1, 2, 3, 4]. Основной тематикой современных статей является изучение динамики развития экономики стран в условиях санкций. Отдельные аспекты применения санкций в отношении Российской Федерации рассматривались такими учеными, как Аксенов И.А. [5, 6], Гегечкори И.М. [7], Косов М.Е. [8], Мартин-Иогансон Э. [9], Мокрова Е.М. [10], Логинова И.В., Титаренко Б.А., Саяпин С.Н. [11] и др. Вопросы влияния санкций на мировую экономику рассматривались такими авторами, как: Гераськина А.Р. [12], Зимовец А.В., Климачев Т.Д. [13], Печаткин В.В. [14]. Малоизученными в литературе остаются вопросы последствий применения международных мер принуждения, а также вопросы снижения негативных последствий влияния санкций на экономику.

Методы исследования. В работе были использованы как общенаучные, так и специальные методы познания. Анализ Динамики ВРП регионов потребовал применения методов анализа и синтеза. В исследовании использовались статистические методы для оценки объемов экспорта и импорта товаров, инвестиций в основной капитал и количества зарегистрированных предприятий в регионе.

Основная часть.

1. Обзор причин и перечня вводимых санкций, а также их воздействия на экономику России.

Официально присоединение Крыма к Российской Федерации произошло 18 марта 2014 года на основании проведенного ранее референдума. Однако новый статус Республики Крым и г. Севастополь вызвал политические разногласия в мире, что послужило основанием для введения целого ряда мер международного принуждения в отношении новых субъектов и Российской Федерации в целом.

Первый пакет экономических санкций был введен в 2014 году с целью противодействия интеграции Крыма в состав Российской Федерации. Экономические и торговые санкции, введенные против России, включали в себя смешанный пакет экономических, финансовых и дипломатических санкций. В 2022 году Россия столкнулась с новой волной санкционного давления и стала страной с наибольшим количеством экономических санкций (таблица 1).

Таблица 1

Перечень экономических санкций в отношении Российской Федерации в 2015 и 2022 гг.

Table 1

List of economic sanctions against The Russian Federation in 2015 and 2022

Отрасль экономики
Перечень санкций в 2014
Перечень санкций в 2022
Нефтяная
− санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних структур, а также связанных с ними предприятий других отраслей;
− запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки;
− замораживание уже существующих и отказ от заключения новых проектов
- санкции в отношении большей части компаний нефтяной отрасли и аффилированных с ними структурами и физическими лицами;
- запрет на экспорт в РФ товаров, оборудования и технологий для переработки нефти;
- запрет поставок нефти и нефтепродуктов из России в некоторые страны;
- введение потолка цен на нефть;
- частичное эмбарго на российскую нефть.
Газовая
− санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних структур, а также связанных с ними предприятий других отраслей;
− замораживание уже существующих и отказ от заключения новых проектов
- санкции в отношении большей части компаний газовой отрасли и аффилированных с ними структурами и физическими лицами;
- запрет на экспорт в РФ товаров, оборудования и технологий для переработки газа;
- запрет поставок газа из России в некоторые страны;
- введение потолка цен на газ;
- частичное эмбарго на российский газ.
Финансовая и банковская сферы
− заморозка финансовых активов российских юридических и физических лиц;
− отключение банковских структур России от международных платежных систем;
− ограничение на размещение средств в западных банках;
− ограничение доступа к кредитным средствам;
− ограничение возможностей осуществления деятельности;
- заморозка финансовых активов российских юридически и физических лиц, заморозка государственных счетов и активов (в т.ч. средств ФНБ);
- отключение банков от системы SWIFT;
- уход международных платежных систем;
- ограничение использования российского капитала;
- заморозка акций российских компаний;
- ограничение работы Московской и Санкт-Петербургской бирж;
- запрет на проведение любых транзакций с рядом российских банков.
Оборонно-промышленный комплекс
− запрет на проведение операций с Россией по экспорту и импорту вооружений;
− запрет на экспорт в Россию товаров двойного применения, а также любых технологий, которые могут быть использованы в военных целях
- запрет на экспорт товаров в таких областях, как электроника, информатика, телекоммуникации, навигация и транспорт для ослабления ВС РФ;
- запрет экспорта товаров, которые используются в ракетной и космической отрасли;
- прекращение сотрудничества в областях создания и эксплуатации ракетно-космической и ракетной техники.
Другие
− персональные санкции в отношении отдельных компаний и лиц Российской Федерации;
− запрет инвестиционных проектов, поставки оборудования и материалов для объектов инфраструктуры, транспорта, энергетического комплекса субъектов РФ: Крыма и Севастополя.
- персональные санкции в отношении высших должностных лиц РФ;
- уход крупнейших мировых компаний;
‑ запрет на экспорт сельхозпродукции из РФ;
- отказ от страхования морских и воздушных судов;
- ограничения в сфере культуры, науки, сми.
Источник: [15,16, 17, 18]

