Влияние геополитической обстановки на трансформацию неоколониальной системы
Кудряшов А.А.1, Королев А.А.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Россия, Самара
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Кудряшов А.А., Королев А.А. Влияние геополитической обстановки на трансформацию неоколониальной системы // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 735-750. – doi: 10.18334/eo.13.4.119283.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56006509
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В представленной работе проводится анализ состояния неоколониализма XXI века и его изменения в связи с обострением мировой геополитической обстановки в 2022 году. В проводимом исследовании авторы рассматривают основные колониальные союзы, их отличительные особенности и взаимодействия между собой на геополитическом уровне, сформировавшиеся в текущем столетии для эксплуатации ресурсов стран – сырьевых придатков и выявляют особенности государств, оказавшихся под воздействием неоколониализма. В заключении исследования рассмотрена трансформация неоколониального строя XXI столетия на примере фундаментального анализа кризиса в Нигере 2023 года и его перспективы эскалации.
Ключевые слова: колониальная система, неоколониализм, украинский кризис, Африканский союз, Нигерийский кризис
JEL-классификация: F02, F52, F54
Введение
Глобальные реформы, проводимые во второй половине XX столетия с целью аброгации колониальной системы и прекращения полномасштабной политико-экономической зависимости стран третьего мира от своих колонизаторов, стали одними из самых значимых событий в упомянутом столетии. Однако, формально «освободившиеся» государства продолжали подвергаться давлению со стороны развитых стран, желающих партикулярно возродить колониальный строй со всеми вытекающими последствиями. В результате в XXI веке можно наблюдать последствия подобных действий, отразившихся в возрождении колониальной зависимости некоторых государств от ведущих стран мира. Подобное «возрождение» колониальной системы принято назвать неоколониализмом. [1] [2]
Актуальность проводимого исследования обусловлена аугментацией глобализации неоколониализма в 21 столетии ведущими странами мира в контексте эскалации «Украинского кризиса», ставшего драйвером для начала «Нигерийского кризиса» в 2023 году.
Изученность проблемы:
Анализ неоколониализма 21 века представлен в работе следующих авторов: Сироткина А.И., Альпидовская М.Л. [1], Байрамова Л. [2], Дубровин М.А. [3], Морозенская Е.В. [4].
Фундаментальный анализ природы и последствий «Украинского кризиса» и «роль» в нём стран блока «НАТО» и Евросоюза представлены в исследованиях следующих авторов: Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. [7], Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р. [8], Шабловский, В. С. [12].
Влияние экономико-политического соперничества стран блока «НАТО» и Евросоюза с Российской Федерацией, вызванного эскалацией обострения «Украинского кризиса» на мировую экономику, представлены в работах следующего перечня авторов: Гераськина А.Р. [9], Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци. [10], Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. [11], Кудряшов А.А., Королев А.А [13], Городнова Н.В., Домников А.Ю. [14], Зимовец А.В., Климачев Т.Д. [15].
Проблематикой представленного научного исследования является полномасштабное возрождение колониальной системы в текущем столетии и влияние на неё обострения мировой геополитической обстановки в 2022 году на примере «Нигерийского кризиса».
Целью данной работы является оценка современного состояния неоколониализма с учетом изменений мировой геополитической обстановки. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующий перечень задач:
1. Проанализировать состояние системы неоколониализма XXI века, выявив главные отличительные особенности стран-колоний XXI века.
2. Выявить государства «Африканского союза», подвергающиеся неоколониальному воздействию на начало 2023 года.
3. На основе ранее рассмотренных данных, провести анализ состояния неоколониализма XXI века на 2023 год.
Научной новизной проводимого исследования является анализ изменения неоколониальной политики в текущем столетии, выявление государств, подвергающихся неоколониальному давлению и анализ влияния эскалации «Украинского кризиса» в начале 2022 года на состояние новой колониальной системы.
В проводимой работе авторами выдвинута гипотеза о кардинальной конверсии системы неоколониализма в текущем столетии и о формировании «коалиций» и собственных «стилей» неоколониальной политики большинством ведущих стран мира.
