Государственная поддержка сельского хозяйства в условиях геополитических вызовов

Голова Е.Е.1, Блинов О.А.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773560

Аннотация:
Сельское хозяйство является едва ли не самой важной отраслью России и в целом в мире, именно эта отрасль обеспечивает продовольственную безопасность, снабжая население нашей страны продукцией растениеводства, животноводства и их переработки. Среди общего числа сельскохозяйственных товаропроизводителей преобладает большое число малых, средних и микропредприятий. В условиях геополитических вызовов, с которыми столкнулась наша страна именно они больше всего нуждаются в государственной поддержке. Государство осуществляет ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве, открыты информационные центры, выделяются гранты, субсидии на поддержку начинающим фермерам, развитие отельных отраслей, приняты решения в части таможенно-тарифного регулирования в отношении экспорта отельных зерновых культур. Вместе с тем новые условия требуют не только финансово-экономических мер, но и пересмотр существующих теоретико-методических механизмов осуществления государственной помощи, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В статье изучено нормативное регулирование государственной поддержки, рассмотрены критерии её представления на примере субъектов малого хозяйствования. Авторами представлены модель взаимодействия органов власти и сельскохозяйственных товаропроизводителей, алгоритм выделения государственной помощи в виде грантов и дополнены критерии выделения государственных средств. Результаты исследования могут быть интересны для представителей федерального и регионального уровней власти, деятельность которых связана с выделением средств в виде государственной помощи.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная помощь, регулирование, гранты, механизм государственной поддержки

JEL-классификация: H81, Q13, Q17



Введение

Сельское хозяйство является одной из наиболее важных отраслей экономики России, однако, особенности данной отрасли таковы, что её развитие невозможно без государственной поддержки. И если ранее поддержка была обоснована диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства, низкой рентабельностью, то с возникновением геополитических факторов её необходимость стала одним из инструментов развития импортозамещения [1].

Говоря о поддержки сельского хозяйства важно понимать с чем связана необходимость её осуществления. Эта отрасль обеспечивает население России такими важными продуктами питания как зерно, мясо, молоко, овощи, часть полученных продуктов подлежит переработке в результате чего получают, например, разительные масла (рапсовое, подсолнечное и т.д.). Посредством переработки сахарной свёклы получают сахар, а производство льна и хлопка позволяют выпускать ткани. Таким образом, сельскохозяйственное производство является стержневым для экономического развития страны, участвует в формировании продовольственной безопасности и конкурентоспособности экономики в целом. Кроме того, осуществление государственной поддержки сельского хозяйства влияет не только на производство продукции, но и одновременно решает вопросы, связанные с демографической ситуацией в сельских территориях, формирует рынок труда, помогает развитию социальной инфраструктуры и повышает уровень доходов сельских жителей. Эти проблемы требуют контроля и регулирования со стороны государства [2].

Важно понимать, что для гармоничного развития данной отрасли жизненно необходимы инновации, которые позволяют повысить конкурентоспособность, повышать уровень продовольственной безопасности страны в целом, а также эффективность производства каждой отельной взятой организации.

Большая часть мировых продовольственных систем стремится выйти на принципиально новый уровень – технологический, который был назван «Сельское хозяйство 4.0», суть которого заключается в использовании в производстве сельскохозяйственной продукции новых технологий и внедрении «умных» решений (биотехнологии, «точное» земледелие, использование альтернативных источников им сырья, интернета вещей и т.д.). В настоящее время геополитическая ситуация негативно сказалась на логистике, поставке оборудования и запасных частей, технологий, что предопределило ещё большую важность государственной поддержки российского сельскохозяйственного сектора экономики. Возросла необходимость поддержки и внедрения отечественных научных разработок и инноваций во все сектора экономики, для обеспечения конкурентоспособности и последовательного развития [3].

Как показывает практика, за счёт собственных и заёмных средств обеспечивать инновационное развитие деятельности удаётся далеко не каждому предприятию, это возможно только при государственной поддержке со стороны федеральных или региональных государственных структур. Однако, говорить о низком уровне инновационного развития в сельском хозяйстве в связи с недостаточной государственной поддержкой неправильно, существует ряд других проблем, тормозящих этот процесс, среди которых можно отметить: нехватку квалифицированных кадров, как следствие отсутствие опыта в данном направлении, недостаточное развитая материально-технической базы, санкционные ограничения на импорт и т.д.