В рамках цели статьи актуальным вопросом является изучение влияния первой волны санкций, связанной с интеграцией Крыма в состав Российской Федерации, поскольку данный опыт может быть использован при принятии управленческих решений в текущей ситуации.

Следует отметить, что еще в декабре 2014 г. в своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что «так называемые санкции и внешние ограничения − это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей» [19]. В мировой истории международные санкции не всегда приводили к негативным последствиям, а иногда наоборот были полезны для отдельных стран. Подобные тенденции присутствуют и сегодня. Так, например, прекращение работы Visa и Mastercard c некоторыми российскими банками в 2014 году простимулировало появление российской платежной системы «Мир».

2.2 Анализ экономических последствий санкционного давления на экономику Республики Крым и г. Севастополь.

Проанализируем более подробно воздействие международных мер принуждения на экономику Республики Крым и г. Севастополь на основании статистических данных.

В первую очередь рассмотрим показатель валового регионального продукта (ВРП), поскольку он является обобщающим показателем экономической деятельности региона, характеризующим процесс производства товаров и услуг для конечного использования. В таблице 3 представлены данные по ВРП анализируемых регионов: данные за 2012-2013 гг. представлены в гривнах, а за 2015-2020 гг. − в рублях. Данные за 2014 год не представлены, в связи с вероятностью искажения данных в связи с переходным периодом.

Таблица 3

Валовый региональный продукт г. Севастополя и Республики Крым в 2012-2020 гг.

Table 3

Gross regional product of Sevastopol city and The Republic of Crimea in 2012-2020

Год
г. Севастополь
Республика Крым
Валюта
2012 г.
9 891,0
44 536,0
млн грн
2013 г.
11 066,0
46 393,0
млн грн
2015 г.
48 663,3
265 970,6
млн руб
2016 г.
89 303,8
362 671,7
млн руб
2017 г.
101 280,9
384 983,4
млн руб
2018 г.
121 666,0
437 438,0
млн руб
2019 г.
137 919,4
475 525,3
млн руб
2020 г.
141 617,9
515 610,8
млн руб
Источник: составлено авторами на основании [20, 21]

Для дальнейшего сравнения показателей, необходимо перевести все данные в одну валюту. Для этого предлагается воспользоваться данными о среднегодовом курсе рубля по отношению к гривне. Так, стоимость 1 гривны в 2012 году составляла 3,85 руб., в 2013 году – 3,9 руб. Переведенные в рубли показатели представлены на рисунке 1.

Таблица 4

Валовый региональный продукт г. Севастополь и Республики Крым в 2012-2020 гг., млн. руб.

Table 4

Gross regional product of Sevastopol city and The Republic of Crimea in 2012-2020, million rubles

Год
г. Севастополь
Темп прироста, %
Республика Крым
Темп прироста, %
2012 г.
38 080,4
-
171 463,6
-
2013 г.
43 268,1
13,62
181 396,6
5,79
2015 г.
48 663,3
12,47
265 970,6
46,62
2016 г.
89 303,8
83,51
362 671,7
36,36
2017 г.
101 280,9
13,41
384 983,4
6,15
2018 г.
121 666,0
20,13
437 438,0
13,63
2019 г.
137 919,4
13,36
475 525,3
8,71
2020 г.
141 617,9
2,68
515 610,8
8,43
Источник: составлено авторами на основании [20, 21]

Рисунок 1 – Валовый региональный продукт Республики Крым и г. Севастополь в 2012-2020 гг., млн. руб.

Figure 1 – Gross regional product of The Republic of Crimea and Sevastopol city in 2012-2020, million rubles

Источник: составлено авторами на основании [20, 21]

Как видно из представленных выше данных, наблюдается постоянная динамика роста ВРП анализируемых регионов. Следовательно, санкции не оказали сильного негативного влияния на экономику Республики Крым и г. Севастополь.