В проводимом исследовании коллектив авторов использует следующие научные методы: индуктивный метод, метод изучения информационных материалов, аналитический метод, метод статистического анализа.
Анализ состояния системы неоколониализма XXI века.
В настоящие время неоколониализм представляет собой политику, нацеленную на экономическую экспансию стран третьего мира (преимущественно бывших колоний) с целью создания «сырьевых придатков» и последующего приобретения у них экономических ресурсов, преимущественно в необработанном виде, для поддержания (усиления) своей экономики на макроуровне. [3] [4] Что касается текущего состояния стран «банановых республик» (так партикулярно принято называть страны – сырьевые придатки, подвергающиеся колоссальному экономико-политическому давлению от «новых» колонизаторов), то их состояние в подавляющим большинстве случаев можно охарактеризовать следующими особенностями:
– Экспорт и импорт. Экспортируемый из представленных государств товарный поток в большинстве случаев однороден (например, руды, зола, топливо минеральное, нефть и т.д.) и несмотря на свою ценность для развитых стран, он сам по себе не в состоянии обеспечить удовлетворение жизненных потребностей граждан стран-экспортёров. В свою очередь, импортируемые ресурсы в рассматриваемые государства «жизненно необходимы» для нормального функционирования их финансовых систем (например, злаки, фармацевтическая продукция, средства наземного транспорта и т.д.). Фактически страны – новые колонии становятся «заложниками» товарооборота со своими новыми колонизаторами и в случаи отказа поставлять свои природные ресурсы по демпинговым ценам они могут подвергнуться секвестированию поставок необходимых товаров, что может вызвать нестабильность в экономике и «волнение» среди своего населения в связи с колоссальной экономической аддикцией национальной финансовой системы от импорта. Упомянутая политическая нестабильность, вызванная сокращением поставок определённого перечня экономических ресурсов, при партикулярном протекционизме стран, взявших курс на возрождение колониализма, может привести к смене политического руководства на более лояльное правительство, поддерживающее проприетарное положение своей страны, в политике которой превалирует мнение иностранных государств.
– Отсутствие стран союзников. Данный фактор объясняется тем, что определённый перечень постколониальных государств, опасающихся политико-экономического курса, придерживаемого рядам стран, в основе которого лежит неоколониализм, стали создавать международные межправительственные организации с целью защиты своих суверенных интересов. К таким организациям относиться ОПЕК и некоторые страны ОПЕК+. При таких условиях новым колонизаторам становится практически невозможно оказать на них какое-либо релевантное давлении. Напротив, такие страны в состоянии оказать экономическое давлении на своих «противников».
– Низкий военный потенциал и отсутствие ядерного оружия. Данный фактор обусловлен слабой экономикой на макроуровне. В связи с этим предполагаемое государство не способно поддерживать стабильную внутреннею политическую обстановку (чаще всего на вооружении предполагаемого государства находится малочисленное, катастрофически устаревшее оборудование), что способствует появлению различных радикальных группировок внутри государства. Отсутствие в «ядерном клубе» является следствием выше сказанного и не позволяет государству оказывать серьезное противодействие вмешательству в свои внутренние интересы других иностранных государств.
– Низкая легитимность правительства. Низкая легитимность (в некоторых случаях кризис власти) действующего правительства обусловлена самой квинтэссенции неоколониализма. Так, в некоторых случаях «шаткое» положение правительства страны спровоцировано сфальсифицированными выборами государствами, заинтересованных в приведении к власти в предполагаемой стране «своих сторонников» с целью дальнейшего, выгодного (в одностороннем порядке) торгового сотрудничества (данный стиль возрождения колониализма применяется странами, входящими в Евросоюз). В других случаях нестабильность в легитимности правительства страны обусловлено в намеренном её «подрыве» с целью начала политического кризиса в предполагаемом государстве и на этой почве закупке по демпинговым ценам у «политических группировок» (в некоторых случаях террористических) рассматриваемой страны экономических ресурсов (сырья), месторождения по добыче которого они контролируют. В определённых случаях закупка ресурсов может осуществляться как у официального правительства, вынужденного пойти на продажу полезных ископаемых по критично низким ценам, в связи с политической обстановкой в стране вынужденно заняв рецептивную позицию, так и у оппозиционных сил на данный промежуток времени контролирующих месторождения полезных ископаемых (данный стиль применяется правительством США).