Вводимые санкции отразились на сельском хозяйстве не самым лучшим образом, так, в 2022 году на рынке сложилась неоднозначная ситуация, с одной стороны, были получены хорошие урожаи зерновых и масличных культур, но вместе с тем ощутимо выросли затраты при незначительном росте цен на сельскохозяйственную продукцию. Ограничения оголили ранее менее заметные проблемы, в частности, зависимость от импорта семян, техники, запасных частей, что стало ещё одним вызовом для отрасли [4].

Изученность проблемы. Вопросами государственной поддержки в сельском хозяйстве в условиях занимались такие учёные как: Холодова М.А. [5], Шарипов Ш.И. [6], Буздалов И.Н., Иовлев Г.А., Шайхутдинов Ф.Р., Голдина И.И. [7], Чирская М.А., Нимченко М.В. [8], Маслова В.В., Меренкова И.Н., Борзых О.В. [9], Бойко Е.Ю. [10], Маслова В.В., Светлов Н.М., Силаева Л.П., Авдеев М.В. [11], Чучкалова И.Ю., Паюсов А.А. [12], Котар О.К., Волощук Л.А., Пшенцова А.И., Минеева Л.Н., Зуева Е.И. [13], Пантелеева А.П., Петров С.В. [14], Кухтин М.А. [15] и другие.

Целесообразность исследования. Несмотря на актуальность рассматриваемого вопроса эта тема нуждается в глубоком и всестороннем изучении. Введённые санкционные ограничения создали дополнительные барьеры, что требует разработки новых механизмов государственной поддержки, оценки возникающих рисков, как со стороны государства, так и со стороны сельскохозяйственных организаций, понимания какие подотрасли сельского хозяйства больше нуждаются в государственной поддержке, обновление существующих инструментов государственного регулирования с учётом сложившихся социально-экономических реалий [16].

Цель исследования: оценка современного состояние государственной поддержки сельского хозяйства в России, изучение процесса выделения средств малым формам хозяйствования и построение модели взаимодействия между товаропроизводителем и государством, анализ существующих критериев выделения грантовой поддержки на региональном уровне и их дополнение с учётом глобальных вызовов.

Для достижения обозначенной цели были поставлены задачи:

– изучить современные направления государственной поддержки сельского хозяйства в России, как основного стимула для внедрения инноваций;

– исследовать существующие критерии получения грантовой поддержки малыми и средними формами хозяйствования;

– дополнить существующие критерии с учётом потребностей экономики.

Научная новизна исследования заключается в разработке модели взаимодействия органов власти и сельскохозяйственных предприятий в рамках оказания государственной поддержки, алгоритма выделения государственной помощи в виде грантовой поддержки и дополнения критериев выделения государственных средств для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Авторская гипотеза заключается в предположении, что наличие единого подхода к оценке сельскохозяйственного предприятия как претендента на предоставление государственной помощи должна способствовать инновационному развитию отрасли через выделение средств на её осуществление государством.

Методологическая основа исследования. Работа выполнена с использованием общенаучных методов познания: синтез, анализ, индукция, дедукция, графический, а также методы социологических исследований. В качестве эмпирической базы послужили цифровые данные Федеральной службы государственной статистики РФ, исследования по изучаемой проблематике в отечественной и зарубежной научной литературе, интервью с ведущими экономистами в области экономики [17].

Основная часть. На законодательном уровне сферу сельского хозяйства регулирует Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006г. № 264-ФЗ, который определяет основы государственной поддержки, правовое регулирование данной отрасли. Правками от 2021 года внесены изменения в статью 7 данного Закона, где перечисляются направления государственной поддержки, туда, в частности, входят: доступность кредитов, развитие элитного семеноводства, обновление материально-технической базы, развитие страхования рисков, обеспечение плодородия почв, устойчивое развитие сельского хозяйства, выращивание многолетних насаждений, развитие племенного животноводства, сельского туризма, органического сельского хозяйства и т.д. [18].

Важно отметить, что данные направления формируются исходя из сложившейся конъюнктуры на рынке и необходимости поддержания наиболее востребованных в настоящий момент векторов развития. По состоянию на 2023 год действует достаточно мер государственной поддержки инновационного развития агропромышленного комплекса, регулируемых различными нормативными документами (рис. 1).

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» 
от 29.12.2006 № 264-ФЗ
Постановление Правительства РФ «О Государственной программе развития
сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы» Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» Постановление Правительства РФ «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса»

Нормативные документы различных ведомств, направленные на реализацию государственных программ государственной поддержки Региональные нормативные документы различных ведомств, направленные на реализацию государственных программ

Меры государственной поддержки o	Льготный тариф на перевозку железнодорожным транспортом сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства;
o	Льготное кредитование, лизинг;
o	Субсидии; субвенции;
o	Компенсация части затрат.