Далее рассмотрим показатель количества зарегистрированных предприятий в Республике Крым и г. Севастополь за период с 2012 по 2020 гг. Представим данные в виде таблицы 5, для наглядности построим диаграмму и представим на рисунке 2.

Таблица 5

Количество зарегистрированных предприятий в регионе, шт.

Table 5

Number of registered enterprises in the region, pcs.

Год
г. Севастополь
Темп прироста, %
Республика Крым
Темп прироста, %
2012 г.
15183

55469

2013 г.
15676
3,25
56206
1,33
2014 г.
16237
3,58
57418
2,16
2015 г.
6578
-59,49
28632
-50,13
2016 г.
9447
43,62
31880
11,34
2017 г.
10548
11,65
33077
3,75
2018 г.
11422
8,29
33202
0,38
2019 г.
10940
-4,22
32291
-2,74
2020 г.
10987
0,43
31370
-2,85
Источник: составлено авторами на основании [20, 21]

Рисунок 2 − Количество зарегистрированных предприятий в Республике Крым и г. Севастополе, шт.

Figure 2 − Number of registered enterprises in The Republic of Crimea and Sevastopol city, pcs.

Источник: составлено авторами на основании [20, 21]

Из таблицы 5 и рисунка 2 можем сделать вывод о том, что в 2015 г. случился резкий спад количества зарегистрированных предприятий в Республике Крым и г. Севастополю. Объявление в 2014 году санкций в отношении предприятий полуострова вынудило отдельные предприятия не перерегистрироваться на территории полуострова, а продолжить бизнес в Краснодарском крае, Ростовской области и других ближайших регионах. Кроме того, вследствие санкций российским компаниям оказалось нецелесообразно открывать дочерние предприятия и филиалы в Республике Крым и г. Севастополе. Однако, несмотря на это с 2015 г. до начала пандемии Ковид-19 наблюдается тенденция увеличения количества зарегистрированных предприятий. Следует отметить, что определённый вклад в это внесли меры государственной поддержки. Так, с 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2014 №377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Свободная экономическая зона была создана сроком на 25 лет, с возможностью продления и предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Данная мера поддержки была направлена на развитие бизнеса на территории Республики Крым и г. Севастополь.

Далее перейдем к анализу влияния санкций на объемы импорта и экспорта товаров в Республике Крым и г. Севастополь. Представим данные в таблице 6 и отразим их в виде диаграммы. Диаграмму представим на рисунке 3 и 4.

Таблица 6

Импорт и экспорт товаров по Республике Крым и г. Севастополю, млн долл.

Table 6

Import and export of goods in The Republic of Crimea and Sevastopol city, million dollars

Год
г. Севастополь
Республика Крым
Импорт товаров
Экспорт товаров
Импорт товаров
Экспорт товаров
2012
145,3
159,4
1435,4
888,8
2013
106,9
99,8
1045,3
914,9
2015
38,1
18
100,1
79,5
2016
33,4
6
67
47,7
2017
14,9
5,5
63,7
30
2018
9,6
4,6
56,5
23,8
2019
6,3
6,4
60,5
33,7
2020
5,1
4,8
41,1
34
2021
5
5,4
31,7
36,6
Источник: составлено авторами на основании [20, 21, 22, 23]

Рисунок 3 − Импорт и экспорт товаров по г. Севастополю, млн долл.

Figure 3 − Import and export of goods in Sevastopol, million dollars

Источник: составлено авторами на основании [20, 21, 22, 23]

Рисунок 4 − Импорт и экспорт товаров по Республике Крым, млн долл.

Figure 4 − Import and export of goods in The Republic of Crimea, mln USD

Источник: составлено авторами на основании [20, 21, 22, 23]

Исходя из данных, предоставленных выше, можно сделать вывод о том, что санкции существенно повлияли на объемы импортно-экспортных операций в Республике Крыма и г. Севастополь. Если в 2013 г. импорт в г. Севастополь составлял 106,9 млн долл.США, то уже в 2015 г. данный показатель снизился до в 38,1 млн.долл.США. Если рассмотреть статистические данные по экспорту, то в 2013 г. г. Севастополь экспортировал товаров на 99,8 млн.долл.США, а в 2015 г. – на 18 млн.долл.США Тенденция показателей экспорта в период 2015-2021 гг. свидетельствует о том, что предпринимаются попытки наращивания экспорта за счет поиска новых партнёров и налаживания новых логистических каналов. Аналогичные тенденции наблюдаются и в Республике Крым. В документе об утверждении Экспортной стратегии Республики Крым до 2025 года представлена подробная динамика экспорта по основным группам товаров (таблица 7).