– Доминирование в стране иностранных, транснациональный корпораций. Во многих случая, правительства стран оккупируют предполагаемую новую «колонию» посредством использования своих транснациональных компаний. Так, крупные компании фактически «захватывают» месторождения природных ресурсов (например, арендуя их у правительства по заниженным ценам), получая неограниченный доступ к природным ископаемым рассматриваемой «банановой республики» (примером таких транснациональных компаний может являться Shell plc).
– Неспособность самостоятельно принимать решения и высокая степен аддикции национальной экономики от иностранного капитала. Представленный фактор обусловлен открытой зависимостью от своих новых колонизаторов. В результате правительство страны фактически полностью утрачивает национальный суверенитет и в связи с этим возможность иметь свой политический курс. Под давлением других стран оно вынуждено принимать экономико-политические решения в ущерб своей национальной экономике или политическим взглядам. Достаточно часто такие государства следуют за более «сильными» странами (своими неоколонизаторами) добровольно. Данные действия приводят к абсолютной зависимости национальной экономики от стран, взявших курс на возрождение колониализма.
– Присутствие достаточно крупного контингента мировых террористических организаций в стране. Многие мировые радикальные бандформирования так же стремятся воспользоваться «слабостью» государства и извлечь свою выгоду (вербовка новых последователей, добыча и продажа природных ресурсов и т.д.). Данный фактор не обязателен, однако может привести к относительно законной интервенции других стран. Партикулярно представленные действия направлены на эксплуатацию ресурсов страны.
Практически все представленные ранее факторы в некоторых случаях, за исключением последнего, являются характеристиками государств-неоколоний и могут являться их отличительными чертами в случае наличия их в совокупности (присутствия одновременно всех перечисленных особенностей).
Стоит отметить, что на сегодняшний день государства, подвергающиеся неоколониальному давлению, имеют между собой различия. Данные отличия обусловлены в степени оказываемого на них экономико-политического давления. В связи с этим, определённые государства, относящиеся к перечню новых колоний, могут иметь ограниченную самостоятельность в принятии политических решений.
Как можно видеть, неоколониализм XXI века, имеет высокую степень сингулярности от общепринятой колониальной политике. Квинтэссенция представленных понятий сводится к усилению экономики страны-колонизатора посредством эксплуатации природных ресурсов страны-колонии.
Рассматривая современное состояние неоколониализма, можно заметить, что на 2023 год он приобрёл кардинально другие формы по сравнению с моментом своего зарождения. В настоящее время страны, нацеленные на восстановление колониальной системы, образуют между собой союзы для повышения эффективности своих действий (у каждого подобного союза есть свой «стиль», которого они придерживаются для достижения свих целей).
На сегодняшний день в мире доминирует два подобных кондоминиума: страны Евросоюза и «Азиатский союз». При этом стоит упомянуть, что на геополитическом уровне присутствует «третья сила», к которой относиться США.
В новой колониальной системе можно наблюдать следующую ситуацию. Страны ЕС пытаются восстановить влияние над потерянными в прошлом веке территориями, относящимися к их бывшим колониям. В свою очередь, государства, доминирующие в Азии (преимущественно Китай и Индия), пострадавшие от подобных действий стран Европы, пытаются не допустить прогредиентно возрождающийся эпохи неоколониализма, экономически поддерживая страны, подвергающиеся экономико-политическому давлению со стороны Евросоюза. В рассматриваемой ситуации Соединенные Штаты Америки придерживаются политики «выгодной торговли». США стремится возродить колониализм в XXI веке, однако, пользуясь противостоянием ЕС и КНР в этом вопросе, стремится получить максимальный профицит посредством покупки природных ресурсов по демпинговым ценам у стран третьего мира, в которых из-за противостояния стран ЕС и Азии наблюдается нестабильная политическая и экономическая ситуация.