Рис. 1. Нормативное регулирование мер государственной поддержки в РФ

Источник: составлено авторами

В 2023 году исходя из сложившейся геополитической ситуации ведущим приоритетом стало импортозамещение. Несмотря на достижение пороговых значений по таким видам сельскохозяйственной продукции как: рыба, мясо, сахар, зерно, растительное масло, по ряду направлений остаются проблемы, влияющие на насыщаемость внутреннего рынка семенами, племенным поголовьем, ветеринарными препаратами и кормами [19]. Также важным моментом является внедрение инновационных технологий, чему препятствует перебои с приобретением сельскохозяйственной техники. Это связано с тем, что до введения санкций около полвины сельскохозяйственной техники было импортной, а это означает, что для её дальнейшей бесперебойной работы необходимы комплектующие. Для решения этих вопросов нужна государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также разработка импортозамещающей техники и поддержка инновационных направлений производства.

Важно отметить, что практика выделения государственной помощи сельскохозяйственной отрасли даёт свои плоды, только в 2022 году Россия заняла пятое местов мире по величине добавленной стоимости в мире (4,4 трлн. руб.) и седьмое по объёму прямых инвестиций в АПК. Так объем продаж по отрасли вырос с 5801,4 млрд. руб. в 2019 году до 7572,3 млрд. руб. в 2021 году. Доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) в 2019 году составляла 3,4 процента, а уже в 2021 году достигла 4,5 процентов. Однако несмотря на все передовые показатели в сельском хозяйстве многие экономисты говорят об экстенсивном типе развития отрасли. Так, например, инвестиции в основной капитал АПК в 2019 году были отмечены на уровне 844,2 млрд. руб., а уже в 2021 году снизились до уровня 769,3 млрд. руб. [20].

За последние годы отмечено снижение площадей, техники (табл.1), что объясняется экономическим трудностями, с которыми столкнулись сельскохозяйственные организации, все это приводит к тому, что хозяйства не в состоянии задействовать все свои ресурсы [21].

Таблица 1 – Динамика показателей ресурсной базы сельскохозяйственных организаций за 2017-2022 гг.

Показатель
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.1)
Число тракторов в хозяйствах, тыс. шт.
216,8
211,9
206,7
203,6
198,3
196,7
Число комбайнов в хозяйствах, тыс. шт.
57,6
56,9
55,0
53,9
52,6
52,3
Поголовье скота и птицы, тыс. голов
628 422
613 092
617242
591726
610 209
641 187
Посевная площадь, млн га
54,4
53,6
53,2
52,6
52,7
53,6
1) Предварительные данные

Составлено авторами на основе источника 22

В рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» сельскохозяйственные товаропроизводители по данным Министерства экономического развития РФ получили гранты «Агростартап» на сумму более 3,5 млрд рублей 1300 фарерских хозяйств. Реализуется данный вид гранта восемнадцать месяцев и получать его можно единожды [19]. Льготные малому бизнесу в сельском хозяйстве кредиты были выданы на сумму более 217 млрд рублей, выдано грантов «Агропрогресс» на общую сумму 4,7 млрд рублей (553 проекта), на обновление материально-технической базы сельскохозяйственным кооперативам выдано 1,4 млрд рублей и т.д. [23].

Изучение экономической литературы позволило выявить, что в настоящее время отсутствует модель взаимодействия между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями в области государственной поддержки, что обусловило направление дальнейшего исследования. Процесс получения государственной помощи в кратком изложении таков: сельскохозяйственный товаропроизводитель обращается с просьбой, документально оформленной, соответствующим пакетом документов в государственные отраслевые органы власти. Данные процессы осуществляются посредством нормативного регулирования, которое в свою очередь работает с помощью существующих механизмов и инструментов (рис. 2).

Государственное поддержка сельского хозяйства Участники,Государство ,Сельскохозяйственные предприятия ,Государственные институты власти ,Государственное регулирование ,Инструменты,Финансовые ,Нефинансовые ,Механизмы,Государственные программы,Национальные проекты и т.д.,Взаимодействие,Другие участники,Цифровая экосистема,Результат

Рис.2. Модель взаимодействия органов власти и сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках оказания государственной поддержки

Источник: составлено авторами

В представленной авторской модели взаимодействия отражены инструменты, которые условно можно разделить на финансовые (субсидии, займы, льготные кредиты) и нефинансовые (консультации, курсы повышения квалификации и т.д.).