Таблица 7

Динамика экспорта по основным группам товаров в период 2015-2021 гг.

Table 7

Dynamics of exports by main groups of goods in the period 2015-2021

Доля от совокупного экспорта, %
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)
24,31
21,35
20,55
21,44
51,48
53,29
50,15
Минеральные продукты
0,53
1,85
0,77
0,19
0,43
0,01
0,15
Топливно-энергетические товары
0,26
1,64
0,68
0,14
0,42
0,00
0,00
Продукция химической промышленности, каучук
27,45
24,45
31,22
15,64
21,70
18,79
28,16
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
0,04
0,02
0,03
0,05
0,05
0,02
0,08
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
0,14
0,92
0,29
0,37
0,87
1,17
0,81
Текстиль, текстильные изделия и обувь
0,35
9,90
2,88
1,98
1,42
0,60
0,48
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них
0,00
0,02
0,00
0,00
0,00
0,00
0,01
Металлы и изделия из них
9,65
10,05
4,42
6,69
4,02
3,09
2,51
Машины, оборудование и транспортные средства
36,96
27,43
37,64
52,37
18,83
22,75
17,31
Другие товары
0,31
2,37
1,51
1,13
0,77
0,28
0,34
Источник: составлено авторами на основании [24]

Структура экспорта Республики Крым является достаточно дифференцированной. Доля ни одной группы товаров не превышает 40% от всего несырьевого экспорта региона. Основу экспорта региона стабильно составляет продукция химической промышленности, механическое и электрическое оборудование, продукция пищевой отрасли и иная продукция широкого потребления.

Также в документе об утверждении экспортной стратегии обозначены цели по развитию экспортного потенциала Республики Крым:

− увеличение эффективности выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых в Республике, за счет роста числа участников из стран дальнего и ближнего зарубежья;

− опережающее развитие внешнеэкономических показателей экономики Республики по сравнению с динамикой прошлых лет в целом, а также по группам товаров с высокой долей добавочной стоимости;

− увеличение числа муниципальных образований, вовлеченных в экспортную деятельность и усиление экспортных позиций субъектов малого и среднего бизнеса;

− рост общего числа региональных экспортеров, в том числе за счет субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для достижения поставленной цели был предложен комплекс задач:

1. Обеспечить последовательное увеличение объемов экспорта по ключевым группам товаров и услуг, а также объемов экспорта высокотехнологичной продукции и продуктов глубокой переработки сырья и материалов, что приведет к повышению доли добавленной стоимости.

2. Создать благоприятные условия для расширения крымского присутствия на мировых рынках за счет расширения номенклатуры и географии экспорта, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Сформировать комплексную поддержку экспорта, опирающуюся на финансовые, организационные, маркетинговые и информационные инструменты поддержки.

Целевыми ориентирами Экспортной стратегии Республики Крым является достижение среднегодовых темпов прироста объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров в стоимостном выражении не менее 7% к 2025 году, достижение роста объема несырьевого неэнергетического экспорта товаров в стоимостном выражении не менее чем в 2 раза к 2025 году; достижение роста экспорта услуг не менее чем в 2 раза к 2025 году; рост числа экспортеров не менее чем в 2 раза к 2025 году [25].

Далее рассмотрим показатели импорта и экспорта услуг Республики Крым и г. Севастополя (таблица 8). Услуги являются второй составной частью счета текущих операций после товаров. Международная торговля услугами тесно связана с процессом их производства, поскольку сам процесс производства услуг подразумевает участие обеих сторон - резидента и нерезидента. Отличительной чертой услуг является взаимосвязь между производством и потреблением. Это значит, что услуги, как только они произведены, не могут храниться для последующего потребления. К основным видам международных услуг относят: транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, лизинговые вознаграждения, прочие деловые услуги, услуги физическим лицам и услуги в сфере культуры, отдыха, образования, медицины, государственные услуги и прочие виды услуг, не вошедшие в перечисленные.