Анализ государств «Африканского союза», подвергающихся неоколониальному воздействию на начало 2023 года.
Для выявления стран-неоколоний из стран «Африканского союза» необходимо рассмотреть детально их торговые связи и политическую самостоятельность. (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные торговые партнеры стран предположительно неоколонйи из «Африканского союза» на 2022 год
Table 1
The main trading partners of the countries are supposedly neocolonies from the "African Union" for 2022
Общепринятое
название
|
Экспорт
страны
|
Импорт
страны
|
Товарный
поток экспортируемый из страны
|
Товарный
поток, импортируемый в страну
|
Год
отчетности
|
Ключевая
ставка на 14.09.2023
|
Гамбия
|
Мали
с долей 44% (11,8 млн US$)
Китай с долей 29% (7,67 млн US$) Сенегал с долей 10,9% (2,88 млн US$) |
Того
с долей 25% (180 млн US$)
Кот-д`Ивуар с долей 12,3% (87 млн US$) Китай с долей 7,61% (53 млн US$) |
45%
(12 млн USD): Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки;
битуминозные вещества; воски минеральные
14,1% (3,72 млн USD): Злаки 10,7% (2,83 млн USD): Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж |
38%
(272 млн USD): Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки;
битуминозные вещества; воски минеральные
10,6% (75 млн USD): Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 7,91% (56 млн USD): Злаки |
2021
|
17
|
Гана
|
Китай
с долей 16,7% (2,8 млрд US$)
Швейцария с долей 14,7% (2,46 млрд US$) Индия с долей 14,1% (2,38 млрд US$) |
Китай
с долей 18,1% (1,89 млрд US$)
США с долей 9,35% (976 млн US$) Великобритания с долей 6,56% (685 млн US$) |
36%
(6,19 млрд USD): Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или
полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные
драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты
31% (5,31 млрд USD): Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 16,1% (2,71 млрд USD): Какао и продукты из него |
16,2%
(1,69 млрд USD): Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или
трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности
13% (1,36 млрд USD): Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части 6,56% (685 млн USD): Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая |
2019
|
30
|
Малави
|
Бельгия
с долей 13,7% (138 млн US$)
Индия с долей 7,57% (76 млн US$) Танзания с долей 7% (70 млн US$) |
Китай
с долей 18,2% (560 млн US$)
ЮАР с долей 17,7% (546 млн US$) ОАЭ с долей 9,27% (285 млн US$) |
44%
(450 млн USD): Табак и промышленные заменители табака
15,6% (157 млн USD): Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж 7,61% (76 млн USD): Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности |
9,19%
(282 млн USD): Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические
устройства; их части
9,11% (280 млн USD): Удобрения 8,4% (258 млн USD): Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 8,06% (247 млн USD): Фармацевтическая продукция |
2021
|
24
|
Мозамбик
|
Индия
с долей 21% (1,74 млрд US$)
ЮАР с долей 13,5% (1,12 млрд US$) Великобритания с долей 11,9% (985 млн US$) |
Южная
Корея с долей 32% (4,69 млрд US$)
ЮАР с долей 15,6% (2,28 млрд US$) ОАЭ с долей 9,99% (1,46 млрд US$) |
50%
(4,2 млрд USD): Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки;
битуминозные вещества; воски минеральные
22% (1,82 млрд USD): Алюминий и изделия из него 6,84% (565 млн USD): Руды, шлак и зола |
31%
(4,68 млрд USD): Суда, лодки и плавучие конструкции
19% (2,79 млрд USD): Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные |
2022
|
17,25
|
Как можно видеть из представленных данных, государства Гамбия, Гана, Малави и Мозамбик можно отнести к странам неколониям (преимущественно высокие ключевые ставки на инвариантном уровне и признаки стран – сырьевых придатков на основе торговых связей). В большей степени из них выделяется Гамбия и Мозамбик. Это связанно с катастрофически низкой легитимностью действующего правительства. В Гамбии в 2022 году можно было наблюдать попытку государственного переворота, а в Мозамбике на 2023 фактически идет гражданская война – «Исламистский мятеж в Мозамбике».