Модель построена на идеи взаимодействия двух сторон: государства и организаций (участники). Общение осуществляется через органы государственной власти: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и т.д. И только благодаря грамотно организованной работе всех элементов системы государственной поддержки формируется результат: получение грантов, выделение субсидий и т.д. В настоящее время сформировались инновационные способы общения в рамках получения государственной поддержки сельскохозяйственным предприятиям. Организации имеют возможность подачи документов в режиме онлайн, что повышает эффективность и создаёт условия для свободного обмена информацией и реагирования на её получение [24].

Взаимодействие между представителем государственной помощи (отраслевое министерство) и непосредственным заявителем строится на условиях обмена информацией, результатом которой становится получение финансирования либо отказ в нем. Как показывает практика много времени тратится на оценку информации о возможности получения государственной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями. Кто хотя бы раз сталкивался с подобными мероприятиями уже имеют опыт и лучше ориентируются в этом, но важно, при этом, сделать подачу информации удобной для восприятия всем категориям товаропроизводителей. Ведь за государственной поддержкой обращаются не только крупные холдинги, организации, в составе которых штат специалистов с экономическим и юридическим образованием, но и представители малого бизнеса, семьи, у которых может не быть высшего образования, но есть опыт ведения сельского хозяйства и желание развивать его в дальнейшем.

Получение государственной поддержки осуществляется на уровне региональных органов власти, поэтому далее исследование будет опираться на цифровые данные Омской области. Оценим состав различных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей в Омской области за последние пять лет.

Таблица 2 – Продукция сельского хозяйства Омской области по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

Показатель
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Хозяйства всех категорий
Продукция сельского хозяйства
90419,0
94097,1
98011,8
101067,0
126168,3
в том числе:





растениеводства
46320,4
51081,3
52693,7
57361,1
78804,6
животноводства
44098,6
43015,9
45318,1
43705,9
47363,7
Сельскохозяйственные организации
Продукция сельского хозяйства
44676,5
46748,6
48823,3
48287,9
58309,4
в том числе:





растениеводства
19300,7
22058,7
23114,1
24659,5
32315,6
животноводства
25375,8
24689,9
25709,2
23628,4
25993,8
Хозяйства населения
Продукция сельского хозяйства
28589,4
28043,3
27243,0
26996,6
33024,5
в том числе:





растениеводства
11380,2
11380,2
11380,2
11380,2
11380,2
животноводства
17209,2
17209,2
17209,2
17209,2
17209,2
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
Продукция сельского хозяйства
17153,1
17153,1
17153,1
17153,1
17153,1
в том числе:





растениеводства
15639,5
15639,5
15639,5
15639,5
15639,5
животноводства
1513,6
1513,6
1513,6
1513,6
1513,6
Составлено авторами на основе источника 28

Анализируя региональные особенности состава сельскохозяйственных товаропроизводителей, отметим, что в Омской области на 01.01.2021 года числилось 828 сельскохозяйственных единиц организаций, учтённых в составе Статистического регистра Росстата, а на 01.01.2022 года уже 781 единица. Таким образом, в 2022 году прекратило своё существование 47 сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как видно из таблицы 3 наибольший интерес аграриев в Омской области проявлен к растениеводству и с каждым годом доля производства этой отрасли растёт. Если же оценим долю производства отрасли в растениеводстве и животноводстве в 2021 году, то получится, что большую часть сельскохозяйственной продукции получают организации – 58309,4 млн. руб., затем на втором месте хозяйства наслоения – 33024,5 млн. руб., на третьем месте КФХ и ИП – 17 153,1 млн. руб.

Таким образом, в подавляющем большинстве своём на государственную поддержку среди юридических лиц претендуют в Омской области сельскохозяйственные организации, КФХ и ИП. Также имеются самозанятые, их по состоянию на 30.03.2023 г. зарегистрировано около 78 тыс. чел., однако, статистики по распределению численности по видам деятельности нет, что является негативным моментом, это не даёт возможности оценить их влияние на те или иные отрасли, степень их эффективности [25].