Таблица 8

Импорт и экспорт услуг Республики Крым и г. Севастополя

Table 8

Import and export of services of The Republic of Crimea and Sevastopol city

Год
г. Севастополь
Республика Крым
Импорт услуг
Экспорт услуг
Импорт услуг
Экспорт услуг
2012 г.
5800
108200
91000
374900
2013 г.
10000
81300
75900
521700
2015 г.
37,2
17,5
1745,7
31971,1
2016 г.
33,4
6
1438,6
10462
2017 г.
14,9
5,5
1738,5
11615,3
2018 г.
9,6
4,6
475,8
13644,2
2019 г.
6,3
6,4
278,2
14549
2020 г.
5,1
4,8
-
-
2021 г.
5
5,4
-
-
Источник: составлено авторами на основании [22, 23]

В связи с тем, что значительную долю санкций занимали именно коммуникационные меры принуждения, то есть меры, связанные с передвижением (в том числе туризмом), связью и транспортом, и именно эти услуги занимали значительную долю в экспорте полуострова, то резкое падение объемов экспорта становится очевидно. Что касается импорта, что жители полуострова также столкнулись с коммуникационными санкциями в виде сложностей в получении виз ряда стран.

Рассмотрим влияние санкций на объемы инвестиции в основной капитал г. Севастополя (рисунок 5) можем сделать вывод, что с 2014 года объем инвестиций возрастал. Регион активно развивался и был инвестиционной привлекательным.

Рисунок 5 – Инвестиции в основной капитал г. Севастополя, млн. руб.

Figure 5 – Investments in fixed capital of Sevastopol city, million rubles.

Источник: составлено авторами на основании [25]

Начиная с 2014 в связи с санкциями объемы иностранных инвестиций в экономику резко снизились и были незначительны. Анализ структуры российских инвестиций (рисунок 6) показал, что в последние годы преобладают государственные инвестиции в экономику г. Севастополь. В 2017 году наблюдался большой приток частных инвестиций. Однако, всё ещё наблюдается проблема относительно низкого уровня частных инвестиций вследствие возможных санкций при работе на полуострове.

Рисунок 6 – Структура инвестиций в Севастополе, %.

Figure 6 – The structure of investments in Sevastopol, %.

Источник: составлено авторами на основании [26]

Кроме того, одной из причин низкого уровня частных инвестиций в регион является отсутствие конкурентоспособного рынка финансовых услуг. В банковском секторе г. Севастополь до 2022 года преобладала олигополистическая структура рынка. Данный факт ставил предприятия и организации в сложное положение, поскольку финансовые организации, присутствующие в регионе, могли устанавливать более высокие кредитные ставки.

Заключение. Исходя из вышеизложенных фактов и проведённого анализа на основе статистических данных, можем сделать выводы о том, что санкции действительно оказали воздействие экономику Республики Крым и г. Севастополь. Несмотря на постоянную положительную динамику роста ВРП, предприятия и организации в данных регионах столкнулись с рядом сложностей:

‒ ограничения на ведение внешней торговли;

‒ снизились возможности для инвестиционного сотрудничества;

‒ уменьшился перечень вариантов получения финансовых услуг.

Все вышеизложенные факторы повлияли на снижение количества вновь зарегистрированных предприятий в г. Севастополь и Республике Крым. А значит, потенциальный ВРП регионов мог быть еще выше фактического. Однако и в текущих условиях высокого санкционного давления экономика регионов показывает стабильный рост. Основными контрмерами в отношении санкций с 2014 года являлись:

− дифференциация экономических и культурных связей со странами ЕАЭС, ШОС, СНГ;

− реализация различных ФЦП;

− повышение качества предоставляемых туристических услуг;

− активная интеграция предприятий, расположенных в Республике Крым, в систему межрегиональных и международных связей, в том числе выполнение государственного заказа;

− реализация программ поддержки бизнеса и предпринимателей.

Опыт адаптации Республики Крым и г. Севастополь к санкциям оказал влияние на экономическую политику России в 2022 г., когда были введены санкции в отношении экономики в целом. Так, например, развитие платежной системы МИР в период после 2014 г. способствовало быстрой адаптироваться к прекращению работы мировых платежных систем. Реализация политики импортозамещения с 2014 года повлияла на устойчивость экономики к ограничению экспортно-импортных операций, снижению объемов международного движения капитала, приостановке работы большого количества зарубежных компаний и пр. В результате, несмотря на негативное воздействие данных факторов на экономику страны, темпы ее развития остаются положительными. Сегодня Республика Крым и г. Севастополь имеют возможность принять следующие контрмеры в отношении усиливающегося санкционного давления:

− расширить информационную поддержку бизнеса, большое количество бизнесменов не знают своих прав и поддержки, на которую они претендуют;

− дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры;

− развитие инвестиционной привлекательности региона за счет преференций и поддержки в лице государства;

− привлечение в регион высококвалифицированных работников;

− повышение уровня образования в регионе.