Заслуживает внимания тот факт, что представленный перечень стран слабо отображает степень аугментации неоколониализма на 2023 год. Финансовые показатели многих стран Африки имеют признаки номинальности. Фактически, правительства государств со слабой экономикой стремятся формально продемонстрировать финансовую стабильность, искажая реальные данные. Например, они провоцируют увеличение подавленной инфляции, выраженной в дефиците продукции, или удерживают ключевую ставку на уровне «Европейских стран», практически всегда отдавая приоритет компаниям или физическим лицам, находящимся под патернализмом действующего правительства.
Как можно видеть определенное количество стран «Африканского союза» на 2022 год транспарентно находится под экономико-политическим контролем ведущих стран мира. Стоит отметить политику ЮАР, которая нацелена на усиление своих позиций на Африканском континенте с помощью сотрудничества со странами-неоколониалистами. Для этого рассматриваемая страна оказывает содействие в давлении на суверенитет других Африканских стран (похожей политики придерживается Нигерия).
Анализ состояния неоколониализма XXI века на 2023 год
В первой половине 2022 года можно было наблюдать акселерацию аугментации контроверзы между Североатлантическим Альянсом и Европейским союзом с Российской Федерацией вследствие усугубления «Украинской проблемы» [7] [8] [9], приведшей фактически к разрыву политических и экономических связей между враждующими сторонами. [10] [11] [12]
Рассматривая влияние обострившейся мировой геополитической обстановки в следствии эскалации «Украинского кризиса» [13] [14] [15] на неоколониализм XXI века, можно предположить, что нестабильность на геополитическом уровне фактически «раскачала» систему неоколониализма. Примером может служить «Нигерийский кризис 2023 года».
Нигерийский кризис в 2023 году стал следствием государственного переворота в Нигере. Генерал армии Нигера Абдурахаманом Чиани 26 июля 2023 года, при помощи солдат национальной гвардии страны, арестовал президента государства Мохамеда Базума (являющегося прозападным политическим лидером) и объявил о создании «национального совета по защите Родины» при своём протекционизме. Государственный переворот на сегодняшний день транспарентно подержали следующие страны: Буркина-Фасо, Мали и Гвинея (в данных странах относительно недавно так же была осуществлена смена власти военным путём). В свою очередь, «осудили» арест Мохамеда Базума практически все остальные станы «Африканского союза».
Возвращаясь к экономической составляющий данного вопроса, необходимо рассмотреть рыночную конъюнктуру Нигера на примере торговых связей (экспорт/импорт).
В основном экспорт Нигера на 2022 год состоял из следующего перечня товаров:
– 31% (134 млн USD) – Руды, шлак и зола
– 28% (121 млн USD) – Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные
– 16,7% (70 млн USD) – Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты
Основными же составляющими импорта являются:
14,5% (547 млн USD) – Злаки
11,4% (433 млн USD) – Летательные аппараты, космические аппараты, и их части
9,27% (350 млн USD) – Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части
9,02% (341 млн USD) – Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности
7,64% (288 млн USD) – Изделия из черных металлов
Как можно видеть из представленных данных (см. табл. 2), в основном Нигер экспортировал товары во Францию (Нигер обеспечивал 15-17% поставок урана французским атомным электростанциям) и соседние страны. В свою очередь основной импорт получая из Китая, Франции и Индии.