Главная цель государственной поддержки – адресная помощь именно тем категориям, кто в ней наиболее нуждается. Поэтому по мнению авторов, было бы более эффективно разработать алгоритм действий по получению такой помощи, который бы позволил легче воспринимать информацию о тех требованиях, которым должны соответствовать соискатели. И если в числе организаций есть соответствующие специалисты, то зачастую представителям КФХ и ИП труднее разобраться с этим без дополнительной консультации. Между тем, разработанная последовательность действий сэкономит время всем претендентам и даст возможность перераспределить его на сбор документов и оценку собственных возможностей. С 2019 года в регионе создан центр компетенций, где оказывается консультационная поддержка фермерам и сельскохозяйственным организациям. Данный центр помогает собрать документы и понять, что необходимо для получения гранта, однако, как показывает практика все большее число руководителей, стремятся не перекладывать обязанности по организации бизнеса на третьих лиц, а самим понимать процесс получения помощи со стороны государства. Предложенный рабочий документ будет этому способствовать и даст возможность выстраивать диалог между центром компетенций и товаропроизводителем более конструктивно. Рассмотрим перечень документов, на примере главы КФХ в целях получения гранта из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм по состоянию на 2023 год, действующий в Омской области.

Использую анализ нормативных источников, в частности, порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм, размещённый на портале Омская Губерния – портал Правительства Омской области мы считаем экономически целесообразным сделать процесс изучения нормативно-правовой литературы более наглядным. Это позволит фермерам не искать возможности дополнительных платных консультаций, меньше ошибаться, экономить время.

Семейные животноводческие фермы Этап 1: Оценка требований и соответствие им,

 Этап 2: Подача документов (копии), 1)	документы, удостоверяющие личность, всех членов КФХ;
2)	соглашение о создании КФХ с копиями документов, подтверждающих родство и (или) свойство граждан, создавших КФХ;
3)	бизнес-план;
4)	документы, подтверждающие наличие (создание) собственной / совместной кормовой базы (предварительные договоры);
5)	документы банка, подтверждающие наличие не менее 10 % собственных средств на (согласно бизнес-плана);
6)	документы, подтверждающие права на производственные фонды (аренды не менее 8 лет) (здания, участки)
7)	документы, подтверждающие членство главы КФХ в СПК;
8)	справка налогового органа об исполнении уплате налогов и других платежей (за последние 30 календарный дней);
9)	информацию о производственной деятельности КФХ за календарный год (№ 1-КФХ)
10)	рекомендательные письма и (или) ходатайства от органов местного самоуправления Омской области или общественных организаций, или поручителей (при наличии)
 не позднее 30 марта текущего года

Составлено авторами по данным источника 26

Рис.3. Чек-лист «Оценка возможностей участия в конкурсе на получение гранта на развитие семейных животноводческих ферм»

Предложенный чек-лист «Оценка возможностей участия в конкурсе на получение гранта на развитие семейных животноводческих ферм», позволяет решить фермеру: имеются ли у него возможности для участия в конкурсе для получения гранта на развитие животноводства или нет. Если соискатель понимает, что он соответствует требованиям, то он может приступать к сбору документов, необходимых для получения гранта, которые указаны в предложенном рабочем документе (рис. 3).

Процесс подачи документов для получения государственной помощи является началом взаимодействия с отраслевыми органами, курирующими организацию грантовой поддержки и предполагающим оценку поданных сведений (рис.4). Анализ нормативно-правовой базы региональных органов власти Омской области позволил сформировать алгоритм работы с заявками, поданными для получения государственной поддержки.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области Сельскохозяйственный товаропроизводитель Пакет документов на получение гранта передача

бумажный или электронный вид

1 этап: Рассмотрение конкурсной заявки

уведомление об отказе в допуске

2 этап: Оценка бизнес-плана и очное собеседование

уведомление о допуске к 2 этапу

Балльная оценка бизнес-плана и подсчёт баллов,Формирование перечня участников,Определения размеров грантов Протокол ,Решение о предоставлении гранта ,Выполнение условий предоставления гранта ,Деньги Возможный этап (при наличии средств): дополнительный конкурс

Рис.4. Алгоритм выделения государственной помощи в виде грантов сельскохозяйственными товаропроизводителям

Составлено авторами по данным источника 26

Ключевым звеном в данном алгоритме, по мнению авторов, является оценка бизнес-плана на основании критериев, определённых региональными органами власти (таблица 3).