Источники:

1. Шлычков В.В. Интенсификация санкционного давления коллективного запада как основной фактор корректировки парадигм и трансформации стратегии развития российской экономики // Вэпс. – 2022. – № 2.
2. Гафурова Г. Т., Бондаренко И. Н. Уроки санкций для устойчивого экономического будущего России // Russian Journal of Economics. – 2022. – № 3. – c. 503-524. – doi: 10.21202/2782-2923.2022.3.503-534.
3. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
4. Шумская Н.А. Экономическое развитие России в условиях санкционного давления // Управленческий учет. – 2023. – № 4. – c. 313-319.
5. Аксенов И. А. Проблемы и перспективы развития торговой политики ЕАЭС // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 80–85.
6. Аксенов И. А. Особенности применения экономических санкций в отношении Российской Федерации // Международная экономика. – 2022. – № 11. – c. 780-787.
7. Гегечкори И. М. Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы // Аудиторские ведомости. – 2022. – № 1. – c. 17–24.
8. Косов М. Е. Финансовая система и безопасность экономики России в условиях санкций // Вестник экономической безопасности. – 2016. – № 6. – c. 72–78.
9. Мартин-Иогансон Э. Украинский конфликт и санкции Запада. Инструмент глобальной экспансии // Свободная мысль. – 2022. – № 2. – c. 52–68.
10. Мокрова Е. М. Антироссийские экономические санкции США в нефтяном секторе: вызов или стимул для внешней политики РФ // Власть. – 2022. – № 2. – c. 77–83.
11. Логинова И. В., Титаренко Б. А., Саяпин С. Н. Экономические санкции против России // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. – № 47. – c. 41–42..
12. Гераськина А.Р. Влияние антироссийских санкций на мировую экономику и современные международные экономические отношения // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 221-236.
13. Зимовец А.В., Климачев Т.Д. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики // Экономические отношения. – 2023. – № 1. – c. 181-202. – doi: 10.18334/eo.13.1.117207..
14. Печаткин В.В. Влияние санкционной политики западных стран на развитие промышленности Российской Федерации и Республики Башкортостан: проблемы и перспективы развития // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 699-718. – doi: 10.18334/eo.12.4.116776..
15. Закон Республики Крым от 09 января 2017 года № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/document/show/11146 (дата обращения: 16.07.2023).
16. Все санкции против РФ 2022-2023: какие страны ввели, полный список, ответные меры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.puteshestvuy.com/sankcii-protiv-rf/ (дата обращения: 31.07.2023).
17. Сайт Федеральной службы государственной статистики «Уровень жизни». [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 31.07.2023).
18. Отчет Минтранса от 19.03.2022 Об использовании воздушного пространства Российской Федерации. Минтранс. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10201 (дата обращения: 31.07.2023).
19. Послание Президента Федеральному собранию. 4 декабря 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/47173 (дата обращения: 16.07.2023).
20. Сайт Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю «Валовый региональный продукт». [Электронный ресурс]. URL: https://82.rosstat.gov.ru/folder/27456 (дата обращения: 16.07.2023).
21. Україна в цифрах: 2014. Статистичний збірник. / за редакцією І. М. Жук. - Київ: Державна служба статистики України, 2015. – 240 c.
22. Статистический ежегодник города Севастополя. 2021. / Стат.сб. / Крымстат. - Севастополь, 2022. – 296 c.
23. Республика Крым в цифрах. 2020. / Крат.стат.сб./Крымстат. - С., 2021. – 226 c.
24. Сайт Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю «Внешнеэкономическая деятельность». [Электронный ресурс]. URL: https://82.rosstat.gov.ru/folder/27538 (дата обращения: 03.08.2023).
25. Дмитриева Н.И. Экономические санкции как инструмент политического давления // Государственное управление. Электронный вестник. – 2015. – № 52. – c. 120-143.
26. Сайт Федеральной службы государственной статистики «Инвестиции в России». [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13238 (дата обращения: 16.07.2023).

Страница обновлена: 16.04.2024 в 19:52:51