Таблица 2
Основные торговые партнёры Нигера по состоянию на 2022 год
Table 2
Niger's main trading partners as of 2022
Основные
направления экспорта Нигера в 2022 году
|
Стоимость
экспорта из Нигера в страну партнёра в млн US$ (% доля)
|
Основные
направления импорта товаров в Нигер в 2022 году (% доля)
|
Стоимость
импорта в Нигера из страны партнёра в млн US$ (% доля)
|
Франция
|
140
млн US$ (33%)
|
Китай
|
904
млн US$ (23%)
|
Мали
|
79
млн US$ (18,7%)
|
Франция
|
794
млн US$ (21%)
|
Нигерия
|
67 млн US$
(16%)
|
Индия
|
387
млн US$ (10,2%)
|
ОАЭ
|
37
млн US$ (8,9%)
|
Нигерия
|
289
млн US$ (7,66%)
|
ЮАР
|
29
млн US$ (6,98%)
|
Германия
|
192
млн US$ (5,08%)
|
Буркина-Фасо
|
16,1
млн US$ (3,82%)
|
Таиланд
|
141
млн US$ (3,74%)
|
Бенин
|
16,1
млн US$ (3,8%)
|
США
|
120
млн US$ (3,19%)
|
Гана
|
12,5
млн US$ (2,95%)
|
Пакистан
|
94
млн US$ (2,5%)
|
Чад
|
7,88
млн US$ (1,86%)
|
ОАЭ
|
93
млн US$ (2,48%)
|
США
|
4,09
млн US$ (0,98%)
|
Япония
|
67
млн US$ (1,77%)
|
Данные показатели, наряду с низкой легитимностью власти в рассматриваемом государстве, позволяют сделать вывод, что на 2022 год данная страна может являться примером неоколонии.
Фактически, Нигер являлся одним из многочисленных государств, где столкнулись интересы Европы и Азии (однако, США имели низкую степень влияние на него).
После государственного переворота, повлекшего начало «Нигерийского кризиса», новое правительство (имеющее признаки военной хунты), разорвало торговые отношения с Францией, нанеся ей существенный экономический урон.
Анализируя предполагаемого бенефициара государственного переворота в Нигере, можно предположить, что им являются США. Этому свидетельствуют следующие факты:
– Кризис власти. Политическая нестабильность в Нигере ставит под угрозу проект по создания трубопровода "Транссахара". По представленному трубопроводу планировалось транспортировать нигерийский газ через Нигер и Алжир в ЕС. В случае срыва данного проекта (как и в случае со взрывами на газопроводах "Северные потоки") выиграет правительство Соединённых Штатов Америки, поскольку сможет увеличить своё политическое влияние на Европу посредством экономического давления, являясь одним из важнейших поставщиков газа.
– Перспективы дешёвых ресурсов. Правительство США, как было сказано ранее, достаточно часто совершает покупку природных ресурсов у различных политических группировок (в стране, где наблюдается кризис власти), на тот момент контролирующих места их добычи. В Нигере ситуация крайне непростая. Формально, находящиеся у власти военные не в состоянии контролировать всю территорию страны, значимая часть которой находится под контролем неправительственных сил (большинство из которых имеет признаки террористических бандформирований). Сотрудничество с ними, в перспективе, может принести США дешёвые ресурсы (которых лишилась Франция) со всеми вытекающими последствиями.
– Большая война чужими руками. Африканские сраны, в большинстве случаев, заняли нейтральную позицию в отношении эскалации «Украинского кризиса» в 2022 году. Лидеры ЕС так же мало заинтересованы в поддержке политических амбиций США. В случае, если государства Африки, обещающие начать военную интервенцию в Нигер (при условии отказа мятежников восстанавливать Мохамеда Базума в правах президента страны) выполнят свою угрозу, то начнётся военное противостояние государств, поддерживающих Мохамеда Базума с Буркина-Фасо, Гвинея и Мали, симпатизирующих Абдурахамана Чиани. В этом случае кризис власти может «вспыхнуть» во многих станах Африки, лишив страны ЕС колоссального количества экономических ресурсов и позволив США (посредством сотрудничества с различными неофициальными политическими и религиозными группировками) получить не только потерянные странами Европы ресурсы, но и «захватить» месторождения нейтральных стран, в которых начнётся политическая нестабильность. Данные действия позволят США экономически «шантажировать» страны ЕС и вынудить их усилить свою поддержку позиции США в «Украинском кризисе».
– Ослабление влияния ведущих стран Азии на Африку. При условии начала глобального «Африканского кризиса», обусловленного военным противостоянием стран Африки, такие государства как Китай и Индия потеряют влияние на рассматриваемый континент.