Таблица 3 – Критерии, используемые для оценки бизнес-плана сельскохозяйственных товаропроизводителей (по данным Омской области)

№ п/п
Грант на развитие семейных животноводческих ферм
Грант СПК для развития материально-технической базы
Грант на создание
и развитие КФХ
и на единовременную помощь на бытовое обустройство
начинающим фермерам
1
Природно-климатические условия места расположения муниципального района Омской области
2
Вид и количество сельскохозяйственных животных
Вид деятельности
3
Производственные фонды
4
Срок осуществления деятельности КФХ
Численность кооператива
Количество созданных рабочих мест
5
Рынки сбыта продукции
Опыт и уровень профессионального образования главы КФХ
6
Объем собственных средств
7
Предполагаемый ежегодный объем производства продукции
Планируемый прирост объёма реализуемой продукции

8
Наличие/отсутствие в населённом пункте иных юридических лиц
Количество поставщиков сельскохозяйственной продукции
Наличие/отсутствие в населённом пункте иных юридических лиц
9
Наличие / отсутствие проектной документации для строительства/
реконструкции


Составлено авторами по данным источника 26

Как видно из таблицы 3 есть ряд единых показателей для оценки бизнес-плана, например, наличие собственных средств, а также наличие основных средств, вид деятельности и т.д., но есть показатели, которые оцениваются индивидуально в зависимости от формы собственности и вида деятельности, так в кооперативах оценивается наличие или отсутствие проектной документации для осуществления строительства (реконструкции) [27].

Между тем, считаем, что в современных условиях необходимо менять, дополнять существующие критерии, поскольку отрасль нуждается в развитии и введении новых направлений, в которых нуждается как государство, так и в целом экономика. На наш взгляд, государственное выделение средств может дополнено критериями (рис.5), в основу которых положены существующие тренды в бизнесе, которые необходимо поощрять. И хотя многие товаропроизводители и экономисты считают, что сельское хозяйство принципиально иная деятельность, не похожая на другие отрасли экономики, важно идти в ногу со временем и учитывать существующие тенденции [28].

Рисунок 5 – Критерии выделения государственных средств для сельскохозяйственных товаропроизводителей (дополненные)

Источник: составлено авторами

На наш взгляд, для внедрения инновационных компонентов в деятельность предприятий необходимо оценивать готовность внедрять технологии, повышающие эффективность производства. Введение оценочного показателя «Инновации» позволит дополнительными баллами стимулировать использование инновационных элементов в производстве. В нем может указываться информация о намерении (обязательстве) приобрести те или иные инновационные технологии для ведения сельского хозяйства, что со стороны ведомства может поощряться и в итоговом суммировании дать больше шансов на получение средств, чем у других претендентов. Этот показатель может быть частью показателя «производственные фонды», где будет оценён состав основных средств в том числе и с позиции инновационных технологий, используемых в производстве или намерении купить их за счёт гранта (с приложением подтверждающих документов, коммерческих предложений). Выполнение таких условий необходимо поощрять баллами, размер которых могут определить региональных отраслевые органы самостоятельно [29].

Не менее важным моментом является цифровизация производства, которая идёт бок о бок с инновациями. Мы считаем, что оценка бизнес-планов по критерию «Цифровизация» и поощрение внедрения в хозяйственную деятельность цифровых технологий вроде дистанционного зондирования земли с помощью спутниковых систем для формирования электронных карт полей, применение сенсорного оборудования и т.д. даст возможность повысить конкурентоспособность отрасли в целом и каждого отдельного хозяйства [30]. Аналогично предыдущему показателю этот момент можно совместить с оценкой таких показателей как «Предполагаемый ежегодный объем производства продукции», «Производственные фонды» и претендентам, предполагающим приобрести подобные решения присваивать дополнительные баллы для стимулирования распространения подобного опыта ведения бизнеса.

Экологическая повестка также не ушла с повестки аграриев и тесно связана с вышеупомянутыми показателями, ведь цифровые технологии способствуют снижению экологической нагрузки в сельском хозяйстве, повышают эффективность использования природных ресурсов, формируя основы ESG-стратегии. Оценка бизнес-плана на предмет экологичности производства и закупки соответствующего оборудования посредством выделяемых средств гранта может также поощряться дополнительными баллами [31].

Заключительным моментом на наш взгляд может стать оценка гибридности производства. С появлением коронавирусной инфекции в 2020 году многие предприниматели столкнулись с необходимостью работать в онлайне и сельское хозяйство не исключение. Новые реалии таковы, что для повышения конкурентоспособности просто необходимо совмещать в себе несколько идей для более эффективного производства. Так, оценивая каналы сбыта можно оценивать товаропроизводителя по способам реализации готовой продукции [32]. Сейчас все больше распространяется опыт онлайн продаж, когда покупатель может сделать заказ через онлайн платформу, которая даёт возможность управлять ассортиментом, увеличивать или снижать его. Розничную сеть намного сложнее строить, сложнее масштабировать и экспериментировать с форматами. При этом офлайн продажи все также распространены, ведь именно так можно потрогать продукт, лично оценить качество, но тут важно понимать, что в настоящее время покупатели стали вести себя более логично: они сначала собирают отзывы, а потом взвешивая все свои критерии идут в офлайн. Среди условий, предъявляемых региональными отраслевыми органами власти в Омской области к потенциальным получателям грантов есть элементы оценки гибридности, так, например, показатель «Документы, подтверждающие членство главы КФХ в СПК» предполагают объединение в рамках кооператива сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования для осуществления совместной деятельности. Однако это может быть выражено и в других вариантах гибридности деятельности [33].