На основе изложенных ранее фактов, можно сделать вывод, что в перспективе трансформация мировой неоколониальной системы может привести к политическому кризису на Африканском континенте. Упомянутая нестабильность на геополитическом уровне между африканскими государствами может стать драйвером для начала глобальной «Африканской войны». В представленном военном противостоянии, вероятно, не будет явных сторон конфронтации. Фактически, прогнозируемые военные действия можно будет сравнить с глобальной гражданской войной с иностранной интервенцией, которую описывает следующее словосочетание – «все против всех».
Заключение
В заключение можно сказать, что обострение мировой геополитической обстановки в 2022 году, оказало трансформирующее влияние на систему неоколониализма XXI века. В результате нестабильности на Африканском континенте, в следствии начала глобального политического и экономического противостоянии стран блока «НАТО» и ЕС с Российской Федерацией, государства Евросоюза начали терять контроль над своими новыми странами-колониями. В свою очередь, правительство Китая на 2023 год взяло курс на сохранение имеющихся торговых отношений со станами Африки. США в настоящее время нацелены на «раскачивание лодки» новой колониальной системы с целью начала «большой Африканской войны» рассчитывая вытеснить все ведущие страны мира из Африки и эксплуатировать экономические ресурсы африканского континента, став единственным неоколонизатором. В случае успеха, Соединенные Штаты Америки смогут оказывать давление не только на страны ЕС, но и на государства Азии, многие из которых в настоящее время отказываются признавать патернализм США.
Источники:
2. Bayramova L. Modernləşməyə dair imperializm və neokolonializm nəzəriyyələri // Metafizika. – 2022. – № 5(20-4). – p. 174-186. – doi: EQMQVZ.
3. Дубровин М. А. Воздействие глобального неоколониализма на функцию обеспечения национальной безопасности. / Проблемы региональной и глобальной безопасности в современном мире : материалы II международной научно-практической конференции преподавателей и студентов, Владимир, 24 апреля 2019 года. - Владимир: ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимирское книжное издательство Собор, 2019. – 29-36 c.
4. Морозенская Е. В. Новый регионализм в Африке: форма приспособления к глобализации или попытка противодействия современному неоколониализму? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2019. – № 4. – c. 209-227. – doi: 10.23932/2542-0240-2019-12-4-209-227.
5. TrendEconomy - Портал открытых данных. [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/ (дата обращения: 01.09.2023).
6. Take- profit.org - Портал открытых данных. [Электронный ресурс]. URL: https://take-profit.org/ (дата обращения: 01.09.2023).
7. Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. Россия и Украина: возможности и угрозы // Экономические отношения. – 2016. – № 4. – c. 132-143. – doi: 10.18334/eo.6.4.37382.
8. Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. Россия и Украина: вместе или порознь? // Экономические отношения. – 2016. – № 2. – c. 33-41. – doi: 10.18334/eo.6.2.37311.
9. Гераськина А.Р. Влияние антироссийских санкций на мировую экономику и современные международные экономические отношения // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 221-236. – doi: 10.18334/eo.13.2.117900.
10. Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци Международный трансфер технологий в Российской Федерации и его перспективы в современных условиях санкционных ограничений // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2169-2192. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.
11. Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России: поворот начала 2022 года // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 367-388. – doi: 10.18334/eo.12.3.115086.
12. Шабловский В. С. Отношения России и НАТО в контексте кризиса на Украине // Постсоветские исследования. – 2019. – № 2. – c. 1032-1041.
13. Кудряшов А.А., Королев А.А. Анализ и оценка тенденций мировых биржевых индексов в контексте эскалации украинского кризиса // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – doi: 10.18334/eo.13.4.118971.
14. Городнова Н.В., Домников А.Ю. Влияние финансовых санкций на регулирование внешнеэкономической деятельности России // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 215-234. – doi: 10.18334/eo.12.2.114676.
15. Зимовец А.В., Климачев Т.Д. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики // Экономические отношения. – 2023. – № 1. – c. 181-202. – doi: 10.18334/eo.13.1.117207.
Страница обновлена: 13.08.2024 в 17:56:28