Заключение. На 01.01.2023 г. В РФ число сельскохозяйственных товаропроизводителей составило 38 832 единиц, из них 5714 единиц являются малыми, а 23 972 единицы относятся к категориям микропредприятий. Сильнее всего сокращение количества предприятий касается сельхозорганизаций, относящихся к малым формам и микропредприятиям. Необходимость поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей очевидна и необходима, это предопределило тему исследования [34].

Важно отметить, что те трудности, с которыми сельскохозяйственные товаропроизводители столкнулись не являются непреодолимыми, они порождают барьеры, которые гораздо легче преодолеваются посредством государственной поддержки [35]. В настоящее время государство осуществляет достаточное количество мер для поддержки бизнеса, в том числе в области среднего и малого предпринимательства. Вместе с тем важно не забывать и о тех ориентирах, которые ставит перед бизнесом потребитель: забота об окружающей среде, цифровизация услуг, инновационные технологии производства и т.д. [36]. В условиях санкционного давления сделать это в одиночку предприятиям трудно, для кого-то и вовсе невозможно, а геополитические вызовы, с которыми столкнулась Россия обусловили необходимость пересмотра ранее существующих механизмов в экономике, в частности для сферы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства. Инструменты, которые ранее использовались становятся менее эффективными и требуют внесения дополнений, изменений с учётом современных условий хозяйствования.


Источники:

1. Зинич А.В., Косенчук О.В. Цифровые решения предоставления и поиска рыночной информации для сельских товаропроизводителей // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2357-2368. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116893.
2. Гатаулина Е.А., Потапова А.А., Терновский Д.С. Идентификация и характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства на сельских территориях России // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. – 2022. – № 2. – c. 117-130. – doi: 10.26897/0021-342Х-2022-2-117-130.
3. Kolodynskyi S., Drakokhrust T., Bashynska M. The innovative infrastructure of economic development in the framework of international digital transformation // Baltic Journal of Economic Studies. – 2018. – № 4. – p. 166-172. – doi: 10.30525/2256-0742/2018-4-4-166-172.
4. Черникова С.А., Ковалева Е.Б., Пыткина С.А. Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса пространственно-отраслевой структуры региона // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 543-558. – doi: 10.18334/eo.10.2.110101.
5. Холодова М.А. Об особенностях трансформации государственной поддержки сельского хозяйства России // Экономика и экология территориальных образований. – 2020. – № 1. – c. 14-24. – doi: 10.23947/2413-1474-2020-4-1-14-24.
6. Шарипов Ш.И. Роли личных подсобных хозяйств в развитии сельских территорий и подходах к их государственной поддержке // Экономический анализ: теория и практика. – 2020. – № 3(498). – c. 402-415. – doi: 10.24891/ea.19.3.402.
7. Иовлев Г.А., Шайхутдинов Ф.Р., Голдина И.И. Государственная поддержка сельского хозяйства России и регионов: исторический аспект и современные реалии // Технический сервис машин. – 2020. – № 2(139). – c. 171-185. – doi: 10.22314/2618-8287-2020-58-2-171-185.
8. Чирская М.А., Нимченко М.В. Актуальные направления государственной поддержки сельского хозяйства в России: возможности использования мирового опыта // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 61-7. – c. 43-46. – doi: 10.18411/lj-05-2020-142.
9. Борзых О.В. Эффективность государственной поддержки регионального сельского хозяйства // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. – 2020. – № 2(61). – c. 202-207.
10. Бойко Е.Ю. Взаимосвязь государственной поддержки сельского хозяйства с банковским сектором // Масличные культуры. – 2021. – № 4(188). – c. 78-81. – doi: 10.25230/2412-608Х-2021-4-188-78-81.
11. Маслова В.В., Светлов Н.М., Силаева Л.П., Авдеев М.В. Формирование и совершенствование мер государственной поддержки в сельском хозяйстве России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2022. – № 12(94). – c. 19-30. – doi: 10.33938/2212-19.
12. Чучкалова И.Ю., Паюсов А.А. Зарубежный опыт государственных мер поддержки малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства // Московский экономический журнал. – 2023. – № 2. – doi: 10.55186/2413046X_2023_8_2_70.
13. Котар О.К., Волощук Л.А., Пшенцова А.И., Минеева Л.Н., Зуева Е.И. Система государственной поддержки сельского хозяйства в регионах Российской Федерации в условиях возникновения чрезвычайной ситуации // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 1(150). – c. 82-86. – doi: 10.34925/EIP.2023.150.1.014.
14. Пантелеева А.П., Петров С.В. Анализ государственных мер по поддержке сельского хозяйства Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2021. – № 4(60). – c. 137-151. – doi: 10.21685/2072-3016-2021-4-14.
15. Кухтин М.А. Развитие теоретико-методических основ оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Финансовая экономика. – 2021. – № 8. – c. 65-67.
16. Бабьяк М.А., Дьяченко О.В., Иванюга Т.В., Храмченкова А.О. и др. Развитие АПК и сельских территорий: проблемы и перспективы. / Коллективная монография. - М.: Первое экономическое издательство, 2022. – 268 c.
17. Самарина В.П. Обзор методов государственной поддержки агропромышленного комплекса и перспективы сельскохозяйственного производства в условиях нового кризиса // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2021. – № 2(69). – c. 81-102. – doi: 10.17238/issn2071-2243_2021_2_81.
18. Новости Департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/tatyana_ilyushnikova_fermery_msp_poluchili_v_2022_godu_35_mlrd_rubley_na_razvitie.html (дата обращения: 26.05.2023).
19. АПК России: тенденции развития 2022. Сельскохозяйственные вести. [Электронный ресурс]. URL: https://agri-news.ru/novosti/apk-rossii-tendentsii-razvitiya-2022/ (дата обращения: 28.05.2023).
20. Марковская Е.И. и др. Взаимодействие бизнеса и органов власти. / Учебник и практикум для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 368 c.
21. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (дата обращения: 26.05.2023).
22. Деева Т.В. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг: первостепенная задача государства // Экономика и социум: современные модели развития. – 2021. – № 1. – c. 9-28. – doi: 10.18334/ecsoc.11.1.111620.
23. Объем льготных кредитов малому агробизнесу в 2022 году составил 217 млрд рублей. Социальный фонд России. [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_news/~2023/02/21/246126 (дата обращения: 29.05.2023).
24. Бурденко Е.В. Модели электронного правительства // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 59-76. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117234.
25. Ременцов А.А. Развитие транспортной инфраструктуры российской федерации на принципах государственно-частного партнёрства // Автотранспортное предприятие. – 2015. – № 9. – c. 30-34.
26. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Омская Губерния. Портал Правительства Омской области. [Электронный ресурс]. URL: https://guit.omskportal.ru/oiv/msh/etc/razvitMFH/vozmeschenie (дата обращения: 02.06.2023).
27. Богомазова О.И. Структура сельскохозяйственных рисков // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 305. – c. 113-115.
28. Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Колос, 2010. – 328 c.
29. Омскстат. [Электронный ресурс]. URL: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sh_prod_utv-2021.htm (дата обращения: 31.05.2023).
30. Омский областной статистический ежегодник «2022». / Статистический сборник. - Омск: Омскстат, 2022. – 159 c.
31. Ячменева В.М. Сравнительный анализ инновационной и цифровой экономик: понятия, оценка, показатели // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2020. – № 2(51). – c. 154-168. – doi: 10.37279/2312-5330-2020-2-154-168.
32. Разинкина И.В., Лазарев Н.В. Инновационная деятельность в условиях цифровой экономики // Креативная экономика. – 2020. – № 11. – c. 2757-2772. – doi: 10.18334/ce.14.11.111081.
33. Некрасова И.В. Гибридная бизнес-модель как ключевой фактор конкурентоспособности предприятия в цифровой экономике // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки. – 2021. – № 4. – c. 116-120. – doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-116-120.
34. Лытнева Н.А., Вилокосов В.А. Концепция развития малого и среднего бизнеса в системе управления сельскохозяйственной отраслью // Вестник аграрной науки. – 2023. – № 1(100). – c. 137-144. – doi: 10.17238/issn2587-666X.2023.1.137.
35. Теркун В.В. Проблемные вопросы сельского хозяйства в 2022 году // Прикладные экономические исследования. – 2022. – № 4. – c. 23-26. – doi: 10.47576/2313-2086_2022_4_23.
36. Косенчук О.В., Зинич А.В. Показатели и критерии оценки многофункционального развития сельских территорий // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2018. – № 2(60). – c. 321-329.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:34